Пассивный способ управления портфелем ценных бумаг предусматривает

Тема 9. Управление портфелями ценных бумаг

Цель — раскрыть содержание деятельности банка по управлению собственными портфелями ценных бумаг и портфелями ценных бумаг клиентов.

Основные задачи:

  • Объяснить, что такое доверительное управление имуществом клиента и в чем заключается его отличие от доверительной собственности (траста).
  • Показать, что может быть объектом доверительного управления в Российской Федерации.
  • Определить особенности доверительного управления ценными бумагами клиента.
  • Раскрыть механизм создания общих фондов банковского управления и управления ими.
  • Выявить назначение собственного портфеля ценных бумаг банка и его основные функции.
  • Классифицировать портфели ценных бумаг банков.
  • Установить, какие требования предъявляются к оценке ценных бумаг, приобретенных банком.

Оглавление

9.1. Услуги по управлению портфелями ценных бумаг клиентов

Это направление инвестиционного банкинга из года в год усложняется в связи с развитием срочной торговли, появлением деривативов и внедрением финансового инжиниринга. Банки, заинтересованные в укреплении своих конкурентных позиций в данной сфере, создают в своей структуре крупные аналитические подразделения и осуществляют масштабные исследования финансовых рынков, чтобы достовернее прогнозировать тенденции движения его отдельных сегментов и инструментов и на этой основе обеспечивать эффективное управление портфелями ценных бумаг клиентов.

В США и других странах англо-американской правовой системы управление ценными бумагами и иным имуществом клиента осуществляется на основе траста. Траст можно определить как основанное на доверии (фидуциарное) отношение между принципалом и агентом, в котором агент является держателем собственности от имени и на благо принципала. Основными видами трастовых услуг в странах, где он получил широкое развитие, являются: управление имуществом, управление личной собственностью, траст в пользу определенного лица, управление фондами стимулирования служащих, корпоративные трасты (трасты в форме имущества, передаваемого в обеспечение выпуска облигаций компании). В США трастовую деятельность осуществляют банки и специализированные трастовые компании, в управлении которых находятся триллионы долларов, крупнейшими среди них являются Chase Manhatten, Citybank, State Street, J. P. Morgan, Bankers Trust, Northern Trust, First Chicago и др. Их опыт показывает, что трастовая деятельность связана с управлением не только недвижимостью или денежными средствами, но прежде всего портфелями ценных бумаг.

В Российской Федерации операции, подобные трасту, осуществляются на основе доверительного управления имуществом. Отношения доверительного управления регулируются гл. 53 ГК РФ, в соответствии с которой по договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. В этом состоит основное и главное отличие правовой конструкции доверительного управления от траста, при котором право собственности переходит к агенту-управляющему (доверительная собственность). Доверительный управляющий имеет право совершать в отношении этого имущества любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя, действуя при этом от своего имени, но указывая, что выступает в качестве доверительного управляющего.

В Российской Федерации объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Деньги не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления, но банки, имеющие лицензию Банка России, могут принимать в доверительное управление денежные средства и выступать в качестве доверительного управляющего.

Обратите внимание, что операции доверительного управления денежными средствами и иным имуществом согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» проводятся банками на основании лицензии на осуществление банковских операций. А доверительное управление ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, подпадает также под действие ФЗ «О рынке ценных бумаг». Для совершения этих операций банки получают лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами. Таким образом, на доверительное управление ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, распространяются как общие требования, предъявляемые к доверительному управлению, так и требования, предъявляемые законодательством о рынке ценных бумаг к осуществлению данного вида профессиональной деятельности.

Деятельность банков по доверительному управлению ценными бумагами клиентов обеспечивает:

  • неограниченные возможности для привлечения средств: при проведении операций за свой счет банк ограничен рамками фактически имеющегося у него собственного капитала, а при обслуживании клиентов на основе доверительного управления их число практически не ограничено и доходы банка растут с увеличением числа клиентов;
  • экономию затрат и повышение общей рентабельности банка, поскольку при проведении доверительных операций используется та же инфраструктура, что для торговых и собственных инвестиционных операций банка;
  • расширение спектра услуг банка, улучшение его положения на банковском рынке, повышение репутации как профессионального участника рынка ценных бумаг.

Деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумаги. Кроме того, для доверительного управления средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги допускается использование в качестве объекта доверительного управления денежных средств, которые доверительный управляющий получит в результате взыскания им с должника (должников) учредителя управления его задолженности перед последним.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим. Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего. При совершении сделок, не требующих письменного оформления, другая сторона должна быть информирована о их совершении доверительным управляющим, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего должна быть сделана пометка «ДУ».

Доверительное управление может осуществляться банками в двух формах: по индивидуальному договору и путем создания общих фондов банковского управления (ОФБУ).

При заключении индивидуальных договоров деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и деятельность по управлению средствами инвестирования в ценные бумаги осуществляется на основании единого договора о доверительном управлении, заключаемого между учредителем управления и доверительным управляющим.

Законодательство о рынке ценных бумаг содержит ряд ограничений в отношении деятельности по управлению ценными бумагами, которые направлены на предотвращение конфликта интересов между банком, как доверительным управляющим и его клиентами. Так, управляющий в процессе исполнения им своих обязанностей по договору доверительного управления не имеет права:

  • приобретать за счет находящихся в его управлении денежных средств ценные бумаги, находящиеся в его собственности и в собственности его учредителя, а также выпущенные его учредителями (за исключением ценных бумаг, включенных в котировальные листы организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию Федеральной комиссии) и ценные бумаги организаций, находящихся в процессе ликвидации, в том числе в соответствии с нормами законодательства о банкротстве;
  • отчуждать находящиеся в его управлении ценные бумаги в свою собственность и в собственность своих учредителей, а также по договорам, предусматривающим отсрочку или рассрочку платежа более чем на 30 календарных дней;
  • заключать сделки, в которых доверительный управляющий одновременно выступает в качестве брокера (комиссионера, поверенного) на стороне другого лица;
  • закладывать находящиеся в его управлении ценные бумаги в обеспечение исполнения своих собственных обязательств, обязательств своих учредителей, обязательств любых иных третьих лиц.

