- Конспект лекций по курсу «Общие основы педагогики».
- 2.10. Педагогическая задача.
- Педагогическая задача способ решения задачи процесс решения задачи
- Специфика педагогических задач
- Алгоритм и оценка решения педагогической задачи презентация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект лекций по курсу «Общие основы педагогики».
2.10. Педагогическая задача.
Термин «задача» используется в разных науках и трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; как поручение, задание; как вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; как проблема и т. п. В современной педагогике наиболее часто применяются следующие определения.
1. Под педагогической задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения.
2. Педагогическая задача – это система особого рода, представляющая собой основную единицу педагогического процесса.
3. Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.
4. Педагогическая задача – это материализованная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Подход к рассмотрению структурных компонентов педагогической задачи в современной науке неоднозначен. Рассматривая ее как элемент педагогического процесса, можно выделить следующие компоненты: а) педагоги; б) воспитанники; в) содержание; г) средства.
Если рассматривать педагогическую задачу как систему, то обязательными ее компонентами являются исходное состояние предмета задачи и желаемая модель конечного состояния.
Предметом педагогической задачи могут выступать все педагогические характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям (материальные и идеальные).
Трудность задачи является субъективной характеристикой. Она описывается такими неформальными признаками, как новизна, неожиданность и проблемность.
Специфика педагогической задачи состоит в особенности ее решения. Как отмечает С.Г. Костюк, педагогические задачи могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности. Специфика педагогической задачи заключается еще и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом.
В педагогической науке принято классифицировать педагогические задачи по следующим основаниям:
• в соответствии с временным признаком – стратегические, тактические, оперативные;
• в соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе – дидактические, воспитательные;
• в соответствии с технологическим подходом – собственно педагогические и функционально-педагогические.
Стратегическими называют педагогические задачи, вытекающие из общей цели образования. Они формируются в виде ряда представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития, и определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности.
Тактические задачи – это стратегические задачи в реальном педагогическом процессе. Они приурочены к определенному этапу решения стратегических задач, но сохраняют свою направленность на итоговый результат образования.
Оперативные задачи – это педагогические задачи, которые встают перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.
Дидактические задачи направлены на управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Они подразделяются на учебные (на решение которых направлены действия, составляющие учебную деятельность) и критериальные (которые должен научиться решать ученик, описание которых дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся).
Воспитательные задачи призваны управлять процессом воспитания подрастающего поколения. В общем случае они подразделяются на задачи социального, умственного, нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания.
Собственно педагогические задачи связаны с изменением личности ученика, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости. Функционально-педагогические задачи направлены на выбор форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач.
Рассматривая вопрос о решении педагогической задачи, необходимо отметить, что оно является общим для всех вышеперечисленных типов педагогических задач.
В качестве этапов решения педагогической задачи выступают:
1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);
3) процесс решения;
4) анализ результатов решения.
Различают процесс и способ решения педагогической задачи. В.А. Сластенин предлагает под способом понимать некоторую систему последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к ее решению, а под процессом – реализацию некоторого способа как «фрагмента функционирования решателя», осуществляемого им при решении задачи или с целью ее решения.
Выделяют продуктивный и непродуктивный процессы решения педагогической задачи. Способ ее решения в большинстве случаев нейтрален и по своей специфике может быть обязательным, рекомендуемым, запрещенным.
При решении педагогической задачи возможны получение не только прямого, но и побочного результата, а также соотношение предметного и воспитательного результатов.
Источник
Педагогическая задача способ решения задачи процесс решения задачи
Мы часто слышим и читаем в различных пособиях, что любая деятельность начинается с определения целей и задач. Но чем отличаются задачи от целей?
Во-первых, тем, что цель отражает конечный результат, которого мы хотим добиться в процессе деятельности, а задача – лишь направление к этому результату.
Во-вторых, задача ставится для конкретизации пути к цели, способа или способов достижение цели.
В-третьих, задача – не готовый, а лишь намеченный путь к цели, этот путь ещё надо «проложить», решив задачу.
В-четвёртых, для достижения одной цели может служить не одна задача, а несколько задач, если цель достигается в несколько этапов, и на каждом из них требуются разные способы. Так, чтобы сделать из квадратной доски круг, можно воспользоваться электролобзиком, и тогда весь процесс обработки уложится в один этап. Если же такого инструмента у нас нет, то путь к цели можно разделить на два этапа (см. рисунок): на первом этапе спилить углы, а на втором – придать многоугольнику круглую форму, для чего понадобится другой способ обработки, например: обточить на токарном станке или обстрогать рубанком. Используя доступные нам способы и средства, нужного результата мы добиваемся в обоих случаях, однако во втором увеличивается количество решаемых задач.
