Педагогическая задача виды способы решения

Типы педагогических задач и их характеристика
презентация по теме

Скачать:

Вложение Размер
tipy_pedagogicheskih_zadach_i_ih_harakteristika.pptx 73.38 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Типы педагогических задач и их характеристика Выполнила: Баникевич О.В.

План: Педагогическая задача; Классификация педагогических задач; Этапы решения педагогических задач; Вывод

Педагогическая задача: Под педагогической задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения Педагогическая задача — результат осознания педагогом педагогической ситуации в целом

В педагогической науке принято классифицировать педагогические задачи по следующим основаниям: В соответствии с временным признаком –стратегические , тактические, оперативные; в соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе – дидактические, воспитательные ; в соответствии с технологическим подходом – собственно педагогические и функционально-педагогические

Стратегическими называют педагогические задачи, вытекающие из общей цели образования. Тактические задачи – это стратегические задачи в реальном педагогическом процессе. Оперативные задачи – это педагогические задачи, которые встают перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.

Дидактические задачи направлены на управление учебно-познавательной деятельностью воспитанников. Воспитательные задачи призваны управлять процессом воспитания подрастающего поколения .

Собственно педагогические задачи связаны с изменением личности воспитанника , переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности , развитости . Функционально-педагогические задачи направлены на выбор форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач.

В качестве этапов решения педагогической задачи выступают : 1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий ; 2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия ); 3) процесс решения ; 4) анализ результатов решения.

Вывод При решении педагогической задачи возможны получение не только прямого, но и побочного результата, а также соотношение предметного и воспитательного результатов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни.Под пропагандой здоровог.

Выступление на педагогическом совете на тему: «Характеристика деятельности воспитателя-режиссёра».

Статья «Потешка — простое средство для решения сложных педагогических задач» поможет воспитателю найти подход к маленьким детям и их родителям в первый год пребывания детей в ДОО.

Типы воспитания детей в семьеЕсли у вас есть ребенок, то вы, конечно же, его воспитываете, или, по крайней мере, пытаетесь это делать, а то, что получается, уже второй вопрос. Значит, прочитав характе.

Источник

Этапы и схема решения педагогических задач

Вы будете перенаправлены на Автор24

Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.

Основные этапы решения педагогических задач

Все педагогические задача, вне зависимости от типа, класса и уровня сложности, обладают одним общим свойством, которое связано с тем, что данные задачи являются задачами социального управления. Именно поэтому процедура решения педагогических задач основана на том, что достижение цели осуществляется в результате решения частных практических и познавательных задач. Каждая частная задача – это этап решения всей педагогической задачи.

Выделяют четыре основных этапа решения педагогических задач:

  1. Анализ педагогической ситуации, ее основных условий, постановка педагогической задачи.
  2. Осуществление конструирования способов и методов педагогического воздействия и взаимодействия.
  3. Составление плана решения педагогической задачи, внедрение данного плана в практику.
  4. Получение и оформление полученных результатов решения педагогической задачи, осуществление его анализа.

Способы решения педагогических задач

Решение педагогических задач предусматривает применение ряда способов.

Способы решения педагогической задачи – это определенная система, состоящая из последовательных процедур, осуществление которых приводит к решению поставленной задачи.

Способ решения задачи может иметь два вида: алгоритмический и неалгоритмический. Выбор способа зависит степени строгости детерминации предстоящих операций.

Необходимо отметить, что решение педагогической задачи не всегда единственно, может быть найдено несколько решений. Количество решений каждой задачи зависит от профессионализма и мастерства педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

Ряд педагогических задач требует от педагога творческого подхода, в связи с чем, сложно подобрать строго установленные алгоритмы их решения.

Реализация способа решения педагогической задачи начинается и оканчивается в ориентировочной части. В том случае, если реализация способа выходит за рамки данной части, то процесс решения является неоконченным. Именно поэтому исследователи в области изучения сущности педагогических задач выделяют в системе решения последовательные действия, которые принято называть «анализ решения педагогической задачи».

