Загадки-логогрифы-1
Логогриф – это загадка, по условиям которой при отбрасывании в исходном слове одной буквы (нескольких букв) либо добавлении к нему буквы (нескольких) получается новое слово.
1. О добавив к сотне лет,
Отгадать прошу я вас
Это что: у рыбы нет,
А человек закроет глаз?
2. Для перевозки из порта в порт
Судно товар принимает на борт.
К спецпомещенью добавь букву О –
Зеркалом с тумбочкой стане оно.
3. На нём играет пианист.
Играл Шопен и Ференц Лист,
Без Я – любой актёр играет,
Её в спектакле исполняет.
4. В этом слове – тишина,
Плещет сонная волна,
Шепчут тихо камыши:
«Порыбачишь от души!».
Без последней буквы слово
Получает смысл новый:
Там работает народ –
Сверлит, точит и куёт.
5. К торжественному крику
Лишь Л добавь, мой друг, —
В России будут горы,
Что с севера на юг.
6. Я полноводная! Представь,
Россия вся гордится мной.
А предо мной союз поставь,
Я стану птицею лесной.
7. Я — морской огромный рак.
К добавь и стану так
Летним вечером летать,
И пищать, и всех кусать.
8. К синониму ДОРОГА
Прибавь союз. И что ж?
Он сразу стал притоком
Реки с названьем Сож.
9. Я — и дзюдо, и бокс, футбол,
И волейбол, и баскетбол.
А С отнимешь впереди —
В меня судами заходи.
10. В кровеносный сосуд
Ты предлог помести —
И ручьи побегут,
Будут вишни цвести.
Ответы: 1. ВЕК – ВЕКО. 2. ТРЮМ – ТРЮМО. 3. РОЛЬ – РОЯЛЬ.
4. ЗАВОДЬ – ЗАВОД. 5. УРА – УРАЛ. 6. ВОЛГА – ИВОЛГА.
7. ОМАР – КОМАР. 8. ПУТЬ — ИПУТЬ. 9. СПОРТ — ПОРТ.
10. ВЕНА — ВЕСНА.
Источник
Путешествие в страну загадок. Логогрифы
Логогриф – это загадка, по условиям которой при отбрасывании в исходном слове одной буквы (нескольких букв) либо добавлении к нему буквы (нескольких) получается новое слово.
К какому сооружению нужно прибавить «А»,
чтобы получить название большрой быстрой реки?
Я укрываю самолёты,
Когда кончаются полёты,
Но ты поставь союз за мной
И стану бурной я рекой.
Я – учёный важный кот,
Я смотрю на небосвод.
Всё на звёзды я гляжу,
Что увижу – вам скажу.
Приставь ты букву впереди,
Вот что увидишь – погляди.
Превращусь я в магазин
С большим количеством витрин.
С буквой «А» — мельчайшая частица,
Без буквы «А» — книга.
С буквой «А» большущий бак
Превратился вдруг в ….
(Юрий Чистяков)
Если «А» добавим в брак –
Дом получим мы — ….
(Юрий Чистяков)
«О» добавив к сотне лет,
Отгадать прошу я вас
Это что: у рыбы нет,
А человек закроет глаз?
( Валентина Черняева)
В кровеносный сосуд
Ты предлог помести —
И ручьи побегут,
Будут вишни цвести.
С буквой «С» — время года,
Когда оживает вся природа,
Без буквы «С» — город, воспетый
В вальсах композитора Штрауса.
Я похож на быка,
И известен я всем.
Но прибавьте мне «К» —
И я сам себя съем.
Могучая река меж берегов струится,
Но «И» к реке прибавь,
Вспорхнёт над нею птица.
Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной.
А если букву мне прибавишь,
Я птицей сделаюсь лесной.
Я полноводная! Представь,
Россия вся гордится мной.
А предо мной союз поставь,
Я стану птицею лесной.
Какого хищника надо лишить одной буквы,
чтобы он стал домашним животным?
Она не грач с вороной, но
Семейство всё-таки одно.