Предусмотрены и некоторые другие ограничения, цель которых — обеспечить соблюдение интересов доверителей и не допустить использования ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении, в интересах управляющего и связанных с ним лиц. Дополнительные ограничения операций установлены для доверительных управляющих, являющихся эмитентами переданных им в доверительное управление ценных бумаг. Они не могут отчуждать и обменивать находящиеся в их доверительном управлении ценные бумаги в свою собственность и в собственность своих учредителей, а также закладывать их в обеспечение исполнения своих собственных обязательств, обязательств своих учредителей и любых иных лиц.

Общие фонды банковского управления (ОФБУ) состоят из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. В качестве учредителя управления ОФБУ выступает учредитель доверительного управления, внесший долю имущества в ОФБУ. Он получает сертификат долевого участия — документ, подтверждающий факт передачи имущества в доверительное управление и размер доли учредителя в составе ОФБУ.

Сертификат долевого участия не является имуществом и не может быть предметом договоров купли-продажи и иных сделок. Решение о создании ОФБУ принимается правлением или иным исполнительным и распорядительным органом банка. ОФБУ функционирует на основе разработанных и утвержденных при его создании двух документов: Инвестиционной декларации и Общих условий создания и доверительного управления имуществом ОФБУ.

Инвестиционная декларация — документ, содержащий информацию о предельном стоимостном объеме имущества ОФБУ; доле каждого вида имущества; доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т. д.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ; доле средств, размещаемых в валютные ценности; об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей — эмитентов ценных бумаг). Доверительный управляющий должен строго соблюдать инвестиционную декларацию при управлении имуществом учредителей доверительного управления ОФБУ. Инвестиционная декларация не может быть изменена до прекращения деятельности ОФБУ.

Общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ должны содержать: описание прав и обязанностей учредителей доверительного управления, доверительного управляющего и выгодоприобретателей ОФБУ; описание видов имущества, принимаемого доверенным управляющим в ОФБУ; в случае принятия в доверительное управление ценных бумаг — описание механизма оценки их стоимости, описание существенных рисков, сроки и объемы предоставляемой учредителям управления отчетности; размер вознаграждения доверительного управляющего; порядок выплаты доходов выгодоприобретателям и порядок ликвидации ОФБУ.

Банк может образовывать несколько ОФБУ (по видам учредителей доверительного управления, по видам управляемого имущества и т. д.), в том числе ОФБУ, в состав которого входят валютные ценности (но только при наличии лицензии Банка России, дающей право на осуществление операций с иностранной валютой и драгоценными металлами). Банк должен зарегистрировать ОФБУ в ГТУ Банка России.

Между банком — доверительным управляющим, создающим ОФБУ, и учредителями управления, средства которых объединяются, заключается договор в письменной форме. Для заключения договора доверительного управления кредитная организация может опубликовать Общие условия.

В договоре доверительного управления имуществом должны быть отражены: на какой срок и какое имущество одна сторона передает другой в доверительное управление, организация работ, порядок расчетов, условия конфиденциальности, технические условия связи, права и обязанности сторон, их взаимная ответственность, а также ограничения отдельных действий доверительного управляющего по управлению имуществом. Так, в частности, ОФБУ не может вкладывать более 15 % своих активов в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между собой отношениями имущественного контроля или письменным соглашением (эти ограничения не распространяются на государственные ценные бумаги). Операции со средствами, вложенными в ОФБУ, должны осуществляться в строгом соответствии с Инвестиционной декларацией.

Каждому учредителю ОФБУ доверительный управляющий выдает сертификат долевого участия, который может быть переоформлен на другое лицо или группу лиц на основании заявления, подаваемого владельцем данного сертификата в банк, создавший ОФБУ.

При прекращении договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления. Договор доверительного управления может предусматривать, что учредителю управления возвращаются денежные средства (в рублях или иностранной валюте в зависимости от условий договора), вырученные от реализации имущества, находящегося в доверительном управлении, или денежные средства, принадлежащие доверительному управляющему, с последующим возмещением выплаченных сумм за счет управляемого имущества.

Доходы (за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации расходов управляющего на управление ОФБУ) делятся пропорционально доле каждого учредителя доверительного управления в имуществе ОФБУ. Банк — доверительный управляющий должен представлять учредителю управления в ОФБУ не реже одного раза в год следующую информацию:

1) о размере доли данного учредителя и других учредителей доверительного управления в ОФБУ на дату составления отчета;

2) о расходах, понесенных управляющим имуществом, и полученных им доходах (прибыли) за отчетный период на дату составления отчета;

3) о доходе, приходящемся на сертификат долевого участия учредителя управления;

4) о составе портфеля инвестиций, сформированного в соответствии с инвестиционной декларацией.

Бухгалтерский учет операций управления ценными бумагами и средствами для инвестирования в ценные бумаги, как и по другим операциям доверительного управления, осуществляется в главе В баланса банка «Счета доверительного управления».

Читайте также:  Кандид способ применения во рту для детей

Вопросы для самопроверки

  1. Что включает в себя деятельность по доверительному управлению ценными бумагами клиентов?
  2. Какие преимущества эта деятельность дает банкам по сравнению с традиционными банковскими операциями?
  3. В чем особенности доверительного управления на основе индивидуального договора?
  4. Как создаются общие фонды банковского управления? Что включают в себя Общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ?
  5. Охарактеризуйте содержание Инвестиционной декларации.

9.2. Формирование и управление собственным портфелем ценных бумаг банка

Наряду с услугами по управлению портфелями ценных бумаг клиентов банки формируют и собственные портфели ценных бумаг. Инвестиции в ценные бумаги являются составной частью инвестиционного банкинга, значение которой в последние годы существенно возросло. Инвестиции в ценные бумаги приносят банкам как прямые, так и косвенные доходы. Прямые доходы банк получает в форме дивидендов, процентов или прибыли от перепродажи ценных бумаг. Косвенные доходы образуются за счет расширения доли рынка, контролируемой банком через дочерние и зависимые общества, и усиления их влияния на клиентов путем участия в корпоративном управлении на основе владения пакетом их акций.

