Перечислите четыре способа обучения взрослых людей

Содержание
  1. Как мы учимся? Или 4 стиля обучения взрослого человека.
  2. Теория эффективного обучения взрослых, или 10 принципов андрагогики
  3. Краткая история андрагогики
  4. Как учатся взрослые: подходы и особенности
  5. Любовь Карась
  6. Стремительное развитие науки и технологий требует от человека постоянного развития и способности адаптироваться. Поэтому непрерывное обучение становится не просто опцией, а необходимостью для существования в новых реалиях. Сегодня создаются условия для самообразования, появляются новые взгляды на образовательные процессы. Основываясь на статьях о сравнении парадигм обучения и о набирающей популярность хьютагогической модели, подготовили обзор подходов к обучению взрослых.
  7. Парадигмы обучения взрослых
  8. Главные отличия парадигм обучения
  9. Андрагогика: как учить взрослых?
  10. Основные принципы андрагогики
  11. Каким должно быть обучение взрослых?
  12. Кто с успехом учит взрослых?
  13. Как эффективно учить взрослых?
  14. Как мотивировать взрослых пройти обучение до конца?
  15. Что почитать об андрагогике?

Дэвид Колб один из первых сформулировал понятие понятие «обучения практикой», которое в настоящее время признано основой успешного обучения. Он утверждал, что обучение начинается с практического опыта. Затем следуют выводы, возникшие в результате размышлений, что приводит к созданию новой модели или теории. Далее вновь идет стадия активного эксперимента и дальнейшего усовершенствования.

Шведский специалист в области обучения Клас Мелландер развивает идею Колба и представляет цикл обучения в следующем виде:

• Мотивация : психологическая готовность и восприимчивость;
• Информация : факты и данные преобразуются в информацию;
• Обработка : информация преобразуется в опыт и понимание;
• Выводы : момент «озарения», когда опыт и понимание превращаются в знание;
• Применение : знание превращается в навыки и подходы;
• Обратная связь : дальнейшие размышления и усовершенствование.

Приведенный выше цикл наиболее точно описывает происходящее в процессе обучения, хотя неверно было бы считать обязательными моменты озарения, когда вы с полным правом можете воскликнуть: «Эврика!». Действительно, бывают случаи, когда все неожиданно становится на свои места, однако в целом процесс обучения более сложен.

Модель Мелландера может быть действительно полезна при поиске наиболее успешных путей достижения успеха посредством обучения — как для отдельных людей, так и для организаций. Это происходит посредством осознания не выраженных словами и, следовательно, скрытых знаний, которые были получены, но которые имеют лишь ограниченное применение, если ими нельзя поделиться.

Другой подход к модели Мелландера — это взгляд на обучение как на процесс, состоящий из четырех стадий. В качестве примера возьмем процесс приготовления омлета:
• Знать (что): Вы знаете, что такое омлет, и раньше пробовали это блюдо.
• Знать (как): Вы читали рецепт и пытались приготовить омлет.
• Знать (почему): Вы понимаете, почему важно не бросать скорлупу от яиц в смесь и почему масло не должно быть слишком горячим.
• Интересоваться (почему): Вы интересуетесь, почему важно иметь ингредиенты хорошего качества и как омлет вписывается в сбалансированную диету.

Определите свой стиль обучения.

Британские психологи Питер Хани и Алан Мамфорд разработали тест, который широко применяется в различного рода организациях. Тест главным образом сосредоточивается на третьем из элементов, составляющих индивидуальный стиль обучения, то есть на том. как обрабатывается поступающая информация.

Различают четыре вида стиля обучения: деятель, наблюдатель, прагматик и теоретик.
Определения Хани и Мамфорда часто являются удобным инструментом для выяснения способа, которым вы предпочитаете преобразовывать полученную информацию в действия. Они не описывают все элементы стиля обучения, но позволяют получить реалистичную и наглядную картину ваших индивидуальных склонностей.

Если вы относитесь к деятелям , то без долгих размышлений засучиваете рукава и принимаетесь за дело. Вы наслаждаетесь непосредственностью впечатлений и рады всему новому. Вы предпочитаете сначала делать, а потом думать. Вам нравится быть активным, и, столкнувшись с проблемой, вы немедленно бросаете все силы на ее решение. Возможно, вы общительны от природы. Ваш девиз: «Все в жизни нужно попробовать» .

