Педагогическая технология коллективного способа обучения

Технология коллективного способа обучения

Технология коллективного способа обучения

Просмотр содержимого документа
«Технология коллективного способа обучения»

Коллективный способ обучения (КСО) — это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.

У истоков данной технологии стоял А.Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г. Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г. Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К. Дьяченко, его поддержали М.А. Мкртчян, А.Г. Границкая и др.

Актуальность использования данной технологии подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО), так в нем прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС НОО, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».

В соответствии с федеральным законом государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на различных принципах, одним из которых является «воспитание взаимоуважения». В данном законе также отражено понятие «воспитание», которое включает себя «развитие ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Технологичность данной технологии можно доказать через критерии:

Концептуальность. В.К. Дьяченко предполагает, что при реализации данной технологии каждый ученик по очереди работает с другим учеником, выполняет то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.

Системность. Данная технология обладает признаками системы: логика процесса, взаимосвязью ее частей, целостностью. Работа выстроена по этапам: самостоятельное знакомство с материалом урока, работа в парах, работа в малых группах.

Управляемость. Технология КСО предполагает возможность диагностического целеполагания – формировать навыки сотрудничества, планирования – для реализации данной технологии нужно распланировать деятельность учителя и ученика: подобрать тему, сформулировать цель, отобрать материал и подготовить работу в парах (группах); отслеживание результатов, проводя диагностики – наблюдение за деятельностью учищихся в работе в парах, группах; проведение беседы Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).

Эффективность. Современная педагогическая технология существует в конкурентных условиях и является эффективной по результатам и оптимальной по затратам, гарантирует достижение определенного стандарта обучения — развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Опыт работы Смолиной Татьяны Яковлевны, учителя начальных классов, показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Воспроизводимость. Данную технологию, возможно воспроизвести в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Например, на уроке русского зыка в 2 классе можно использовать «Работа по вопросникам» по теме «Имя существительное». Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала. С помощью вопросника можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и способствует установлению благоприятного психологического климата.

КСО осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся на уроке должен:

изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);

объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);

найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);

отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).

Читайте также:  Способ применения свеч от геморроя

ориентация на высшие конечные результаты;

непрерывная передача полученных знаний друг другу;

сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

разнообразие тем и заданий;

разноуровневость участников педагогического процесса;

обучение по способностям индивида;

педагогизация деятельности каждого участника.

Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.

Организация учебной деятельности учащихся при КСО

Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.

Делит учебный материал на части.

Определяет цели деятельности, правила работы.

Распределяет функции внутри групп.

Предъявляет алгоритмы деятельности и «маршрутные листы».

Знакомит с таблицами учета выполненных заданий.

Знакомятся с целями работы.

Знакомятся со своей частью работы.

Организуются по группам.

Просматривают «маршрутные листы».

Знакомятся с таблицами учета.

Этап 2. Работа в парах

Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:

статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.

динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.

вариационная пара — работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.

Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).

Этап 3. Работа в малых группах

Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.

Организует деятельность учащихся.

Оценивает деятельность учащихся.

Организует рефлексию по окончанию урока.

Вариант 1. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и поясняет новую терминологию.

Вариант 2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе.

Вариант 3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся.

На практике используется разные методики коллективных учебных занятий. Но нельзя сводить методику к какому-либо приему парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения, алгоритмы и приемы работы в парах.

Методики отличаются друг от друга:

по предназначению и реализуемым дидактическим задачам,

по процедурам запуска,

особенностям управления и учета деятельности учащихся,

сочетанию различных организационных форм обучения,

приемам, используемым в этих оргформах.

Каждая методика соответствует определенной учебной задаче:

для изучения сложных учебных,научных, художественных текстов используются методики А.Г.Ривина и взаимопередачи тем;

для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно освещенных в учебниках, подходит обратная методика А.Г.Ривина;

для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями;

для повторения, закрепления учебного материала и тренировки учащегося используются методики взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий;

для обеспечения понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т.п.) можно использовать методику доводящей карточки.