Портфель ценных бумаг представляет собой набор ценных бумаг, обеспечивающий удовлетворительные для банка- инвестора характеристики доходности, риска и ликвидности, управляемый как единое целое. Управление портфелем ценных бумаг осуществляется в рамках общего процесса управления активами и пассивами банка и преследует общую для банка цель — получение прибыли. При этом портфель ценных бумаг выполняет три взаимосвязанные функции: прирост стоимости, создание резерва ликвидности и обеспечение банку возможности участвовать в управлении предприятиями и организациями, в которых он заинтересован. Прирост стоимости портфеля достигается как за счет текущего дохода от ценных бумаг, так и за счет увеличения их рыночной стоимости. Специфическим источником текущего дохода являются спекулятивные операции с высоко рисковыми ценными бумагами, для которых характерен нестабильный рынок. Функция создания резерва ликвидности имеет для банков особое значение, поскольку значительную долю банковских ресурсов составляют краткосрочные вклады и вклады до востребования, которые могут быть изъяты их владельцами в любое время. Размещая часть своих ресурсов в высоколиквидные ценные бумаги, банки значительно облегчают управление ликвидностью, поскольку такие ценные бумаги могут быть легко реализованы на рынке либо использованы в качестве залога для получения кредитов на межбанковском рынке или у Центрального банка. Для создания резервов ликвидности, как правило, используются надежные государственные ценные бумаги и ценные бумаги первоклассных эмитентов, которые имеют стабильные и ликвидные рынки с отлаженными процедурами сделок. Функция обеспечения участия в управлении предприятиями реализуется путем сосредоточения в руках банков таких пакетов акций, которые позволяют влиять на принимаемые предприятиями решения. Возможность участвовать в управлении предприятием и влиять на принимаемые им решения является фактором снижения кредитных рисков и позволяет банкам получать дополнительные доходы от расширения кредитования такого клиента и предоставления ему других банковских услуг. Управление деятельностью дочерних финансовых структур через владение контрольными пакетами их акций обеспечивает банкам расширение контроля над рынками при ограничении собственных рисков.

В соответствии с выполняемыми функциям банковский портфель ценных бумаг включает три относительно самостоятельных портфеля: торговый, инвестиционный и портфель контрольного участия.

Торговый портфель — это совокупность финансовых инструментов, имеющих рыночную стоимость и приобретенных банком с целью дальнейшей перепродажи. В торговый портфель включаются ценные бумаги, которые не предназначены для удержания свыше 180 дней и могут быть реализованы или будут погашены в течение этого срока.

Инвестиционный портфель — это ценные бумаги, приобретаемые с целью получения инвестиционного дохода, а также в расчете на возможность роста их стоимости в длительной или неопределенной перспективе.

Портфель контрольного участия — голосующие акции, приобретенные в количестве, обеспечивающем получение контроля над организацией-эмитентом или существенное влияние на нее.

Банки самостоятельно определяют порядок формирования каждого из этих портфелей и раскрывают его в документах Учетной политики. При изменении целей приобретения ценных бумаг они переводятся из одного портфеля в другой. В документе, определяющем политику банка на фондовых рынках или учетную политику, должен быть определен перечень лиц и органов управления банком, которые уполномочены принимать решения о межпортфельном переводе ценных бумаг, и порядок оформления принятого решения.

Несмотря на то, что при формировании собственного портфеля ценных бумаг банки используют те же инструменты и методы управления, что и другие институциональные инвесторы, портфель коммерческого банка отличается от портфеля инвестиционных компаний и фондов. Во-первых, он тесно связан со структурой пассивов и активов банка. Срочность собственного портфеля банка определяется срочностью его пассивов. Высокая доля депозитов до востребования в банковских пассивах обусловливает высокую долю ликвидных инструментов в банковском портфеле. Во-вторых, банковский инвестиционный портфель является пополняемым и отзываемым: банк может размещать дополнительные ресурсы в ценные бумаги, а также реализовывать часть ценных бумаг из портфеля, используя высвободившиеся ресурсы для вложения в другие активы или для компенсации изъятых пассивов. В-третьих, он используется для управления процентным риском банка (на основе регулирования срочной структуры портфеля достигается согласование активов и пассивов банка по срокам) и рисков ликвидности (часть вложений банка в ценные бумаги выполняет роль резерва ликвидности и объекта залога для получения краткосрочных ссуд). В-четвертых, банковские портфели обычно являются более консервативными, чем портфели других инвесторов, в них более высока доля государственных ценных бумаг.

Формированием собственного портфеля и управлением им в банке занимаются обычно казначейство и служба дилинга. Кроме того, в этих процессах участвуют аналитические подразделения банка, которые строят прогнозы основных макроэкономических показателей, разрабатывают лимиты вложений по видам активов, планируют структуру активов и пассивов банка. Принятие стратегических решений в сфере инвестирования находится в компетенции правления банка. Оно принимает стратегические инвестиционные решения и устанавливает рамочные лимиты на вложения в ценные бумаги. Правление утверждает годовой финансовый план банка, в котором определяется доходность собственной инвестиционной деятельности на год. Утвержденные правлением инвестиционные ориентиры детализируются Комитетом по управлению активами и пассивами путем определения конкретных лимитов вложений, их срочности и других параметров.

В процессе управления портфелем можно выделить два уровня — стратегический и оперативный. На стратегическом уровне на основе макроэкономических прогнозов и с учетом экспертных оценок устанавливаются основные ориентиры для инвестирования: лимиты по рискам, ограничения по структуре портфеля, планы доходности, срочность портфеля и др. На оперативном уровне исходя из установленных ограничений и лимитов, согласно складывающейся экономической конъюнктуре осуществляется текущее управление портфелем. В соответствии с общей законодательной и нормативной базой ЦБ РФ, принятой банком инвестиционной стратегией и выбранным им типом инвестиционной политики банк разрабатывает внутрибанковские документы, регламентирующие его инвестиционную деятельность на рынке ценных бумаг.

