- Как мы учимся? Или 4 стиля обучения взрослого человека.
- Теория эффективного обучения взрослых, или 10 принципов андрагогики
- Краткая история андрагогики
- Как учатся взрослые: подходы и особенности
- Любовь Карась
- Стремительное развитие науки и технологий требует от человека постоянного развития и способности адаптироваться. Поэтому непрерывное обучение становится не просто опцией, а необходимостью для существования в новых реалиях. Сегодня создаются условия для самообразования, появляются новые взгляды на образовательные процессы. Основываясь на статьях о сравнении парадигм обучения и о набирающей популярность хьютагогической модели, подготовили обзор подходов к обучению взрослых.
- Парадигмы обучения взрослых
- Главные отличия парадигм обучения
- Андрагогика: как учить взрослых?
- Основные принципы андрагогики
- Каким должно быть обучение взрослых?
- Кто с успехом учит взрослых?
- Как эффективно учить взрослых?
- Как мотивировать взрослых пройти обучение до конца?
- Что почитать об андрагогике?
Как мы учимся? Или 4 стиля обучения взрослого человека.
Дэвид Колб один из первых сформулировал понятие понятие «обучения практикой», которое в настоящее время признано основой успешного обучения. Он утверждал, что обучение начинается с практического опыта. Затем следуют выводы, возникшие в результате размышлений, что приводит к созданию новой модели или теории. Далее вновь идет стадия активного эксперимента и дальнейшего усовершенствования.
Шведский специалист в области обучения Клас Мелландер развивает идею Колба и представляет цикл обучения в следующем виде:
• Мотивация : психологическая готовность и восприимчивость;
• Информация : факты и данные преобразуются в информацию;
• Обработка : информация преобразуется в опыт и понимание;
• Выводы : момент «озарения», когда опыт и понимание превращаются в знание;
• Применение : знание превращается в навыки и подходы;
• Обратная связь : дальнейшие размышления и усовершенствование.
Приведенный выше цикл наиболее точно описывает происходящее в процессе обучения, хотя неверно было бы считать обязательными моменты озарения, когда вы с полным правом можете воскликнуть: «Эврика!». Действительно, бывают случаи, когда все неожиданно становится на свои места, однако в целом процесс обучения более сложен.
Модель Мелландера может быть действительно полезна при поиске наиболее успешных путей достижения успеха посредством обучения — как для отдельных людей, так и для организаций. Это происходит посредством осознания не выраженных словами и, следовательно, скрытых знаний, которые были получены, но которые имеют лишь ограниченное применение, если ими нельзя поделиться.
Другой подход к модели Мелландера — это взгляд на обучение как на процесс, состоящий из четырех стадий. В качестве примера возьмем процесс приготовления омлета:
• Знать (что): Вы знаете, что такое омлет, и раньше пробовали это блюдо.
• Знать (как): Вы читали рецепт и пытались приготовить омлет.
• Знать (почему): Вы понимаете, почему важно не бросать скорлупу от яиц в смесь и почему масло не должно быть слишком горячим.
• Интересоваться (почему): Вы интересуетесь, почему важно иметь ингредиенты хорошего качества и как омлет вписывается в сбалансированную диету.
Определите свой стиль обучения.
Британские психологи Питер Хани и Алан Мамфорд разработали тест, который широко применяется в различного рода организациях. Тест главным образом сосредоточивается на третьем из элементов, составляющих индивидуальный стиль обучения, то есть на том. как обрабатывается поступающая информация.
Различают четыре вида стиля обучения: деятель, наблюдатель, прагматик и теоретик.
Определения Хани и Мамфорда часто являются удобным инструментом для выяснения способа, которым вы предпочитаете преобразовывать полученную информацию в действия. Они не описывают все элементы стиля обучения, но позволяют получить реалистичную и наглядную картину ваших индивидуальных склонностей.
Если вы относитесь к деятелям , то без долгих размышлений засучиваете рукава и принимаетесь за дело. Вы наслаждаетесь непосредственностью впечатлений и рады всему новому. Вы предпочитаете сначала делать, а потом думать. Вам нравится быть активным, и, столкнувшись с проблемой, вы немедленно бросаете все силы на ее решение. Возможно, вы общительны от природы. Ваш девиз: «Все в жизни нужно попробовать» .
Если вы относитесь к наблюдателям , то обычно не принимаете участия в деятельности. На собраниях вы, вероятно, садитесь в задних рядах. Прежде чем принять какое-либо решение, вы любите собирать разного рода информацию. Вы предпочитаете сначала увидеть, как развивается ситуация, а только потом высказать свое мнение. Вероятно, вам от природы свойственна осторожность. Ваш девиз: «Сначала я должен это обдумать» .
Если вы относитесь к теоретикам , то склонны выстраивать логическую последовательность событий, чтобы подогнать их под определенную модель. Вы любите шаблоны, системы и правила. Вы обожаете быть независимым и аналитичным. Вы можете быть полезны для тщательного анализа и не отвергнете идею просто потому, что она не совпадает с вашим мировоззрением. Ваш девиз: «Посмотрим, как это согласуется с…»
Если вы относитесь к прагматикам , то всегда стремитесь проверить идеи на практике. Вы всегда экспериментируете. Вы хотите заниматься делом, а не просто разговаривать. Прочитав что-то интересное, вы сразу же загораетесь желанием это осуществить. Ваш девиз: «Должен существовать способ получше» .
А какой аргумент собственного развития ближе именно Вам? К какому стилю обучения тяготеете именно Вы?
Источник
Теория эффективного обучения взрослых, или 10 принципов андрагогики
Краткая история андрагогики
Термин «андрагогика» не нов. Он был впервые введен в научный оборот в 1833 г. немецким историком А. Каппом. Практически одновременно с немецким коллегой Э. Л. Трондайк доказал, что вне зависимости от уровня подготовки человека его способность к учебе в возрасте 22–45 лет находится на некотором мало изменяющемся устойчивом уровне.
Во второй половине XX века ученые обратились к исследованиям Трондайка в связи с возросшей потребностью переобучения большого количества взрослых людей. Сильно выросло качество жизни, и как следствие, снизилась рождаемость и усилился процесс старения населения европейских государств. Большое влияние на андрагогику в это время оказала гуманистическая философия, в частности, её положения заняли важное место в исследованиях К. Роджерса, который написал пять постулатов гуманистической модели обучения (взрослых). Вот они:
- Мы не можем обучать другого человека. Мы можем только помочь ему учиться.
- Человек успешно обучается, лишь когда осознает изучаемое, как непосредственно связанное с улучшением и поддержанием своего Я.
- Опыт, ассимилированный обучающимся, может привести к искажению в организации личности и имеет тенденцию к искажению посредством символизации.
- Структура личности становится более ригидной в условиях угрозы.
- Учебная ситуация должна сводить к минимуму угрозы и облегчать восприятие изучаемого.
Наконец, в 1970 году М. Ш. Ноулс в своей книге «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» сформулировал новые положения теории обучения взрослых, воспроизводимые наукой по сей день:
- ведущая роль в обучении принадлежит обучающемуся взрослому;
- стремясь к самореализации, обучающийся преследует определенные цели, достижение которых и есть результат обучения;
- жизненный опыт и профессиональные умения обучающегося должны быть задействованы в образовательном процессе;
- взрослый должен уметь применять полученные знания на практике;
- обучение — процесс совместной деятельности педагога и обучающегося.
Обучение, согласно современной андрагогике, должно быть построено таким образом, чтобы минимизировать роль преподавателя, который хоть и управляет этим процессом, но реже использует дидактические приемы и методики. Андрагог модерирует учебный процесс, обращаясь в первую очередь к заявленным индивидуальным целям каждого обучающегося.
Исследования Ноулса фиксируют различия в обучении студентов и групп взрослых. Например, учебный процесс в андрагогике получил отличную от педагогической оригинальную модель. Изменилось и содержание обучения. Лекционные часы сокращаются, а предпочтительной формой учебы становятся практические занятия, семинары, дискуссии, работа с кейсами, деловые игры. В содержательном поле андрагогику характеризует высокий приоритет комплексных (междисциплинарных) занятий над теоретическими.
Источник
Как учатся взрослые: подходы и особенности
Любовь Карась
Стремительное развитие науки и технологий требует от человека постоянного развития и способности адаптироваться. Поэтому непрерывное обучение становится не просто опцией, а необходимостью для существования в новых реалиях. Сегодня создаются условия для самообразования, появляются новые взгляды на образовательные процессы. Основываясь на статьях о сравнении парадигм обучения и о набирающей популярность хьютагогической модели, подготовили обзор подходов к обучению взрослых.
Парадигмы обучения взрослых
Андрагогика
Всем известно слово «педагогика» — многие используют именно его, когда говорят о теории и практике обучения людей. Однако не все знают, что существует понятие «педагогика для взрослых» — андрагогика. Андрагогика (от греч. аner, andros — «взрослый человек, мужчина») изучает особенности и принципы обучения взрослых. В этом подходе подразумевается, что студент — взрослый человек — уже обладает опытом, базовыми знаниями о предмете и о процессе обучения и стремится приобрести новые знания и навыки, обращаясь к помощи преподавателя . В педагогике роль преподавателя критична, потому что он практически полностью определяет содержание и формат обучения. В андрагогике же студенту дается уже гораздо более активная роль, и он, по сути, проектирует свое обучение совместно с преподавателем. В андрагогике важны возможность выбора и опора на предыдущий профессиональный и жизненный опыт учащихся.
Андрагогика как понятие возникла еще в XIX веке, но стала набирать обороты только после Второй мировой войны, когда стали особенно актуальны вопросы профессиональной переподготовки. Далее, с развитием идеи lifelong learning и постепенным уходом принципа одной карьеры на всю жизнь, принципы андрагогики привлекали все больше внимания всех тех, кто вовлечен в создание образовательных программ вне зависимости от сферы.
Малькольм Ноулз — один из ключевых зарубежных теоретиков андрагогики — популяризировал концепцию андрагогики в 1980 году и описывал ее как «искусство и наука помощи взрослым в обучении». Ноулз и теория андрагогики утверждают, что взрослые учащиеся во многом отличаются от детей. В частности, Ноулз выдвинул несколько допущений, через призму которых стоит рассматривать обучение взрослых:
Представление о себе или понимание себя (self-concept). Взрослые — это, как правило, более зрелые люди, которые лучше понимают, кто они и что собой представляют, какие у них цели и возможности, и осознают себя, что позволяет им активно выбирать и участвовать в организации своего обучения.
Прошлый опыт обучения. У взрослых есть опыт, который они могут использовать в процессе обучения, в отличие от детей, находящихся только в начале образовательного пути.
Готовность к обучению. Многие взрослые осознают ценность образования и готовы сосредоточиться на этом.
Практические причины учиться. Взрослые ищут практические, проблемно-ориентированные подходы к обучению. Многие поддерживают концепцию непрерывного образования и преследуют цель получить новую конкретную работу или даже изменить карьерную траекторию.
Внутренняя мотивация. Источники мотивации детей обычно являются внешними — например, наказание или поощрение за оценки. А взрослые, как правило, больше внутреннее мотивированы.
Исходя из этих характеристик, Ноулз сформулировал следующие принципы обучения взрослых:
Поскольку взрослые самостоятельны и управляют своим развитием (self-directed), они должны иметь право голоса в процессе обучения и возможность выбирать.
У взрослых есть опыт, поэтому их обучение должно расширять накопленные знания и основываться на этом опыте.
Так как взрослые стремятся к практическому обучению, образовательные программы должны затрагивать вопросы, связанные с работой или личной жизнью.
Обучение должно быть сосредоточено на решении практических проблем, а не на простом запоминании содержания.
Критики Ноулза замечают, что некоторые из допущений и принципов могут быть применимы и к детскому образованию или могут быть применимы не к каждому взрослому. Действительно, каждый учащийся и группа имеют свои особенности, которые нужно внимательно исследовать и гибко учитывать, однако Ноулз подсветил идеи, которые исследователи и практики образования продолжают использовать и развивать и сегодня, в частности, касающиеся опоры на опыт учащегося и необходимость развивать самонаправленное обучение .
Хьютагогика
Хьютагогика (или эвтагогика) является логичным продолжением андрагогики и говорит уже о самоопределяемом обучении (self-determined). В этой парадигме учащийся сам формулирует для себя вопросы и проблемы и сам выбирает, как с помощью обучения эти вопросы решить. Учащийся уже, как правило, хорошо осведомлен о предмете и самостоятельно выбирает, какие аспекты он хотел бы раскрыть и какие методы и ресурсы для этого нужны .
Учащийся самостоятельно решает, как построить свое обучение в соответствии со своими целями и интересами, используя творческий подход
Студент сам выбирает, на чем фокусироваться, он не ограничен в методах познания и может изобретать свои. Однако не исключена возможность консультации и с преподавателем, который в этом подходе исполняет роль скорее фасилитатора или ментора . То есть он направляет, задает наводящие вопросы, которые могут помочь поддержать и ускорить прогресс, и, возможно, поддерживает эмоционально.
Важным и интересным сдвигом в фокусе парадигм является переход от сосредоточения на содержании к развитию осознанности и нестандартного мышления. Самостоятельное управление обучением — это рефлексивная практика, подразумевающая активное и непрерывное участие в активных размышлениях. Для этого необходимо быть бдительным и присутствовать на протяжении всего процесса, рефлексируя и корректируя свою траекторию развития . Все перечисленные особенности обучения необходимо учитывать при формировании системы обучения сотрудников в организации.
Главные отличия парадигм обучения
Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.
Источник
Андрагогика: как учить взрослых?
Что нужно, чтобы ребенок выучил урок? Иногда достаточно строгой учительницы и предприимчивой мамы, которая за двойки отбирает гаджет с любимыми игрушками. Но со взрослыми учащимися такие фокусы не проходят. Их не испугают двойки и гнев преподавателя. Они учатся, чтобы получить пользу, и методы обучения взрослых отличаются от тех, что хорошо работают для школьников.
Андрагогика, или наука обучения взрослых людей, позволяет выявить барьеры и преграды на пути личностного роста взрослого человека. Ее техники помогают учиться и приобретать новые навыки более эффективно.
Мы не будем подробно останавливаться на истории науки и изучать ее развитие, но посмотрим, какие приемы обучения в андрагогики стоит взять на заметку.
Еще больше секретов создания образовательного проекта вас ждут на курсе « Руководитель образовательного онлайн-проекта ».
Основные принципы андрагогики
В 1984 г. Малкольм Ноулз, которого считают основателем андрагогики, предложил четыре принципа, на которых должно строиться обучение взрослых людей:
- Взрослые должны участвовать в планировании и оценке собственного обучения.
- Обучение взрослых должно строиться на практике.
- Взрослые хотят учиться тому, что связано с их работой или личными задачами.
- Обучение взрослых ориентируется на решение проблем, а не на приобретение знаний как таковых.
Каким должно быть обучение взрослых?
Каждый принцип андрагогики – это ответ на вопрос «Как создать эффективные программы обучения взрослых?».
Опираясь на базовые принципы андрагогики, можно выявить несколько характеристик, которым должны отвечать качественные курсы для взрослых:
- Дайте учащимся возможность контролировать свое обучение
Взрослые, как правило, готовы взять на себя ответственность за свое обучение и развитие. Дайте им такую возможность. Предложите множество вариантов обучения, чтобы слушатели курсов могли выбрать то, что отвечает их запросу. Программы обучения взрослых должны быть максимально гибкими.
Кроме того, важны равные отношения с ведущим тренинга (не вставайте в менторскую позицию и не общайтесь сверху вниз: это раздражает) и ненавязчивая, но постоянная поддержка.
Взрослые заинтересованы в знаниях, которые они немедленно смогут применить на практике. Они негодуют, слушая длинные теоретические рассуждения, поскольку их задача – улучшить навыки, облегчить работу и повысить уверенность в себе. Применимый на практике, полезный контент — то, что нужно.
- Будьте логичны и последовательны
Зрелые и опытные слушатели редко сохраняют гибкость и адаптивность детского сознания. Взрослые гораздо критичнее, чем дети, относятся к обучающим материалам. Учитывайте эти особенности обучения взрослых. Разработчикам курсов нужно бесконечно отвечать на вопрос «почему так?», представляя новые концепции, бороться с сомнениями слушателей.
Взрослые связывают новые знания с тем, что им уже известно, и новые концепции кажутся им куда убедительнее, если они согласуются с их предыдущим опытом. Поэтому так важно, чтобы вашу аудиторию составляли люди со схожим жизненным опытом.
- Создайте гибкую систему обучения
Жизнь взрослого человека напоминает выступление искусного жонглера. Чтобы успевать работать, общаться с семьей, помогать родственников, общаться с друзьями, человек проявляет большую ловкость. И вписать в плотный график еще и обучение иногда оказывается непростой задачей.
Создавайте гибкую систему обучения взрослых и будьте готовы к тому, что личные обстоятельства могут помешать учащимся пройти курс до конца.
- Создавайте качественные обучающие продукты
У взрослых высокие ожидания от обучения. Они хотят не просто получить диплом. Они хотят полезный навык, ожидают немедленных результатов и ищут курс, который будет стоить вложенных денег и усилий. Постарайтесь сделать так, чтобы это было про ваш учебный продукт, и вас ждет успех.
Научитесь создавать успешные учебные программы на курсе « Методист в онлайн-обучении ».
Кто с успехом учит взрослых?
Успешными примерами на рынке обучения взрослых в Москве можно назвать крупные онлайн-школы – Фоксфорд, Netology, Skyeng. Как правило, они выбирают нишевые стратегии обучения взрослых, фокусируясь на проработке определенных скиллов и навыков – иностранные языки (Skyeng), интернет-профессии (Netology), подготовка к сдаче ЕГЭ, переподготовка учителей (Фоксфорд).
Как эффективно учить взрослых?
Разрабатывая программы обучения взрослых, ответьте на следующие вопросы:
- Как увлечь слушателя?
- Какие темы предложить, чтобы решить практические задачи клиента?
- Как можно дополнить (при необходимости) программу?
- Какой формат обучения выбрать (очно/заочно)? Какие формы обучения будут востребованы (вебинар, видеоурок, live-эфиры, telegram-чаты и т.д.)?
- Какая интенсивность процесса обучения будет оптимальной для вашей целевой аудитории (1 раз в неделю или ежедневно)?
- Как замотивировать пройти обучение до конца?
Ответы на эти вопросы позволят разработать успешную стратегию обучения взрослых на ваших онлайн-программах и курсах.
Как мотивировать взрослых пройти обучение до конца?
Напоследок еще несколько советов, которые помогут мотивировать слушателей пройти образовательный курс до конца.
- Создавайте образовательную среду, а не отдельные курсы
Не только дети бывают любознательны, поэтому создавайте для ваших взрослых слушателей всевозможные дополнительные материалы, видеоуроки, подкасты, бесплатные ресурсы. Такая учебная среда будет вдохновлять слушателя на собственный поиск и более глубокое изучение материала.
- Организуйте сообщества учащихся в социальных сетях
Дайте людям возможность обмениваться знаниями и мнениями в сети. Поддержка группы станет одним из мотивирующих факторов завершить обучение.
Если ваши ученики будут считать вас остроумным, они внимательно прослушают урок до конца, чтобы не пропустить ни одной шутки. Используйте это.
- Применяйте приемы микрообучения
Продумывая программы обучения взрослых, делите материал на небольшие фрагменты, которые гораздо удобнее изучать и запоминать, чем огромные пласты информации.
Никогда не раскрывайте всех своих карт в самом начале пути. Подробно расскажите о курсе, но оставьте парочку приятных сюрпризов. Мало кто захочет читать книгу, зная, чем она закончится.
- Позвольте учащимся работать над собственными целями
У каждого из слушателей есть собственная цель, с которой он приходит на курс. Узнайте ее и помогите ее достичь. Если во время обучения слушатели могут работать над собственными проектами, это станет дополнительной мотивацией для них.
- Помогите слушателям связать полученные знания с практикой
Расскажите, как учащиеся смогут использовать навыки на их рабочих местах, как они смогут улучшить свою повседневность с новыми знаниями. Не забывайте, что принцип андрагогики – в практическом обучении. Помогите выстроить связь между знаниями и реальностью.
Что почитать об андрагогике?
- The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource by Malcolm S. Knowles Ph.D., Richard A. Swanson Ph.D., Elwood F. Holton III Ed.D.
- Теслинов, Протасова: Образование по-взрослому. Дух андрагогики развития.
- Змеев С.И. Андрагогика. Основы теории, истории и технологии обучения взрослых.
Материал создан на основе статей
Источник