Пастернак июль способ рифмовки

Анализ стихотворения «Июль» Пастернака: особенности композиции

Борис Пастернак изначально придерживался футуристического направления. Но позднее он пересмотрел свои взгляды на творчество. Но в некоторых произведениях все же иногда просматриваются характерные черты футуризма. Поэт отверг эту концепцию, потому что перестал считать, что форма важнее содержания. В стихе «Июль» Пастернака Бориса Леонидовича присутствует идея одушевления неживых предметов, чтобы придать ему большую атмосферность и загадочность.

Композиция стихотворения

Данное произведение было написано в 1956 году в селе Переделкино. Одним из пунктов анализа стихотворения «Июль» Пастернака является определение его композиции. В первой части автор интригует читателя с помощью загадочных строк. В них говорится о различных таинственных явлениях, о призраках и домовых. Можно сделать вывод, что первая часть — это загадка.

Во второй поэт дает читателю разгадку. Оказывается, этим таинственным существом был на самом деле июль, который поселился в доме в виде сквозняка и грома. При этом он выступает в роли хозяина, в распоряжении которого оказалась целая дача. Июль — самый непредсказуемый летний месяц, поэтому в стихотворении он описывается как проказник, который любит попугать обитателей дома. Но, несмотря на все шалости, приносит с собой лето и запах травы.

В анализе стихотворения Пастернака «Июль» можно также отметить, что во второй части интрига разрушается, потому что читателю дается ответ. Тем не менее поэт старается все равно поддерживать ауру загадочности и невесомости благодаря правильно подобранным эпитетам. Все перечисленные стилистические средства создают удивительную летнюю атмосферу, позволяя читателю почувствовать себя таким же легким, как июль.

Размер и рифмовка

Другим пунктом анализа стихотворения Пастернака «Июль» является определение размера, в котором оно написано. Это четырехстопный ямб, а рифмовка — перекрестная. Сочетание неточных и нестандартных рифм позволяет придать стихотворению легкость, небрежность и создать озорное настроение. Именно таким изобразил летний месяц поэт.

Благодаря такой рифмовке стихотворение обретает необычную музыкальность. После прочтения строк возникает ощущение легкого ветерка, журчания воды, запаха травы. Все это придает строкам изящность и плавность, некую текучесть вместе с небольшим ускорением, которое появляется во второй части, показывая, что июль — это непоседа.

Стилистические средства выразительности

Следующим обязательным пунктом анализа стихотворения Пастернака «Июль» является разбор литературных приемов, с помощью которых автору удалось создать образ июля. Главную роль играют олицетворения, благодаря которым получилось сделать летний месяц не просто летним, а настоящим жильцом дома. А дальнейшее описание его действий только усиливает создавшееся впечатление.

Чтобы подчеркнуть и погрузить читателя в легкую атмосферу, Пастернак использует точные эпитеты и сравнения. Поэтому при прочтении возникает ощущение, что на улице тепло и пахнет травой, хотя может быть другое время года. Все это получилось благодаря удивительному мастерству поэта.

Образы в стихотворении

Немаловажным пунктом анализа стихотворения Пастернака «Июль» является определение поэтических образов. Конечно, главный герой — это сам летний месяц. Но здесь он выступает в роли «дачника-отпускника», который может распоряжаться домом по своему усмотрению. Он небрежный, легкомысленный, любит подшутить над другими. Также здесь присутствует образ автора, который, на самом деле, является владельцем дачи, в которой поселился июль. Но поэт вовсе не сердится на своего ветреного соседа. Наоборот, он даже рад ему, с легкой иронией и нежностью относится к новому жильцу. Читатель может понять, что поэт любит это время года.

В анализе стихотворения Пастернака «Июль» можно сказать, что оно переносит читателя в детство. В ту пору мальчишки и девчонки бегали по полю и ловили солнечные лучи, были свободными как ветер, и весь мир лежал у их ног. Возможно, поэтому так легко читать это стихотворение и с милой улыбкой наблюдать за шалостями летнего месяца.

Читайте также:  Автоматизированная стяжка пола машинным способом

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Июль» позволяет читателям более вдумчиво отнестись к этому произведению, постараться определить, как поэту удалось создать удивительную атмосферность при прочтении.

Источник

«Июль», анализ стихотворения Б.Пастернака

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике, было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идеязаключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.

Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка. Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.

Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши) и нарочито разговорной лексики(таскающий, растрепа).

У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати», громко разговаривает, «мешается во все дела». Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» — своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка», «взвивается до потолка»), подкрепляемые слуховыми («все громко говорящий вслух») образами.

«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом, придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку. Неточные рифмы (одёже — вхожий, невежа — приезжий, привиденье – тени) соседствуют с необычными (растрепа — укропа, роздых – воздух, некстати – кровати), создавая удивительно легкое и озорное настроение.

Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют олицетворения (домовой, дачник-отпускник). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты(июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа) и сравнение («и с занавеской, как с танцоршей»).

Щедро награжденный «вечным детством», Пастернак мастерски «видит» и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно «оживляя» июль.

Источник

Стихотворение и анализ «Июль»

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадется к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,

Вбегает в вихре сквозняка

И с занавеской, как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаем.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже

Читайте также:  Классификация способов защиты гражданских прав схема

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

Краткое содержание

В. Маковский. Приезд на дачу. 1899

Пастернак вводит в повествование элемент игры с самых первых строк. Возникает ощущение, что лирический герой (автор) возвращается в свой неизведанный воображаемый мир, в котором проживают необыкновенные существа. Неожиданно в доме лирического героя заявляет о себе во весь голос новый «житель». Правда, никто его ни разу не видел, зато всюду слышатся его шустрые «шаги над головой». Читатели воспринимают намёк лирического героя правильно: в доме поселился домовой!

Таинственный жилец весьма активен: он вмешивается в жизнь всех домочадцев, устраивая повсюду множество безобидных проказ. Лирический герой сообщает о том, что домовой тщательно скрывается, умело маскируясь за «ширмой» природных явлений. К примеру, некоторые его проделки домочадцы списывают на сильные порывы ветра. Лирический герой не желает больше скрывать тайну шустрого невидимки, и разоблачает «баловника – невежу», называя всем его настоящее имя. Так мы узнаём, что в роли домовёнка выступает месяц июль.

Но окончательного возврата к реальности не случается: «призрак» органично трансформируется в «дачника отпускника». Герою очень жаль прощаться с уже полюбившимся озорником, поэтому он очеловечивает месяц июль, наделяя его способностью мыслить и действовать. Таким образом, самый жаркий летний месяц становится самым желанным гостем в доме лирического героя, снимающем у него весь дом в собственное пользование.

История создания

История появления на свет этого замечательного стихотворения связана с отдыхом Пастернака на даче в Переделкино. Дачный домик поэта, располагавшийся в получасе езды от столицы, был предоставлен ему литфондом. Пастернак обожал свою уютную дачу: он с удовольствием возился на огороде, общался с соседями писателями, гулял.

Домик поэта был буквально интегрирован в лес, поэтому Пастернак мог наслаждаться всеми красотами природы в режиме реального времени. Свою дачу поэт считал «местом силы»: его там часто посещало вдохновение. Данное произведение является образцом поздней лирики Пастернака. Оно было написано летом 1956 г., за четыре года до смерти автора. В этот год Пастернак много и с удовольствием творил: за год из-под его «пера» вышло сорок произведений, в которых отсутствовали социально-патриотические мотивы, но было множество ярких образов. Уже «зрелый» автор позволил себе выглядеть в поздних стихах милым «растрёпой», точно таким же, как и его шаловливый июль.

Жанр, направление, размер

Стихотворение является образцом пейзажно-философской лирики. Пастернак часто обращается к этому жанру, придавая пейзажным зарисовкам глубокое философское звучание. Он описывает окружающую природу в единой связке с миром человеческой души. У Пастернака человек неотделим от природы, полностью интегрирован с ней.

В начальных строках произведения отсутствует чёткий портрет действующего образа. Лишь только последовательное повествование позволяет читателям понять, о каком невидимке говорит лирический герой. В связи с этим, в произведении присутствуют черты одного из фольклорных жанров – загадки.

Данное произведение относится к литературному направлению «футуризм». Хотя в нём заметны и черты, присущие символизму. Это лишь подчёркивает самобытность и индивидуальность автора. Поэтический размер – любимый Пастернаком четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение не делится на семантические части. Каждое четверостишие работает на то, чтобы раскрыть очередную деталь образа июля. Поэтическое «полотно» включает в себя семь катренов, организованных по следующему принципу: каждый новый катрен продолжает предыдущий по смыслу.