С целью снижения риска по операциям с ценными бумагами во внутрибанковских документах, регламентирующих инвестиционную деятельность, должны быть определены:

1) цели и стратегия деятельности банка на рынке ценных бумаг;

2) порядок осуществления мониторинга состояния портфеля ценных бумаг;

3) лимиты на объем вложений в конкретные виды ценных бумаг;

4) размер позиции дилеров;

5) порядок документооборота при осуществлении операций с ценными бумагами;

6) порядок контроля за рыночными ценами ценных бумаг;

7) порядок принятия решений о приобретении/продаже ценных бумаг, переводе их из инвестиционного портфеля в торговый и обратно.

Во внутрибанковских документах могут закрепляться и другие положения, обеспечивающие снижение рисков по инвестированию в ценные бумаги и согласование политики инвестирования с другими направлениями вложений банка. В Учетной политике банка должны быть регламентированы особенности бухгалтерского учета операций с ценными бумагами.

Ценные бумаги принимаются к учету по фактическим затратам на их приобретение, которые включают цену приобретения, определенную условиями договора, а также стоимость услуг, связанных с приобретением ценной бумаги. В дальнейшем ценные бумаги учитываются либо по цене приобретения, либо по рыночной цене. Ценные бумаги инвестиционного портфеля и портфеля контрольного участия отражаются в бухгалтерском учете только по цене приобретения. Котируемые ценные бумаги торгового портфеля учитываются по рыночной цене. Некотируемые ценные бумаги торгового портфеля учитываются по цене приобретения.

При учете по цене приобретения в течение всего периода нахождения в портфеле балансовая стоимость ценной бумаги не изменяется, но по ней формируются резервы на возможные потери с целью отражения риска снижения стоимости этой бумаги.

При учете по рыночной цене ценные бумаги, находящиеся в портфеле, периодически переоцениваются по текущей рыночной цене. В качестве рыночной цены принимается цена ценной бумаги, рассчитанная организатором торговли в соответствии с нормативными документами ФСФР.

Переоценке по рыночной цене подлежат котируемые ценные бумаги торгового портфеля банка. Переоценка производится не реже одного раза в месяц и не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца путем умножения количества ценных бумаг на их рыночную цену. В последний рабочий день отчетного месяца после проведения переоценки сальдо по соответствующему лицевому счету относится на счета по учету доходов либо расходов от переоценки ценных бумаг. При полном выбытии ценных бумаг с соответствующего счета торгового портфеля счета учета положительных и отрицательных разниц переоценки ценных бумаг закрываются, а сальдо относится на счета по учету доходов или расходов от перепродажи (погашения) ценных бумаг.

Резерв на возможные потери формируется по вложениям банка в ценные бумаги, которые учитываются по цене приобретения, — это ценные бумаги инвестиционного портфеля и портфеля контрольного участия, а также некотируемые ценные бумаги торгового портфеля, приобретенные по договорам с обратной продажей, по которым существует риск возможных потерь. Порядок его формирования регламентируется Положением Банка России от 20. 03. 2006 г. № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери».

Для определения величины резервов на возможные потери банки на основании мотивированного суждения об уровне риска классифицируют отдельные элементы расчетной базы резерва, т. е. вложения в ценные бумаги, учтенные на соответствующих балансовых счетах, на пять групп риска.

К первой группе риска относятся ценные бумаги, по которым анализ деятельности контрагента и/или функционирования рынка не выявил реальной и потенциальной угрозы потерь, и есть все основания полагать, что контрагент полностью и своевременно выполнит свои обязательства. Размер резерва, в процентах от элементов расчетной базы по этой группе составляет 0 %, т. е. резерв не создается.

Ко второй группе риска относятся ценные бумаги, по которым анализ деятельности контрагента и/или функционирования рынка позволяет констатировать существование умеренной потенциальной угрозы потерь. Размер резерва по этой группе риска составляет от 1 до 20 % расчетной базы.

К третьей группе риска относятся ценные бумаги, по которым анализ деятельности контрагента и/или функционирования рынка выявил существование серьезной потенциальной или умеренной реальной угрозы потерь, например кризисное состояние рынков или ухудшение финансового положения контрагента. Размер резерва по этой группе риска составляет от 21 до 50 % расчетной базы.

К четвертой группе риска относятся ценные бумаги, по которым анализ деятельности контрагента и/или функционирования рынка выявил одновременно существование потенциальных и умеренных реальных угроз либо существенных реальных угроз частичных потерь, например затруднения в выполнении контрагентом своих обязательств при их недостаточном обеспечении. Размер резерва по этой группе риска составляет от 51 до 100 % расчетной базы.

К пятой группе риска относятся ценные бумаги, по которым есть достаточные основания полагать, что вложения банка в ценные бумаги будут полностью потеряны в связи с невыполнением контрагентом договорных обязательств и/или отсутствием обеспечения выполнения указанных обязательств. Размер резерва по этой группе риска составляет 100 % расчетной базы.

При вынесении мотивированного суждения о группе риска банк учитывает:

  • финансовое положение контрагента-эмитента ценных бумаг;
  • степень выполнения договора (факты невыполнения или ненадлежащего выполнения условий договора);
  • степень вероятности банкротства или реорганизации эмитента ценных бумаг;
  • состояние биржевых и внебиржевых котировок (падение котировок, отсутствие рыночной стоимости по ранее котировавшимся ценным бумагам);
  • результаты ретроспективного анализа сроков погашения дебиторской задолженности эмитент показывают, что всю сумму основного долга взыскать не удастся (для долговых обязательств);
  • изменение уровня доходности ценных бумаг.

