Перечислите основные способы снижения риска

Как бизнесмену минимизировать уголовные риски?

Есть ряд универсальных профилактических действий, которые позволят предпринимателю минимизировать риски привлечения к уголовной ответственности. Более детальные рекомендации зависят от каждого конкретного случая.

Возникновение рисков

Как правило, условия, при которых возникают серьезные риски привлечения к уголовной ответственности, следующие:

— конфликт с контрагентами;

— невыполнение взятых на себя по отношению к контрагентам имущественных обязательств со стороны компании;

— «заказ» со стороны конкурентов;

— рейдерская атака для завладения бизнесом, помещениями;

— корпоративный конфликт внутри компании между учредителями;

Наиболее часто применяются такие статьи Уголовного кодекса РФ в отношении директоров и учредителей:

— ст. 159 («Мошенничество»), максимальное наказание до 10 лет лишения свободы. Это самая «универсальная статья» УК РФ, под которую может попасть невыполнение любого обязательства;

— ст. 160 («Присвоение или растрата»), максимальное наказание до 10 лет лишения свободы. По ней привлекают за хищение вверенного имущества;

— ст. 199 («Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов»), максимальное наказание до 6 лет лишения свободы;

— ст. 201 («Злоупотребление полномочиями»), максимальное наказание до 10 лет лишения свободы. Ее вменяют за использование руководителем полномочий вопреки интересам организации в целях извлечения выгоды.

В компанию в рамках возбужденного уголовного дела пришли с обыском сотрудники полиции. В ходе обыска были изъяты документы за весь период деятельности компании, в том числе деловая переписка и вся оргтехника.

Причиной возбуждения уголовного дела явилось невыполнение в полном объеме принятых на себя обязательств перед контрагентом, конфликты с его представителями по урегулированию вопросов и т.д.

Изъятие документации полностью парализовало деятельность предприятия, которое в течение месяца фактически прекратило свое существование из-за невозможности заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме этого, в изъятых документах (черновиках) оказалось много информации, которую следователь счел доказательством мошеннической деятельности предприятия.

Способы снижения рисков

Основными способами минимизации уголовно-правовых рисков являются следующие.

Исполнение предприятием договорных обязательств, особенно тех, которые связаны с государственным финансированием. Если предприятие не может или не успевает исполнить взятые на себя обязательства, ни в коем случае нельзя создавать видимость их исполнения, подписывать закрывающие документы, чтобы в будущем завершить реализацию проекта. Необходимо принять меры для обоснования проблем перед контрагентом.

Работа с проверенными и надежными контрагентами. Тщательный отбор новых подрядчиков с фиксацией всех переговоров, копированием деловых и персональных документов, сохранением переписки и предложений.

Разрешение конфликтных ситуаций путем взвешенных переговоров, в том числе с сотрудниками правоохранительных органов.

Проведение независимых экспертиз при оценке имущества, совершении сделок, постоянный аудит предприятия.

Контроль исходящих от компании документов, в том числе договоров. Важно не подписывать документы в спешке без должного анализа, исключить двусмысленные формулировки.

Исключительно письменное согласование документов, связанных с совершением сделок, которые могут быть в дальнейшем поставлены под сомнение. При необходимости нужно запрашивать письменные поручения учредителей, в противном случае отказываться от совершения таких сделок.

Соблюдение «гигиены» деловой переписки, телефонных и иных переговоров. Любая двусмысленная фраза может быть впоследствии истолкована правоохранителем как намерение совершить преступление.

Привлечение специалистов в области уголовного права к любой переписке и общению с правоохранительными и фискальными органами. Либо, как минимум, следование общедоступным рекомендациям по такому общению и переписке.

Полное исключение переговоров на коррупционные темы, решения возникающих проблем коррупционными методами.

Важным управленческим шагом по минимизации рисков является введение на предприятии политики по документообороту, которую необходимо использовать в повседневной работе, даже когда ничего не предвещает проблем.

