Перед тобой логогрифы образованные разными способами закрась цветными карандашами три группы

Загадки-логогрифы-1

Логогриф – это загадка, по условиям которой при отбрасывании в исходном слове одной буквы (нескольких букв) либо добавлении к нему буквы (нескольких) получается новое слово.

1. О добавив к сотне лет,
Отгадать прошу я вас
Это что: у рыбы нет,
А человек закроет глаз?

2. Для перевозки из порта в порт
Судно товар принимает на борт.
К спецпомещенью добавь букву О –
Зеркалом с тумбочкой стане оно.

3. На нём играет пианист.
Играл Шопен и Ференц Лист,
Без Я – любой актёр играет,
Её в спектакле исполняет.

4. В этом слове – тишина,
Плещет сонная волна,
Шепчут тихо камыши:
«Порыбачишь от души!».

Без последней буквы слово
Получает смысл новый:
Там работает народ –
Сверлит, точит и куёт.

5. К торжественному крику
Лишь Л добавь, мой друг, —
В России будут горы,
Что с севера на юг.

6. Я полноводная! Представь,
Россия вся гордится мной.
А предо мной союз поставь,
Я стану птицею лесной.

7. Я — морской огромный рак.
К добавь и стану так
Летним вечером летать,
И пищать, и всех кусать.

8. К синониму ДОРОГА
Прибавь союз. И что ж?
Он сразу стал притоком
Реки с названьем Сож.

9. Я — и дзюдо, и бокс, футбол,
И волейбол, и баскетбол.
А С отнимешь впереди —
В меня судами заходи.

10. В кровеносный сосуд
Ты предлог помести —
И ручьи побегут,
Будут вишни цвести.

Ответы: 1. ВЕК – ВЕКО. 2. ТРЮМ – ТРЮМО. 3. РОЛЬ – РОЯЛЬ.
4. ЗАВОДЬ – ЗАВОД. 5. УРА – УРАЛ. 6. ВОЛГА – ИВОЛГА.
7. ОМАР – КОМАР. 8. ПУТЬ — ИПУТЬ. 9. СПОРТ — ПОРТ.
10. ВЕНА — ВЕСНА.

Источник

Путешествие в страну загадок. Логогрифы

Логогриф – это загадка, по условиям которой при отбрасывании в исходном слове одной буквы (нескольких букв) либо добавлении к нему буквы (нескольких) получается новое слово.

К какому сооружению нужно прибавить «А»,
чтобы получить название большрой быстрой реки?

Я укрываю самолёты,
Когда кончаются полёты,
Но ты поставь союз за мной
И стану бурной я рекой.

Я – учёный важный кот,
Я смотрю на небосвод.
Всё на звёзды я гляжу,
Что увижу – вам скажу.
Приставь ты букву впереди,
Вот что увидишь – погляди.
Превращусь я в магазин
С большим количеством витрин.

С буквой «А» — мельчайшая частица,
Без буквы «А» — книга.

С буквой «А» большущий бак
Превратился вдруг в ….
(Юрий Чистяков)

Если «А» добавим в брак –
Дом получим мы — ….
(Юрий Чистяков)

«О» добавив к сотне лет,
Отгадать прошу я вас
Это что: у рыбы нет,
А человек закроет глаз?
( Валентина Черняева)

В кровеносный сосуд
Ты предлог помести —
И ручьи побегут,
Будут вишни цвести.

С буквой «С» — время года,
Когда оживает вся природа,
Без буквы «С» — город, воспетый
В вальсах композитора Штрауса.

Я похож на быка,
И известен я всем.
Но прибавьте мне «К» —
И я сам себя съем.

Могучая река меж берегов струится,
Но «И» к реке прибавь,
Вспорхнёт над нею птица.

Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной.
А если букву мне прибавишь,
Я птицей сделаюсь лесной.

Я полноводная! Представь,
Россия вся гордится мной.
А предо мной союз поставь,
Я стану птицею лесной.

Какого хищника надо лишить одной буквы,
чтобы он стал домашним животным?