И если птице той, мой друг,
Ты мягкий знак добавишь вдруг,
То моментально эта птица
В морской окатыш превратится.
Я всем известный плод
Тропических широт.
Прибавьте мне союз –
И сразу я взорвусь!
Я плод заморского растения
И минерал для украшения.
Но букву «А» поставьте рядом,
И стану разрывным снарядом.
С буквой «Г» — вас громом напугает,
А без «Г» — на клумбе расцветает.
Мы громко «га-га-га» кричим
И ковыляем так комично.
Но встань нам «Л» — и зазвучим
Тогда мы очень мелодично.
Мы громко резким голосом кричим
И ковыляем так комично.
Но встань нам «Л», и зазвучим
Довольно мелодично.
Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично.
Но вставь нам «Л» — и зазвучим
Довольно мелодично.
С буквой «А» французский Жан
Ходит в форме – он ….
(Юрий Чистяков)
В этом слове – тишина,
Плещет сонная волна
Шепчут тихо камыши:
«Здесь рыбалки хороши».
Мягкий знак сбрось в конце слова
И получишь смысл новый:
Здесь работа шумная,
Дружная и умная.
В этом слове – тишина,
Плещет сонная волна,
Шепчут тихо камыши:
«Порыбачишь от души!».
Без последней буквы слово
Получает смысл новый:
Там работает народ –
Сверлит, точит и куёт.
Мы взрослых и детей
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставишь «Т»,
Мы всех ужасно напугаем.
Мы всех – и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем.
Но нам прибавь в начале букву «Т»,
Тогда мы всех их испугаем.
Рос, наклоняясь у воды,
Шумел я деревом простым,
Но вы в конце добавьте «Н» —
Я стану именем мужским.
На дне реки в прохладной тьме
Скрывалась я века.
Но вот ты «Н» прибавил мне –
И я уже – река.
По морю двигаюсь я вплавь,
Хвостом хоть лодку опрокину,
Но букву «Р» в меня прибавь –
И сразу островом застыну.
Я мал, и невелик мой вес,
От ветра в поле я качаюсь.
Но если мне прибавить «С»,
То я в гиганта превращаюсь.
Я мал, и невелик мой вес,
От ветра в поле я качаюсь.
Но если мне прибавить «С»,
Я в великана превращаюсь.
Не то чтоб видом страшен и сердит,
Однако сплошь и рядом он зудит.
А если внутрь добавить букву «Ш»,
То станет жизнь совсем нехороша.
Древесному стволу защиту я даю.
Впиши мне в середине «Б», и я убью.
Он самый-самый главный,
Но вдруг пропала буква,
Что следом за заглавной.
Поникло войско тут в тоске,
И стилем вождь плывёт в реке.
На нём играют теннисисты.
Попробуй букву «Р» убрать,
И вот домашний эверь пушистый
Мурлычет, вспрыгнув на кровать.
С буквой «К» бери меня на покос,
А без «К» — ужалю в нос.
Смотрите, вот так смехота.
«Р» свалилась на кота.
И теперь уже не кот
Роет здесь подземный ход.
Его откроешь – и вода
Из него польётся.
Добавишь «Э» — и тогда
В кинотеатре он найдётся.
Если к слову «кран»
Добавить букву вам,
То превратится кран
В большой цветной ….
Остров я на Средиземном море,
Но попробуйте букву «Р» отнять –
И тотчас же в морском просторе.
Стану я фонтаны вверх пускать.
С буквой «Р» — подземный житель,
Без неё – мышей любитель.
Если я без буквы «З» —
Мех находится на мне.
А когда я с буквой «З»,
То меха уже во мне.
С буквой «М» — нам светит с потолка,
А без «М» — звериная «рука».
Муха – уха – ха – а
Всегда из четырех частей я составляюсь
И кровию людей, как хищный зверь, питаюсь,
Когда ж ты голову отнимешь от меня,
Питаю я тебя, янтарностью маня.
