Этногенез
Э̀тногене́з (от греч. ἔθνος , «племя, народ» и γένεσις , «происхождение») — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.
Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.
Содержание
Исторические типы
В этнографии различают два исторических типа этногенеза.
- Этногенез, имевший место в условиях первобытнообщинного и докапиталистического обществ и приведший в раннефеодальный период к образованию народностей.
Факторы этногенеза
Этногенез как формирование отдельной народности характеризуется консолидацией автохтонных этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов). Консолидация происходит в рамках единого общенационального государства или под началом общей религии часто вызвано необходимостью координации действий в ответ на внешний вызов (американцы, немцы, швейцарцы). Иногда процесс консолидации вызван противостоянием близкородственных автохтонных компонентов пришлому населению (латыши). Часто существенным элементом этногенеза является вторжение переселенцев, которые навязывают свой этноним (выражающий этническое самосознание) местному населению, но забывают свой язык (болгары, узбеки, французы), либо навязывают как этноним, так и язык (венгры, турки, арабы). Однако нередки случаи, когда мигранты могут быть сами ассимлированными местным населением (вестготы в Испании).
Помимо языка и этнонима важную роль в формировании народности играет родина, то есть географическая среда, определяющая особенности хозяйственной деятельности и быта, а также формируемых на их основе чертах материальной и духовной культуры. Например, из «лесных» европейских англичан выделились «степные» американцы, вобрав в себя традиции иных (ирландцев) народов. Горные азербайджанцы выделились из степных туркмен, позаимствовав традиции местных кавказских народов.
В то же время этногенез является сложным процессом и ни один из элементов не является самодостаточным. Так для евреев язык не являлся определяющим фактором консолидации (они в разное время использовали иврит, арамейский и идиш), для украинцев, белорусов и эстонцев — необязательным являлся этноним (они могли называть себя русинами, литвинами или maarahvas), а общая родина не всегда приводит к формированию единой народности (например, на Кавказе тысячелетиями сосуществуют сотни народностей).
Как объект наук
При изучении этногенеза определённого народа привлекаются данные смежных наук — этнографии, антропологии, археологии, сравнительного языкознания См., например, о проблемах изучения культурогенеза / этногенеза индийских предков цыган. [1]
Теории
Оригинальная пассионарная теория этногенеза, в которой этногенезом называется вся продолжительность этнической истории, разработана Львом Гумилёвым в работе Этногенез и биосфера Земли. Она предполагает возникновение этноса вследствие пассионарного толчка и конечность его жизненного цикла, который проходит стадии подъёма, перегрева, надлома, инерции, затухания и перехода в гомеостаз, который может продолжаться сколько угодно долго. Полная продолжительность «жизни» этноса, не прерванной ассимиляцией, уничтожением или новым пассионарным толчком, по Гумилёву, составляет 1200—1500 лет.
Слабым местом теории Л. Н. Гумилева можно считать предположение, что пассионарный толчок вызывается космическим излучением, но он и сам нигде не утверждает что это положение в его построениях является определяющим, указывая, что даже если будет выявлена иная исходная причина, остальной ход рассуждений всё равно останется в целом верным.
В.Шнирельман подчеркивает, что пассионарная теория этногенеза не учитывает, что этническая идентичность (этничность) может быть плавающей, ситуационной, символической. Она вовсе не обязательно связана с языковой принадлежностью. Иногда она опирается на религию (кряшены, или крещеные татары), хозяйственную систему (оленные коряки-чавчувены и оседлые коряки-нымылланы), расу (афроамериканцы), историческую традицию (шотландцы). Люди могут менять свою этническую принадлежность, как это происходило в XIX веке на Балканах, где, переходя от сельской жизни к торговле, человек превращался из болгарина в грека, причем языковой фактор не служил этому препятствием, ибо люди хорошо владели обоими языками. [2]
Дж. А. Тойнби предложил теорию развития этносов (этногенеза), в которой их развитие объяснялось чередованием «вызовов» из окружающего мира (в том числе и от других этносов) и способностью дать успешный «ответ» таким вызовам. Эта теория многократно подвергалась критике.
Источник
Способы существования этносов.
Этническое развитие в отличие от социального дискретно, то есть прерывисто. Это связано с внутренними и внешними процессами, влияющими на функционирование этносов, а следовательно и на их существование. В специальной литературе выделяются следующие способы существования этносов:
• снижение уровня активности, или распад;
• переход в гомеостаз, то есть статическое состояние этноса.
Под зарождениемпонимается процесс образования этноса в ходе сецессии, или ассимиляции. Это первичный этап образования этнической общности, если рассматривать его во временном плане.
Вторым этапом существования и развития этноса является расширение. Под ним подразумевается укрепление связей внутри этноса, а также увеличение количества его членов за счет ассимиляции соседних этнических групп. В ходе расширения этническая группа постоянно прогрессирует, так как внутри данного этноса происходят внутренние психологические процессы, обусловливающие его непрерывное развитие. На этом этапе растет уровень этнического (и национального) самосознания, результатом чего является гармонизация этноса и его развитие. Однако этот процесс происходит до тех пор, пока члены этнической общности не станут выделяться по отдельным признакам в новые этнические группы. Стремление к выделению может быть обусловлено тем, что в результате ассимиляции соседних этносов происходит дифференциация в пределах данной этнической общности по каким-либо критериям (экономическим, культурным, социальным, религиозным).
Появление дискриминационных процессов внутри этноса способствует соответственно падению уровня этнического самосознания, обесцениваются национальные идеи, так как личные мотивы начинают превалировать над национальными. Как результат мы наблюдаем снижение уровня активности этноса. На таком этапе этнос становится наиболее уязвимым, что может привести к внешней агрессии со стороны других этнических общностей либо к его ассимиляции соседними общностями и к последующему распадувследствие утраты территории, культуры, языка и единства.
Процесс распада либо снижения активности этноса может трансформироваться в гомеостаз, при котором этнос находится в статическом состоянии. Гомеостаз представляет собой подвижное равновесное состояние этнической общности, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим равновесие внешним и внутренним факторам. Понятие гомеостаза сложилось первоначально в физиологии для объяснения постоянства внутренней среды организма и устойчивости его основных физиологических функций. Эта идея была развита американским физиологом У. Кенноном в учении о «мудрости тела как открытой системы, непрерывно поддерживающей стабильность». Принцип гомеостаза перешел из физиологии в этнопсихологию, приобретя более общее значение принципа системного подхода и саморегуляции на основе обратной связи. Представление о том, что каждая система стремится к сохранению стабильности, было перенесено и в этнопсихологию. Каждая этническая общность стремится к стабильности, однако на определенном этапе эта стабильность перестает сопровождать прогрессивное развитие этноса, что приводит к состоянию гомеостаза. Примером этнических общностей, находящихся в состоянии гомеостаза, являются индейские племена Северной Америки, сохранившие развитие и культуру конца XIX — начала XX века, которые, однако, не распались, так как сохранили сильное этническое самосознание.
Это типичное энергетическое состояние системы, обменивающейся информацией и энергией с окружающей средой. Общественные же институты этносов различны. Это значит, что социальная форма движения материи и этногенез — два различных процесса, хотя и соотносимых и даже пересекающихся.
Этнические процессы
Для каждой этнической группы характерны определенные процессы, действующие изнутри или извне на ход развития этой группы. Этнические процессы подразделяются на процессы этнического объединения, включающие консолидацию, ассимиляцию и интеграцию, и процессы этнического разъединения, когда единая общность распадается на несколько самостоятельных частей. Однако одни исследователи трактуют их широко, полагая, что они охватывают социально-экономические и социально-культурные процессы. Другие понимают этнические процессы узко и не включают в них экономические, политические и культурные преобразования, бесспорно влияющие на этническое развитие. Так, И.С. Гурвич, сторонник первой точки зрения, утверждает, что этнические процессы — это «различные виды взаимодействия этносов, приводящие к изменению старых и возникновению новых этнических образовании. Основные из них:
• консолидация народностей из близкородственных племен и этнографических групп;
• консолидация наций из близких по языку и культуре народностей, этнографических групп, национальных меньшинств и т.д.;
• сближение и постоянное слияние между собой различных народностей и наций;
• ассимиляция отдельных племен, этнических групп, народностей и наций в ходе консолидационных процессов».
По мнению же В.И. Козлова, основным критерием для выделения этнических процессов является изменение главного этнического детерминанта — этнического самосознания, выражающееся в постепенной замене чувства принадлежности к одной этнической общности чувством принадлежности к другой общности. До сих пор в литературе еще нет установившейся типологии этнических процессов. Большинство этнографов различают два основных типа: консолидацию и ассимиляцию. Но и в определении этих понятий нет единого мнения. Одни понимают под консолидацией слияние нескольких самостоятельных народов, родственных в языковом и культурном отношении, в единую этническую общность, тогда как другие применяют термин «консолидация» и для обозначения процесса внутреннего сплочения уже в основном сформировавшихся народов. Иногда консолидационные процессы рассматриваются и как поглощение каким-либо народом других (неблизких) этнических групп, хотя в этом случае было бы правильнее говорить об ассимиляции. Под ассимиляцией понимают «процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся народов, обычно значительно отличающихся своим происхождением, языком и культурой и имеющих четкое этническое самосознание. Сущность процесса ассимиляции заключается в том, что отдельные группы людей и индивидуумы, принадлежащие к одному народу, вступая в соприкосновение с другим народом (и оказываясь в сфере этого народа), в результате общения с ним утрачивают свои особенности в области культуры и быта, усваивают культуру данного народа, воспринимают его язык и перестают считать себя принадлежащими к прежней этнической общности». Различают естественную ассимиляцию, которая обусловлена расширяющимися межэтническими контактами в результате происходящих социально-экономических сдвигов, и насильственную ассимиляцию, которая связана с определенной политикой официальных кругов той или иной страны. Помимо общеупотребительных типов этнических процессов консолидации и ассимиляции В.И. Козлов предлагает ввести еще один — «этническое разделение», понимая под ним процесс, при котором от прежней единой этнической общности отделяется другая общность, или когда первая целиком делится на две или больше частей, каждая из которых становится самостоятельным народом. В иностранной специальной литературе этническим процессам уделяется незначительное внимание, и авторы зачастую ограничиваются лишь их констатацией.
Этническое самосознание
Этническое самосознание– это идентификация, т. е. отнесение человеком себя к той или иной национальности, его представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом, т. е. образ «мы».
Все эти представления эмоционально отражены, к ним вырабатывается определенное отношение, например, чувство гордости, сопереживания, способные стимулировать поступки людей.
Некоторые исследователи выделяют 4 «этнических источника», питающих национальное самосознание: «родовой», «психологический», «культурный» и «социальный».
Этническое самосознание выражается в познавательной, эмоциональной и прочих формах.
Познавательная сторона включает в себя, во-первых, осознание человеком этнической принадлежности; во-вторых, осознание им своего социального положения; в-третьих, осознание санкционированных этнической общностью традиций, норм – моделей поведения, осознание своих жизненных интересов и насущных потребностей. Эмоциональная сторона этнического самосознания включает чувство национальной гордости, чувство собственного достоинства за вклад в приумножение богатства своей страны.
Структура этнического самосознания не до конца определена.
— представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого;
— представления об общности исторического прошлого народа;
— представления о территориальной общности («родной земле»);
— представления о государственной общности при определенных конкретно-исторических условиях.
Самостоятельным элементом является отношение к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям. Понятие этнокультурной идентификации включает в себя владение родным языком.
Но данное явление происходило не только с языком. То же было с религией, обычаями, правилами повседневной жизни. Шаг за шагом, с разной скоростью для разных социальных, этнических, лингвистических или конфессиональных групп, общество вытеснялось в мучительные поиски нового «мы» и нового «они». При этом власть сыграла огромную, решающую роль в развитии данных процессов в том или другом направлении.
4. Социально-психологическая сущность понятия «нация». Этнические и культурологические признаки нации. Национальная идентификация.
Высшей формой этнической общности является нация. Главное, что отличает нацию от обычной этнической общности — это не только уровень социально-экономического развития, но и ее внутренняя структура, основанная не на кровном родстве, а на социальном принципе. Для нации характерны большая внутренняя сплоченность и высокий уровень национального самосознания. В русском языке слово «нация» имеет более узкое значение, чем в западноевропейских языках. В английском языке, например, под «нацией» понимается: племя и его этническая территория; народ; этническая общность; независимое государство — иными словами, «нация» обозначает и этническую общность, и страну, где живут эти люди. В украинском и русском языках понятие «нация» употребляется для обозначения устойчивой этнической общности. Нация обладает определенными признаками — общностью территории, экономической жизни, языка, материальной и духовной культуры, этнического самосознания. В литературе нередко можно встретить такие сочетания: «народ и нация», или «народ и народность». Здесь спутаны два различных понятия. Народность и нация — это типы этнической общности, в то время как слово «народ» охватывает и племя, и народность, и нацию, — иными словами, все виды этнических общностей. По поводу понятия «нация» в последние годы теоретиками велась оживленная дискуссия. При большом многообразии определений нации, данных западными учеными, можно выделить несколько наиболее типичных. Большинство исследователей считают основой для формирования нации коллективное сознание чувства общности, которое проявляется в стремлении жить вместе. Высшей формой этого стремления является желание иметь свое государство.
Общность языка является одной из характерных черт нации, так как не всякая устойчивая общность создает нацию. Швейцарцы составляют устойчивую общность, однако их никто не называет нацией. В данном случае общность национальная не тождественна общности государственной. Национальная общность немыслима без общего языка, в то время как для государства общий язык необязателен. Следует отметить, что речь в данном случае идет о разговорных языках, а не об официально-канцелярских. Однако если бы язык был настолько решающим признаком, то тех лиц, которые одинаково хорошо и с детства владеют несколькими языками, пришлось бы признать денационализированными, в результате чего, например, венгры, владеющие и венгерским и немецким языками, не могли бы считать себя по национальности венграми. То же относилось бы и ко всем «многоязычным» лицам и народам. В связи с этим, если принять этот признак единственным, то остается целый ряд противоречий и сомнений. Первое сомнение может быть сформулировано следующим образом: насколько расходящимися должны быть языки или наречия, чтобы язык, а соответственно и народ, говорящий на нем, могли быть признанными в качестве самостоятельных национальных единиц. Общий язык присущ определенной нации, однако это не исключает использование того же языка другой нацией. В данном случае должно соблюдаться правило, предусматривающее наличие одного языка для одной нации. Например, англичане и американцы говорят на одном языке, однако не принадлежат одной нации, и прежде всего в силу того, что они проживают на разных территориях, и именно проживание на разной территории обусловило разделение англичан и американцев на две нации с XVIII века.
Таким образом, общность территории является одной из характерных черт нации. Однако нации могут существовать даже тогда, когда они лишены собственной государственной организации, как, например, Польша в период разделов. Но следует подчеркнуть, что политические функции выполняли тогда институты государств-завоевателей, а поляки сохраняли некоторые суррогаты собственных политических институтов или их замену в виде объединений и добровольных организаций, решавших существенные политические задачи. Столь же очевидно, что существуют многонациональные государства, образующие, однако, характерный национальный тип, например, Соединенные Штаты Америки, в которых нация идентифицируется с государством, и термин «nation» относится здесь как к государству, так и к совокупности его граждан.
Кроме общей территории, необходима еще и внутренняя экономическая связь, объединяющая отдельные части нации в одно целое. Возвратимся к примеру народов Англии и США — между ними нет такой связи, вот почему они составляют две различные нации. Но сами американцы не являлись бы нацией, если бы отдельные уголки США не были связаны между собой в экономическое целое благодаря разделению труда между ними, развитию путей сообщения. Другой особенностью нации выступает общность экономической жизни и экономическая связность. Однако и это не является единственно правильным признаком нации, так как, например, экономические интересы украинского инженера не схожи с интересами его немецкого коллеги. Не единственно решающим, однако имеющим право на существование, является признак осознания своей принадлежности к определенному политическому образованию, вызванного различными причинами — религиозными, экономическими, правовыми, единством языка, исторической традицией и т.д. Если рассмотреть это определение, то очевидно, что центр тяжести лежит на психологическом отнесении себя к тому или иному обществу или группе.
Ни один из указанных выше признаков, взятый в отдельности, не достаточен для определения нации. Однако достаточно отсутствия одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией. Возможно представить себе людей с общим национальным характером, но не являющихся нацией по причине экономической разобщенности, проживания на разных территориях, употребления разных языков в общении. Таким образом, только наличие всех признаков, взятых вместе, образует понятие «нация». Нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону изменения, то есть имеет свою историю, начало и конец.
Значение наций основано на том, что:
1) нации — это очень устойчивая форма общности, нередко существующая тысячелетиями;
2) они создают устойчивое культурное наследие;
3) они формируют сильное чувство идентификации индивидов с общностями. Принадлежность к нации, которая дает индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений, — это основа самоопределения индивидов;
4) они создают очень сильное чувство солидарности между членами общности и антагонизм по отношению к чужим. Эти черты приводят к тому, что нации становятся источником сильных общественных движений и крайних идеологий. Среди них особого внимания этнопсихологов заслуживает национализм.
Население Украины полностью соответствует понятию нации. Оно имеет территорию, государственный язык, представляет собой экономическую общность и осознает свою принадлежность к единому политическому образованию.
Здесь необходимо отметить то, что несмотря на существование, по крайней мере, двух значительных по количеству этнических групп — русских и украинцев, а также фактического двуязычия, вопрос о том, является ли украинский народ нацией, имеет лишь один ответ. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что признаки, определяющие нацию, могут быть и не столь ярко выраженными. В связи с этим определение нации требует тщательного анализа ее этнического состава и социальной среды существования.
С вопросом понятия нации непосредственно связана проблема отождествления человека с определенной нацией. Этот процесс называется национальной идентификацией.
Национальная идентификация — это процесс самоотождествления с нацией на основании какой-либо связи, а также включения в свой собственный мир и принятия норм, ценностей и образцов этой нации.
Большое значение в наследовании черт национального характера имеет его социально-психологический механизм, который называется «традиционным».
Традиции — это синхронизированные, подчиненные национальному идеалу верования, способы мышления, стремления, нормы поведения предыдущих поколений, которые разделяет и воспроизводит поколение живущих. Придерживаясь традиций той или иной социальной среды, человек выражает свою солидарность и принадлежность к ней, за что получает одобрение и поддержку — источник позитивно окрашенного эмоционального состояния, которое можно назвать «чувством защищенности», и в результате — внутренний душевный комфорт.
Практически все психологические теории нации так или иначе отрицают объективную действительность нации. Это особенно хорошо видно на примере теории «национальной идентификации». Основные идеи этой теории таковы: национальные отношения — это одна из форм проявления фундаментальной психологической закономерности, называемой «отождествлением» («идентификацией»); существует как позитивное, так и негативное отождествление. Приведем пример, взятый из одного французского журнала по социальной психологии. «Индивидуум «Р» негативно отождествляется с объектом «У» в той мере, в которой «Р» склонен радоваться всему, что плохо для «У», или быть недовольным тем, что хорошо для «У». Различаются два типа «национальной идентификации»: идентификация индивидуума либо с совокупностью своих сограждан, либо с символами, представляющими национальное единство и национальный суверенитет. Первый тип — это идентификация с «национальной общностью», второй тип — идентификация с «нацией-властью». На этом основании делается вывод о наличии «демократической личности» и «авторитарной личности». Нетрудно заметить, что теория «национальной идентификации» может быть легко направлена против любого национально-освободительного движения, против легитимного стремления народов к национальной независимости и национальному суверенитету.
Источник