- Охлаждение червячных редукторов
- Охлаждение и смазка червячных редукторов
- 62. Тепловой расчет и способы охлаждения червячных передач.
- 63. Способы смазывания червячных передач, типы смазочных материалов и их объемы.
- 24. Охлаждение и смазка червячных редукторов.
- 25. Общие сведения о фрикционных передачах и вариаторах. Общие сведения
Охлаждение червячных редукторов
В червячных передачах сравнительно велики потери на трение, поэтому они работают с большим тепловыделением. Существуют три основных способа охлаждения червячных редукторов:
1) естественное воздушное, применяемое для малогабаритных редукторов. Для улучшения отвода тепла применяют алюминиевые корпуса и оребряют их, располагая ребра вертикально;
2) искусственное воздушное охлаждение, используемое для редукторов больших и средних размеров. При этом на червяк монтируется крыльчатка центробежного вентилятора (см. рис.3), Крыльчатка закрывается кожухом, который крепится к корпусу, а ребра на корпусе выполняют вдоль его оси;
3) искусственное водяное охлаждение, применяемое в специальных редукторах. Осуществляется двумя способами: в картере редуктора в области, заполненной смазкой, монтируется змеевик, через который пропускается вода, либо в корпусе выполняются специальные каналы, к которым подводится вода.
Порядок выполнения работы:
1. Определить характерные особенности редуктора: способы смазки червячного зацепления и подшипников, методы регулирования червячного зацепления и подшипников, способ охлаждения редуктора. Составить кинематическую схему.
2. Произвести наружные обмеры редуктора. Оценить каждый размер редуктора с точки зрения конструктивного предназначения, т.е. указать, в какую группу размеров он входит (габаритные, установочные или присоединительные).
3. Разобрать редуктор. Замерить основные параметры червячного зацепления, червяка, червячного колеса.
4. Используя результаты замеров, произвести расчет основных геометрических параметров редуктора.
5. По предложенным данным выполнить тепловой расчет редуктора.
6. Начертить эскиз червяка или червячного колеса (по заданию преподавателя).
Эскиз | n1 | № варианта |
Ч | ||
К | ||
Ч | ||
К | ||
Ч | ||
К | ||
Ч | ||
К | ||
Ч | ||
К | ||
Ч | ||
К | ||
Ч | ||
К | ||
Ч | ||
К |
1. Каково назначение червячных редукторов?
2. Каковы достоинства и недостатки червячных редукторов в сравнении с зубчатыми?
3. Каковы преимущества и недостатки данного редуктора перед другими типами редукторов того же назначения?
4. Какие факторы влияют на КПД червячного редуктора?
5. Как расшифровывается обозначение степени точности червячного зацепления?
6. Какие детали участвуют в передаче вращающего момента?
7. Какие материалы и виды термообработки используются при изготовлении червяка?
8. Какие материалы используются для изготовления венца червячного колеса?
9. Как фиксируются от осевого смещения валы редуктора?
10. Каковы способы охлаждения червячного редуктора?
11. Каковы типы уплотнений, используемых в червячных редукторах?
12. Как регулируется червячная передача по пятну контакта в зацеплении?
13. Как осуществляется смазка подшипников качения в редукторе?
14. Как выбрать уровень смазки редуктора?
15. Каково назначение штифтов между частями разъемного корпуса редуктора?
16. Как осуществляется обслуживание редуктора при эксплуатации?
1. Заблонский К.И. Детали машин. Киев: Вища школа, 1985. 518 с.
2. Иванов М.Н. Детали машин. 4-е изд. М.: Высшая школа, 1984. 336с.
Источник
Охлаждение и смазка червячных редукторов
Искусственное охлаждение осуществляют следующими способами:
1. Обдувают корпус воздухом с помощью вентилятора. Обдуваемая поверхность обычно снабжается ребрами.
2. Устраивают в корпусе водяные полости или змеевики с проточной водой.
3. Применяют циркуляционные системы смазки со специальными холодильниками.
В первых двух случаях, а также при естественном охлаждении смазка осуществляется путем погружения червяка в масляную ванну.
