Техника пеленания ребенка
Манипуляция — Техника пеленания ребенка.
Цель: защита ребенка от потери тепла.
Показания: грудной ребенок.
Противопоказания: нет.
Оснащение: пеленальный стол, одна теплая, две тонких пеленки, подгузник, кофточка, шапочка, клеенчатый мешок для ветоши.
Техника выполнения.
Закрытый способ.
1.Пеленальный стол и матрац обработать ветошью с 1% р-ром хлорамина.
2.На пеленальном столе растелают сначала теплую, затем тонкую пеленку.
3.Сверху кладут тонкую пеленку, свернутую в виде косынки, снизу подгузник.
4.На ребенка одевают сначала распашонку, запахивая полы сзади, затем одевают кофточку, запахивая спереди.
5.Кладут ребенка так, чтобы длинная часть подгузника приходилась на поясницу.
6.Подварачиваем кверху кофточку и распашонку, заворачиваем подгузник и расправляем снова кофточку и распашонку.
7.Пеленаем голову ребенка, а затем завернем ребенка в тонкую пеленку, пропустив один конец пеленки между ног (профилактика потертостей), затем туго пеленаем теплой пеленкой.
Открытый способ.
На голову одевают шапочку.
Ручки оставляют свободными.
В остальном технология пеленания как при закрытом способе.
Примечание: м/с должна соблюдать правила пичной гигиены и требований санэпидрежима. После пеленания стол и матрац с двух сторон обрабатывают 1% раствором хлорамина после каждого ребенка.
Инфекционный контроль:
1 Пеленальный стол -1 % раствором хлорамина двух кратное протирание с интервалом в 15 минут.
2. Обработать руки на гигиеническом уровне.
Источник
Продемонстрируйте технику пеленания новорожденного.
тонкая и теплая распашонки; фланелевая и тонкая пеленки; подгузник или памперс; полотенце; пеленальный стол; перчатки; емкость с дезраствором, ветошь.
1. Объяснить маме цель и ход пеленания.
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
4. Обработать пеленальный стол дезинфицирующим раствором.
5. Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, подгузник или выложить памперс).
6. Приготовить распашонки, вывернув швы наружу.
7. Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол.
8. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед.
9. Надеть подгузник. Для этого:
а) уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось
на область поясницы;
б) провести нижний угол подгузника между ножками малыша;
в) обернуть боковые концы подгузника вокруг тела.
10. Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»:
а) расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне «подмышек»;
б) один край пеленки провести между ножек;
в) другим краем обернуть малыша;
г) подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребенка;
д) зафиксировать пеленку, расположив «замочек пеленки» спереди.
11. Запеленать ребенка в теплую пеленку «с ручками» при необходимости:
а) расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка;
б) одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;
в) другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;
г) подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка;
д) зафиксировать пеленку на уровне середины плеч (выше локтевых суставов), «замочек» расположить спереди.
12. Уложить ребенка в кроватку.
13. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.
14. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
1. Сепсис— тяжелое общее инфекционное заболевание, возникающее вследствие недостаточности местного и общего иммунитета организма при наличии очага воспаления.
Этиология.Основными этиологическими факторами сепсиса у доношенных детей является: золотистый стафилококк (50-60%) и грамотрицательная флора (36%). У недоношенных его причиной в 60-70% случаев бывают грамотрицательные бактерии.
Факторы, способствующие развитию сепсиса: хронические очаги инфекции у матери; недоношенность, незрелость, врожденная гипертрофия, родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденных; нарушение ухода и санитарно-противоэпидемическая обстановка в роддоме и в домашних условиях; заболевания кожи и пупка.
Патогенез.В месте внедрения инфекции возникает первичный очаг воспаления (омфалит, везикулопустулез и т. п.), поражаются близлежащие сосуды и окружающие ткани. При ослаблении защитных факторов организма ребенка, микроорганизмы со свойственной им скоростью размножаются, часть бактерий и продуктов их жизнедеятельности попадает в кровь, — возникает массивная бактериемия, токсемия, приводящие к сенсибилизации. В случае «оседания» возбудителя в органах образуются метастатические очаги.
Воздействие микробов и токсинов, извращение нервной регуляции приводят к поражению и дисфункции всех органов и систем.
По времени возникновения различают внутриутробный и постнатальный (неонатальный) сепсис. В зависимости от входных ворот инфекции различают сепсис пупочный, легочный, кожный, кишечный, катетеризационный, криптогенный (входные ворота не установлены).
Клиника.По клиническому течению и патоморфологической картине различают две формы сепсиса новорожденных — септицемию и септикопиемию.
Предвестниками заболевания у новорожденных нередко являются следующие симптомы: позднее отпадение пуповинного остатка, упорные срыгивания и длительное сохранение желтухи новорожденных.
Характерными начальными клиническими симптомами заболевания является нарастающие признаки интоксикации.
Септицемия — форма сепсиса без явных гнойных очагов, чаще наблюдается у недоношенных детей. У ребенка снижается двигательная, рефлекторная и сосательная активность, наблюдаются субфебрилитет, гипотония, упорные срыгивания, метеоризм, диспепсические расстройства. Ребенок не прибавляет в весе, в последующем динамика нарастания массы тела становится отрицательной. Кожные покровы бледно-серого цвета с мраморным рисунком, появляется акроцианоз, что свидетельствует о недостаточности кровообращения и нарушении микроциркуляции. Тоны сердца глухие, аритмичные, границы сердца расширены. Увеличивается печень и селезенка. Отмечаются пастозность н отечность подкожно-жировой клетчатки, выражена сосудистая сеть на животе. В тяжелых случаях развивается геморрагический синдром.
Септикопиемия характеризуется присоединением симптомов пораженного органа (т. е. развитием гнойных метастатических очагов). Чаще всего имеют место гнойный менингит, остеомиелит, пневмония, энтероколит, парапроктит и др. Септикопиемия, как правило, протекает остро с высокой температурой, развитием токсикоза с последующей выраженной гипотрофией. Нередко оба варианта септического процесса на разных этапах его развития переплетаются между собой.
Для клинического течения сепсиса у недоношенных детей характерно отсутствие четкой клинической картины начала заболевания, вялое, волнообразное, затяжное течение с явлениями постепенно нарастающего истощения. Общее состояние у этих детей, как правило, бывает тяжелым.
Выделяют молниеносное (1-7 дней), острое (4-8 недель) и затяжное (более 8 недель) течения заболевания. Для молниеносного течения характерно развитие септического шока.
Осложнения.Самые частые осложнения, которые наблюдаются при сепсисе, — это ДВС-синдром, дисбактериоз, язвенно-некротический энтероколит.
Диагностика.При постановке диагноза учитывают данные анамнеза (течение беременности, родов, наличие у матери хронических очагов инфекции, заболевания ребенка в периоде новорожденности и т. д.), особенности клинического течения сепсиса, изменения в общем анализе крови (лейкоцитоз, нейтрофилез, увеличение СОЭ, снижение эритроцитов и гемоглобина), данные исследования крови на стерильность (2-3 раза), результаты бактериологического исследования флоры из первичного очага инфекции с определением чувствительности к антибиотикам. Большое значение имеет идентичность флоры в посевах крови и отделяемом из гнойного очага. Однако отрицательный результат посевов крови на стерильность не исключает диагноз сепсиса при наличии яркой клинической картины.
Лечениесепсиса должно быть направлено на подавление возбудителя, повышение свойств микроорганизма, санацию гнойных очагов. Антибактериальная терапия проводится с учетом чувствительности возбудителя одновременно 2-3 антибиотиками в течение 10-15 дней в максимальных возрастных дозах с последующей сменой препаратов. Предпочтение отдается полусинтетическим пенициллинам, цефалоспоринам, аминогликозидам.
Дезинтоксикационная терапия осуществляется методом форсированного диуреза, назначается обильное питье.
С целью повышения сопротивляемости организма проводится специфическое лечение антистафилококковой плазмой, антистафилококковым гамма-глобулином, стафилококковым бактериофагом. Нормализации нарушенных обменных процессов способствует проведение витаминотерапии (витаминами группы С, В, А. Е). Для профилактики дисбактериоза при массивной антибиотикотерапии важную роль приобретают биопрепараты: лактобактерин, бифидумбактерин, бификол. Проводится посиндромная и симптоматическая терапия, местное лечение очагов инфекции. Исключительно важно обеспечить ребенка естественным вскармливанием. При отсутствии такой возможности используют сцеженное перед кормлением непастеризованное грудное молоко, которое вводят через соску или желудочный зонд. В период реконвалесценции большое значение имеют массаж, лечебная гимнастика, прогулки на свежем воздухе, гигиенические процедуры, общее УФО.
Профилактика.Должна начинаться еще до рождения ребенка. Она включает: наблюдение за беременной женщиной с самых ранних сроков (в первые 1,5-2 мес.) беременности, выявление и лечение хронических и острых заболеваний, правильную организацию питания и режима беременной женщины, достаточное пребывание на воздухе, профилактику и своевременное лечение осложнений беременности. В предупреждении сепсиса новорожденных большое значение имеет соблюдение гигиенических мероприятий матерью. Необходимо тщательное соблюдение асептики при проведении родов, а также при обслуживании новорожденных. Обязательно раннее прикладывание ребенка к груди. Своевременное выявление и лечение «малых септических форм».
Задача
1. Проблемы пациента:
— зуд кожных покровов;
— высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи.
Приоритетная проблема — зуд кожных покровов.
Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение зуда к концу педели.
Долгосрочная цель: кожный зуд значительно уменьшится или исчезнет
Оценка: кожный зуд значительно уменьшился. Цель достигнута. 2.Студент проводит беседу с матерью о диетическом питании.
План | Мотивация |
Обеспечить гигиену кожи пациента (ванна). | Для уменьшения высыпаний. |
Обеспечить строгое соблюдение назначенной диеты. | Для уменьшения высыпаний и зуда на коже. |
Провести беседу с родственниками о строгом соблюдении диеты | Для профилактики высыпаний на коже. |
Убедить в необходимости смены нательное и постельное пациента. | Для соблюдения правил личной гигиены. |
2. После исчезновения сыпи на коже, показано введение соков, фруктового и овощного пюре. С этой целью используются овощи фрукты зеленого цвета: зеленые сорта яблок, груша. Зеленые овощи: капуста, кабачки, патиссоны. Соки начинают вводить каплями. Овощное и фруктовое пюре с двух трех ложек. С осторожностью вводятся окрашенные овощи и фрукты: морковь, свекла, красные сорта яблок. При ведении пищевого дневника исключается прием лекарственных средств, проведение профилактических прививок. В пищевой дневник вносятся название всех продуктов, которые принимал в течение суток ребенок. При этом отмечается состояние кожи ребенка. При появлении сыпи отмечается время ее появления.
Источник
Пеленание новорожденных и грудных детей
Цель: — создать оптимальные температурные условия для ребёнка;
— создать ребёнку максимальный комфорт.
Показания: — защита ребенка от потери тепла;
— предупреждение загрязнения постельного белья.
Противопоказания: — недоношенность II-IV степени;
— возраст старше 3-х месяцев.
Оснащение: — тонкая и тёплая распашонки;
— фланелевая и тонкая пелёнки;
— подгузник или памперс;
— ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
Обязательные условия:— использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пелёнках для свободного движения ребёнка);
— шапочку надевать только после ванны и на время прогулок;
— правильная фиксация пелёнок («замочек» расположен спереди);
— исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.
Возможные проблемы: —беспокойство из-за складок пелёнок,
—— потёртости кожи при нарушении техники пеленания,
—— перегревание или переохлаждение,
—— нарушение дыхания, пищеварения при тугом пеленании.
Этапы | Обоснования |
1. Объяснить маме цель и ход пеленания | Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком Предупреждение нарушений развития костно-мышечной системы |
2. Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение чёткости выполнения процедуры |
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать пеленальный столик дезраствором | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Уложить на пеленальном столе пелёнки послойно (снизу вверх: фланелевая пелёнка àтонкая пелёнка àподгузник или памперс) Приготовить распашонки, вывернув тонкую швами наружу | Достижение чёткости проведения пеленания |
5. Распеленать ребёнка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол | Обеспечение проведения процедуры |
1. Надеть на ребёнка тонкую распашонку швами наружу, разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперёд | Предупреждение охлаждения грудной клетки |
2. Надеть подгузник. Для этого: — уложить ребёнка на пелёнки так, чтобы широкое основание подгузника приходились на область поясницы — провести нижний край подгузника между ножками ребёнка — обернуть боковые концы подгузника вокруг тела Примечание: подгузник можно заменить памперсом | Предупреждение загрязнения значительных участков тела |
3. Завернуть ребёнка в тонкую пелёнку, — проводя один край её между ножек — другим краем обернуть ребёнка — подвернуть нижний край пелёнки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребёнка —зафиксировать пелёнку, расположив «замочек» пелёнки спереди | Реализация использования метода свободного пеленания Профилактика потертостей Сохранение возможности осуществлять движение ножками Обеспечение комфортных условий |
4. Запеленать ребёнка в тёплую пелёнку: — расположить ребёнка на фланелевой пелёнке так, чтобы её верхний край располагался на уровне козелка — одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны — другим краем пеленки нарыть и зафиксировать второе плечо — подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалась свободное пространство для движения ножек ребенка — зафиксировать пеленку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди | Предупреждение переохлаждения ребенка Предупреждение образования «декольте» при пеленании Реализация метода свободного пеленания Фиксация ручек ребенка Обеспечение комфортных условий |
5. Широкое пеленание: завёрнутого в подгузник ребёнка уложить на фланелевую пелёнку, сложенную по длине в виде ленты шириной 10-12 см. На один конец её уложить головку ребёнка, а другой перебросить через промежность на живот. Затем запеленать ребёнка, используя тонкую и фланелевую пелёнки, как сказано в предыдущих пунктах | Обеспечение физиологического положения бёдер, формирования головки бедренной кости и вертлужной впадины Препятствование вывиху головки бедренной кости в случае врождённой дисплазии тазобедренных суставов |
1. Уложить ребенка в кроватку | Обеспечение безопасности ребенка |
2. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Примечание:многих доношенных новорожденных можно с первых дней жизни одевать в распашонки, кофточки и ползунки, что способствует их более быстрому психомоторному развитию. Но дети ослабленные, маловесные, незрелые, с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью нуждаются в пеленании полном или частичном (пеленают только ножки).
Источник