Просроченные свыше 30 дней долговые обязательства должны относиться к V группе риска. При вынесении мотивированного суждения об уровне риска банк дополнительно учитывает и иные факторы, например: страновой риск; общее состояние отрасли, к которой относится контрагент; конкурентное положение контрагента в своей отрасли; деловую репутацию контрагента и руководства организации-контрагента; качество управления организацией; краткосрочные и долгосрочные планы и перспективы развития контрагента; степень зависимости от аффилированных лиц и самостоятельность в принятии решений; существенную зависимость от одного или нескольких поставщиков или заказчиков; кредитную историю; меры, принимаемые контрагентом для улучшения своего финансового положения; вовлеченность контрагента в судебные разбирательства; другую подробную информацию о деятельности контрагента. Банк документально оформляет мотивированное суждение о группе риска вложений в ценные бумаги и помещает его в досье, которые ведет по контрагентам-эмитентам ценных бумаг.

Читайте также:  Способы получения полусинтетических антибиотиков биологический синтез химический синтез

Формирование резерва на возможные потери по вложениям в ценные бумаги производится в момент получения информации о возникновении факторов риска, дающей основания для вынесения мотивированного суждения об уровне риска. Размер резерва на возможные потери корректируется при изменении классификационных признаков уровня риска. Чтобы обеспечить своевременную корректировку резерва на возможные потери банк ежедневно отслеживает информацию, связанную с эмитентом ценных бумаг.

Если размер расчетного резерва больше (меньше) величины сформированного резерва, то производится соответствующее доначисление (списание) резерва. При реализации ценной бумаги, под которую был создан резерв, производится восстановление резерва.

Списание с баланса банка безнадежной для взыскания задолженности за счет сформированного по ней резерва осуществляется по решению уполномоченного органа (уполномоченных органов) кредитной организации или в порядке, им установленном. При этом банк обязан принять необходимые и достаточные меры по взысканию этой задолженности, возможность осуществления которых вытекает из закона, договора либо обычаев делового оборота. Решение о списании с баланса безнадежной задолженности, оформленной ценной бумагой, в размере, превышающем 0,5 % от величины собственного капитала банка, должно подтверждаться документом (определение, постановление судебных или нотариальных органов), свидетельствующим о том, что на момент принятия данного решения погашение (частичное погашение) задолженности за счет должника невозможно.

В период экономического подъема и роста фондового рынка российские банки расширили вложения в ценные бумаги. За 2005 г. объем вложений банков в ценные бумаги увеличился на 41,6 %, их доля в активах банковского сектора на 1 января 2006 г. составила 15,8 % (на 1 января 2005 г. — 15,2 %). При этом произошло изменение структуры портфелей ценных бумаг: с 13 до 19 % увеличился удельный вес вложений в акции, но снизилась доля вложений в долговые обязательства с 69,2 до 67,3 %, а также учтенных векселей — с 17,8 до 13,6 %. Вложения российских банков в акции за 2005 г. увеличились более чем в 2 раза, но их доля в активах банковского сектора все еще невелика, она составляет 3 %. При этом 41,3 % портфеля акций — это вложения в акции российских нефинансовых организаций, 12,2 % — вложения в акции кредитных организаций-резидентов и 9 % — в акции банков-нерезидентов. В портфелях контрольного участия российских банков находятся, в основном, акции кредитных организаций, как резидентов, так и нерезидентов, а в торговых портфелях — акции «голубых фишек».

Изменилась и структура вложений в долговые обязательства: существенно (почти в 2,1 раза) возрос объем вложений банков в корпоративные облигации, их удельный вес в активах банковского сектора вырос с 1,5 до 2,3 %, в то время как доля вложений в долговые обязательства Российской Федерации снизилась с 6,1 до 5,0 %. На 1 января 2006 г. вложения в долговые обязательства Российской Федерации составляли 47,5 % банковского портфеля долговых обязательств. Снижается активность банков на вексельном рынке, доля учтенных векселей в активах банковского сектора сократилась до 2,2 %. В портфеле учтенных векселей около 70 % приходится на векселя российских банков, соответственно 30 % — это векселя российских организаций, доля которых постоянно сокращается.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие функции выполняет портфель ценных бумаг банка?
  2. Что такое «портфель контрольного участия»? С какой целью он создается банком?
  3. В чем особенности портфеля ценных бумаг, создаваемого банком?
  4. В какой оценке могут отражаться в балансе приобретенные банком ценные бумаги?
  5. Как создается и регулируется резерв на возможные потери по ценным бумагам в банке?

9.3. Регулирование инвестиционной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг

Инвестиционная деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг регулируется акционерным законодательством, законодательством о рынке ценных бумаг, антимонопольным и банковским законодательством. Соответственно, на кредитные организации распространяются регулирующие, надзорные и контрольные меры Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Банка России.

Антимонопольное регулирование инвестиционной деятельности направлено на развитие добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг, оно осуществляется на основе Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Действие данного закона распространяется на случаи приобретения голосующих акций, в сумме составляющих не менее 20 % голосов от их общего числа. В отношении банков и других кредитных организаций не установлено каких-либо особых правил или исключений при контроле сделок по приобретению крупных пакетов ценных бумаг. На совершение сделки, в результате которой кредитная организация (как и любой другой инвестор) становится владельцем более 20 % голосующих акций, она обязана получить разрешение ФАС. Такое разрешение необходимо только в отношении приобретения акций эмитентов, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает 100 тыс. МРОТ, а также в отношении акционерных обществ, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 %. Законом установлено также, что — если стоимость активов эмитента менее 100 тыс. р., но более 50 тыс. р., о подобной сделке необходимо уведомить соответствующий орган ФАС. Помимо согласия антимонопольного ведомства банки (как и любые другие инвесторы), приобретающие более 20 % акций (как голосующих, так и не голосующих) другой кредитной организации обязаны получить предварительное согласие Банка России, а в случае приобретения более 5 %, но менее 20 % акций — уведомить о сделке Банк России. Кроме того, как уже указывалось, в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст.106) и Федиральным законом «Об акционерных обществах» (ст. 6) кредитные организации (как и прочие инвесторы) при приобретении более 20 % голосующих акций другого акционерного общества (за исключением случаев приобретения акций при создании акционерного общества) обязаны опубликовать сведения об этом в течение 5 дней с момента их приобретения. Подобная публикация должна осуществляться и при любом увеличении доли владения голосующими акциями этого общества до уровня, кратного 5 % свыше 20 %. Следует обратить внимание, что, начиная с доли владения, составляющей 20 % голосующих акций, взаимоотношения банка-инвестора и акционерного общества, акции которого были им приобретены, квалифицируются Гражданским кодексом РФ как взаимоотношения преобладающего и зависимого общества, что влечет за собой возникновение у банка дополнительных обязанностей и ответственности.

