Педсовет педагогика сотрудничества как главный способ воспитания

Педагогический совет «Сотрудничество как главное условие успешного и конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся»

Звучит музыка. Фрагмент фильма “Адажио”

Высокий свет

Мы привыкли всегда вспоминать о Боге,
Не тогда, когда в сердце веселый свет,
А когда мы в беде, а когда в тревоге
И надежд впереди ощутимых нет.
Когда боль нас грызет и обида гложет,
И невзгоды теснят нас со всех сторон,
Кто придет к нам? Поддержит , простит, поможет?
Вопрошать бесполезно: конечно, Он…
Так давайте ж подумаем вновь и вновь
Но всерьез, а не как-нибудь там поспешно:
Почему в нас всех крепче живет любовь
Не к другим, а к себе так светло и нежно?
А секретов тут нет никаких.
Тут напротив: прямая как свет дорога:
Потому, что любить горячо других
Это значит любить всей душою Бога!
Что скрывать: жизнь, конечно же, не проста,
Тут важнее всего не посты- молитвы,
А к другим, словно мир посредине битвы,
То есть к людям высокая доброта
И, коль станет Любовь этой вечной базой,-
Светлым ветром надуются паруса…
И тогда за дела, а отнюдь не за фразы,
Улыбнуться душе твоей небеса…

I.ВЕДУЩИЙ:

Уважаемые коллеги, я думаю, каждый понял смысл, фрагмента.

А теперь предлагаю задуматься над отрывком статьи Л.М.Фридмана “Философия воспитания человека будущего”:

“Оглянитесь вокруг себя! И вы увидите, что идет ожесточенная борьба людей за власть, за обладание, за наживу, за место в обществе, за превосходство в чем-то, за свободу, за территорию и т.д. При этом в этой борьбе некоторые используют средства, дозволенные , а чаще всего, недозволенные, не останавливаются ни перед чем, используют свою силу, хитрость и коварство в борьбе со своими соперниками, мошенничество, подлог и даже убийство.

Прочтите газеты. Посмотрите новости по телевидению, послушайте последние известия по радио. Каждый день нам сообщают криминальные новости, разные разоблачения, убийства и грабежи, и многие страшные истории. Другой раз даже не верится , что люди могли совершить такое: мать убила своих детей. Сын убил своего отца…

Вспомните историю. Ведь не было ни одного года, когда на Земле не велись кровопролитные войны- малые и большие, не происходили массовые убийства, захват заложников и т.п.”

Поэтому тема сегодняшнего педсовета:Сотрудничество как главное условие успешного и конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся или школа без агрессии”, на котором , нам предстоит ответить на основной его вопрос: “Как в столь воинственно настроенном мире помочь ребенку избежать проявления агрессии как с его стороны, так и в его сторону?”

Методические задачи:

  1. Способствовать закреплению у членов коллектива школы представлений об образовательном процессе как о системе педагогического взаимодействия.
  2. Проанализировать характер педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса в нашей школе.
  3. Определить пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия.
  4. Создать законы этики учителя и правила построения жизнедеятельности без агрессии

План работы педсовета

  1. Анкетирование учителей.
  2. Деловая игра “Школа без агрессии”
  3. Доклад “Педагогическое взаимодействие”
  4. Работа творческих групп
  5. Итог. Решение педсовета

Итак, сейчас я предлагаю: ответить на вопросы анкеты из 14 вопросов и каждому участнику записать на символах Нового года свои ожидания от педсовета и прикрепить их на “дерево ожидания”.

II. ВЕДУЩИЙ:

Объявляю о начале деловой игры “Школа без агрессии”

1.Каждая группа берет лист бумаги, на котором изображено окно.

Задание: каждой группе необходимо свое понимание школы без агрессии.

Через три минуты проводится презентация групповых мнений, после чего листы прикрепляются на символическое здание школы

2.Группы получают символические “камни”, на которых предлагается записать ответ на вопрос “В чем, на ваш взгляд, кроется причина агрессии в нашей школе?”. Затем, камни прикрепляются на доске в виде горки.

ВЕДУЩИЙ: “Давайте, обратим наше внимание на то, что необходимо преодолевать все эти препятствия и найти способы решения проблем.

3.Каждая группа для этого начинает работу по поиску способов разрешения причин агрессии. Для этого на нарисованных фигурках человечков записывают предлагаемые способы, разделенные на три части:

На ногах — школьные традиции

На руках- то, что делается в школе сейчас

На голове- мысли о том, что еще могло бы стать способами решения проблемы.

III. Выступление заместителя директора по ВР.

Сегодня прочно вошли в наш профессиональны язык такие понятия ,как “гуманный подход”, “педагогика сотрудничества”, “личностно-ориентированное воспитание”.В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам образовательный процесс не сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную.

Гуманистическое образование — это всегда партнерство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон. Образовательный процесс следует представлять себе кА сложную систему педагогического взаимодействия.

Педагогическое общение-это взаимодействие педагога и учащегося, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.

Общение в педагогическом процессе выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, обеспечивающих успешность их обучения , воспитания и развития.

В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Каковы особенности общения при решении каждой из них?

Читайте также:  Способы формирования мотивации достижения

При решении образовательных задач общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися; сформировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.

При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогами и детьми, что во многом способствует учебной деятельности; формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.

При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:

  • преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т.п.)
  • создаются возможности для выявления и учета индивидуально- психологических особенностей учащихся;
  • осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т.п.)

Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия.

Т.о. под педагогическим взаимодействием понимают связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в образовательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.

Выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог.

  • Учитель- “Я”
  • Учитель-ученик
  • Учитель-учитель
  • Учитель-группа учащихся
  • Учитель — ученическое самоуправление
  • Учитель-родитель

Профессор Л. В. Байбородова предлагает такую типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как взаимопонимание, взаимоотношения , взаимовлияние. Она выделяет следующие типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, опека, конфронтация, соглашение , подавление, конфликт, индифферентность.

Гуманистическое воспитание, по её мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъектно-объектное взаимодействие – диалог или сотрудничество “на равных”

IV. Задание группам

Провести анализ взаимодействия “Учитель-ученик” по предложенному анкетированию педагогов школы.

1.Проведите подсчет по каждому вопросу, сколько поставлено “+” и сколько “-”.Обобщите результат по всем анкетам

2.Используйте предложенную таблицу, вычислите процентное содержание каждого типа взаимодействия по формуле :

Сотрудничество: (100 x …): 11 x кол-во анкет
Подавление: (100 x …): 9 x кол-во анкет
Индифферентность: (100 x …): 8 x кол-во анкет

Наиболее стойкая склонность к определенному типу взаимодействия- наибольший процент по типу взаимодействия

Определите наиболее стойкую склонность к определенному типу взаимодействия.

3.Постройте столбчатую диаграмму по каждому типу взаимодействия, используя предложенный масштаб.

  • Вырежьте из цветной бумаги прямоугольник вычисленной длины и шириной 8 см
  • Наклейте диаграммы на предложенные форматки

4.Сделайте выводы о полученных результатах. Постарайтесь дать краткое обоснование данного типа взаимодействия

Провести анализ взаимодействия “Учитель-ученик” по предложенному анкетированию учащихся школы.

1.Проведите подсчет по каждому вопросу, сколько поставлено “+” и сколько “-”.Обобщите результат по всем анкетам

2.Используйте предложенную таблицу, вычислите процентное содержание каждого типа взаимодействия по формуле :

Сотрудничество: (100 x …): 11 x кол-во анкет
Подавление: (100 x …): 9 x кол-во анкет
Индифферентность: (100 x …): 8 x кол-во анкет

Наиболее стойкая склонность к определенному типу взаимодействия- наибольший процент по типу взаимодействия

Определите наиболее стойкую склонность к определенному типу взаимодействия.

3.Постройте столбчатую диаграмму по каждому типу взаимодействия, используя предложенный масштаб.

  • Вырежьте из цветной бумаги прямоугольник вычисленной длины и шириной 8 см
  • Наклейте диаграммы на предложенные форматки

4.Сделайте выводы о полученных результатах. Постарайтесь дать краткое обоснование данного типа взаимодействия.

Провести анализ взаимодействия “Учитель-ученик” по технологии “Дерево взаимоотношений”

1.Проведите подсчет по каждому вопросу, сколько поставлено “+” и сколько “-”.Обобщите результат по всем анкетам

2.Используйте предложенную таблицу, вычислите ,сколько учащихся отдали предпочтение:

  • красному цвету;
  • желтому;
  • зеленому цвету.

3.Вычислите процентное соотношение каждого цвета по формуле:

(Цвет: общее количество анкет)x 100%

4Для наглядного представления оформите макет “Дерева взаимоотношений”. На предложенную модель повесьте новогодние шарики (1 шарик -10%)

Красный цвет — конфликтные взаимоотношения, авторитарный стиль общения учителей.
Желтый цвет — индифферентный тип взаимоотношений, неконтактная модель общения “Китайская стена”
Зеленый цвет — взаимоотношения диалога и сотрудничества

4.Сделайте выводы о полученных результатах. Постарайтесь дать краткое обоснование данного типа взаимодействия

Провести анализ взаимодействия “Учитель-ученик” по технологии “Знаковый рисунок”.Сделайте выводы о полученных результатах. Постарайтесь дать краткое обоснование

Провести анализ взаимодействия “Учитель-ученик” по технологии “Незаконченное предложение”

Прочитайте предложенные анкеты учащихся, обобщите их и сделайте выводы:

  • — когда складываются хорошие, сотруднические отношения у учащегося и учителя (по мнению учащихся)
  • — когда складываются плохие, конфликтные взаимоотношения.

Эмоциональная поддержка – “мысли на заметку. А также отражение хода педсовета в виде газеты.

Просим вас по ходу педсовета провести анализ сказанного и сформулировать правила взаимоотношений, способствующих эффективности выработки отношений сотрудничества, как главного условия успешного и конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся.

Формулировка правил может быть стихотворная , песенная и т.п. Проявите творчество и фантазию.

Сделайте выводы о полученных результатах. Постарайтесь дать краткое обоснование

V.Решение педсовета:

  1. Педагогическому коллективу руководствоваться в своей деятельности разработанными правилами профессиональной деятельности педагога, работающего в школе без агрессии.
  2. Администрации и педагогам школы взять за основу работу по типу сотрудничества и диалога.
  3. Классным руководителям провести собрания родителей в любой форме для выяснения мнений родителей о причинах проявления агрессии учащихся, путях и способах её преодоления.
  4. Продолжить работу по данной теме. Обсудить на круглых столах пути выхода из конкретных конфликтных ситуаций.

Видеофрагмент вы моежет попросить у автора статьи.

Источник

Выступление на педсовет «Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самовоспитанию, самореализации».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Читайте также:  Способы измерения объема твердых тел

«ГИМНАЗИЯ № 4 г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»

Выступление на педсовете:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

классного руководителя 8г класса

МКОУ «Гимназия №4, г.Усть-Джегуты»

Чотчаевой Лизы Абдул-Керимовны

«Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самовоспитанию, самореализации».

«Образование без воспитания-

меч в руках сумасшедшего»

В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиция учителя и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока. А что же осталось? Остались родители и дети —с их радостями, горестями, разрешимыми, а порой неразрешимыми проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями, с его проблемой пересмотра логики и содержания этого сотрудничества. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. Надо сказать, что сейчас, когда идет борьба людей за власть, за обладание, за наживу, за место в обществе, за превосходство в чем-то, за свободу, за территорию и т.д. При этом в этой борьбе некоторые используют средства, дозволенные , а чаще всего, недозволенные, не останавливаются ни перед чем, используют свою силу, хитрость и коварство в борьбе со своими соперниками, мошенничество, подлог и даже убийство, отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Явно обострились социальные проблемы современной семьи. И семьи моего класса не исключение. Здесь необходимо следующее: изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

В классе 14 многодетных семей, 16- неполных, 2 семьи малообеспеченные. Наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращения времени на общение с детьми.

Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье чрезвычайно трудное.

Используя диагностику, я как классный руководитель помню о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствуюсь определенными правилами.

1. Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть доступной всем.

2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.

3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешевание ярлыков.

4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.

Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник, главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет! И.А.Крылов в басне Лебедь, Щука и Рак:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука…

Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе. Задача классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи.

С набором стандартных советов к сегодняшним родителям не выйдешь, да они и слушать не будут. Некоторые родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка. Поэтому я считаю, что должна быть система в работе с родителями.

В своей работе я стремлюсь формировать у родителей правильные представления о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы, понимания значимости сотрудничества семьи и школы, гуманные взаимоотношения между родителями и детьми и участия родителей в проводимых мероприятиях в классе и школе.

С пятого класса я изучаю семью (это составление анкет, посещение род. собраний, беседы, консультации по вопросам предстоящей учебы).

Большинство учащихся моего класса живут в семьях, в которых родители имеют среднее и среднее специальное образование. Естественно, что социальный состав учащихся в большей мере определяет их интеллектуальные, психологические возможности, личностную направленность.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.

Родители стали активными непосредственными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов. С их участием более интересной становится жизнь в классе, значительно быстрее решаются учебно-воспитательные, досуговые, социально-бытовые проблемы, заметно повышается результативность процесса воспитания детей.

Читайте также:  Способы завязывать квадратный платок

Основными формами работы с семьёй являются:

К используемым мною индивидуальным формам можно отнести:

беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, часто проходят по инициативе самих родителей или учителя;

консультации и посещение семьи — Эту форму работы я использую раз в год, а также при острой необходимости и кто в этом нуждается.

Посещая учащихся на дому, выясняю условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания. Меня интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.

Переписка (эл. Дневник, ват-сап). В работе с родителями переписку использую довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут. Переписка в сети ват-сап часто принимает и групповой характер, когда нужно обсудить совместные дела или возникшие проблемы. (Есть и свои минусы.. Некоторые родители в силу своей этической неграмотности не достаточно корректно ведут переписку. Поэтому в этом случае приходится в некотором роде воспитывать и их)

Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

Встречи с учителями-предметниками, администрацией

К коллективным формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Мною, также как и всеми педагогами школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями — предметниками, администрацией.

1.Родительские собрания. Заранее обдумываю тему собрания, план предстоящей беседы.

На первом родительском собрании в начале учебного года знакомлю родителей с основными учебно-воспитательными задачами на этот год. Здесь же предлагает родителям решить, кто из них и как будет участвовать в работе класса, выбирается родительский комитет.

В его состав входят наиболее активные родители. На первом заседании родительского комитета составляется план работы на год.

Родительский комитет проводит индивидуальную работу с родителями (например, плохое поведение ребенка, не посещение родительских собраний, неблагополучная семья и др). Члены родительского комитета принимают активное участие в привлечении всех родителей к участию в жизни класса и школы.

Опыт работы в школе показал, что:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе, жизни школы.

2. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.

З. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся

К групповым формам работы с родителями относятся: семейные праздники, дискуссии, деловые игры, круглые столы, создание презентаций и многое другое.

Вот некоторые из них:

Исследовательская работа. В современном образовании, исследования занимают важное место. Учитель является наставником, руководителем и соавтором работы. Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса.

Заочные конкурсы. Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. Помощь в подготовке к конкурсам рисунков, поделок совместно с детьми несет несомненно воспитательный характер.

В этом учебном году родители класса поддержали активность детей в участии в заочных олимпиадах. Это родители Аскеровой А., Тохчуковой Сабрины, Дауровой Залины, Эркеновой Альбины, Пашенцева С.и др..

Праздники. Одной из форм реализации преемственных связей учителей и родителей в духовно-нравственном воспитании школьников являются праздники. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу, поэтому я стараюсь вовлечь во все мероприятия, в которых мы участвуем.

Родительский обмен опытом.

Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом, разрешения различных ситуаций в своих семьях, помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от нас, учителей поддержка, помощь и просто добрый совет.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей в семье и школе.

И если мы найдём ключик к каждой семье и детской душе – то несомненно подарим частичку своего сердца и воспитательный процесс обязательно будет иметь положительный результат!

Источник

Оцените статью
Разные способы