Педагогические проблемы методического характера способы их решения

Консультация «Актуальные проблемы педагогического мастерства»

Дарья Бурцева
Консультация «Актуальные проблемы педагогического мастерства»

Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов. Но какие бы изменения не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на педагоге. Под профессиональным уровнем педагога надо понимать особое свойство систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

На сегодняшний день качество преподавания в образовании не всегда соответствует ценностным запросам социума и уровню инновационно-технических разработок. Проблема профессионализма и определения компетентности педагога весьма актуальна.

Нормативные требования к профессиональной деятельности находят отражение в квалификационной характеристике воспитателя. В ее структуру входят базовые знания, умения, навыки, необходимые и достаточные для того, чтобы успешно действовать. Очевидно, что в динамичном, развивающемся обществе невозможно раз и навсегда достичь нужного уровня квалификации. Отсюда вытекает необходимость повышения квалификации как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности. Все это свидетельствует о том, что в современных условиях реформирования дошкольной образовательной системы в России углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей и качество получаемых результатов в действительности часто им не соответствует.

Ряд исследователей компетентность педагога оценивает по таким основным показателям, как уровень знания и понимания того, чему он намерен обучить других; мера владения технологией преподавания; умение добиваться одновременного выполнения задач, связанных с обучением, воспитанием и развитием учащихся.

Понятие «компетентность» уже, чем понятие профессионализм, указывая, однако, на то, что человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не являться компетентным в решения некоторых профессиональных задач.

Помимо этого, в сфере образования этически важным является щепетильный вопрос о возможности и необходимости исполнения преподавателем в современных социально-правовых условиях воспитательных функций.

В первую очередь воспитательный процесс, конечно же, происходит в ближайшем окружении воспитанника – семье, в условиях длительного и постоянного взаимодействия –дошкольном учреждении, вне учреждениях при всех формальных и неформальных контактах ребенка с другими людьми, его обращении к средствам массовой информации и т. д. Однако, это не принижает роли педагога. Он выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний.

Квалифицированный педагог должен ясно осознавать и контролировать свое психологическое здоровье, а основой реализации данного направления является адекватная самоидентификация, самодиагностика и формы саморегуляции.

Психолого-педагогические навыки в первую очередь необходимы для контроля преподавателя за своими эмоциональными проявлениями, для создания вероятности исключения негативного влияния на ребенка некоторых своих личностных качеств, а также для определения направления оптимизации резервов своих способностей для осознанного формирования ценностно-мотивированого непрерывного саморазвития, что в свою очередь повышает качество и тонус профессиональной деятельности.

Мало кто из педагогов задумывается над необходимостью обладать личностными качествами, определяющими такт и этику общения. Как правило, индивидуальность каждого человека воспринимается как данность, не подлежащая каким-либо изменениям. Однако это не так. Безусловно, индивидуальность складывается из определенного набора характеристик, соотношение которых определяет от природы и воспитания личность человека. Но научиться понимать те или иные качества и управлять своей рефлексией в зависимости от ситуации и оппонента (в данном случае ребенка, коллег или родителей воспитанников) должен каждый. Более того, в профессиональной деятельности педагога ценность этого положения возрастает во много раз, так как он несет непосредственную ответственность перед обществом и, конечно, перед личностью самого ребенка, определяя его жизненные ценности и направления развития.

Читайте также:  Региональные способы борьбы с горными ударами

Кроме того, внимание к вышеуказанным аспектам, понимание законов действия психофизиологических и рефлексивных особенностей того или иного человеческого возраста и характера помогут найти оптимальные пути развития коммуникативных компетенций (воспитатель – ребенок, воспитатель – коллеги, воспитатель – администрация, воспитатель – родители воспитанника).

Психологическая подготовка является базисным центром корректных межличностных отношений в любых ситуациях.

К сожалению, подавляющее большинство педагогов не осознает себя психологической единицей, с которой можно работать. Педагогическая привычка «обучать других» в некоторой мере атрофирует самовосприятие и соответственно возможности самодиагностики и саморазвития.

Иными словами, для того чтобы научить, педагог должен уметь сам.

В современной педагогической практике практически совсем не уделяется внимание такому компоненту профессионального мастерства, как навыки научной деятельности – умение анализировать, сравнивать, систематизировать, производить диагностику и оценку получаемых результатов, выявлять оптимальные методы, а также вести экспериментальную деятельность. К этой области профессиональной компетентности относится и очень важное качество – навык грамотного формулирования своих мыслей. В этом случае также очень важна теоретическая база, которая позволяет пополнить тезаурус и при тренинге практического воспроизведения значительно повысить качество речи. Довольно частое отсутствие в современной практике преподавания указанного компонента снижает продуктивность труда посредством неумения понятно и рационально объяснить материал воспитаннику, а также ограничивает потенциальные возможности профессионально-личностного развития.