Хранение документации

В офисе компании должны храниться только те документы, которые необходимы для работы в отчетном квартале. Иные документы лучше хранить на арендуемом складе, доступ к которому имеет ограниченный круг лиц.

Читайте также:  Прокладка кабеля способом гнб

Часто предприниматель узнает о проблемах с правоохранительными органами, только когда к нему в офис приходят оперативники или следователи. Правоохранители забирают всю документацию, изымают серверы и компьютеры, чтобы провести расследование. А далее возникают трудности с возвращением документов, которые требуются в работе, в судах, в налоговой инспекции. Поэтому и нужна подстраховка. Если в дальнейшем для обоснования своей позиции понадобится предоставить следствию документы, которые лежат вне офиса, то это легко можно сделать.

Также нужно быть готовым и к изъятию серверов и оргтехники. Информацию стоит хранить на «облаке» или серверах, находящихся в других странах, чтобы после изъятия можно было без потери времени восстановить работу компании в кратчайший срок. Целесообразно иметь запасной комплект оргтехники, который будет храниться вне офиса, но может быть оперативно установлен.

Конечно, в соответствии со ст. 164.1 УПК РФ сотрудники правоохранительных органов должны копировать информацию, а не изымать «железо». Однако существуют исключения, когда допускается изъятие и правоохранитель этим пользуется.

Здесь также приведем пример.

Руководителя компании вызвали в СК РФ для дачи объяснений по подозрению в совершении мошеннических действий в рамках выполнения государственных контрактов. Основная причина была в том, что акты выполненных работ были подписаны по просьбе заказчика в последних числах декабря (через неделю после заключения государственного контракта) для того, чтобы закрыть финансовый год. Фактически же часть работ была выполнена в первом квартале следующего года. Кроме этого, у следствия были обоснованные сомнения в фактическом выполнении работ и поставке оборудования.

После ряда объяснений с предоставлением деловой переписки, включая скриншоты мессенджеров, и необходимых контактов удалось убедить следствие, что в действиях руководителя данной компании нет состава преступления, а нарушены только сроки выполнения контрактов. В возбуждении уголовного дела было отказано.

Именно правильная позиция при даче объяснений, наличие деловой переписки, контактов помогли обвиняемому доказать непричастность к совершению преступления.

Еще раз оговоримся, что каждая ситуация уникальна и требует всестороннего анализа и разработки индивидуальной стратегии поведения. Тем не менее в условиях незаконных действий со стороны конкурентов и правоохранительных органов соблюдение указанных рекомендаций позволит предусмотреть и снизить возможные уголовно-правовые риски и защитить бизнес от коллапса.

Источник

Что такое инвестиционные риски и как их избежать

Узнайте, как правильно оценивать инвестиционные риски финансовых инструментов и какие есть способы их снижения.

Инвестиции всегда связаны с риском. Он существует и при покупке квартиры с целью ее сдачи в аренду, и при торговле акциями на фондовом рынке, и при других видах вложений. Что же такое инвестиционные риски, какими они бывают и как их минимизировать — мы расскажем в этой статье.

Что такое инвестиционный риск

Инвестиционный риск — это вероятность частичной или полной потери вложенных средств. Еще на этапе выбора финансовых инструментов важно сопоставить их потенциальную доходность и уровень риска. Помните: чем более выгодным кажется выбранный способ вложений, тем выше вероятность потери средств.