Одним из важнейших компонентов и характеристик решения педагогических задач являются их результаты. Так, при решении педагогической задачи необходимо помнить, что не всегда результат решения будет прямым и точным, допустимо получение побочного результата, который является соотношением результатов воспитательного и предметного. В ряде случаев побочный результат не всегда желателен, так как он может негативно сказаться на течении педагогического процесса, а также нарушить педагогически необходимые и целесообразные взаимоотношения между участниками педагогического процесса.

Процесс решения педагогических задач

Со «способом решения» тесно связано понятие «процесса решения» педагогической задачи.

Процесс решения педагогической задачи – творческий процесс, предусматривающий этапность и взаимопереход диалектики теоретического и практического мышления.

Первоначально осуществляется анализ педагогической ситуации, который включает в себя совокупность операций, заканчивающихся выработкой необходимых диагностических решений (диагностик).

Диагностика педагогической ситуации включает в себя два вида диагностики: индивидуальная и групповая. Диагностике подвергаются поступки учащихся, как отдельной личности, так и всего коллектива. На основании диагностики осуществляется прогноз результатов воспитания и обучения, возможность возникновения разнообразных сложностей, как со стороны учащихся, так и со стороны педагога.

Процесс решения педагогической задачи имеет определенную схему, которая была описана многими учеными и педагогами. Одной из наиболее общепризнанных схем, является схема, предложенная Л.Ф Спириным:

  1. Осуществление анализа педагогической ситуации – оценка исходных условий, объяснение педагогических условий, выработка диагностических методов, проведение диагностики (индивидуально и всего коллектива), прогноз результатов, предвидение возникновения трудностей педагогического процесса.
  2. Постановка цели и планирование результатов – на основании проведенного анализа педагогической ситуации, с использованием имеющихся средств и исходных предположений формулирование цели и предполагаемых результатов ее достижения.
  3. Организация и реализация педагогического процесса – обоснование и выбор разнообразных видов деятельности учащихся, осуществление педагогического управления действиями учащихся (воспитанников).
  4. Корректировка – осуществление оценки реализованного педагогического процесса, выявление успешности или неуспешности в его реализации, при необходимости проведение его корректировки.
  5. Итоговый контроль и анализ полученных результатов — сопоставление полученных и предполагаемых результатов, их учет с исходными данными, анализ эффективности и целесообразности применяемых методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы.

Решение каждой педагогической задачи должно оканчиваться выдвижением теоретического обоснования осуществленного решения и полученного решения, а также на их основании постановка новой педагогической задачи.

Таким образом, схема решения педагогической задачи включает в себя не только процесс решения поставленной задачи, но и осуществление анализа полученного результата. Это необходимо для того, чтобы педагог мог понять и в дальнейшем исправить ошибки или недочеты. Данная работа положительно сказывается не только на последующем разрешении педагогических задач, но и позволяет педагогу значительно повысить свой профессионализм и мастерство, получить собственный практический опыт решения разнообразных задач.

Источник

Педагогические задачи и условия их правильного решения

Педагогическая задача — что это такое, определение

Педагогическая задача — конкретная и нацеленная на результат педагогическая ситуация, которая направлена на осмысление и преобразование существующей действительности. К таким изменениям относятся: прогресс в знаниях, умениях и отношениях учащихся. Педагогические ситуации создаются организованно как самим педагогом, так и спонтанно учащимися.

Педагогическая задача имеет те же компоненты, что и педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и методы. Но к ней, как к системе, добавляются такие составляющие, как исходное состояние предмета задачи и модель требуемого состояния.

В процессе педагогической деятельности выполняются такие задачи, как воспитательные, обучающие и образовательные. Сама эффективность педагогической задачи выражается в способностях успешно определять разнообразные жизненные ситуации. Она формируется в соответствии с поставленными целями.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в дальнейшем в результате педагогических действий преобразуется в определенную систему задач педагогического процесса.

Педагогические задачи не всегда бывают конфликтными, но всегда содержат противоречия между ожиданием и реальностью.

Существует следующая классификация педагогических задач:

  1. По целевой направленности:
  • задачи педагогической диагностики;
  • задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников;
  • задачи по выбору приемов и методов воздействия на учеников;
  • задачи по организации деятельности;
  • задачи по переориентации ученика;
  • задачи по изменению отношения к учебе;
  • задачи по усилению самоконтроля слов и действий учащихся;
  • задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств ученика;
  • задачи по самовоспитанию;
  • задачи по педагогическому стимулированию.
  1. По временному признаку:
  • стратегические: выявляют общую цель воспитания;
  • тактические: направлены на получение определенного результата в процессе воспитания и привязаны к конкретному этапу педагогического процесса;
  • оперативные: задачи, которые педагог решает в режиме «здесь и сейчас», т.е. непосредственно в момент педагогической деятельности.
  1. По представлениям о целостном педагогическом процессе:
  • дидактические;
  • воспитательные.
  1. В соответствии с технологическим подходом:
  • собственно-педагогические;
  • функционально-педагогические.

Способы решения педагогической задачи

Существует определенный алгоритм, который имеет несколько этапов:

  1. Анализ педагогической ситуации:
  • оценка условий, в которых проходит педагогический процесс;
  • объяснение наблюдаемых педагогических изменений;
  • принятие эффективных действий для получения определенного результата;
  • диагностика исследуемого детского коллектива или отдельной личности;
  • прогнозирование возможного результата.
  1. Планирование и целеполагание. Проверка начальных данных, а также планирование эффективного педагогического воздействия.
  2. Конструирование и последующая реализация педагогической задачи. Формирование разнообразных видов деятельности учащихся и управление педагогическим процессом.
  3. Коррегирование и регулирование. Оценка успешности осуществляемой педагогической задачи и, при необходимости, его корректировка.
  4. Итоговый контроль и сбор полученных результатов. В данный этап входит разбор итогового результата, анализ достижений и неудач, эффективность использования определенных методов в ходе педагогического процесса.

Пример и решение некоторых педагогических задач

К вариантам решения педагогических задач можно отнести:

  • беседы;
  • систему классных часов и родительских собраний на тему взаимоотношений в коллективе;
  • творческие и нестандартные занятия;
  • проведение ситуаций успеха, установление традиций класса/группы, коммуникативные игры.

Ситуация 1. Мальчик решает на доске задачу, но не справляется с ней и получает двойку. Когда он поворачивается к классу, видит — все над ним смеются.

Проблема в контексте педагогического процесса: проблема воспитания и взаимоотношений между сверстниками в коллективе.

Педагогическая задача: воспитание дружеских взаимоотношений, взаимоподдержки и толерантности в коллективе.

Решение 1. Организовать систему классных часов, в основе которых лежит тема доверия и взаимоуважения.

Решение 2. Внедрять в учебную деятельность нестандартные уроки и методики.

Решение 3. Провести беседу с родителями на тему воспитания.

Ситуация 2. Работая во 2 классе, учительница заметила, что стали теряться вещи. Это вызвало тревогу. Ей было необходимо найти того, кто берет чужое. Учительница решила использовать психологическую методику для младшего школьника, и создала ситуацию, при которой воришка сам выдал бы себя.

Способ решения: Учительница раздала всем спички и сказала, что у того, кто взял чужое, спичка вырастет. После чего у каждого стала проверять. У одного мальчика она была сломана. Он объяснил это тем, что спичка так не вырастет. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. После данного случая вещи перестали пропадать.

Источник

Читайте также:  Виды центрального отопления по способу теплоотдачи
Оцените статью
Разные способы