Педагогические способы решения поставленных задач

Способы решения педагогических задач

Казакова Екатерина Николаевна
Способы решения педагогических задач

Термин «решение задачи«употребляется в научно-методической литературе обычно в четырех разных смыслах: 1. Процесс перехода от условия к выполнению требования задачи (к ответу на вопрос задачи) или процесс выполнения плана решения. 2. Запись результата процесса решения (Покажи мне свое решение). 3. Ответ на вопрос задачи или вывод о выполнении требования (Назови свое решение). 4. Способ, метод перехода от условия к выполнению требования задачи (Какое красивое решение найдено).

Процесс решения задачи — это переход от условия задачи к выполнению ее к выполнению требования. Ответ на вопрос задачи или выполнение требования — результат процесса решения задачи. Иногда результатом решения может быть вывод о невозможности получения о невозможности выполнения ее требования.

Задача 1: В средней группе девочка Даша (4 года) очень долго одевается на прогулку. Ждет, когда ей помогут одеться взрослые. Дети над ней смеются, обзывают ее маленькой. Вот и 10 апреля, Даша вновь задержала всех.

Доопределение: Даша это делает для того, чтобы привлечь внимание педагога. Мама и папа очень много работают, приводят ребенка к 7.00 и забирают в 19.00. И не уделяют ребенку должного внимания. И Даша таким поведением привлекает внимание взрослых.

Проблема: недостаток внимания у Даши, негативная атмосфера в коллективе.

Цель: решение проблемы здесь и сейчас.

Задачи:

-создание позитивной психологической обстановки;

-обучение детей работать в коллективе;

-учить детей помогать друг другу;

-обеспечить получение опыта одевания Дашей.

Воспитатель: Ребята, скажите, а Вам нравится, когда Вас обзывают?

Воспитатель: Скажите, а как тогда нужно с вами разговаривать, чтобы Вам понравилось?

Дети: Хвалить, говорить добрые слова.

Воспитатель: А Даше нравится, когда Вы ее обзываете?

Воспитатель: Даша у нас только учиться одеваться, это вы знаете. А что Даша хорошо умеет делать?

Дети: Рисовать, играть.

Воспитатель: Вот за это ее можно похвалить. Скажите, а как нам помочь Даше, чтобы она быстрее научилась одеваться и мы быстрее выходили на улицу?

Воспитатель: Катя и Вика, вы одеваетесь, самые первые одеваетесь. Поможете Даше одеваться?

-Уважение личности ребенка,

-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,

-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Задача 2: На занятии по ИЗО дети (6 лет) рисовали фломастерами ель. Все дети нарисовали ее зеленой. И только Вадим нарисовал ее синей.

Доопределение: Вадим гиперактивный ребенок. Он не может долго концетрировать внимание на одном занятии и делает все слишком быстро, не продумывая действия.

Проблема: решение проблемы здесь и сейчас.

Цель: позитивный выход из сложенной ситуации, предотвращение негативной психологичсекой обстановки.

Задачи:

-поддержка инициативы детей;

-создание комфортной психологической обстановки;

-обеспечить детей получением опыта создание из синей ели зеленую.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую интересную ель нарисовал Вадим.

Дети: Но она же синяя! А должна быть зеленой.

Воспитатель: А он сообразительный мальчик и с помощью его рисунка я Вам покажу опыт. Мы можем сделать зеленую елочку из синей. Хотите я Вам покажу?

Воспитатель: Сейчас я возьму желтый фломастер и посмотрим что получися. Какая теперь елочка?

Воспитатель: Правильно. Хотите тоже провести такой эксперимент?

-Уважение личности ребенка,

-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,

-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Комплекс игр и упражнений для решения задач познавательного развития детей Средняя группа (от 4 до 5 лет) 1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение.

Интеграция как средство решения задач речевого недоразвития детей с ОНР Идея интеграции берет свое начало в трудах великого дидакта Я. А. Каменского, утверждавшего что связано между собой, должно быть связано постоянно.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Способы составления арифметических задач» Образовательные: • систематизировать знания детей о способах составления арифметических задач и записывать их решение с помощью цифр; •.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Решения задач» Программное содержание: 1. Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10;.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок: способы решения проблемы» Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но.

Консультация для воспитателей «Условия, необходимые для решения задач экологического воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей «Условия, необходимые для решения задач экологического воспитания дошкольников» Природа оказывает огромное.

Мастер-класс «Художественное конструирование как вид детской деятельности для решения образовательных задач ДОО» Цель: расширить знания педагогов в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников за счет использования символических средств.

Проблемы современного ребенка и способы их решения Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье,.

Читайте также:  Способы развития эмоциональной сферы ребенка

Родительское собрание «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем» Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем Родительское собрание в 3 классе Задачи: обсудить проблему плохой.

Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы» Цели: 1. Выяснить причины неуспеваемости учащихся; 2. Помочь родителям искоренить эти причины. Задачи: 1. Разработать совместно с родителями.

Источник

Педагогические средства и способы решения поставленных задач.

При выборе средств и способов педагогических воздействий учитель должен быть ориентирован, в первую очередь:

а) на ученика, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития, на проектирование новых уровней его психического развития. При этом ключевой является идея развития активности и самостоятельности учащихся. Организуя их деятельность, учитель должен строить управление не как прямое воздействие, а как передачу ученику тех «оснований», из которых он мог бы самостоятельно выводить свои решения. И выбор педагогических средств, в первую очередь, определяется индивидуальными и возрастными особенностями ребенка;

б) на свои личностные и профессиональные возможности и способности. Основными принципами самореализации учителя являются эмоциональная и личностная раскрытость, психологической «настрой» на оптимальную работу с данным классом с целью достижения максимальной убедительности и выразительности, удовлетворенность собой в процессе совместной с учениками творческой деятельности;

в) на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учащимися и учащихся друг с другом, создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата. Для этого необходимо уважительное отношение учителя к личности ученика, диалогическое открытое общение, тепло и дружелюбие в отношениях с детьми, определение областей непонимания и стремление его устранить, опираясь на сильное стороны ученика, его индивидуальный опыт, поиск активных и разнообразных методов работы учащихся на уроке;

г) на отбор и переработку содержания учебного материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информационного материалов, направленных на усвоение учениками системы знаний, обосновывающей глубокую связь учебного предмета с жизнью.

Анализ и оценка педагогических действий учителя, то есть осознание и коррекция учителем своего труда.

Каждый учитель стремится правильно оценить и вовремя скорректировать свою работу. Поэтому он осуществляет анализ ошибок, промахов и педагогических находок, обобщает свой опыт, составляет и реализует план своего профессионального развития. Особенность этих действий — направленность на самого себя, изучение уровня своего педагогического мастерства через анализ процессуальной результативной стороны деятельности.

Особенности индивидуального стиля педагогической

Педагогическая деятельность включает следующие компоненты:

1) постановку педагогических задач;

2) использование средств и способов педагогической деятельности;

3) реализацию приемов контроля и оценки своей деятельности.

Учитывая указанные компоненты, соотносимые с ориентировочной, исполнительской и контрольной фазами педагогической деятельности, были выделены содержательные и динамические характеристики индивидуального стиля, а также результативность педагогической деятельности учителя.

В таблице представлена схема общего подхода к индивидуальному стилю педагогической деятельности.

Содержательные характеристики индивидуального стиля Динамические характеристики индивидуального стиля Результативность педагогической деятельности
1. Преимущественная ориентация учителя на результаты обучения, на процесс обучения, на процесс и результаты обучения 2. Адекватность- неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса 3. Оперативность- консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности 4. Рефлексивность-интуитивность 1. Гибкость-традиционность 2. Импульсивность-осторожность 3. Устойчивость-неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации 4. Стабильное, эмоционально-положительное – неустойчивое эмоциональное отношение к учащимся 5. Наличие – отсутствие личностной тревожности 6. Направленность рефлексии в неблагоприятной ситуации на себя, на обстоятельства, на других. 1. Уровень знаний учащихся 2. Характер развития интереса школьников к изучаемому предмету 3. Сформированность у школьников навыков и умений

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Внутришкольный контроль — это сознательная, целенаправленная деятельность администрации школы, направленная на выявление от­клонений от программы управления.

Руководитель образовательного учреждения:

1. определяет систему мер по выявлению соответствия реального хода учебно-воспитательного процесса учебным планам, приказам и ин­струкциям,

2. занимается сбором и обработкой контрольной информации,

3. выявляет успехи, достигнутые учителями с целью распро­странения в коллективе, и недостатки с целью их предупреждения и лик­видации,

Руководитель должен знать нормативные документы.

Руководитель должен знать цели и задачи на данный учебный год, решения педсоветов, производственных совещаний и т.д.

Содержание внутришкольного контроля

Три составляющих: учебно-воспитательный процесс, педагогиче­ские кадры, учебно-материальная база.

Основные направления внутришкольного контроля.

контроль за выполнением всеобуча;

— контроль за состоянием преподавания учебных предметов;

— контроль за состоянием знаний, умений и навыков учащихся;

— контроль за внеклассной воспитательной работой;

— контроль за внешкольной воспитательной работой.

— контроль за выполнением нормативных документов;

— контроль за выполнением решений педсоветов;

-контроль за выполнением рекомендаций научно-практических конференции и производственных совещаний;

— контроль за работой м/о;

— контроль за повышением квалификации учителей;

— контроль за самообразованием учителей.

Читайте также:  Способы оплаты с asos

— контроль за учетом, хранением и использованием учебно-наглядных пособий и ТСО;

— контроль за развитием кабинетной системы;

— контроль за созданием учебно-материальной базы для внеклассной воспитательной работы;

— контроль за ведением школьной документации, школьного делопроизводства;

— контроль за деятельностью учебно-воспитательного персонала.

Принципы внутришкольного контроля

3. Выделение главного звена.

Методы внутришкольного контроля

1. Метод наблюдений за деятельностью учителя и ученика при посещении урока и внеклассных мероприятий.

3. Административные проверки (устные, письменные, комбинированные).

4. Метод выборочного специального собеседования.

5. Индивидуальные беседы сучениками, учителями, родителями.

Планирование внутришкольного контроля

2. Выбор объекта контроля.

3. Планирование контроля.

4. Определение субъекта контроля /кто исполняет/.

5. Сбор и обработка информации.

6. Подведение итогов контроля, выработка рекомендаций.

Виды и формы внутришкольного контроля

В соответствии с нормативными документами осуществляются два вида контроля: тематический и фронтальный.

Цель тематического контроля заключается в глубоком изучении отдельного вопроса (качество знаний учащихся по какой-то теме, формирование умений, навыков на уроках и т.д.). Объектом тематического контроля может быть один учитель или методическое объединение. Тематический контроль осуществляется в любое время года. Субъектом контроля могут быть администрация, общественный орган, совместные административные с общественными.

Фронтальный контроль осуществляется с целью глубокой, всесторонней проверки по всем вопросам одного учителя или группы учителей. Срок проведения фронтального контроля: не более одного раза в течение года. Субъектом контроля выступает администрация и общественный орган.

— в конце сентября административная проверка знаний по результатам повторения. Итог подводится на совместном заседании м/о учителей начальных классов и предметников;

— в сентябре планируется тематическая проверка: «Система работы молодых учителей и вновь прибывших учителей», или выявление уровня подготовки учителей к новому учебному году;

— проверка классных журналов осуществляется в сентябре;

— проверка личных дел учащихся проводится два раза в год, справка оформляется директором.

Тематическая проверка может быть предупредительной и последующей по срокам реализации. По объекту контроля — персональной, классно-обобщающей и комплексно-обобщающей /в параллели/.

Программа фронтальной проверки работы учителя.

1. Выполнение учителями Устава школы и правил внутреннего распорядка.

2. Подготовка учителя к урокам, внеклассным мероприятиям (тематическое и поурочное планирования, планирование воспитательной работы).

3. Выполнение учителем учебных программ.

4. Качество уроков, их развивающая и воспитывающая роль.

5. Состояние знаний, умений и навыков учащихся. 6. Воспитание интереса к предмету (проблемное обучение).

7. Как учитель учит учиться.

8. Воспитание учащихся в ходе обучения и во внеурочное время.

9.Развитие устной и письменной речи учащихся. Организация внеклассного чтения.

10.Работа учителя по предупреждению неуспеваемости и второгодничества, изучение причин неуспеваемости, дифференцированная работа и индивидуальный подход.

11. Состояние тетрадей учащихся, периодичность и качество проверки. Система письменных работ, удельный вес самостоятельных и творческих работ.

12. Ведение классного журнала.

13. Воспитательная работа.

14. Работа с родителями.

15. Самообразовательная работа учителя.

16. Результаты учебно-воспитательной работы. Качество знаний учащихся. Фронтальный контроль может быть персональным, обобщающе-комплексным и иногда классно-обобщающим.

Способы проверки деятельности учителя и ученика

1. Выборочное посещение уроков. Администрации школы по личному плану следует проводить такое посещение. Цель: проверить готовность учителя к урокам.

2. Тематическое посещение уроков. Заранее запланировать. Цель: всестороннее изучение работы учителя во время посещений уроков по одной теме (3-5) с целью изучения опыта работы учителя или системы работы нового учителя.

3. Параллельное посещение уроков. Цель: посещение уроков с целью сравнения работ учащихся у разных учителей. Сравнить эффективность деятельности учителей при выполнении учебных программ в одних и тех же классах.

4. Комплексное изучение отдельных классов. Цель: посещение всех уроков в один день в одном и том же классе. Соблюдение единых требований к учащимся. Оценка работоспособности и активности учащихся одного и того же коллектива у разных учителей.

5. Целевое посещение урока с приглашением специалиста.

6. Посещение уроков с устным опросом учащихся. Такие посещения готовятся заранее или в ходе урока. /Оценка методов учителя/.

Виды и методы внутришкольного контроля

Содержание контроля Посещение и анализ урока Посещение и анализ внеклассного мероприятия Проверка классных журналов Проверка тетрадей учащихся Проверка знаний и умений, навыков учащихся Просмотр планов работы учителя Собеседование или беседы с учителем Анкетирование учителей, учащихся, родителей
1. Изучение программного материала /выполнение гос. программы/ + + + + + + +
2. Выполнение программного минимума лабораторно-практических работ + + + +
3. Глубина, осознанность, прочность знаний, уровень навыков + + + +
4. Предупреждение перегрузки учащихся учебной работой, домашней работой, объем классной и домашней работы + + + +

Содержание внутришкольного контроля

Основные направления внутришкольного контроля Содержание
Учебно-воспитательный процесс 1. Контроль за выполнением всеобуча 2. Контроль за состоянием преподавания учебных предметов 3. Контроль за состоянием знаний, умений, навыков учащихся 4. Контроль за внеклассной воспитательной работой 5. Контроль за внешкольной воспитательной работой
Педагогические кадры 1. Контроль за выполнением директивных и нормативных документов 2. Контроль за выполнением решений педсоветов 3. Контроль за выполнением рекомендации научно-практических конференций и производственных совещаний 4. Контроль за работой МО. Контроль за выполнением квалификации учителей /докурсовая, курсовая и послекурсовая работа с учителями/ 5. Контроль за самообразованием учителей
Учебно-материальная база 1. Контроль за учетом, хранением и использованием учебно-наглядных пособий и ТСО 2. Контроль за развитием кабинетной системы 3. Контроль за созданием учебно-материальной базы для внеклассной воспитательной работы 4. Контроль за ведением школьной документации 5. Контроль за деятельностью учебно-воспитательного персонала /библиотекарь, лаборант и т.д./
Читайте также:  Что такое покрытие гальваническим способом

Условия эффективности контроля

1. Своевременная и точная информация о положении дел в школе.

2. Организация ВШК на основании изучения уровня развития школьного коллектива с учетом деловых и личностных качеств учителей.

З. Действенность контроля. Оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается. Распространение передового опыта и лучших образцов работы с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса.

4. Высокая культура проверяющих, их компетентность. Соответствие предъявляемых требований к конкретным условиям работы учителя.

Критерии оценки учебного процесса в школе

1. Выполнение учителем плана и учебных программ. Уровень знаний, умений и навыков учащихся.

2. Уровень развития учащихся. Степень их самостоятельности овладения навыками умственного труда.

3. Осуществление воспитывающей направленности обучения.

4. Качество уроков и внеклассных мероприятий.

5.Осуществление дифференцированного подхода к учащимся и предупреждение неуспеваемости на этой основе.

6. Проведение текущей и итоговой оценки деятельности учителя.

Итоговая оценка деятельности учителя

1.Какие знания получены учащимися за все годы обучения у данного учителя.

2. Какого конкретного результата в формировании общеучебных умений и навыков достиг учитель.

З. Как изменился уровень воспитанности учащихся.

Структура справки по итогам проверки /фронтальной и тематической/

1. Указание названий и сроков проверки объекта, который проверялся.

2. Цели и задачи проверки.

3. Состав проверяющей комиссии.

4. Объем проделанной работы.

5.Итоги, результаты проверки с указанием причин, выявленных недостатков.

6.Выводы, предложения и конкретные рекомендации по совершенствованию работы педагогического коллектива.

Памятка для беседы с учителями по итогам четверти

1. Выполнение учебного плана и программы.

Количество уроков по учебному плану, дано фактически. Есть ли отставание, его причины. Как будет ликвидировано.

Выполнение практической части программы.

Система самостоятельных творческих и контрольных работ. Их количество, качество выполнения учащимися.

2. Успеваемость и качество знаний учащихся. Какие есть недочеты.

З. Работа учителя по повышению качества знаний, умений и навыков учащихся. Подготовка к урокам. Рабочие и тематические планы учителя.

Формирование интереса к знаниям, учению.

Как работает учитель над развитием мышления и речи учащихся.

Использование технических средств в обучении.

Осуществление связи обучения с жизнью, с трудом.

Дополнительные занятия. Организация взаимопомощи в учебе.

Контроль и его результаты.

4. Внеклассная работа по предмету.

Кружки, клубы по интересам. Предметные вечера, олимпиады, конкурсы. Выпуск специальных газет, бюллетеней и т.д. Результативность внеклассной работы. Влияние ее на качество знаний учащихся.

5. Воспитание учащихся во внеурочное время. Результативность воспитательных воздействий.

6. Повышение педагогического мастерства учителя. Работа по самообразованию. Участие в семинарах, лекториях. Выступление с докладами /где, тематика /. Посещение уроков у учителей своей школы и других учителей в районе и др.

Какие методические вопросы не решены.

7. Общественная работа учителя.

8. Оформление материала для школьного методкабинета. Методическая разработка отдельных уроков или тем. Наглядные пособия, раздаточный материал, альбомы. Сборники творческих работ учащихся и т. д.

9. Какие трудности в работе испытывает, в какой помощи нуждается.

10. Итоги работы:

Всего обучается ______ человек, из них учится на

«5» ______ «4» ______ «3» ______ «2» ______

Получили переэкзаменовку и задание на осень______

Оставлены на второй год ______

Снижена оценка по поведению______

11. Предложения по улучшению работы администрацией школы.

Программа изучения выполнения учебных программ.

2. Выполнение общих требований программы (из объяснительных записок).

3. Объем выполнения программы (полностью ли выполнены программы, все ли темы изучены в запланированные сроки).

4. Ритмичность выполнения программы (соответствие количества часов, отведенных на изучение отдельных тем программы); если нет, то почему, на какие темы и на каком основании учителем отведено большее или меньшее количество часов, соблюдение последовательности в изучении учебного материала.

5. Соответствие содержанию. Усвоение учащимися содержания учебного предмета, предусмотренного программой, качество знаний учащихся.

6. Соответствие срокам.

7. Качество выполнения теоретической части.

8. Качество выполнения практической части программы, уровень ее осуществления.

9. Обеспечение межпредметных связей в процессе обучения, обусловленных учебной программой.

10. Уровень формирования общеучебных навыков.

11. Состояние организации, повторения и обеспечения систематизации знаний.

12. Специальные умения и навыки.

13. Состояние контроля (со стороны учителя) за знаниями и умениями учащихся.

Источник

Оцените статью
Разные способы