Виды инвестиционных рисков

В зависимости от причины возникновения инвестиционные риски делятся на:

  • Экономические. Зависят от общего состояния экономики государства, а также его политики в отношении управления рынками, налогами и финансами.
  • Технологические. Относятся преимущественно к производственным предприятиям и зависят от надежности оборудования, темпов его модернизации, уровня автоматизации, скорости внедрения инноваций.
  • Социальные. Напряженность в обществе, забастовки, исполнение региональных или федеральных социальных программ могут повлиять на конкретные инвестиции. Этот тип риска в наибольшей степени определяется человеческим фактором.
  • Политические. Внутренняя жизнь страны также оказывает немаловажное влияние на реализацию инвестиционных проектов. К основным факторам этой группы относят: резкое изменение основного политического курса, выборы, давление на страну со стороны других государств, вводимые административные ограничения, ухудшение межгосударственных взаимоотношений.
  • Правовые.Связаны с изменениями в законодательстве, которые могут повлиять на результаты инвестиционных проектов. К правовым рискам можно отнести снижение ключевой ставки ЦБ, увеличение таможенных сборов, лицензирование определенных видов деятельности.
  • Экологические.К этой группе относят факторы, связанные с техногенными катастрофами, пандемиями, изменением климата, природными катаклизмами.

Также существуют другие способы квалификации рисков инвестирования. Например, их часто делят на системные (существуют в масштабах рынка, не зависят от действий инвестора) и несистемные (связанные непосредственно с объектом, в который вкладываются средства).

Какие риски есть при торговле ценными бумагами

Для этой группы вложений риски несколько иные, поэтому расскажем о них отдельно. Они делятся на две группы: макро-риски и микро-риски.

Читайте также:  Способ борьбы с земляными блохами

К макро-рискам, в свою очередь, относят:

  • Системные (касаются рынка в целом). Если в стране развивается экономический кризис или дефолт, это затрагивает все финансовые инструменты, вне зависимости от их вида.
  • Региональные. Такие риски важно оценивать при инвестициях в акции крупных градообразующих предприятий или, например, муниципальные облигации.
  • Отраслевые. Оказывают влияние при покупке акций предприятий конкретной отрасли.

Микро-риски — это риски, связанные с конкретным эмитентом или биржевым инструментом. К их числу относятся:

  • Рыночный риск. Связан с изменением котировок ценных бумаг в ответ на внешние события.
  • Процентный риск. Определяется изменением процентных ставок, влияющих на рыночную стоимость инвестиций.
  • Риск ликвидности. Этот риск заключается в невозможности обратить вложения в наличные без значительной потери вложенного капитала.
  • Деловой риск. Подразумевает неопределенность будущих финансовых результатов компании, то есть вероятность того, что ее прибыль может по тем или иным причинам уменьшиться.

Способы снижения рисков при инвестировании

Риски — не повод отказываться от инвестиций, ими можно и нужно управлять. Чтобы снизить финансовые потери при вложении денег, придерживайтесь следующих правил:

  • Диверсифицируйте вложения. Одно из важнейших правил инвестирования гласит: не стоит вкладывать все деньги в один инструмент — лучше выбрать несколько. Если один актив принесет убыток, другие могут это компенсировать. Если же у вас нет времени заниматься распределением активов самостоятельно, вы можете вложить деньги в ПИФы. В состав ПИФов входит сразу множество инвестиционных инструментов, что снижает зависимость портфеля от изменения курсов валют и ситуации на рынке.
  • Всегда придерживайтесь выбранной стратегии. Ситуация на рынке быстро меняется, и у инвесторов всегда есть соблазн скорректировать портфель в угоду текущей обстановке. Но такие спонтанные решения часто приводят к потерям, поэтому во время высокой волатильности на рынке важно следовать изначальной стратегии.
  • Инвестируйте только в те инструменты, которые вам понятны. Если вам неясно, как устроен тот или иной финансовый инструмент, лучше откажитесь от него или тщательно изучите перед тем, как вкладывать деньги.
  • Внимательно изучайте условия инвестирования. Если при заключении инвестиционной сделки составляется соответствующий договор, то в нем обязательно должны быть прописаны условия использования вложенных средств.

Как правильно оценить инвестиционный риск

Грамотно оценив риски, можно снизить вероятность их возникновения. Все методы оценки делятся на две большие группы: качественные и количественные.

