- Видовые пары глаголов — это… (35 примеров)
- Парные глаголы
- Способы образования видовых пар глаголов
- Образование глаголов совершенного вида
- Образование глаголов несовершенного вида
- Видеоурок (5 класс)
- Способы образования видовых пар глагола
- Видовые пары глаголов
- Особенности видовых пар глаголов
- Как образуются видовые пары глаголов?
- Образование глаголов СВ от глаголов НСВ
- Образование глаголов НСВ от глаголов СВ
- Видовые пары глаголов
- Объединение глаголов в пары
- Способы образования пар
- Образование пары от глаголов несовершенного вида
- Образование пары от глаголов совершенного вида
- Парные глаголы. Способы образования видовых пар глаголов.
- Содержимое разработки
Видовые пары глаголов — это… (35 примеров)
Видовые пары глаголов — это однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида с одним и тем же лексическим значением.
Узнаем, что такое видовые пары глаголов в русском языке, какие имеют грамматические особенности и как они образуются. Приведем примеры видовых пар глаголов.
Парные глаголы
В русском языке самостоятельная часть речи глагол имеет характерный грамматический признак — вид.
Эта категория выражает характер протекания действия во времени, его сопряжённость с определённым пределом, или результатом, обозначает законченность или незаконченность действия. С этой точки зрения у глаголов различают два вида:
Глаголы несовершенного вида обозначают действие как длительный процесс без указания на его предел или результат.
Примеры:
Глаголы совершенного вида, напротив, обозначают законченное действие, ограниченное в своей длительности какими-то пределами.
Примеры:
Большинство однокоренных глаголов русского языка соотносятся между собой по признаку видовой принадлежности и образуют видовые пары. В такой паре один глагол имеет категорию совершенного вида, а другой — несовершенного вида.
Отметим, что в русском языке несколько видовых пар глаголов имеют разные корни. Они образуют супплетивные формы вида:
Рассмотрим, как образуются видовые пары глаголов в русском языке.
Способы образования видовых пар глаголов
Видовые пары образуют как глаголы совершенного вида в качестве исходного слова, так и глаголы несовершенного вида.
Образование глаголов совершенного вида
1. Многие глаголы совершенного вида образуются с помощью приставки от однокоренного глагола несовершенного вида:
Причем учтем, что при префиксальном способе образования не должно меняться лексическое значение производного глагола совершенного вида.
К примеру, глаголы «читать» и «перечитать» не являются видовой парой, так как слово «перечитать» имеет иное лексическое значение «прочитать снова».
2. Видовая пара возникает от глагола несовершенного вида с помощью суффиксов -и-, -ну-:
Отметим чередования согласных в корне глаголов.
3. Видовые пары образуются с помощью смены ударения:
- отреза́ть — отре́зать;
- засыпа́ть (щебнем) — засы́пать;
- выреза́ть — вы́резать.
Образование глаголов несовершенного вида
1. Глаголы совершенного вида образуют однокоренную видовую пару с помощью суффиксов -ыва-/-ива-, -ва-:
- подсказать → подсказ ыва ть;
- выкроить → выкра ива ть;
- издать → изда ва ть;
- созреть → созре ва ть;
- осознать → осозна ва ть.
При суффиксальном способе образования в корне некоторых слов с безударной гласной «о» происходит чередование с ударяемым «а»:
- оп о зда́ть → опа́здывать;
- приторм о зи́ть → приторма́живать;
- вы́п о рхнуть → выпа́рхивать.
Если же корневое «о» ударное, то в производном глаголе несовершенного вида оно сохраняется:
- приуро́чить → приуро́чивать;
- подыто́жить → подыто́живать;
- сосредото́чить → сосредото́чивать.
Однако в корне многих глаголов несовершенного вида отметим под ударением чередование гласных а//о, а также согласных основы:
- заболо́тить → забола́чивать;
- подморозить → подмора́живать;
- сбро́сить → сбра́сывать;
- успоко́ить → успока́ивать.
