Педагогические способы для адаптации младших школьников

Адаптация младших школьников к обучению в школе.
статья (1 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
statyadokument_microsoft_office_word_6.docx 17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Горелова Ирина Владимировна

«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №85 города Ульяновска.»

«Адаптация младших школьников к обучению в школе»

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане.

Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями.

Учитывая особенности ребёнка, педагог действительно может создавать или благоприятные условия обучения ,или такие, которые ухудшают его состояние и приводят к школьным проблемам, особенно в условиях адаптации. При этом ребёнок не может самостоятельно исключить влияние неблагоприятных условий, скрыться от них, прекратить их действие.

Понятие «адаптированность» («устойчивая адаптация») является синонимом «нормы», «здоровья». Под устойчивой адаптацией мы понимаем те регуляторные реакции, психическую деятельность, систему отношений и т.д., которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных экологических и социальных условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения.

В социально-педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. В более широком значении адаптация определяется как основная форма отражения системы внешней и внутренней среды, заключающейся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия.

1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза.

2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки.

Адаптация может быть психологическая, сенсорная, социальная. Социальная адаптация является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов. В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин). Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу.

Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого во внешней среде, протекают плавно, слаженно, экономично, т.е. в зоне «оптимума». Адаптированное регулирование обуславливается длительным приспособлением к условиям окружающей среды человека, который в процессе жизненного опыта выработал набор алгоритмов реагирования на закономерно и вероятностно, но относительно часто повторяющиеся явления и ситуации («на все случаи жизни»). Таким образом, адаптированное поведение не требует выраженного напряжения регуляторных механизмов для поддержания в определенных границах как жизненно важных констант организма, так и психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение реальной действительности.

Таким образом, адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. В более выйгрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению школьных неврозов.

1.Практическая психология в начальной школе.- М.:ТЦ «Сфера»,2002

2.Безруких М.М.Трудности в начальной школе: Причины , диагностика, комплексная помощь/М.М. Безруких. -Тула: ООО Изд.»Родничок», 2004.

3.Овчарова Р.В.Справочная книга школьного психолога. -М.: Просвещение , 2003.

4.Шеварндрин Н.И.Психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М .: ВЛАДОС, 2000.

Источник

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в период адаптации

С началом учебных занятий в 1 классе выявляются дети с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности. У таких детей недостаточно развита «позиция школьника».

Максим К. 07.01.2009 года рождения, обучается в 1 классе МОУ СШ № 101 г. Волгограда. С первых дней показывает низкие результаты в обучении. Мальчик часто отвлекается во время урока, он испытывает трудности в организации своего рабочего места, не сразу приступает к выполнению заданий, требуются дополнительные инструкции, может самостоятельно перейти к выполнению совершенно другого задания или к игре. Не стемится отвечать на вовпросы учителя. Имеет небрежный почерк. Чтение слоговое. Неопрятен. На переменах подвижен.

За помощью к учителю не обращется. С одноклассниками стремится общаться, но не всегда дети принимают Максима в игру.

Мальчик воспитывается в полной многодетной семье. Он старший сын среди четырёх братьев. Мать Макима, Наталия Николаевна К., 1983 года рождения. Во время беременности мать беспокоили частые токсикозы. В последний триместр периодически падал уровень гемоглобина. Роды протекали нормально. Отец, Сергей Николаевич К. 1982 года рождения, военнослужащий. Дети большую часть времени проводят с мамой.

С Максимом была проведена следующая диагностическая работа.

Методика Керна — Ирасека.

Ребенок должен нарисовать фигуру человека, сымитировать написание фразы «ей дан чай» и срисовать группу точек

В каждом задании высшая оценка 10 баллов. Снижение оценки:

на 0,5 балла – за незначительные ошибки: не нарисованы элементы одежды

на 1 балл – за основные ошибки: не нарисованы шея, волосы, ступни, кисти, одежда

на 2 балла — за грубые ошибки: не нарисованы ноги, руки, голова, туловище.

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ»

Цель: определить уровень сформированности саморегуляции младшего школльника

Испытуемому предлагается задание: «На этом листе дан образец написания палочек: |—||—|||—| и т. д. Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила:

— пиши палочки и черточки в такой же последовательности;

— правильно переноси их с одной строчки на другую;

— не пиши на полях;

— пиши не в каждой строчке, а через одну».

Время выполнения задания 5 минут.

