Приёмы развития памяти у детей дошкольного возраста.
статья
Анализ возможностей развития памяти у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт. | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы развития памяти у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. За это время происходят серьезные качественные и количественные изменения во всех психических процессах. Так, в процессах памяти важнейшим изменением является появление элементов произвольности. Происходит это приблизительно в четырехлетнем возрасте. А к старшему дошкольному возрасту память постепенно трансформируется в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 64 п. 1) указывается на то, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование интеллектуальных и личностных качеств, а также формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Ссылаясь на нормативные документы, можно сделать вывод, о том, что интеллектуальному развитию детей в дошкольном образовании необходимо уделять особое внимание и создавать оптимальные условия для развития памяти, использовать специальные приемы для ее развития.
Цель – выявить приемы развития памяти у детей дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. описать особенности памяти у детей дошкольного возраста;
2. выделить приемы и условия развития памяти детей дошкольного возраста.
Основной метод исследования в этой работе – теоретический анализ научной литературы (учебных пособий, публикаций в периодических изданиях), а также интернет-ресурсов по проблематике приемов развития памяти у детей дошкольного возраста.
1. Особенности памяти детей дошкольного возраста
Анализ возможностей развития памяти у детей дошкольного возраста целесообразно начать с ее характеристики. Вообще память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений. В развитии сознания дошкольников память занимает ведущую роль. В.С. Мухина отмечает: «Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место».
Ведущая память ребенка дошкольного возраста – наглядно-образная: ребенок хорошо запоминает яркие, эмоционально насыщенные события, также он способен сохранять в памяти предметы, картины, лица, звуки, запахи и цвета. Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов.
Память дошкольника является механической (вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления), которая постепенно дополняется и замещается логической памятью (вид памяти, предполагающий осмысление, т. е. сознательное усвоение материала).
Память дошкольника, особенно в первой половине данного возрастного периода, основана на эмоциях, интересе, т.е. ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало – что является характеристикой непроизвольной памяти. Однако в дошкольном возрасте происходит переход от непосредственного запоминания к опосредованному. Последний тип запоминания связан с активным и осознанным использованием запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. Таким образом, непроизвольное запоминание, доминирующее в раннем возрасте, в дошкольном возрасте начинает становиться произвольным.
Итак, в дошкольном возрасте все же преобладает непроизвольная память: ребенок запоминает то, на что обращено его внимание в деятельности, что интересует и производит впечатление. Он еще не может поставить перед собой цель запомнить что-либо, не применяя для этого специальных приемов. К концу дошкольного возраста появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
В дошкольном возрасте, а именно в старшем дошкольном возрасте, достаточно хорошо развита двигательная память, позволяющая дошкольникам не только усвоить, понять и повторить достаточно сложные движения, но и выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять освоенные движения. Высокой степени развития достигает у дошкольника эмоциональная память. Однако ребенок запоминает не само чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. его эмоциональная память неразделима с образной, наглядной. Этот вид памяти очень развит у дошкольников и составляет его основу.
Несмотря на отмеченные нами качественные преобразования процесса памяти в дошкольном возрасте, ее развитие необходимо, так как возможности памяти детей дошкольного возраста все же ограничены и отличаются качественным своеобразием: ограниченность объема памяти, сниженность прочности запоминания, быстрая «забываемость» информации», неточность ее воспроизведения.
Актуальность развития памяти у дошкольников обусловлена и требованиями к выпускнику дошкольного учреждения – будущему первокласснику. Адекватный уровень развития памяти является важным компонентом готовности ребенка к школе.
Далее мы рассмотрим приемы, способы и средства развития памяти у детей дошкольного возраста.
2. Приемы и условия развития памяти детей дошкольного возраста.
Развитие памяти дошкольников осуществляется в процессе воспитания и обучения. Для развития памяти детей дошкольного возраста используются, прежде всего, мнемотехнические приемы. Мнемотехникой называется система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
В основе приемов развития памяти у дошкольников практически всегда лежит игра – ведущий вид деятельности детей данного возраста. Причем игры и игровые упражнения могут быть различными : например С.В. Кривоспицкая и Е.Ю. Мальцева указывают на эффективность применения музыкально-дидактических игр для развития памяти дошкольников, применяемых в процессе пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на музыкальных инструментах и пр.: так, музыкально-дидактические игры заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, активизируют развитие психических процессов, помогают более успешно усваивать программный материал, делая их устойчивыми в памяти. В общем, отметим, что продуктивность запоминания у детей в игре намного выше, чем вне игры.
Переход от не произвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа (рис. 1)
Рис. 1. Переход от непроизвольной памяти к произвольной
Отметим, что внутренним, психологическим признаком произвольного запоминания является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.
Для развития произвольной памяти ребенка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-нибудь запомнить. При обучении запоминанию необходимо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным.
При развитии памяти дошкольников необходимо учитывать ее особенности. Мы говорили ранее о том, что дошкольник запоминает то, что для него привлекательно – а потому предлагаемый ребенок дидактический материал должен быть привлекательным, интересным. Дошкольник осознает и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребенок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам.
Важный момент в развитии произвольной памяти дошкольников – обучение приемам запоминания (мнемотехническим приемам). Представим на рис. 2 некоторые из таких приемов:
Рис. 2. Приемы запоминания детей дошкольного возраста
Также выявлено, что в дошкольном возрасте дети в состоянии овладеть в процессе специально организованного обучения такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка, и использовать их в мнемических целях. Обучение этим приемам требует сложной и последовательной стратегии и разделяется на два этапа:
- формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий;
- формирование умения применять эти действия для решения мнемических задач.
Классификация как умственное действие формируется в три этапа:
- этап практического действия: дети обучаются раскладывать картинки по группам;
- этап речевого действия: после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие картинки можно отнести к той или иной группе;
- этап умственного действия: распределение картинок по группам в уме, затем называние групп.
Овладение смысловым соотнесением также является поэтапным:
- дети учатся находить к предложенной картинке тождественную;
- дети учатся находить к данной картинке не тождественную, а лишь сходную с ней по содержанию, близкую по смыслу;
- к названию (к слову) нужно подобрать картинку с изображением предмета, обозначаемого этим словом, а затем – подобрать картинку, близкую слову по содержанию.
Важно отметить, что дети должны хорошо овладеть не только прямыми, но и обратными операциями (и запомнить, и затем воспроизвести)
Лишь отработанные умственные действия могут стать мнемическим приемом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные приёмы развития запоминания у детей дошкольного возраста с ОНР.
Леонтьев А. Н. отмечал, что для ребёнка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Игра и будет основной формой развития видов и пр.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.Внимание является сквозным психическим процесс.
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста».
Семинар – практикум для педагогов по теме «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»
семинар — практикум для педагогов.
Картотека игр и упражнений для развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю.
Методы и приёмы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях
В настоящее время педагоги, психологи и родители отмечают у современных детей взаимосвязь высокого уровня технического развития с низким уровнем развития коммуникативных навыков. Тогда как г.
Источник
Методы развития памяти у детей
Анна Гулак
Методы развития памяти у детей
Методы развития памяти у детей
Сознание маленького ребенка свободно, оно не скованно различными табу, не ограниченно рамками «этого не может быть». Его не удивляет, что колобок умет говорить, зайчик строит избушку, живущая в лесах Баба-яга и Кощей бессмертный для ребенка так же реальны, как воркующие голуби за окном. Малыш верит всему, для него не проблема вообразить несовместимые вещи, «напридумывать» фантастические образы и соединить их неправдоподобными связями. И пока он не растерял феерическую способность сочинять, оживлять стоит научить его навыкам запоминания.
Видов памятисуществует великое множество: оперативная, механическая и логическая, кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная. Памятьклассифицируется по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица.
Принцип развития любой памяти един. Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Запечатлеваются яркие моменты жизни и для того, чтобы запомнить нужный информационный объем, мы должны его раскрасить, разложить на зрительные, слуховые и осязательные образы, и постараться войти в то, что запоминаем.
Не забывайте, объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Информация, «бьющая по нервам» сама запоминается. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации.
Ниже перечислены игры — упражнения, которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию. Игры не только разовьют память, но, и раскрасят, обогатят восприятие мира, научат видеть то, что раньше уходило от нашего внимания.
1. Сначала надо раздвинуть границы воображения.Помогут этому вот такие необычные предложения: «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи».
2. Называете ребенку сначала знакомые слова,например: доктор, ручка, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении,описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Вы записываете прилагательные, а затем перечисляете их, ребенок вспоминает, какое слово соответствовало какой группе прилагательных. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова.
3. Поиграв в предыдущую игру, усложните условия, перечислите ребенку, одну — две, на ваш взгляд, характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект. Например, белый, малыш вспоминает — это доктор, гладко-длинное, это ручка, красно-теплая, улыбка.
4. Берутся спички, пуговицы, мелкие детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять. Вы диктуете с небольшим интервалом слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и через некоторое время, глядя на выложенные фигуры, повторяет услышанное.
5. Игра на визуализацию слов и понятий, незнакомых ребенку. Малыш либо рисует образ, возникший в его сознании, либо описывает его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.
6. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект обладает интеллектом, может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать, среди каких предметов будет себя комфортно чувствовать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи.
7. Эта игра достаточно известная. Ребенок выкладывает карточки — картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше. Эта игра – разминка. Следующий этап, вы с паузой диктуете слова, а ребенок выкладывает карточки, которые не связаны с вашим перечнем слов и, за тем, глядя на карточки, он воспроизводит услышанные слова. Малыш, например, выкладывает картинку «мяч», вы диктуете слово «шкаф», ребенку нужно быстро и на крепко связать эти два слова, чтобы впоследствии назвать то слово, которое услышал, а не увидел.
8. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «луна»и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты — инопланетяне… Потом называется последнего слово ассоциативной цепочке и ребенок должен воспроизвести все слова-звенья наоборот, от последнего слова к первому.
Если вспомним НЛП и его классификацию по ведущей модальности: визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться то, что следует запомнить — увидеть. Поэтому, родители ребенка — визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито.
Эти игры не только развивают память, но и тестируют способности малыша, показывая его «слабые» или малоразвитые виды памяти. Например, малыш легко запоминает зрительные образы, но «тормозит» при запоминании со слуха или в установлении логических ассоциаций. Для того чтобы помочь малышу обратимся к технике запоминания.
Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Если требуется запомнить перечень не связанных между собой слов или образов, то придумывается логическая связь, впоследствии помогающая вытянуть слово за словом и восстановить весь перечень. Из разрозненных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.
Последовательные ассоциации — запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Эта техника применяется,когда следует запомнить нечто абстрактное: иностранные слова или понятия, тогда на каждое «ничего не говорящее» слово придумывается ассоциация, вот она и запоминается.
Суть метода в подборе созвучных ассоциаций. Метод хорошо применять при запоминании иностранных слов. Например, при запоминании английского слова «ball» — мяч, представляется, что вас задели мячом, и вы почувствовали боль.
Автобиографические ассоциации, ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст.
Раскрашивание и усугубление.
Трансформация информации, черно-белого образа — в цветной, маленького – в большой, плоского – в объемный. Хорошо запоминаются гипертрофируемые образы.
Вхождение — войти вовнутрь представляемой картинки, стать ее участником.
Соощущение позволяет усилить представления, почувствовать шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Этот метод называется тактильной, обонятельной памятью. Любое «нечто» можно вообразить в виде предмета, имеющего размер, форму, цвет, запах, фактуру и вот две последующие составляющие мы крайне редко задействуем. А попробуйте определить на ощупь слово «генетика», а чем пахнет слово «транскрипция»?
Для запоминания используется больше информации, чем есть в исходном материале. Делается акцент на второстепенных деталях. Здесь задействовано умение видеть и чувствовать больше, чем есть на самом деле.
Цифровая информация более абстрактна, чем словесная, поэтому важна перекодировка, то есть оживление. Цифру от 0 до 9 представляем в виде образных крючков. Например, 1 – это палка, 2 – лебедь… 9 – перевернутый замок. И при запоминании ряда цифр, мы запечатлеваем образы цифр, связывая их свыше перечисленными методами. Для того, чтобы не было путаницы в воспроизведение многозначных цифр, к каждой цифре от 0 до 9 придумывается несколько образов — крючков. Например, 8 – матрешка, очки, бантик, снеговик.
Метод Цицерона.
По этому методу запоминаемые образы и предметы располагаются в знакомой комнате. Потом достаточно вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.
Комбинированный метод.
Чем больше ассоциаций вызывает знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому преувеличивайте, раскрашивайте, заставляйте двигаться, оживляйте, становитесь сами действующим лицом информационной цепочки, заменяйте с целью усиления образа, связывайте неожиданным, невозможным в жизни способом. Запоминаемую информацию делайте уникальной, она должна быть разноцветным фейерверком огней вашей памяти. Натренировавшись, вы станете настолько быстро выстраивать ассоциации, что время запоминания будет практически равняться времени поступления информации.
Как выбрать метод для лучшего запоминания информации? Сначала следует до автоматизма отработать все техники, а потом… расслабиться и довериться своему первому ощущению, которое и будет самым ярким и запоминающимся.
Как и когда заниматься? К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде. Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут.Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ.
Взрослый медленно читает стихотворение вслух. Малыш слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку, насыщая ее деталями, и чем больше будет второстепенных компонентов, тем ярче будет поэтический образ. Перенасыщение деталями ведет к тому, что малыш вживается в нарисованную им картинку, становится действующим лицом повествования.
Замечательно, если малыш начинает не только видеть строки, созданные поэтом, но и чувствовать запах, температуру, ощущать поверхность описываемых предметов. И впоследствии ребенку нужно лишь описать мир, созданный его воображением. Для того, чтобы чтение стихотворения на память, не напоминало пересказ близкий к тексту, когда есть возможность слово заменить синонимом, научите малыша вслушиваться в звучание слов, рифму и ритм стиха.
Если малыш созрел к системному восприятию некого объема информации, например, вы, решили прочитать детскую энциклопедию с последующим пересказом отдельных глав, то выделите определенное время для ваших занятий и предложите малышу придумать некий обряд, позволяющий ему сосредоточиться, войти в состояние максимальной концентрации внимания. Это может быть любой жест или несколько глубоких вдохов. Повторив эти движения несколько раз перед занятиями, ребенок заякорит, свяжет обряд с последующей фиксацией внимания. И впоследствии, когда ему необходимо будет быстро сосредоточиться, достаточно будет повторить знакомый жест, ритуал.
Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание.Ребенок сначала отвечает на ваши вопросы: кто автор, как называется прочитанный рассказ… Отшлифовав умение отвечать на поставленные вопросы, малыш начнет уже автоматически давать ответы на эти вопросы при пересказе. При работе с текстом, изобилующим большим количеством фактов и понятий, дайте ребенку бумагу и карандаш, пусть рисует и пишет то, что поможет ему зафиксировать информацию. И ничего страшного нет, если вы не сможете разобрать его «закорючки», главное, чтобы они помогали ребенку воспроизвести текст.
При запоминании большого объема информации рисуйте карту памяти, используя разноцветные ручки и фломастеры, начиная с середины страницы. В центре пишется главная идея или тема, затем идут разветвления, указывающие на какие части, блоки делится текст. Для каждого ответвления напишите ключевое слово. Эти слова должны отражать суть идеи, будить память. Не забудьте отдельным цветом выделить факты.
Если содержание текста понятно, то появляется свое мнение о прочитанном или услышанном, личное отношение и комментарии к тексту тоже помогают в пересказе. Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспомнить. В карте памятидолжны быть отображены такие ключевые моменты: кто делает, что, когда, почему, где, как. Это позволит дольше сохранить информацию в активной зоне памяти.
С какого возраста заниматься?
Существуют игры по развитию памяти для детей (10 месяцев — 1,5 года, например, «Найди игрушку», «Где мама», «Чего не стало» («Чего не хватает»). Правила игры кроятся уже в названии. Кто-то или что — то прячется, и это нужно вспомнить и найти. Для детей постарше есть игры «Узнай предмет», «Волшебный мешочек». В этих играх ребенок на ощупь должен определить предмет. При этом развивается тактильная память, а для развития двигательной памяти есть игра «Делай, как я». Малыш повторяет движения взрослого, темп со временем убыстряется, усложняются и сами движения.
Помимо игр, чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок и ребусов тоже прекрасно развивает память.
Помните, чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.
«Полянки для пальчиков». Игра для развития моторики пальцев рук и для развития памяти Пальчиковая гимнастика по лексической теме: «Фрукты» На базар ходили мы, Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Гранаты, сливы,.
Формы и методы развития двигательных навыков у детей раннего возраста Двигательная активность является одной из основных задач воспитания детей раннего возраста. Движения – это органическая потребность ребёнка,.
Игры для развития памяти детей 3–4 лет Игры для развития памяти у детей 3-4 лет Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти.
Игры для развития памяти Игры на развитии памяти. «Следопыт» Цель игры: развитие произвольного внимания, памяти ребенка. Необходимый материал:2-3 легкие игрушки.
Игры для развития памяти Игры для развития памяти «Чудесный мешочек». В мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: игрушку, пуговицу, шарик, кубик,.
Методы развития речи у детей 1–3 лет. В 1 год ребенок употребляет 3 — 4 слова, понимает отдельные слова, соотносит их с определенными предметами. Понимает простые инструкции,.
Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка (для детей 3–7 лет) Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка по речевому развитию с использованием мнемотехники.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики: криотерапия В процессе работы по развитию мелкой моторики я использую криотерапию. Криотерапия – одна из наиболее современных нетрадиционных технологий.
Придумала не сколько стихов (рифмовок) для развития речи и памяти, детей. Пробуждение Весны. Солнце светит высоко Ярче стало всюду Снег растаял хорошо, Появились лужи. Зашумел ручей проказник Прилетели птицы. Стали.
Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития Памятью — называется познавательный процесс, в ходе которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом.
Источник