2. Чередование звуков в корне, часто сопровождаемого суффиксацией, образует глагол несовершенного вида:
Видеоурок (5 класс)
Источник
Способы образования видовых пар глагола
По наличию или отсутствию противопоставленности по виду все глаголы русского языка можно разделить на три группы:
Выделяют следующие способы образования видовых пар глагола:
- оправд ать — оправд ывать
- законч ить — заканч ивать
- выраст ить — выращ ивать
- ст // щ
- рисовать
- печь
- строить
- →
- →
- →
- нарисовать
- испечь
- построить
- ронять — урон ить
- вешать — повес ить
- ш // с
- брать — взять
- класть — положить
- ловить — поймать
- говорить — сказать
- насыпАть — насЫпать
- разрезАть — разрЕзать
- встреч ать — встрет ить
- прощ ать — прост ить
- накоплять — накопить
- впуск ать — впуст ить
- ч // т
- щ // ст
- пл // п
- к // т
Перфективация — образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида — осуществляется двумя путями:
- 1. при помощи префиксов с— , до— , пере— , на— и др.:
- знать — узнать , вызнать , познать , признать , прознать , дознать ;
- делать — сделать , доделать , переделать , наделать , обделать , подделать ;
- 2. с помощью суффиксов: толкать — толк нуть , колоть — коль нуть .
Источник
Видовые пары глаголов
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 353.
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 353.
В случае, если два глагола объединены общим лексическим значением, но имеют разный вид, то они называются видовой парой глаголов. Существует несколько способов образования видовых пар глаголов, и каждый способ описан в этой статье с приведением наглядных примеров.
Особенности видовых пар глаголов
Видовые пары глаголов в русском языке – это пары глаголов, которые обозначают одно действие, при этом первый является глаголом несовершенного вида (НСВ), а второй – глаголом совершенного (СВ). То есть глаголы в видовой паре различаются только грамматической семантикой:
- Глагол НСВ обозначает длительное, многократное действие, процесс (читал, выкраивать, радовать, украшать, двигать).
Глаголы, образующие видовую пару, также называются парно-видовыми.
Как образуются видовые пары глаголов?
Существует несколько способов образования видовых пар глаголов, которые можно разделить на два основных типа:
Образование глаголов СВ от глаголов НСВ
- Перфективация – образование с помощью суффиксов с-, со-, про-, по-, о-, об- и других (делать – сделать, играть – сыграть).
- Имперфективация – образование видовых пар при помощи суффиксов -ну-, -и- ( исчезать – исчезнуть, бросать – бросить).
- При помощи ударения (отрезать – отрезать, осыпать – осыпать).
Образование глаголов НСВ от глаголов СВ
- Имперфективация при помощи суффиксов -ыва-, -ива-, -ва-, -а-, -я- ( застроить – застраивать, записать – записывать, отдать – отдавать, подрасти – подрастать).
Важно учитывать, что при префиксальном образовании видовых пар видовой парой считаются только глаголы, значение которых после добавления приставки меняется от «процесса» к «результату». Сравните: шить – сшить (видовая пара) и шить – вышить (однокоренные слова).
Источник
Видовые пары глаголов
Видовые пары глаголов – глаголы разного вида, объединенные в пары по лексическому значению. Как правило, они имеют один корень и указывают на одно действие.
Объединение глаголов в пары
Каждый глагол имеет грамматический признак, который его характеризует: вид. Эта грамматическая категория передает характер протекания действия во времени, его длительность, ограниченность, завершенность.
Таким образом, вид отражает совершение или несовершение какого-либо действия. Отсюда название вида глагола: «совершенный» и «несовершенный».
От характера протекания действия формируются вопросы:
На первый вопрос отвечают глаголы с неопределенным сроком совершения. Они могут отражать бесконечное протекание действия во времени, многократное повторение, постоянное его совершение.
Что делать? – рисовать, писать, читать, мастерить. Такие глаголы относят к глаголам несовершенного вида.
На второй вопрос отвечают глаголы с ограничением срока совершения действия, уверенным результатом в его выполнении, законченностью.
Что сделать? – нарисовать, написать, прочитать, смастерить. Это глаголы совершенного вида.
