Перечислите основные способы формообразования

Основные способы формообразования в русском языке

О некоторых способах формообразования было рассказано в § 89. Теперь подробнее укажем основные способы формообразования в русском языке:

1) при помощи мены окончаний (флексий), например: иду. идёшь, идут; стол (нулевое окончание), стола, столу. . столы, столов и т. д.; добрая, доброе, добрый, добрые;

2) при помощи формообразующих суффиксов, например: писать – писал; умный – умнее;

3) при помощи формообразующих приставок, например: делать – сделать, писать – написать;

4) как дополнительное средство при, формообразовании используются чередования звуков (обычно вместе с другими способами формообразования), например: могу – можешь; друг – друзья;

5) изменением места ударения, например: окнáóкна, стенá – стéну, подрéзать – подрезáть, нас пать – насыпáть;

6) меной формообразующих суффиксов, например: решить – решать, лишить – лишать, бросить – бросать.

В некоторых случаях в формы слова превратились когда-то разные слова, например: я – меня; человек – люди; хорошо – лучше;плохо – хуже.

Кроме описанных способов образования форм слова (такие формы называются простыми), имеются формы сложные (аналитические), образующиеся добавлением служебных слов к словам самостоятельным, например: дом – в доме (предложный падеж), пошёл – пошёл бы (сослагательное наклонение), читать – буду читать (будущее сложное).

Упражнение 107. Укажите, какими способами образованы формы слов. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Веду, ведёшь, ведут; 2) бегу, бе. ишь, бегут; 3) красивый, красивая, красивое, красив. е; 4) добрый, добрая, добрее; 5) играть, играл, играл бы; 6) петь, пел, пел бы; 7) пеку, пе…ёшь, пе. ут;

8) глохнуть, оглохнуть; 9) дряхлеть, одряхлеть; 10) решить, решать; 11) pa. ..казать, pa. казывать; 12) перерéзать, перерезáть; 13) брать, взять; 14) читать, читал, буду читать, читал бы; 15) интересный, интереснее, самый интересный; 16) простой, простая, проще, самый простой.

РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ

§ 103.

О р ф о г р а ф и я – это совокупность правил, устанавливающих: 1) написание значащих частей слова (корней, приставок, суффиксов и окончаний); 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; 3) способы переноса; 4) употребление прописных букв.

Первый раздел орфографии – написание значащих частей слова – основывается на морфологическом принципе: значащие части слова (корни, приставки, суффиксы и окончания), выделяемые в результате морфемного анализа, пишутся единообразно, независимо от произношения. Вот примеры:

а) вóды, водá, водянóй (кореньвод- пишется одинаково во всех словах, хотя произносится по-разному);

б) соснóвый, берёзовый (суффиксов пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении);

в) пóжил, поéхал, почитáл (приставкапо- пишется одинаково, хотя произносится по-разному);

г) столóм, дóмом, гóродом; к стенé, к деревнé, к рóще (окончание -ом и окончание во всех словах пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении).

Читайте также:  Способы самоконтроля по физре

Морфологические написания бывают пяти видов:

1) морфологические написания, определяемые произношением данного звука в сильной позиции и являющиеся опорными для проверки написания в других случаях, например: вóды, низок, дубóвый, поезд, срезать, столóм, в землé;

2) морфологические написания, не расходящиеся с произношением, но не являющиеся опорными, поэтому требующие проверки, например: сад ад), чуткий (чуток), списать (срезать), привéтливый (сонл вый), у бáни (у земл );

3) морфологические написания, расходящиеся с произношением, но проверяемые опорными случаями, например: водá (вóды), низкий (низок), ос новый (дубóвый), дóмом (столóм), к бáне (к землé);

4) морфологические написания, не расходящиеся с произношением, но не проверяемые опорными случаями, например: каб на, какáо, калóрия, галáнтный, байдáрка, багáж, мажóрный, нат ра;

5) морфологические написания, расходящиеся с произношением и не проверяемые опорными случаями, например: волд рь, собáка, ботáника, вентил тор, гондóла, доминó, жетóн, крематóрий, жирáфа, цил ндр, шимпанзé.

В сравнительно редких случаях в русской орфографии имеются отступления от морфологического принципа. Причины этих отступлений следующие:

а) уступка произношению, т. е. введение написаний в той или иной мере фонетических; например, различное написание одной и той же приставки, а именно приставок, оканчивающихся на -з:без- – бес-, воз- – вос-, из- – ис- и т. п. (бездарный –беспредельный, возделать – воскликнуть, изрезать – испортить); различное написание основ в этимологически родственных словах: сватать – свадьба, нос – ноздри, лезу – лестница и под.;

б) некоторые особенности русской графики; в частности, своеобразие в употреблении букво, ё, е после шипящих и ц (конём, но ключом; столóм – домóм, но кольцóм – пальцем);

в) сохранение следов старинных чередований звуков, например: прикосновение – касательная;

г) смешение русских и старославянских написаний, например: растение, отрасль (старославянские написания), но росток, росла (русские написания);

д) стремление средствами орфографии дифференцировать значения слов-омонимов, например: поджог (существительное) – поджёг (глагол прошедшего времени) – так называемые дифференцирующие написания.

Второй раздел орфографии – слитные, раздельные и дефисные написания – связан с лексикой. Принципом этого раздела орфографии является раздельное написание слов как самостоятельных, так и служебных. Например: Я не намёл в столе нужной мне бумаги. В этом предложении восемь слов, и все они пишутся раздельно. В процессе развития языка служебные слова (предлоги и частицы) могут сливаться с самостоятельными, образуя новые слова, например: наречия втёмную, сначала, по-моему; союзы тоже, чтобы и т. п. Процесс слияния происходит постепенно, поэтому имеется много переходных образований, написание которых вызывает затруднения, например: на ходу. влёт, без устали и т. п.

