- Статья на тему «Методы регулирования поведения обучающихся на уроке»
- 4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1983—1986.
- 6. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., 1975.- С. 11-44
- 7. Постовалова В. И. Макаренко , которого всем нам необходимо знать // Народное образование. — 2002. — № 10. — С. 196-201.
- Формы и методы управления поведением обучающихся на воспитательских часах. Механизмы регуляции поведения
- Просмотр содержимого документа «Формы и методы управления поведением обучающихся на воспитательских часах. Механизмы регуляции поведения»
Статья на тему «Методы регулирования поведения обучающихся на уроке»
Ю. А. Василенко, А. Э. Чашкин
Методы регулирования поведения обучающихся на уроке
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема регулирования поведения обучающихся во время занятия существует с древнейших времен, но все же каждый исторический период в развитии образования выделял свои методы для решения данной проблемы. Часть из этих методов устарела, часть запретили, часть до сих пор используют.
В отечественной педагогике традиционно для регулирования поведения использовались методы беседы, увещевания, убеждения и конечно же наказания, включая и физические. В связи с тем, что с 1904 г. в России отменили телесные наказания в школах как метод регулирования поведения, учителя задались таким вопросом, как теперь контролировать поведение учащихся. В ХХ веке активно разрабатываются методы регулирования поведения на основе уважительного отношения к ребенку, но от наказаний в полной мере не отказываются, остаются приемы «оставления после урока», кондуит, замечания в дневнике, сообщение родителям, вызов на педагогический совет, карцер и др.
Современная отечественная теория и практика провозгласила гуманистические основания организации образовательного процесса (Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об образовании в РФ», Профессиональный стандарт педагога). В профессиональном стандарте педагога (2013) обозначены требования к сформированности трудовых действий педагога, связанных с поведением, как:
1.Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
3. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
4. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации. [1]
Возникновение конфликтов в школе снижает качество образования, они могут надолго нарушить систему взаимоотношений между учителем и учениками, между учителями, между учителями и родителями. Конфликты вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей деятельностью. Педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Опыт работы показывает, что конфликтующие стороны редко осознают истинные причины конфликта, чаще обращают внимание лишь на их внешнее проявление и следствия. Инициатива в разрешении педагогического конфликта обычно принадлежит учителю.
Целью данной исследовательской работы является изучение методов регулирования поведения на основе стратегий общения в ситуации школьного конфликта, возможности его урегулирования. Рассмотрим основные педагогические категории, которыми мы будем оперировать в нашей статье. По мнению Ефремовой, поведение представляет собой, «с овокупность поступков и действий по отношению к окружающим», «умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка» [2]
В психологическом словаре значение категории поведение характеризуется следующим образом: «целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности — животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению». Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду [3].
История совершенствования методов регулирования поведением на основе уважения к личности ребенка очень интересна. Анализ показал, что существует несколько концепций к решению этой проблемы. В приведенной таблице показаны некоторые из наиболее популярных концепций и подходов, способов (табл.1).
Концепции и методы регулирования поведения ребенка
Теория естественного воспитания
Уважения и требовательности к личности ребенка
В коллективе и через коллектив
На глубоких товарищеских отношениях
Воспитание и обучение без наказаний,
Естественного развития и воспитания
Воспитания через собственный опыт
Методика и принципы воспитания в коллективе и труде.
«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям». [7]
«В среде педагогов можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка» (В.Сухомлинский)
Идея свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. Выступил против авторитарного воспитания.
Концепция А.С. Макаренко была подчинена главной цели: ребенок должен чувствовать себя, прежде всего гражданином, личностью, которую уважают, а потому и много требуют от него. В этом и заключается основополагающая идея теории и практики воспитания личности гражданина, личностно-социальная концепции гражданского воспитания. Основными методами регулирования поведения, по его мнению, было, что ребенка нужно часто поощрять, а наказывать только при необходимости. [4]
Методами регулирования поведения Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя — гармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал, прежде всего, самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества. [5]
В.А.Сухомлинский — достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, — отмечал Сухомлинский, — можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка». Методами регулирования поведения В.А.Сухомлинский считал, что наказания совершенно не нужны, главное, чтобы ребенок воспитывался в добре, любви и ласке. [6]
Был проведен опрос среди учителей, и анализ ответов показал, что каждый из методов отдельно, зачастую, не применяется, а используется комплексное воздействие на учащихся с помощью нескольких методов одновременно; Выделяют следующие методы регулирования поведения школьника: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В современных условиях методы регулирования поведения выступают в противоречивом единстве. Основное значение имеет не отдельные средства, а их общая система. Естественно, на определенном этапе воспитания тот или иной метод должен применятся в более или менее единичном виде. Главное, что без соединения с другими методами замедляется достижение поставленной цели в воспитательном процессе и из-за этого метод утрачивает своего значения.
Список использованных источников:
1. Профессиональный стандарт педагога от «18» октября 2013 г. № 544н.
2. Сухомлинский В.А. Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
3. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, — 494 с.
4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1983—1986.
5. Всемирный доклад по образованию 1998 г.: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. – Барселона, ЮНЕСКО, 1998. – 175 с.
6. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., 1975.- С. 11-44
7. Постовалова В. И. Макаренко , которого всем нам необходимо знать // Народное образование. — 2002. — № 10. — С. 196-201.
Источник
Формы и методы управления поведением обучающихся на воспитательских часах. Механизмы регуляции поведения
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема регулирования поведения обучающихся во время занятия существует с древнейших времен, но все же каждый исторический период в развитии образования выделял свои методы для решения данной проблемы. Часть из этих методов устарела, часть запретили, часть до сих пор используют.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы управления поведением обучающихся на воспитательских часах. Механизмы регуляции поведения»
Формы и методы управления поведением обучающихся на воспитательских часах.
Механизмы регуляции поведения.
Хасанова Татьяна Николаевна
МБОУ «СКШИ VIII вида»
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема регулирования поведения обучающихся во время занятия существует с древнейших времен, но все же каждый исторический период в развитии образования выделял свои методы для решения данной проблемы. Часть из этих методов устарела, часть запретили, часть до сих пор используют.
В профессиональном стандарте педагога (2013) обозначены требования к сформированности трудовых действий педагога, связанных с поведением, как:
1.Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
3. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
4. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
Под «плохим» поведением понимаются не только хулиганские и хамские выходки, но также любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение. К образцам такого поведения относятся также потеря интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя, — то есть все, что указывает на неадаптированность ученика.
Алгоритм взаимодействия с нарушителями дисциплины:
- 1. Распознать истинную цель поступка.
- 2. Выбрать способ вмешаться и остановить нежелательное поведение.
- 3. Выбрать стратегию своего поведения, чтобы в будущем постепенно снижать число подобных поступков учащихся.
Поведение ребенка – это внешнее проявление достижения определенных целей. При этом существуют определенные психологические законы:
Закон первый : поведение ребенка это всегда результат его выбора.
Закон второй : общая цель любого поведения – чувствовать свою принадлежность к школьной жизни. Общая цель воплощается в 3-х частных целях:
— ощущать состоятельность в учебе (интеллектуальная состоятельность);
— строить приемлемые отношения с учителями и учащимися (коммуникативная состоятельность);
— вносить вклад в жизнь школы и класса (состоятельность в деятельности).
Закон третий : За нарушением поведения стоят мотивы:
— привлечение внимания («хочу быть в центре внимания класса и получать особое внимание от учителя и учеников»);
— власть («ты мне ничего не сделаешь, я главный в классе»);
— месть («я проучу учителя, учеников, весь мир»);
— избегание неудач («ничего не буду делать, у меня ничего не получится»).
Четыре мотива плохого поведения
ная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению
Получать особое внимание
Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка
Рост насилия в обществе
«Ты мне ничего не сделаешь»
Вредить в ответ на обиду
Слишком высокие требования родителей и учителей
«Не буду и пробовать, все равно не получится»
Сильные стороны поведения
Потребность в контакте с учителем
Реакция учителя: эмоции
Смелость, сопротивление влияниям
Реакция учителя: импульс
Способность защищать себя от боли и обид
Гнев, негодование, может быть страх
Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху
Прекратить выходку с помощью физического действия
Немедленно ответить силой или уйти из ситуации
Прекращает выходку, когда сам решит
Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста
Прекращает выходку, когда сам решит
Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать
Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение
Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций
Больше внимания уделять хорошему поведению. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.
Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем
1. Уход от конфронтации и снижение напряженности.
1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них.
Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу»
2. Передача ученику части своей организаторской власти.
2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.
1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу».
2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.
Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – привлечение внимания:
1. Прием — минимизация внимания
2. Прием — прерывание паттерна (шаблона)
3. Прием — отвлечение
4. Прием — поощрение хорошего поведения
5. Прием — пересаживание
6. Прием – избегание прямой конфронтации.
7. Прием – признание силы ученика
8. Прием – уберите зрителей
9. Прием – озадачивание
10. Прием – удаление
Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – власть:
Прием – избегание прямой конфронтации.
— контролировать свои негативные эмоции, полностью отказаться от их демонстрации подростку;
— не допускать даже малейшего проявления агрессии;
— избежать на время дисциплинарных мер.
Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – месть:
- Прием – признание силы ученика
- Прием – уберите зрителей
- Прием – озадачивание
- Прием – удаление
Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – избегание неудач:
- Прием — яркая наглядность;
- Прием — использование компьютера для формирования навыков – он интересен и не надоедает детям;
- Прием — дозированная подача учебного материала, чаще маленькими порциями;
- Прием — дополнительные специальные задания для отстающих учеников;
- Прием — диагностика познавательной сферы специалистами и выявление дефекта;
- Прием — ученическое репетиторство;
- Прием — репетиторство, организованное родителями;
- Прием — смена программы обучения и др.
Общие правила по поддержанию дисциплины
1. Правило активизации познавательной деятельности – все обучающиеся заняты. Использование игр, технических средств, интегрированных уроков. Во время подготовки и проведения профилактических мероприятий необходимо задействовать максимальное количество учащихся в активных действиях.
2. Правило «трех первых парт» — первые три парты в начале урока, занятия всегда свободны. По заданию педагога за них садятся ученики для индивидуальной работы или контроля знаний.
3. Правило «опоздавшего» — принятие совместно с учениками в начале года. Оно заключается в том, что опоздавший всегда приглашается отвечать к доске.
4. Правило доброты — использование принципа толерантности в общении с детьми (поддержка, эмоциональные поглаживания).
Игровые приемы по поддержанию дисциплины
-Неожиданное начало занятия (дети не могут успокоиться, включиться в занятие, шум)
-Кто меня слышит
Причины плохой дисциплины учащихся на уроке следует искать в учителе. «Кто хорошо обучает, хорошо и дисциплинирует», — утверждал выдающийся немецкий педагог-демократ А. Дистервег.
Вы можете использовать данное оформление
для создания своих презентаций,
но в своей презентации вы должны указать
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
На момент создания презентации все ссылки
Источник