Анализ проводится по следующим критериям:

5 баллов — ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно.

4 балла — по ходу работы ученик допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, ее оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть.

3 балла — ребенок воспринимает лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2—3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен.

2 балла — ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен.

1 балл — ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.

Методика «Школа зверей»

Максим показал средне-низкий уровень сформированности саморегуляции, у него псевдоучебный тип мотивации к школе. Имеется педагогическая запушенность.

Таким образом, возникла необходимость проведения психокоррекционных мероприятий. Нами была разработана программа по преодолению трудностей в обучении Максима. Срок реализации ноябрь-январь. В осуществлении психолого-педагогической коррекции принимают участие не только психолог, но и педагоги, родители.

Психологическая поддержка будет осуществляться педагогом психологом на групповых коррекционно-развивающих занятиях с первоклассниками, испытывающими трудности в обучении. Педагог оказывает педагогическую поддержку на уроке и во внеурочной деятельности. Родителям Максима даются рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в процессе обучения.

Основные методы программы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Основными видами деятельности обучающегося является:

— Действия идентификации т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.

— Действия по соотнесению предмета с эталоном.

— Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, “раскладывание” их на элементы, соответствующие эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.

Развитие произвольности психической деятельности

Формирование процессов регуляции и планирование саморегуляции

-понимать простые словесные инструкции учителя;

-ориентироваться в задании по данному плану;

-сличать результат и цель деятельности на наглядных образцах;

-с помощью педагога составлять рассказ о предстоящей и выполненной работе.

Развитие движений различных видов праксиса

Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать движения разных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия исерии действий по инструкции педагога.

-выполнять движения по словесной инструкции;

-плавно переключаться с одного движения на другое;

-ритмично двигаться под музыку, пение речевое сопровождение;

Менять характер ,направления движений по условным сигналам;

-повторять за педагогом позу кисти руки;

-шнуровать, завязывать узлы и банты;

-резать ножницами по прямым и кривым линиям.

Развитие перцептивно-гностической функции.

Способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.

Особое значение придается развитию осязания,т.к. недостатки его развития отрицательно влияют на формирование наглядно-действенного мышдения.

-узнавать предметы на картинках;

-узнавать предметы в «зашумленных» условиях и необычных ракурсах;

-составлять предметы из 2-6 частей;

-находить часть от целого предмета;

-различать и называть основные цвета;

-различать геометрические фигуры и называть их;

-Сравнивать предметы по величине и называть эту величину;

-опознавать на ощупь мелкие игрушки, геометрические фигуры, контурные изображения букв;

-опознавать на ощупь фактурные качества предметов;

-уметьсравнивать предметы « на глаз» «на ощупь», «на руку»;

-узнавать предметы по словесному описанию.

Развитие пространственного восприятия

Способствует формированию у ребенка целостного пространственного образа

-распознавать и называть части тела и лица;

-усвоить основные координаты: вверх-вниз, впереди-позади, слева-справа;

-различать пространственное расположение предметов;

-находить неправильное расположение буквы;

-выполнять графические диктанты с учетом пространственных ориентировок;

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительной активности восприятия,его расширение дифференцированность, повышение остроты зрения.

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти.

Развитие слухового восприятия

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов

Развитие временных представлений

Формирование временных понятий и представлений:секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года

Усвоить порядок следования дней недели, частей суток времен года;

-знатьмесяца каждого времени года и нумерацию каждого месяца;

-понимать отношения:вчера-сегодня-завтра-послезавтра,старше-моложе, медленно-быстро;

-знать соотношение мер времени: сутки-неделя-месяц-год; секунда-минута-час.

Развитие эмоционально-волевой сферы

Развитие чувства эмпатии. Воспитание и формирование волевых качеств.

Узнавать на картинках те или иные эмоциональные выражения, комментировать свое отношение к представленным педагогом ситуаций.

Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов

Определение уровня развития психических процессов и сенсорного развития

Справка об итогах реализуемого курса

Приемы педагогической поддержки.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи ребёнку в решении индивидуальных проблем, связанных с общением, с успешным продвижением в обучении.

Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление. Увидеть это можно, когда ребенок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку. В первом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться, во втором — удержать, чтобы не скатился вниз, не упал. «Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого ребенка, но поддерживая и стимулируя их». Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.

Успешность такого взаимодействия педагога и учащегося возможна при соблюдении следующих условий.

