Перечислите способы дефектации деталей

Способы дефектации деталей и их характеристика.

Внешним осмотром с использованием луп или проекторов проверяется наличие обломов, пробоин, трещин, задиров, вмятин, коробление и другие видимые дефекты.

С помощью жесткого и универсального измерительного инструмента опре­деляют размеры и форму деталей.

Специальные приборы и приспособления используются для контроля вза­имного положения деталей относительно друг друга, определения скрытых де­фектов, испытания на герметичность, жесткость, проверки свойств и характери­стик деталей.

Специальных приборов и приспособлений для контроля взаимного положе­ния элементов деталей промышленность не выпускает. При их конструировании используют следующие методы: световой щели, линейных отклонений, проверки на «краску», шаговый, визирования, интерференционный, сообщающихся сосу­дов, пневматический.

Метод световой щели основан на определении просвета между плоскостью детали и лекальной линейкой, приложенной к детали.

Метод линейных отклонений заключается в замере зазора между провероч­ной плитой или линейкой и поверхностью детали с помощью щупа, концевых мер или пневматической измерительной головки.

Метод проверки на краску применяется для определения плоскостности или геометрической формы детали. О плоскостности судят по наличию окрашенной площадки детали.

Шаговый метод основан на измерении смещения отдельных точек прове­ряемой поверхности относительно произвольно выбранной начальной точки с помощью уровня, коллиматора и визирной трубы, автоколлиматора и зеркала

Интерференционный метод используют для определения неплоскостности полированных изделий. Контроль осуществляют стеклянными пластинками. При наложении пластинки на поверхность изделия появляются интерференционные полосы: прямые — если поверхность плоская и изогнутые, если поверхность вы­пуклая или вогнутая. Величину неплоскостности определяют по отношению стре­лы прогиба к расстоянию между полосами.

Метод сообщающихся сосудов основан на использовании поверхности жидкости в качестве образцовой горизонтальной плоскости. Неплоскостность из­меряют двумя сообщающимися головками с жидкостью. Изменение уровня жид­кости в перемещающейся по плоскости головке указывает величину отклонения

Пневматический метод измерениянеплоскостности основан на измерении расхода воздуха при увеличении или уменьшении расстояния между соплами из­мерительной головки и плоскостью детали.

Измерение биения деталей производят с помощью индикаторных приспо­соблений. Величина биения определяется как разность наибольшего и наимень­шего отсчета по шкале индикатора

Расстояние между осями валов и отверстий замеряются микрометрами, спе­циальными приспособлениями и приборами. Расстояние i между осями двух ва­лов определяют по разности показаний между образующими валов Н и их диа­метрами d1 и d2

Непараллельность оси ΔL определяют замером межцентровых размеров L1 и L2 в двух плоскостях, расположенных друг от друга на расстоянии L

Неперпендикулярность осей валов и отверстий измеряют индикаторными приспособлениями, автоколлиматорами с зеркальными мостиками.

Несоосность отверстий измеряют индикаторными приспособлениями. Одно из отверстий детали принимают за базовое Перспективно применение для этих целей оптических приборов (оптическая труба с визиром).

Измерение газоводонепроницаемости производится с помощью специаль­ных стендов для гидравлического испытания.

Обнаружение скрытых дефектов в виде различного рода поверх­ностных и внутренних трещин. Это особенно важно для деталей, связанных с безопасной работой или могущих привести к крупным авариям. Выявление таких дефектов производится следующими методами: методом красок, люминесцент­ным методом, магнитным, ультразвуковым методом.

Метод красок основывается на проникающей способности отдельных ве­ществ. Для обнаружения трещины на очищенную поверхность наносят красящую жидкость, например, смесь керосина 80 %, трансформаторного масла 15 %, ски­пидара 5 % и 10 г красной краски Судан IV на 1 литр жидкости.