Всего способов смазки вращающихся частей червячного редуктора четыре (три – для жидкой смазки и один для густой):
· разбрызгивание (масляный туман);
Рассмотрим каждый из них подробнее.
1) Окунание – самый простой и наиболее универсальный вид смазки. Вращающийся элемент (червяк или колесо) погружается в масло на допустимую глубину. Подшипники находящегося в масле звена частично также погружены в масло. Такой способ обеспечивает отличную смазку зацепления и одной пары подшипниковых опор. Вторая пара опор смазывается обычно с помощью масляного тумана (для редукторов небольших габаритов) либо с помощью специальных скребков, направляющих масло с колеса на подшипники.
Смазка окунанием отлично подходят для редукторов общего назначения, так как не требует дополнительных конструктивных улучшений (если речь не идет о редукторе с вертикальным расположением осей).
Потери на размешивание и разбрызгивание масла при данном виде смазки в редукторах общего назначения больше чем в специальных, поскольку уровень масла несколько выше.
2) Разбрызгивание (масляный туман) как вид смазки действует так – одетые на червяк или колесо брызговики при погружении в масляную ванну набрызгивают масло на вращающийся элемент. Также брызги создают масляный туман, что обеспечивает и смазку подшипников. При таком способе смазки потери на размешивание и разбрызгивание масла значительно меньше, чем при смазке окунанием, но при этом данный способ эффективен только для редукторов с нижним или боковым расположением червяка (при достаточной частоте его вращения).
3) Поливание.Применяется обычно для крупногабаритных редукторов специального назначения, а также в случае небольших объемов масляных ванн. Поливание выглядит следующим образом – лопастный или шестеренчатый насос делает забор масла из картера или специальной емкости и подает его в зону зацепления и в опоры всего механизма. Такой способ смазки охлаждает масло с помощью дополнительных емкостей, поэтому хорошо для мотор-редукторов без лимита термической мощи.
4) Консистентная смазка не требует никакого контроля своего уровня, и заменяется либо по истечении указанного срока, либо по результатам технических проб.
Общие сведения о фрикционных передачах и вариаторах.
Общие сведения
Фрикционная передача — механическая передача, служащая для передачи вращательного движения (или для преобразования вращательного движения в поступательное) между валами с помощью сил трения, возникающихмежду катками, цилиндрами или конусами, насаженными на валы и прижимаемыми один к другому.
Фрикционные передачи состоят из двух катков: ведущеги ведомого которые прижимаются один к другому силой Fr, так что сила трения Ff в месте контакта катков достаточна для передаваемой окружной силы Ft.
Один каток к другому может быть прижат:
— предварительно затянутыми пружинами (в передачах, предназначенных для работы при небольших нагрузках);
— гидроцилиндрами (при передаче больших нагрузок);
— собственной массой машины или узла;
— через систему рычагов с помощью перечисленных выше средств;
— центробежной силой (в случае сложного движения катков в планетарных системах).
Условие работоспособности передачи:
Нарушение условия (1) приводит к буксованию и быстрому износу катков. Для того чтобы передать заданное окружное усилие Ft., фрикционные катки надо прижать друг к другу усилием Fr так, чтобы возникающая при этом сила трения Ff была бы больше силы Ft. на величину коэффициента запаса сцепления β, который принимают равным β= 1,25. 2,0.
Классификация
Фрикционные передачи классифицируют по следующим признакам:
1. По назначению:
— с нерегулируемым передаточным числом;
— с бесступенчатым (плавным) регулированием передаточного числа (вариаторы).
2. По взаимному расположению осей валов:
— цилиндрические или конусные с параллельными осями;
— конические с пересекающимися осями.
3. В зависимости от условий работы:
— открытые (работают всухую);
— закрытые (работают в масляной ванне).
В открытых фрикционных передачах коэффициент трения f выше, прижимное усилие катков Fn меньше. В закрытых фрикционных передачах масляная ванна обеспечивает хороший отвод тепла, делает скольжение менее опасным, увеличивает долговечность передачи.
