- Патристика: понятие, краткое описание, представители
- Что такое патристика?
- Краткая характеристика патристики
- Этапы развития патристики
- Ранняя патристика (II-III вв.)
- Классическая патристика (IV-V вв.)
- Заключительный этап (VI-VIII вв.)
- Представители патристики
- Ориген (185-254гг.)
- Василий Великий (330-379 гг.)
- Григорий Нисский (335-394 гг.)
- Августин Аврелий (354 — 430 гг.)
- Боэций (480-524 гг.)
- Заключение
- Патристика
- Представители патристики
- Этапы и основные идеи патристики
- Ранняя патристика
- Апостольские отцы
- Христианские гностики
- Зрелая патристика
- Поздняя патристика
- В чём отличие патристики от схоластики
Патристика: понятие, краткое описание, представители
Средневековое мировоззрение не теряло своей актуальности на протяжении нескольких столетий и выступало в качестве отдельного периода развития европейской философии, где на первый план выдвигалась религиозная составляющая. Этот период человеческой истории характеризовался активной разработкой религиозных концепций, что стало причиной становления патристики. Давайте кратко разберём, что такое патристика, в чём её суть, кто её основные представители.
Что такое патристика?
Патристика (лат. «pater» — отец) – это отдельный этап в развитии религиозной философии Средневековья, характеризующийся наличием тесной взаимосвязи с деятельностью Отцов Церкви, которые предпринимали попытки систематизации положений, представленный в содержании Библии. Результатом их деятельности стало формирование фундаментальной основы христианского вероучения. Период патристики завершился созданием набора теологических и философских доктрин, авторами которых были крупнейшие христианские мыслители того времени – Отцы Церкви.
Принадлежность к категории «Отцов Церкви» зависела от соблюдения канонов религии, выдвижения на первый план религии и получения признания со стороны Церкви. Их главная цель — защита и правильное истолкование христианской религии. Патристику принято разделять на греческую (Василий Великий, Григорий Нисский) и латинскую (Аврелий Августин), каждая из них внесла свой вклад в развитие и распространение христианской религии.
Исследователи выделяют три основных периода патристики:
1. Апологетика (II-III вв.). В данном случае речь идет о философствовании апологетов, яркими представителями этого течения являются Тертуллиан, Климент Александрийский, отдельного внимания заслуживает вклад Оригена.
Апологеты – это христианские мыслители II столетия, которые предпринимали попытки защитить христианское учение на ранних этапах его становления с помощью своих трактатов — с ними они обращались к правителям, образованным людям. Важно отметить, что на тот период времени христианское учение только начинало свой путь, поэтому язычники и еретики создавали трудности и препятствия на этом пути;
2. Классическая патристика (IV-V вв.). В этот период все усилия были направлены на систематизацию христианской доктрины. Эту цель преследовали философы как на Западе, так и на Востоке.
3. Заключительный этап (VI-VIII вв.). В это время достижения патристики начала постепенно закрепляться и стабилизироваться, а ее представители начали предпринимать попытки к обозначению разработанных и внедренных религиозных догматов.
В качестве основного источника толкования положений Патристики выступала Библия. Речь идет о сборнике текстов, которые отражали истины, донесенные Богом до простых смертных. Философы предпринимали попытки анализа библейских сюжетов с целью получения ответов на актуальные для того период времени вопросы. Мыслитель выдвигал на первый план раскрытие истинного смысла, заложенного в библейских текстах и его отражения в своих трудах.
Краткая характеристика патристики
В общем виде патристика – это доктринальная форма формирования христианской культуры, объединение религиозных ценностей христианской веры и наследия античности в единое начало. Отличительной особенностью патристики является преобладание религии над рациональностью.
В период Патристики мыслители отказывались от необходимости свободного философского поиска. Патристика выдвигает на первый план единую истину Откровения, при этом ее не нужно домысливать и дополнять, а нужно обосновывать, разъяснять.
С позиции Христианства патристика – это единое учение, содержание которого было сформировано различными авторами. Преобладание религиозной составляющей как духовного явления требует от мыслителей приверженности к теоретическому конформизму. Основа патристики – это авторитет, который в свою очередь подразделяется на несколько составляющих, среди них можно выделить: Откровение, церковную норму и личный авторитет конкретного «отца».
Патристика не теряла своей актуальности на протяжении длительного промежутка времени. Это период формирования сущности и содержания христианского вероучения, который является результатом деятельности множества мыслителей, каждый из них внес свой вклад в формировании канонов религии.
Этапы развития патристики
Чтобы лучше понять, что такое патристика и в какую роль она сыграла в средневековой философии, давайте более подробно разберем этапы развития патристики:
Ранняя патристика (II-III вв.)
Этот период принято делить на два этапа. Первый этап представлен апостольскими отцами и апологетами — в их трудах были обозначены основные пункты христианского вероучения, при этом прослеживалась тесная взаимосвязь с кругом представлений Нового Завета. Апологеты внесли большой вклад в формирование христианской теории. К этому же этапу можно отнести гностические учения 2 века.