Она не грач с вороной, но
Семейство всё-таки одно.
И если птице той, мой друг,
Ты мягкий знак добавишь вдруг,
То моментально эта птица
В морской окатыш превратится.

Я всем известный плод
Тропических широт.
Прибавьте мне союз –
И сразу я взорвусь!

Я плод заморского растения
И минерал для украшения.
Но букву «А» поставьте рядом,
И стану разрывным снарядом.

С буквой «Г» — вас громом напугает,
А без «Г» — на клумбе расцветает.

Мы громко «га-га-га» кричим
И ковыляем так комично.
Но встань нам «Л» — и зазвучим
Тогда мы очень мелодично.

Мы громко резким голосом кричим
И ковыляем так комично.
Но встань нам «Л», и зазвучим
Довольно мелодично.

Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично.
Но вставь нам «Л» — и зазвучим
Довольно мелодично.

С буквой «А» французский Жан
Ходит в форме – он ….
(Юрий Чистяков)

В этом слове – тишина,
Плещет сонная волна
Шепчут тихо камыши:
«Здесь рыбалки хороши».
Мягкий знак сбрось в конце слова
И получишь смысл новый:
Здесь работа шумная,
Дружная и умная.

В этом слове – тишина,
Плещет сонная волна,
Шепчут тихо камыши:
«Порыбачишь от души!».
Без последней буквы слово
Получает смысл новый:
Там работает народ –
Сверлит, точит и куёт.

Мы взрослых и детей
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставишь «Т»,
Мы всех ужасно напугаем.

Мы всех – и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем.
Но нам прибавь в начале букву «Т»,
Тогда мы всех их испугаем.

Рос, наклоняясь у воды,
Шумел я деревом простым,
Но вы в конце добавьте «Н» —
Я стану именем мужским.

Читайте также:  Вросший ноготь лечение народными способами

На дне реки в прохладной тьме
Скрывалась я века.
Но вот ты «Н» прибавил мне –
И я уже – река.

По морю двигаюсь я вплавь,
Хвостом хоть лодку опрокину,
Но букву «Р» в меня прибавь –
И сразу островом застыну.

Я мал, и невелик мой вес,
От ветра в поле я качаюсь.
Но если мне прибавить «С»,
То я в гиганта превращаюсь.

Я мал, и невелик мой вес,
От ветра в поле я качаюсь.
Но если мне прибавить «С»,
Я в великана превращаюсь.

Не то чтоб видом страшен и сердит,
Однако сплошь и рядом он зудит.
А если внутрь добавить букву «Ш»,
То станет жизнь совсем нехороша.

Древесному стволу защиту я даю.
Впиши мне в середине «Б», и я убью.

Он самый-самый главный,
Но вдруг пропала буква,
Что следом за заглавной.
Поникло войско тут в тоске,
И стилем вождь плывёт в реке.

На нём играют теннисисты.
Попробуй букву «Р» убрать,
И вот домашний эверь пушистый
Мурлычет, вспрыгнув на кровать.

С буквой «К» бери меня на покос,
А без «К» — ужалю в нос.

Смотрите, вот так смехота.
«Р» свалилась на кота.
И теперь уже не кот
Роет здесь подземный ход.

Его откроешь – и вода
Из него польётся.
Добавишь «Э» — и тогда
В кинотеатре он найдётся.

Если к слову «кран»
Добавить букву вам,
То превратится кран
В большой цветной ….

Остров я на Средиземном море,
Но попробуйте букву «Р» отнять –
И тотчас же в морском просторе.
Стану я фонтаны вверх пускать.

С буквой «Р» — подземный житель,
Без неё – мышей любитель.

Если я без буквы «З» —
Мех находится на мне.
А когда я с буквой «З»,
То меха уже во мне.

С буквой «М» — нам светит с потолка,
А без «М» — звериная «рука».