Если вы относитесь к наблюдателям , то обычно не принимаете участия в деятельности. На собраниях вы, вероятно, садитесь в задних рядах. Прежде чем принять какое-либо решение, вы любите собирать разного рода информацию. Вы предпочитаете сначала увидеть, как развивается ситуация, а только потом высказать свое мнение. Вероятно, вам от природы свойственна осторожность. Ваш девиз: «Сначала я должен это обдумать» .

Если вы относитесь к теоретикам , то склонны выстраивать логическую последовательность событий, чтобы подогнать их под определенную модель. Вы любите шаблоны, системы и правила. Вы обожаете быть независимым и аналитичным. Вы можете быть полезны для тщательного анализа и не отвергнете идею просто потому, что она не совпадает с вашим мировоззрением. Ваш девиз: «Посмотрим, как это согласуется с…»

Если вы относитесь к прагматикам , то всегда стремитесь проверить идеи на практике. Вы всегда экспериментируете. Вы хотите заниматься делом, а не просто разговаривать. Прочитав что-то интересное, вы сразу же загораетесь желанием это осуществить. Ваш девиз: «Должен существовать способ получше» .

Читайте также:  Таблица метод стерилизации способ стерилизации режим стерилизации тест контроль стерилизации

А какой аргумент собственного развития ближе именно Вам? К какому стилю обучения тяготеете именно Вы?

Источник

Теория эффективного обучения взрослых, или 10 принципов андрагогики

Краткая история андрагогики

Термин «андрагогика» не нов. Он был впервые введен в научный оборот в 1833 г. немецким историком А. Каппом. Практически одновременно с немецким коллегой Э. Л. Трондайк доказал, что вне зависимости от уровня подготовки человека его способность к учебе в возрасте 22–45 лет находится на некотором мало изменяющемся устойчивом уровне.

Во второй половине XX века ученые обратились к исследованиям Трондайка в связи с возросшей потребностью переобучения большого количества взрослых людей. Сильно выросло качество жизни, и как следствие, снизилась рождаемость и усилился процесс старения населения европейских государств. Большое влияние на андрагогику в это время оказала гуманистическая философия, в частности, её положения заняли важное место в исследованиях К. Роджерса, который написал пять постулатов гуманистической модели обучения (взрослых). Вот они:

  1. Мы не можем обучать другого человека. Мы можем только помочь ему учиться.
  2. Человек успешно обучается, лишь когда осознает изучаемое, как непосредственно связанное с улучшением и поддержанием своего Я.
  3. Опыт, ассимилированный обучающимся, может привести к искажению в организации личности и имеет тенденцию к искажению посредством символизации.
  4. Структура личности становится более ригидной в условиях угрозы.
  5. Учебная ситуация должна сводить к минимуму угрозы и облегчать восприятие изучаемого.

Наконец, в 1970 году М. Ш. Ноулс в своей книге «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» сформулировал новые положения теории обучения взрослых, воспроизводимые наукой по сей день:

  • ведущая роль в обучении принадлежит обучающемуся взрослому;
  • стремясь к самореализации, обучающийся преследует определенные цели, достижение которых и есть результат обучения;
  • жизненный опыт и профессиональные умения обучающегося должны быть задействованы в образовательном процессе;
  • взрослый должен уметь применять полученные знания на практике;
  • обучение — процесс совместной деятельности педагога и обучающегося.

Обучение, согласно современной андрагогике, должно быть построено таким образом, чтобы минимизировать роль преподавателя, который хоть и управляет этим процессом, но реже использует дидактические приемы и методики. Андрагог модерирует учебный процесс, обращаясь в первую очередь к заявленным индивидуальным целям каждого обучающегося.

Исследования Ноулса фиксируют различия в обучении студентов и групп взрослых. Например, учебный процесс в андрагогике получил отличную от педагогической оригинальную модель. Изменилось и содержание обучения. Лекционные часы сокращаются, а предпочтительной формой учебы становятся практические занятия, семинары, дискуссии, работа с кейсами, деловые игры. В содержательном поле андрагогику характеризует высокий приоритет комплексных (междисциплинарных) занятий над теоретическими.

