ИКТ как педагогическая технология
Любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Поэтому определение информацио-коммуникационной педагогической технологии носит двойственный характер. С одной стороны оно рассматривается как научное направление (совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами), а с другой — как конкретный способ работы с информацией (способ и средства сбора , обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте).
В.И. Загвязинский дает такое определение: «Информационная технология обучения — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией».
Педагогические цели использования ИКТ в образовании
- Развитие личности обучающегося — подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества:
- развитие мышления,
- развитие коммуникативных способностей,
- развитие навыков исследовательской деятельности,
- формирование умений принимать решения в сложных ситуациях,
- формирование информационной культуры.
- Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией общества:
- подготовка обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности,
- подготовка мобильных конкурентоспособных личностей,
- подготовка специалистов в области ИТ.
- Интенсификация образовательного процесса:
- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (например, учет типа личности и приоритетных способов восприятия информации),
- повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ,
- углубление межпредметных связей.
Компьютерные средства обучения называют еще интерактивными, т.к. они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность технологии с применением компьютерных средств.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:
- при объяснении (введении) нового материала,
- закреплении,
- повторении,
- контроле,
- оценивании.
При этом для ученика он может выполнять различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
- Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
- Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
- Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
- Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.
Наиболее распространенная схема организации урока с использованием средств ИКТ
При подготовке к уроку в компьютерном классе перед учителем стоят следующие задачи:
- просмотр и экспертная педагогическая оценка всех имеющихся информационных ресурсов,
- выбор программных средств.
Учителю следует продумать, как организовать процесс общения учеников с компьютером, подготовить соответствующие инструкции, которые облегчат общение ученика с ПК, подробно прописать алгоритм выполнения заданий. Для того чтобы провести целый урок в компьютерном классе, следует разработать подробный план учебного занятия. Особое внимание необходимо уделить формулировке вопросов и заданий, которые будут использоваться на данном уроке с применением ИКТ.
Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств информационных технологий.
На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные (групповые) задания, содержащие скриншты экраны, поясняющие действия.
На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.
Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (ЭОР, ЦОР, сервисы) . Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.
В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с ИКТ, сама работа с электронным ресурсом станет кульминацией урока.
Проектирование урока. Особенности организации и методики
Использование на уроке информационных технологий требует от учителя тщательной подготовки. Опираясь на дидактические, психологические, гигиенические требования к уроку, учитель создает программу управления деятельностью учащихся, т.е. проектирует урок.
В основе проекта лежит теоретическая проработка, базирующаяся на точной информации. Проект урока возможен только для конкретных условий, отличается точностью, алгоритмичностью и реализуемостью.
На первом этапе определяется роль урока в структуре изучения темы. Из роли урока вытекают его цели. Важный момент — выделение ведущей цели, определяющей всю логику будущего урока. Цели должны быть конкретны, четко сформулированы, направлены на продвижение учащегося по ступеням от знания через понимание к творческой деятельности и затем к уровню развития личности, уровню, на котором формируются личностные качества учащегося, и происходит его развитие, изменение его отношения к миру, окружению и к себе.
Планирование результатов обучения, определение главных задач урока — следующий этап проектирования. Любая задача урока может быть решена на четырех уровнях усвоения.
- Знать (онтологический уровень) — уровень знакомства и понимания основных теорий, концепций, идей.
- Уметь (поведенчески-деятельностный уровень) — уровень применения теорий для решения типовых (стандартных) задач.
- Владеть (уровень способностей) — уровень освоения и применения способов деятельности, мыслительных стратегий для решения нестандартных задач.
- Быть (смысловой уровень)- уровень развития способностей (креативных, мыслительных, коммуникативных, рефлексивных), позволяющих решать стратегические проблемы, а главное, создавать отношение к миру, делу и себе самому (смыслотворчество).
Определение начальных условий позволит уточнить систему задач и при необходимости организовать вводное повторение на уроке. Далее необходимо выбрать метод обучения, отобрать подходящие организационные формы обучения. В итоге определяется дидактическая основа главного элемента урока, нацеленного на решение ведущей цели.
Разработка структуры урока — важнейший этап проектирования. На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа. При проектировании содержательного наполнения урока следует определить: что необходимо рассказать ученикам, что они изучат самостоятельно, какие необходимо задать вопросы, какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы, какие задания дать на длительные сроки, как контролировать успешность процесса. Критерии работы с содержанием урока:
- практическая значимость;
- доступность понятий, объема материала;
- эмоциональная значимость фактов и идеи;
- непротиворечивость фактов и идей;
- проблемность.
Следующий этап предполагает обдумывание организационной схемы урока, отбор средств обучения, приемов педагогической техники.
Последний этап связан с имиджем урока: изменения в интерьере учебного помещения, музыкальное сопровождение урока, внешний облик учителя и др.
Конечным результатом проектирования является пакет документов, содержащих схему урока и дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнение.
Таким образом, при конструировании урока учителю следует проектировать:
- цели урока;
- мотивацию учащихся;
- содержание занятия;
- деятельность учащихся;
- деятельность учителя;
- рефлексию деятельности на занятии;
- обратную связь с учащимися.
По своим целям и дидактической структуре урок очень подвижная и гибкая форма организации занятий. Он находится в постоянном развитии и видоизменяется в зависимости от внешних и внутренних условий. Поэтому в проектируемый урок необходимо закладывать возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их достижения.