Образы и символы

Произведение наполнено богатой образной палитрой. Особого внимания заслуживают следующие образы:

  • образ июля – центральный. Название календарного месяца вынесено в заглавие произведения. Лирический герой наделяет июль чертами, свойственными людям: июль представляется нам озорником и хулиганом, который «везде болтается некстати». Но, невзирая на баловство «нового жителя» дома, герой чувствует к нему искреннюю симпатию. Чтобы подчеркнуть характер июля и придать ему живости, лирический герой очеловечивает летний месяц. Отдыхая летом на любимой даче, герой позволяет себе отречься от всех городских проблем. Находясь в расслабленном состоянии, он даёт волю своему воображению и относится к июлю, словно это не месяц, а близкий друг;
  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он восхищается окружающим миром, радуется тому, что дарит ему июль. Повествование ведётся от лица лирического героя, живущего в том самом дачном доме, в котором поселился неожиданный жилец. Герой является человеком наблюдательным, доброжелательным, весёлым. Он с готовностью сдаёт июлю свой дом в полное пользование;
  • образ «странного гражданина» – этим гражданином является июль. Яркий летний месяц поселился в доме лирического героя. Он ведёт себя чрезвычайно активно: «крадётся», «болтается», «мешается», «срывает», «вбегает» и пр. Посредством использования всех этих глаголов герой делает прямое указание на взбалмошность «странного гражданина». Эти описания придают нам уверенность, что «гражданин» абсолютно не опасен, как могло показаться в начале произведения. Затем образ «странного гражданина» приобретает чёткие очертания, превратившись в «дачника – отпускника»;
  • образ лета – невероятно, но в произведении не присутствует ни одного символа. Образ лета, филигранно созданный автором, представляется читателям настолько таинственным и чудесным, что его можно с лёгкостью принять за символ, который поддаётся расшифровке. Соответственно, образ лета символизирует чудо, поселившееся в жизни человека.
Читайте также:  Заложен нос народный способ

Темы и настроение

Пастернак поднимает в произведении три актуальных для себя и читателей темы:

  1. Тема природы – природа для автора не делима: её невозможно расчленить на сегменты, но можно рассматривать с различных ракурсов. Согласно философии Пастернака, такие понятия, как любовь, природа и творчество составляют основу человеческой жизни. Если рассматривать творчество поэта с данной точки зрения, можно утверждать, что данное стихотворение – это рассуждения Пастернака о жизни с «природного» ракурса, попытка объяснения жизни посредством природы.
  2. Тема связи человека и природы – в произведении раскрывается тема связи природы и человека. К глубокому пониманию этого автор смог прийти лишь на этапе позднего творчества. Пастернак осознал, насколько понятен и родственен окружающий мир душе человека. Природа даёт возможность поэту создавать образы, почерпнутые из реальной действительности, а не придумывать образы, порождённые искусственными философскими рассуждениями.
  3. Тема восприятия мира – согласно содержанию произведения, автор воспринимает июль месяц не как яркий «антураж», или «интерьер», а как отдельную самодостаточную личность, обладающую собственным характером и мнением.

Настроенческий пафос стихотворения светлый, лёгкий, чрезвычайно оптимистичный. Произведение воспринимается читателями, как детское, но при этом в нём присутствует философское звучание, придающее стихотворению глубину и тайну.

Основная идея

Основная мысль, которую доносит до читателей автор, заключается в следующем утверждении: в единстве человека и природы заключён смысл мироздания. Люди обязаны уважать и беречь окружающую природу, ведь она способна исцелять, восхищать и вдохновлять на создание великих шедевров. Месяц июль, как дачник-отпускник, поселяется в доме лирического героя. Автор наделяет его чертами человека, ведь июль точно такой же «полноправный гражданин планеты», как и читатели.

Средства выразительности

Средства выразительности, представленные поэтом в произведении, не только украшают стих, но и филигранно передают все нюансы авторских подтекстов:

  • эпитеты – «жилец приезжий», «целый дом», «воздух луговой»;
  • метафора – «летний дачник – отпускник»;
  • сравнение – «и с занавеской, как с танцоршей»;
  • олицетворение – «июль… снял комнаты у нас внаём», «июль, таскающий в одежде…»;
  • инверсия – «… ног у порога не обтёрши, вбегает в вихре сквозняка»

Источник

Оцените статью
Разные способы