Таким образом, в условиях технологии КСО каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.

Сначала готовятся достаточное для всех учащихся класса количество карточек с текстами диктантов по какой-то большой теме или нескольким темам. Объём текста небольшой: примерно в три-четыре раза меньше объёма текста, который диктуется для всего класса. Каждому ученику даётся текст одного диктанта, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим будущим партнёром. Все ученики рассаживаются по парам. Один из нвас читает текст по предложениям, другой пишет. Диктовать надо так, как диктует учитель, но без предварительного чтения всего текста в целом. Потом ученик, который писал, берёт свою карточку и диктует своему партнёру. Затем они вместе проверяют свои диктанты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания. Допустивший ошибки под контролем своего «преподавателя» делает их устный разбор, а затем каждый из вас письменно исправляет свои ошибки. По окончании работы вы пишите в диктантах друг другу: «проверил ….», «проверила ….».

Источник

Современные образовательное технологии в реализации ФГОС: коллективный способ обучения.
статья

Скачать:

Вложение Размер
Современные образовательное технологии в реализации ФГОС: коллективный способ обучения 22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательное технологии в реализации ФГОС:

коллективный способ обучения.

Актуальность использования данной технологии подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте, так в нем прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».

Демократизация и гуманизация педагогического процесса предъявляют качественно новые требования к деятельности учителя и обучающегося на уроке. Главная роль учителя – помочь обучающемуся учиться самому, сохраняя здоровье, работоспособность, развивать личность, способную стать творцом новой жизни.

Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного обучения. Главная идея технологии – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда «каждый учит каждого». Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию обучающихся в сотрудничестве, включает каждого обучающегося в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах.

Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы изучение иностранного языка будет способствовать формированию у обучающихся коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности общаться с носителями языка с учётом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо).

Технологичность данной технологии можно доказать через критерии:

Концептуальность. В.К. Дьяченко предполагает, что при реализации данной технологии каждый обучающийся по очереди работает с другим обучающимся, выполняет то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех, и все работают на каждого.

Системность. Данная технология обладает признаками системы: логика процесса, взаимосвязью ее частей, целостностью. Работа выстроена по этапам: самостоятельное знакомство с материалом урока, работа в парах, работа в малых группах.

Управляемость. Технология КСО предполагает возможность диагностического целеполагания – формировать навыки сотрудничества, планирования – для реализации данной технологии нужно распланировать деятельность учителя и обучающегося: подобрать тему, сформулировать цель, отобрать материал и подготовить работу в парах (группах); отслеживание результатов, проводя диагностики – наблюдение за деятельностью учащихся в работе в парах, группах; проведение беседы Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).

Эффективность. Современная педагогическая технология существует в конкурентных условиях и является эффективной по результатам и оптимальной по затратам, гарантирует достижение определенного стандарта обучения — развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

КСО осуществляется посредством включения, каждого обучающегося в активную деятельность по обучению других обучающихся. Для этого обучающийся на уроке должен:

  1. изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);
  2. объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого обучающегося или выполнить данное им задание (работа в паре);
  3. найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);
  4. отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).
  • ориентация на высшие конечные результаты;
  • непрерывная передача полученных знаний друг другу;
  • сотрудничество и взаимопомощь между обучающимися;
  • разнообразие тем и заданий;
  • разноуровневость участников педагогического процесса;
  • обучение по способностям индивида;
  • педагогизация деятельности каждого участника.

Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.

Цель урока в системе КСО – это удовлетворение потребности социализации обучающихся, расширение кругозора, через коллективный способ обучения.

Организация учебной деятельности учащихся при КСО

Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.

  1. Делит учебный материал на части.
  2. Определяет цели деятельности, правила работы.
  3. Формирует группы.
  4. Распределяет функции внутри групп.
  5. Предъявляет алгоритмы деятельности и «маршрутные листы».
  6. Знакомит с таблицами учета выполненных заданий.
  1. Знакомятся с целями работы.
  2. Знакомятся со своей частью работы.
  3. Организуются по группам.
  4. Просматривают «маршрутные листы».
  5. Знакомятся с таблицами учета.