К качественным методам оценки рисков относят:

  • Метод аналогий — учитывает опыт, полученный во время реализации похожих инвестиционных проектов.
  • Метод «Дельфи» — предполагает изучение мнения экспертов по конкретным вопросам.
  • Метод расчета уместности затрат — возможные угрозы для капиталовложений изучаются для каждого этапа инвестирования, что позволяет своевременно прекратить вложения при возникновении трудностей.

Количественная оценка предполагает использование одного из следующих видов анализа:

  • Метод Монте-Карло — построение модели с повышением рисков для изучения последствий.
  • Анализ возможных вариантов развития проекта путем изменения его значимых параметров.
  • Определение предельной устойчивости проекта.
  • Анализ чувствительности проекта к изменению отдельных параметров.

Чтобы рассчитать инвестиционные риски максимально точно, следует применять сразу несколько методов оценки. Кроме того, анализ рисков можно доверить экспертам — например, финансовым советникам.

Источник

Методы управления рисками: сфера применения, преимущества и недостатки

При запуске нового бизнеса или проекта необходима подготовка к форс-мажорным ситуациям. Грамотные методы управления рисками помогут свести убытки к минимуму и не упустить прибыль даже в критической ситуации. Поэтому грамотный риск-менеджмент в финансовой сфере на вес золота. С какими рисками можно столкнуться в бизнес-среде и какие методы их «укрощения» использовать — разберемся в материале.

Какие риски существуют в жизни предприятия?

Чтобы управлять рисками, их вначале выявляют и измеряют. Для каждой организации набор присущих ей угроз отличается зависимо от рода деятельности, окружающей обстановки. Необходимо их идентифицировать, проанализировать, а потом подбирать подходящие методы борьбы с ними.

В зависимости от последствий выделяют 2 группы рисков:

  • Чистые — приводят к убыткам в бизнесе.
  • Спекулятивные — могут привести к убыткам или дополнительной финансовой прибыли.

В деятельности предприятия зачастую встречаются следующие угрозы:

  • Производственные — невыполнение производственного плана в силу неблагоприятных внутренних или внешних обстоятельств;
  • Кадровые — возникают при подборе персонала не отвечающего целям организации, потере ключевых сотрудников, приводят к утечке информации, ухудшению репутации, финансовым потерям;
  • Коммерческие — возможные потери при закупке/реализации продукции;
  • Финансовые — неосуществление организацией своих финансовых обязательств из-за задолженностей, инфляции, изменения курса валют или по каким-либо другим причинам.
  • Инвестиционные — упущенные возможности, снижение сумм дивидендов, прямые убытки из-за неправильных решений, падения конъюнктуры, ненадежных должников.
Читайте также:  Лучший способ при гриппе

Это лишь краткий перечень опасностей, которые угрожают бизнесу. В каждой сфере хозяйствования присутствуют свои специфические. Нужно знать, как их оценить и разработать стратегию реагирования.

Хотите получить навыки построения карты рисков, анализа способов реагирования на риски?

Записывайтесь на курс и пройдите обучение по собственному графику!

Общие методы управления рисками

Методы риск-менеджмента — это направленные действия по снижению степени существующих угроз и возможных убытков. Они работают только тогда, когда выбраны правильно. По механизму все методы делятся на 4 большие группы.

1. Уклонение: преимущества и недостатки метода

Из названия понятно, что метод уклонения предполагает избегание опасных ситуаций:

  • не заключать сделки с партнерами с сомнительной репутацией;
  • отказываться от сотрудничества с непроверенными организациями;
  • не внедрять инновационные проекты, если существует хоть малейшая возможность неудачи.

Такая стратегия, возможно, избавит от множества непредвиденных опасностей, но она будет тормозить развитие компании и станет причиной упущения многих выгодных инвестиционных решений.