Источник

Как учатся взрослые: подходы и особенности

Любовь Карась

Стремительное развитие науки и технологий требует от человека постоянного развития и способности адаптироваться. Поэтому непрерывное обучение становится не просто опцией, а необходимостью для существования в новых реалиях. Сегодня создаются условия для самообразования, появляются новые взгляды на образовательные процессы. Основываясь на статьях о сравнении парадигм обучения и о набирающей популярность хьютагогической модели, подготовили обзор подходов к обучению взрослых.

Парадигмы обучения взрослых

Андрагогика

Всем известно слово «педагогика» — многие используют именно его, когда говорят о теории и практике обучения людей. Однако не все знают, что существует понятие «педагогика для взрослых» — андрагогика. Андрагогика (от греч. аner, andros — «взрослый человек, мужчина») изучает особенности и принципы обучения взрослых. В этом подходе подразумевается, что студент — взрослый человек — уже обладает опытом, базовыми знаниями о предмете и о процессе обучения и стремится приобрести новые знания и навыки, обращаясь к помощи преподавателя . В педагогике роль преподавателя критична, потому что он практически полностью определяет содержание и формат обучения. В андрагогике же студенту дается уже гораздо более активная роль, и он, по сути, проектирует свое обучение совместно с преподавателем. В андрагогике важны возможность выбора и опора на предыдущий профессиональный и жизненный опыт учащихся.

Андрагогика как понятие возникла еще в XIX веке, но стала набирать обороты только после Второй мировой войны, когда стали особенно актуальны вопросы профессиональной переподготовки. Далее, с развитием идеи lifelong learning и постепенным уходом принципа одной карьеры на всю жизнь, принципы андрагогики привлекали все больше внимания всех тех, кто вовлечен в создание образовательных программ вне зависимости от сферы.

Малькольм Ноулз — один из ключевых зарубежных теоретиков андрагогики — популяризировал концепцию андрагогики в 1980 году и описывал ее как «искусство и наука помощи взрослым в обучении». Ноулз и теория андрагогики утверждают, что взрослые учащиеся во многом отличаются от детей. В частности, Ноулз выдвинул несколько допущений, через призму которых стоит рассматривать обучение взрослых:

Представление о себе или понимание себя (self-concept). Взрослые — это, как правило, более зрелые люди, которые лучше понимают, кто они и что собой представляют, какие у них цели и возможности, и осознают себя, что позволяет им активно выбирать и участвовать в организации своего обучения.

Читайте также:  Паводок словообразование способ словообразования

Прошлый опыт обучения. У взрослых есть опыт, который они могут использовать в процессе обучения, в отличие от детей, находящихся только в начале образовательного пути.

Готовность к обучению. Многие взрослые осознают ценность образования и готовы сосредоточиться на этом.

Практические причины учиться. Взрослые ищут практические, проблемно-ориентированные подходы к обучению. Многие поддерживают концепцию непрерывного образования и преследуют цель получить новую конкретную работу или даже изменить карьерную траекторию.

Внутренняя мотивация. Источники мотивации детей обычно являются внешними — например, наказание или поощрение за оценки. А взрослые, как правило, больше внутреннее мотивированы.

Исходя из этих характеристик, Ноулз сформулировал следующие принципы обучения взрослых:

Поскольку взрослые самостоятельны и управляют своим развитием (self-directed), они должны иметь право голоса в процессе обучения и возможность выбирать.

У взрослых есть опыт, поэтому их обучение должно расширять накопленные знания и основываться на этом опыте.

Так как взрослые стремятся к практическому обучению, образовательные программы должны затрагивать вопросы, связанные с работой или личной жизнью.

Обучение должно быть сосредоточено на решении практических проблем, а не на простом запоминании содержания.

Критики Ноулза замечают, что некоторые из допущений и принципов могут быть применимы и к детскому образованию или могут быть применимы не к каждому взрослому. Действительно, каждый учащийся и группа имеют свои особенности, которые нужно внимательно исследовать и гибко учитывать, однако Ноулз подсветил идеи, которые исследователи и практики образования продолжают использовать и развивать и сегодня, в частности, касающиеся опоры на опыт учащегося и необходимость развивать самонаправленное обучение .

Хьютагогика

Хьютагогика (или эвтагогика) является логичным продолжением андрагогики и говорит уже о самоопределяемом обучении (self-determined). В этой парадигме учащийся сам формулирует для себя вопросы и проблемы и сам выбирает, как с помощью обучения эти вопросы решить. Учащийся уже, как правило, хорошо осведомлен о предмете и самостоятельно выбирает, какие аспекты он хотел бы раскрыть и какие методы и ресурсы для этого нужны .