Регулирование инвестиционной деятельности, связанное с защитой прав инвесторов, базируется на нормах Федеральных законов «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг». Федеральный закон «Об акционерных обществах» содержит ряд норм, которые необходимо иметь в виду при принятии решений о приобретении тех или иных акций. В соответствии со ст. 11 этого закона, Уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру. Эти ограничения обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами, поэтому банк, прежде чем приобрести пакет акций акционерного общества, должен внимательно изучить его Устав на предмет наличия в нем подобных ограничений.

В случае приобретения 2 % голосующих акций банк как инвестор приобретает право не просто участвовать в собрании акционеров эмитента, чьи акции он приобрел, но также внести не более двух предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в Совет директоров (Наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизора) общества. Кроме того, банк-инвестор должен быть готов к тому, что лицам, владеющим 10 и более процентами голосующих акций, станет известна полная информация о количестве и категории (типе) принадлежащих ему акций. Эта норма содержится в ст. 51 ФЗ «Об акционерных обществах», устанавливающей порядок составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. В то же время и сам банк в случае приобретения 10 % голосующих акций, получит право ознакомления с полным списком акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, содержащим имя (наименование) каждого акционера, его адрес (место нахождения), данные о количестве и категории (типе) принадлежащих ему акций.

Контроль за крупными приобретениями ценных бумаг в целях защиты прав инвесторов является прерогативой ФСФР. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» установил обязанность инвестора направить уведомление в ФКЦБ о результатах совершенных им сделок в следующих случаях:

  • если в результате сделки владелец вступил во владение 20 % или более любого вида эмиссионных ценных бумаг эмитента;
  • если в результате сделки владелец увеличил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5 % свыше 20 % этого вида ценных бумаг;
  • если в результате сделки владелец снизил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5 % свыше 20 % этого вида ценных бумаг. Уведомление должно содержать имя или наименование владельца, вид и государственный регистрационный номер ценных бумаг, наименование эмитента, количество принадлежащих владельцу ценных бумаг. Уведомление должно быть направлено в течение 5 дней после совершения соответствующих сделок. При этом информация, направленная в ФСФР, считается открытой, и к ней в соответствии с законом должен быть обеспечен доступ любых заинтересованных лиц.

В случае, если доля участия инвестора, в том числе банка, в уставном капитале эмитента увеличивается до 30 и более процентов размещенных обыкновенных акций, у него возникает ряд дополнительных обязанностей:

  • во-первых, не менее чем за 30 дней до приобретения указанного количества акций инвестор обязан в письменной форме проинформировать о намеченной сделке эмитента;
  • во-вторых, в течение 30 дней с даты приобретения 30 или более процентов акций общества необходимо в письменной форме предложить всем другим акционерам продать ему (банку-инвестору) принадлежащие им обыкновенные акции общества. При этом цена приобретения должна быть не ниже средневзвешенной цены приобретения акций общества за последние 6 месяцев, предшествующих дате приобретения данного пакета акций, если только Уставом общества-эмитента или решением общего собрания акционеров инвестор не освобожден от такой обязанности. По получении такого предложения акционеры должны в течение 30 дней принять или отвергнуть сделанное им предложение. При этом все мероприятия, связанные с приобретением 30 и более процентов акций общества-эмитента и направление акционерам — владельцам обыкновенных акций общества предложения о приобретении принадлежащих им акций, должны осуществиться в течение 120 дней с даты направления обществу уведомления о приобретении 30 % акций.

Таким образом, планирование банком-инвестором операций по приобретению 30 и более процентов обыкновенных акций какого-либо общества должно учитывать вероятность возникновения потребности в приобретении гораздо большего количества акций, чем это предполагалось первоначально. Необходим тщательный расчет возможной потребности в дополнительных средствах, возможного влияния такой операции на значения обязательных экономических нормативов.

Регулирование инвестиционной деятельности банков Банком России как органом банковского регулирования и надзора направлено на обеспечение стабильности банковской системы в целом, на защиту интересов кредиторов и вкладчиков банков. В рамках данных ему полномочий Банк России устанавливает для банков дополнительные ограничения на инвестиционную деятельность, которые не действуют в отношении других институциональных инвесторов. Это относится, прежде всего, к ограничению рисков, принимаемых банками по их инвестиционным операциям. С целью ограничения рисков, связанных с операциями с ценными бумагами Банк России устанавливает:

  • обязательные нормативы, определяет порядок расчета кредитного и рыночного рисков кредитных организаций и ограничивает их размер;
  • правила переоценки вложений в ценные бумаги и создания резервов под различные виды риска по операциям с ценными бумагами;
  • требования к организационной структуре банка в части операций с ценными бумагами.

Кроме того, Банк России определяет правила проведения сделок с ценными бумагами, их отражения по счетам бухгалтерского учета, устанавливает периодичность и формы отчетности по ним с учетом действующего законодательства.

Обязательные нормативы представляют собой количественные лимиты риска, принимаемого на себя кредитными организациями по различным типам рисковых активов, в том числе по ценным бумагам. Предельным случаем лимита риска является установление его на нулевом уровне, т. е. полный запрет на совершение некоторых видов операций кредитными организациями. Обязательные нормативы ограничивают активность банков на рынках ценных бумаг двояким образом: во-первых, путем установления требований к капиталу (норматива достаточности капитала) по различным видам ценных бумаг (ограничение рисков неплатежеспособности); во-вторых, прямым ограничением размера вложений в ценные бумаги, в том числе одного эмитента (ограничение рисков концентрации).

В соответствии с инструкцией Банка России № 1 при расчете норматива достаточности капитала Н1 вложения в государственные долговые обязательства и облигации внутреннего и внешнего валютных займов, а также в государственные долговые обязательства стран, не входящих в «группу развитых стран», не обремененные обязательствами, принимаются в расчет с коэффициентом риска 10 %, вложения в долговые обязательства субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления — с коэффициентом риска 20 % независимо от срока нахождения этих бумаг на балансе банка и срока до погашения. Вложения в корпоративные акции и облигации, а также в депозитные сертификаты в случае, если они предназначены для перепродажи, учитываются в составе рисковых активов с коэффициентом риска 70 %, во всех остальных случаях — с коэффициентом 100 %.

Читайте также:  Проглядеть каким способом образовано

При расчете норматива достаточности капитала Н1 банки должны учитывать также размер рыночного риска, т. е. риска возникновения у кредитной организации финансовых потерь (убытков) вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля. Согласно Положению Банка России от 24. 09. 1999 г. № 89-П «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков» совокупный размер рыночного риска рассчитывается по следующей формуле:

,

где РР — совокупный размер рыночных рисков;
ПР — размер рыночного риска по финансовым инструментам, чувствительным к изменениям процентных ставок, за исключением балансовых инструментов, приобретенных для инвестирования, т. е. процентный риск;
ФР — размер рыночного риска по финансовым инструментам, чувствительным к изменению рыночных цен на фондовые ценности, за исключением балансовых инструментов, приобретенных для инвестирования, т. е. фондовый риск;
ВР — размер рыночного риска по открытым уполномоченным банком позициям в иностранных валютах, т. е. валютный риск.

Следует отметить, что расчет показателей ПР и ФР производится в том случае, если совокупная балансовая стоимость торгового портфеля превышает 200 % от величины собственных средств (капитала) банка на дату составления отчетности.

Банк России предложил кредитным организациям при расчете рыночных активов и их взвешивании использовать методику, основанную на разделении процентных, фондовых и валютных рисков по финансовым инструментам. При определении своих подходов к ограничению рыночных рисков Банк России отказался от установления жестких методик их расчета, привязанных к счетам бухгалтерского баланса. Банки должны выработать и закрепить во внутренних регламентах собственные критерии отнесения ценных бумаг к торговому портфелю, учитывая рекомендации Банка России и перспективы развития своей торговой деятельности на рынке ценных бумаг. Такой подход обеспечивает банкам необходимую свободу в управлении рыночными рисками и одновременно позволяет увязать методики их оценки и процедуры регулирования с уже действующими в банках системами управления рисками.

Подходы Банка России к регулированию рисков по операциям с ценными бумагами носят переходный, промежуточный характер, что обусловлено как неразвитостью российского рынка ценных бумаг, так и несовершенством информационной базы и систем внутреннего управления в банках. Они будут развиваться в направлении расширения самостоятельности банков в оценке рисков, центр тяжести надзорной деятельности все более будет смещаться в сторону усиления контроля эффективности действующих в банках систем управления рисками, а не их количественных показателей, зафиксированных в отчетах. В будущем предполагается перейти на ежедневное отслеживание рыночных рисков, что соответствует их экономической природе. По мере накопления соответствующих статистических данных при их регулировании шире будут использоваться методы математического моделирования.

Кроме ограничения рисков по ценным бумагам размерами собственного капитала, Банк России через установление обязательных нормативов количественно ограничивает вложения банков в ценные бумаги. Инструкцией Банка России от 16. 01. 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» наряду с другими введен норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (H12). Этот норматив ограничивает совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц, он определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к собственным средствам (капиталу) банка.

В расчет норматива H12 включаются вложения банка в акции (доли), учитываемые в инвестиционном портфеле, за исключением вложений, уменьшающих показатель собственных средств (капитала) банка, и вложений, которые составляют менее 5 % уставного капитала организации, участником (акционером) которой является банк. Максимально допустимое числовое значение норматива H12 устанавливается в размере 25 %.

Вложения банков в ценные бумаги какого-либо одного эмитента ограничиваются через норматив Н6 — максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, поскольку в совокупную сумму требований банка к заемщику включаются приобретенные долговые обязательства заемщика. Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации и составляет 25 %. При этом активы, учитываемые при расчете данного норматива, взвешиваются по степени риска, как и при расчете норматива достаточности капитала. Норматив Н6 рассчитывается по каждому эмитенту, в долговые обязательства которого банком произведены вложения, включая государство — эмитента государственных долговых обязательств. При этом он рассчитывается отдельно в отношении федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления при наличии у последних обособленного бюджета. Если помимо приобретения ценных бумаг какого-либо эмитента банк не предоставлял ему кредитов, гарантий и поручительств, то вложения банка в долговые ценные бумаги одного эмитента ограничены:

  • для федеральных органов государственной власти величиной 250 % капитала банка (25/10 %);
  • для субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления величиной 125 % капитала банка (25/20 %);
  • для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в торговый портфель — 50 % капитала банка (25/50 %);
  • для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в инвестиционный портфель (100 % риск), — 25 % капитала банка.

Если эмитент является акционером (участником) банка, который имеет право распоряжаться 5 % и более долей (голосующих акций) банка, то вместо норматива Н6 используется рассчитываемый по той же методике норматив Н9.1, предельно допустимое значение которого составляет 50 %. В этом случае показатели предельных объемов вложений составят соответственно:

  • для федеральных органов государственной власти величиной 500 % капитала банка (50/10 %);
  • для субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления — 250 % капитала банка (50/20 %);
  • для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в торговый портфель, — 100 % капитала банка (50/50 %);
  • для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в инвестиционный портфель (100 % риск), — 50 % капитала банка.

Требования к организационной структуре банка в части операций с ценными бумагами со стороны Банка России имеют своей целью предотвратить конфликт интересов при осуществлении банком операций на финансовых рынках. Указанием Банка России от 7. 07. 1999 г. № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» банкам предписано создать системы внутреннего контроля за соблюдением правил проведения операций на финансовых рынках (комплаенс-контроля). Комплаенс-контроль должен являться частью системы внутреннего контроля кредитной организации. Кредитная организация должна иметь штатного сотрудника — комплаенс-контролера, удовлетворяющего требованиям, предъявляемым к руководителям кредитной организации, и имеющего аттестат комплаенс-контролера. Кандидат на эту должность согласовывается с Банком России в установленном порядке и должен быть заместителем руководителя кредитной организации. Основными направлениями комплаенс-контроля являются: управление информационными потоками, предотвращение манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, организация взаимоотношений с клиентами, предотвращение легализации денежных средств, полученных незаконным путем.

Выводы

1. В Российской Федерации операции, подобные трасту, получившему распространение во многих странах, осуществляются на основе доверительного управления имуществом. По договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Доверительный управляющий имеет право совершать в отношении этого имущества любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя, действуя при этом от своего имени, но указывая, что выступает в качестве доверительного управляющего.

2. В Российской Федерации объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Деньги не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления, но банки, имеющие лицензию Банка России, могут принимать в доверительное управление денежные средства и выступать в качестве доверительного управляющего.

3. На доверительное управление ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, распространяются как общие требования, предъявляемые к доверительному управлению, так и требования, предъявляемые законодательством о рынке ценных бумаг к осуществлению данного вида профессиональной деятельности.

4. Доверительное управление может осуществляться банками на основе индивидуальных договоров и путем создания общих фондов банковского управления. При заключении индивидуальных договоров деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и деятельность по управлению средствами инвестирования в ценные бумаги осуществляется на основании единого договора о доверительном управлении, заключаемого между учредителем управления и доверительным управляющим. Общие фонды банковского управления (ОФБУ) состоят из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также имущества, приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления.

5. Решение о создании ОФБУ принимается правлением или иным исполнительным и распорядительным органом банка. ОФБУ функционирует на основе разработанных и утвержденных при его создании двух документов: Инвестиционной декларации и Общих условий создания и доверительного управления имуществом ОФБУ. Доходы (за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации расходов управляющего на управление ОФБУ) делятся пропорционально доле каждого учредителя доверительного управления в имуществе ОФБУ. Банк — доверительный управляющий должен представлять учредителю управления в ОФБУ не реже одного раза в год информацию о состоянии ценных бумаг, переданных в доверительное управление, доходах и расходах ОФБУ.

6. Наряду с услугами по управлению портфелями ценных бумаг клиентов банки формируют и собственные портфели ценных бумаг. Инвестиции в ценные бумаги приносят банкам как прямые (в форме дивидендов, процентов или прибыли от перепродажи ценных бумаг), так и косвенные доходы (за счет расширения доли рынка, контролируемой банком через дочерние и зависимые общества).

7. Портфель ценных бумаг банка выполняет три взаимосвязанные функции: прирост стоимости, создание резерва ликвидности и обеспечение банку возможности участвовать в управлении предприятиями и организациями, в которых он заинтересован. Соответственно выполняемым функциям банковский портфель ценных бумаг включает три относительно самостоятельных портфеля: торговый, инвестиционный и портфель контрольного участия.

8. Портфель коммерческого банка отличается от портфеля инвестиционных компаний и фондов: он тесно связан со структурой пассивов и других активов банка; является пополняемым и отзываемым; используется для управления процентным риском банка; банковские портфели обычно более консервативны, чем портфели других инвесторов; в них более высока доля государственных ценных бумаг.

9. В процессе управления портфелем выделяют два уровня — стратегический и оперативный. На стратегическом устанавливаются основные ориентиры для инвестирования: лимиты по рискам, ограничения по структуре портфеля, планы доходности, срочность портфеля и др. На оперативном уровне осуществляется текущее управление портфелем. В соответствии с общей законодательной и нормативной базой ЦБ РФ и принятой банком инвестиционной стратегией и выбранным им типом инвестиционной политики банк разрабатывает внутрибанковские документы, регламентирующие его инвестиционную деятельность на рынке ценных бумаг.

10. Ценные бумаги принимаются к учету по фактическим затратам на их приобретение, которые включают цену приобретения, определенную условиями договора, а также стоимость услуг, связанных с приобретением ценной бумаги. В дальнейшем ценные бумаги учитываются либо по цене приобретения, либо по рыночной цене. Ценные бумаги инвестиционного портфеля и портфеля контрольного участия отражаются в бухгалтерском учете только по цене приобретения. Котируемые ценные бумаги торгового портфеля учитываются по рыночной цене. Некотируемые ценные бумаги торгового портфеля учитываются по цене приобретения.

11. При учете по цене приобретения в течение всего периода нахождения в портфеле балансовая стоимость ценной бумаги не изменяется, но по ней формируются резервы на возможные потери с целью отражения риска снижения стоимости этой бумаги. При учете по рыночной цене ценные бумаги, находящиеся в портфеле, периодически переоцениваются по текущей рыночной цене. В качестве рыночной цены принимается цена ценной бумаги, рассчитанная организатором торговли в соответствии с нормативными документами ФСФР.

Библиография

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2, гл. 53.

2. Федеральный закон от 22. 04. 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

3. Инструкция Банка России от 2. 07. 1997 г. № 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации».

4. Инструкция Банка России от 16. 01. 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков».

5. Положение Банка России от 24. 09. 1999 г. № 89-П «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков».

6. Положение Банка России от 20. 03. 2006 г. № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери».

7. Банковское дело: Учебник/ Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 2005.

8. Ковалева Н. А., Тихомирова Е. В. Операции коммерческих банков с ценными бумагами: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.

9. Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок: Учебник. М.: Перспектива, 1999.

Источник

Оцените статью
Разные способы