Педагогические способы преодоления отчуждения личности

Отчуждение личности и его преодоление

Отчуждение — это превращение результатов человеческой деятельности, а также человеческих свойств и способностей в нечто чуждое ему и господствующее над ним.

Философы рассматривающие проблему отчуждения:

1) Английский философ Т. Гоббс обосновал взгляд на государство как на результат деятельности людей, согласившихся на его учреждение, но это государство отняло у людей все права, кроме, быть может, права на жизнь, стало им чуждым, подавляющим их творческие способности. С его точки зрения, до возникновения государства люди находились в состоянии «войны всех против всех. Угроза всем погибнуть в войне всех против всех вынуждает разум в конце концов прийти к заключению, что нужно искать согласие на путях отказа от своих прав. Мотивом и целью при отречении от права, или отчуждении его, является гарантия безопасности человеческой личности. Государство сосредоточивает в себе все права подданных, уравнивает людей между собой, становится чуждым индивидуальным интересам и обладает исключительным правом распоряжаться их судьбами. То, что было создано людьми, обращается против них же, во всяком случае, становится чуждым людям.

2) Руссо. Гармоничные отношения между людьми были нарушены имущественным неравенством, что и вызвало необходимость в общественном договоре. Права народа, частично переданные государству, были использованы во вред ему. Во многих странах государство стало нарушать волю народа, выраженную в договоре, и содействовать неограниченному господству частной собственности в обществе. Народ, как утверждал Руссо, имеет право на революционное свержение деспотической власти. Результатом такой революции может стать всеобщее имущественное равенство и непосредственная демократия, являющиеся основой заключения подлинного общественного договора и устранения отчужденности государства от народа.

3) Немецкий поэт и философ Шиллер — одним из первых обратился к анализу отчуждения, имеющего причиной разделение труда. Его исходная позиция состояла в утверждении, что природа человека изначально целостна и заключает в потенции самые разнообразные способности; реализуя лишь некоторые из них, человек не обретает подлинного счастья; ощущение же неполноты самореализации (если, конечно, он способен осознать это) делает его несчастным. Индивид все более становится односторонним. Сколько бы ни выигрывал мир, как целое, от раздельного развития человеческих сил, утверждает Ф. Шиллер, все же нельзя отрицать того, что индивид страдает под гнетом мировой цели. Как видим, даже интересы целого, по Ф. Шиллеру, не оправдывают отчужденности отдельного человека от этого целого. С точки зрения Ф. Шиллера, лишь ИСКУССТВО может преодолеть раздробленность человека, восстановить его целостность.

4) Фихте, Шеллинг, Гегель – немецкая классическая философия. сопряженными с понятием отчуждения были при этом духовные целостности, отчуждавшие от себя противоположные структуры. В учении о субъективном духе Гегель показывает становление сознания, результаты которого отчуждаемы в форме государства, религии, искусства и т.п. По Гегелю Абсолютный Дух преодолевает отчуждение посредством познавательной деятельности; индивидуальное познание проникает через отчужденные формы в сущность развивающегося Абсолюта и сливается с ним в высшем единстве.

5) Фейербах. Он считал, что в представлениях о Боге человек воплотил свою сущность; она оказалась отчужденной и ему противостоящей. Фейербах полагал, что религиозное отчуждение разрушает личность человека. «Чтобы обогатить Бога, — говорил он, — надо разорить человека; чтобы он был всем, человек должен сделаться ничем». Религиозное отчуждение, считал он, должно быть ликвидировано на основе любви человека к человеку (преодоление), перехода каждого к «религии любви».

6) У Маркса проблема отчуждения была связана с анализом частной собственности и товарного производства. Здесь даже идея коммунизма, позже политически заостренная, трактовалась под углом зрения гуманистической природы человека и как средство избавления от отчуждения. Сама трудовая деятельность наемного рабочего, будучи физиологически неотделимой от его тела, оказывается отчужденной от него, поскольку она находится уже в распоряжении владельца средств производства. Недостаточно, чтобы индивид существовал, важно, чтобы он обретал и в конце концов обрел заложенную в него сущность (как программу развития).

7) В XX — Э. Дюркгейм, О. Шпенглер, М. Вебер, Г. Зиммель, А. Швейцер, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, X. Хайдеггер, К. Хорни, Г. Маркузе, X. Арендт.

В XX веке общество (как и отдельные люди) столкнулось с так называемой научно-технической революцией, принесшей не только материальные блага, но и негативное изменение характера труда и т.д.;

Создание компьютеров, решающих одни проблемы, все больше втягивает человека в мир, чуждый высоких идеалов человеческой культуры. Негативную роль (в развертывании творческих способностей человека) играет и телевидение, в наше время назойливо заполненное сомнительной рекламой и фильмами, пропагандирующими убийства, насилие, порнографию. Формируется спектр ложных потребностей человека, привязывающих человека к обществу. Имеется и другая сторона в деятельности средств массовой информации. Она состоит в том, что они стандартизируют мышление, обезличивают индивидов.

А. Швейцер обращает внимание на антигуманный характер бытия человека, ведущий к отчуждению: «В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала. Для работы в оставшееся свободное время над самим собою, для серьезных бесед или чтения книг необходима сосредоточенность, которая нелегко ему дается. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью. Не познания и развития ищет он, а развлечения — и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. «Нормальное отношение человека к человеку стало затруднительным для нас. Постоянная спешка, характерная для нашего образа жизни. приводит к тому, что мы, беспрестанно и при самых разнообразных условиях встречаясь друг с другом, держимся отчужденно по отношению к себе подобным. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу как человек к человеку. Мы в конечном счете деградируем. Мы утрачиваем чувство родства со своим ближним и скатываемся таким образом на путь антигуманности». Если когда-то (в век Просвещения) общество поднимало людей, то теперь оно нас подавляет. «Банкротство культурного государства, становящееся от десятилетия к десятилетию все более очевидным, губит современного человека. Деморализация индивида обществом идет полным ходом».

В настоящее время одной из существенных форм отчуждения в нашей стране является сужение возможности получения гражданами высшего образования.

Все это приводит к тому, что нередко обрывается путь развития многих молодых людей — они лишаются возможности самореализации, проявления своих творческих возможностей. Вынужденные «устраиваться» в нежеланный вуз или на работу, эти люди утрачивают свою индивидуальность. Пресловутая утечка мозгов тоже дает печальный результат — отчуждение общества от собственного интеллектуального богатства.

Отчуждение в нашем обществе порождается и экономическими проблемами, в особенности, низким прожиточным минимумом большинства семей. Эти обстоятельства также ведут к потере основных сущностных характеристик человека, обеднению его природы. В этих условиях труд человека, как правило, меньше всего является выражением высшей потребности индивида — творчеством, он все больше оказывается лишь попыткой обеспечения выживания. Низкий уровень жизни, ограничивает доступ к образованию, приобщение к культуре, что оказывает негативное воздействие на ум, нравственность, способствует затуханию духовного начала в человеке. Лишение человека возможности путешествовать, видеть и познавать свою страну еще более отчуждает человека от природы, от других людей, втягивая его глубже в машинообразную одномерность.

можно добавить отчуждение от норм морали, национализм и мн. др., а к причинам — рост бюрократизации государственного и местного управления, отчуждение от правдивой информации — обман людей со стороны высших чиновников и т.п.

В публикациях по проблеме отчуждения отмечается, что субъективно отчуждение проявляется в чувствах страха, одиночества, в атрофии высоких гуманистических ценностей, в широком распространении апатии, равнодушия; указывается на сопряженный с ними рост наркомании, алкоголизма, самоубийств и т.п. Основным показателем отчуждения, указывается в статье, признается наличие в мировосприятии личности следующих доминант:

  • во-первых, чувства бессилия, ощущения того, что судьба индивида вышла из-под его контроля и находится под детерминирующим влиянием внешних сил;
  • во-вторых, представления о бессмысленности существования, о невозможности получить путем каких-либо действий рационально ожидаемый результат;
  • в-третьих, восприятия окружающей действительности как мира, в котором утрачены взаимные обязательства людей по соблюдению социальных предписаний, разрушена институализированная культура, не признается господствующая система ценностей;
  • в-четвертых, ощущения одиночества, исключенности человека из социальных связей;
  • в-пятых, чувства утраты индивидом своего подлинного «я», разрушения аутентичности личности, т. е. самоотчуждения.

В русской литературе советского периода преобладала точка зрения, согласно которой основной причиной отчуждения является частная собственность. Отсюда следовал вывод, что для ликвидации отчуждения необходима социалистическая революция, устраняющая частную собственность. А так как эта революция произошла, то и человеческой сущности представлены все условия для ее развертывания и созданы все условия для счастья человека; проблемы отчуждения в нашем обществе уже нет. Но это было ложное представление. Некоторые философы придерживались иного взгляда на отчуждение. Наиболее глубокими исследователями причин отчуждения, выводившими ее за пределы частной собственности, были В. Ф. Асмус, Г. Н. Волков и А. П. Огурцов.

Читайте также:  Способы перевода названий произведений искусства

Способы преодоления отчуждения:

Одномерность человека в значительной мере снимается искусством, приобщением его к эстетическим ценностям. Путь к развитию человека лежит через всестороннее развитие его способностей.

Достижение всесторонне развитой личности, т. е. максимально преодолевающей отчуждение и одномерность, означает следующее: создание таких реальных условий, при которых каждый человек мог бы беспрепятственно выходить в процессе своего общего образования на передний край человеческой культуры, на границу уже сделанного и еще не сделанного, уже познанного и еще не познанного, а затем свободно выбирать, на каком участке культуры (или деятельности) ему сосредоточить свои личные усилия: в физике или в технике, в стихосложении или в медицине. Иначе говоря, общество должно всесторонне и особенно в нравственно-духовном отношении развивать человека.

На первое место выступает школа — ее роль в формировании личности ребенка, подростка.

В качестве борьбы с бездуховностью, цинизмом, жестокостью — отчуждением человека от его самых сущностных качеств — мы видим движение общественности, и в первую очередь родителей, педагогов, психологов, социологов и т.д., против засилья в СМИ, на телевидении, в поп-литературе, поп-музыке тем пропаганды насилия, эгоизма, стяжательства и т.п. Введение контроль допуска на массовый рынок передач, книг, журналов, кассет, дисков подобного рода. Одновременно должен быть расширен доступ населения к центрам культуры и искусства — организация бесплатных выставок, концертов, чтений, создание микрорайонных и дворовых библиотек, спортивных школ, клубов по интересам, домов детского и юношеского творчества.

Реализации этих и многих других мероприятий помогло бы всемерное развитие различных форм благотворительности.

В последние годы все больше внимания уделяется положительным следствиям, связанным с широкой информатизацией и компьютеризацией общества. Переход к новому уровню технологий позволит почти полностью освободить людей от тяжелого физического труда, во много раз увеличить свободное время, резко поднять (в России это звучит особенно актуально) уровень материального благосостояния людей и решить много других жизненно важных вопросов.

В преодолении факторов отчуждения, их последствий большую роль играет сам индивид, его воля и мужество, а этому способствует, на наш взгляд, вовлеченность его в творческий созидательный процесс.

Источник

Педагогическая коррекция морального отчуждения студентов Малиева Залина Колумбовна

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Малиева Залина Колумбовна. Педагогическая коррекция морального отчуждения студентов : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2003 181 c. РГБ ОД, 61:03-13/2227-7

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования морального отчуждения студентов 12

1.1. Проблема морального отчуждения личности в философской и психолого — педагогической литературе 12

1.2. Сущность, структура и содержание морального отчуждения студентов 46

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование морального отчуждения студентов 79

2.1. Методика и организация исследования 79

2.2. Психолого — педагогические условия коррекции морального отчуждения студентов 116

Введение к работе

Актуальность исследования. Совокупность нынешних

политических, экономических, социальных и правовых условий в России влияют не только на материальное благосостояние человека, но и на его внутренний мир, его психологию. Серьезные изменения наблюдаются в структуре культурных потребностей молодежи, в частности, происходит их обеднение в целом и тенденции к прагматизму [78,94]. Происходит рост эгоистических тенденций личности. Данные, полученные различными социологическими центрами, показывают, что в иерархии ценностных ориентации молодых людей растет значимость ценностей частной жизни [138,11].

В этих условиях особенно актуальной становится проблема отчуждения молодых людей, которая может быть решена лишь при условии приоритета образования в государстве, восстановлении системы воспитания на государственном уровне с четко заданными духовно-нравственными ориентирами. В настоящее время в системе высшего образования проблема морального отчуждения исследуется недостаточно, отсутствуют и апробированные пути ее решения, что сказывается на качестве профессионального и нравственного становления специалистов.

Отдельные аспекты проблемы морального отчуждения и ее коррекции нашли свое отражение в философии, этике, психологии, педагогике.

В философской мысли прошлого рассматриваются социально -политические, экономические, нравственно — психологические аспекты проблемы отчуждения, которые сложились в трудах Н.А. Бердяева, Г.В.Ф. Гегеля, К. Гельвеция, Т. Гоббса, И. Канта, К. Маркса, И.Г. Фихте и др.

В экзистенциальной философии, которая представлена такими именами, как С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др., проблему отчуждения трактуют как отчуждение сущности человека от своего социального и нравственного существования.

В психоаналитической науке (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Хорни и др.) отчуждение рассматривается как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения. То есть отчуждение есть защитный механизм личности.

В отечественной теоретико — экспериментальной психологической
литературе отчуждению посвящены труды таких ученых, как

В.В. Абраменковой, К.А. Абульхановой — Славской, Т.В. Гавриловой, B.C. Мухиной, А.В. Петровского, Л.П. Стрелковой и др.

В педагогике проблема коррекции морального отчуждения личности
выступает как проблема нравственного воспитания, которую ставили в
основу своей деятельности классики педагогической науки (А. Дистервег,
Я.А. Коменский, Д. Локк, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци,

В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, и др.).

Педагогическая коррекция морального отчуждения опирается на традицию отечественной педагогики, акцентирующей внимание на социальной среде как важнейшем факторе развития личности. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды как условия формирования личности. Это весьма важный гуманистический и гуманитарный аспект образования, который мы встречаем в работах современных педагогов-исследователей по проблемам педагогической культуры, гуманизации педагогического процесса, личностно-ориентированному образованию и воспитанию.

Проблема гуманизации образования в разные периоды поднималась многими великими педагогами (Ш. Амонашвили, Януш Корчак, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

Современные исследователи М.А.Галагузова [34], А.Б.Малюшкин, Л.В.Мардахаев, И.П.Подласый [100], Е.А. Романова [74], М.В.Шакурова [157] разрабатывают теоретические основы реализации социально-педагогических технологий, а также различные педагогические подходы к

решению наиболее типичных в настоящее время социально-психологических проблем во взаимоотношениях личности и общества.

Проведенный нами анализ литературы показал, что в большинстве работ констатируется наличие проблемы отчуждения, и исследуются возможные пути преодоления отчуждения самим индивидом. Процесс педагогической коррекции морального отчуждения до настоящего времени не был подвергнут специальному анализу. Мало исследований, которые бы раскрывали сущность и специфику педагогической коррекции данного феномена. Актуальность проблемы морального отчуждения, ее особая острота, характерная для юношеского возраста, необходимость и возможность педагогической коррекции отчуждения как негативного феномена привели к постановке проблемы нашего исследования.

Проблема исследования: выявить психолого — педагогические условия, способствующие коррекции морального отчуждения. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — процесс морального отчуждения в системе отношений студентов со значимыми другими, миром, собой.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия, реализация которых способствует коррекции морального отчуждения.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс педагогической коррекции морального отчуждения студентов будет наиболее эффективен при соблюдении следующих условий:

диагностики моральных ценностей группы и личности, выявления социального статуса студентов;

создания на теоретическом уровне программы социально -педагогического сопровождения студентов;

индивидуальной работы со студентами, находящимися в состоянии отчуждения — индивидуальные консультации, тренинги;

включения студентов, находящихся в состоянии морального отчуждения в групповые и коллективные формы работы.

Объект, предмет, цели и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

изучить современное состояние проблемы морального отчуждения личности в философской и психолого — педагогической литературе;

определить структуру, содержание морального отчуждения личности студентов;

разработать методики диагностики и коррекции морального отчуждения студентов;

выявить психолого — педагогические условия и факторы коррекции морального отчуждения студентов в системе вузовского образования.

Методологическую основу исследования составили идеи, принципы, методы и подходы современной общенаучной методологии и философии, а именно положения диалектической философии о всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и целостности явлений, диалектический метод познания, философское понимание человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности. Принципиальные положения философии, утвердившиеся в педагогике и психологии XX века о детерминации развития человека условиями жизни и присвоением индивидом материальной и духовной культуры.

Широкий и разноплановый спектр задач, решаемых при проектировании и реализации педагогической системы коррекции морального отчуждения студентов в вузе потребовал опоры на следующие подходы: комплексный, целостный, синергетический, личностно-деятельностный, которые позволяют рассматривать коррекцию морального отчуждения студентов в воспитательном процессе вуза как одну из составляющих становления личности специалиста.

Теоретической основой исследования явились: социально — психологическая концепция целостного развития личности, единства объективных и субъективных условий в этом процессе (К.А. Абульханова-

7 Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.Л. Журавлев, С.Л. Рубинштейн и др.); фундаментальные теории личности и деятельности, ставшие основой личностно — деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); синергетический подход в системе образования (В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, И. Пригожий, С.С. Шевелева, A.G. Maslow); теория проектирования педагогической деятельности и содержания образования (Ю. К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин); концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (С .А. Архангельский, В.П. Беспалько, В.Н. Воронин Н.Ф. Талызина, и др.), принцип социально-педагогического сопровождения (Л.Н.Бережнова, Е.И.Казакова, А.П.Тряпицына, Л.М.Шипицина).

Эти методологические положения являются той основой, тем контекстом, который позволяет наиболее адекватно подойти к исследованию целостного человека в мире.

Базой исследования явились различные факультеты Московского государственного социального университета и Северо — Осетинского государственного университета — факультет психологии и социологии, исторический, юридический, экономический, иностранных языков, биологический. В многомерном опросе принимали участие юноши и девушки от 17 до 21 года, представители разных социальных слоев и национальностей.

Читайте также:  Речь это способ реализации всех

Научная новизна исследования заключается в том, что:

представлена теоретическая модель феномена морального отчуждения, раскрыты особенности проявления морального отчуждения в студенческом возрасте;

разработана типология феномена морального отчуждения; разработана технология педагогической коррекции морального отчуждения;

раскрыты психолого — педагогические условия,

способствующие коррекции морального отчуждения в образовательном процессе;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

определены различные аспекты проблемы морального отчуждения;

выявлены причины возникновения морального отчуждения студентов и его содержание;

раскрыта структура морального отчуждения студентов, определены ее виды, компоненты, уровни и типы.

исследованы факторы, способствующие коррекции морального отчуждения в педагогическом процессе вуза.

Практическая значимость исследования:

материалы исследования могут быть использованы преподавателями вуза в процессе педагогической коррекции морального отчуждения студентов;

исследованные виды МО, компоненты, и критерии их оценки могут быть использованы педагогами для диагностики морального отчуждения студентов;

разработанная программа социально — педагогического сопровождения по предупреждению и коррекции отчуждения студентов может быть использована не только преподавателями вуза, но и социальными педагогами и психологами в решении проблемы морального отчуждения личности;

материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных программ для курсов повышения квалификации не только преподавателей вуза, но и социальных педагогов и психологов.

Методы исследования. Теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме, метод категориальных оппозиций, диагностические методы.

9 Основные этапы исследования

— Первый этап (1999-2000гг.) теоретический анализ проблемы на основе изучения философской, психолого — педагогической и методической литературы. Оценка современного состояния проблемы морального отчуждения и его преодоления в вузе. Основным результатом первого этапа было определение главных направлений решения проблемы, выбор объекта и предмета, формирование цели и постановка задач теоретического и экспериментального этапов исследования, разработка программы педагогической коррекции морального отчуждения студентов, выявление необходимых условий и факторов для ее реализации. Диагностика состояния морального отчуждения.

Второй этап (2000-2001 гг.). Систематизация теоретического материала исследования, разработка и реализация программы педагогической коррекции морального отчуждения студентов. Создание педагогических условий, необходимых для преодоления морального отчуждения. Выявление особенности управления педагогическим процессом при решении проблемы.

Третий этап (2001-2002 гг.). Анализ и обработка полученных результатов опытно-экспериментальной работы. Обобщение и систематизирование материалов. Оформление диссертации и практических рекомендаций.

Положения, выносимые на защиту:

Проблема морального отчуждения — это проблема противоречия между субъективностью и объективным миром, потребностями, интересами, жизненным идеалом и сущим (наличным) бытием, выражается в неприятии традиционных, национальных ценностей общества и проявляется в дисгармонии взаимоотношений с окружающими.

Моральное отчуждение студентов представляет собой совокупность структурных (виды) и функциональных (компоненты, уровни, типы) составляющих. В своем взаимодействии структурные и

10 т функциональные составляющие образуют модель морального отчуждения студентов.

3. Педагогическая коррекция морального отчуждения возможна
при комплексной диагностике этого явления, включающей в себя оценку
всех структурных компонентов отчуждения (виды: Дети Родители;
Студенты Преподаватели; Личность Группа; Группа Группа;
Личность Я (самоотчуждение).

4. Эффективность процесса педагогической коррекции
морального отчуждения студентов обусловлена следующими условиями:
осуществление комплексного подхода к проблеме, обеспечение
непрерывности и целостности процесса, развивающегося одновременно в
нескольких направлениях — нравственное просвещение студентов,
социально-педагогическое проектирование условий для самовоспитания,
саморазвития, студентов, социально-педагогическое сопровождение,
направленное на гармонизацию взаимоотношений студентов, их родителей
и преподавателей,

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены четким определением проблемы, методологической основой исследования, применением эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследования, внедрением в практику результатов теоретических исследований, положительными результатами опытно-экспериментальной работы по педагогической коррекции морального отчуждения студентов различных факультетов.

Апробация и внедрение результатов исследования

Организован и осуществлен педагогический эксперимент по внедрению технологий педагогической коррекции морального отчуждения личности студента в системе высшего образования на базе МГСУ и СОГУ.

Результаты исследований были обсуждены и положительно оценены на конференциях по итогам научно-исследовательской работы, научно-методологических семинарах аспирантов и соискателей,

профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики СОГУ (2000-2002), излагались в научных докладах соискателя на университетских, межвузовских и всероссийских конференциях.

Источниковедческой базой исследования являются печатные труды по философии, психологии, психоанализу, педагогике, публикации современных авторов, материалы периодической печати.

Во введении рассматривается постановка проблемы морального отчуждения, обоснование ее актуальности, определены объект, предмет, цель, задачи, методология и методы исследования, проанализирована степень разработанности темы, показаны научная новизна, практическая значимость работы, ее источниковедческая база, сформированы положения диссертации, выносимые на защиту, дан обзор литературы.

В первой главе «Теоретические основы исследования морального отчуждения студентов» рассматривается проблема морального отчуждения личности в философской и психолого — педагогической литературе. Раскрываются причины возникновения морального отчуждения личности, а так же его сущность, структура и содержание.

Во второй главе «Экспериментальное исследование морального отчуждения студентов» рассматриваются методика и организация исследования морального отчуждения студентов, проводится диагностика этого явления. Исследуются психолого — педагогические условия и факторы, необходимые для коррекции морального отчуждения студентов. Разработана программа комплексного социально — педагогического сопровождения студентов, находящихся в состоянии морального отчуждения.

В заключении представлены общие итоги работы.

Проблема морального отчуждения личности в философской и психолого — педагогической литературе

Происходящие в России социальные изменения представляют собой не только изменения внешнего каркаса социальных отношений, но и изменение внутреннего мира человека, его психологии. Новые стереотипы самоутверждения, внедряемые сегодня в массовое сознание, строятся вокруг таких понятий, как успешность, оптимизм, достижимость, шанс, что, безусловно, влияет на формирование самоопределения субъектов.

Следствием духовного кризиса в стране становится порождение таких явлений среди молодежи, как рост потребительства, экологическая опасность деятельности человека, отчуждение ее от традиционных норм морали и нравственности, профессиональная, национальная и культурная разобщенность, увеличение числа людей, «выпадающих» из социальных норм деятельности и общения, формирование амбиций вседозволенности и безнаказанности, рост преступности.

Указанные тенденции могут быть выведены в плоскость позитивного лишь при условии приоритета образования в государстве. Так, М.П. Стурова напрямую связывает проблему молодежной преступности в России с качеством и направленностью существующего образования. «Размытые границы добра и зла, дозволенного и недозволенного, потакание низменным инстинктам и страстям обретают черты национального бедствия. Где же искать выход? Одним из средств преодоления кризисного состояния общества является восстановление системы воспитания на государственном уровне с четко заданными духовно-нравственными ориентирами» [124,9].

В прежние времена формирование нравственности молодежи было одной из главных задач государственной идеологии. Ее суть состояла, прежде всего, в гуманном отношении друг к другу, в отсутствии ненависти, антагонизма между людьми. Воспитывалось чувство товарищества, коллективизма. Она соответствовала национальным историческим представлениям о нравственности, о совестливости, о стыде, а также о товариществе (общинность, соборность — традиционное явление жизни России), христианским канонам о любви к ближнему. На этих ценностях строилось воспитание молодого поколения, ими были пронизаны книги, учебники, кинофильмы, другие художественные произведения. Эти же ценности проповедовались и в СМИ. В связи с этим проблема морального отчуждения не была столь актуальна.

И если прежде система образования оказывала определяющее воздействие на социум, формируя человека — создателя, верного товарища, честного человека, защитника, патриота своей Родины, народа, то сегодня идет создание нового общества эгоистов, космополитов, стяжателей.

В настоящее время в педагогической деятельности прослеживается несоответствие декларируемых ценностей с целями и задачами педагогического процесса, содержанием и технологиями образования.

Сегодня в российском обществе существует разрыв между традиционными нравственными ценностями, духовностью, и реальными ценностями личности и общества, что приводит молодых людей в состояние морального отчуждения как от национальных, так и от глобальных общечеловеческих ценностей. Образование все больше скатывается на технократический путь развития. «Образование утрачивает культурный, нравственный, личностный, предметно-содержательный или предметно-деятельный контекст и смысл» [39, 10]

Выход из существующей ситуации следует искать в развитии проектировочной деятельности, направленной на создание условий, необходимых для нравственного самосовершенствования личности, на преодоление ее отчуждения от традиционных национальных норм нравственности, долга, совестливости, стыда, товарищества и т. д.

В связи с этим становятся актуальными задачи воспитания эмоциональной культуры личности: 1) уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание; 2) развивать способность к сопереживанию с чувством других людей; 3) формировать умение делить свои переживания с близкими; 4) прививать чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими; 5) воспитывать эмоциональную отзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в нашей жизни.

От того, насколько успешно они будут решаться, зависит будущее нашего общества. Главное — воспитание человечности. Тогда будет чувство любви к Родине, родителям, чувство товарищества и т. п.

Отчуждение в разных понятийно — терминологических системах исследуется в философии, этике, психологии, педагогике.

В философской мысли прошлого рассматриваются социально -политический, этический, нравственно — психологический аспекты проблемы отчуждения, которые сложились в трудах К. Маркса, Т. Гоббса, К. Гельвеция, И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, Н. А. Бердяева и других.

Этический аспект проблемы отчуждения анализирует Т. Гоббс. По его убеждению, мораль зависима от общества и государства. Только они дают надежный критерий, позволяющий отличить добродетель от порока. Мораль же выступает как совокупность норм, призванных подвести действия индивидов под общий знаменатель. Природа же самого человека не изменяется: она остается эгоистичной и злой. Поэтому мораль у него выступает как внешняя сила, ущемляющая свободу индивидов. Моральное отчуждение преодолевается у Т. Гоббса лишь в праве, в необходимости следовать его нормам.

Сущность, структура и содержание морального отчуждения студентов

Специфика педагогической деятельности заключается в том, что она строится исключительно по законам общения. Профессиональная педагогика — это не столько запреты и предписания, сколько знание диалектики человеческого общения. Успех воспитательного процесса в существенной мере зависит от адекватного познания «другого». Причем это познание должно носить опережающий характер, с тем, чтобы практическое применение выбранных методов воспитания было адекватно особенностям воспитуемого. Об этом писал еще К. Д. Ушинский, рассматривая воспитание как общественное явление «Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» [139,237]. Причем он не только ее провозгласил, но и обосновал, показал, что знать человека «во всех отношениях» — это значит изучить его физические и психические особенности. К.Д. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом.

В современной педагогической практике уже невозможно грамотно, эффективно и на уровне современных культурных требований строить свою деятельность без интенсивного внедрения научных психологических знаний. Поскольку педагогическая деятельность состоит в общении ученика и учителя, в установлении между ними контакта, то существует запрос на исследование, построение научных знаний о способах общения между людьми и эффективном использовании их в построении педагогических процессов. Профессия педагога наиболее чувствительна к психологии, поскольку деятельность педагога непосредственно направлена на человека, на его развитие [123,8]. Педагог в своей деятельности встречает «живую» психологию, сопротивление индивида педагогическим воздействиям и т. п. Поэтому хороший, заинтересованный в эффективности своей работы педагог должен быть, прежде всего, тонким психологом, специализирующимся не только на педагогической, но и на личностной, социальной сферах психологии. Важно то, что психологический опыт является именно обслуживающим основную практическую задачу педагога, имеющего определенные педагогические принципы и способы педагогической деятельности. Над этой педагогической деятельностью и надстраиваются психологические знания, как обслуживающие ее.

Моральное отчуждение — это отчуждение личности от общечеловеческих ценностей, от окружающих и от себя, следствием чего становится дисгармония отношений личности с миром и собой. Поэтому для выявления сущности и структуры морального отчуждения центральной категорией для нас является категория отношения [37,126].

Отношение — это интегративная характеристика личности. В ходе сопровождения студентов, находящихся в состоянии отчуждения, преподаватель должен оказывать влияние на отношение к учебе, предмету, выбранной специальности, на взаимоотношения студентов с родителями, внутри коллектива. Позитивность отношений влияет на реализацию интеллектуальных возможностей студента, его творческую самореализацию, взаимоотношения. И наоборот, негативные отношения, дисгармония отношений во многом обуславливают специфику отчуждения в юношеском возрасте. Ориентируясь на роль отношений, их значимость в учебно-познавательной деятельности студента, влиянии на его индивидуальную жизнь, поступки, мы сочли обоснованным поставить гармонизацию взаимоотношений в звене «личность — общество» в основу нашей деятельности при решении проблемы морального отчуждения. Одной из основных, на наш взгляд, категорий здесь является социализация, идентификация и адаптация.

Категория «социализация» с одной стороны заключается в усвоении индивидом социального опыта, системы социальных связей путем вхождения в социальную среду, с другой стороны — в активном воспроизводстве индивидом системы социальных связей в процессе деятельности.

В результате социализации индивид становится полноправным членом общества, осуществляется включение его в социальные отношения и благодаря этому происходит изменение его психики. Социализация личности призвана гармонизировать взаимоотношения в звене «личность — общество». С первых часов жизни человека начинается этот процесс, в основе которого лежат связи между индивидами и освоение ими социальных навыков [136,90].

Одной из основных функций современного университета является функция социализации или формирование установок, ориентации, жизненных идеалов, морали, религии, господствующих в обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре. Молодежь научается понимать других людей и самих себя, становится сознательным участником общественной жизни [32,27].

Психолого — педагогические условия коррекции морального отчуждения студентов

В большинстве своем все исследователи, которые занимались проблемой отчуждения, выявляли ее негативный характер и стремились найти пути снятия или преодоления отчуждения. Вместе с тем, рассмотрение проблемы коррекции морального отчуждения в отрыве от объективных условий общества ведет к тому, что снятие отчуждения предусматривается не изменением социальной структуры общества, а изменением установок и ценностных ориентации самой личности. Такой подход считает Л.Р.Сулейманов, не вскрывает действительных социально -экономических корней отчуждения [125]. И на наш взгляд, недостаточен для преодоления отчуждения личности. Хотя, как это было показано выше, и является одним из основных факторов в проблеме преодоления отчуждения. Для преодоления морального отчуждения необходимы экономические, политические и даже общекультурные преобразования.

С. Л. Рубинштейн рассматривают преодоление отчуждения как взаимодействие мира и человека в нем. «Познаваемое бытие, — пишет С. Л. Рубинштейн, — надо брать в соответствии с познающим человеком, но сам познающий человек располагается не перед бытием. а находится внутри его» [110,262]. В целом, преодоление отчуждения в очеловечивании проблем, осуществлении связи человека с жизнью, с практикой [110,382]. Преодоление отчуждения человека от человека связывается С.Л. Рубинштейном с построением подлинной этики «Большая подлинная этика — это не морализование из вне, а подлинное бытие (жизнь) людей.

. Преодоление этого типа отчуждения связано с раскрытием всей полноты природного и общественного бытия человека». То есть одним из факторов преодоления отчуждения является культурная среда, в которой развивается личность.

В связи с этим мы рассматриваем процесс педагогической коррекции морального отчуждения, как целенаправленную, систематическую деятельность педагогов, направленную на поиск путей совершенствования социальной среды, в которой формируется личность. Проблема создания, проектирования гуманной личностно-ориентированной среды вузе, идеи гуманизации высшего образования, концепции личностно — ориентированного обучения и воспитания являются основополагающими при решении проблемы морального отчуждения.

Проектирование в образовании осуществляется на основе идеи перехода к образованию нового типа — личностно-ориентированному, создающему условия для полноценного удовлетворения образовательных запросов, индивидуально-творческого развития студентов и т.п. Проектирование педагогической деятельности в процессе коррекции морального отчуждения имеет в своей основе идею создания культурно-образовательных средств развития, социализации, самореализации и адаптации личности в изменяющемся социуме.

В контексте гуманистически ориентированного педагогического проектирования представление образовательной системы, влияющей на личность учащихся, через понятие образовательного пространства приводит к следующим выводам:

— личность самоопределяется в обществе через освоение опыта собственной деятельности и общения в различных сообществах, активную жизнедеятельность и творчество своей социально-культурной среды;

— необходимо проектировать такие социально-педагогические пространства, в которых обеспечивается возможность самоорганизации и саморазвития студентов на гуманистических принципах;

— процесс создания эффективного гуманистически ориентированного образовательного пространства требует совместных усилий и участия педагогов, студентов, родительской общественности, местных структур власти.

Мы связываем решение проблемы морального отчуждения с самоорганизацией, становлением и развитием социально-нравственной личности и рассматриваем этот процесс с позиций синергетического подхода. Синергетика (от греч. synergetike — содружество, коллективное поведение) — наука, изучающая системы, состоящие из многих подсистем самой различной природы; наука о самоорганизации простых систем и превращения хаоса в порядок.

Самоорганизация, по определению автора науки, немецкого физика Германа Хакена, — «спонтанное образование высокоупорядоченных структур из зародышей или даже из хаоса», спонтанный переход от неупорядоченного состояния к упорядоченному за счет совместного, кооперативного (синхронного) действия многих подсистем.

Синергетический подход мы рассматриваем как теоретико-методологическую стратегию, направленную на коррекцию морального отчуждения студентов в процессе профессионального образования в вузе. Ее можно представить как процесс социального управления, при котором осуществляется целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на коллектив студентов и на каждого студента в отдельности для достижения заданных результатов воспитания. Главная проблема при этом заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для субъекта путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Проблема состоит в том, как преодолеть хаос, его не преодолевая, а делая творческим [111,40].

Воспитательная деятельность в процессе педагогической коррекции морального отчуждения рассматривается как личностно-ориентированное взаимодействие педагога и студента, целью которого является обеспечение условий успешного развития студента, становление его как личности.

Личностно-ориентированная воспитательная деятельность может быть реализована при принципиальном отказе педагогов от автократической парадигмы воспитания и от тоталитарных методов воздействия на студентов, при условии целенаправленного развития диалоговых отношений между педагогами и студентами.

Условиями эффективного решения проблемы морального отчуждения студентов является проникновение педагога в сложности и противоречия процесса развития студента, осознание факторов, способствующих развитию (эмоциональная стабильность жизни, вариативность воспитательной среды, обеспечивающая возможность выборов, успешность любой формы деятельности, позитивная оценка студента в общественном мнении), и факторов, тормозящих этот процесс (чувство страха, несправедливо пережитые чувства вины и стыда, отчужденность студента от ровесников и взрослых в вузе, одиночество, ощущение тотальной неуспешности и т.п.). Применение принципиально новых идей гуманизации образования — идей о педагогической поддержке студента в образовании, которые состоят в совместном определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих сохранить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни.

Источник

Читайте также:  Способы фиксации болта от раскручивания
Оцените статью
Разные способы