При выборе современных программно-педагогических компьютерных средств обучения аргументируется необходимость их использования в образовательном процессе. Последовательность рассуждений учителя может быть следующей:
- каких целей хотелось бы достигнуть с помощью использования компьютера на уроке (развития логического мышления, креативности, коммуникабельности, мобильности, быстроты реакции и т.д.);
- какие из доступных объектов ИКТ помогут добиться наилучшего результата;
- использование каких технологий наиболее естественно впишется в сложившуюся структуру образовательного процесса,
- какие объекты ИКТ будут интересны и доступны учащимся.
Источник
Классификация педагогических технологий
Реферат на тему:
«Классификация педагогических технологий»
Соломина Ирина Ивановна
Оглавление
2. Классификация педагогических технологий. ………………………………. 4
2.1. Параметры классификации технологий. ………………………………. 5
2.2. Классификация педагогических технологий Г.К. Селевко.. ………… 9
2.3. Классификация педагогических технологий В.П. Беспалько.. 11
2.4. Классификация педагогических технологий по позиции ребенка в
образовательном процессе. ………………………………………………… 12
2.5. Классификация педагогических технологий по категории
2.6. Классификация педагогических технологий по направлению
модернизации традиционной системы. …………………………………. 14
3. Новые педагогические технологии. ……………………………………… 16
4. Список использованных источников и литературы. ………………….. 17
1. Введение.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Анализ отечественной научно-теоретической литературы (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Д.В. Чернилевский) позволил сделать вывод о том, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Эффективность дидактического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Педагогические технологии следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом.
Мы, вслед за В.П. Беспалько, М.В. Клариным, Г.К. Селевко, Д.В. Чернилевским, под педагогической технологией понимаем упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях педагогического процесса. Педагогическая технология есть комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Следовательно, технология обучения — это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в профессиональной и общекультурной компетентности и развитии личности студентов.
Понятие технологии обучения создает оптимальные условия для достижения высокой эффективности, которая невозможна без системного подхода к организации образовательного процесса, широкой компьютеризации, применения технических средств обучения, без современных методов обучения, особенно активных, а также без кадров, обладающих квалификацией, отвечающей требованиям современной технологии обучения. Таким образом, вузовский преподаватель перестает быть только одним из основных источников информации, а, сохраняя свои функции воспитателя, становится организатором и творцом новых по своей сущности условий успешного приобретения знаний, умений и навыков.
Поскольку центральной фигурой в процессе образования является обучающийся, то технологии обучения занимается организацией оптимальных условий, которые способствуют процессу усвоения знаний, приобретения умений и выработке навыков. Таким образом, технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства.
Педагогами-практиками в жизни востребована та часть общей педагогики, которая носит название прикладной и которая отвечает на вопросы: как, каким образом наиболее оптимально выстроить образовательный процесс, помочь личности в самоопределении, самореализации, самооценке и самоактуализации. Эту составную часть общей педагогики учителя, ученые тоже называют «педагогической технологией» или «педагогической техникой», которая понимается как форма организации поведения преподавателя в обстоятельствах урока и представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе, актерских и режиссерских (по Ильеву В.А.).
2. Классификация педагогических технологий.
Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.
По своему определению «педагогическая технология» — это взаимосвязанная деятельность педагога и ученика при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности
2.1. Параметры классификации технологий.
По уровню применения технологии бывают:
- общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).
- частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).
- локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).
По организационным формам технологии бывают:
- классно-урочные;
- альтернативные;
- академические;
- клубные;
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективных способов обучения;
- дифференцированного обучения.
По типу управления познавательной деятельностью:
- традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);
- дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»);
- программированное (компьютерное, программное, система «консультант»).
По подходу к ребенку технологии подразделяются на:
- авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);
- сотрудничества (это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);
- свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);
- личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);
- гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);
- массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);
- технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);
- технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).
По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:
- информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
- операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
- технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
- эвристические (развивают творческие способности учащихся);
- прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).
По характеру содержания и структуры технологии бывают:
- обучающие;
- воспитательные;
- светские;
- религиозные;
- общеобразовательные;
- профессиональные;
- гуманистические;
- технократические;
- моно- и политехнологии;
- проникающие.
По сфере применения в образовательной области можно выделить:
- универсальные, т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета, цикла предметов или образовательной области;
- ограниченные — для нескольких предметов или областей;
- специфические — для одного-двух предметов.
По характеру содержания образования технологии бывают:
- обучающие;
- воспитывающие;
- светские;
- религиозные;
- общеобразовательные;
- профессионально ориентированные;
- гуманитарные;
- технократические.
По типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся (В.П. Беспалько):
- педтехнология как взаимодействие разомкнутое (неконтролируемая, некорректируемая деятельность учащихся);
- циклическое (с контролем, взаимоконтролем, самоконтролем);
- рассеянное (фронтальное) или направленное (индивидуальное);
- ручное или автоматизированное (с помощью автоматизированных средств обучения).
По стилю управления педагогические технологии делятся на:
- авторитарные (жесткая организация детской жизни, подавление инициативы и самостоятельности обучающихся);
- дидактоцентристские (приоритет обучения над воспитанием);
- личностно-ориентированные (центром образования является личность ребенка).
- классическое лекционное обучение (управление — разомкнутое, рассеянное, ручное);
- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
- система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
- обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;
- система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) — групповые, дифференцированные способы обучения;
- компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
- система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) индивидуальное обучение;
- «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
Источник