Страхование — один из популярных методов уклонения, когда ответственность за возмещение убытков передается страховой компании. Он позволяет решить вопрос неопределенности и финансовой устойчивости компании. Но у этого защитного механизма есть свои недостатки:

  • невозможно застраховаться от всех угроз;
  • страховые платежи вносятся, даже если опасная ситуация никогда не наступит;
  • влиятельность страховых компаний ограничена, поэтому они не могут предоставить полную защиту от всех угроз.

2. Локализация: при каких условиях используется

Метод локализации применяется только для угроз, которые легко предугадать и можно в какой-то степени изолировать. Отдельные высокоопасные этапы, участки работы передаются подразделениям, где над ними устанавливается жесткий контроль. На практике применяются следующие механизмы:

  • Создается небольшая дочерняя фирма, которая берет на себя разработку и реализацию инновационных проектов. Опасные проекты изолируются от основной деятельности компании.
  • Для реализации рискованного проекта заключается сделка между несколькими компаниями. Его разработкой занимается специально сформированная обособленная команда специалистов.

3. Рассеивание (диссипация): гибкий инструмент управления

Диссипация или рассеивание предполагает распределение существующих угроз между бизнес-партнерами. При этом создаются концерны, акционерные общества, другие формы кооперации.

Популярной формой метода диссипации является диверсификация — снижение концентрации опасностей за счет расширения линейки продукции, сфер деятельности, рынков продажи, списка поставщиков. Если по какому-нибудь направлению предприятие понесет потери, оно сможет компенсировать их за счет других.

4. Методы компенсации: разработка механизмов предупреждения убытков

Методы компенсации самые многочисленные и часто применяемые, но требуют глубокого анализа, тщательного планирования деятельности предприятия. Они позволяют предупредить опасные ситуации и смягчить финансовые потери.

Также к методам компенсации относится хеджирование — заключение сделок, контрактов с учетом возможных изменений в курсе валют и ценовой политике. Такой подход позволяет застраховаться, сделать доходы и убытки предсказуемей, но при этом размер возможной прибыли снижается.

Для примера рассмотрим аграрную компанию. Она заключает контракт на поставку пшеницы, но самого урожая еще нет. Есть угроза срыва сделки и, чтобы застраховаться, компания приобретает опцион на точно такую же партию пшеницы.

Кадровые риски: сложно предсказать, еще сложнее управлять

Кадровые риски сложно прогнозируемы и сильно влияют на благополучие организации. В условиях современной, основанной на знаниях, экономики квалификация и опыт персонала отыгрывают одну из ключевых ролей в развитии компании. Человеческие ресурсы наиболее непредсказуемы. В отличие от остальных активов они могут в один момент уйти, унося за собой ценные знания и умения.

Главная сложность состоит в том, что в поведении людей всегда присутствует фактор иррациональности. Поэтому объективную картину опасностей сформировать сложно. Важно также учесть вероятность, размер возможных убытков каждой из них.

Оптимизация управления кадровыми опасностями предполагает:

  • планирование персонала;
  • создание резервов под компенсации, льготные выплаты;
  • разработку программ мотивации сотрудников;
  • контроль уровня квалификации персонала;
  • организацию обучения персонала.

Перечисленные меры работают на предупреждение и используются для управляемых угроз. Но на некоторые повлиять практически невозможно. Для них предусмотрены следующие механизмы защиты:

  • самострахование — создание финансового резерва под форс-мажорные ситуации;
  • аутсорсинг, аутстаффинг — создание кадрового резерва;
  • страхование здоровья, жизни сотрудников.

Управление рисками — ключ к финансовой стабильности компании

Грамотно выстроенная система риск-менеджмента на предприятии позволит извлечь из любой угрозы выгоду для предприятия и достойно справиться с кризисными ситуациями. Риск-менеджер должен уметь подбирать подходящие методы управления опасностями и быстро принимать нестандартные, но стратегически выверенные решения.

Источник

Оцените статью
Разные способы