Муха – уха – ха – а

Всегда из четырех частей я составляюсь
И кровию людей, как хищный зверь, питаюсь,
Когда ж ты голову отнимешь от меня,
Питаю я тебя, янтарностью маня.
А если ты меня разделишь пополам,
Вторую часть мою я в смех тебе отдам.
Когда же только хвост один ты мой возьмешь,
То в азбуке и даже здесь найдешь.

Жестокостью известный встарь,
Пред вами древних римлян царь.
Откиньте «Р», и разом —
Он станет просто газом!

Несёт меня с трудом старик,
Но если «Ю» прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт.

Я тяжела, сознаюсь, да.
Но если «Ю» прибавить, вмиг
Придёт к тебе на помощь тот,
Кто без труда меня несёт.

Какому морскому животному
Надо прибавить одну букву,
Чтобы оно стало насекомым?

Я в синем море под волнами
Ползу тихонько иль лежу,
Но с «К» я в летний день над вами
Порой назойливо жужжу.

Я — морской огромный рак.
«К» добавь и стану так
Летним вечером летать,
И пищать, и всех кусать.

Город за Уралом,
Но с «Т» перед началом
Совсем другой я город,
Хотя и в тех просторах.

Не хотим, чтоб наш очаг
С буквой «Б» попал в ….
(Юрия Чистяков)

Так назовём два одинаковых предмета
Или людей, когда они вдвоём.
Ты букву «Т» добавь, и станет слово это
Обычным ученическим столом.

В июле в рожь войдите –
Живёт в гнезде там птица.
Вы ноту только отнимите,
В золу вдруг птица превратится.

Я ношусь в морях воздушных,
А отнимешь букву «И» —
По реке пойду послушно
И с товаром, и с людьми.

С «П» — в полях пашу и сею,
На работах быстр и спор,
А без «П» — я зеленею,
Расстилаюсь, как ковёр.

И по реке, и по пруду
Плыву я в тихую погоду,
А с буквой «И» легко веду
Стальную птицу к небосводу.

Ты через реку переправишь
На мне людей и скот, и груз,
Но если «И» в меня ты вставишь,
То я на воздух подымусь!

С буквой «А» — в шкафу я, на стене,
Без неё – в сраженьях на войне.

Вот так чудо из чудес:
Повстречался с буквой «С»
Путник – и в космической дали
Тут же полетел вокруг Земли.

К синониму ДОРОГА
Прибавь союз. И что ж?
Он сразу стал притоком
Реки с названьем Сож.

Я смерть и разрушенье сею,
Несу я гибель в дни войны.
Но «О» прибавь, и я повею
Покоем мирным тишины.

Я смерть с безумным гулом сею,
Я сею гибель в дни войны.
Но «О» прибавь, и я повею
Покоем мирным тишины.

Букву «Д» на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда –
То и дело ….

С буквой «Б» работал рак,
Получился только ….

Кто части мотоцикла знает,
Тот это слово разгадает.
А если букву «Д» прибавить,
На сцене можно будет ставить.

В океанах я бываю,
Корабли там разбиваю,
Если ж букву приписать,
Стану в воздухе летать.

Читайте также:  Способ установления значимости чего либо для организации

Без буквы «Г» — цветок,
А с буквой «Г» — явление природы.

От вас, мои отгадчики,
Я ничего не скрою:
Цветок – вот слово первое.
А чтоб найти второе,
Поставим букву спереди –
И сменим ударение.
В ответе – атмосферное
Получится явление.

Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухаю.
Но «Г» приставишь впереди –
И в небе я загромыхаю.

Сорвём цветок – прекрасный, но с шипами,
Поставим в вазу, пусть украсит дом.
Добавим букву «Г» — и вот над нами
Уже бушуют молнии и гром.

Буква «К» к монтёру – прыг!
Там в кармане – ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили ….

Ко рту приставьте букву «К» —
И вы получите зверька.

На нём играет пианист.
Играл Шопен и Ференц Лист,
Без «Я» – любой актёр играет,
Её в спектакле исполняет.

С буквой «В» — я часть рубашки,
А без «В» — я часть Наташки.

