Основные способы формирования дружного, сплоченного классного коллектива
статья
Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого обучающегося. В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого воспитанника, и коллектив группы, чтобы направить это развитие и руководить им. Умелая, педагогически целесообразная организация коллектива группы является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_sposoby_formirovaniya_klassnogo_kollektiva.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные способы формирования дружного, сплоченного
В работе педагога есть важная миссия – быть классным руководителем.
Взяв классное руководство в первом курсе с 1 сентября 2020 года я озадачилась вопросами: “Сложится ли наш новый коллектив? Какими будут наши отношения?” Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся придерживаюсь следующих принципов :
- Искренность и доверие в отношениях с обучающимися;
- Совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);
- Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом;
- Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;
- Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии;
- Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);
- Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;
- Уважение личности студента;
- Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.
- Разумное сочетание любви и строгости.
Перед собой я поставила ряд задач , это, прежде всего:
- Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого;
- Создание условий для формирования личности каждого учащегося;
- Формирование нравственно — ценностных взглядов учащихся;
- Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моей группе;
- Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;
- Улучшение успеваемости и поведения учащихся;
- Привитие чувства ответственности в учёбе; навыков культуры поведения, отзывчивости и взаимопомощи.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь группы интересными делами. В самом начале работы с обучающимися, когда первокурсники пришли в колледж, я уже хорошо знала каждого студента и его семью. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я провела несколько тестирований учащихся по анкетам и тестам, а также аналогичную работу с родителями детей. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всей группы, проанализировала документацию, имеющуюся на каждого студента (личное дело, успеваемость, характеристику).
Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого обучающегося. В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого воспитанника, и коллектив группы, чтобы направить это развитие и руководить им. Умелая, педагогически целесообразная организация коллектива группы является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства.
Основными способами сплочения группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.
Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.
Считаю, что на первой стадии формирования коллектива, когда обучающиеся впервые пришли в колледж, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого студента, он поощряет дружбу, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает им виды совместной деятельности.
Второе , что я сделала на пути по формированию классного коллектива, — это провела работу по организации классного самоуправления. Каждый из ребят предложил свою кандидатуру на тот или иной пост. На классном собрании кандидатуры ребят были общим голосованием либо приняты, либо отклонены. В группе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, но не всегда это удаётся, тогда приходится вмешаться и классному руководителю с советом.
На классных часах предметом самого серьёзного обсуждения становится более актуальным вопрос — отношение к учёбе как к основной обязанности обучающегося. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Это позволяет повысить заинтересованность ребят в процессе обучения.
Для жизнедеятельности классного сообщества существенное значение имеет участие во всех внутриколледжных мероприятиях. Группа принимает участие во всех праздниках, декадах и неделях.
На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в группе. Обязательным условием развития личности обучающегося в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современная молодежь большую часть времени проводит за компьютером, электронными играми, у них дефицит «живого» общения, результаты которого необходимы окружающим.
Каждый обучающийся должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов выбираются как традиционные, так и нетрадиционные: игры и упражнения на сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста. В связи с реализуемыми целями и задачами воспитательной работы класса были выбраны и темы классных часов:
- «Учимся сотрудничать»;
- «Этикет на каждый день»;
- «Жить в мире с собой и другими»;
- «Умеем ли предотвращать и разрешать конфликты;
- «Моё место в классном коллективе»;
- «Толерантность»;
- «Как научиться быть ответственным за свои поступки»;
Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.
Построить воспитательную работу в группе без сотрудничества с семьей невозможно. Влияние родителей на подростка сильнее всех других воспитательных воздействий.
Смогут ли родители стать моими помощниками? Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Ведь чтобы расположить к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! И поэтому, главной задачей своей считаю создание в группе единого коллектива студентов и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. Вся моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Взаимодействие с родительским комитетом;
- Совместная деятельность родителей и учащихся – сотворчество.
Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться со мной и сама делаю все возможное для установления самых доброжелательных и деловых отношений. Самая распространённая форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. Актуальными темами родительских собраний являются:
- «Адаптация первокурсников к новым условиям учёбы»;
- « Стили воспитания подростка в семье»
- «Возрастание роли семьи в развитии социальных потребностей и творческого потенциала личности»;
- «Роль родителей в физическом и нравственном воспитании школьников»;
В своей работе использую следующие формы и методы совместной деятельности родителей и учащихся по различным направлениям:
- совместные экскурсии в музеи;
- туристические походы;
- совместные праздники.
Эти направления, формы и методы работы с родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. Огромную помощь в моей работе, как классного руководителя оказывает родительский комитет группы. При непосредственном участии родителей в группы ежегодно проводятся различные мероприятия.
В заключении хочется сказать, что коллектив не может развиваться без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания. Только при таких отношениях каждый студент может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.
Для меня моя группа, как и для каждого из классных руководителей, — самая лучшая, любимая, конечно же, доставляющая массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимая и уникальная
1.Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000.- 78c.
3.Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. — С.53-58.
4.Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. — М.: Просвещение, 2000. – C.67-70, 112-115.
Источник
Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения
материал на тему
Статья из опыта работы классного руководителя МОУ Сергеихинская СОШ Секушенко Аллы Евгеньевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_splochennogo_klassnogo_kollektiva_cherez_razvitie_u_uchashchihsya_tolerantnogo_povedeniya.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Сергеихинская средняя общеобразовательная школа
Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения.
Секушенко Алла Евгеньевна
« Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения».
«Коль человек — существо общественное, то
только в обществе он может развить свою природу.
Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования классного коллектива. Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.
Каждые семь лет классный руководитель выпускает один класс и берет новый. Для меня, классного руководителя, каждый класс особенный и необыкновенный, он навсегда остается в сердце и в душе. Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом. Я считаю, что самое важное в воспитании коллектива это его сплочённость. Поэтому главной задачей для меня всегда стоит сплочение коллектива. А значит воспитание в детях чувства понимания, доброго отношения друг к другу, сопереживания, желания действовать одной командой.
В своей статье я хочу поделиться опытом работы над проблемой формирования сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения.
При написании статьи были использованы научные работы и статьи психологов, изучающих проблемы воспитания детей.
В современном мире, где присутствуют акты терроризма, насилия на национальной, религиозной почве, идейной нетерпимости актуальность данной проблемы не вызывает сомнений. Массовое внедрение компьютерных технологий, интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Я начала работать по этой проблеме, когда мои ученики пришли в 5 класс, понимая, что создание нормальных, толерантных отношений в классе среди ребят, сплочение коллектива класса, является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса. Образование является решающим фактором формирования культуры толерантности. Именно образование выступает в роли главного общественного института, созданного для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, основных ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему миру и, в конечном счёте, индивидуальное и коллективное поведение людей .
Толерантность нужно систематически воспитывать, тогда она станет элементом культуры жизнедеятельности классного коллектива.
Очень важно строить воспитательный процесс класса на основе таких принципах как:
— принцип деятельностного и творческого подхода;
— принцип учета возрастных особенностей;
— принцип ориентации на «успех» каждого ученика;
— принцип открытости.
В основу своей воспитательной работы с классом я закладываю идею воспитания дружного классного коллектива, в которой формирование толерантных отношений внутри класса является очень важной и ключевой задачей. Реализация данной идеи предполагает создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовно развитие личности каждого ученика, вовлечение всех учеников в систему классных часов и коллективных творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям. Реализация данной идеи, как я полагаю, позволит ученикам успешно адаптироваться к жизни не только в школе, но и за ее пределами.
Для достижения планируемых результатов необходимо решить следующие частные задачи:
— создание благоприятных условий и возможностей для формирования и развития личности каждого ученика;
— развитие познавательного интереса, расширение кругозора и эрудиции учащихся;
— создание условий для раскрытия творческого потенциала и воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом;
— формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими,
— провести мониторинг уровня сплоченности коллектива и межличностных отношений в классе.