1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают.

2. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем. «Ребенок – главное» — правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия.

4. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.

Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности младших школьников, понимать, что большие трудности возникнут в процессе адаптации школьников в 1 классе. В это время ребенок входит в социум, примеряет различные социальные роли, адаптируется в новых условиях. Индивидуализация обучения осуществляется на каждом занятии.
Важным моментом в учебно-воспитательном процессе в начальной школе является реализация педагогических техник и приемов, которые помогают детям чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе. Ниже приведу их примеры.

Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха (при выполнении учебного задания, формирования навыков поведения)

Снятие страха – «Ничего страшного…»

Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»

Авансирование – «У тебя получится…»

Персональная исключительность – «Только у тебя и может получиться…»

Усиление мотива – «Нам это нужно для…»

Педагогическое внушение – «Приступай же!»

Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно»

Техники экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения ребенком внимания учителя

Техника «Минимизация внимания»

Игнорируйте демонстративное поведение.

Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.

Посылайте секретный знак.

Посылайте письменные замечания.

Техника «Делайте неожиданности»

Издайте музыкальный звук.

Говорите громким голосом.

Временно прекратите вести урок.

Техника помощи ученикам в установлении нормальных отношений с учителем и умения чувствовать свою коммуникативную компетентность

Техника «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность»

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

Формируйте веру в успех.

Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.

Делайте процесс обучения ощутимым.

Важно всемерно поддерживать хорошее отношение ребенка к школе, учителю, специально учить его учиться; регулярно обращать на него внимание и возвращать к выполнению задания, если он отвлекся; давать специальные задания на осознание способа действия; формировать самоконтроль: учить проверять, находить собственные ошибки, поощрять любые самоисправления, даже если из-за них в тетрадях возникает грязь. Для формирования самостоятельности в учебной деятельности необходимо предлагать свободные задания учебного типа, не имеющие однозначного решения (нарисуй, сочини рассказ). Не следует ругать за несделанное задание, но следует обязательно похвалить его, если оно выполнено (даже недостаточно качественно).

Задания, которые мы подобрали для Максима, могут быть включены в урок, либо осуществляться во внеурочной деятельности и дома. Так же могут быть включены в коррекцоинно-развивающие занятия с педагогом-психологом.

На стандартном листе бумаги нарисуйте извилистую дорожку шириной 5 мм. Ребенку предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их. Качество выполненной работы оценивается по числу касаний и времени выполнения задания.

Нижеследующие упражнения позволяют добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа письма. Материал дается по принципу возрастающей сложности.

1-й этап. Обвести под счет заготовленные образцы рукописных букв через прозрачную кальку. Отрабатывается написание букв, в которых:

а) полностью совпадают зрительные и двигательные элементы: заглавные Г, О, П, Р, Т, Э, строчные г, е, о, с, ъ, э;

б) частично совпадают двигательные и зрительные элементы (за счет удлинения конца элемента: А, Е, Жж, Зз, Ии, Йй, Лл, Мм, н, Уу, Цц, Чч, Шш, Щщ, ъ, Я; за счет удлинения его начала: А, 6, ж, к, н, п, т, р, ю;

в) при написании объединение двух зрительных элементов в единый двигательный комплекс происходит при условии главного перехода от одного элемента к другому: Б, Вв, Д, е, Кк, Н, Ю, Яя.

2-й этап. Обвести через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох), и под счет обвести через прозрачную кальку словосочетания (рыжая лиса, чайная чашка, глубокое озеро, веселый гномик, хороший друг).

3-й этап. Обвести под счет через прозрачную кальку предложения:

Даже на пожарище не бросай товарища;

Если небо хмурится, в лужицах вся улица;

Уроки сделал и скорей бегу во двор играть в хоккей.

А также ряд простых упражнений:

Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности.

Рисование кругов, овала и других фигур.

Выполнение упражнений на прием мяча на коротком расстоянии.

Выполнение гимнастики пальцев рук.

Нанизывание бусинок на длинную нитку.

Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима.

Ребенку необходимо описать внешний вид любого, выбранного Вами объекта. Задание ребенку: «Внимательно рассмотри объект и расскажи, какой он по виду». Ответ оценивается с точки зрения количества выделенных и охарактеризованных свойств и признаков объекта.

Определение недостающих деталей на рисунках. Задание ребенку: «Посмотри, все ли правильно на этих рисунках? Если неправильно, дорисуй их». Оценивается число правильных ответов.

Обнаружение малозаметных компонентов. Для сравнения предлагаются два рисунка, отличающиеся незначительными деталями. Вопрос ребенку: «Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются?» Подсчитывается количество найденных отличий.

Задание «Запутанный рисунок»: на бумаге на одно и то же место наносятся контуры нескольких предметов (10-15). Задание ребенку: «Назови предметы, которые ты здесь видишь». Подсчитывается количество выделенных предметов.

Узнавание объектов. Ребенку показываются контурные изображения птиц, листьев различных деревьев и предлагается узнать и назвать их.

Ребенку необходимо сформулировать своими словами общий смысл пословиц:

Тише едешь — дальше будешь.

Где тонко, там и рвется.

Не гони коня кнутом, а гони его овсом.

Работа не волк, в лес не убежит.

Данное упражнение рассчитано на усвоение пространственных соотношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи. Например, предложите ребенку положить книгу на стол, под стол, в стол, около стола, за стол, над столом и др.

Задание ребенку: нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.

Использование игр с постройками из кубиков.

Составление узоров из геометрической мозаики по рисунку и по памяти, работа с конструктором, склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.

Перед ребенком находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Задача ребенка смотреть на фигурку, расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с Вашими указаниями (например: «Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз). Ребенок должен определить местонахождение фигурки по Вашей просьбе в любой момент, когда Вы об этом попросите. Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижения фигурки.

Необходимо нарисовать десять кружков. Ребенку дается задание зачеркнуть: а) три кружка, семь кружков; б) третий кружок, седьмой кружок. Нарисовать флажок между четвертым и пятым кружками и т.д.

Произнесите ребенку отдельные звуки («с», «а») и предложите сказать, какой слог должен получиться. Материалом для заданий являются прямые слоги («са», «ну»), обратные слоги («ап», «ом»), закрытые слоги («сас», «лам»), слоги со стечением согласных («ста», «сто»). В более сложном варианте произносятся отдельные звуки, например: «с», «у», «м», «к», «а», и нужно сказать, какое слово получится.

Ребенку необходимо выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны как образец:

СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ

БО БИ ОБ ОБ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО

ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ

ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО

НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН ЛОСМ СЛОМ

ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА

КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ

ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА ЧАЩКА

Преобразовать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов (например, заменить гласный звук: «сок» — «сук», переставить буквы в слоге и назвать полученное слово: «марки»- «рамки», придумать слова, состоящие из трех звуков, и которых второй и третий звуки известны («…ом- дом, ком, сом, лом» и др.).

Ребенку нужно последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова:

а) кот, дом, сом, шуба, окно, сумка, щипцы, кле­щи, бабушка, карточка, обезьяна, дверь, ткач, гнездо, дружба, торт;

Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?

Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов больше? Почему?

Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или слово «червячок»?

Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?

Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?

Какое слово больше: «мышка» или «мишка»?

Какое слово короче: «усики» или «усы»?

Курс имеет безотметочную систему прохождения материала. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога-психолога.

При необходимости выполнения письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения задания по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе от развития мелкой моторики.

Используется приём цветограммы в конце выполнения заданий. Детям предлагается прикрепить (нарисовать, раскрасить) соответствующий по цвету символ, определяя качество выполненного самостоятельного задания или практическую деятельность. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.

Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:

— общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие движений и двигательных навыков (быстрота реакций, координация движений, их соразменность, адекватность), развитие организованности дисциплины:

— совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;

— развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.

Мы надеемся, что данная программа должна помочь преодолеть трудности, возникающие у Максима в период адаптации к школе.и будет способствовать продуктивному развитию личности.

1. Айзман Р., Жарова Г., Вартапетова Г., Петрова Е. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. — М.: НЦ ЭНАС, 2006. — 208 с.

2.Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. — М: АПН СССР, 1985г.

3.Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника. — Екатеринбург: У — Фактория, 2004

4.Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие. — М.: Сфера, 2007. — 208 с.

5.Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание. – 1994. — №8. — С. 80-83.

6.Богачкина Н.А. Энциклопедия подготовки к школе. — Ярославль: Академия развития, 2008. — 272 с.

7.Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. — №8. — С. 66-74.

8.Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание. – 1988. — №5. — С.17-25.

9.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992г.

Источник

Читайте также:  Способ каким способом образовано
Оцените статью
Разные способы