Перечислите способы формирования модных инноваций

Способы модных инноваций

А. Гофман приводит три способа осуществления модной инновации:

1) в результате изобретения;

2) путем заимствования образцов из других культур или других областей культуры;

3) посредством обращения к традиции, когда новый модный образец заимствуется из моды прошлой [1, с. 46].

Изобретение представляет собой инновацию в собственном смысле: внедрение подлинно новых элементов или новых комбинаций старых элементов.

Этот вид инновации − явление весьма редкое в современной моде. Во-первых, сами по себе изобретения в различных областях культуры случаются не часто. Во-вторых, не всякая инновация становится модной, хотя, разумеется, разного рода изобретения (создание новых материалов, новые явления в формообразовании и т. д.) составляют мощный фактор модных инноваций.

Чаще всего основой изобретения в моде становятся новые материалы и технологии. В одежде примерами подобных изобретений можно считать одежду из пленки, предложенную в 1930-е гг. Эльзой Скьяпарелли и Виктором Стибелем, космический стиль Андре Куррежа (рис. 1а), одежду из пластика и металла, созданную Пако Рабанном в 1960-е гг. Заслуживает внимания изобретение женщиной-врачом Гош Саромини бюстгальтера (1903 г.), который в дальнейшем из сугубо функционального объекта, превратился в объект моды.

Современные дизайнеры продолжают представлять публике безусловные шедевры моды. В году на показе осень−зима 2007/2008 английский дизайнер Хусейн Чалаян показал настоящие архитектурные инсталляции, представляющие трансформацию вещей, например, платье, которое исчезает в шляпе на голове модели (рис. 1б). До этого он представлял платья с дистанционным управлением, превращал в одежду чехлы от кресел и кофейные столики (рис. 2).

Рис. 1. Примеры изобретений в моде: а) костюм от А. Куррежа, 1962 г.;

б) платье от Х. Чалаяна, 2007 г.

Читайте также:
  1. B.6.4.1. Способы выделения текста.
  2. V. Способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В
  3. VII.2.2) Способы приобретения права собственности.
  4. XII. Способы оплаты труда
  5. Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы описания алгоритма. Примеры.
  6. Амортизационная политика как элемент финансовой политики организации: сущность, способы начисления амортизации и влияние на финансовые результаты
  7. Амортизация ОС. Способы
  8. Амортизация основных средств. Объекты, не подлежащие амортизации. Способы начисления амортизационных отчислений.
  9. Ассортимент, способы приготовления и правила подачи, требования к качеству, сроки хранения и реализации блюд из каш
  10. Банковская гарантия и поручительство как способы обеспечения исполнения обязательств.

Рис. 2. Вещи-трансформеры от Хусейна Чалаяна

Возможности технологии существенно расширяют диапазон дизайнерских решений. Так, в объект моды очень быстро превратился мобильный телефон, плеер, выполняющие, казалось бы, сугубо утилитарные функции. В 2008 году в Токио состоялся показ мод, на котором демонстрировались свитера и плащи со встроенными проигрывателями в формате MP-3 (рис. 3).

Рис. 3. Модели курток с встроенными MP-3 плеерами

Заимствования из прошлой моды. Особенно заимствования из прошлой моды заметны в моде современной. Л. Ятина отмечает, что «Мода теперь не столько производство «нового», сколько воспроизводство и стилизация «уже бывшего» [31]. Ж. Бодрийяр [7, с. 173] отмечает, что «мода никогда не современна. Она играет на повторяемости однажды уже умерших форм, сохраняя их в виде знаков в некоем временном заповеднике. Мода из года в год с величайшей комбинаторной свободой фабрикует уже «бывшее».

Мода высвечивает в прошлом те или иные модели, идеи, делает их современными и доступными всеобщему вниманию. Вследствие своей удаленности во времени традиционные объекты и формы воспринимаются в качестве «новых» с различными положительными ассоциациями (красивый, удобный и т. д.).

Воздействие степени удаленности или близости объекта во времени на его восприятие и оценку А. Гофман [1, с. 47] иллюстрирует следующей, хотя и не строгой, но достаточно показательной схемой английского исследователя истории костюма Д. Лэйвера.

Один и тот же костюм будет:

· непристойным − за 10 лет до своего времени,

· неприличным − за 5 лет,

· экстравагантным − за 1 год,

· изящным − в свое время,

· безвкусным − 1 год спустя (после своего времени),

· отвратительным − через 10 лет,

· забавным − через 30 лет,

· причудливым − через 50 лет,

· очаровательным − через 70 лет,

· романтичным − через 100 лет.

Можно проверить это утверждение, особенно вторую его часть, просмотрев в семейном альбоме свои фотографии или фотографии своих родителей, и оценить возникшие ассоциации.

Или в качестве примера заимствования сравнить модели прошлых различных показов (рис. 4, 5).

При заимствовании из прошлой моды происходит не простое копирование моделей и образцов, они трансформируются и видоизменяются с учетом современного развития технологий.

Рис. 4. Модели на показе Андре Куррежа, Париж, 1968 г.

Рис. 5. Модели на показе Хусейна Чалаяна, Лондон, 2008 г.

Заимствование из других культур (или из других областей культуры) как способ формирования моды, характерно для второй половины ХХ в., и отмечается в теории «просачивания снизу вверх». Хотя примеры такого заимствования мы видим и в ранние периоды развития моды, примером тому являются ткани из натурального шелка.

На развитие моды в этот период огромное влияние оказали молодежные субкультурные движения. У хиппи были заимствованы тенденция к индивидуализации облика человека в противовес обезличивающему характеру буржуазной униформы и единообразию официальной моды, а также интерес к использованию элементов культуры других народов и старых вещей. На времена хиппи пришелся расцвет этнического стиля, когда в моду вошли индейские мокасины, мексиканские пончо, марокканские туники. Хиппи носили старые джинсы с дырами или просто нашивали на них яркие заплаты. Изобретением хиппи считаются джинсы-клеш, которые получались в результате нехитрой манипуляции: слишком узкие джинсы распарывались по шву и вставлялись треугольные вставки. Клеш был самый различный: и полосатый, и джинсовый, и даже кожаный. Некоторые хиппи ходили босиком или в летних кожаных сандалиях на ремешках. Носили также сапоги на молнии, платформу или яркие туфли из лакированной кожи.

Так, мода 2008 года является продолжением моды 70-х: «А»-образные силуэты и изящная геометрия линий, яркие жилеты и полосатые свитера, водолазки, платформы и узкие, облегающие брюки или с низким клешем − строгий клеш, а так же брючные костюмы и накидки. Стиль хиппи становится более гламурным (рис. 6).

Рис. 6. Трансформация стиля хиппи в моде:

а) женщина в костюме своей молодости в стиле хиппи, 2005 г.;

б) модель с показа Pecoraro, 2008 г.

У субкультуры панков была заимствована, кроме ярких цветов, агрессивных аксессуаров, еще и тенденция к эпатажу и пародированию традиции. Из поп-культуры в 1980 г. в моду пришли стринги. В моде прически из африканских косичек. В области питания в России в 2000-х гг. мода на итальянскую кухню сменяется модой на японскую кухню.

Очевидно, что в перечисленных способах инновация является таковой лишь в определенном контексте; «новое» в них – это новое для конкретных людей или культур или новое в данный момент времени по отношению к времени прошедшему («старой моде»).

Инновации, происходящие в моде, хорошо иллюстрирует одежда. В моделях одежды и материалах внимание фиксируется и акцентируется на любых изменениях, даже на незначительных нюансах, отличающих «новомодное» от «старомодного», т. е. непосредственно предшествующего. И независимо от того, насколько радикальны изменения в материале, деталях, стиле, и т. д., с одной стороны, и независимо от реальной временной принадлежности моделей − с другой, «новомодное» и «старомодное» резко противопоставляются друг другу во времени. Первое помещается в «настоящее», второе − в «прошлое», хотя реально новомодное вполне может быть еще старее старомодного.

Эторадикальное противопоставление оказывает воздействие на восприятие самых различных сторон модных объектов, зачастую заставляя переоценивать степень их реальной новизны по отношению к предшествующим.

Именно модные инновации связаны с явлением морального устаревания.В сущности, моральное устаревание в моде и модная инновация − это две стороны одной медали. До своего физического износа модные изделия устаревают в неразрывной связи с уже состоявшимися или потенциальными инновациями в моде. Следует заметить, что модное устаревание − лишь одна из разновидностей морального устаревания (износа), которое нередко сопровождает технические, стилевые и прочие инновации, находящиеся вне моды.

Создание массового рынка и развитие современных средств массовой информации являются причинами ускорения распространения моды, что, в свою очередь, приводит к сокращению продолжительности модных циклов, ускорению физического и морального износа.

Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 46 ; Нарушение авторских прав

Источник

Способы осуществления модной инновации

Модная инновация может быть осуществлена различными способами:

посредством традиции, когда модный образец заимствуется из прошлой моды. «Возвратиться» в моду прежний модный стандарт или образец может только тогда, когда произошло его массовое «забывание». Как правило, «забы­вание» в моде связано со сменой поколений, активно участвующих в моде. Именно благодаря инновации посредством традиции появляются многочис­ленные «ретро-моды»;

путем заимствования из других культур или других областей культуры. В одежде новые модные идеи, стили и элементы появлялись из области изобразитель­ного искусства (например, сюрреализм в моде 1930-х гг.), из культур «экзоти­ческих» регионов (этнический стиль в моде), из молодежных субкультур (на­пример, стиль «гранж» в начале 1990-х гг.) и т.д.;

путем изобретения (инновация в собственном смысле) — редкое явление в истории моды, когда появляются подлинно новые элементы или новое комбинирование старых элементов. Чаще всего основой изобретения в моде становятся новые материалы и технологии. Примерами подобных «изобретений» можно считать одежду из пленки, предложенную в 1930-х гг. Э. Скьяпарелли и В.Стибелем, одежду из пластика и металла, созданную П. Рабанном в 1960-х гг., мини-моду, новые конструкции одежды, разработанные японскими дизайнерами одежды, и т.п. [6]