Учащийся самостоятельно решает, как построить свое обучение в соответствии со своими целями и интересами, используя творческий подход

Студент сам выбирает, на чем фокусироваться, он не ограничен в методах познания и может изобретать свои. Однако не исключена возможность консультации и с преподавателем, который в этом подходе исполняет роль скорее фасилитатора или ментора . То есть он направляет, задает наводящие вопросы, которые могут помочь поддержать и ускорить прогресс, и, возможно, поддерживает эмоционально.

Важным и интересным сдвигом в фокусе парадигм является переход от сосредоточения на содержании к развитию осознанности и нестандартного мышления. Самостоятельное управление обучением — это рефлексивная практика, подразумевающая активное и непрерывное участие в активных размышлениях. Для этого необходимо быть бдительным и присутствовать на протяжении всего процесса, рефлексируя и корректируя свою траекторию развития . Все перечисленные особенности обучения необходимо учитывать при формировании системы обучения сотрудников в организации.

Главные отличия парадигм обучения

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.

Источник

Андрагогика: как учить взрослых?

Что нужно, чтобы ребенок выучил урок? Иногда достаточно строгой учительницы и предприимчивой мамы, которая за двойки отбирает гаджет с любимыми игрушками. Но со взрослыми учащимися такие фокусы не проходят. Их не испугают двойки и гнев преподавателя. Они учатся, чтобы получить пользу, и методы обучения взрослых отличаются от тех, что хорошо работают для школьников.

Андрагогика, или наука обучения взрослых людей, позволяет выявить барьеры и преграды на пути личностного роста взрослого человека. Ее техники помогают учиться и приобретать новые навыки более эффективно.

Мы не будем подробно останавливаться на истории науки и изучать ее развитие, но посмотрим, какие приемы обучения в андрагогики стоит взять на заметку.

Еще больше секретов создания образовательного проекта вас ждут на курсе « Руководитель образовательного онлайн-проекта ».

Основные принципы андрагогики

В 1984 г. Малкольм Ноулз, которого считают основателем андрагогики, предложил четыре принципа, на которых должно строиться обучение взрослых людей:

  1. Взрослые должны участвовать в планировании и оценке собственного обучения.
  2. Обучение взрослых должно строиться на практике.
  3. Взрослые хотят учиться тому, что связано с их работой или личными задачами.
  4. Обучение взрослых ориентируется на решение проблем, а не на приобретение знаний как таковых.

Каким должно быть обучение взрослых?

Каждый принцип андрагогики – это ответ на вопрос «Как создать эффективные программы обучения взрослых?».

Опираясь на базовые принципы андрагогики, можно выявить несколько характеристик, которым должны отвечать качественные курсы для взрослых:

  • Дайте учащимся возможность контролировать свое обучение

Взрослые, как правило, готовы взять на себя ответственность за свое обучение и развитие. Дайте им такую возможность. Предложите множество вариантов обучения, чтобы слушатели курсов могли выбрать то, что отвечает их запросу. Программы обучения взрослых должны быть максимально гибкими.

Читайте также:  Пять способов избавиться от похмелья

Кроме того, важны равные отношения с ведущим тренинга (не вставайте в менторскую позицию и не общайтесь сверху вниз: это раздражает) и ненавязчивая, но постоянная поддержка.

Взрослые заинтересованы в знаниях, которые они немедленно смогут применить на практике. Они негодуют, слушая длинные теоретические рассуждения, поскольку их задача – улучшить навыки, облегчить работу и повысить уверенность в себе. Применимый на практике, полезный контент — то, что нужно.

  • Будьте логичны и последовательны

Зрелые и опытные слушатели редко сохраняют гибкость и адаптивность детского сознания. Взрослые гораздо критичнее, чем дети, относятся к обучающим материалам. Учитывайте эти особенности обучения взрослых. Разработчикам курсов нужно бесконечно отвечать на вопрос «почему так?», представляя новые концепции, бороться с сомнениями слушателей.

Взрослые связывают новые знания с тем, что им уже известно, и новые концепции кажутся им куда убедительнее, если они согласуются с их предыдущим опытом. Поэтому так важно, чтобы вашу аудиторию составляли люди со схожим жизненным опытом.

