Перечислите основные способы повышения эффективности культурного наследия

Эффективность использования культурного наследия в туризме

Одним из возможных способов повышения эффективности освоения культурного наследия является создание территориальных образований нового типа (культурно-исторические территории, национальные или рекреационные парки), где в комплексе сочетались бы культурно-исторические объекты, культурные ландшафты, умения ремесленников, поваров, а также национальные праздники, традиции.

Деятельность этих образований должна быть направлена на сохранение, возрождение, туристское освоение памятников и их естественной среды, воссоздание традиционного природопользования, циклов обыденной жизни и всего бытового уклада с одновременным органичным вхождением в современные хозяйственные и социальные процессы.

Памятники истории и культуры и окружающий их ландшафт являются национальным достоянием. Современное освоение территорий требует особо бережного подхода по принципу «сохрани – восстанови – не навреди».

Организация уникальных исторических территорий предполагает сочетание возрождения и развития традиционных форм деятельности, которые сформировались исторически, с инновационными видами — туризмом, сельскохозяйственным и промышленным производством. Новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся природные, хозяйственные и социо-культурные процессы.

В основу современного освоения уникальных исторических территорий должны быть положены исторический, экологический и ландшафтный принципы.

Примером могут быть малые города центральной части России, которые сохранили архитектурный облик прошлых веков.

Многие малые города находятся в окружении известных памятников истории и культуры, а также ценных природных объектов, удаленных от города на расстояние 5 — 20 км. Это делает возможным создание в городах туристских центров.

При развитии необходимой туристской инфраструктуры важно не нарушить исторический архитектурный облик города. Каждый вновь создаваемый объект должен вписываться в сложившийся городской ансамбль по этажности, архитектурному стилю, интерьерному оформлению. Должны учитываться национальные и региональные особенности и традиции данной территории. Необходимо, чтобы каждый создаваемый туристский центр имел свой неповторимый облик. Исключается применение типовых архитектурных проектов для объектов туристской инфраструктуры в границах уникальных исторических территорий.

В дворцово-парковых и усадебных комплексах целесообразно создавать природно-исторические парки. В основу их создания могут быть положены географический (несколько комплексов, объединенных одним географическим объектом — рекой, озером и пр.), исторический (серия комплексов, связанных одним историческим событием) и мемориальный (серия комплексов, объединенных памятью об одной и той же исторической личности, места работы одной группы художников) принципы.

Природно-исторические парки могут быть компактными, состоящими из одного исторического комплекса и его ландшафтного окружения, и дисперсными, в которых территория парка охватывает несколько близко расположенных исторических памятников.

Создание природно-парковых комплексов позволяет спасти ценнейшие памятники истории и культуры как целостные архитектурно-ландшафтные и культурные комплексы. В природно-парковых комплексах предусматривается охрана и восстановление как памятников истории и культуры, так и окружающего исторического рукотворного или природного ландшафта, который также рассматривается как непреходящая историческая и экологическая ценность, национальное достояние.

При возрождении усадебных и природно-парковых комплексов применяется индивидуальное проектирование каждого объекта инфраструктуры. В последнее время была выдвинута концепция освоения уникальных исторических территорий как особой формы организации культурного ландшафта. Эта концепция предполагает полифункциональное использование усадеб для деятельности научно-просветительской, культурной и хозяйственной.

ü Научно-просветительская деятельность в усадьбе может включать, помимо создания музеев, организацию лицеев, постоянно действующих семинаров, посвященных изучению творчества выдающихся деятелей истории и культуры, с именами которых связаны конкретные усадьбы.

ü Культурная деятельность в усадьбе должна охватывать как местное население, так и туристов. Возможно создание литературно-музыкальных салонов, постановка любительских спектаклей, проведение балов, организация фестивалей, посвященных памятным датам, приглашение в усадьбу известных писателей, художников, артистов, которым предоставлялся бы творческий отдых в усадьбе, сопровождающийся встречами с местным населением и туристами.

Читайте также:  Безопасные способы получения денег

ü Хозяйственная деятельность в усадьбе должна получить самое широкое развитие. Она может иметь два основных направления:

1) возрождение художественных промыслов и ремесел;

2) сельскохозяйственное производство.

Первое направление сводится к воссозданию художественных школ и народного творчества, знакомству местного населения и туристов с различными формами традиционного производства образцов художественных ремесел и обучению старинным технологиям; второе — определяется созданием сельскохозяйственных комплексов по производству экологически чистых продуктов на основе традиционных и новейших технологий.

Дворянский особняк или дворцовый ансамбль целесообразно использовать только как «живой» музей с широкой культурной программой, являющийся местом общения интеллигенции. Все старые хозяйственные постройки усадьбы следует восстановить в соответствии с их первоначальной функцией и историческим обликом, а необходимые новые объекты инфраструктуры строить в гармоничном архитектурном единстве с усадебным ансамблем. Особое значение имеет восстановление исторического природного ландшафта.

