- О способах и размере дохода современных школьников
- Алексей В., 1999 год рождения, Екатеринбург — продажа одежды через соцсети:
- Екатерина К., 1998 год рождения, Воронеж — продажа косметики и средств гигиены:
- Александр В., 1998 год рождения, Брянск — реклама в социальных сетях:
- Юлия З., 1999 год рождения, Нижний Новгород — кондитерские изделия с доставкой:
О способах и размере дохода современных школьников
Еще лет 5-10 назад школьник (условно говоря, подросток от 14 до 17-18 лет), желающий зарабатывать самостоятельно, имел не очень большой выбор. Автомойка, курьерская служба, расклейка объявлений, раздача флаеров — вот основная часть занятий, которые были доступны в таком юном возрасте. Естественно, заработок в таких местах был небольшим, нестабильным, а сама работа — не очень приятной и интересной. Как следствие — желающих работать школьников было не очень много.
Сейчас ситуация серьезно изменилась: растет количество подростков, которые активно зарабатывают и даже создают перспективный бизнес, не успев получить школьный аттестат. Быть молодым предпринимателем — модно и актуально, а возможностей в этом плане сейчас гораздо больше, чем несколько лет назад.
Для примера IQReview рассмотрит несколько историй от начинающих бизнесменов, чей возраст не превышает 21 года.
Алексей В., 1999 год рождения, Екатеринбург — продажа одежды через соцсети:
“У меня есть сестра, на 3 года старше меня. В таком возрасте иметь большой гардероб для девушки — одно из самых сильных желаний. Вещей у нее просто нереально много: живет она в отдельной комнате (мы вместе с родителями живем вместе, в коттедже), и в ней стоит 2 шкафа в потолок. Все они забиты вещами.
В 2014 году (получается, тогда мне было 14-15 лет) у нее в шкафах уже не было свободного места. Пару дней она разбирала эти залежи, и в итоге нашла пару десятков вещей, которые носила несколько лет назад, в основном футболки и легкие кофты. Все — в отличном состоянии, красивое, качественное, но где-то размер уже не тот, а что-то просто разонравилось.
Выбрасывать столько неплохих вещей, конечно, жалко. И я решил выложить их в отдельный альбом в своем профиле ВКонтакте. Друзей у меня тогда было чуть больше 1500, и из них больше половины — девушки, мои ровесницы. Цены на все ставил невысокие, не копейки, но все равно намного дешевле, чем в магазинах. Как сейчас помню — футболка с прикольным принтом в идеальном состоянии ушла за 350 рублей, а покупалась — за 900. Легкую удлиненную олимпийку с капюшоном продал за 700, тогда как в магазине такая стоила около 2 тысяч.
Все вещи разобрали буквально за 2 дня: в субботу вечером я загрузил фотки, в понедельник утром раздал (и разослал — часть одежды купили люди из других городов) покупки. В общей сложности получилось чуть меньше 10 тысяч рублей. Половину отдал сестре, как «поставщику», вторую половину оставил себе. Вместе с первым доходом пришла и идея — заниматься этим на постоянной основе.
ВКонтакте я зависаю практически целый день: человек я общительный и коммуникабельный, друзей-знакомых более чем предостаточно. Ну а красиво и модно одеваться любят и хотят все. Так что со способом сбыта проблем не было вообще — для этого я использовал свой основной аккаунт.
Для получения «второй партии» заставил сестру еще раз переворошить шкафы, да и свои вещи тоже перебрал. В результате получилось собрать одежду, которая ушла еще примерно за 10 тысяч. Сестра тоже «загорелась» и активно подключилась: у нее была бюджетная «зеркалка» и большое зеркало в полный рост — они стали отличным дополнением нашего «стартапа». Она взяла на себя «предпродажную подготовку» и красивую подачу: стирала и выглаживала вещи, подбирала «луки», чтоб каждая вещь смотрелась стильно, и все это фотографировала с разных ракурсов. Я выкладывал в свой аккаунт, общался с желающими купить, и опять за пару дней все вещи разобрали. Причем у меня стали активно интересоваться: а есть ли еще? А когда будет новая партия?
На следующий день мы с ней нашли телефоны нескольких магазинов, в которых сами покупаем одежду. Почти весь гардероб у нас заказан из Интернета, в основном из Москвы и Питера. Есть и одежда из иностранных магазинов (туда, естественно, не звонили). С одним из магазинов удалось договориться на 20% скидки при покупке от 20 товаров, с пересылкой за наш счет. Так и начался наш бизнес: взяли вырученные 20 тысяч с первых двух партий, немного заняли у родителей (те были в курсе нашего занятия и без вопросов помогли) и закупились сразу на 40 тысяч. “Отбилось” такое вложение финансов примерно в первую же неделю после получения партии.
Заработок школьников в социальных сетях
Сейчас, спустя 2 года, я продолжаю заниматься этим же делом. Завел отдельный аккаунт ВКонтакте, в Инстаграм, веду его совместно с сестрой. Одежду ищем отдельно: я — мужскую, она — женскую. Родители периодически помогают тем, что звонят в магазины, договариваются об оптовых заказах. Они же ездят забирать товар и рассылать его покупателям.
Вырученные деньги мы делим с сестрой на двоих. Сейчас выходит в месяц около 15 тысяч каждому — для моих 17 лет это очень даже приличная сумма, особенно если учесть, что я занимаюсь делом, которое нравится. План простой: сейчас все упирается в объем, поэтому мы стараемся как можно быстрее его увеличивать”.
Екатерина К., 1998 год рождения, Воронеж — продажа косметики и средств гигиены:
“Последнюю косметику мне покупали в обычном (реальном) магазине, наверное, еще в 2010 году. Моя мама очень быстро освоила Интернет, и с 2011 стала заказывать оттуда почти все, что не обязательно нужно мерить, в том числе и средства гигиены.
Женщина она активная, выглядит лет на 10 моложе своих лет. Соответственно, к выбору косметики относится просто супер-внимательно, и берет только лучшие средства. В основном — из-за рубежа, крупными партиями. К примеру, она могла заказать сразу 5 литров шампуня или сразу 10 литров стирального порошка, или 20 дезодорантов. Так выходило дешевле, чем покупать такие же средства в наших магазинах.
В нашем городе мест, где можно купить по-настоящему фирменную косметику и средства гигиены, немного, и появляться они стали недавно. Конечно, теперь онлайн-покупки стали явлением обычным, и все могут сделать заказ по Интернету, но очень многим нравится перед приобретением посмотреть и попробовать средства вживую.
Так и начался мой бизнес. В 2015 году (училась я тогда в выпускном классе) я принесла в школу несколько помад. Мама заказала целую партию, но ей не понравился цвет. Бренд это был топовый, и я отлично знала, что мои подруги точно захотят себе такую косметику. Ну и взяла с собой несколько штук — предложить и показать. Все помады купили сразу же — этого я даже не ожидала. Пришлось звонить домой маме, узнавать цену. Поскольку все средства были абсолютно новыми, я продала их буквально на 5-10% дешевле, чем они стоили в нашем городе. А теперь самое главное: это вышло все равно дороже, чем они обошлись нам, то есть я получила выгоду.
Начать заниматься этим на постоянной основе меня вдохновила мама, сама я вряд ли решилась бы. Так и начали работать: она выбирала и заказывала продукцию, я носила в школу подругам. Мама попросила узнавать, что кому нравится, что вообще «в тренде», чем интересуются молодые девушки, и стала заказывать то, на что самый высокий спрос.
У одной из моей подруг был раскрученный аккаунт в Инстаграм — на то время было более 3 тысяч подписчиков. Она уже пыталась заниматься продажей обуви, и у нее появились первые успехи. Она же и предложила нам продавать через свой аккаунт, беря себе 10% от каждой продажи.
Так мы и продолжаем работать до сих пор. Задача моя сводится к следующему: забрать заказ у мамы, красиво сфотографировать каждую вещь в отдельности и переслать фотографии подруге. 2-3 раза в неделю (зависит от количества заказов) я рассылаю посылки тем, кто сделал покупку.
Начав бизнес с продажи помад, мы постепенно расширились: сейчас предлагаем и кисти для макияжа, и блеск для губ, и средства для ногтей (лаки, накладные ногти, средства для наращивания). Продаем и гигиенические средства — шампуни, гели, дезодоранты, мыло.
Заработок на интернет магазинах
В месяц «чистыми» я получаю на руки около 5-8 тысяч рублей — на свои нужды. Ближе к праздничным датам сумма вырастает до 8-10. Вообще, наш доход больше, но мы хотим расшириться еще больше, и поэтому основную его часть вкладываем обратно в закупки”.
Александр В., 1998 год рождения, Брянск — реклама в социальных сетях:
“Среди знакомых моего возраста есть примерно 10-15 человек, для которых заработок денег через Интернет является основным источником дохода. Меня такие примеры всегда вдохновляли, так что и у меня была такая же цель — начать работать как можно раньше. Однако продажа различных товаров (а именно так мои знакомые и работают) мне не очень нравилась.
В 2012 году (было мне тогда 14 лет) я создал ВКонтакте группу для молодежи нашего города, своих ровесников. Изначально я и не планировал, что это станет моим основным источником дохода, просто сделал страничку для общения и знакомств.
Параллельно я публиковал там свои видео — я увлекаюсь всякими фокусами и трюками, и самостоятельно их осваиваю. Ролики выкладывал на канал на YouTube, и чтоб увеличить просмотры — репостил их в группу.
Самой группой занимался без особого фанатизма — периодически что-то выкладывал, примерно 1-2 раза в месяц публиковал видео с канала. Однако буквально за полгода количество подписчиков выросло до 10 тысяч — аналогов в нашем городе тогда просто не было, поэтому вся молодежь приходила в группу сама безо всякой рекламы. Образовалась своего рода тусовка — место для онлайн-общения подростков 14-18 лет.
И вот тогда я понял, что это и может стать моим источником дохода. 10 тысяч человек, пускай даже больше половины из них не очень активны — это аудитория. Причем аудитория очень заинтересованная — подростки, которые активно следят за модой и хотят покупать все, что в тренде. А значит, что группа — это отличное место для рекламы.
Первого рекламодателя я нашел сам — в ленте новостей увидел пост о продаже кроссовок, и предложил сделать репост в своей группе за 1000 рублей. На мое удивление человек согласился моментально. Уже через 3 дня он написал мне снова, уже сам — спросил, можно ли через неделю разместиться опять — эффект его более чем устроил.
После этого я потратил несколько дней на составление списка страниц, через которые предлагаются какие-то товары или услуги в Брянске. Выбирал активные, с «возрастом» от 5-6 месяцев, активными подписчиками и «живыми» отзывами, то есть те, которые вероятно уже имели доход, и которые заинтересовались бы рекламой.
В 2013 году онлайн-торговля активно развивалась, так что список мой быстро набрал сотню пунктов, на чем я решил остановиться. И на следующий день написал предложение о платной рекламе, которое разослал первым 30 страницам из списка.
Часть людей не ответили ничего, часть — предложили свою цену, которая мне показалась смешной (сам я просил не менее 1000, в зависимости от способа рекламы, вместо чего у меня спрашивали за 100-200 рублей), но 5 человек согласились буквально на следующий день. Конечно, сразу заваливать группу рекламой я не стал, поэтому договорились с ними о постепенной публикации: о ком-то я написал в понедельник, о следующем — в среду, и так далее.
С тех пор прошло уже 3 года. В 2016 году существует несколько похожих групп, а также группы разных учебных заведений, но моя страница все равно занимает одно из первых мест по городу. В середине года у меня было около 15 тысяч подписчиков (ни одного из них я не “накручивал”).
Сейчас она приносит мне около 10-15 тысяч прибыли в месяц. Под Новый год, 8 марта, 14 февраля, выпускной и 1 сентября — больше: в праздничные даты я повышаю цену минимум в полтора раза, и публикую больше рекламы.
Ведением группы лично я почти не занимаюсь — нанял знакомого копирайтера Легко ли быть копирайтером? Секреты заработка и основные профессиональные навыки , который отвечает за наполнение и поведение. С оговоренной периодичностью он выкладывает в нее посты, а также следит за новостями города, и самые популярные и актуальные постит. Он же следит и за соблюдением правил общения: удаляет лишние (спам, неоплаченная реклама, оскорбления, взрослый контент) комментарии. Поскольку на работу у него уходит в среднем 2-3 часа каждый день, да и сами задачи простые, плачу ему я 6000 в месяц”.
Доход школьников в социальных сетях
Поскольку сам я еще учусь в школе (выпускаться буду в 2017), то деньги удается откладывать. Как их потратить — я точно еще не решил, но у меня есть список из 5 идей, разной сложности. Надеюсь, что к выпуску из школы я точно определюсь, куда вложить деньги, которые накопятся к тому моменту.
Юлия З., 1999 год рождения, Нижний Новгород — кондитерские изделия с доставкой:
“Моя история — это один из примеров того, как можно преобразовать хобби в прибыльное дело. Сколько себя помню всегда обожала помогать родным с готовкой. Причем больше всего мне нравилось, когда мама выпекает что-нибудь вкусное. В этом плане она у меня настоящий профи — имеет диплом повара-кондитера. Так что готовить я научилась рано — наверное, лет в 11-12 уже умела делать все основные блюда.
Чуть позже, в 14-летнем возрасте, стала осваивать и выпечку посложнее. Мама у меня домохозяйка, времени свободного предостаточно, так что и дело пошло быстро. Самое главное — мне нравился сам процесс.
Приготовление всяких десертов я освоила быстро, «отточив» буквально за пару месяцев около десятка разных блюд. Вначале стала делать их для себя, потом — на всякие домашние праздники.
Бизнес мой начался с того, что я сделала настоящий шедевр на день рождения двоюродного брата (моего ровесника) в 2015 году. Народу на празднике было много, мы (подростки) сидели в отдельной комнате. Торт понравился всем, а до того, как его разрезать, кто-то сфоткал его и выложил в свой Инстаграм. Тогда я значения этому не придала.
А через пару дней мне написала знакомая, которая спросила, правда ли, что я сама его сделала. И попросила приготовить похожий для себя. Рецепт торта непростой, времени на готовку я потратила часа 3, так что я сразу сказала, что просто так заниматься таким не смогу. Сошлись тогда на 1000 рублей, да еще я должна была его принести сама.
Почти все нужные продукты дома у меня были, и с маминой помощью я справилась со своим первым заказом. Идея о том, что это можно превратить в постоянный источник дохода возникла сразу же.
Следующие 3 дня я собирала свое первое «меню» (список десертов, которые у меня получаются лучше всего), продумывала цену и самые выгодные способы покупки продуктов — чтоб максимально ускорить процесс и снизить себестоимость. К счастью, все свои изделия до этого я фоткала.
Фотографии десертов вместе с кратким описанием и ценами загрузила в свой профиль ВКонтакте и Инстаграм, и стала ждать. Заказы пошли не сразу — друзей у меня не очень много, в то время было около двух сотен. Первый клиент появился только спустя 2 недели, когда я уже стала думать, что зря это затеяла, затем второй — спустя еще неделю.
В первые несколько месяцев мой «чистый» доход составлял примерно 3-4 тысячи рублей, при том что работала я максимум неделю в месяц. К счастью, деньги я растрачивать не стала, и когда, наконец, скопились 10 тысяч, полностью потратила их на рекламу. Купила 3 поста в местных пабликах, и попросила нескольких знакомых с большим количеством друзей за оплату написать короткий пост о моей продукции.
И вот тут процесс пошел. Не знаю, какое именно объявление «выстрелило», но в следующую неделю я сделала 5 тортов и примерно 3 килограмма печенья, получив в итоге около 5 тысяч прибыли. Половину отложила на рекламу (решила раз в 2-3 недели покупать ее), на половину купила кондитерских украшений.
Следующие полгода работала в таком же режиме. Поток клиентов стабильно рос, и в начале 2016 года мне уже пришлось «нанимать» на работу свою маму. Конечно, она помогала мне с готовкой и до этого, но всегда бесплатно. Однако, когда готовить пришлось каждый день, а прибыль уже перевалила за 10 тысяч, я решила, что пора расширять «штат».
В середине 2016 года на двоих у нас получалось примерно 18-20 тысяч прибыли. В следующем году, если развиваться будем такими же темпами, будем «брать на работу» еще одну помощницу — мамину сестру, которая тоже неплохо готовит, тоже домохозяйка, и заинтересовалась нашим проектом.
Источник