4. По принципу действия:
5. Различают также передачи с постоянным или автоматическим регулируемым прижатием катков, с промежуточным (паразитным) фрикционным элементом или без него.
Источник
62. Тепловой расчет и способы охлаждения червячных передач.
Значительное тепловыделение при работе червячной передачи вследствие трения скольжения и из-за плохих условий смазывания вызывает нагрев масла. Превышение предельной температуры масла [t]max приводит к снижению его вязкости и к опасности заедания в передаче. Современные смазочные материалы сохраняют свои свойства до [t]max
110° С. Расчет проводят на основании уравнения теплового баланса для стационарного теплового режима:
где W – кол-во теплоты, выделяющейся при непрерывной работе передачи за единицу времени:
где η – КПД, P1– мощность на червяке.
W1– кол-во теплоты, отводимое с поверхности корпуса передачи и через основание в единицу времени:
где KT– коэффициент теплоотдачи с поверхности корпуса, t — температуры масла и окружающей среды,A– поверхность теплоотдачи корпуса передачи (без учета площади основания), Ψ – коэффициент учитывающий теплоотвод через основание.
Если tМ > tmax, то предусматривают отвод избыточной теплоты. Этого достигают: оребрением корпуса (увеличивается А), искусственной вентиляцией (возрастает КТ), водяным охлаждением масла (снижается tм). Расположение ребер выбирают из условия лучшего их обтекания воздухом; при естественном охлаждении ребра располагают вертикально, при искусственном — вдоль направления потока воздуха от вентилятора. Вентилятор устанавливают на валу червяка, так как его частота вращения выше, чем частота вращения вала колеса. Водяное охлаждение обеспечивает отвод большого количества тепла, но усложняет конструкцию.
63. Способы смазывания червячных передач, типы смазочных материалов и их объемы.
По физическому состоянию смазочные материалы разделяют на жидкие (смазочные масла), пластичные, твердые и газообразные (масляный туман, очищенный воздух).
Смазочные масла являются основным смазочным материалом для машин. В зависимости от исходного продукта различают нефтяные (минеральные), синтетические и жировые масла. В условиях жидкостного трения основной характеристикой смазочного масла является вязкость, которая характеризуется внутренним трением между слоями жидкости под действием сдвигающей силы. Различают динамическую и кинематическую вязкость. Динамическую вязкость μ, Па • с, используют в расчетах, а кинематическую V, м 2 /с, — при производстве масел. В литературе обычно приводят значение кинематической вязкости масла при 40 °С (V40), при 50 °С (V50), при 100 °С (V100). Связь вязкостей масла: μ = ρυ, где ρ — плотность смазочного масла (820+960 кг/м 3 ).
Смазочные масла обеспечивают снижение трения и изнашивания, а также температуры трущихся поверхностей путем усиленного теплоотвода. Различают группы масел: моторные, индустриальные, трансмиссионные, специализированные, гидравлические. Моторные масла предназначены для смазывания двигателей внутреннего сгорания. Трансмиссионные масла используют для смазывания агрегатов трансмиссий различной техники, включая механические передачи. Индустриальные масла применяют для смазывания промышленного оборудования и технологических машин. Названия специализированных масел свидетельствуют об их особом назначении (энергетические, авиационные и др. масла). Гидравлические масла применяют в качестве рабочих жидкостей в гидросистемах.
Пластичные смазочные материалы (ПСМ) состоят из жидкой основы (смазочное масло) и загустителя (обычно мыла жирных кислот). Загуститель образует жесткий полимерный каркас, в ячейках которого удерживается жидкое масло. При небольших нагрузках ПСМ ведет себя как твердое тело — не растекается, удерживается на наклонных и даже вертикальных плоскостях. Наиболее распространенными ПСМ являются солидол жировой, литол-24, ЦИАТИМ-201.
Твердые смазочные материалы (ТСМ) обеспечивают смазывание трущихся поверхностей при трении в экстремальных условиях (низкие или высокие температуры, вакуум), когда применение других смазывающих материалов невозможно. В качестве ТСМ используют коллоидальный графит, дисульфид молибдена.