Читайте также:  Бессуффиксальный способ это как

В основе третьего раздела орфографических правил – переноса слов – лежат факты фонетические и морфологические.

Слова в русском языке переносятся по слогам. Это фонетическое правило ограничивается запрещением переносить слоги, состоящие из одной буквы, и запрещением в некоторых случаях разрывать значащие части слова (раз-бить, а не ра-збить).

В основе четвёртого раздела орфографии – употребления прописных букв – лежит: 1) выделение начала каждого отдельного самостоятельного предложения, 2) выделение имён собственных, например: Лето я провёл на Волге, близ города Казани, 3) выделение инициальных аббревиатур типа МГУ, ГЭС, ООН (см. § 116), все буквы которых пишутся как прописные.

Изображение слова или каких-либо его частей на письме с целью обратить внимание на способ их написания называется орфограммой. Например, орфограммой является слово собака и часть его соб-, содержащая непроверяемый безударный гласный [о].

Упражнение 108. Разбейте приведённые ниже слова на значащие части и определите, к какому виду морфологических написаний относится написание каждой выделенной вами части (укажите в скобках пункт, под каким подобный вид написаний указан в § 103).

Образец. Ватрушк-а – корень (4), окончание (2).

Ворона, покупать, комар, нора, корова, ложка, разгул, избрал, искал, сынок, борода, окна.

Источник

Грамматические формы слова. Способы формообразования (словоизменения) в современном русском языке. Понятие о парадигме.

Грам. Формы (словоформы) – разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные по своим грамматическим значениям. (пример – интересный/ая/ое/ые; интересный – более/менее… — самый…; интересен/а/о/ы +склонение по пад).

Зеленый – зеленого – зеленому – зеленая – зеленой – зеленую – зеленою 4– зеленое – зеленым – зеленом – зеленые – зеленых – зеленым – зелены-

ми — это формы лексемы ‘зеленый’

Парадигма – упорядоченная совокупность словоформ, входящих в данную лексему. – полная (всевозможные изменения слова), неполная (реализац-я не всех форм слова – победить, нет 1 л, ед.ч)

Основные способы формообразования в русском языке

В русском языке формы слов могут образовываться различными способами.Самым распространённым способом является образование грамматических форм без помощи служебных слов с пом.морфем(синтетические)

Способ формообразования Примеры

1. При помощи окончаний Трава, травы, травой: бегу, бежишь, беж-ит.

2. При помощи суффиксов Небо —небеса,;сильн-ый — сильнее, редкий —реже; купить — купи-л ,купивший.

3. супплетивизм Мы — нас, я — меня, плохой —хуже, иду-шел

Грамматические формы образуются также при помощи служебных и вспомогательных слов(аналитические), например: буду читать, будешь читать; более устойчивый, менее устойчивый, самый устойчивый.

Читайте также:  Способы решения нехватки денег

Грамматические формы образуются также одновременно с помощью окончаний и служебных слов, например: из города, в окно, к школе.

Грамматические категории. Типы грамматических категорий.

Грамматическая категория — это совокупность противопоставлен- ных друг другу морфологических форм с общим грамматическим содер- жанием 7. Например, формы пишу — пишешь — пишет указывают на лицо и поэтому объединяются в глагольную грамматическую катего- рию лица; формы писал — пишу — буду писать выражают время и обра-

7 Подробнее см. А. В. Бондарко. Теория морфологических категорий. Л., 1976. С. 10-12. 14

зуют категорию времени, словоформы стол — столы, книга — книги вы- ражают представление о количестве предметов, они объединяются в ка- тегорию числа и т. д. Можно также сказать, что грамматические кате- гории формируются частными морфологическими парадигмами. Грамматические категории в целом имеют три особенности.

1) Грамматические категории образуют своего рода закрытые сис- темы. Количество членов, противопоставленных друг другу в грамма- тической категории предопределено структурой языка и в целом (в син- хронном срезе) не варьируется. При этом каждый член категории может быть представлен как одной, так и несколькими однофункциональны- ми формами. Так, грамматическая категория числа существительных образуется двумя членами, один из которых представлен формами единственного числа (стол, книга, перо), другой — формами множест- венного числа (столы, книги, перья). Существительные и прилагатель- ные имеют три рода, у глагола три лица, два вида и т. д. Количествен- ный состав некоторых грамматических категорий в литературе опреде- ляется по-разному, что на самом деле связано не с объемом категории, а оценкой ее компонентов. Так, в существительных выделяют 6, 9, 10 и большее количество падежей. Однако это отражает только разные приемы выделения падежей. Что же касается самого грамматического строя языка, то в нем падежная система регламентирована существую- щими типами склонения.

2) Выражение грамматического значения (содержания) между фор- мами, образующими категорию, распределено: пишу означает первое лицо, пишешь — второе, пишет — третье; стол, книга, перо указывают на единственное число, а столы, книги, перья — на множественное чис- ло, большой — это мужской род, большая — женский, а большое — сред- ний, форма большие на род не указывает.

3) Формы, образующие морфологические категории, должны объе- диняться общим содержательным компонентом (что отражено в опреде- лении грамматической категории). Это обязательное условие для выде- ления грамматической категории. Без указанной общности граммати- ческие категории не формируются. Например, противопоставление пе- реходных и непереходных глаголов не образует морфологической кате- гории именно потому, что оно не основано на общем содержании. По той же причине не являются морфологическими категориями и другие лексико-грамматические разряды, выделяемые в самостоятельных час- тях речи.

Источник

Оцените статью
Разные способы