- Типы педагогических задач и их характеристика презентация по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Этапы и схема решения педагогических задач
- Основные этапы решения педагогических задач
- Способы решения педагогических задач
- Готовые работы на аналогичную тему
- Процесс решения педагогических задач
- Педагогические задачи и условия их правильного решения
- Педагогическая задача — что это такое, определение
- Способы решения педагогической задачи
- Пример и решение некоторых педагогических задач
Типы педагогических задач и их характеристика
презентация по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_pedagogicheskih_zadach_i_ih_harakteristika.pptx | 73.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы педагогических задач и их характеристика Выполнила: Баникевич О.В.
План: Педагогическая задача; Классификация педагогических задач; Этапы решения педагогических задач; Вывод
Педагогическая задача: Под педагогической задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения Педагогическая задача — результат осознания педагогом педагогической ситуации в целом
В педагогической науке принято классифицировать педагогические задачи по следующим основаниям: В соответствии с временным признаком –стратегические , тактические, оперативные; в соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе – дидактические, воспитательные ; в соответствии с технологическим подходом – собственно педагогические и функционально-педагогические
Стратегическими называют педагогические задачи, вытекающие из общей цели образования. Тактические задачи – это стратегические задачи в реальном педагогическом процессе. Оперативные задачи – это педагогические задачи, которые встают перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.
Дидактические задачи направлены на управление учебно-познавательной деятельностью воспитанников. Воспитательные задачи призваны управлять процессом воспитания подрастающего поколения .
Собственно педагогические задачи связаны с изменением личности воспитанника , переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности , развитости . Функционально-педагогические задачи направлены на выбор форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач.
В качестве этапов решения педагогической задачи выступают : 1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий ; 2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия ); 3) процесс решения ; 4) анализ результатов решения.
Вывод При решении педагогической задачи возможны получение не только прямого, но и побочного результата, а также соотношение предметного и воспитательного результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни.Под пропагандой здоровог.
Выступление на педагогическом совете на тему: «Характеристика деятельности воспитателя-режиссёра».
Статья «Потешка — простое средство для решения сложных педагогических задач» поможет воспитателю найти подход к маленьким детям и их родителям в первый год пребывания детей в ДОО.
Типы воспитания детей в семьеЕсли у вас есть ребенок, то вы, конечно же, его воспитываете, или, по крайней мере, пытаетесь это делать, а то, что получается, уже второй вопрос. Значит, прочитав характе.
Источник
Этапы и схема решения педагогических задач
Вы будете перенаправлены на Автор24
Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.
Основные этапы решения педагогических задач
Все педагогические задача, вне зависимости от типа, класса и уровня сложности, обладают одним общим свойством, которое связано с тем, что данные задачи являются задачами социального управления. Именно поэтому процедура решения педагогических задач основана на том, что достижение цели осуществляется в результате решения частных практических и познавательных задач. Каждая частная задача – это этап решения всей педагогической задачи.
Выделяют четыре основных этапа решения педагогических задач:
- Анализ педагогической ситуации, ее основных условий, постановка педагогической задачи.
- Осуществление конструирования способов и методов педагогического воздействия и взаимодействия.
- Составление плана решения педагогической задачи, внедрение данного плана в практику.
- Получение и оформление полученных результатов решения педагогической задачи, осуществление его анализа.
Способы решения педагогических задач
Решение педагогических задач предусматривает применение ряда способов.
Способы решения педагогической задачи – это определенная система, состоящая из последовательных процедур, осуществление которых приводит к решению поставленной задачи.
Способ решения задачи может иметь два вида: алгоритмический и неалгоритмический. Выбор способа зависит степени строгости детерминации предстоящих операций.
Необходимо отметить, что решение педагогической задачи не всегда единственно, может быть найдено несколько решений. Количество решений каждой задачи зависит от профессионализма и мастерства педагога.
Готовые работы на аналогичную тему
Ряд педагогических задач требует от педагога творческого подхода, в связи с чем, сложно подобрать строго установленные алгоритмы их решения.
Реализация способа решения педагогической задачи начинается и оканчивается в ориентировочной части. В том случае, если реализация способа выходит за рамки данной части, то процесс решения является неоконченным. Именно поэтому исследователи в области изучения сущности педагогических задач выделяют в системе решения последовательные действия, которые принято называть «анализ решения педагогической задачи».
Одним из важнейших компонентов и характеристик решения педагогических задач являются их результаты. Так, при решении педагогической задачи необходимо помнить, что не всегда результат решения будет прямым и точным, допустимо получение побочного результата, который является соотношением результатов воспитательного и предметного. В ряде случаев побочный результат не всегда желателен, так как он может негативно сказаться на течении педагогического процесса, а также нарушить педагогически необходимые и целесообразные взаимоотношения между участниками педагогического процесса.
Процесс решения педагогических задач
Со «способом решения» тесно связано понятие «процесса решения» педагогической задачи.
Процесс решения педагогической задачи – творческий процесс, предусматривающий этапность и взаимопереход диалектики теоретического и практического мышления.
Первоначально осуществляется анализ педагогической ситуации, который включает в себя совокупность операций, заканчивающихся выработкой необходимых диагностических решений (диагностик).
Диагностика педагогической ситуации включает в себя два вида диагностики: индивидуальная и групповая. Диагностике подвергаются поступки учащихся, как отдельной личности, так и всего коллектива. На основании диагностики осуществляется прогноз результатов воспитания и обучения, возможность возникновения разнообразных сложностей, как со стороны учащихся, так и со стороны педагога.
Процесс решения педагогической задачи имеет определенную схему, которая была описана многими учеными и педагогами. Одной из наиболее общепризнанных схем, является схема, предложенная Л.Ф Спириным:
- Осуществление анализа педагогической ситуации – оценка исходных условий, объяснение педагогических условий, выработка диагностических методов, проведение диагностики (индивидуально и всего коллектива), прогноз результатов, предвидение возникновения трудностей педагогического процесса.
- Постановка цели и планирование результатов – на основании проведенного анализа педагогической ситуации, с использованием имеющихся средств и исходных предположений формулирование цели и предполагаемых результатов ее достижения.
- Организация и реализация педагогического процесса – обоснование и выбор разнообразных видов деятельности учащихся, осуществление педагогического управления действиями учащихся (воспитанников).
- Корректировка – осуществление оценки реализованного педагогического процесса, выявление успешности или неуспешности в его реализации, при необходимости проведение его корректировки.
- Итоговый контроль и анализ полученных результатов — сопоставление полученных и предполагаемых результатов, их учет с исходными данными, анализ эффективности и целесообразности применяемых методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы.
Решение каждой педагогической задачи должно оканчиваться выдвижением теоретического обоснования осуществленного решения и полученного решения, а также на их основании постановка новой педагогической задачи.
Таким образом, схема решения педагогической задачи включает в себя не только процесс решения поставленной задачи, но и осуществление анализа полученного результата. Это необходимо для того, чтобы педагог мог понять и в дальнейшем исправить ошибки или недочеты. Данная работа положительно сказывается не только на последующем разрешении педагогических задач, но и позволяет педагогу значительно повысить свой профессионализм и мастерство, получить собственный практический опыт решения разнообразных задач.
Источник
Педагогические задачи и условия их правильного решения
Педагогическая задача — что это такое, определение
Педагогическая задача — конкретная и нацеленная на результат педагогическая ситуация, которая направлена на осмысление и преобразование существующей действительности. К таким изменениям относятся: прогресс в знаниях, умениях и отношениях учащихся. Педагогические ситуации создаются организованно как самим педагогом, так и спонтанно учащимися.
Педагогическая задача имеет те же компоненты, что и педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и методы. Но к ней, как к системе, добавляются такие составляющие, как исходное состояние предмета задачи и модель требуемого состояния.
В процессе педагогической деятельности выполняются такие задачи, как воспитательные, обучающие и образовательные. Сама эффективность педагогической задачи выражается в способностях успешно определять разнообразные жизненные ситуации. Она формируется в соответствии с поставленными целями.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в дальнейшем в результате педагогических действий преобразуется в определенную систему задач педагогического процесса.
Педагогические задачи не всегда бывают конфликтными, но всегда содержат противоречия между ожиданием и реальностью.
Существует следующая классификация педагогических задач:
- По целевой направленности:
- задачи педагогической диагностики;
- задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников;
- задачи по выбору приемов и методов воздействия на учеников;
- задачи по организации деятельности;
- задачи по переориентации ученика;
- задачи по изменению отношения к учебе;
- задачи по усилению самоконтроля слов и действий учащихся;
- задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств ученика;
- задачи по самовоспитанию;
- задачи по педагогическому стимулированию.
- По временному признаку:
- стратегические: выявляют общую цель воспитания;
- тактические: направлены на получение определенного результата в процессе воспитания и привязаны к конкретному этапу педагогического процесса;
- оперативные: задачи, которые педагог решает в режиме «здесь и сейчас», т.е. непосредственно в момент педагогической деятельности.
- По представлениям о целостном педагогическом процессе:
- дидактические;
- воспитательные.
- В соответствии с технологическим подходом:
- собственно-педагогические;
- функционально-педагогические.
Способы решения педагогической задачи
Существует определенный алгоритм, который имеет несколько этапов:
- Анализ педагогической ситуации:
- оценка условий, в которых проходит педагогический процесс;
- объяснение наблюдаемых педагогических изменений;
- принятие эффективных действий для получения определенного результата;
- диагностика исследуемого детского коллектива или отдельной личности;
- прогнозирование возможного результата.
- Планирование и целеполагание. Проверка начальных данных, а также планирование эффективного педагогического воздействия.
- Конструирование и последующая реализация педагогической задачи. Формирование разнообразных видов деятельности учащихся и управление педагогическим процессом.
- Коррегирование и регулирование. Оценка успешности осуществляемой педагогической задачи и, при необходимости, его корректировка.
- Итоговый контроль и сбор полученных результатов. В данный этап входит разбор итогового результата, анализ достижений и неудач, эффективность использования определенных методов в ходе педагогического процесса.
Пример и решение некоторых педагогических задач
К вариантам решения педагогических задач можно отнести:
- беседы;
- систему классных часов и родительских собраний на тему взаимоотношений в коллективе;
- творческие и нестандартные занятия;
- проведение ситуаций успеха, установление традиций класса/группы, коммуникативные игры.
Ситуация 1. Мальчик решает на доске задачу, но не справляется с ней и получает двойку. Когда он поворачивается к классу, видит — все над ним смеются.
Проблема в контексте педагогического процесса: проблема воспитания и взаимоотношений между сверстниками в коллективе.
Педагогическая задача: воспитание дружеских взаимоотношений, взаимоподдержки и толерантности в коллективе.
Решение 1. Организовать систему классных часов, в основе которых лежит тема доверия и взаимоуважения.
Решение 2. Внедрять в учебную деятельность нестандартные уроки и методики.
Решение 3. Провести беседу с родителями на тему воспитания.
Ситуация 2. Работая во 2 классе, учительница заметила, что стали теряться вещи. Это вызвало тревогу. Ей было необходимо найти того, кто берет чужое. Учительница решила использовать психологическую методику для младшего школьника, и создала ситуацию, при которой воришка сам выдал бы себя.
Способ решения: Учительница раздала всем спички и сказала, что у того, кто взял чужое, спичка вырастет. После чего у каждого стала проверять. У одного мальчика она была сломана. Он объяснил это тем, что спичка так не вырастет. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. После данного случая вещи перестали пропадать.
Источник