Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
методическая разработка
Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования. | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс школьного образовательного учреждения изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». При таком подходе педагогика становится инклюзивной в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения.
Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.
Миопия (близорукость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.
Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.
Гиперметропия (дальнозоркость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи.
У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.
Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры. Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).
Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.
Косоглазие-заболевание, характеризующееся отклонением глаз от совместной точки фиксации и нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения – это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, чтении, письме.
Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.
Для всех детей данной категории (нарушение зрение ) характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
- Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения школьника, испытывающего трудности в обучении. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывают чувство стеснения, не надевают их в окружении сверстников.
- Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре класса, на первой-второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением.
- Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
- В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Школьному педагогу-психологу рекомендуются занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
- Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
- Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание.
- При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.
- Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п.
- Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
- При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
- При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного: возраста — 2-3 объекта, старшего дошкольного — 4-1 объектов, младшего школьного — 6-7 объектов.
- Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях по родному языку использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.
- На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, а переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.
- Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, т: время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).
- При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
- Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.
- Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал.
Использование данных рекомендаций в образовательной деятельности поможет педагогам организовать эффективный процесс обучения слабовидящего ребенка.
Источник
Педагогические способы воздействия при наиболее часто встречающихся заболеваниях органов зрения
Аннотация: Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.
Статья:
Введение
В современных коррекционных учебных заведениях решаются образовательные, учебно-воспитательные, лечебно-восстановительные и общеоздоровительные задачи. Эффективность реабилитации в конечном итоге зависит от условий и организации всей жизнедеятельности детей в них.
При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами:
1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.
2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.
3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.
4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.
Основной целью организации учебной деятельности является обеспечение полноценного образования учащихся на основе индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, медицинской и специальной коррекционной помощи обучающимися с нарушениями зрения. Главной целью правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности слабовидящего школьника.
Слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций. Составляя учебный план, распределяя программный материал при планировании и написании конспектов необходимо учитывать данную специфику детей с дефектами зрения. Для предупреждения зрительных расстройств у школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.
Гигиенические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя требования:
к освещению и учебному оборудованию;
к организации учебных занятий, имея ввиду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения, например, компьютерами.
Офтальмологические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя:
рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы;
специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.
Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию правильного наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии со зрительной патологией), правильное цветовое оформление помещений, соблюдение режима зрительных нагрузок и режима дня.
Раздел 1. Офтальмо-гигиенические мероприятия в процессе воспитания и обучения слабовидящих и учащихся с функциональными расстройствами зрения
1.1 Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий, в сочетании с особенностями групп детей со зрительными нарушениями
В современном мире, актуальность вопросов, касающихся офтальмологических основ обучения и воспитания детей значительно возрастает, если речь идет о группах детей, имеющих проблемы со зрением. Степень тяжести и выраженности этих проблем может быть различной, но их наличие определяют жесткие требования к выбору содержания и системной реализации в повседневной жизни охранных и гигиенических мероприятий, поскольку помимо профилактической направленности они обязаны поддерживать и развивать зрительную работоспособность ребенка, имеющего зрительные нарушения. В данном разделе будет освещен патогенный фактор в развитии зрения у детей.
На основе данных офтальмологической и тифлологической литературы, опираясь на опыт работы многочисленных исследователей данной проблемы, можно выделить и охарактеризовать три группы детей, для каждой из которых можно подобрать свою направленность и офтальмологические охранные мероприятия.
1.Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения. В эту группу входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением – острота зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции (практическая слепота).
Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей, имеющих практическую слепоту, выражается в охране остаточного зрения, в поддержке зрительной системы, развивающейся на фоне грубого органического поражения.
2.Группа слабовидящих детей. В эту группу входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения на лучшем или единственном глазу от 0,05-0,4 ( в условиях оптической коррекции).
При данной патологии, важно поддерживать и развивать все структуры зрительной системы; совершенствовать функции зрительного анализатора; поддерживать и развивать зрительную работоспособность; проводить профилактику осложнений глазных заболеваний, ухудшения зрительных функций, зрительного утомления в процессе зрительного труда.
3.Дети с функциональными расстройствами зрения. По тяжести нарушения зрения дети этой группы не относятся к слабовидящим, так как у части этих детей зрение корригируется оптическими средствами и имеется благополучный глаз с остротой зрения не менее 0,4 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции.
Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей третьей группы выражается: в создании оптимальных условий, обеспечивающих восстановление нормального функцинирования зрительно анализатора; в устранении причин, приведших к зрительным расстройствам; в профилактике рецидивов косоглазия и амблиопии; в укреплении физического и психоэмоционального здоровья ребенка; в развитии восприятия как познавательного — ориентировочного процесса в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, в образовательном учреждении важно осуществить весь комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение восстановления зрительных функций с целью совершенствования условно рефлекторной основы их стабилизации и дальнейшего развития, организовать режим жизнедеятельности ребенка и психолого-педагогическое сопровождение благополучного психоэмоционального состояния ребенка, имеющего проблемы в неврологическом статусе, проводить комплекс тифлопедагогических и общеразвивающих мероприятий, обеспечивающих успешное развитие психической познавательно-ориентировочной деятельности на основе активного и качественного использования зрительного восприятия, осуществить комплекс оздоровительно-физкультурных мероприятий, обеспечивающих укрепление соматического и физического здоровья, организовать предметно-пространственную среду, в соответствии с лечебно-восстановительными задачами, сформировать у детей и их родителей сознательное отношение к врачебным рекомендациям, воспитать у ребенка желание вылечиться, организовать зрительный труд детей в соответствии со степенью и характером зрительного расстройства.
1.2. Средства реализации офтальмо-гигиенических основ воспитания и обучения в образовательных учреждениях
Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения в практике ОУ реализуются посредством:
Соблюдения режима питания детей с нарушением зрения;
Соблюдения статико-динамического и двигательного режимов в жизнедеятельности ребенка с нарушениями зрения;
Организации зрительной работы и соблюдения режима зрительных нагрузок в соответствии со зрительными возможностями и потребностями индивида;
Обеспечения и соблюдения санитарно-гигиенических норм освещенности рабочей зоны и мест жизнедеятельности детей с нарушением зрения;
Воспитания сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения;
Лечебно-восстановительного процесса с широких позиций, в том числе за счет внедрения современных технологий;
Выполнения специалистами учреждения рекомендаций и назначений врача;
Коррекционно-педагогического процесса по развитию зрительного восприятия: систематическое обогащение зрительного сенсорного опыта, формирование полноценных зрительных образов действительности, обучение рациональным способам зрительной работы и др.
Таким образом, для успешного проведения охранно-профилактических мероприятий для детей с нарушенным зрением необходимо четко знать характерную группу и ее особенности, к которой они относятся.
Раздел 2. Офтальмо-гигиенические основы организации учебной деятельности детей с нарушением зрения
2.1 Офтальмо-гигиенические особенности режима учебных занятий
Учебно-трудовая нагрузка учащихся должна соответствовать количеству часов, предусмотренному Типовыми учебными планами специальных общеобразовательных школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, утвержденными Министерством просвещения СССР и министерствами просвещения (народного образования) союзных республик. Превышение общей продолжительности занятий, установленной учебными планами, недопустимо. Начало и окончание учебного года, сроки и продолжительность каникул, проведение экзаменов, учебной практики должны полностью соответствовать срокам, установленным для массовых общеобразовательных школ. При организации учебных занятий в течение дня, недели, года, в связи с повышенной утомляемостью учащихся следует исходить из оптимального соотношения и чередования различных предметов по трудности, характеру и степени зрительной нагрузки.
При составлении расписания уроков в течение учебного дня рекомендуется:
— предметы, связанные с большим умственным напряжением и зрительной нагрузкой, для учащихся подготовительных и начальных классов ставить на вторые часы занятий, для учащихся средних и старших классов — на вторые и третьи. В эти же часы следует предусматривать и контрольные работы;
— уроки физической культуры планировать на третьи и четвертые часы;
— сдвоенные уроки предусматривать только по труду и на занятиях физкультурой при выполнении программы по лыжной подготовке. В отдельных случаях сдвоенные уроки возможны при проведении контрольных работ; их не следует ставить на последние уроки.
При составлении расписания уроков в течение учебной недели рекомендуется:
— равномерно распределять предметы с большой умственной и зрительной нагрузкой в течение всей недели;
— контрольные работы во всех классах, шестые уроки и факультативные занятия в старших классах проводить в любые дни недели, за исключением понедельника и субботы;
— включать уроки физкультуры и труда в середину недели с целью поддержания относительно высокой работоспособности учащихся;
— предусматривать 1 раз в неделю (желательно в четверг) «облегченный день» учебных занятий для учащихся подготовительных и первых классов. В этот день после двух часов учебных занятий проводить познавательные прогулки и экскурсии.
Важное значение для обеспечения высокой работоспособности слепых и слабовидящих детей во время урока имеет продолжительность и рациональное его построение.
В связи с этим необходимо обеспечить:
— максимальную длительность уроков в подготовительных классах — 35 мин. (последние 10 минут урока желательно проводить по типу игровой познавательной деятельности), для учащихся 1 и последующих классов — 45 мин.;
— проведение во всех классах в течение урока физкультурных пауз (по 5 минут). Выполнение упражнений, связанных с резкими движениями и наклоном головы вниз, не рекомендуется;
— соблюдение режима непрерывной зрительной нагрузки.
Непрерывная зрительная нагрузка на близком расстоянии (при любых видах учебной деятельности) для слабовидящих учащихся не должна превышать в подготовительных и 1 — 3 классах 10 минут; в средних и старших — 15 минут.
Во время кратковременных перерывов учащиеся должны походить по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, посмотреть вдаль для отдыха глаз. Слепые дети с остаточным зрением, обучающиеся по рельефной системе Брайля, могут выполнять непрерывную зрительную работу 1 — 2 раза за урок по 5 минут. Слепые дети с полной потерей зрения, обучающиеся по рельефной системе Брайля, должны чередовать тактильное восприятие со слуховым.
Для облегчения зрительной работы и повышения эффективности усвоения материала на уроках следует использовать: индивидуальные оптические средства коррекции (лупы, телескопические очки и др.) по рекомендации офтальмолога в зависимости от состояния зрения детей и другие специальные технические средства обучения. Из технических средств обучения в школах для слепых используются: тифлоприборы, фотоэлектрические сигнализаторы (фотофоны, фоноскопы, преобразующие световой поток, излучаемый предметами, в звуковые или тактильные сигналы), обучающие машины, различные приспособления для облегчения тактильного восприятия. В школах для слабовидящих — увеличительные приборы, диапроекционные и кинопроекционные аппараты и др. Целесообразно применение специальной замкнутой телевизионной системы (СЗТС), располагаемой в отдельном помещении. При использовании СЗТС необходимо: установить оптимальное расстояние при работе с телевизионным экраном и необходимую яркость и контрастность телевизионного изображения в зависимости от размера экрана и состояния зрения учащихся; ограничение продолжительности теледемонстрации на уроках (не более 15 минут); просмотр телепередач при естественном или искусственном освещении учебного помещения; в солнечные дни следует закрывать окна легкими, светлыми шторами.
Для снятия утомления, наступающего во время урока, необходим рациональный отдых, для чего следует:
— строго соблюдать установленную длительность перемен между уроками в 10 минут и большой перемены (после второго или третьего урока) — не менее 30 минут; допускается продолжительность второй и третьей перемен по 20 минут;
— обеспечить выход учащихся во время перемены в рекреационные коридоры для проведения активного отдыха; во время большой перемены — на пришкольный участок, с организацией умеренных подвижных игр;
— исключить во время перемены чтение книг, подготовку к последующему занятию, другую зрительную работу на близком расстоянии.
Домашние задания следует предусматривать с учетом возможности выполнения их в пределах:
подготовительный класс — домашних заданий не дается,
I класс — 30 — 40 минут,
II — III — до 1 час.,
VIII — IX — 2,5 час.,
При этом также должен строго соблюдаться режим непрерывной зрительной нагрузки.
Безусловно, важен и статико-динамический режим в образовательном процессе детей с нарушением зрения, отражающем смену покоя и двигательной активности с максимально возможным удовлетворением последней. Обеспечение статико-динамического режима в жизнедеятельности детей должно способствовать поддержанию их психоэмоционального тонуса в кратковременный и долговременный периоды, совершенствованию физического развития во всех его аспектах, профилактике мышечного утомления на занятиях статического плана и через это поддержанию зрительной работоспособности ребенка. Во время занятий статического плана педагог должен следить за правильной осанкой учащихся во время письма, предлагать детям менять позу, в середине занятия должна быть проведена физкультминутка. Эти мероприятия должны быть направлены на предотвращение чрезмерного утомления мышц спины, шеи, что в свою очередь приводит к нарушению кровотока и иннервации коры головного мозга и глаз. Нарушения осанки может привести к наступлению быстрого общего утомления, на фоне которого развивается зрительное утомление.
2.2 Офтальмо-гигиенические требования к освещению учебных помещений и предметно-пространственной среде учащихся.
Несомненно, что к важнейшим аспектам организации зрительной работы относится достаточная освещенность рабочего места. Свет, его качество и сила играют важную роль в зрительном процессе. Хорошее освещение мест жизнедеятельности ребенка и рабочих зон учащихся обеспечивает успешность получения зрительной информации, и ее переработки, что в свою очередь положительно влияет на успешное выполнение любой деятельности, в том числе учебной.
Особенности естественного освещения.
Все учебные помещения школ-интернатов должны иметь естественное освещение: боковое, левостороннее и ленточное, с применением солнцезащитных устройств (подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами, шторы из хлопчатобумажных тканей).
Для максимального использования дневного света и равномерного распределения его в учебных помещениях рекомендуется:
— ориентировать учебные помещения на Ю, В и ЮВ;
— не ставить столы и парты в простенки между окнами;
— не допускать затемнения окон учебных помещений деревьями или противостоящими зданиями; деревья следует сажать не ближе 10 м от здания, ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну; в случае близости соседних зданий окрашивать их наружные фасады, обращенные к учебным помещениям, в белый цвет;
— не замазывать оконные стекла краской; не расставлять на подоконниках комнатные цветы; проводить очистку оконных стекол не реже 3 — 4 раз в год снаружи и не менее 1 — 2 раз в месяц изнутри;
— окрашивать потолок и верхнюю часть стен (выше 1,5 м от пола) белой краской; панели (до 1,5 м от пола) — светло-зеленой или светло-желтой матовой краской с коэффициентом отражения не менее 0,60; парты и столы — зеленой гаммой цветов или в цвет натуральной древесины (коэффициент отражения — 0,45); классную доску — в темно-зеленый или коричневый цвет (коэффициент отражения 0,20); пол — в светлые тона (коэффициент отражения 0,25 — 0,30);
— следить за своевременным включением искусственного освещения в соответствии со световым календарем.
Особенности искусственного освещения.
В групповых, классах для занятий, кабинете врача — окулиста в качестве источников света в системе общего освещения использовать люминисцентные лампы типа «белого» света (БС) и естественного света (ЛЕ) с арматурой рассеивающего типа, физиологически наиболее благоприятные и экономичные, в количестве, обеспечивающем освещенность в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола не менее 500 лк. Светильники устанавливаются рядами параллельно линии окон, включение их должно осуществляться раздельно по рядам с освещением в первую очередь части помещения, удаленной от окон. Включать искусственное освещение следует в соответствии со световым календарем. В групповых и классах для занятий предусматривается верхний подсвет настенной классной доски, обеспечивающий освещенность в вертикальной плоскости 500 лк. Светильники должны быть оснащены пускорегулирующей аппаратурой с пониженным уровнем шума и обеспечением пульсации светового потока не более 10.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. В качестве источников света использовать люминесцентные лампы типа «белого» света (БС), «тепло-белого» света (ТБС) и естественного света (ЛЕ), как физиологически наиболее благоприятные и экономичные; обязательно местное освещение классной доски.
В учебных мастерских следует предусматривать комбинированное освещение, общее (светильники типа ПВЛ — пылеводозащитные), местное — светильники типа «Альфа» с лампами накаливания низкого напряжения (25 — 40 ватт). Светильники общего освещения должны устанавливаться рядами параллельно линии окон.
В вестибюлях, коридорах, рекреациях, спортивных и актовых залах, учебных мастерских, на лестничных клетках должно быть аварийное освещение с уровнем освещенности не менее 0,5 лк на полу по линии основных переходов и на ступеньках лестниц. Обязательно должно присутствовать устройство искусственного освещения школьного участка.
Каждый учащийся должен обеспечиваться удобным рабочим местом в соответствии с его ростом и состоянием зрения. Парты, столы и стулья должны быть ученическими. Для слабовидящих рекомендуются одноместные универсальные парты и столы с регулируемыми параметрами; при отсутствии возможности изменить наклон крышки рекомендуется во время чтения пользоваться подставками из плотного картона или фанеры с наклоном в 30 — 40° к горизонтальной поверхности.
Для слепых рекомендуются одноместные столы с горизонтальной доской и приспособлениями для хранения учебников по Брайлю.
Парты (столы) должны расставляться в классе в зависимости от степени сохранности зрения; для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 парты (столы), независимо от их размера, ставить ближе к преподавателю и доске. Детей, страдающих светобоязнью, рекомендуется сажать за парты (столы), расположенные дальше от окон и источников света. Парты (столы) устанавливаются вдоль класса в три ряда так, чтобы свет падал слева; возможно и другое расположение парт (столов) в зависимости от характера занятий с целью обеспечения наилучшего восприятия демонстрируемых учебных пособий.
2.3 Офтальмо-гигиенические требования к наглядным пособиям и учебному материалу
Учебно — наглядные пособия должны отвечать как педагогическим, так и лечебно — коррекционным и гигиеническим требованиям. Они должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка. Размеры отдельных деталей должны соответствовать степени амблиопии. При амблиопии высокой степени (0,1 и ниже) в процессе занятий должны употребляться объекты размером 5 — 10 мм, при амблиопии средней (0,2 — 0,3) и слабой (0,4 и выше) степени — соответственно 2 — 3 и 1 — 0,3 мм. При изобразительной деятельности детей с высокой степенью амблиопии необходимо предварительное тактильное обследование объекта. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму изображения предметов и контрастный колорит. Для детей с высокой степенью амблиопии нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, а также стилизованные изображения с недостаточно четким контуром. Поэтому парты и столы не должны быть лаковыми, а бумага максимально белой и глянцевой.
А.Н. Гнеушева говорит о том, что для лиц имеющих осложненную близорукость, зеленый фон демонстрации объектов оказывается наиболее комфортным. Однако в учебном процессе рационально использовать так же светлые (светло-желтый, светло-розовый) и темные фоны (темно-синий, черный). Рекомендуется, чтобы у слабовидящих имелись индивидуальные фоны (например, листы из плотного цветного картона или двусторонние фланелеграфы, размером 25х35 см), вариативное использование которых зависит от цветового тона объекта восприятия. Использование фона важно для повышения контрастной чувствительности.
Необходимо соблюдать постепенность в переходе от простых упражнений к более сложным. Например, на занятиях по рисованию с детьми с высокой степенью амблиопии следует пользоваться пособиями с ярко выраженным контуром рисунка в крупном масштабе, с детьми с амблиопией средней степени — со слабо выраженным контуром изображения в среднем масштабе, с детьми со слабой степенью амблиопии — без контура.
Важно развивать цветовые представления у детей, учитывая нарушение цветоразличительной способности при амблиопии, особенно высокой степени. Наглядные и учебные пособия следует применять преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, насыщенных тонов. В процессе обучения необходимо широко вводить объемные предметы и игрушки с целью получения дополнительных представлений о форме, цвете, величине объектов. Объекты на общих пособиях должны быть увеличены с целью расширения возможности применения фронтального показа.
Л.В. Фомичева отмечает, что для детей с низкой остротой зрения и имеющих косоглазие рекомендуется располагать наглядные пособия, учебники, книги на подставке так, чтобы визуальный материал находился на уровне глаз учащихся. Если же мы говорим о косоглазии, то на подставке надо ставить материал для детей со сходящимся косоглазием. Если у детей расходящееся косоглазие, то для них нужно располагать материал внизу или на горизонтальной поверхности, чтобы способствовать конвергенции глаз. В тоже время для детей с высокой степенью близорукости или дальнозоркости, на фоне чего, как правило, и развивается косоглазие, наглядный материал рекомендуется располагать на уровне глаз, в независимости от косоглазия.
Соблюдение офтальмо-гигиенических требований к наглядному и учебному материалу поможет снизить зрительное утомление и будет способствовать учебному процессу и долгой зрительной работоспособности.
2.4 Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации занятий
Большое значение имеет организация занятий. На занятиях слабовидящие дети быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Например, на занятиях по математике можно использовать рисование. Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета следует вести счет с опорой то на слух, то на зрение, то на осязание, включая всю сенсорную сферу ребенка в процесс формирования понятий. При этом как с гигиенической, так и с педагогической точки зрения целесообразно применение технических средств, для озвучивания обязательных занятий.
З. Г. Ермолович отмечает, что своевременное введение активного отдыха в занятия позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора слабовидящих учащихся младших классов не должно превышать 10 мин., частичнозрячих – 5 мин. В средних и старших классах для слабовидящих учащихся допускается зрительная нагрузка не более 15 мин., а для частичнозрячих 5-7 мин.
Введение на занятиях динамических пауз по 3 мин. (одной – для детей с косоглазием и двух — для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку. Необходимость введения двух динамических пауз для слабовидящих объясняется тем, что у детей с сопутствующими заболеваниями ЦНС, атрофией зрительного нерва, выраженными изменениями глазного дна благоприятное влияние однократного отдыха непродолжительно, что выражается в последующем нарастании зрительного утомления к концу занятия. Это лишний раз свидетельствует о необходимости дифференцированного нормирования зрительной нагрузки слабовидящих с различными нарушениями зрения и тщательного учета этих нарушений при наборе групп.
Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения имеет рациональная организация перерывов между занятиями. Проведение подвижных игр средней интенсивности оказывает положительное влияние на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с нарушенным зрением как в течение дня, так и всей недели. При этом перерыв между занятиями должен быть не менее 15 мин. Наиболее благоприятная динамика функционального состояния зрительного анализатора в течение обязательных занятий наблюдается при сочетании в утренние часы одного занятия со статическим компонентом и одного с двигательным (физкультурное или музыкальное). Занятия по физкультуре и музыке, сопровождающиеся большой двигательной активностью и насыщенные эмоционально, способствуют улучшению функционального состояния организма детей.
Физическая культура в школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей является одним из важных средств, всестороннего развития учащихся и подготовки их к трудовой деятельности, а также как средство коррекции нарушенных зрительных функций и вторичных отклонений. Основной формой работы по физическому воспитанию являются уроки физкультуры, проводимые по специально разработанным программам.
Допустимая физическая нагрузка на уроках должна определяться врачом-офтальмологом и педиатром в начале учебного года индивидуально для каждого учащегося. Для детей с отклонениями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы предусматриваются занятия по лечебной гимнастике (ЛФК).
В детских садах данного профиля предусмотрены специальные занятия по коррекции речи, которые проводятся как со всей группой, так и индивидуально. Поскольку занятия по коррекции речи связаны с дополнительной умственной нагрузкой, целесообразно, чтобы время для них отводилось в первой половине дня. При индивидуальных логопедических занятиях детей можно брать с обязательных занятий, учитывая их индивидуальные особенности и достижения. Так, например, при хороших навыках по лепке, рисованию ребенок может пропустить занятия по изобразительной деятельности.
Правильная и тщательная организация занятий будет способствовать соматическому и физическому здоровью, психоэмоциональному тонусу детей, эффективному обучению и усвоению знаний.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы о том, что правильная организация учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и социально-психологической адаптации.
Соблюдение всех офтальмо-гигиенических и санитарно-гигиенических требований к образовательным учреждениям ведет к сохранению устойчивой зрительной работоспособности школьников в динамике учебного дня и недели, снижение высокой физической и психической утомляемости за счет равномерного распределения учебной нагрузки в течение дня, уменьшение плотности занятий, распределение уроков в зависимости от трудности предметов. Приверженность статико-динамическому режиму и режиму зрительных нагрузок, воспитание сознательного отношения ребенка и взрослых к проблемам слабовидения, организация предметно-пространственной среды в образовательном учреждении так же благоприятно отражается на соматическом и физическом здоровье детей и их психоэмоциональном тонусе.
Самым важным при выполнении офтальмо-гигиенических мероприятий является охрана остаточного зрения и поддержка зрительной системы на фоне глубокого органического поражения.
Список использованной литературы и источников:
Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. — М.: Просвещение, 1978.
Белякова О.В., Ермолович З.Г. Особенности зрения частичнозрячих и слабовидящих учащихся и как беречь зрение в условиях образовательной интеграции// Особенности интегрированного обучения детей с нарушением зрения. – Минск.: НИО, 2004.
Волосовец Т.В. Методические рекомендации
по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении.- Письмо Минобразования РФ от 4 июня 2003 г. N 27/2897-6 (электронный ресурс http://www.kartyo.ru/korro/files/ant/Doc/68.htm).
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: Владос, 2000.
Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения. — СПб.,1991.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб.: КАРО,2006.
Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учеб.- Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М.: Полиграф сервис, 2000.
Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.
Фомичева Л.В. Клинико-Педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. — СПб.: КАРО,2007.
Источник