Через 10 мин кра­сящую жидкость смывают 5-процентным водным раствором кальцинированной соды и протирают поверхность насухо. Затем на поверхность детали наносят ме­ловую суспензию. В местах трещин мел окрашивается в красный цвет.

Читайте также:  Флорамакс вивасан способ применения

Люминесцентный метод основан на способности некоторых веществ све­титься после воздействия на них ультразвуковых лучей. Применяется для выявле­ния трещин из немагнитных материалов (сплавы алюминия, цинка). На поверх­ность детали наносят флюоресцирующее вещество — люминофор, после чего де­таль промывают и подвергают облучению ультрафиолетовыми лучами, используя для этих целей ртутно-кварцевые лампы ПРК-4, УФС-3 или установки типа ЛЮМ-1, ЛДА-3 и др. После облучения в местах трещин наблюдается свечение. В качестве люминофора используются жидкости, например, 15 % трансформатор­ного масла, 75 % керосина, 10 % бензола, 0,2 г/л дефектоля и 3-5 г/л эмульгатора ОП-7. Для лучшего выявления трещин поверхность после просушивания припуд­ривают липким сухим порошком селикогеля.

Магнитный метод применяется для выявления дефектов деталей, изготов­ленных из ферромагнитных материалов (сталь, чугун). Метод основан на том, что силовые линии, проходя через деталь, огибают трещины и образуют над ними по­ле рассеивания, которое притягивает частицы магнитного порошка, нанесенного на деталь в сухом или разведенном жидкостью состоянием (суспензия). Этот ме­тод позволяет обнаружить трещины шириной 0,001 мм, залегающие на глубине 2-3 мм от поверхности или выходящие на поверхность.

В качестве магнитного по­рошка используют прокатную окалину, молотую чугунную стружку.

Магнитную суспензию приготавливают из трансформаторного масла (40 % по объему), керосина (60 %) и магнитного порошка 50 г/л. Если деталь посыпать ферромагнитным порошком или полить суспензией, то частицы в поле рассеяния намагничиваются и притягиваются к краям дефектного участка детали, как к полюсам магнита. Собираясь над дефектным участком, они образуют осадок порошка в виде «жилки» ширина которой может достигать 100-кратной ширины трещины.

Для выявления трещин разного направления (поперечных, продольных, расположенных под углом) применяют разные способы намагничивания.

Попе­речные трещины выявляют при продольном намагничивании, а продольные и расположенные под углом — при циркулярном намагничивании. Продольное на­магничивание проводят в поле электромагнита или соленоида, циркулярное -пропусканием переменного или постоянного тока большой силы (2000-З000 А) через деталь или металлический стержень, установленный в ее отверстие.

Возможно также комбинированное намагничивание, т. е. продольное и цирку­лярное, которое позволяет выявить дефекты любого направления за один прием.

Рисунок 23 — Схемы способов намагничивания

После магнитной дефектоскопии детали размагничивают, пропуская их че­рез соленоид, питаемый переменным током. Крупногабаритные детали размагни­чивают пропусканием через них тока с постепенным уменьшением его значения до нуля. Применяют магнитные дефектоскопы МД-217, 77МД-1 и др.

Ультразвуковой метод основан на способности ультразвука проходить через металлические изделия и отражаться от раздела двух сред в том числе и от дефек­та. Подача и прием сигналов производится с помощью пьезокварцевых датчиков. Принимаемый сигнал усиливается и проектируется на экране осциллографа Применяются два способа ультразвуковой дефектоскопии: звуковой тени и отражения.

Способ звуковой тени заключается в том, что дефект обнаруживается путем ввода импульса излучений в деталь, помещенную между излучателем и приемни­ком ультразвукового дефектоскопа. Если дефекта нет, то колебания через деталь

передаются приемнику, а при наличии дефекта, за дефектом образуется звуковая тень и на приборе нет показаний или эти показания занижены.

