Расчет площади и параметров склада для тарно-штучных грузов
Практическое занятие 7
Цель: получить практические навыки по расчету площади
склада для тарно-штучных грузов и его
Литература: Гундорова Е.П. Технические средства
железных дорог. 2003 г., с.274-279, с.289-295
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций: ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3, 3.3, ОК 1-10
Коды проверяемых результатов обучения: З1, З2, У1, У2
1. Определить площадь склада.
2. Определить длину и ширину склада.
3. Проверить соответствие длины склада погрузочно-разгрузочному фронту.
4. На поперечном разрезе механизированного склада для тарно-штучных грузов указать основные размеры.
Измерители | Обозначение | |
Годовой объем грузопереработки склада (тыс. т) | Qг | |
Коэффициент неравномерности поступления Грузов | Кн | 1,2 |
Коэффициент складочности | Кск | 0,8 |
Средняя загрузка крытого вагона, (т) | qв | |
Число перестановок на грузовом фронте | Zc |
При выполнении погрузочно-выгрузочных работ с тарно-штучными грузами используется электропогрузчик ЭП-103 .
Выполнение практического занятия:
1. Определить общую площадь склада по формуле:
, м 2
Где: Кпр — коэффициент, учитывающий дополнительную площадь для проходов проездов погрузочно-выгрузочных машин и автомобилей, мест для установки весов, помещений приемосдатчиков, эта величина устанавливается проектом (см.приложение 1, табл.5);
q — средняя нагрузка на пол склада, т/м (см.приложение 1, табл.3);
Кск — коэффициент складочности, учитывающий перегрузку с одного вида транспорта на другой (по заданию);
Тхр — продолжительность хранения грузов на складе (см.приложение 1, табл.4), сут;
Qc — среднесуточный грузооборот, т
Fск = 1,7* = 1473 м 2
Среднесуточный грузооборот определяется по формуле:
, т
Где: kн — коэффициент неравномерности прибытия или отправления грузов, характеризующий отношение максимального суточного объема грузопереработки к среднесуточному (см. задание)
Qc = = 460,3 т
2. Определить вместимость склада по формуле:
3. Определить длину и ширину склада:
Где: Вск — ширина склада (для типовых механизированных складов принимается 18, 24, 30 или 48 м).
4. Проверяем соответствие длины склада погрузочно-выгрузочному фронту
, м
Где: | nв | — среднесуточное число вагонов, поступающих на грузовой фронт; |
lв | — длина вагона данного типа по осям автосцепок (в расчетах принимаем равной 15 м); | |
zп | — число подач вагонов, расчетах принимаем zп = 2; | |
zс | — число смен на грузовом фронте; | |
ам | — удлинение грузового фронта, необходимое для выполнения маневровой работы локомотивами и другими средствами, м (принимаем ам=20-25 м); |
,
Где: | qв | — средняя загрузка одного вагона (по заданию), т. |
При проверке соответствия длины склада погрузочно-разгрузочному фронту должно соблюдаться условие :
82 м 50 м
Если это условие не выполняется, тогда необходимо увеличить число подач вагонов при определении Lгр .
5. На поперечном разрезе механизированного склада для тарно-штучных грузов указываем основные размеры.
Рисунок 1 – Крытый прирельсовый склад для переработки тарно — упаковочных грузов.
1. Чем отличаются тарно-упаковочные и штучные грузы?
2. Какой может быть тара, в которую упаковывают тарно-упаковочные и штучные грузы?
3. Чему способствует правильное размещение тарно-упаковочных и штучных (ТУШ) грузов в вагонах и складах?
4. Как обычно укладывают грузовые места ТУШ грузов? Что такое ряд, стопа и штабель?
5. Что такое транспортный пакет?
6. Что такое поддоны?
7. Что такое пакетирование грузов?
8. Какие типы пакетоформирующих машин применяют при переработке ТУШ грузов?
9. Для чего используют специальные поддоны?
10. Что позволяют сделать, разработанные ВНИИЖТом типовые схемы комплексной механизации переработки тарно-упаковочных и штучных грузов на опорных станциях?
1. Тарно – упаковочные и штучные грузы отличаются большим разнообразием тары, массы, размеров, конфигурации отдельных мест. Они подвергаются большому числу грузовых операций на пути транспортирования от отправителя до получателя, что требует больших трудовых затрат.