На втором этапе центральное место занимала философская теология, выдвинутая рядом авторов, среди них можно выделить Климента Александрийского, Тертуллиана и Оригена. Философская теология того периода начала осуществлять постепенный переход к формированию универсальных теологических систем. В это же время был запущен процесс смены философских парадигм. Институциональное оформление патристики стало возможным благодаря появлению первых теологических школ. Речь идет об Александрийской и Антиохийской школе;
Классическая патристика (IV-V вв.)
В этот период были предприняты активные попытки теоретического оформления христианского вероучения в формате догм. В начале 4 века христианство было возведено в статус государственной религии. Вселенские соборы способствовали приданию теологии догматического измерения. Патристика начинает расширяться — это стало возможным благодаря появлению новых течений, в том числе сирийской и армянской патристики.
Теоретизирование в рамках полемики между мыслителями достигает своего пика, что приводит к появлению классических теологических систем, базирующихся на неоплатонизме, который оказывает большое влияние на западную традицию. Отличительной особенностью этого периода является наличие широкого спектра жанров разной направленности;
Заключительный этап (VI-VIII вв.)
В этот период прослеживается ярко выраженная кристаллизация догматики. Завершился процесс формирования и закрепления теоретико-догматической стороны патристики, которая начала восприниматься как непреложный канон. Мыслители не предпринимают активных попыток к разработке и внедрению новаций, на первый план начала выдвигаться потребность в систематизации. В то же время набирают обороты мистические тенденции и начинает уделяться внимание к учению, которое основывается на мыслях Аристотеля. Результатом этого стало формирование предпосылок к формированию схоластики. Похожие тенденции прослеживались как на Востоке, так и Западе.
Представители патристики
К числу наиболее видных фигур патристики относятся:
Ориген (185-254гг.)
Этот мыслитель впервые начал предпринимать попытки к формированию целостной философской системы, которая базировалась на христианской догматике. Он разделял взгляды неоплатоников. Был твердо убежден в том, что Бог сотворил мир и продолжает оказывать на него влияние. Придерживался доктрины о трех смыслах Библии: телесном, душевном и духовном.
Василий Великий (330-379 гг.)
Позиционировал себя как участник «Каппадокийского кружка», разделял взгляды неоплатоников. Он считал, что Библию необходимо воспринимать в буквальном смысле и для подкрепления своей позиции опирался на труды мыслителей Античности. Является автором концепции сущего, которое было разделено на сотворенное и не несотворенное. В данном случае прослеживается тесная взаимосвязь с трудами Платона. Мыслитель предпринимал попытки к построению мировоззрения, которое могла бы разделяться как представителями Церкви, так и простыми верующими.
Григорий Нисский (335-394 гг.)
Младший брат вышеупомянутого Василия Великого. Он продолжил дело своего брата, предпринимал попытки совмещения неоплатонизма и христианской догматики. Придерживался мнения о том, что богословие и философия должны рассматриваться отдельно друг от друга. Мыслитель считал, что мир является отражением сущности Бога, который возможно познать. Человек выступает как связующее звено между природой и Богом. Он считал, что катарсис (смена парадигмы воли с чувственного на духовное) поможет человеку вернуться к первоначальной чистоте.
Августин Аврелий (354 — 430 гг.)
Этот мыслитель внес большой вклад в формирование духовной культуры Рима и всей античности. Его труды стали фундаментальной основой для религиозно-философской мысли Средневековья. В качестве объектов познания мыслитель выделял Бога и душу. В своих трудах уделял много внимания анализу идеи Бога в соотношения с человеком, а человека – в отношении к Богу. В рамках своей деятельности ему удалось провести детализированный анализ жизненного пути человека, что позволило ему создать философскую антропологию. Душа, по мнению Августина, является бессмертной субстанцией.
Боэций (480-524 гг.)
Мыслитель стал известен многим как переводчик и комментатор трудов Аристотеля, которые стали фундаментом средневекового учения, основывающегося на мыслях философа периода Античности. Стал автором концепции общего и единичного, которая в дальнейшем трансформировалась в проблему универсалий. Среди его трудов можно выделить трактат «Утешение философией», в котором была предпринята попытка продолжения учения Платона о всеобщем. Также автор акцентирован внимание на проблеме соотношения сущности и существования, что является предметом изучения онтологии.
Заключение
В патристике нашли свое отражение различные проблемы, актуальные для этой эпохи – моральные, этические, духовные. Христианские философы предпринимали попытки переосмысления вопросов, которые были рассмотрены в период Античности. Христианские философы выдвигали на первый план человека и его проблемы. Христианская философия продвигала идею о том, что человек зависит от воли Бога и после смерти каждому из нас предстоит предстать перед Ним и ответить за свои поступки, совершенные при жизни.
Источник
Патристика
Патристика — в философии это сочинения отцов Церкви, то есть христианских наставников — писателей, поэтов и философов. Это одна из форм закрепления культуры христианства.