Способ отражения состоит в том, что излучатель посылает в металл колебания и при отсутствии дефекта ультразвуковые колебания отражаются от дна из-делия и возвращаются к приемной пластине. Полученный сигнал усиливается и передается в электролучевую трубку, где появляется на экране в виде импульса вертикального пика, затем следует пауза. При наличии дефекта на экране на рас­стоянии от первого импульса появится второй, отраженный от дефекта.

Читайте также:  Выбрать правильный способ выполнения однопроходного шва рдс длиной 800 мм

Характер величина всплеска на экране расшифровывается по эталонным схемам импуль­сов. Расстояние соответствует глубине залегания дефекта. В ремонтном произ­водстве используют ультразвуковой дефектоскоп УЗД-711, ДУК-6В и др

1 — генератор; 2 — излучатель; 1 — генератор; 2 — излучатель;

3 — волны; 4 — дефект; 3 — приемник; 4 — усилитель;

5 — приемник; 6 — прибор; 5 — трубка; 6 — генератор раз-

7 — деталь; вертки

Рисунок 24 — Теневой способ и способ отражения

Источник

Перечислите способы дефектации деталей

Дефектация необходима для выявления у деталей эксплуатационных дефектов, возникающих в результате изнашивания, коррозии, усталости материала, а также из-за нарушений режимов эксплуатации.

В результате трения и изнашивания деталей — изменяются их геометрические параметры, шероховатость рабочих поверхностей и физико-химические свойства поверхностных слоев материала, а также возникают и накапливаются усталостные повреждения.

Под изменением геометрических параметров деталей понимают изменение их размеров, формы и взаимного расположения поверхностей. К нарушениям формы относят: неплоскостность, непрямолинейность, овальность, конусность и др., а к отклонениям взаимного расположения поверхностей — непараллельность плоскостей и осей вращения поверхностей, торцовое и радиальное биение, несоосность и т.д.

Усталостные повреждения нарушают сплошность материала, способствуют возникновению микро- и макротрещин, выкрашиванию металла и излому деталей.

Изменения физико-химических свойств материала приводит к нарушению структуры материала, а также уменьшению или увеличению твердости, прочности, коэрцитивной силы ферромагнитных материалов и др.

Нарушение режимов эксплуатации и правил могут приводить к схватыванию трущихся поверхностей, короблению деталей в результате перегрева или деформации под действием механической нагрузки, возникновению трещин, облому фланцев креплений и др.

В процессе ремонта машины проводится 3-х ступенчатая дефектация, завершающаяся оформлением окончательной ведомости дефектов.

Предварительная дефектация — операция перед остановкой оборудования на ремонт.

При разборке проводится поузловая, а затем и подетальная дефектация.

Цель предварительной — выяснение наиболее вероятных мест нарушения правильности сопряжения сборочных единиц и деталей. При поузловой дефектации выявляются отклонения узлов от заданного взаимоположения.

При подетальной дефектации определяется возможность повторного использования деталей и характер требуемого ремонта.

Степень годности деталей к повторному использованию или восстановлению устанавливают по технологическим картам на дефектацию. В них указаны: краткая техническая характеристика детали (материал, вид термической обработки, твердость, нормальные размеры, отклонение формы и взаимного расположения поверхностей), возможные дефекты и способы их устранения, методы контроля, допустимые без ремонта и предельные размеры. Оценку проводят сравниванием фактических геометрических параметров деталей и других технологических характеристик с допустимыми значениями.

Нормальными называют размеры и др. технические характеристики деталей, соответствующие рабочим чертежам.

Допустимыми называют размеры и другие технические характеристики детали, при которых она может быть поставлена на машину без ремонта и будет удовлетворительно работать в течение предусмотренного межремонтного периода.

Предельными называют выбраковочные размеры и другие характеристики детали.