2. Тара, в которую упаковывают грузы, могут быть жесткой, полудесткой и мягкой.
3. Правильное размещение грузов в вагонах и складах улучшает использование подвижного состава, сокращает его простой под грузовыми операциями, снижает потребность в складской площади, создает условие для рационального применения погрузочно – разгрузочных машин и повышения производительности труда.
4. Грузовые места укладывают в ряды, стопы и штабеля.
Стопа представляет собой правильной формы вертикальную укладку отдельных тарно – упаковочных мест, которое каждое верхнее совпадает с лежащим ниже.
Рядом называют несколько стоп, уложенных одна к другой. Ширину ряда ограничивает размер одного места.
Штабель – несколько рядов по ширине. Грузы укладывают в штабеля непосредственно по ширине пола складского помещения, на поддонах или стеллажах. В штабелях хранят, как правило, все тарные грузы (кипы, мешки, ящики, бочки и др).
5. Транспортный пакет – это укрупненное грузовое место, сформированное из тарных и штучных грузов (ящиков, мешков, бочек, бревен, досок, кирпичей, труб слитков и др.) с использование различных пакетирующих средств, обеспечивающих в процессе перевозки сохранность грузов, возможность погрузки и выгрузки их с помощью механизмов.
6. Поддоны – средство пакетирования с площадью для груза, со стойками или без них, приспособленные для механизированного перемещения при погрузочно – разгрузочных, транспортных и складских операциях.
7. Пакетирование осуществляется силами и средствами отправителя до предъявления груза к перевозке. В пакет укладывают, как правило, однородные грузы в одинаковой упаковки или без неё, следующие в адрес одного получателя.
8. Предназначены для пакетирования тарно – штучных грузов, сыпучих материалов и изделий, сельскохозяйственной продукции и других грузов.
9. Специализированные поддоны, предназначены для строительного кирпича, огнеупорных металлов, рулонных, кровленных и длинномерных грузов.
10. ВНИИЖТом разработаны типовые схемы комплексной механизации переработки тарно – упаковочных и штучных грузов на опорных станциях, которые позволяют:
— сократить сроки погрузки и выгрузки;
— уменьшить численность рабочих; повысить их производительность труда;
— устранить ручные операции ни только основные, но и вспомогательные; обеспечить сохранность груза и подвижного состава;
Источник
Способы укладки (размещения)
Одним из условий рациональной организации хранения грузов на складе является выбор оптимального способа их укладки, который определяется свойствами грузов, их формой, массой, особенностями Упаковки и т. д.
Различают два основных способа укладки грузов при хранении: штабельный и стеллажный.
Штабельную укладку применяют при хранении грузов, затаренных в мешки, бочки или иные средства тары (упаковки), имеющих правильные геометрические формы и способных воспринимать значительную нагрузку. Высота укладки штабелей зависит от прочности тары и свойств грузов.
Стеллажную укладку применяют, как правило, для хранения разукомплектованных грузовых единиц.
Виды стеллажной укладки условно делятся на:
— складирование в полочных стеллажах высотой до 6 метров;
— складирование в полочных высотных стеллажах;
— складирование в проходных (проездных) стеллажах;
— складирование в передвижных стеллажах;
— складирование в элеваторных стеллажах;
— складирование в других видах стеллажей.
Для отдельных видов грузов данные способы, впрочем, как и сам термин «укладка», не применимы. Речь идет о грузах, не поддающихся укладке по общепринятым схемам в силу своих характеристик. Так, грузы выгружаемые наливом, навалом или насыпью, либо предварительно упаковываются, либо помещаются внутрь специального оборудования (например, нефть — в цистерны). Ряд грузов допускается хранить навалом.
Способы укладки (размещения) должны обеспечивать:
— высокую степень используемой площади и объема;
— чувствительность к структурным изменениям грузов;
— низкие эксплуатационные затраты;
— возможность автоматизированного управления;
— возможность быстрого и оперативного поиска необходимого груза;
— устойчивость грузов, находящихся в укладках;
— механизированную разборку укладок и подъема груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;
— безопасность работающих в зонах укладок;
Штабели могут формироваться как из затаренных (упакованных) грузов, единичных незатаренных (неупакованных) грузов, так и из груза, складированного навалом. При укладке штабелей из грузов в различной таре (упаковке) необходимо помнить несколько основных принципов.