Монастырские комплексы включают в себя сооружения монастыря и прилегающие окрестности, непосредственно входящие в границы уникальной исторической территории. В большинстве монастырских комплексов возрождается традиционное монастырское хозяйство.

Монастыри остаются уникальными памятниками истории и культуры, поэтому они привлекают паломников и любителей познавательного туризма. Основная деятельность монастырей должна быть направлена на возрождение духовно-нравственной культуры народа.

В заключение можно сделать следующие выводы:

1) любая территория обладает историко-культурным наследием;

2) сохранение культурного наследия способствует лучшему пониманию современниками тех условий, в которых жили предыдущие поколения;

3) культурное наследие территории часто претерпевает изменения, так как изменяются природные и антропогенные факторы.

Туризм можно рассматривать как эффективный фактор, спсобствующий ознакомлению с культурным наследием. Наибольшее предпочтение для туристских поездок получили объекты и явления, входящие в так называемый Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Перечислите основные способы повышения эффективности культурного наследия

В статье анализируются подходы и концепции сохранения и использования объектов культурного наследия. Обобщается зарубежный опыт повышения эффективности современного использования объектов культурно-исторического наследия. Стратегии повышения эффективности использования объектов культурного наследия анализируются на материалах эмпирического исследования усадебных комплексов, расположенных на территории Московской области. Для определения перспектив развития усадеб Подмосковья использовались методы кластерного анализа, с помощью которого выделены четыре кластера, характеризующиеся дифференцированными стратегиями использования и перспективами развития. Для оценки экономической эффективности использования усадебных комплексов были разработаны нормативная и динамическая модели, с помощью которых проведены расчеты и определен перечень усадеб, перспективных для перепрофилирования и развития культурно-образовательных центров. Предлагаемые стратегии повышения эффективности использования объектов культурного наследия опираются на вариативные расчеты их инвестиционной привлекательности, позволяющие подобрать для каждого объекта экономические параметры, приемлемые для потенциальных инвесторов с учетом удорожания стоимости ремонтно-реставрационных работ. Результаты комплексного анализа позволили разработать «Дорожную карту» повышения эффективности использования объектов культурного наследия на примере усадеб Московской области. В заключение сформулированы предложения для органов государственной и муниципальной власти по поддержке экономических субъектов, работающих в сфере культуры и туризма, в интересах устойчивого развития территорий.

Цель – Цель этой статьи – представить результаты сравнительного анализа и различных моделей, основанных на ресурсах культурного наследия, способствующих региональному развитию.

Дизайн/методология/подход – сравнение оперативных схем, рыночных позиций и брендинга трех центров успешного культурного наследия в Германии, Великобритании и России, демонстрирующие разнообразие моделей регионального развития, основанных на культурных ресурсах, развитии туризма, и показывающие преимущества и недостатки.

Читайте также:  Способ нанесения полимерных материалов

Выводы — в статье доказывается, что потенциал культурных ресурсов и сектор туризма являются драйверами регионального развития, и сформулированы основные рекомендации для ситуации в России, требующие разработки адекватных финансовых и социальных инструментов.

Оригинальность/значение – в статье приведен комплексный анализ различных оперативных моделей в трех европейских странах при конкретных национальных ситуациях и специфичности оперативного управления в отношении культурного наследия.

Во многих развитых странах ответом на вызовы новой экономики стало развитие в городах, так называемого, сектора креативных индустрий. Постиндустриальная стадия характеризуется переходом от индустриальной экономики к так называемой «креативной экономике». Основной сферой занятости и источником дохода становится не только и не столько промышленность, сколько гуманитарные отрасли и сфера услуг. Моделью общества становится коммуникационная модель взаимного «обмена услугами». Главные изменения обусловлены ведущей ролью науки, технологий, культуры и информации в общественном развитии. Ключевыми институтами новой экономики становятся университеты, информационные, научные, культурные и медицинские организации как центры сосредоточения теоретического и прикладного знания. В постиндустриальном обществе культура становится стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что за последние десятилетия сумела превратиться в мощный конгломерат творческих индустрий. Об этом рассказывает данная статья.

В статье проведен сравнительный анализ трех основных подходов, лежащих в основе комплекса инструментов поддержки культуры в разных странах. Культура как опекаемое благо, которому соответствует патерналистская модель поддержки культуры. Суть патерналистской модели – компенсация объективно складывающегося дефицита доходов учреждений культуры за счет бюджетных ассигнований. Культура как фактор формирования человеческого капитала, которому соответствует инвестиционная модель поддержки культуры. Суть инвестиционной модели состоит в увеличении государственных инвестиций в гуманитарную сферу для обеспечения перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях, и устойчивому социально- экономическому развитию. Культура как ядро креативной экономики, которому соответствует стимулирующая модель поддержки культуры. Суть стимулирующей модели состоит в создании условий для развития творческих индустрий и притока креативного класса, обеспечивающего международную конкурентоспособность стран и городов в глобальной экономике. Для каждого из трех подходов анализируется система мер финансовой поддержки на основе российского и зарубежного опыта.