Модная инновация является результатом противоречия между модными ценностями и средствами их обозначения в конкретных модных образцах, когда модные стандарты и объекты в результате их массового распространения и многократного воздействия перестают обозначать первичные и вторичные модные ценности. Возникает потребность в замене старых образцов новыми, кото­рые могли бы обозначать модные ценности. Для нормального функционирова­ния моды необходимо избыточное «модное предложение» — множество разнообразных стандартов и образцов, из которых делается выбор, и в результате возникает новая массовая мода. [8]

Одни исследователи моды отрицали существование четких ритмов в развитии моды, другие предпринимали попытки точно определить скорость смены и период возвращения модных стандартов и объектов в моду, особенно связанные с модой в костюме. Например, американские ученые Дж. Ричардсон и А. Кребер исследовали развитие жен­ской одежды за последние 300 лет и установили продолжительность циклов колебаний моды 111 и 115 лет. Французский историк и теоретик моды Ж. Вильхельм предложил следующую продолжительность циклов моды: в средние века — 10 лет, в XVIII в. — 5 лет, в 70-х гг. XX в. — 1 год. Американская исследовательница моды А.Янг на основе изучения изменений женского костюма с 1760 по 1937 г. предложила продолжительность полного цикла 100 лет, в течение которого последовательно сменяют друг друга три типа юбки: «с задней полнотой», «трубчатый тип» и в форме «колокола», каждый из которых гос­подствует примерно треть века. Циклические изменения модной формы костюма изуча­ли в Московском текстильном институте (ныне МГТУ им. А.Н.Косыгина) и выявили циклы продолжительностью 100, 72, 48, 36, 24 года. К категории модных изменений отнесли циклы продолжительностью 12, 6 и 3 года. [3]

Особая роль моды в рыночной экономике, формирующей и регулирующей запросы массового потребителя, способствовала искусственному ускорению циклов потребления в индустриальном обществе. Сознательно ускоряя смену имиджей вещей, закладывая уже при проектировании быстрое эстетическое, а часто и физическое устаревание продуктов дизайна, производитель тем самым заставляет потребителя сокращать срок пользования вещами и тратить деньги на приобретение новых, более модных (концепция планируемого устаревания в коммерческом дизайне).[2]

Прогнозирование моды

Цикличность моды дает возможность прогнозировать моду. Прогнозированием называют специальное научное исследование перспектив развития явления. Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях развития и сроках их осуществления. Виды прогнозов различаются по времени: опера­тивные — до 1 месяца, краткосрочные — от 1 месяца до 1 года, среднесрочные— от 1 года до 5 лет, долгосрочные — на 5—15 лет, дальнесрочные — более чем на 15 лет. Очевидно, что актуальность прогнозирования моды вызвана потребностями массового производства: необходимостью планировать объемы производства, учитывать возможность появления новых модных образцов и осваивать новые технологии, разрабатывать новые конструкции и т.п. Для моделирования одежды прогнозирование моды также имеет важное значение. Новые коллекции модной одежды демонстрируются примерно за полгода, а проектируются за год —полтора и более до наступления сезона, что диктует необходимость прогнозирования модных тенденций на год и более. Чаще всего речь идет о краткосрочных и среднесрочных прогнозах моды (2 — 5 лет). [5]

Промышленное производство требует использовать методики проектирования, основанные на прогнозе, с целью планирования ассортимента, материалов, красителей всего, что определяет покупательский спрос. Необходимость в прогнозировании модных тенденций связана в первую очередь со взаимной заинтересованностью дизайнеров и промышленных групп в экономическом успехе. С этой точки зрения прогнозирование модных тенденций процесс двусторонний и взаимовыгодный. С одной сторон — дизайнеры показывают коллекции на полгода раньше для своевременного продвижения продукта на рынок. С другой стороны, прогнозирование модных тенденций позволяет текстильной промышленности предложить дизайнерам новые технологии и ткани. [5]

Прогнозирование моды — информация о тенденциях и направлениях на будущий год в области дизайна, моделирования и текстиля. Практика прогнозирования была известна еще в 1950-х годах. Специальные бюро по прогнозированию проводили исследования потребительского рынка и определяли то или иное направление на будущий год. Сегодня специальные агентства предлагают готовые проекты цветовых решений, текстурных эффектов и тканей, не говоря уже о том, информацию об общих тенденциях и стилях. [3]

Прогнозы составляются специальными организациями. Одним из таких предприятий является Парижское Бюро стиля и Бюро тенденций. Такие организации предлагают клиентам единый бюллетень — сводку с анализом тенденций и актуальными рекомендациями. Сводки составляются с различными прогнозами по времени. [3]

Источник

Читайте также:  Парентеральный способы введения лекарственных средств преимущества
Оцените статью
Разные способы