А если ты меня разделишь пополам,
Вторую часть мою я в смех тебе отдам.
Когда же только хвост один ты мой возьмешь,
То в азбуке и даже здесь найдешь.
Жестокостью известный встарь,
Пред вами древних римлян царь.
Откиньте «Р», и разом —
Он станет просто газом!
Несёт меня с трудом старик,
Но если «Ю» прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт.
Я тяжела, сознаюсь, да.
Но если «Ю» прибавить, вмиг
Придёт к тебе на помощь тот,
Кто без труда меня несёт.
Какому морскому животному
Надо прибавить одну букву,
Чтобы оно стало насекомым?
Я в синем море под волнами
Ползу тихонько иль лежу,
Но с «К» я в летний день над вами
Порой назойливо жужжу.
Я — морской огромный рак.
«К» добавь и стану так
Летним вечером летать,
И пищать, и всех кусать.
Город за Уралом,
Но с «Т» перед началом
Совсем другой я город,
Хотя и в тех просторах.
Не хотим, чтоб наш очаг
С буквой «Б» попал в ….
(Юрия Чистяков)
Так назовём два одинаковых предмета
Или людей, когда они вдвоём.
Ты букву «Т» добавь, и станет слово это
Обычным ученическим столом.
В июле в рожь войдите –
Живёт в гнезде там птица.
Вы ноту только отнимите,
В золу вдруг птица превратится.
Я ношусь в морях воздушных,
А отнимешь букву «И» —
По реке пойду послушно
И с товаром, и с людьми.
С «П» — в полях пашу и сею,
На работах быстр и спор,
А без «П» — я зеленею,
Расстилаюсь, как ковёр.
И по реке, и по пруду
Плыву я в тихую погоду,
А с буквой «И» легко веду
Стальную птицу к небосводу.
Ты через реку переправишь
На мне людей и скот, и груз,
Но если «И» в меня ты вставишь,
То я на воздух подымусь!
С буквой «А» — в шкафу я, на стене,
Без неё – в сраженьях на войне.
Вот так чудо из чудес:
Повстречался с буквой «С»
Путник – и в космической дали
Тут же полетел вокруг Земли.
К синониму ДОРОГА
Прибавь союз. И что ж?
Он сразу стал притоком
Реки с названьем Сож.
Я смерть и разрушенье сею,
Несу я гибель в дни войны.
Но «О» прибавь, и я повею
Покоем мирным тишины.
Я смерть с безумным гулом сею,
Я сею гибель в дни войны.
Но «О» прибавь, и я повею
Покоем мирным тишины.
Букву «Д» на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда –
То и дело ….
С буквой «Б» работал рак,
Получился только ….
Кто части мотоцикла знает,
Тот это слово разгадает.
А если букву «Д» прибавить,
На сцене можно будет ставить.
В океанах я бываю,
Корабли там разбиваю,
Если ж букву приписать,
Стану в воздухе летать.
Без буквы «Г» — цветок,
А с буквой «Г» — явление природы.
От вас, мои отгадчики,
Я ничего не скрою:
Цветок – вот слово первое.
А чтоб найти второе,
Поставим букву спереди –
И сменим ударение.
В ответе – атмосферное
Получится явление.
Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухаю.
Но «Г» приставишь впереди –
И в небе я загромыхаю.
Сорвём цветок – прекрасный, но с шипами,
Поставим в вазу, пусть украсит дом.
Добавим букву «Г» — и вот над нами
Уже бушуют молнии и гром.
Буква «К» к монтёру – прыг!
Там в кармане – ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили ….
Ко рту приставьте букву «К» —
И вы получите зверька.
На нём играет пианист.
Играл Шопен и Ференц Лист,
Без «Я» – любой актёр играет,
Её в спектакле исполняет.
С буквой «В» — я часть рубашки,
А без «В» — я часть Наташки.
Я – важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится.
Но вставленная буква «Б» одна,
Меняет слова смысл – я денежная единица.
С буквой «К» — плюёт на червячка,
А без «К» — на кончике крючка.