Так, формирование штабелей из ящиковосуществляется тремя основными способами:
1. Вертикальная укладка. При вертикальной укладке дощатые ящики размещают плотно один к другому и к стенам помещения, по ширине — с наличием просветов величиной 4-5 см между ящиками, а также штабелем груза и стенами. Через каждые два яруса на головки ящиков накладывают рейки сечением 2—3 см, концы которых должны по возможности упираться в стены. В двух верхних ярусах ящики обязательно должны устанавливаться на рейки. Ящики следующих ярусов точно укладываются на ящики нижнего ряда.
2. Перекрестная укладка. Ящики укладывают в первом ярусе вдоль помещения (места хранения), во втором ярусе — поперек помещения (места хранения) и т. д. с просветами между рядами ящиков 4—5 см. При правильной укладке ящики перекрываются между собой.
3. Шахматная укладка. Ящики в нечетных ярусах размещают с просветами между ящиками величиной 4—5 см, на расстоянии 7—8 см
от одной продольной стены помещения (места хранения) и 2—3 см — от другой. Ящики четных ярусов размещают в таком же порядке, но с перекрытием интервалов нижерасположенных нечетных ярусов внахлест на рядом расположенные ящики не менее, чем на 2—3 см. Свешивание крайних ящиков допускается не более чем на одну треть их ширины.
Ящики-лотки и картонные ящики устанавливаются плотным штабелем. При этом ящики-лотки размещают по длине плотно один к другому и к продольным стенам (границам) места хранения так, чтобы все стойки (головки) нижних ящиков-лотков точно входили в имеющиеся для них пазы верхних ящиков.
При необходимости снятия ящика с верха штабеля необходимо предварительно убедиться, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение и не может упасть. Укладывать ящики в закрытых складских помещениях необходимо с обеспечением ширины главного прохода не менее 3—5 м.
Способы хранения
В зависимости от вида склада, условий хранения, принятой на данном складе методики складских операций применяются следующие способы хранения товаров (материалов, сырья, готовой продукции и пр.):
1. Сортовой. Сорт товара (продукции) — это градация товара (продукции) определенного вида по одному или нескольким показателям качества, установленная нормативной документацией. При сортовом способе товары разной сортности размещают отдельно друг от друга, что позволяет наиболее рационально использовать складскую площадь и оперативно контролировать расход товаров. Недостатком этого способа является увеличение объема работы для работников склада, поскольку приходится выделять товары одного сорта, поступившие по разным ценам.
2.Партионный. В зависимости от того, на каком складе осуществляется хранение, термин «партия» обозначает разные понятия. Так, изготовители под партией понимают количество товара одного типа (вида), исполнения, размера, изготовленное в течение одной смены. В НТД можно встретить и иное определение понятия «партия» с точки зрения изготовителя — «партией считают количество товаров одного наименования и размера, изготовленных из одного материала по одному техническому регламенту или иному технологическому документу и чертежам». У потребителя под партией понимают количество товара, оформленное одним документом о качестве. Есть и универсальное определение: «Партия — определенное количество продукции одного типа (вида), изготовленное одним предприятием в одинаковых условиях, одновременно предъявленное к приемке и оформленное одним документом о качестве.
Суть партионного способа хранения заключается в том, что каждая партия товара, поступившая на склад по одному транспортному документу, хранится отдельно. При этом не имеет значения что в состав партии входят товары различных сортов и наименований. Можно сказать, что складская площадь используется не совсем рационально, так как остатки товаров одного и того же сорта и
Например, безалкогольные напиткихранят в сухом, затемненном, вентилируемом помещении. Напитки в бутылках, бутылях, банках, алюминиевых лакированных тубах хранятся в заводских ящиках и корзинах, уложенных штабелями высотой не более 2 м. Бутылки с минеральной водой хранят на стеллажах уложенными в штабеля или в ящиках. При этом бутылки, укупоренные кронен-пробками с корковыми прокладками и из полимерных материалов, хранят в горизонтальном положении в ящиках или уложенными штабелями без ящиков высотой не более 18 рядов. Бутылки, укупоренные кронен-пробкой с прокладками из полимерных паст, хранят в вертикальном положении. При хранении минеральных вод допускается появление на внешней поверхности кронен-пробок пятен ржавчины, не нарушающих герметичности укупорки.
Источник