Этап 2. Работа в парах.

Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:

  • статическая пара – совместно работают обучающиеся, сидящие рядом.
  • динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
  • вариационная пара — работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как обучающиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.

Необходимо определить маршрут работы обучающегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).

Этап 3. Работа в малых группах

Проработав определенную тему в парах сменного состава, обучающийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.

  1. Организует деятельность учащихся.
  2. Оценивает деятельность учащихся.
  3. Организует рефлексию по окончанию урока.
  1. Вариант 1. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и поясняет новую терминологию.
  2. Вариант 2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе.
  3. Вариант 3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся.

На практике используется разные методики коллективных учебных занятий. Но нельзя сводить методику к какому-либо приему парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения, алгоритмы и приемы работы в парах.

Методики отличаются друг от друга:

  • по предназначению и реализуемым дидактическим задачам,
  • по процедурам запуска,
  • особенностям управления и учета деятельности учащихся,
  • сочетанию различных организационных форм обучения,
  • приемам, используемым в этих оргформах.

Каждая методика соответствует определенной учебной задаче:

  • для изучения сложных учебных, научных, художественных текстов используются методики А.Г.Ривина и взаимопередачи тем;
  • для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно освещенных в учебниках, подходит обратная методика А.Г.Ривина;
  • для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями;
  • для повторения, закрепления учебного материала и тренировки обучающегося используются методики взаимоконтроля и взаимопроверки индивидуальных заданий;
  • для обеспечения понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т.п.) можно использовать методику доводящей карточки.

По методике КСО можно проводить разные уроки, например, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-дискуссия, урок-диспут, круглый стол. Проводить такие уроки можно не только со старшеклассниками, но и с обучающимися младших классов и в среднем звене.

Применение технологии КСО на уроках иностранного языка даёт возможность обучающимся больше общаться друг с другом, передавать свои знания, проверять, обмениваться заданиями, т.е. включаться в коммуникативную деятельность, учиться культуре общения, взаимоподдержке. Каждый обучающийся пробует себя в роли учителя, раскрывает свои возможности, умения, талант. Демократический стиль общения, присущий данной технологии, снимает языковой барьер. Общение обучающихся на иностранном языке становится более раскованным, живым. В каждый момент общения (работы) половина обучающихся говорит, половина слушает. Минимальное количество участников — 4 человека.

В каждом классе есть дети с разными способностями. Учителю нужно и надо учитывать способности каждого и в то же время он должен обучать класс, как единую группу. При коллективном способе обучения каждый обучающийся отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей по учебной работе. Каждую изучаемую тему (вопрос) участник занятий может излагать другим участникам, работая с каждым по очереди до полного, прочного и всестороннего овладения ею. Происходит полное совпадение коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше я обучаю других, тем больше я знаю сам.

КСО реально превращает обучающихся в субъекты самообразования и самовоспитания. Процесс изучения иностранного языка становится более привлекательным для обучающихся, возрастает его эффективность.

Таким образом, в условиях технологии КСО каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других обучающихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.

Исходя из специфики образовательной области «иностранный язык», основной и ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Коммуникативная компетенция предполагает развитие лингвистической компетенции, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между обучающимися, умение организовать речевое общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. С нашей точки зрения, одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных способностей является технология КСО. Потому как, она обладает целым рядом достоинств:

  • активность каждого обучающегося в постижении, передаче знаний в процессе обучения;
  • возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;
  • сотрудничество обучающихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль;
  • демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Данная технология может применяться как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах: при проверке ранее усвоенного, при изучении нового материала, при его закреплении, применении, обобщении, контроле. Используется как для работы над грамматическим, лексическим (языковым) материалом, так и для совершенствования речевых навыков устной и письменной речи.

Источник

Читайте также:  Какие есть способы чтобы не спать всю ночь
Оцените статью
Разные способы