На протяжении пяти лет (5-9 классы) работы проводились разнообразные мероприятия, включающиеся в себя основные направления развития толерантности:
— усвоение того, что каждый человек – личность ;
— знакомство с важностью принципа уважения человеческого достоинства всех людей без исключения;
— понимание учащимися идеи взаимодополняемости, как основной черты существующих различий.
Классный час – это лишь одна из основных форм работы классного руководителя с классом. На классных часах предоставляется возможность расширить кругозор учащихся по данной теме, сформировать представления о дружбе, друзьях, высказать свою точку зрения и выслушать одноклассников, решить проблемные ситуации, связанные с классом и школьной жизнью. Использовались и другие формы работы.
5 класс: анкетирование «Наши отношения», тестирование «Настоящий ли ты друг», конкурс «Ветераны живут рядом», психологическая игра «Необитаемый остров», классные часы «Учитесь улыбаться» (к Дню толерантности», «Я горжусь тобой – мой край родной», «Что такое настоящая дружба», «Ростки дружбы», игровой практикум «Учимся взаимодействию», игра-путешествие «Как встречают новый год в разных странах», Дискуссия «Воспитанный человек – это кто?», единый урок «История войны в судьбе моей страны».
6 класс: тестирование «Вы – сама доброта», игра-эксперимент «Учимся управлять», деловая игра «Лаборатория нерешенных проблем», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», психологический практикум «Борьба с конфликтами», классный час «Добродетель требует усилий», занятия «Нам сочувствие дается, как дается благодать», «Отойди от зла и сотвори добро».
7 класс: тестирование «Исследование личностных особенностей подростков» (тест разработан А.О. Прохоровым и Т.Н. Генитт), анкетирование «Тревожность и депрессия», 6 занятий «Я в мире… мир во мне» — «Качества», «Характер», «Воля», «Добро», «Жертвенность. Любовь», «Надежда», урок этики «Как научиться жить в мире людей».
8 класс: классные часы «Настоящий друг», «Чти отца своего», «Планета Толерантность», игра-путешествие «Поезд мира», занятие «Я в мире…мир во мне» — «Жестокость».
9 класс: беседа «О товариществе и дружбе», праздник «Всему начало – любовь», аукцион «Рекорды моего класса»», психологическая игра «Учимся решать проблемы», психологические занятия «Научись управлять собой», «Искусство жить в ладу с собой и миром», классный час «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
Диагностическое исследование развития классного коллектива позволяет определить уровень сплоченности класса, выявить «проблемные зоны», требующие дополнительного внимания и поддержки со стороны классного руководителя, корректно построить систему воспитательной работы на следующий учебный год. Для проведения исследования были выбраны методики:
— Психологический комфорт в классе (метод социометрии по методике Дж. Морено);
— Определение индекса групповой сплоченности Сишора;
— Тест «Самооценка толерантности личности» (Зиновьев Д.В.)
Оценка результатов проведения развивающих мероприятий показала, что к 9 классу уровни толерантности и социально-психологического климата в классе повысились, что свидетельствует о том, что целенаправленное развитие толерантности является фактором благоприятного социально-психологического климата классного коллектива.
В заключении хочется сказать, что детский коллектив не может развиваться без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания. Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт .
Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы — классные часы, организацию цикла нравственных бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих выставок, тематические вечера, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах. Традиционной формой воспитательной работы является организация праздников, связанных с календарными датами и такими событиями, как Новый год, 8 марта, День матери. Важно внести разнообразие в содержание данных мероприятий.
Но не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит «живого» общения, результаты которого необходимы окружающим.
Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме.
1.Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000.- 78 c.
2.Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. докл. к выездн. засед. лаб. в Ленинграде 28 июня 2000 г./ Л.П. Буева. — Санкт- Петербург, 2000. – 56с.
3.Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. — С.53-58.
4.Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. — М.: Просвещение, 2000. – C.67-70, 112-115.
5.Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. — М.: Просвещение, 2000.-65c.
6.Лутошкин, А. Н.Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2000. – C. 23,46-47.
Источник