Часть деталей с размерами, превышающими допустимые для ремонта, могут быть годными в соединении с новыми (запасными частями) или восстановленными. Поэтому в процессе контроля их сортируют на три группы:

1) детали, имеющие износ в пределах допуска и годные для повторного использования без ремонта;

Читайте также:  Способ борьбы с изжогой

2) детали с износом выше допуска, но пригодные к ремонту;

3) детали с износом выше допуска и непригодные к ремонту.

Детали первой группы рекомендуется маркировать белой краской, второй — зелёной или жёлтой, а третьей — красной.

У деталей обычно контролируются только те параметры, которые могут изменяться в процессе эксплуатации машины. Многие из них имеют несколько дефектов, каждый из которых требует проверки. Для уменьшения трудоемкости дефектации необходимо придерживаться той последовательности контроля, которая указана в технологических картах, где вначале приведены наиболее часто встречающиеся дефекты.

Методы контроля геометрических параметров деталей.

При дефектации используют следующие методы измерения: абсолютный, когда прибор показывает абсолютное значение измеряемого параметра, и относительный – отклонение измеряемого параметра от установленного размера. Искомое значение может отсчитываться непосредственно по прибору (прямой метод) и по результатам измерения другого параметра (косвенный метод). Например, в ротаметре, чтобы установить размер отверстия, надо применять зависимость между зазором и расходом воздуха.

По числу измеряемых параметров методы контроля делятся на дифференциальные и комплексные. При первом измеряют значение каждого параметра, а при втором – суммарную погрешность отдельных геометрических размеров изделия. (Например, определение степени годности подшипников качения по радиальному зазору). Изменение последнего связано с износом беговых дорожек внутреннего и наружного колец, а также элементов качения (шариков, роликов).

Если измерительный элемент прибора непосредственно соприкасается с контролируемой поверхностью, то такой метод называют контактным, а если нет – бесконтактным.

Наиболее часто применяют следующие средства измерения: калибры, универсальный измерительный инструмент и специальные приборы.

Калибры – это бесшкальные измерительные инструменты для контроля отклонений размеров, формы, и взаимного расположения поверхностей деталей без определенного численного значения измеряемого параметра. Наиболее часто используют предельные калибры, ограничивающие предельные размеры деталей и распределяющих их на три группы: годные, подлежащие восстановлению и негодные.

Универсальные инструменты и приборы позволяют находить значение контролируемого параметра в определенном интервале его значений. Обычно применяют следующие измерительные средства: штриховые инструменты с нониусом (штангенциркуль, штангенглубиномер, штангенрейсмус, штангензубомер), микрометрические (микрометры, микронометрический нутрометр, глубиномер), механические приборы (миниметр, индикатор часового типа, рычажная скоба, рычажный микрометр), пневматические приборы давления (манометры) и расхода (ротаметры).

Универсальный измерительный инструмент служит для определения износа резьб (резьбовые микрометры, резьбовые микрометрические нутрометры и др.), а также зубчатых и червячных колес (шагомеры, биениемеры).

При выборе средств измерения необходимо учитывать его метрологические характеристики (цена и интервал деления шкалы, точность отсчета, погрешность и пределы измерения), а также точность изготовления измеряемого элемента детали (поле допуска).

Существуют номограммы для выбора прибора в зависимости от параметров измеряемого элемента детали и значений допуска на изготовление.

Дефекты и методы дефектоскопии.

Методы определения состояния деталей.

Люминесцентные — если наносимая жидкость содержит вещества способные флуоресцировать при облучении ультрафиолетовым светом. Если в жидкости есть красители, видимые при дневном свете — то они называются цветными.

Диффузионный метод более чувствителен, чем сорбционный.

Цветная дефектоскопия: дефекты до 0.01мм и глубиной 0.03-0.04мм

Проникающий раствор: 80% керосина +20% скипидара + 15г красителя судан III на 1л раствора.

Далее пропитка 5% раствором кальцинированной соды и протирка.

Абсорбирующее покрытие: 0.6л H2O,

0.4л этилового спирта,

Результат ? красный цвет в местах дефектов.

Источник

Оцените статью
Разные способы