Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
Предмет правового регулирования
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Методы, способы и типы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).
Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).
Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.
Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:
— поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
— рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Источник
Как повысить эффективность правового регулирования?
Эффективность правового регулирования – это взаимосвязь между результатом и целью процессов права.
Совершенствование эффективности данного регулирования является важной и актуальной задачей многих государств. Соотношение противозаконного уровня и уровня решения большинства правонарушений находятся в постоянном противовесе.
Повышение эффективности правового регулирования заключается в нескольких методах, разработанных для борьбы с преступной деятельностью, установления правомерных и гражданских норм, поддержании выбранного политического режима.
Процесс правотворчества
Правотворческий процесс представляет собой форму взаимодействия государства и гражданского общества.
Он занимается регулированием правовых норм, а именно:
Эта деятельность нацелена на формирование НПА (нормативно-правовых актов). Результат правотворчества, созданный государством, подвергается критике гражданского общества. Граждане обсуждают и критикуют законный проект. Он проходит этап принятия и входа в систему правовых норм страны.
Правотворчество обладает 4 этапами своей деятельности:
- законодательная инициатива;
- обсуждение проекта;
- принятие и утверждение проекта;
- подписание и обнародование решения;
Процесс правоприменения
Правоприменение – это важный шаг на пути к эффективности правового регулирования. Оно выделяет несколько правил, благодаря которым нормативный акт не только вступает в силу, но и объективно, компетентно оценивает ситуацию.
Такими правилами являются:
- Обоснованность.
- Законность.
- Целесообразность.
- Справедливость.
- Эффективность.
Процесс правоприменения устанавливает факты, относящиеся к делу. Они проходят отбор в соответствии с достоверностью и соответствию факта обстоятельствам легитимной ситуации. Затем уполномоченный орган подбирает и анализирует норму права. После правоприменительного действия выносится решение по делу и проводится документальное оформление. Решение получает внимание заинтересованных лиц и вступает в силу.
Совершенствование судебной системы
Для стабильного роста эффективности правового регулирования требуется усовершенствованная судебная система.
Основными проблемами суда на территории РФ являются:
- Закрытый судебный процесс.
- Отсутствие доверительных отношений с гражданами.
- Исключительный режим «offline».
- Превышение полномочий судей, включая противозаконные действия в виде взяток.
- Безответственное отношение к неприкосновенности судей, семей виновных и пострадавших.
- Несправедливые, субъективные решения суда.
Решая эти проблемы, можно с легкостью прийти к значительному повышению эффективности правомерных процессов. Главная задача, требующая особого подхода – это обеспечение «прозрачности».
Повышение уровня правосознания и правовой культуры в гражданском обществе
Развитие юридических ценностей и идей – значимый вклад каждого гражданина. Это опора для создания гуманного и демократичного общества. Считается, что правовая культура – это обязательное соблюдение принципа равенства. Другими словами, закон – движимая сила, но он подвергается критике как народа, так и власти. Он может регулироваться в зависимости от обстоятельств, новых взглядов и политического режима.
Правовая культура – это объединение индивидов и межличностных групп. Именно поэтому уровень правосознания зависит от общественного восприятия права и доверия к органам власти.
Уровень правосознания играет значительную роль в прогнозах о влиянии политических сил в обществе. Если он не поддерживается или деградирует – гражданское общество замедлит своё развитие, что приведет к национальным революциям, разрухам и резким сменам властей, политики.
Правосознание обладает общими рекомендациями, несмотря на личный характер решения задач. Основанная на праве культура полностью зависит от общества и его решений.
Основными принципами эффективного правосознания считают:
- знание законов;
- уважение законов;
- соблюдение законов.
контроль всех отраслей правового регулирования (включая правотворчество, правоприменение, законность, правовое просвещение и воспитание).
Благодаря соблюдению общих правил, люди получат стабильный рост эффективного юридического процесса в разных сферах жизни. Развитие правового государства – это глобальная задача целого человечества.
Эффективность правового регулирования – качество, которое формирует структурированную политическую систему. Благодаря успешному повышению эффективности, люди формируют такие ценности, как свобода, справедливость, честь и равенство. В статье указаны методы борьбы с правовой деградацией и улучшения регулирования права.
В России, стране, богатой этнической и социально-культурной уникальностью, правовое государство с эффективным правовым регулированием возможно не только осуществить, но и развить до максимального уровня демократии и гуманизма.
Источник