Я – важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится.
Но вставленная буква «Б» одна,
Меняет слова смысл – я денежная единица.

С буквой «К» — плюёт на червячка,
А без «К» — на кончике крючка.

Я – химический элемент.
В природе часто я встречаюсь,
Но если букву в меня вставить,
То животным назовёшь.

Я — и дзюдо, и бокс, футбол,
И волейбол, и баскетбол.
А «С» отнимешь впереди —
В меня судами заходи

Спорт – порт – спор

Я здоровью основа.
Слева букву возьми –
И морским стану словом;
Букву справа сними –
Я предмет увлеченья
На собраниях и прениях.

Я – синоним осьминога,
А без «С» — в метле нас много.

С буквой «Я» — это шторм, изверженье,
Наводненье, паденье кометы,
А без «Я» — то плоды вдохновенья,
Что нам дарят любовно поэты.

Рождаюсь на мебельной фабрике я,
И в каждом хозяйстве нельзя без меня.
Отбросишь последнюю букву мою –
Названье большому числу я даю.
От мебели первую букву отбрось –
И от огня моментально взорвусь.

С буквой «Б» я одноногий,
И стою я у дороги.
А без «Б» — ног аж четыре,
И стою в твоей квартире.

Я с полки книгу взял, прибавил букву «А»,
И стало вдруг мучительно обидно:
От книги не осталось и следа,
И даже в микроскоп не видно.

Для перевозки из порта в порт
Судно товар принимает на борт.
К спецпомещенью добавь букву «О» –
Зеркалом с тумбочкой стане оно.

К торжественному крику
Лишь «Л» добавь, мой друг, —
В России будут горы,
Что с севера на юг.

В планету поместите меру,
И ветер всколыхнёт всю атмосферу.
Такой, которого сильнее не найти:
Он всё сметает на пути.

Известное блюдо,
Когда ж прибавишь «М» —
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.

Известное я блюдо,
Но чуть прибавишь «М» —
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.

С буквой «Т» — это символ защиты,
А без «Т» — вам в тарелку налиты.

Кони быстры, кони прытки.
Я лежу на дне кибитки.
«М» прибавь, я закричу
И на облучок вскочу.

Источник

Разработка занятия «Занимательная грамматика» по теме «Игры со словами» (3 класс)

Разработка занятия «Занимательная грамматика» в 3 классе

по теме «Игры со словами»

1. Воспитывать любовь к знаниям, формировать желание найти ответ на какой-либо вопрос.

2. Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать свой лексический запас.

3. Учить детей самостоятельно организовывать свой досуг, познакомить с такими понятиями, как «анаграмма», «метаграмма», «логогриф», «шарада».

Образовательная: узнать новые понятия; выяснить, по какому принципу они составляются; научиться их разгадывать.
Развивающая: развивать навыки связной монологической речи; совершенствовать речевую культуру учащихся; способствовать развитию навыка работы в группе.

Воспитательная: создать условия, обеспечивающие формирование интереса к истории языка; способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Личностные : Учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Наглядность и оборудование : листочек со словами «актер», «крона», «парк», «сокол», «насос», таблички с понятиями «анаграмма», «метаграмма», «логогриф», «шарада».

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Учитель: В любой день, в любую погоду вам не придется скучать, ведь столько игр можно затеять в комнате, сидя за столом с друзьями. С некоторыми из этих игр я вас сегодня познакомлю.

— Кто знает, что такое «анаграмма»?

Это слово есть на доске, обратите внимание, как оно пишется. Давайте хором прочитаем.

Теперь прослушайте, что это такое. (Читает подготовленный ученик из словаря)

Анаграммы – это слова, полученные перестановкой букв в исходном слове. — Например, переставьте буквы в слове «лапша». Что может получиться?

Читайте также:  Основные способы эффективного слушания

— Правильно. Понятно, что такое анаграммы?

2. Игра в анаграммы.

Учитель: А теперь давайте поиграем в анаграммы. Я даю вам несколько слов и ваша задача – получить из каждого слова хотя бы одно слово, не выбрасывая ни одной буквы. Вы готовы?

крона – накор, коран, нарок

Учитель: Молодцы! Справились с заданием.

3. Анаграммы – загадки.

Учитель: Теперь переходим к следующему заданию, которое нам предложил профессор, ученый педагог С.А. Ишаков. А называется оно анаграммы – загадки. Давайте попробуем их разгадать:

1) Я – дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду. (Сосна-насос)

2) Вдоль по проволоке мчусь

А с конца меня прочтут,

Тигру я сродни. (Ток – кот)

3) Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной –

И найдешь меня в буфете. (Атлас – салат)

4) Задачу ты решишь свободно.

Я небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть можно, что угодно. (Нос – сон)

Учитель: Ребята, у меня есть для вас загадка: что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

-Правильно! А давайте немного поиграем. Игра называется «Чужой нос». Закройте глаза и попытайтесь дотронуться до своего носа. Получилось? Теперь, не открывая глаз, попытайтесь дотронуться до носа своего соседа!

Учитель: Теперь мы с вами рассмотрим следующее понятие – «метаграммы». Снова обратите внимание, как это слово пишется, давайте прочитаем его вслух, хором. (Читает из словаря подготовленный ученик).

Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой / звуком.

1) Когда я с «т», на мне плывут,

Когда я с «д», меня сорвут. (Плот-плод)

-Ребята, какая орфограмма есть в этих словах?

2) С «к» я в школе на стене,

Горы, реки есть во мне.

С «п» — от вас не утаю,

Тоже в школе я стою. (Карта-парта)

3) С «е» — я жаркая пора,

С «о» — настольная игра. (Лето-лото)

4) Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь, поставь меня в вазу.

Но с буквой «к» в огород я пойду,

И если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу! (Роза-коза)

— Молодцы! А сейчас я загадаю вам загадку:

Не корабль и не лодка,

Нет ни весел, ни паруса,

А плывет – не тонет. (Плот)

Учитель: Я смотрю, вы засиделись. Давайте проведем физкультминутку и немного разомнемся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Учитель: Итак, мы немного отдохнули, теперь переходим к следующей словесной игре. А называется она «логогриф» — это загадка, в которой задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления букв. В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные. Понятно, что такое логогрифы?

7. Игра в логорифы.

Теперь давайте поиграем:

1) Черные, кривые,

От рождения немые.

Сразу заговорят. (Буквы)

2) В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души! (Пенал)

3) Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Но «г» приставишь впереди,

И в небе я загромыхаю. (Роза-гроза)

4) Мы всех – и взрослых, и детей

В часы досуга развлекаем,

Но если к нам прибавить «т» —

Мы их ужасно испугаем. (Игры-тигры)

5) Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди союз прибавишь –

И стану птицей я лесной. (Волга-иволга)

Учитель: Ребята, кто-нибудь знает, что такое «шарады»? Это игра, в которой задуманное слово разделяется на несколько частей (обычно по слогам). В начале шарады каждый слог раскрывается в отдельности, а кончается она объяснением целого.

1) Мое начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной жужжит,

То сядет на цветок,

То снова полетит. (Шмель)

2) Слог первый мой – предлог,

Второй же – летний дом.

Решается с трудом. (Задача)

III . Заключительный момент.

Учитель: Игр со словами очень много. Играть в такие игры не только интересно, но и очень полезно: вы развиваете свое мышление, воображение, все то, из чего складывается ваш интеллект.

— Вам понравилось играть? Какие новые игры вы сегодня узнали?

Работа со смайликами.

– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались и хочется знать еще больше – зелёный смайлик.

– Если не было трудности, но были сомнения, понравилась работа– жёлтый смайлик.

– Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный смайлик.

Учитель: Закончить урок хочу такими строками:

Русский язык — самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Все эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет ваш класс,

И русский язык станет другом для вас!

ЕСТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы