- Виды изображения земной поверхности
- Глобусы
- Карты и планы
- Чем они отличаются
- Атласы
- Отличия глобуса от карты
- Аэрокосмическая съемка
- Конспект урока по географии на тему «Способы изображения земной поверхности» (5 класс)
- Презентация «Способы изображения земной поверхности» 5 класс
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Виды изображения земной поверхности
С древнейших времен у людей была потребность в передаче графических сведений о поверхности земли, ее очертаниях, составе населения и прочем. Причем люди научились передавать эти сведения задолго до появления карт и других графических систем. Чаще всего для этого использовались кости, наскальная живопись и тому подобное. Современные виды изображения земной поверхности включают в себя:
- Глобусы.
- Карты и планы.
- Атласы.
- Аэрокосмическая и топографическая съемка.
Глобусы
Глобус (от латинского Globe — шар) представляет собой копию Землив меньших размерах. Впервые было доказано, то земной шар имеет форму круга, в Древней Греции. С тех пор считается, что для корректного отображения земной поверхности нужно использовать глобус, как элемент, полностью повторяющий структуру.
Главное преимущество глобуса — он предоставляет данные без искажений (искажений, прежде всего, лишена земная кора). Работая с ним мы получаем точное расположение и очертание морей, континентов, океанов, островов и других объектов. К недостаткам этого вида отображения поверхности следует отнести ограниченность по размерам. Глобусы, в большинстве своем, небольшого размера, поэтому детально исследовать местность по нему не выйдет.
Карты и планы
План — чертеж, на котором подробно изображен определенный элемент. Как правило, это делается з асчет использования условных обозначений. За счет того, что изучается только ограниченное пространство нет необходимости в работе учитывать шарообразную форму земли.
Карта — способ изображения поверхности Земли в уменьшенном формате с использованием условных знаков и обозначений. Карты различаются по охвату территории, масштабу и содержанию. В отличие от плана исследуют обект более детально.
Чем они отличаются
План и карта отличаются исключительно по охвату территории. Планы всегда ограничены небольшими объектами (план дома, улицы, города, деревни, леса, реки и так далее), в то время как карты бывают разными по охвату, отображая графически как локальные объекты, так и земной шар в целом. В то же время на картах из-за большого пространства наносимых на поверхность неизбежно возникают погрешности.
Особенность | План | Карта |
---|---|---|
Охват территории | небольшой | вплоть до Земли |
Искажения | незначительные | чем объемнее охват тем больше |
Что позволяют | подробно изучать небольшие объекты | измерять расстояния, определять размеры |
Атласы
Атлас — сборник карт. Если сегодня атласы являются чем-то обыденным (они есть у каждого школьника и с ними можно работать лего), то еще в средневековье атласы представляли собой настоящие энциклопедии, доступ к которым был далеко не у всех.
Принято считать, что первые атласы появились в древнем Риме. Так это или нет неизвестно, но впервые понятие «атлас» было введено в 16 веке в Нидерландах Герардом Меркатором.Современные географические атласы различаются:
- атласы по охвату территории (атлас мира, атлас стран(страны), атлас города и так далее.
- атласы по назначению (учебные, дорожные, краеведческие и так далее.
- атласы по назначению (настольные, книжные, карманные и другие).
Отличия глобуса от карты
Рассмотрим чем глобус отличается карты. Это два основных вида изображения земной поверхности и важно правильно определять различия между ними.
Отличие | Глобус | Карта |
---|---|---|
Полная копия земли | да | нет |
Искажения | нет | есть |
Удобство | не удобно | удобно |
Главное отличие между глобусом и картой — точность. Глобус благодаря тому, что повторяет форму строения земли, лишен искажений. У карт они есть. С другой стороны глобусы это уменьшенная Земля в миллионы раз, поэтому детально работать с ними не удобно. Глобусы небольшие по размеру, а с очень крупными работать нельзя. У карт этих недостатков нет. Благодаря различным масштабам появляется возможность досконально исследовать любые объекты.
Глобус и карта — отличия
И глобусы и карты при этом имеют абсолютно идентичные типы:
- Политический. Отображает политическое устройство мира — страны.
- Физический. Отображает общую структуры планеты.
- Рельефный. Модификация физического вида карты и глобуса, где все объекты представлены в виде выпуклой поверхности. Напоминает 3D модель.
- Астрономический. Позволяют изучать небо.
- Контурный. Сегодня распространены контурные карты, но и контурные глобусы также существуют.
Мы рассмотрели основные виды изображения земной поверхности. В дальнейших материалах более детально остановимся на вопросах картографии.
Аэрокосмическая съемка
Этот вид отображения земной поверхности считается более точным в сравнении с картами и планами, поскольку делается сверху с помощью спутника или другого специального оборудования. Благодаря съемкам из космоса и с воздуха появляется возможность детального изучения любых объектов, доступность которых раньше была под вопросом. Результаты таких съемок немного отличаются от того, что мы привыкли видеть на картах (глобусе) и для работы с такими снимками часто используют дешифрирование.
Сегодня многие из нас пользуются гугл картами или яндекс картами. Это и есть предоставление аэрокосмической съемки.
Источник
Конспект урока по географии на тему «Способы изображения земной поверхности» (5 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ НЕТИПОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей № 76»
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ»
Учебник «География. Землеведение».
Автор: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким . 5-6 класс,
Жидкова Мария Евгеньевна
МНБОУ «Лицей № 76»
Конспект урока по теме : «Способы изображения земной поверхности».
Цель урока: обобщить и проверить усвоения учениками знаний, умений и навыков по теме «Изображение земной поверхности».
· применять знания учащимися при работе с картами и планом;
- развивать логическое мышление;
- распознавать различные виды изображения земной поверхности;
- анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы;
Тип урока: Обобщение знаний
Формы работы учащихся : индивидуальная, коллективная.
Оборудование: ноутбук, программа zoom , глобусы, карта полушарий, атласы, презентация, видеоматериал.
Учитель приветствует учеников, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.
Для того чтобы вспомнить о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке, я предлагаю вам отгадать загадки:
Объемная карта с осью внутри,
Его в географии можно найти.
Крути Ты, как хочешь шар голубой,
Знакомься с любой неизвестной страной. (Глобус)
У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах! ( Атлас )
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. ( Географическая карта)
Ребята, что объединяет все эти слова? Изображение земли!
Поэтому тема сегодняшнего урока «Способы изображения земной поверхности».
Цель урока: обобщить и применить усвоенные учениками знания, умения и навыки по теме «Изображение земной поверхности».
Постановка проблемной ситуации.
— Представьте такую ситуацию. Мы с вами отправляемся в поход. Что нам необходимо с собой взять? (еду, спички, компас).
— Зачем нам компас? Как им пользоваться?
— Что делать, если компас забыли? Как ориентироваться в лесу?
— Скажите, а что еще бы нам очень пригодилось в походе, кроме компаса для лучшего ориентирования на местности? (карта)
— А почему не глобус? Он ведь больше похож на нашу планету? Или аэрофотоснимок местности?
— Затрудняетесь ответить? Давайте разберемся в этом вопросе.
Тема нашего урока «Способы Изображения земной поверхности», мы с вами рассмотрели основные понятия и разные виды земной поверхности.
Ваша задача сейчас состоит в том, чтобы сравнить между собой разные виды изображения земной поверхности по предложенному плану, а потом мы попробуем определить, какой вид изображения в какой жизненной ситуации нам поможет. Для этого, посмотрим небольшое видео о способах изображения земли, чтоб актуализировать ваши знания. ВИДЕО
— Ваша задача ответить на вопросы, представленные в таблице
Объекты более похожи на их реальное изображение, на местности
Можно узнать названия городов, реки и т.д.
Можно определить тип леса, луга, дорог, мостов
Изображены все объекты, видимые сверху
Изображены только важные объекты
Объекты изображены условными знаками
Можно точно измерить расстояния
Выполняется форму и с поверхности Земли
Не видно форму и размеры участка
Ближние предметы заслоняют дальние
Не сохраняются размеры предметов
Выполняется с самолета
Показывает местность сверху
Можно определить расположение объектов, их форму и размеры
Подробность изображения невелика
Показывает местность сверху
Все предметы изображены с помощью условных знаков с пояснениями
Дает много информации, по нему удобно изучать территорию
Размеры изображаемой территории невелики
Показывает всю поверхность Земли или ее большие части
Все объекты изображены с помощью условных знаков
Изображены только самые большие объекты
Точно передает форму и расположение объектов
Не имеет искажений
Объекты показаны с помощью условных знаков
Изображены только крупные объекты
Вывод по таблице (сравнение ): план местности отличается от аэрофотоснимка, тем, что местность на плане изображена с помощью условных знаков, в уменьшенном виде. Отличие карты и глобуса от аэрофотоснимка в обобщении изображенных объектов.
Учитель ставит проблемную задачу: для чего нужны планы местности?
Человек использует планы местности в своей деятельности: строительстве, сельском хозяйстве и т.д. что можно узнать по плану местности?
При помощи плана можно научиться простейшим умениям делать топографическую съёмку, , ориентироваться на местности. Составить план местности (иначе говоря, произвести съёмку местности) — это значит изобразить эту территорию на чертеже в выбранном масштабе при помощи условных знаков.