Не менее важна и методическая грамотность педагога – теоретическая информированность о методиках работы с детьми дошкольного возраста, а также владение приемами и методами реализации данных знаний в практической деятельности.

Помимо этого, довольно актуальным на сегодняшний день компонентом педагогической деятельности является заинтересованность в инновациях и технологиях. То есть владение и использование в профессиональной деятельности современных информационных медиасредств – аудио-, видеоустройства; компьютер и различные игровые и обучающие программы; сеть интернет, предоставляющая на сегодняшний день широчайшие информационные возможности (от поиска необходимой информации до дистанционного повышения квалификации и создания собственных творческих интернет-проектов). Их практическое применение расширяет потенциальные возможности профессионально-личностной самореализации индивида. Однако, встречаются педагоги, которые не владеют навыками работы с персональным компьютером и сетью интернет, а также не обладают информацией о возможностях применения данного вида технологий в профессиональной деятельности.

Приведенный набор характеристик является довольно общим, но в современных условиях именно он определяет профессиональную целостность педагогического мастерства. Проблема же отсутствия осознанного восприятия педагогами компонентов профессионализма и компетентности, пренебрежения современными научно-техническими разработками подрывают авторитет педагога в сфере образования в целом как носителей и воспитателей культурного и нравственно-эстетического общества. Все рассмотренные компоненты в силу своей естественной природы, берущей начало в законах существования мира, находятся в постоянном движении, меняя свое содержание и, коррелируя, образуют структурное единство и основу профессионализма того или иного уровня. Осознание и внимание к каждому компоненту дают возможность сознательно регулировать качество своей деятельности, повышают эффективность педагога посредством развития креативности личности, общекультурной эрудированности и осознания обоснованности применяемых им методов.

Фотоотчёт «6 межрегиональный фестиваль педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования» 21 апреля 2016 в городе Кинель Самарской области проходил 6 межрегиональный Фестиваль педагогического мастерства и творчества работников.

Фотоотчёт «Финал нашего конкурса педагогического мастерства» 25 января мы все вместе собрались в музыкальном зале, чтобы, наконец-то, подвести итоги нашего конкурса педагогического мастерства «Педагогическая.

Фотоотчёт «Наш конкурс педагогического мастерства «Педагогическая документация — лицо педагога» (часть первая). В начале декабря в нашем детском саду стартовал конкурс педагогического мастерства «Педагогическая документация — лицо педагога». Единственной.

Фотоотчёт «Наш конкурс педагогического мастерства «Педагогическая документация — лицо педагога» (часть вторая) Следующей номинацией нашего конкурса педагогического мастерства «Педагогическая документация — лицо педагога» была «Документация специалиста.

Читайте также:  Все способы сбора первичных данных

Конкурс педагогического мастерства «Воспитатель детского сада 2015» Конкурс педагогического мастерства «Воспитатель детского сада 2015» Прошедший апрель месяц в нашем детском саду был очень плодотворным:.

Консультация для родителей «Детские проблемы. Я не могу без телевизора» В современном мире трудно представить семью без телевизора. Это устройство присутствует в каждом доме без исключения, причём в некоторых.

Консультация для родителей «Проблемы детского общения» Многие взрослые помнят, как родители запрещали им водиться с ребятами постарше, объясняя свой запрет тем, что ребенок старшего возраста.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Мастер-класс как форма повышения педагогического мастерства. Фотоотчет Что такое мастер-класс? Мастер-класс — это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным.

Фотоотчет «Профессиональный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2017» В этом году в седьмой раз прошел муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов, под названием «Педагог года 2017», в котором.

Источник

Выявление затруднений у педагогов в работе по современным образовательным технологиям и оказание методической помощи учителям

Воронина Т.С., учитель химии МБОУ СОШ № 65, заместитель директора по УВР

Выявление затруднений у педагогов в работе по современным образовательным технологиям и оказание

методической помощи учителям

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических подходов в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Для выявления затруднений педагогов, у меня имеется довольно богатый инструментарий. Это различные анкеты и опросники, посещение уроков, беседы с учителями на предмет выявления проблем в педагогической деятельности.

Анализ анкет педагогов школы и опыт работы в качестве руководителя показывает, что, к счастью, не у всех педагогов школы, но все же инновационная деятельность вызывает затруднения, и в связи с этим возникает необходимость в методическом сопровождении преподавателей. Анализ вовлеченности преподавателей в инновационную деятельность свидетельствует, что иногда она носит формальный характер. Это обусловлено рядом причин, таких как:

— формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к инновационным изменениям;

— отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеурочной работой;

— невозможность определить приоритетное направление («распыление» в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата.

Для работы с молодыми педагогами, а также, с вновь прибывшими педагогами, назначаются учителя-наставники. Для изучения трудностей молодых специалистов также есть опросники.

Не всегда необходимо проводить масштабное анкетирование педагогов. Например, у тех учителей, у которых во время проведения уроков традиционные формы работы на уроках преобладают над современными, кто тяжело принимает инновационную деятельность, во время проведения менторинга просто задавались вопросы для выявления причин неприятия инноваций. Вопросы были из анкеты «Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций». Главными причинами были названы:

1. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.

2. Плохое здоровье, другие личные причины.

3. Большая учебная нагрузка.

Посещенные уроки показали, что многие педагоги в своей практике успешно внедряют и используют активные современные формы работы на уроке. Интересно, что не всегда наибольшие затруднения в этом процессе возникают у молодых педагогов.

Основные трудности, возникающие у молодых учителей в начальный период их профессиональной деятельности, связаны главным образом со слабой методической подготовкой. Имея запас теоретических знаний, полученных в институте, учитель зачастую не знает, как их применять на практике: он не владеет многообразием приёмов и форм обучения. С этой целью в нашей школе работает и приносит свои положительные плоды программа наставничества. Наставники посещают уроки молодых специалистов, проводят совместные анализы и самоанализы посещенных уроков. Для того, чтобы выявить направления работы наставника со своим подопечным, также используется анкетирование.

Читайте также:  Препарат милдронат способ применения

Сейчас без инновационной составляющей нельзя представить деятельность современного образовательного учреждения. В ходе анкетирования преподаватели отвечали, что при внедрении инноваций они нуждаются в различных видах сопровождения: кому-то необходима психологическая поддержка, часть педагогов испытывают потребность в индивидуальных консультациях методистов, педагогов – практиков, часть называют желательным участвовать в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Но, обязательным условием инновационной работы, называли наличие достаточного количества времени, учебно-методической литературы и современной материально-технической базы. Если со вторым и третьим условием в нашей школе положение относительно благополучное, то большая учебная нагрузка не всегда позволяют учителю уделять достаточное время на апробацию инноваций в своей урочной и внеурочной деятельности. Поэтому, моя задача, как методиста школы, скоординировать методическую работу таким образом, чтобы интересно учиться и интересно учить стало возможным всем участникам образовательного процесса.

Для этого, в 2017/2018 учебном году была определена методическая тема школы:

«СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЖДОГО УЧАСТНИКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ».

В основе инновационной деятельности МБОУ СОШ № 65 следующие принципы:

принцип социального заказа;

принцип личностно-ориентированного образования;

принцип преемственности в обучении;

принцип развития научного и творческого мышления;

принцип инфомационно-коммуникационного развития;

принцип здоровьесбережения участников образовательного процесса.

В рамках работы по данной теме, мною был проведен коучинг «Психотипы учащихся». На нем учителя, работая в группах, разбирали различные типы учащихся, сравнивали их с нашими учениками и находили пути взаимодействия и главное, искали возможность успешного и результативного вовлечения учащихся, носителей данных психотипов в учебный процесс. Данный коучинг вызвал наибольшую заинтересованность.

Еще один коучинг «СМАРТ-ЦЕЛИ урока» показал учителям, как с наибольшей результативностью ставить цель урока. В обратной связи учителя математики и биологии отмечали, что данная постановка целей дает положительные результаты и мотивирует учащихся на урочную деятельность.

Помимо коучингов, проводятся демонстрации новых форм работы. Например, на неделе естественного цикла, учителями была устроена выставка концепт-карт. Это новая для наших учителей и учащихся форма выполнения домашнего задания.

Для повышения мотивации учащихся к проектной деятельности, в апреле второй год будет проходить научно-исследовательская конференция «Шаг в науку». Победители которой были заявлены для участия в районной научно-практической конференции. В этом году в апреле будет проведена конференция для 8 классов, в которой примут участие все 8-классники, которых готовят все учителя, работающие с 8 классами. Для успешной подтоговки, проводятся коллективные и персональные консультации педагогов.

Таким образом, проблемы, возникшие у учителей при использовании инновационных технологий должны решаться совместно всеми участниками образовательного процесса. Технологии нужно использовать совместно, с преобладанием одной из них, в зависимости от цели и задач урока. Любая созданная среда зависит не только от преподавателя, но и от школы, родителей, государства. Использование в процессе обучения новых технологий, и средств обучения, позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся. Эффективность обучения, и мотивация учащихся будет выше, если учителя научатся правильно реализовывать инновационные технологии на уроках, уверенно решив возникшие проблемы.

Еще много предстоит сделать. Поэтому предстоит масштабная работа по достижению значимых результатов в данном направлении деятельности педагогического коллектива школы № 65.

Источник

Оцените статью
Разные способы