То, что необходимо преобразовать для достижения цели, является предметом задачи.
Любая задача может рассматриваться как система, включающая два основных компонента:
1) состояние предмета задачи (каков он на момент постановки задачи);
2) модель требуемого состояния предмета задачи (каким он должен стать, приобретя новые свойства, когда задача будет решена).
Схематично это изображено на следующем рисунке (суть задачи — найти способ, путь к цели — отражает стрелка с вопросом, которая связывает исходное состояние с моделью предмета, обладающего новыми свойствами).
Модель требуемого состояния — это и есть желаемый результат деятельности, который отражается в поставленной цели.
Специфика педагогических задач
Выполняя различную деятельность, люди решают задачи, суть которых сходна в том, что решение задач приводит к достижению цели деятельности, связанной с переводом предмета задачи в требуемое состояние.
Предмет педагогической задачи – ученик, воспитанник. Возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода обучаемого, воспитуемого из одного состояния в другое.
Педагогические задачи отличаются от прочих тем, что…
1) педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъекта (педагог и воспитанник);
2) решение педагогической задачи не заканчивается переведением её предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога;
3) педагогические задачи (те, которые решает педагог) неразрывно связаны с задачами учебными (теми, которые решает обучающийся), поэтому успешность решения педагогической задачи определяется успешностью решения учебной задачи учеником;
4) при анализе педагогической задачи нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам её предмет совпадает с субъектом-учеником; таким образом, успешность её решения зависит не только от субъекта задачи (педагога) но и от предмета задачи, ведь её предметом является субъект-ученик.
Педагогическая задача – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
Педагогическую задачу можно представить в следующем виде:
Источник
Алгоритм и оценка решения педагогической задачи
презентация на тему
Педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_i_otsenka_resheniya_pdagogicheskoy_zadachi_na_osnove_pedagogicheskih_faktov5.pptx | 94.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм и оценка решения профессиональной задачи на основе реальных педагогических фактов Дронова Елена Давидовна
ВОПРОСЫ 1. Алгоритм решения профессиональной задачи. 2. Оценка решения задачи. 3. Анализ профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность педагога — это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала.
Профессиональная компетентность педагога — это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА Профессиональная задача – это цель, заданная в определенных условиях, которая может быть достигнута при реализации определенных действий. Решение профессиональных задач — деятельность будущего специалиста направления по активизации приобретенных знаний, умений, навыков и опыта для достижения цели в заданных условиях профессиональной деятельности .
Профессиональные задачи педагога , требуют от него нового отношения к себе самому, самосовершенствования, отказа от авторитарного стиля общения с детьми.
Задача «видеть ученика в образовательном процессе» означает, что педагог должен уметь: отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями; отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников; создавать у школьников мотивацию к учению; отслеживать результативность освоения школьников образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы. Задача «строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования профильной школы» означает, что педагог должен уметь: выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников; предлагать способы педагогической поддержки адекватные результатам диагностики; разрабатывать способы педагогической поддержки школьникам, помогать преодолевать учебные затруднения; разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры школьников.
Задача «проектировать и осуществлять профессиональное самообразование» означает, что педагог должен уметь: анализировать собственную деятельность; опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи); выбирать технологии самообразования; определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы в осуществлении профессиональной деятельности и определять способы их решения. Задача «работать с информацией» означает, что педагог должен уметь: ориентироваться в профессиональных источниках информации (педагогических и методических журналах и сайтах, образовательных порталах); адекватно использовать информационные образовательные ресурсы на уроке; стимулировать использование информационно-коммуникативных умений учащихся в образовательном процессе; эффективно использовать имеющиеся в учреждении средства информационно-коммуникативных технологий и информационные образовательные ресурсы.
Задача «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса» означает, что педагог должен уметь: организовывать сотрудничество школьников между собой, взаимодействие с разными людьми, в том числе на иностранном языке; использовать разные средства коммуникации ( e-mail , интернет, телефон и др.); работать в команде; использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи; проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией; взаимодействовать с администрацией образовательного учреждения для решения профессиональных задач; взаимодействовать с общественными организациями. Задача «создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности» означает, что педагог должен уметь: использовать информационные ресурсы ( масс-медиа , интернет и др.); использовать в образовательном процессе ресурсы и потенциал системы дополнительного образования; формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий; организовывать и использовать различные образовательные среды внутри ОО для решения конкретной педагогической задачи; отбирать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач.
Задача «управления образовательным процессом и профессиональной деятельностью» означает, что педагог должен: уметь: Ø эффективно организовывать повседневную педагогическую практику и ее развитие; привлекать учащихся к принятию решений и делегировать ответственность; эффективно использовать время и пространство в целях решения педагогических задач; надлежащим образом создавать группы учащихся в целях решения задач дифференциации образования; управлять деятельностью помощников учителя и волонтеров; решать проблемы дисциплины и поведения учащихся с минимальными конфликтами; обеспечивать и удерживать внимание класса; устанавливать правила поведения или помогать учащимся развивать и соблюдать их; адекватно и профессионально решать конфликтные ситуации.
Простые и сложные профессиональные задачи По уровню сложности различают: 1. Профессиональные задачи низкого, репродуктивного уровня . Основное содержание таких задач – использование профессиональных знаний в готовом виде: фактов, оценок, законов, принципов, способов деятельности в типичных ситуациях. Это задачи, которые решаются на основе образца или правила. Деятельность в этом случае носит алгоритмический характер. 2. Профессиональные задачи среднего уровня включают элементы деятельности творческого характера: постановка проблемы; определение известных и недостаточных исходных знаний, некоторое преобразование шаблонных методов и средств деятельности.
Профессиональные задачи высокого уровня (творческие). Определение сложности профессиональной задачи осуществляется опытными специалистами. Сложность задачи определяется тем, насколько быстро и легко удаётся специалисту освоить критические операции, необходимые для её выполнения. Определение сложности предполагает дробление задачи на отдельные фрагменты и оценке их количества и сложности действий, необходимых для их выполнения. Показателями сложности задачи являются время и усилия, которые должен приложить человек. Для определения сложности задачи решающее значение имеет опыт субъекта. Определение сложности изменяется по мере освоения задачи специалистом. Факторы, определяющие сложность практической задачи: неопределённость, новизна и неожиданность событий и объектов окружающего мира, неполнота, неясность, неточность информации, поступающей к исполнителю. Сложность возникает уже при восприятии из-за замаскированности или неясности воспринимаемых процессов, сходства, влияющего на различение и идентификацию, она порождается неточным и несвоевременным характером информации, поступающей педагогу.
Профессиональная задача включает в себя: • Содержательную характеристику задачи – на каком материале (фактах, позициях, суждениях и т.п.) построена задача. • Процессуальную характеристику задачи – какие действия (элементы поведения, операции, поступки, отношения, оценки, ситуации выбора и диалога) предполагаются в ходе решения задачи. • Контекстуальную характеристику задачи – каким образом конкретная задача связана с общим проблемным контекстом – личностным, социальным, образовательным, информационным, коммуникативным, культурным и др.
Примерная структура профессиональной задачи как единицы содержания подготовки представлена следующим образом: • Обобщенная формулировка задачи – описание имеющегося в практике противоречия, трудностей, постановка вопроса • Ключевое задание , в котором обозначен «продукт» решения задачи (Что требуется представить как результат решения ) • Контекст решения задачи – имеющиеся условия (характеристика людей, ресурсов, конкретной ситуации и т.д.) • Задания, которые приведут к решению (к «продукту»). Они могут быть приведены в полном составе, неполном, не приведены вообще. • Критерии оценки .
Любая педагогическая задача может иметь достаточно большое количество решений, так как она всегда субъективна, способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя. Например, ученик отрешенно смотрит в окно и не слышит вопроса учителя, обращенного к нему . В зависимости от того, к какому типу задач отнесет эту ситуацию учитель, он и будет выбирать способы ее решения. Если – к деятельностному , то будет стимулировать интерес ученика к совместной деятельности. Если к задаче-отношению, то будет искать пути взаимодействия в системе межличностного общения.
Классификация педагогических задач Существует три основных подхода к понятию «педагогическая задача»: 1) педагогическая задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина); 2) педагогическая задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащихся, в которых проявляются способности человека успешно решать жизненные проблемы; 3) педагогическая задача выступает как некоторая знаковая модель педагогической ситуации и изменяется в соответствии с логикой целей педагогического процесса.
Процесс решения задачи состоит из следующих этапов: 1) анализ ситуации и характера затруднений; 2) формулировка педагогической цели, т.е. чего следует добиться; 3) поиск путей и средств достижения поставленной цели; 4) анализ полученного результата; 5) анализ ошибок, определение возможностей других путей решения педагогической задачи.
Классификация педагогических задач может быть представлена в следующем виде: По времени решения: 1) стратегические задачи (сверхзадачи, которые отражают общую цель воспитания, формируются в виде некоторых эталонных представлений о качествах человека, задаются извне, вытекают из объективной потребности общественного развития, определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности), направленные на достижение педагогического идеала; 2) тактические задачи (сохраняют свою направленность на итоговые результаты воспитания и образования учащихся, приуроченные к какому-либо этапу решения стратегических задач), формирование определенных новых качеств и устойчивых состояний; 3) оперативные задачи (текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент педагогической деятельности) – это элементы решения тактических задач, предполагающих определение цели немедленно после ее возникновения.
По циклу педагогического управления делятся на: 1) задачи педагогической диагностики; 2) задачи педагогического проектирования целеполагания ; 3) задачи педагогического планирования и прогнозирования; 4) задачи практического осуществления плана действий; 5) задачи этапа анализа выполненной работы.
При решении педагогической задачи можно опираться на следующий алгоритм: 1 . Уяснить в деталях педагогическую ситуацию (что произошло, как это событие влияет или может повлиять на взгляды, позицию ребенка, его поведение и т.д.). 2. Вычленить педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в индивидуально-личностном становлении ребенка, к которому ведет ситуация. 3. Определить педагогическую цель, т.е. изменение ребенка, которого необходимо достичь в процессе решения задачи. 4. Определить несколько вариантов достижения цели. 5. Выбрать и обосновать оптимальный вариант решения задачи. 6. Определить критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах, методы оценки результата. 7. Реализовать продуманный план действий. 8. Провести рефлексивный анализ результатов решения педагогической задачи.
Критерии оценки решения задачи Педагогическая задача – это осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью ее преобразования. Критерии оценки: понимание сути педагогической задачи (понимание позиций субъектов взаимодействия); формулирование педагогической проблемы; определение возможных способов решения проблемы; аргументация собственного варианта решения; педагогическая эрудиция.
Шкала оценки: Высокий балл– у педагога развито умение «понимать суть педагогической задачи», т.е. описать позиции субъектов взаимодействия; на высоком уровне владеет педагогической терминологией; владеет умением спрогнозировать решение педагогической задачи, может свободно аргументировать собственный вариант решения проблемы, обладает педагогическим мышлением. Средний балл – педагогическая проблема сформулирована на уровне здравого смысла, используется бытовой язык. Студент формулирует педагогическую проблему и не предлагает путь ее разрешения, слабо обосновывает свою позицию, нет знаний педагогических закономерностей. Низкий балл – педагог не формулирует педагогическую проблему, занимает позицию школьника, а не педагога, т.е. не идентифицирует себя с ролью педагога-профессионала, не демонстрирует практические знания и умения, которые они должны были приобрести в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.
Анализ педагогической деятельности Анализируя педагогическую деятельность педагог должен: определить результативность своей деятельности; обеспечить коррекцию своей деятельности, форм и методов работы; обобщить свой опыт и сделать его достоянием коллег; наметить перспективы и пути профессионально-личностного самосовершенствования.
Объекты педагогического анализа Объектами педагогического анализа являются: сам процесс педагогической деятельности; каждый элемент процесса деятельности; результат деятельности; личностная и профессиональная готовность к осуществлению педагогической деятельности.
Алгоритм анализа: соотнесение результата с программируемыми целями обучения; анализ целесообразности и эффективности всех элементов педагогического процесса; самоанализ готовности педагога к осуществлению обучающей деятельности-степени развития своих педагогических способностей, общей, социальной, профессиональной и психолого-педагогической компетентности.
Основные направления системного педагогического самоанализа: анализ своей обучающей деятельности как целостной системы; анализ отдельной составляющей своей деятельности; анализ отдельного занятия как подсистемы своей деятельности; диагностика и анализ своих профессионально значимых личностных качеств.
Источники самодиагностики Источники диагностики и самоанализа профессионально-значимых качеств педагога: внешняя экспертная оценка коллег и администрации ОО; самодиагностика с помощью существующих методик; опрос учеников, родителей.
Готовность педагога к самоанализу и самосовершенствованию зависит от: наличия позитивной « Я-концепции »; чувства уверенности в себе; способности преодолевать все проблемы и достигать успеха; отсутствия гипертрофированных защитных реакций; умения принимать все пожелания и замечания с благодарностью; учиться у коллег и своих учеников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ по технологии теории решения изобретательских задач
В документах, положенных в основу коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического пл.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны
Семья для ребёнка — это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и здесь же происходит социальное рождение его как личности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны
Семья для ребёнка — это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и здесь же происходит социальное рождение его как личности. Если мы хотим вырастить .
педагогическое мастерство в решение педагогических задач
Психолого-педагогическое взаимодействие как составная часть решения педагогических задач
презентация для педагогов.
Решение педагогических задач (работа в подгруппах)
Решение педагогических ситуацтй для специалистов и педагогов ДОУ.
Эффективное решение педагогических задач при развитии мелкой маторики
Воспитание и обучение представляет собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить наиболее эффективную пер.
Источник