С помощью чего мы можем прочитать план местности?
Что бы прочитать план местности, необходимо знать легенду.
Легенда карты – это изображение всех условных знаков, которые использованы на данном плане или карте, с объяснением их значений.
Но чтобы правильно ориентироваться на местности, необходимо знать условные знаки! Условные знаки – это символы, обозначающие различные объекты.
С помощью условных знаков можно узнать характеристики географического объекта, определить его положение относительно других объектов.
Используют условные знаки. Находят информацию и передают своими словами содержание. Делают выводы.
Давайте посмотрим на план местности, который находится у вас в атласе: стр. 16-17.
С этими условными знаками мы уже познакомились на прошлом уроке. Сейчас давайте вспомним, что обозначает каждый из знаков.
Задание : С помощью атласа на стр. 16-17 определите, что обозначает каждый условный знак:
1.кустарник 2.овраг 3.фруктовый сад 4.болото 5. тропинка в лесу
А. Б.
В.
Г.
Д.
— Зная условные знаки можно даже составлять рассказы-путешествия.
Ребята, попробуйте прочитать рассказ, в котором слова, заменены условными знаками:
Сделайте вывод по уроку. Поставить оценки:
– Чему мы научились на уроке?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
И так, теперь мы с вами знаем не только основные способы изображения земли, но и умеем читать план местности и составлять рассказы, используя условные знаки.
Домашнее задание: § 10 прочитать. Ответить на вопросы на стр. 52 (устно)
Дополнительно: Составить рассказ, используя условные знаки, не менее 10-15 символов.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Презентация «Способы изображения земной поверхности» 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проверочная работа по теме «На какой Земле мы живем. История познания Земли»
10-15 тыс. лет назад Самая древняя карта
5 класс География Способы изображения земной поверхности
Заполнить таблицу Способ изображения Основные особенности положительные отрицательные
Рисунок «Московский дворик» художник В.Д.Поленов
Запомните Положительные Отрицательные 1. Выполняется Не видно форму и с поверхности Земли размеры участка Ближние предметы заслоняют дальние Обзор ограничен Не сохраняются размеры предметов
Фотография и аэрофотоснимок
Запомните Положительные Отрицательные Выполняется Подробность изо- с самолета бражения невелика Показывает местность сверху Можно определить расположение объек- тов, их форму и раз- меры
Аэрофотоснимок, космический снимок
Аэрофотоснимок и план местности
Запомните Положительные Отрицательные Показывает мест- Размеры изобража- ность сверху емой территории не- Все предметы изобра- велики жены с помощью ус- ловных знаков с по- яснениями Дает много информа- ции, по нему удобно изучать территорию
План местности (города)
Географическая карта Физическая карта России
Запомните Положительные Отрицательные Показывает всю по- Изображены только верхность Земли или самые большие объ- ее большие части екты Все объекты изобра- Есть искажения жены с помощью ус- ловных знаков
Запомните Положительные Отрицательные Модель Земли Изображены только Точно передает форму крупные объекты и расположение объ- Мало информации ектов Не имеет искажений Объекты показаны с помощью условных знаков
Отличия основных видов изображений Признаки Аэро-фотоснимок План Карта Глобус 1. Охватываетнебольшие или обширные участки земной поверхности Небольшие Небольшие Обширные Обширные 2. Отраженыреальные или уменьшенные размеры объектов Уменьш. Уменьш. Уменьш. Уменьш. 3. Объектыпохожи на их реальный вид на местности или изображены с помощью условных знаков. Реальный вид Условные знаки Условные знаки Условные знаки 4. Изображенывсе объекты, видимые сверху, или только важные. Все объекты Только важные Только важные Только важные
Отличия основных видов изображений Признаки Аэро-фотоснимок План Карта Глобус 1. Охватываетнебольшие или обширные участки земной поверхности Небольшие Небольшие Обширные Обширные 2. Отраженыреальные или уменьшенные размеры объектов Уменьш. Уменьш. Уменьш. Уменьш. 3. Объектыпохожи на их реальный вид на местности или изображены с помощью условных знаков. Реальный вид Условные знаки Условные знаки Условные знаки 4. Изображенывсе объекты, видимые сверху, или только важные. Все объекты Только важные Только важные Только важные
Какое утверждение верно для всех видов изображений земной поверхности: А) Объекты похожи на их реальный вид на местности; Б) Отражены уменьшенные размеры объектов; В) Изображены все объекты, видимые сверху; Г) Охватывают небольшие участки земной поверхности
Домашнее задание Выучить конспект
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 198 человек из 61 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 609 человек из 78 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-430087
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник