Способы реализации сельскохозяйственной продукции
Сложились различные способы реализации товарной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями, которые различаются по месту приемки и условиям транспортировки к местам переработки (хранения). Рассмотрим их на примере реализации молока.
Большинство сельскохозяйственных организаций доставляет молоко к местам переработки и реализации собственным транспортом. Это вызывает необходимость содержать в хозяйствах дополнительные транспортные средства и соответствующую рабочую силу. Расходы по доставке продукции транспортом организаций-производителей в молокоперерабатывающие организации нередко значительно превышают тарифы на автоперевозки, по которым заготовители рассчитываются с ними, что в значительной степени объясняется неэффективным использованием специализированного транспорта.
Причина низкой эффективности использования молоковозов заключается, прежде всего, в том, что они рассредоточены по отдельным хозяйствам, где, в свою очередь, закреплены за конкретными фермами (комплексами). Это делает практически невозможным маневрирование парком специальных автомобилей в рамках сырьевых зон молочных заводов, рациональное использование большегрузных автомобилей. Эффективное использование парка молоковозов существенно затрудняется также из-за отсутствия в сельскохозяйственных организациях специализированной ремонтной базы и нехватки квалифицированных ремонтных рабочих. Кроме того, использование специализированного транспорта характеризуется аритмичностью. При рассредоточенности этого транспорта по отдельным сельскохозяйственным организациям его почасовые графики движения практически не соблюдаются, что ведет к снижению качества, и нередко и к порче продукции.
Аналогичные проблемы возникают с реализацией других видов сельскохозяйственной продукции: скота, птицы, овощей и др.
Одним из путей совершенствования способов реализации сельскохозяйственной продукции является центровывоз. Его сущность заключается в том, что продукция принимается в местах производства лишь по массе, без определения качественных параметров, после чего вывозится транспортом заготовителей и перерабатывающих организаций. При хорошей организации центровывоза молока более четко соблюдаются графики его доставки на молочные заводы, что позволяет повысить качество готовой продукции, расширить ее ассортимент. При этом ликвидируются невозмещенные затраты на транспортировку молока (разница между фактическими затратами сельскохозяйственных организаций и выплатами организаций молочной промышленности за доставку молока по установленным тарифам), увеличиваются выплаты за более высокое его качество, уменьшаются количественные и качественные потери при транспортировке.
Вместе с тем этот способ реализации не устраняет такие серьезные недостатки, как нарушение технологии хранения и переработки и связанные с этим количественные и качественные потери. При центровывозе заготовители и переработчики не несут ответственности за эти потери.
В качестве наиболее приемлемого в современных условиях способа связи сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организаций все более выступает приемка продукции непосредственно у сельскохозяйственных товаропроизводителей с последующей доставкой на переработку (или в торговую сеть) специализированным транспортом перерабатывающей промышленности (заготовителей). При таком способе реализации сокращаются транспортные расходы сельскохозяйственных организаций, а специализированный транспорт используется более рационально. Важное преимущество этого способа – в сокращении потерь. Кроме того, приемка молока в местах производства существенно влияет на повышение его качества. Это связано, во-первых, с тем, что сокращается временной разрыв между производством, переработкой и потреблением продукции; во-вторых, обеспечивается более объективная оценка качества, поскольку спорные вопросы в большинстве случаев решаются на месте; в-третьих, внедряются в практику обязательства сторон по срокам приемки продукции в местах производства и доставке на перерабатывающие заводы, соблюдению количественных и качественных параметров, что в конечном итоге позволяет лучше регулировать ее продвижение по сопряженным стадиям производства.
Для крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения приемка продукции на месте с вывозом транспортом перерабатывающих организаций (заготовителей) наиболее выгодна.
Распространена приемка на фермах и комплексах скота и птицы с вывозом транспортом мясоперерабатывающих (или автотранспортных) организаций. Сельскохозяйственные организации по заранее согласованному графику готовят птицу и скот к сдаче, а мясокомбинаты производят их приемку непосредственно на фермах. Это обеспечивает экономию транспортных затрат, четкую организацию перевозок и ритмичное поступление сырья на мясокомбинаты, позволяет резко сократить сроки предубойного содержания животных и до 10 раз – потери живой массы в процессе реализации, получать высококачественные продукты питания.
Особенно эффективно при централизованных перевозках скота применение специализированных транспортных средств: по сравнению с приспособленными автомобилями это позволяет сократить потери до 4,5 кг живой массы на каждую голову крупного рогатого скота. При этом доставка скота специализированным автотранспортом грузоподъемностью 5–7 т на расстояние 100 км обходится на 30 %, а свиней – на 26 % дешевле, чем автомобилями грузоподъемностью 2,5–3,5 т.
При организации централизованных перевозок скота и птицы после приемки в местах производства важное значение имеет определение допустимого радиуса перевозок.
Широкое распространение получила практика сдачи-приемки скота и расчета за принятых животных по массе и качеству мяса, полученного после убоя. Такой способ реализации способствует повышению заинтересованности сельскохозяйственных организаций в улучшении мясных качеств скота, подготовленного к реализации, предупреждению споров, связанных с определением массы и упитанности животных.
Для наиболее эффективного использования транспортных средств, созданы погрузочно-транспортные отряды, всостав которых входят автомобили большой грузоподъемности, автопоезда и высокопроизводительные погрузчики. Такие отряды работают прежде всего, в сельскохозяйственных организациях, располагающих значительными посевами сахарной свеклы (600–900 га). Большинство же отрядов являются межхозяйственными и за отдельными сельскохозяйственными организациями не закреплены. Это вызвано тем, что при неудовлетворительной организации уборочных и транспортных работ автомобили, привлеченные на период уборки урожая, нередко простаивают из-за отсутствия груза, в то время как в других сельскохозяйственных организациях вывоз его сдерживается из-за отсутствия транспортных средств.
При центровывозе каждой автоорганизации отводят определенную зону свеклосеяния. Автоколонна разбивается на несколько бригад, которые при необходимости осуществляют переброску автомобилей из одной сельскохозяйственной организации в другую.
Организации-сдатчики, сахарный завод и автотранспортные организации заключают между собой на период уборки трехсторонние договоры: свекловоды обязуются соблюдать утвержденный график копки, свести до минимума загрязненность корней; транспортники – выпустить на линию необходимое число автомобилей; завод – не допускать их простоя под разгрузкой.
Такой вариант организации доставки сахарной свеклы с поля на завод имеет несомненные преимущества перед традиционным, который не предусматривает концентрации имеющихся технических средств. Потребность в автотранспорте уменьшается на 20 %; в 3–4 раза сокращаются ежедневные остатки выкопанной, но невывезенной свеклы, что позволяет предотвратить снижение ее качества; сокращаются простои автомобилей под погрузкой и разгрузкой, их дневная выработка увеличивается в 2 раза; вследствие своевременного вывоза не допускается подвяливание корней, что создает условия для длительного хранения их в кагатах, сохранения хороших технологических свойств и сокращения отходов при хранении (с 3,1 до 2,2 %).
В пригородных районах страны с большими площадями овощных культур и картофеля также организуют приемку продукции в местах производства с централизованным вывозом транспортом заготовительных организаций.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные каналы реализации товарной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями.
2. Какие условия являются предметом договорных отношений на закупку и поставку продукции для государственных нужд?
3. Какие организационные факторы должны быть учтены при выборе сельскохозяйственной организацией возможных и наиболее перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции?
4. Какие показатели анализируются сельскохозяйственными товаропроизводителями для экономической оценки различных каналов реализации продукции (в расчете на 1 т продукции)?
5. В чем заключается сущность центровывоза?
6. Какие способы связи сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организаций являются наиболее приемлемыми в современных условиях?
Литература
1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы [Текст] : утв. указом Президента Республики Беларусь от 25.03.2005 г., № 150 (ред. от 12.01.2007) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск, 2005 – 96 с.
2. Республика Беларусь. Законы. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Текст] : [принят Палатой представителей 28 октября 1998 года, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 ноября 1998 года]. – Минск : Амалфея, 2008. – 688 с.
3. Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях [Текст] : учебник / под ред. И.Ш. Горфинкеля, Н.М. Тищенко. – Минск : Ураджай, 1997. – 399 с.
4. Организация сельскохозяйственного производства [Текст] : учебник / под ред. Ф.К. Шакирова. – Москва : КолосС, 2000. – 504 с.
5. Организация производства и управление на сельскохозяйственных предприятиях [Текст] : учеб. пособие / В.К. Буга [и др.]. –Минск : Ураджай, 1990. – 399 с.
6. Организация и управление производством на сельскохозяйственных предприятиях [Текст] : учебник / под ред. В.Т. Водянни-кова. – Москва : КолосС, 2005. – 506 с.
7. Бусел, И.П. Экономика и организация сельскохозяйственного производства [Текст] учеб. пособие для вузов : / И.П. Бусел. – Минск : Ураджай, 1999. – 198 с.
8. Справочник нормативов трудовых и материальных затрат для ведения сельскохозяйственного производства [Текст] / под ред. В.Г. Гусакова. Сост. Я.Н. Бречко, М.Е. Сумонов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Минск : БелНИИ аграрной экономики, 2002. – 440 с.
9. Научные основы организации производства на сельскохозяйственных предприятиях [Текст] : учеб. пособие. / БГСХА; сост. И.Ш. Горфинкель. – Горки, 2000. – 157 с.
