Педагогический конфликт способы предупреждения

Педагогическая конфликтология

Тема 4. Разрешение и профилактика педагогических конфликтов

1. Тема 4. Разрешение и профилактика педагогических конфликтов

Проблема установления гуманных взаимодействий между педагогами и учащимися была предметом внимания исследователей на протяжении всей истории отечественной педагогики.

Теоретическая база в области конфликторазрешения в школьном коллективе сегодня активно разрабатывается А.С. Белкиным, Ф.М. Бородкиной, Е.Е. Вендровой, В.Д. Жаворонкововым, И.С.Зиминой, Л.А. Петровской, Н.В. Самоукиной и другими.

Предупреждение и разрешение конфликтов является наиболее важным моментом с практической точки зрения для педагогической конфликтологии. Представляется, что сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов педагогического взаимодействия.

Н.Ф. Вешнякова называет следующие основные принципы управления конфликтными ситуациями в педагогическом процессе:

1. Принцип заинтересованности в конструктивных последствиях конфликта. Этот принцип означает необходимость понять воспитательное значение конфликта, возможное использование его для личностного роста, нравственного развития, извлечения позитивного опыта для каждого из участников.

2. Принцип системности и глубинности при анализе причин конфликта подразумевает использование следующих уровней анализа: начального, кульминационного, заключительного, а также понимания соотношения объективных деловых и субъективных – личностных факторов в возникновении конфликта.

3. Принцип исключения односторонней ответственности за возникновение конфликта. Участвуют две стороны, каждая вносит свой вклад в развитие конфликта.

4. Принцип нейтралитета посредника. Нейтральная позиция по отношению к враждующим сторонам совершенно необходима для разрешения (притом эффективного) конфликтной ситуации.

5. Принцип профилактики конфликтов. В педагогическом процессе потенциальных конфликтов гораздо больше, чем сознательно провоцируемых. Предотвращение отрицательных последствий любого конфликта связано с умением вычленить его внешнюю и внутреннюю причину как основу конфликтной ситуации.[1]

В конфликтологии признано существование пяти стилей конфликтного поведения: уклонение, приспособление, конфронтация, компромисс, сотрудничество, выбор которого зависит как от интересов участвующих в конфликте сторон, так и от предпринимаемых действий.

Уклонение конфликта состоит в том, что учитель оттягивает момент решения проблемы, стремится не замечать противоречия или на некоторое время отложить принятие решения, и действительно, при определенных условиях ситуация сама собой затихает. Однако такое поведение нельзя назвать бесконфликтным, так как иногда затягивание решения конфликта приводит к непомерному росту проблемы и нарастанию напряженности в ученическом коллективе. Если учитель физически или эмоционально уходит от конфликта, то он теряет возможность участвовать в дальнейшем развитии ситуации. Данный стиль приемлем, когда ситуация не достаточно важна или противоречие, лежащее в основе ситуации, разрешить нельзя (ребенок в состоянии истерики). В этом случае конфликт можно завершить, т.е. прекратить конфликтное взаимодействие. Дети довольно часто пользуются этим стилем во взаимоотношениях с учителями и родителями, им обусловлено появление вторых дневников, имитация болезни, пропуск занятий.

Если при уклонении человек не входит в конфликтную ситуацию, то используя приспособление. Конфликтующий сам изменяется под воздействием другого человека и пытается поддержать добрые отношения любой ценой. Эта тактика может быть разумной, если конфронтация по поводу незначительных разногласий вносит чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе, но в серьезном конфликте соглашательский стиль приводит к тому, что главные спорные вопросы остаются не затронутыми.

Установка на достижение цели любыми средствами, стремление подчинить себе, настоять на своем отражается в стиле «конфронтация». Она бывает оправданна, в первые дни работы с коллективом (организационный период) или если преподаватель, например, берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить детей от насилия или опрометчивых поступков. Недостатками данного стиля являются краткосрочность его результатов.

Читайте также:  Способ получения соляной кислоты формула

Достижение соглашения взаимными уступками возможно при использовании компромисса. Однако такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены. Тем не менее, раздел поровну нередко воспринимается детьми как самое справедливое решение и, раз конкуренты не могут увеличить размер делимой вещи, равноправное пользование имеющимися благами – уже достижение. Недостатки компромисса в том, что он не до конца удовлетворяет нужды сторон и является далеко не самым оптимальным решением конфликта. Компромисс может послужить этапом принятия оптимального решения, т.е. «если мы не найдем лучшего решения, то разделим пополам». Вместе с тем, этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для одной из сторон и другой участник конфликта жертвует собственными интересами в ее пользу. Здесь учитель должен убедить участников конфликта, что гораздо важнее пойти на уступки, чем продолжать конфликт.

Соглашение, основанное на сотрудничестве, достигается, когда принято высококачественное решение, не встречающее возражений. К данному стилю администратор или учитель прибегает в тех случаях, когда ситуация вынуждает его, отстаивать интересы образовательного процесса, при этом он принимает в расчет желание и требования ученика. В итоге сотрудничества вырабатывается долгосрочное и взаимовыгодное решение спорных вопросов. Стиль сотрудничества учитель удачно использует когда в целях повышения усвоения учебного материала учащимися он организует внеклассную работу по предмету – кружок, факультатив, элективный курс и др. Типичные правила действий в этом варианте предполагают, что участники процесса обучения, прежде всего, стремятся победить проблему (т.е. повысить знания), а не друг друга, что они избегают торга или усреднения, что они ищут возможности для решения проблемы. В основу данной стратегии положен принцип толерантности (терпимости).

Конфликтная ситуация складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта педагогического конфликта. Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Она предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения педагогических конфликтов во многих школах стали привлекаться школьные медиаторы[2], конфликтологи, социальные работники и психологи, начали создаваться школьные психологические службы и школьные службы примирения. Сегодня службы примирения существуют в Москве, Перми и Пермском крае, Волгограде, Великом Новгороде, Петрозаводске, Томске, Тюмени, Казани, Новосибирске, Самаре, проявляют заинтересованность и другие города.

Эти службы помогают педагогам, родителям и ученикам найти конструктивные выходы из сложных конфликтных ситуаций, дают знания и навыки по мерам профилактики конфликтных ситуаций, помогают снизить уровень агрессивности в школьной среде, обучают навыкам конструктивного взаимодействия всех участников учебно-образовательного процесса.

Научить детей позитивному решению конфликтных ситуаций – важнейшая функция школьной образовательной среды. И только нравственно здоровый педагогический коллектив способен достойно реализовать обозначенную функцию.

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку полученных результатов.

Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по конфликтной ситуации (объект конфликта и степень его доступности для каждой из сторон; участники конфликта, их ранг, позиция, правовые и нравственные позиции требований; причины и повод конфликта; социальная среда в которой развивается конфликт; представление об оппоненте и его видении конфликта).

Читайте также:  Какие способы регуляции деятельности организма существуют

Прогнозирование вариантов разрешения конфликтов предполагает определение способов и критериев его разрешения, признаваемых обеими сторонами.

Действия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранными способами разрешения конфликта (при необходимости проводится корреляция ранее намеченного плана).

При завершении конфликта целесообразно проанализировать свои ошибки, обобщить полученные знания и опыт решения проблемы.

Важным фактором, влияющим на результативность завершения конфликта, является участие третьей стороны в его урегулировании, или медиация. Посредником в разрешении конфликта между учащимися может выступать классный руководитель, учитель-предметник, представитель школьной администрации, социальный педагог, школьный психолог, иногда привлекаются родители и работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Но главным в этом процессе остается педагог, который соединяет в себе психолога, валеолога, физиолога понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром. От личности учителя зависит многое не только в деле воспитания и обучения, но и приобретение опыта выстраивания отношений, в том числе в конфликте.

Выбор методов управления зависит от многих факторов, поэтому, для того чтобы выбор был правильным, педагог должен располагать достоверной информацией о положении вещей в коллективе учащихся, предвидеть возможные варианты возникновения и разрешения конфликтов, и лишь на основании данной информации выбирать те или иные методы управления. При этом необходимо помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений. Избежать ошибок при разрешении конфликта помогает конфликтологическая компетентность которая выполняет следующие логические связи различных видов компетентностей педагога:

— сигнализирует об очагах социальной напряженности, системе знаний, позволяющих конструктивно взаимодействовать и решать коллективные противоречия;

— способствует познанию субъектами конфликта друг друга, различных социально-психологических, статусных, возрастных позициях объектов управления, психологических характеристик субъектов профессионального взаимодействия, лежащих в основе их конструктивного поведения;

— снимает психологическую напряженность, сопутствующую столкновению различных стратегий поиска решения проблемы;

— показывает возможности взаимодействия между различными субъектами образовательного процесса, раскрывает пути управления конструктивными отношениями в коллективе учащихся.

Многие педагогические конфликты можно предупредить, чему способствует хорошая организация учебно-воспитательного процесса в школе, утверждение и поддержание дисциплины, активная позиция учителей в трудных ситуациях взаимодействия школьников.

1. Назовите основные виды конфликтов возникающих в учебно-воспитательном процессе.

2. В чем заключаются причины возникновения межличностных педагогических конфликтов?

3. Перечислите субъекты педагогических конфликтов, охарактеризуйте учащегося как главного субъекта и объекта конфликтов в учебно-воспитательном процессе.

4. Перечислите этапы разрешения педагогических процессов.

5. Назовите основные принципы разрешения педагогических конфликтов.

Темы рефератов и эссе

  1. Конфликт с философской, с психологической и педагогической точки зрения.
  2. Институциональные конфликты в образовании.
  3. Социально-культурный контекст педагогического конфликта.
  4. Специфика педагогических конфликтов.
  5. Объективные и субъективные конфликты в педагогическом процессе.
  6. Причины возникновения, типология, структура педагогических конфликтов.
  7. Анализ причин возникновения педагогических конфликтов, их влияние на развитее взаимоотношений.
  8. Условия эффективного управления педагогическими конфликтами.
  9. Технология урегулирования, разрешения педагогических конфликтов и управление ими.
  10. Конфликтное поведение педагога.
  11. Поведенческая терапия для педагога.
  12. Особенности конфликтов в студенческой группе и способы их урегулирования.
  13. Причины возникновения грубости у подростков. Стратегия поведения для избежания конфликта на почве грубости подростка.
  14. Взаимодействие учителя с родителями.
  15. Конфликты в педагогическом коллективе.
  16. Функции педагогического конфликта в педагогическом процессе.
  17. Конфликты в отношениях родителей и детей в учебно-воспитательном процессе.
  18. Личностные причины педагогических конфликтов.
  19. Авторитарная педагогика и педагогический конфликт.
  20. Конфликтность детства.
  21. Конфликт отцов и детей.
  22. Развитие конфликтоустойчивости.
  23. Стратегии разрешения педагогических конфликтов.
  24. Конфликтологический стандарт в поведении педагога.
  25. Конфликтологическая компетентность педагога.
  26. Методы профилактики педагогических конфликтов.
  27. Способы и методы предупреждения и преодоления конфликтов педагога с учащимися.
  28. Толерантность как принцип образования.
  29. Историко-культурные аспекты педагогической толерантности.
  30. Педагогическая фасилитация.
Читайте также:  Иерархический способ организации данных операционная система

1. Конфликтная ситуация в школе представляет собой:

А. Фрагмент конфликта;

Б. Цельный эпизод его развития;

В. Фрагментарный эпизод конфликта на определенный промежуток времени;

Г. «Фотографический снимок» конфликта на определенный промежуток времени.

2. Воспитательная функция педагогического конфликта реализуется в:

А. Предконфликтной стадии;

Б. Стадии развития конфликта;

В. Стадии разрешения конфликта;

Г. Послеконфликтной стадии.

3. Наиболее конфликтоустойчивым можно считать следующий тип темперамента:

4. Под технологией рационального поведения в конфликте понимают:

А. Совокупность способов психологической коррекции, учитывающих самоконтроль эмоций;

Б. Конструктивное взаимодействие сторон на основе самоконтроля эмоций;

В. Взаимодействие сторон на основе самоконтроля эмоций;

Г. Способы психологической коррекции, обеспечивающие конструктивное взаимодействие конфликтующих на основе самоконтроля эмоций.

5. Чем обусловлены внешние причины внутриличностного конфликта ребенка школьного возраста?

А. Своим положением в классе;

Б. Своим положением в государстве;

В. Своим положением в обществе;

Г. Своим положением в семье.

6. Перечислите элементы алгоритма действий учителя при разрешении конфликта:

Б. Изучение причин возникновения конфликта;

В. Ограничение числа участников конфликта;

Г. Анализ конфликта;

Д. Разрешение конфликта;

Е. Анализ послеконфликтных действий.

7. Перечислите принципы, на которых основывается стратегия предупреждения конфликта в школе:

8. Перечислите эффективные педагогические тактики улаживания конфликтов:

А. Тактика ухода, или избегания конфликта;

Б. Силовое подавление конфликта;

В. Тактика односторонних уступок или приспособления;

Г. Тактика сотрудничества;

Д. Тактика взаимных уступок.

9. Что представляет наибольшую опасность для позитивной деятельности педагогического коллектива?

10. Конфликтная ситуация – система взаимосвязанных и взаимообусловленных………… объективного и субъективного уровня.

11. Лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт – упразднить ………………. между группами.

12. Межличностные конфликты служат средством ……………….. подростка, способствуют самоутверждению личности.

13. Частые конфликты ведут к ……………… групповой сплоченности.

14. Разрешить конфликт – это значит: …………….. конфликтную ситуацию, ………………….. инцидент.

15. Различия в …………….. могут увеличить возможность возникновения конфликта.

Рекомендуемая литература

  1. Белинская А.Б. Педагогическая конфликтология. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. – 188 с.
  2. Клименских М.В., Ершова И.А. Педагогические конфликты в школе: учебное пособие. – Екатеринбург: Из-дво Урал. Ун-та, 2015. – 76 с.
  3. Курочкина И.А., Шахманова О.Н. Педагогическая конфликтология. – Екатеринбург: Из-до Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2013. – 229 с.
  4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
  5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
  6. Конфликтология: Хрестоматия /сост. Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 367 с.
  7. Никулина И.В. Педагогическая конфликтология. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016. – 72 с.
  8. Рудакова И.А., Жильцова С.В., Филиппенко Е.А. Конфликтология для педагогов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 155 с.

[1] См.: Вешнякова Н.Ф. Конфликтология. – Минск, 2002. – С.84-94.

[2] Медиатор – третье нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор. Профессиональная деятельность в области альтернативного разрешения споров называется медиацией.

Источник

Оцените статью
Разные способы