Ни творчество, ни экономика не являются чем-то новым, новое состоит в сущности и изменении отношений между ними, а также в том, какие их сочетания создают исключительную экономическую ценность и благосостояние. В семи главах книги обобщён материал о становлении и развитии креативного сектора в новой экономике, основанной на интеллектуальных ресурсах. Автор приглашает читателя погрузиться в «кипящий котёл» современного мира и современного творчества. И как в известной сказке, обещает полное обновление. И вправду, живой поток экспертных оценок и суждений, прежде всего, людей, имеющих уникальный опыт и добившихся успехов на поприще креативного бизнеса, калейдоскоп примеров, историй, судеб и достижений, как творческих личностей, так и компаний, торговых марок и брендов, способны существенно изменить представления о том, в чём же кроется секрет успеха предпринимательства уже завтра. Впрочем, категории и понятия новой экономики, основанной на творчестве, уже проникли в ткань повседневной жизни и определяют предпочтения и поведение людей во многих странах. Темпы социальных и экономических изменений, в которые втянуты и развитые, и развивающиеся страны, стремительны. То, что ещё вчера было ультрарадикальным, инновационным, уже сегодня становится «общим местом». Мы же пока не имеем надёжных инструментов, чтобы измерить и оценить сущность и масштабы перемен, хотя фактически на наших глазах вершится переход от реальной экономики к экономике символов.

Читайте также:  Способ защиты от порчи сглаза

Доклад, подготовленный Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), посвящен статистическому измерению креативной экономики Москвы.

В публикации впервые представлена классификация креативных индустрий Москвы – секторов экономики, значимая часть добавленной стоимости которых формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность; описаны подходы к расчету ключевых показателей их экономического и пространственного развития. Приводятся оригинальные оценки занятости в креативных профессиях и внешней торговли креативными товарами, полученные на основе официальных источников информации, а также инфографические профили отдельных креативных индустрий.

Издание предназначено для представителей органов государственной власти, руководителей и сотрудников компаний, вузов, научных организаций, экспертов и всех, интересующихся проблематикой креативной экономики.

Система ценностей современного общества исследована в рамках концепции гуманистической этики Э.Фромма. Определено понятие креативной ценности и предложен метод ее количественной оценки. Раскрыто содержание основных категорий креативной экономики: креативный человек, обмен, производство и потребление, собственность, распределение, доход и богатство, власть.

Развитие креативных индустрий тесно связано с изменениями в социально-экономическом развитии современного общества, становлением постиндустриальной и цифровой экономики; отражает новые тенденции потребительского поведения и инновации в бизнес процессах организаций. Предпринимательство в сфере креативных индустрий является одним из перспективных направлений развития малого и среднего бизнеса, дает новые возможности для сотрудничества представителей креативных индустрий с другими субъектами экономических и социальных отношений. В России можно наблюдать активный интерес к развитию креативных индустрий в различных регионах, причем вопросы эффективного функционирования и взаимодействия коммерческих и некоммерческих организаций и предпринимателей, работающих в этом направлении становятся ключевыми для развития рынков товаров и услуг креативных индустрий. Настоящее учебное пособие призвано расширить знания в сфере креативного предпринимательства, описать особенности работы на рынках творческого труда и продукции, и позволяет применить практические рекомендации и инструментарий для решения конкретных задач, с которыми предприниматель сталкивается при осуществлении своей деятельности.

Учебное пособие состоит из 3-х глав, в тексте последовательно раскрываются вопросы определения и границ сектора креативных индустрий; специфики спроса и предложения на продукты и услуги, созданные творческими работниками и имеющими символическую и культурную ценность. Также в первой главе описывается актуальный контекст работы творческих предпринимателей, с учетом необходимости адаптации к цифровой среде и инфраструктуре. Вторая глава учебного пособия раскрывает вопросы взаимодействия с клиентами, влияния различных факторов на процесс принятия решения потребителем. В пособии представлены практические примеры (кейсы) и задачи, позволяющие освоить инструментарий маркетинговых исследований рынка и потребителей. В третьей главн подробно описаны методы и этапы формирования бизнес-модели для работы в сфере креативных индустрий. Вопросы для самопроверки, кейсы и упражнения позволяют сочетать теорию и практику изучаемых вопросов.

Учебное пособие адресовано широкому кругу читателей, может быть использовано в учебном процессе высших и средних специальных образовательных учреждений, быть полезно представителям отрасли в качестве дополнительного теоретического и практического пособия. Учебное пособие реализовано в рамках проекта «Creative Grasp» при поддержке Совета министров Северных стран.

Источник

Оцените статью
Разные способы