Способы смазки: отдушины в корпусах редукторов, в закрытых передачах используют масляный туман, «капельница» с маслом над зацеплением передачи, ну и сами что-нибудь придумайте.
Источник
24. Охлаждение и смазка червячных редукторов.
Искусственное охлаждение осуществляют следующими способами:
1. Обдувают корпус воздухом с помощью вентилятора. Обдуваемая поверхность обычно снабжается ребрами.
2. Устраивают в корпусе водяные полости или змеевики с проточной водой.
3. Применяют циркуляционные системы смазки со специальными холодильниками.
В первых двух случаях, а также при естественном охлаждении смазка осуществляется путем погружения червяка в масляную ванну.
Всего способов смазки вращающихся частей червячного редуктора четыре (три – для жидкой смазки и один для густой):
разбрызгивание (масляный туман);
Рассмотрим каждый из них подробнее. 1) Окунание – самый простой и наиболее универсальный вид смазки. Вращающийся элемент (червяк или колесо) погружается в масло на допустимую глубину. Подшипники находящегося в масле звена частично также погружены в масло. Такой способ обеспечивает отличную смазку зацепления и одной пары подшипниковых опор. Вторая пара опор смазывается обычно с помощью масляного тумана (для редукторов небольших габаритов) либо с помощью специальных скребков, направляющих масло с колеса на подшипники.
Смазка окунанием отлично подходят для редукторов общего назначения, так как не требует дополнительных конструктивных улучшений (если речь не идет о редукторе с вертикальным расположением осей).
Потери на размешивание и разбрызгивание масла при данном виде смазки в редукторах общего назначения больше чем в специальных, поскольку уровень масла несколько выше.
2) Разбрызгивание (масляный туман) как вид смазки действует так – одетые на червяк или колесо брызговики при погружении в масляную ванну набрызгивают масло на вращающийся элемент. Также брызги создают масляный туман, что обеспечивает и смазку подшипников. При таком способе смазки потери на размешивание и разбрызгивание масла значительно меньше, чем при смазке окунанием, но при этом данный способ эффективен только для редукторов с нижним или боковым расположением червяка (при достаточной частоте его вращения).
3) Поливание. Применяется обычно для крупногабаритных редукторов специального назначения, а также в случае небольших объемов масляных ванн. Поливание выглядит следующим образом – лопастный или шестеренчатый насос делает забор масла из картера или специальной емкости и подает его в зону зацепления и в опоры всего механизма. Такой способ смазки охлаждает масло с помощью дополнительных емкостей, поэтому хорошо для мотор-редукторов без лимита термической мощи.
4) Консистентная смазка не требует никакого контроля своего уровня, и заменяется либо по истечении указанного срока, либо по результатам технических проб.
25. Общие сведения о фрикционных передачах и вариаторах. Общие сведения
Фрикционная передача — механическая передача, служащая для передачи вращательного движения (или для преобразования вращательного движения в поступательное) между валами с помощью сил трения, возникающихмежду катками, цилиндрами или конусами, насаженными на валы и прижимаемыми один к другому.
Фрикционные передачи состоят из двух катков: ведущег и ведомого которые прижимаются один к другому силой Fr, так что сила трения Ff в месте контакта катков достаточна для передаваемой окружной силы Ft.
Один каток к другому может быть прижат:
— предварительно затянутыми пружинами (в передачах, предназначенных для работы при небольших нагрузках);
— гидроцилиндрами (при передаче больших нагрузок);
— собственной массой машины или узла;
— через систему рычагов с помощью перечисленных выше средств;
— центробежной силой (в случае сложного движения катков в планетарных системах).
Условие работоспособности передачи:
Нарушение условия (1) приводит к буксованию и быстрому износу катков. Для того чтобы передать заданное окружное усилие Ft., фрикционные катки надо прижать друг к другу усилием Fr так, чтобы возникающая при этом сила трения Ff была бы больше силы Ft. на величину коэффициента запаса сцепления β, который принимают равным β= 1,25. 2,0.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник