Педагогические способы организации процесса образования

Педагогические способы организации процесса образования

Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний — он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебной работой учащихся всегда высоко оценивалась прогрессивными мыслителями. А. Дистервег писал, что учитель — «солнце для вселенной». Высоко она оценивается и сейчас. Однако необходимо отчетливо представлять себе и роль самого ученика, так как он является центральным звеном основного и исходного отношений в педагогическом процессе. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

Источник

Формы, методы и средства организации обучения

Дарья Богатырева
Формы, методы и средства организации обучения

Формы организации обучения в ДОУ:

Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.

Читайте также:  Способ оплаты сдэк что это

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций«.

Непосредственно образовательная деятельность организуетсяпо всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

При проведении непосредственнообразовательной деятельности выделяется три основные части:

-Первая часть — введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

-Вторая часть — самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

-Третья часть — анализ выполнения задания и его оценка.

Методы организации обучения в ДОУ:

Метод обучения — способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа;

Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование.

Средства организации обучения в ДОУ:

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в ДОУ средства обучения:

-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.);

-электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);

Средства обучения и воспитания:

Физическое развитие (Обручи пластмассовые; Палка деревянная гимнастическая; Палки пластмассовые гимнастические; Мячи разного диаметра; Набор кеглей; Дуги для подлезания; Коврики массажные; Корригирующая дорожка; Скамейки для ходьбы; Щиты для бросания; Кольцеброс; Мешочки для равновесия; Скакалки детские; Шнуры; Канат для перетягивания; Флажки разноцветные; Ленты; Лесенка-стремянка; Маты.)

Познавательное развитие (Наборы тематических предметных карточек; Серия демонстрационных сюжетных тематических картин; Домино с цветными изображениями; Шнуровки различного уровня сложности; Игрушки-персонажи; Набор плоскостных геометрических фигур; Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм; Дидактические игры; Муляжи фруктов и овощей; Вкладыши; Пирамидки различной величины.)

Речевое развитие (Стимульный материал; Наборы предметных карточек по темам; Набор сюжетных карточек по темам; Предметные игрушки-персонажи; Комплекты детских книг по темам; Иллюстрации к детской художественной литературе.)

Художественно-эстетическое развитие (Магнитная доска; Мольберт; Изделия народных промыслов; Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования; Бумага для рисования; Стаканчики; Трафареты; Кисочки; Карандаши простые, цветные; Мелки восковые; Бумага цветная; Картон цветной, белый; Пластилин; Доска для работы с пластилином; Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями; Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки); Металлофон; Комплекты костюмов театрализованной деятельности; Шапочки для театрализованной деятельности; Ширма для кукольного театра настольная, напольная; Игрушки-персонажи; Флажки разноцветные; Куклы; Мишура; Напольный конструктор деревянный ; Наборы настольного конструктора.)

Читайте также:  Способы полива сельскохозяйственных культур реферат

Технические средства обучения

Экранно-звуковая аппаратура: (Пианино; Синтезатор; Музыкальный центр; Телевизор.)

Вспомогательные технические средства: (Цифровой видеопроектор; Экран.)

Носители информации: (Тематические презентации; Цифровые музыкальные аудиозаписи; Фонотека, видеотека.)

Методы и средства по формированию ОБЖ детей дошкольного возраста, применяемые педагогами ДОУ Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 83 общеразвивающего вида. Из опыта работы..

Физическое воспитание: сущность, задачи, формы и средства физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического.

Методы, формы работы в ДОУ по познавательному и речевому развитию дошкольников в организации предметно-развивающей среды Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной.

Методы и формы организации двигательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС до Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных.

Методы и приемы индивидуализированного обучения Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности.

Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе 1 слайд. «Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе» 2 слайд. Свою речь я хотела бы начать со.

Современные формы и методы работы с детьми — здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Современные методы и приемы обучения в ДОУ Современные методы и приемы обучения в ДОУ. Дошкольный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся.

Методы, формы, средства в образовательном процессе ДОУ с реализацией ФГОС В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации.

Тест для студентов педколледжа «Методы обучения» Тест «Методы и приёмы обучения» Ф. И., группа №___ 1. Наглядные методы обучения условно.

Источник

Организация педагогического процесса: педагогические средства и формы

В процесс обучения не сразу входили педагогические средства. Долгое время учебные методы ставили во главу угла слово. Безусловно, слово играет важнейшую роль в обучении, но сегодня в разы увеличился объем информации, общество технологизировано, появилась острая необходимость использования технических средств обучения.

Мы называем педагогическими средствами объекты, предназначающиеся для реализации учебного процесса. Сюда входят: оборудование в лабораториях, производственное оборудование в учебных аудиториях профориентационной направленности, технические средства дидактического характера, наглядные пособия, ТСО, автоматизированные системы обучения, компьютерные классы. К организационным педагогическим средствам относятся: учебное планирование, билеты для экзаменов, карточки, тесты.

В педагогике появляется новое направление — педагогическая технология. Ее главная задача применять технологический подход наиболее широко во всем педагогическом процессе.

Педагогические формы

Педагогической формой называется завершенный организованный педагогический процесс, объединивший в себе все компоненты обучения и воспитания. Выделяют простые, составные и комплексные педагогические формы.

В простых формах применяется минимум методик и средств. Простую форму обучения используют при изучении одной темы. Беседа, экскурсия, викторина, экзамен, лекция, турнир, концерт — простые педагогические формы.

В составных формах развиваются простые или интересно сочетаются друг с другом: урок-конкурс, урок — пресс конференция, трудовой десант. Урок может включать в себя несколько простых форм: игру, инструкцию, опрос, выступления.

В комплексных формах интегрируется целый ряд простых и составных форм, объединенных одной задачей: день открытых дверей, неделя кино, спортивная декада.

Классификация основных форм обучения может быть следующей. Выделяют формы индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учеников. Индивидуализированными являются: консультация, зачет, экзамен. Формами взаимодействия можно назвать субботник, командные соревнования, смотры. Кооперативными формами считаются такие мероприятия, когда функции распределяются между учащимися (школьное правительство, сбор, экспедиция). Если рассматривать педагогические формы с точки зрения способа получения образования, то можно обозначить дневную и вечернюю формы обучения, заочную, дистанционную, форму экстерната.

Читайте также:  Способы хранения очищенного картофеля

Общие формы организации учебной деятельности

Урок длительностью 35 или 45 минут является основной формой обучения в школах.

Лекция длится 90 минут и является главной в вузах. Можно выделить вводные, обзорные, проблемные и другие лекции.

Семинар направлен на овладение практическими навыками. Сочетает в себе функции беседы, диспута, доклада, комментария, вывода. Семинары углубляют и закрепляют знания, развивают профессиональное мышление, выполняют функцию контроля за усвоением теории.

Лабораторный практикум отличается тем, что на занятиях применяется техника, специализированная аппаратура для осуществления опытов и экспериментов.

Учебная экскурсия ставит своей целью знакомство с предприятием (экскурсия на завод), с творчеством художника (экскурсия в картинную галерею), с историческим наследием (экскурсия в музей).

Групповая или индивидуальная консультация предполагает разъяснение отдельных учебных тем. Проводится по инициативе преподавателя, учителя или учащихся, студентов.

Для проверки знаний используются формы педагогического контроля: зачет, экзамен, письменный и устный опросы, коллоквиум, контрольная и курсовая работы, реферат, доклад.

Отметим некоторые особенности классно-урочной системы обучения. Основной формой обучения является урок, где учащиеся класса изучают тему одного предмета под руководством учителя. Учитель является организатором процесса обучения. Он передает знания, обеспечивает их усвоение, оценивает степень обученности каждого ученика, принимает решение об успеваемости и переводе в следующий класс по своему предмету. Класс — объединение учащихся одной возрастной категории и приблизительно одного уровня подготовки. Класс обучается по единому учебному плану и учебным программам в соответствии со школьным расписанием. В конце учебного года пишется итоговая работа либо предполагается экзамен по каждой учебной дисциплине. Школьное обучение заканчивается сдачей выпускных экзаменов и ЕГЭ.

Лекционно-практическая система обучения имеет другие особенности. В вузе передается значительно больший объем знаний, чем в школе, поэтому основной формой является лекция, позволяющая давать систематизированную информацию. Для того, чтобы детализировать, анализировать, расширять и углублять информацию существуют практикумы. Основой обучения в вузе считается самостоятельная деятельность студентов. Студенты объединены в учебные группы, а совокупность учебных групп представляет собой курс. Курс осуществляет учебную деятельность по единому учебному плану согласно расписанию занятий. Учебный год в вузе состоит из двух семестров, каждый семестр завершается сдачей экзаменов и зачетов. Обучение в вузе заканчивается сдачей государственных экзаменов по ведущим дисциплинам, защитой дипломной работы.

Приспособление педагогического процесса к целям развития

Структура педагогического процесса: цели — принципы — содержание — методы — средства — формы. Каждый компонент состоит из множества вариантов. Например, существует более пятиста педагогических методов, а форм более тысячи. Педагог выбирает цель, затем определяет главенствующие принципы, и только потом думает над содержанием, методикой и формами работы.

Когда взаимодействуют три структуры: педагогика, методика и психология, педагогический процесс получается динамичным. Методическая структура педагогического процесса заключается в следующем: цель разбивается на задачи, задачи — на этапы деятельности педагога и учащихся.

Педагогическая и методическая структуры имеют тесную взаимосвязь. Более сложной структурой педагогического процесса является психологическая, включающая в себя:

  • процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения;
  • проявление интереса, склонностей, мотиваций, динамики эмоционального настроя;
  • подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения;
  • динамику активности, работоспособности, утомления.

Исходя из этого, в психологической структуре урока выделяются три психологические подструктуры: познавательные процессы, мотивация учения, напряжение.

Источник

Оцените статью
Разные способы