10. Организация производства на предприятиях АПК [Текст] : учебник / под ред. Ф.К. Шакирова. – Москва : КолосС, 2003. – 224 с.
11. Организация производства: создание и реорганизация предприятий АПК [Текст] : учеб.-метод. пособие / БГЭУ; сост. Н.А. Бычков. – Минск, 2004. – 97 с.
12. Статистический справочник «Беларусь в цифрах» [Текст] / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь – Минск, 2006. – 97 с.
13. Земледелие [Текст] : учеб. пособие для с.-х. вузов / под ред. В.В. Ермоленкова, А.А. Шелютто. – Минск : Ураджай, 1998. – 367 с.
14. Организация производства [Текст]: учеб.-метод. пособие для выполнения курсовой работы студентами ФПУ заочной формы обучения специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» специализации 1-25 01 07 02 «Экономическая информатика» / БГАТУ, каф. экономики и оргаинизации предприятий АПК; сост. И.А. Оганезов. – Минск, 2005. – 85 с.
15. Новицкий, И.И. Организация производства на предприятиях [Текст] : учеб.-метод. пособие / И.И. Новицкий. – Москва : Финансы и статистика, 2001. – 392 с.
16. Оганезов, И.А. Организация производства [Текст] : сборник задач с решениями и задания к контрольным работам / И.А. Оганезов. – Минск : Современные знания, 2004. – 40 с.
17. Сельское хозяйство Республики Беларусь [Текст] : статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск, 2006. – 255 с.
18. Кузнецов, А.В. Топливо и смазочные материалы [Текст] : учебник / А.В. Кузнецов. – Москва : КолосС, 2007. – 199 с.
19. Организационно-технологические нормативы возделывания сельскохозяйственных культур : сборник отраслевых регламентов / Институт аграрной экономики НАН Беларуси; рук. разраб. В.Г. Гусаков [и др.]. – Минск : Бел. наука, 2005. – 460 с.
20. Справочникнормативов трудовых и материальных затрат для ведения сельскохозяйственного производства / Национальная академия наук Беларуси; Институт экономики – Центр аграрной экономики; под ред. В.Г. Русакова; сост. Я.Н. Бречко, М.Е. Сумонов. – Минск : Бел. наука, 2006. – 709 с.
ЗеленовскийАнатолий Антонович,
ОганезовИгорь Азизович,
ГургенидзеИван Ильич
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Памятка для реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на землях ЛПХ
Если вы планируете реализовывать продукцию, произведенную на землях ЛПХ (личное подсобное хозяйство), то вам стоит знать все особенности данного бизнес процесса.
В первую очередь, стоит знать, что согласно Федеральному закону о личном подсобном хозяйстве реализация продукции, произведенная на землях ЛПХ, не относится к предпринимательской деятельности.
Выдержка статьи 2. Понятие личного подсобного хозяйства
1. ЛПХ – это форма непредпринимательской деятельности, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
2. ЛПХ ведется гражданином и членами его семьи с целью удовлетворения своих личных потребностей на земельном участке.
3. Сельскохозяйственная продукция, выращенная при ведении ЛПХ, является собственностью гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство.
4. Реализация сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими ЛПХ, не является предпринимательской деятельностью.
Для реализации продукции необходимо получить документ в местной администрации о наличии ЛПХ (Личного Подсобного Хозяйства).
Представить документ, который выдал орган местного самоуправления, правлениям садово-огородного товарищества. Он подтверждает, что продаваемая продукция произведена на земельном участке, принадлежащем налогоплательщику или членам его семьи, и используется для ведения ЛПХ, садоводства, огородничества или дачного строительства.
Поставить ЛПХ на учет. Он ведется в похозяйственных книгах на основании сведений, предоставляемых гражданами на добровольной основе. В похозяйственной книге содержатся основные сведения о ЛПХ:
1. ФИО, дата рождения владельца земельного участка, а также ФИО всех совместно проживающих с ним членов семьи.
2. Количество имеющихся сельскохозяйственных животных, пчел или птиц.
3. Площадь земельного участка, занятого посевами или насаждениями.
4. Имеющаяся в собственности или ином праве сельскохозяйственная техника и транспортные средства.
Получив этот документ, необходимо пригласить комиссию ветврачей для составления Акта осмотра. Если осмотр пройдет благополучно, вы заключаете Договор с ветеринарами.
После этого ваше хозяйство прикрепят к одному постоянному ветврачу. Для реализации продукции через торговые организации вы будете получать у него ветеринарные справки установленной формы.
Со всеми вышеперечисленными документами в областной ветслужбе вы получаете Ветеринарное удостоверение. С этим удостоверением вы можете получать справки формы № 2.
Если вы решили продавать продукцию в качестве Индивидуального предпринимателя, то выполняются те же действия, за одной лишь разницей. Вам необходимо будет получить сертификат соответствия с удостоверением качества. Важно понимать, что предпринимательская деятельность и ЛПХ – это не одно и то же. ЛПХ – это реализация излишек продукции, полученной для личных нужд. В этом основное юридическое отличие ИП от ЛПХ.
Где можно реализовывать продукцию, выращенную своими силами? На рынке или на предприятиях общественного питания (кафе, рестораны, пиццерии и т.д.)
Документы, получаемые на сельскохозяйственном рынке, имеющем Государственную лабораторию ветеринарно-санитарной экспертиз (ГЛВСЭ):
1. Разрешение на торговлю. Федеральный Закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации» от 30.12.2006 №271-ФЗ ст.12 п.4
2. Результат проведения лабораторной экспертизы на продажу овощей (ст.21 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» от14.05.1993 №4979)
Какие документы необходимо иметь для реализации растениеводческой и животноводческой продукции на продовольственных рынках Пермского края.
В соответствии с перечнем нормативно-правовых актов:
1. Федеральный закон от 02.01.2000 г № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
2. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 г № 422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов»;
3. Федеральный закон от 12.06.2008 г № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»;
4. Правила ветеринарно-санитарной экспертизы растительных пищевых продуктов в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы рынков, утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР и согласованные с Министерством здравоохранения СССР 04.10 1980 г;
5. Правила ветеринарно-санитарной экспертизы меда при продаже на рынках, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 18.07.1995 г N 13-7-2/365;
6. Правила ветеринарно-санитарной экспертизы молока и молочных продуктов на рынках, утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР и согласованные с Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР 01.07.1976 г;
7. Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27.12.1983 г по согласованию с Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР.
На рынках разрешается реализация следующих пищевых продуктов при наличии документов:
— готовые мясные изделия и мясные полуфабрикаты, молоко и молочные продукты, консервы, куриные яйца, рыба и рыбопродукты, мед, продукция растениеводства промышленного производства: документ, подтверждающий их соответствие обязательным требованиям нормативных документов (копии сертификата или декларации соответствия); ветеринарные сопроводительные документы: ветеринарное свидетельство формы № 2 (при перевозке из другого района (города); ветеринарная справка формы № 4 или штамп государственной ветеринарной службы в товаротранспортном сопроводительном документе (при перевозке в пределах района (города).
— Мясо в тушах, полутушах, четвертинах: ветеринарные сопроводительные документы — ветеринарное свидетельство формы № 2 (при перевозке из другого района (города) или ветеринарная справка формы № 4 (при перевозке в пределах района (города); заключение государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, разрешающее реализацию мяса на рынке.
— Молоко и молочную продукцию непромышленного производства: ветеринарная справка формы № 4 или ветеринарное свидетельство формы № 2 – согласно приказа министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 г № 422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов»; ветеринарно-санитарный паспорта на корову (при реализации молока непромышленного изготовления) с отметками о проведении плановых ежегодных ветеринарных мероприятий (вакцинаций против сибирской язвы, пастереллеза, лептоспироза); диагностических исследований на туберкулез, бруцеллез, лейкоз, субклинический мастит; профилактических обработок против гиподерматоза, фасциоллеза; заключения государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, разрешающего реализацию молока и молочной продукции на рынке.
— Мед непромышленного производства: ветеринарно-санитарный паспорт на пасеку; ветеринарная справка формы № 4 или ветеринарное свидетельство формы № 2; заключение государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, разрешающего реализацию меда на рынке.
— Продукты пчеловодства непромышленного производства: ветеринарно-санитарный паспорт на пасеку; ветеринарная справка формы № 4 или ветеринарное свидетельство формы № 3; заключение государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, разрешающего реализацию меда на рынке.
— Рыба непромышленного производства: ветеринарная справки формы № 4 или ветеринарное свидетельство формы № 2; заключение государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке.
— Картофель, овощи, фрукты, ягоды, грибы, зелень непромышленного производства: заключение государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке.
— Яйцо домашнее: ветеринарная справки формы № 4 об эпизоотическом благополучии местности; заключение государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке.
Лица, осуществляющие торговлю указанными пищевыми продуктами, должны иметь санитарную одежду и личную медицинскую книжку.
На ярмарках необходимо получать все вышеперечисленные документы, только без исследований.
По вопросам получения необходимой документации обращайтесь ГБУВПК «Пермская СББЖ» по адресу: г. Пермь, ул.Экскаваторная,д.37а. Тел: 2262109. Адреса и контакты подразделений ГБУВПК «Пермская СББЖ» г.Перми Вы можете найти здесь.
Источник