Я – химический элемент.
В природе часто я встречаюсь,
Но если букву в меня вставить,
То животным назовёшь.
Я — и дзюдо, и бокс, футбол,
И волейбол, и баскетбол.
А «С» отнимешь впереди —
В меня судами заходи
Спорт – порт – спор
Я здоровью основа.
Слева букву возьми –
И морским стану словом;
Букву справа сними –
Я предмет увлеченья
На собраниях и прениях.
Я – синоним осьминога,
А без «С» — в метле нас много.
С буквой «Я» — это шторм, изверженье,
Наводненье, паденье кометы,
А без «Я» — то плоды вдохновенья,
Что нам дарят любовно поэты.
Рождаюсь на мебельной фабрике я,
И в каждом хозяйстве нельзя без меня.
Отбросишь последнюю букву мою –
Названье большому числу я даю.
От мебели первую букву отбрось –
И от огня моментально взорвусь.
С буквой «Б» я одноногий,
И стою я у дороги.
А без «Б» — ног аж четыре,
И стою в твоей квартире.
Я с полки книгу взял, прибавил букву «А»,
И стало вдруг мучительно обидно:
От книги не осталось и следа,
И даже в микроскоп не видно.
Для перевозки из порта в порт
Судно товар принимает на борт.
К спецпомещенью добавь букву «О» –
Зеркалом с тумбочкой стане оно.
К торжественному крику
Лишь «Л» добавь, мой друг, —
В России будут горы,
Что с севера на юг.
В планету поместите меру,
И ветер всколыхнёт всю атмосферу.
Такой, которого сильнее не найти:
Он всё сметает на пути.
Известное блюдо,
Когда ж прибавишь «М» —
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
Известное я блюдо,
Но чуть прибавишь «М» —
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
С буквой «Т» — это символ защиты,
А без «Т» — вам в тарелку налиты.
Кони быстры, кони прытки.
Я лежу на дне кибитки.
«М» прибавь, я закричу
И на облучок вскочу.
Источник
Разработка занятия «Занимательная грамматика» по теме «Игры со словами» (3 класс)
Разработка занятия «Занимательная грамматика» в 3 классе
по теме «Игры со словами»
1. Воспитывать любовь к знаниям, формировать желание найти ответ на какой-либо вопрос.
2. Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать свой лексический запас.
3. Учить детей самостоятельно организовывать свой досуг, познакомить с такими понятиями, как «анаграмма», «метаграмма», «логогриф», «шарада».
Образовательная: узнать новые понятия; выяснить, по какому принципу они составляются; научиться их разгадывать.
Развивающая: развивать навыки связной монологической речи; совершенствовать речевую культуру учащихся; способствовать развитию навыка работы в группе.
Воспитательная: создать условия, обеспечивающие формирование интереса к истории языка; способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Личностные : Учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Наглядность и оборудование : листочек со словами «актер», «крона», «парк», «сокол», «насос», таблички с понятиями «анаграмма», «метаграмма», «логогриф», «шарада».
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
Учитель: В любой день, в любую погоду вам не придется скучать, ведь столько игр можно затеять в комнате, сидя за столом с друзьями. С некоторыми из этих игр я вас сегодня познакомлю.
— Кто знает, что такое «анаграмма»?
Это слово есть на доске, обратите внимание, как оно пишется. Давайте хором прочитаем.
Теперь прослушайте, что это такое. (Читает подготовленный ученик из словаря)
Анаграммы – это слова, полученные перестановкой букв в исходном слове. — Например, переставьте буквы в слове «лапша». Что может получиться?
— Правильно. Понятно, что такое анаграммы?
2. Игра в анаграммы.
Учитель: А теперь давайте поиграем в анаграммы. Я даю вам несколько слов и ваша задача – получить из каждого слова хотя бы одно слово, не выбрасывая ни одной буквы. Вы готовы?
крона – накор, коран, нарок
Учитель: Молодцы! Справились с заданием.
3. Анаграммы – загадки.
