- Парные согласные звуки
- Звуки речи
- Что такое парные согласные?
- Парные согласные в конце и середине слова
- Как проверить парные согласные в слове?
- Видеоурок
- Способы проверки парных звонких и глухих согласных.
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных
- Содержание:
- Что такое безударные гласные, звонкие, парные звонкие и глухие согласные: определение
- Как правильно писать и проверять безударные гласные звонкие и глухие согласные: примеры
Парные согласные звуки
Парные согласные звуки — это шумные согласные, которые образуют пары по признакам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.
Выясним, что такое парные согласные в русском языке, какие пары согласных различают в зависимости от их фонетических особенностей. Приведем таблицу и примеры парных согласных в конце и середине слов.
Звуки речи
Разговаривая между собой или читая вслух, мы произносим слова. Наша речь состоит из слов. Каждое слово складывается из звуков.
Звук — это минимальная единица речи. Звуки речи отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. С помощью букв передаются звуки на письме. Звуки создают фонетическую оболочку слова, которую мы слышим и можем сами воспроизвести с помощью органов речи.
Друг от друга звуки речи отличаются способом образования. Одни звуки произносятся так, что воздух свободно проходит между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять своё очертание. Так образуются гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состоят только из голоса. Другие звуки речи, и их гораздо больше, формируются иначе. При их образовании выдыхаемый воздух встречают на своём пути различные препятствия при смыкании и размыкании органов речи и выходит через рот либо через нос. При этом возникает характерный для каждого звука шум. Так образуются согласные звуки:
Согласные звуки являются шумными, так как формируются с помощью шума. Большинство этих звуков речи являются парными согласными.
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
- звонкие согласные
- глухие согласные
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].
И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.
Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
И только сонорные согласные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
Понаблюдаем:
- ворон [в] — верёвка [в’]
- долина [д] — дерево [д’]
- гомон [г] — герб [г’]
- сок [с] — село́ [с’].
Только всегда твёрдые парные согласные [ж] и [ш] не имеют соответствующих мягких согласных:
- ж ёлудь [ж о л у т’]
- про ж о́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
- ш о́рох [ш о р а х]
- ш ёлк [ш о л к].
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Парные согласные в конце и середине слова
Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:
- кра б [п]
- покро в [ф]
- сапо г [к]
- горо д [т]
- молодё ж ь [ш]
- отка з [с].
В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:
- коро б ка [п]
- колдо в ство [ф]
- коври ж ка [ш]
- дога д ка [т].
Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:
- откли к («к» или «г»)
- ерала ш («ш» или «ж»)
- голо с («с» или «з»).
Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:
Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.
Как проверить парные согласные в слове?
В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.
Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:
1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:
У слова «молодёжь» нет формы множественного числа. Тогда прибегаем к другому способу проверки.
2. Образуем форму родительного падежа единственного или множественного числа, в чём нам помогут слова «много» или «нет»:
- молодё ж ь — много молодёжи;
- ерала ш — нет ералаша;
- коро б ка — много коробок;
- коври ж ка — нет коврижек.
После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.
3. Поищем родственное слово, в котором после проверяемого парного согласного окажется гласный звук или сонорные «н», «л», «м», «р»:
- пля ж — пляжный;
- скла д ка -складывать;
- оши б ка — ошибочка, ошибочный;
- ла п ка — лапа, лапочка;
- пово з ка — возить;
- руба ш ка — рубашечный.
Во многих словах русского языка, чаще всего заимствованных, нельзя проверить парные согласные с помощью «контрольного слова». Это словарные слова, написание которых запомним:
Видеоурок
Источник
Способы проверки парных звонких и глухих согласных.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок русского языка во 2 классе. Способы проверки парных звонких и глухих согласных. Презентацию выполнила Учитель начальных классов ГБОУ «Лицей № 15» Моновцова З.П.
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.
Словарная работа 1. Весь день домой и на работу Возить людей его забота. Носит обувь из резины И питается бензином.
2. Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: Башню, дом и самолёт И огромный пароход!
3.Красный нос в землю врос, А зелёный хвост наружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос.
4.Берега зелёные, Вода красная, Рыбки черные
5.В океане тёмно-синем, Лапой выудив моржа, На полярной скользкой льдине Я дрейфую, не дрожа
6. Ушастый зверёк — Скок на пенёк! Никого не обижает, А всех сам боится Все ли отгадки были на одно правило?
Упр. 31. В какой строке записаны формы одного и того же слова , а в какой – однокоренные слова? 2.Береза,березка, березонька, березняк. 1. Береза, много берез, к березам, у березы.
Гриб Лев Друг Сад Гараж Мороз [ б — п ] [ в — ф ] [ г — к ] [ д — т ] [ ж — ш ] [ з — с ]
Грибной, грибки, грибы. Гри б? п?
Гриб – грибы. Гриб – грибной. Изменить форму слова Подобрать однокоренное
Моро з? с? Морозко, морозы, морозный.
Бурый …, зубастый …, горбатый …, колючий …, длинношеий …, огромный … .
Проверьте! Медведь, волк, верблюд, ёж, жираф, слон.
Найдите ошибки! С яблони сорвали плот. По реке плывёт плод.
Сколько способов знаете для проверки парных согласных? Назовите их.
Луг, луговой, луга. Глаза, глаз, глазик. Садовый, сады, сад. Выпишите проверяемое слово, форму слова, однокоренное слово.
Проверьте! Луг, луга, луговой. Глаз, глаза, глазик. Сад, сады, садовый.
Запись под диктовку: По_н…ч…м м…ро… силён. Днём к…пели слыш…н звон. – Обозначьте все орфограммы. Сколько их? – Какие из орфограмм вам неизвестны? – Назовите буквы согласных в конце слов. Какие из них вы не обозначили как орфограммы? Почему?
Почему в проверочном слове согласный звук слышится четко? Подбери проверочные слова. Докажи. Ни…кий, ле…кий, ре…кий, холо… .
Работа по учебнику. Упр. 39.
Рефлексия( в паре) Разбей слова на 2 столбика. Город, городской, мороз, Морозко, прорубь, рубка, просьба, скользкий . Выдели корень
Домашнее задание Правило , стр. 21, 22 Упр. 40 – изученные орфограммы выдели цветом Узорова, стр.89 – 90, упр. 230
Оцените свою работу!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 325 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-449423
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных
Содержание:
По традиционной классификации в фонетической системе языка различаются гласные и согласные.
Что такое безударные гласные, звонкие, парные звонкие и глухие согласные: определение
Гласные отличаются музыкальным тоном и отсутствием шума при произнесении.
Подготовит к различению гласных и правописанию звонких и глухих согласных таблица:
Парными называются эти звуки потому, что мягкому соответствует похожий по произнесению твердый, а звонкому — глухой. Звуки, не имеющие таких соответствий, — непарные.
Различение парных звуков представляет орфографическую проблему. В потоке речи они часто изменяют свой звуковой образ, и пишущий затрудняется в выборе соответствующих букв.
Как правильно писать и проверять безударные гласные звонкие и глухие согласные: примеры
Общее правило для проверки правописания безударных гласных звонких и глухих согласных — подбор проверочного слова.
Как правильно выбрать букву
Найдем однокоренное слово, в котором звук в сильной позиции — под ударением, и выберем нужную букву. Трава — трАвы, ободрить — бОдрый, деревянный — дЕрево, уносить — нОсит.
Как найти слова с общим корнем и сильной позицией:
- Изменить форму числа, лица, времени: лиса — лИсы, показать — покАжет
- Изменить вид глагола: бросать — брОсить
- Заменить или убрать суффиксы или приставки: грибок — грИб
Важно: не следует выбирать для проверки глаголы с суффиксами ЫВА/ИВА, они коварно подскажут неправильное написание. ПроглОтить — проглАтывать, опОздать — опАздывать.
Правописание парных звонких и глухих согласных
В потоке речи эти звуки могут подменять друг друга: на конце слов и в определенных условиях они могут озвончаться или оглушаться. Проверка производится выбором однокоренного слова со звуком в сильной позиции — перед гласным.
Правописание звонких и глухих согласных таблица
Способы проверки
Примеры
Гриб—грибы, луг — луга
Подбор родственного образования
Мороз — морозилка, просьба — просить, близкий — близок
В редких случаях звуки чередуются
Коврижка — коврига (г/ж), книжка — книга (г/ж)
При проверке учитывается значение. Не зная его, можно ошибиться. Например:
- Изморозь — узоры на стекле зимой, проверяем морозить
- Изморось — мелкий дождик, проверяем моросить
Проверять таким способом заимствования следует с осторожностью, лучше справиться в словаре.
Звуки могут не только изменяться при произнесении в речи, но и исчезать, переставать быть слышимыми. Однако при написании они сохраняются.
Выделяются из правописания глухих и звонких согласных непроизносимые согласные.
Эти звуки встречаются в сочетаниях стн, здн, ндск, нтск, вств. Слова с такими сочетаниями проверяем так же, как и в основном правиле. Грустный — грустить, поздний — опоздать, голландский — голландец, комендантский — коменданты, явственный — явился.
Не все непроизносимые звуки можно проверить: некоторые написания традиционные. Например, блестеть — но блеснуть, стекло — склянка, лесенка — лестница. Эти случаи нужно запоминать.
Источник