Изначальная цель патристики —прояснить христианство, оберечь его от язычества и сформулировать догмы (религиозные истины и правила, которые не поддаются сомнению).
Учения отцов Церкви о христианстве стали появляться во II в. н.э., а просуществовала патристика до середины VΙΙΙ в.
Церковь сама определяла, кого отнести к своим «отцам». В расчёт принималась святость автора, древность его работ и приверженность христианству во взглядах.
В более широком смысле к патристике относят труды и учения всех христианских авторов в начале возникновения и развития христианства.
Представители патристики
Римско-католическая церковь определила 8 отцов Церкви. Все они создавали свои труды не позже VIII в.:
- римские святые: Амвросий Медиоланский Иероним Блаженный, Августин, Григорий I Великий
- греческие святые: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Православная церковь, напротив, не ограничивает древность отцов Церкви. Она причисляет к ним и тех богословов, учения которых датированы IX в. и позднее (например, Симеона Нового Богослова, Григория Паламу и др.).
Этапы и основные идеи патристики
Разделяют три этапа формирования патристики:
- ранняя патристика (II–III вв.)
- зрелая патристика (IV–V вв.)
- поздняя патристика (VI–VIII вв.)
Основными задачами были:
- Упорядочить знания о христианстве и найти его проявления в язычестве.
- Сформулировать теоретические знания о христианстве.
- Создать непреложные церковные догмы (правила), которые сформируют фундамент для традиции христианства.
Ранняя патристика
К этому периоду II–III вв. относят раннехристианскую литературу. Учения носили религиозный характер.
В этот период создавали свои сочинения Апостольские отцы (мужи) и христианские гностики. Период характеризуется их противостоянием во взглядах.
Апостольские отцы
Так называли учеников апостолов. Их сочинения были очень религиозными. Они старались доказать истинность христианства и защитить его от нападок.
Некоторые их труды использовались во время богослужения и включались в Библию. По своему статусу они приравнивались к Священному Писанию. К таким трудам относят Учение 12 апостолов (Дидахэ) и Послание от имени апостола Варнавы.
- Климент I Римский
- Поликарп Смирнский
- Игнатий Антиохийский Богоносец
- Ерма
- Папий Иерапольский
В то же время возникло направление апологетика (от греч. apologetikos – защищающий). Её основная функция — защита христианства.
Апостольских мужей приписывают к авторам-апологетам. Среди других греческих и римских апологетов:
- Кодрат
- Аристид
- Иустин Философ
- Тертуллиан
- Минуций Феликс
- Арнобий
- Лактанций и др.
Христианские гностики
Гностики же пытались понять, где место человека и Бога в мире, кто такой Бог, каково назначение человека и т. д.
Созданное ими учение гностицизм не ограничивалось только идеями христианства. На него также оказывали влияние античная и эллинистическая философия, иудаизм, древняя иранская религия зороастризма, мифология, мистика и др.
Главные представители христианского гностицизма:
Узнайте также про Агностицизм.
Зрелая патристика
Это период расцвета патристики в IV–V вв. Появляются первые догмы, патристика расширяет территорию своего присутствия.
Среди основных греческих и римских представителей этого периода:
- Василий Великий,
- Григорий Назианзин
- Григорий Нисский
- Иоанн Златоуст
- Иларий Пиктавийский
- Аврелий Августин
- Иероним Стридонскийи др.
Поздняя патристика
Период развития патристики в VI–VIII вв.
Патристика окончательно становится частью истории христианства. Сочинения «отцов церкви» становятся церковными канонами, т.е. непреложными правилами.
Появляются чётко сформулированные догмы. Они формируют теорию христианства и его традиции.
Представители поздней патристики:
- Иоанн Дамаскин
- Григорий Великий
- Максим Исповедник и др.
На Западе в этот период патристику начинает вытеснять схоластика — направление в средневековой философии, тесно связанное с религией.
Схоластика занималась тем, что путём логических рассуждений и анализа пыталась объяснить церковные догмы и доказать, что Бог существует. Поэтому её ещё иногда называют патристикой Средневековья.
В чём отличие патристики от схоластики
Патристика — это сочинения и труды отцов Церкви. Её основная задача — защитить, распространить и теоретизировать христианство. Она появилась во II в. и просуществовала до VIII в.
Схоластика — философское направление, тесно связанное с религией. Она сменила патристику. Так как схоластика появилась позже, то свои идеи она черпала уже не только из документов античности, но и из христианских идей и догм.
Схоластика сформировалась в IX–XII вв. Но первые зачатки можно найти ещё в конце V–VI вв. В то время философы и христианские богословы стали проявлять интерес к работам древнегреческих учёных, которые основывали свои идеи на логике и разуме (в частности, к работам Аристотеля).
Поэтому патристика — это учения и труды, основанные на вере, а схоластика пыталась понять христианство с помощью логических рассуждений и разума.
Читайте подробнее про Схоластику. Узнайте также, что такое Теоцентризм.
Источник