Учитель: Теперь переходим к следующему заданию, которое нам предложил профессор, ученый педагог С.А. Ишаков. А называется оно анаграммы – загадки. Давайте попробуем их разгадать:
1) Я – дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду. (Сосна-насос)
2) Вдоль по проволоке мчусь
А с конца меня прочтут,
Тигру я сродни. (Ток – кот)
3) Географию со мной
Изучают в школе дети,
Дай порядок букв иной –
И найдешь меня в буфете. (Атлас – салат)
4) Задачу ты решишь свободно.
Я небольшая часть лица,
Но если ты прочтешь меня с конца,
Во мне увидеть можно, что угодно. (Нос – сон)
Учитель: Ребята, у меня есть для вас загадка: что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
-Правильно! А давайте немного поиграем. Игра называется «Чужой нос». Закройте глаза и попытайтесь дотронуться до своего носа. Получилось? Теперь, не открывая глаз, попытайтесь дотронуться до носа своего соседа!
Учитель: Теперь мы с вами рассмотрим следующее понятие – «метаграммы». Снова обратите внимание, как это слово пишется, давайте прочитаем его вслух, хором. (Читает из словаря подготовленный ученик).
Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой / звуком.
1) Когда я с «т», на мне плывут,
Когда я с «д», меня сорвут. (Плот-плод)
-Ребята, какая орфограмма есть в этих словах?
2) С «к» я в школе на стене,
Горы, реки есть во мне.
С «п» — от вас не утаю,
Тоже в школе я стою. (Карта-парта)
3) С «е» — я жаркая пора,
С «о» — настольная игра. (Лето-лото)
4) Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь, поставь меня в вазу.
Но с буквой «к» в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу! (Роза-коза)
— Молодцы! А сейчас я загадаю вам загадку:
Не корабль и не лодка,
Нет ни весел, ни паруса,
А плывет – не тонет. (Плот)
Учитель: Я смотрю, вы засиделись. Давайте проведем физкультминутку и немного разомнемся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Учитель: Итак, мы немного отдохнули, теперь переходим к следующей словесной игре. А называется она «логогриф» — это загадка, в которой задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления букв. В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные. Понятно, что такое логогрифы?
7. Игра в логорифы.
Теперь давайте поиграем:
1) Черные, кривые,
От рождения немые.
Сразу заговорят. (Буквы)
2) В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души! (Пенал)
3) Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухая.
Но «г» приставишь впереди,
И в небе я загромыхаю. (Роза-гроза)
4) Мы всех – и взрослых, и детей
В часы досуга развлекаем,
Но если к нам прибавить «т» —
Мы их ужасно испугаем. (Игры-тигры)
5) Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди союз прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга-иволга)
Учитель: Ребята, кто-нибудь знает, что такое «шарады»? Это игра, в которой задуманное слово разделяется на несколько частей (обычно по слогам). В начале шарады каждый слог раскрывается в отдельности, а кончается она объяснением целого.
1) Мое начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной жужжит,
То сядет на цветок,
То снова полетит. (Шмель)
2) Слог первый мой – предлог,
Второй же – летний дом.
Решается с трудом. (Задача)
III . Заключительный момент.
Учитель: Игр со словами очень много. Играть в такие игры не только интересно, но и очень полезно: вы развиваете свое мышление, воображение, все то, из чего складывается ваш интеллект.
— Вам понравилось играть? Какие новые игры вы сегодня узнали?
Работа со смайликами.
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались и хочется знать еще больше – зелёный смайлик.
– Если не было трудности, но были сомнения, понравилась работа– жёлтый смайлик.
– Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный смайлик.
Учитель: Закончить урок хочу такими строками:
Русский язык — самый лучший на свете!
Он самый великий и самый богатый,
И много секретов хранит он, ребята!
Все эти секреты должны разгадать
И с радостью русский язык изучать.
Тогда очень грамотным станет ваш класс,
И русский язык станет другом для вас!
ЕСТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник