Педагогические способы регуляции поведения это

Статья на тему «Методы регулирования поведения обучающихся на уроке»

Ю. А. Василенко, А. Э. Чашкин

Методы регулирования поведения обучающихся на уроке

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема регулирования поведения обучающихся во время занятия существует с древнейших времен, но все же каждый исторический период в развитии образования выделял свои методы для решения данной проблемы. Часть из этих методов устарела, часть запретили, часть до сих пор используют.

В отечественной педагогике традиционно для регулирования поведения использовались методы беседы, увещевания, убеждения и конечно же наказания, включая и физические. В связи с тем, что с 1904 г. в России отменили телесные наказания в школах как метод регулирования поведения, учителя задались таким вопросом, как теперь контролировать поведение учащихся. В ХХ веке активно разрабатываются методы регулирования поведения на основе уважительного отношения к ребенку, но от наказаний в полной мере не отказываются, остаются приемы «оставления после урока», кондуит, замечания в дневнике, сообщение родителям, вызов на педагогический совет, карцер и др.

Современная отечественная теория и практика провозгласила гуманистические основания организации образовательного процесса (Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об образовании в РФ», Профессиональный стандарт педагога). В профессиональном стандарте педагога (2013) обозначены требования к сформированности трудовых действий педагога, связанных с поведением, как:

1.Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

3. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

4. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации. [1]

Возникновение конфликтов в школе снижает качество образования, они могут надолго нарушить систему взаимоотношений между учителем и учениками, между учителями, между учителями и родителями. Конфликты вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей деятельностью. Педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Опыт работы показывает, что конфликтующие стороны редко осознают истинные причины конфликта, чаще обращают внимание лишь на их внешнее проявление и следствия. Инициатива в разрешении педагогического конфликта обычно принадлежит учителю.

Целью данной исследовательской работы является изучение методов регулирования поведения на основе стратегий общения в ситуации школьного конфликта, возможности его урегулирования. Рассмотрим основные педагогические категории, которыми мы будем оперировать в нашей статье. По мнению Ефремовой, поведение представляет собой, «с овокупность поступков и действий по отношению к окружающим», «умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка» [2]

В психологическом словаре значение категории поведение характеризуется следующим образом: «целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности — животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению». Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду [3].

История совершенствования методов регулирования поведением на основе уважения к личности ребенка очень интересна. Анализ показал, что существует несколько концепций к решению этой проблемы. В приведенной таблице показаны некоторые из наиболее популярных концепций и подходов, способов (табл.1).

Читайте также:  Способы остановки кровотечений наложение давящей повязки пальцевое прижатие наложение жгута

Концепции и методы регулирования поведения ребенка

Теория естественного воспитания

Уважения и требовательности к личности ребенка

В коллективе и через коллектив

На глубоких товарищеских отношениях

Воспитание и обучение без наказаний,

Естественного развития и воспитания

Воспитания через собственный опыт

Методика и принципы воспитания в коллективе и труде.

«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям». [7]

«В среде педагогов можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка» (В.Сухомлинский)

Идея свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. Выступил против авторитарного воспитания.

Концепция А.С. Макаренко была подчинена главной цели: ребенок должен чувствовать себя, прежде всего гражданином, личностью, которую уважают, а потому и много требуют от него. В этом и заключается основополагающая идея теории и практики воспитания личности гражданина, личностно-социальная концепции гражданского воспитания. Основными методами регулирования поведения, по его мнению, было, что ребенка нужно часто поощрять, а наказывать только при необходимости. [4]

Методами регулирования поведения Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя — гармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал, прежде всего, самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества. [5]

В.А.Сухомлинский — достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, — отмечал Сухомлинский, — можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка». Методами регулирования поведения В.А.Сухомлинский считал, что наказания совершенно не нужны, главное, чтобы ребенок воспитывался в добре, любви и ласке. [6]

Был проведен опрос среди учителей, и анализ ответов показал, что каждый из методов отдельно, зачастую, не применяется, а используется комплексное воздействие на учащихся с помощью нескольких методов одновременно; Выделяют следующие методы регулирования поведения школьника: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В современных условиях методы регулирования поведения выступают в противоречивом единстве. Основное значение имеет не отдельные средства, а их общая система. Естественно, на определенном этапе воспитания тот или иной метод должен применятся в более или менее единичном виде. Главное, что без соединения с другими методами замедляется достижение поставленной цели в воспитательном процессе и из-за этого метод утрачивает своего значения.

Список использованных источников:

1. Профессиональный стандарт педагога от «18» октября 2013 г. № 544н.

2. Сухомлинский В.А. Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.

3. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, — 494 с.

Читайте также:  Презентация классификация текстильных химических волокон способы их получения

4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1983—1986.

5. Всемирный доклад по образованию 1998 г.: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. – Барселона, ЮНЕСКО, 1998. – 175 с.

6. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., 1975.- С. 11-44

7. Постовалова В. И. Макаренко , которого всем нам необходимо знать // Народное образование. — 2002. — № 10. — С. 196-201.

Источник

Формы и методы управления поведением обучающихся на воспитательских часах. Механизмы регуляции поведения

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема регулирования поведения обучающихся во время занятия существует с древнейших времен, но все же каждый исторический период в развитии образования выделял свои методы для решения данной проблемы. Часть из этих методов устарела, часть запретили, часть до сих пор используют.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы управления поведением обучающихся на воспитательских часах. Механизмы регуляции поведения»

Формы и методы управления поведением обучающихся на воспитательских часах.

Механизмы регуляции поведения.

Хасанова Татьяна Николаевна

МБОУ «СКШИ VIII вида»

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема регулирования поведения обучающихся во время занятия существует с древнейших времен, но все же каждый исторический период в развитии образования выделял свои методы для решения данной проблемы. Часть из этих методов устарела, часть запретили, часть до сих пор используют.

В профессиональном стандарте педагога (2013) обозначены требования к сформированности трудовых действий педагога, связанных с поведением, как:

1.Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

3. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

4. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

Под «плохим» поведением понимаются не только хулиганские и хамские выходки, но также любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение. К образцам такого поведения относятся также потеря интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя, — то есть все, что указывает на неадаптированность ученика.

Алгоритм взаимодействия с нарушителями дисциплины:

  • 1. Распознать истинную цель поступка.
  • 2. Выбрать способ вмешаться и остановить нежелательное поведение.
  • 3. Выбрать стратегию своего поведения, чтобы в будущем постепенно снижать число подобных поступков учащихся.

Поведение ребенка – это внешнее проявление достижения определенных целей. При этом существуют определенные психологические законы:

Закон первый : поведение ребенка это всегда результат его выбора.

Закон второй : общая цель любого поведения – чувствовать свою принадлежность к школьной жизни. Общая цель воплощается в 3-х частных целях:

— ощущать состоятельность в учебе (интеллектуальная состоятельность);

— строить приемлемые отношения с учителями и учащимися (коммуникативная состоятельность);

— вносить вклад в жизнь школы и класса (состоятельность в деятельности).

Закон третий : За нарушением поведения стоят мотивы:

— привлечение внимания («хочу быть в центре внимания класса и получать особое внимание от учителя и учеников»);

— власть («ты мне ничего не сделаешь, я главный в классе»);

— месть («я проучу учителя, учеников, весь мир»);

— избегание неудач («ничего не буду делать, у меня ничего не получится»).

Четыре мотива плохого поведения

ная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению

Получать особое внимание

Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить в ответ на обиду

Слишком высокие требования родителей и учителей

«Не буду и пробовать, все равно не получится»

Сильные стороны поведения

Читайте также:  Способы пластик пахового канала

Потребность в контакте с учителем

Реакция учителя: эмоции

Смелость, сопротивление влияниям

Реакция учителя: импульс

Способность защищать себя от боли и обид

Гнев, негодование, может быть страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Прекращает выходку, когда сам решит

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Прекращает выходку, когда сам решит

Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать

Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение

Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций

Больше внимания уделять хорошему поведению. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

1. Уход от конфронтации и снижение напряженности.

1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них.

Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу»

2. Передача ученику части своей организаторской власти.

2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.

1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу».

2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – привлечение внимания:

1. Прием — минимизация внимания

2. Прием — прерывание паттерна (шаблона)

3. Прием — отвлечение

4. Прием — поощрение хорошего поведения

5. Прием — пересаживание

6. Прием – избегание прямой конфронтации.

7. Прием – признание силы ученика

8. Прием – уберите зрителей

9. Прием – озадачивание

10. Прием – удаление

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – власть:

Прием – избегание прямой конфронтации.

— контролировать свои негативные эмоции, полностью отказаться от их демонстрации подростку;

— не допускать даже малейшего проявления агрессии;

— избежать на время дисциплинарных мер.

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – месть:

  • Прием – признание силы ученика
  • Прием – уберите зрителей
  • Прием – озадачивание
  • Прием – удаление

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – избегание неудач:

  • Прием — яркая наглядность;
  • Прием — использование компьютера для формирования навыков – он интересен и не надоедает детям;
  • Прием — дозированная подача учебного материала, чаще маленькими порциями;
  • Прием — дополнительные специальные задания для отстающих учеников;
  • Прием — диагностика познавательной сферы специалистами и выявление дефекта;
  • Прием — ученическое репетиторство;
  • Прием — репетиторство, организованное родителями;
  • Прием — смена программы обучения и др.

Общие правила по поддержанию дисциплины

1. Правило активизации познавательной деятельности – все обучающиеся заняты. Использование игр, технических средств, интегрированных уроков. Во время подготовки и проведения профилактических мероприятий необходимо задействовать максимальное количество учащихся в активных действиях.

2. Правило «трех первых парт» — первые три парты в начале урока, занятия всегда свободны. По заданию педагога за них садятся ученики для индивидуальной работы или контроля знаний.

3. Правило «опоздавшего» — принятие совместно с учениками в начале года. Оно заключается в том, что опоздавший всегда приглашается отвечать к доске.

4. Правило доброты — использование принципа толерантности в общении с детьми (поддержка, эмоциональные поглаживания).

Игровые приемы по поддержанию дисциплины

-Неожиданное начало занятия (дети не могут успокоиться, включиться в занятие, шум)

-Кто меня слышит

Причины плохой дисциплины учащихся на уроке следует искать в учителе. «Кто хорошо обучает, хорошо и дисциплинирует», — утверждал выдающийся немецкий педагог-демократ А. Дистервег.

Вы можете использовать данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

На момент создания презентации все ссылки

Источник

Оцените статью
Разные способы