  • Создайте гибкую систему обучения

Жизнь взрослого человека напоминает выступление искусного жонглера. Чтобы успевать работать, общаться с семьей, помогать родственников, общаться с друзьями, человек проявляет большую ловкость. И вписать в плотный график еще и обучение иногда оказывается непростой задачей.

Создавайте гибкую систему обучения взрослых и будьте готовы к тому, что личные обстоятельства могут помешать учащимся пройти курс до конца.

  • Создавайте качественные обучающие продукты

У взрослых высокие ожидания от обучения. Они хотят не просто получить диплом. Они хотят полезный навык, ожидают немедленных результатов и ищут курс, который будет стоить вложенных денег и усилий. Постарайтесь сделать так, чтобы это было про ваш учебный продукт, и вас ждет успех.

Научитесь создавать успешные учебные программы на курсе « Методист в онлайн-обучении ».

Кто с успехом учит взрослых?

Успешными примерами на рынке обучения взрослых в Москве можно назвать крупные онлайн-школы – Фоксфорд, Netology, Skyeng. Как правило, они выбирают нишевые стратегии обучения взрослых, фокусируясь на проработке определенных скиллов и навыков – иностранные языки (Skyeng), интернет-профессии (Netology), подготовка к сдаче ЕГЭ, переподготовка учителей (Фоксфорд).

Как эффективно учить взрослых?

Разрабатывая программы обучения взрослых, ответьте на следующие вопросы:

  1. Как увлечь слушателя?
  2. Какие темы предложить, чтобы решить практические задачи клиента?
  3. Как можно дополнить (при необходимости) программу?
  4. Какой формат обучения выбрать (очно/заочно)? Какие формы обучения будут востребованы (вебинар, видеоурок, live-эфиры, telegram-чаты и т.д.)?
  5. Какая интенсивность процесса обучения будет оптимальной для вашей целевой аудитории (1 раз в неделю или ежедневно)?
  6. Как замотивировать пройти обучение до конца?

Ответы на эти вопросы позволят разработать успешную стратегию обучения взрослых на ваших онлайн-программах и курсах.

Как мотивировать взрослых пройти обучение до конца?

Напоследок еще несколько советов, которые помогут мотивировать слушателей пройти образовательный курс до конца.

  • Создавайте образовательную среду, а не отдельные курсы

Не только дети бывают любознательны, поэтому создавайте для ваших взрослых слушателей всевозможные дополнительные материалы, видеоуроки, подкасты, бесплатные ресурсы. Такая учебная среда будет вдохновлять слушателя на собственный поиск и более глубокое изучение материала.

  • Организуйте сообщества учащихся в социальных сетях

Дайте людям возможность обмениваться знаниями и мнениями в сети. Поддержка группы станет одним из мотивирующих факторов завершить обучение.

Если ваши ученики будут считать вас остроумным, они внимательно прослушают урок до конца, чтобы не пропустить ни одной шутки. Используйте это.

  • Применяйте приемы микрообучения

Продумывая программы обучения взрослых, делите материал на небольшие фрагменты, которые гораздо удобнее изучать и запоминать, чем огромные пласты информации.

Никогда не раскрывайте всех своих карт в самом начале пути. Подробно расскажите о курсе, но оставьте парочку приятных сюрпризов. Мало кто захочет читать книгу, зная, чем она закончится.

  • Позвольте учащимся работать над собственными целями

У каждого из слушателей есть собственная цель, с которой он приходит на курс. Узнайте ее и помогите ее достичь. Если во время обучения слушатели могут работать над собственными проектами, это станет дополнительной мотивацией для них.

  • Помогите слушателям связать полученные знания с практикой

Расскажите, как учащиеся смогут использовать навыки на их рабочих местах, как они смогут улучшить свою повседневность с новыми знаниями. Не забывайте, что принцип андрагогики – в практическом обучении. Помогите выстроить связь между знаниями и реальностью.

Что почитать об андрагогике?

  1. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource by Malcolm S. Knowles Ph.D., Richard A. Swanson Ph.D., Elwood F. Holton III Ed.D.
  2. Теслинов, Протасова: Образование по-взрослому. Дух андрагогики развития.
  3. Змеев С.И. Андрагогика. Основы теории, истории и технологии обучения взрослых.

Материал создан на основе статей

Источник

Оцените статью
Разные способы