Пары образуют глаголы разного вида, но с одним лексическим значением.
- Рисовать – нарисовать.
- Писать – написать.
- Читать – прочитать.
- Мастерить – смастерить.
Исключение из правила составляет группа парных глаголов с разным корнем, представленных в таблице ниже:
Несовершенный вид | Совершенный вид |
брать | взять |
класть | положить |
ловить | поймать |
искать | найти |
наложить | накладывать |
вложить | вкладывать |
Такие формы называются «супплетивными». Эти глаголы необходимо запомнить.
Способы образования пар
Любой из глаголов, независимо от вида может образовать себе пару. Для этого используется несколько способов словообразования.
Образование пары от глаголов несовершенного вида
«Прямой» метод перехода от «процесса» к «результату» имеет несколько способов образования.
- Приставочный (префиксальный). Добавлении приставки к исходному глаголу: пилить-спилить, пить-выпить.
При этом необходимо обращать внимание на значение слова.
Например, однокоренные глаголы «писать – переписать» не образуют видовую пару. Они имеют разное лексическое значение, так как слово «переписать» означает «написать снова».
Пара образуется с помощью суффиксов: —и-, —ну-.
Решать – реш-и-ть, проникать – проник-ну-ть, привыкать – привык-ну-ть.
При таком способе образования в корнях могут происходить чередование гласных и согласных.
Предлагать — предложить, прощать — простить, отвечать — ответить.
При образовании с помощью суффикса –ну— в корне могут отсутствовать последние согласные в корне.
Двигать – дви-ну-ть, кидать – ки-ну-ть, плескать – плес-ну-ть.
Способ, при котором слово остается без изменения, а перенос ударения меняет вид глагола.
Выреза́ть — вы́резать, высыпа́ть — вы́сыпать, насыпа́ть — насы́пать.
Образование пары от глаголов совершенного вида
«Обратный» способ образования пар от «результата» к «процессу» происходит с помощью суффиксов: —а-, —я-, —ыва-, —ива-, —ва-.
Спасти — спас-а-ть, смять – смин-а-ть, вставить – вставл-я-ть, придумать — придум-ыва-ть, расколоть – раскал-ыва-ть, вышить – выш-ива-ть, одеть – оде-ва-ть.
При таком способе часто наблюдается чередование звуков в корне.
При образовании видовых пар глаголов обязательно должно сохраняться лексическое значение по правилу: от «процесса» к «результату» и наоборот.
Источник
Парные глаголы. Способы образования видовых пар глаголов.
Урок «Парные глаголы. Способы образования видовых пар глаголов» для 6 класса.
Содержимое разработки
Ф.И.О. учителя, должность и место работы: Курманалиева Гульнар Оразхановна, учитель русского языка и литературы, КГУ «ОСШ № 7», ВКО, город Аягуз.
Тема: «Парные глаголы. Способы образования видовых пар».
-познакомиться с понятием «видовые пары глаголов», различать их значения; образование глаголов совершенного и несовершенного вида; выделение соотносительных видовых пар.
-формирование умения подбора видовой пары к глаголу; наблюдения над словами, помогающими определить вид глагола; сравнение лексического и грамматического значения видовых пар.
-умение оценивать свою работу, помогать другому; бережное отношение к слову.
Тип урока: урок-соревнование.
Оборудование: ИКТ, слайды с текстами, таблицы: № 1 «Виды глагола», № 2 «Слова помощники», слайды с картинками, муз. «Песенка Сыроежкина» из фильма «Приключения Электроника».
1.Орг.момент. Приветствие учителя. Дежурные называют отсутствующих.
2. Слово учителя. (Слайд № 1). -Известный писатель В.Г. Короленко так сказал о работе слова «Слово-это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы…». Вот и мы продолжим работу над одной из самых необыкновенных частей речи — глаголом.
Появляясь «на свет», глагол уже относится к определенному виду, которых в русском языке два. Назовите их.
Ученики называют виды глагола: совершенный и несовершенный.
И сегодня на уроке мы познакомимся с видовыми парами глаголов, научимся различать их значения, узнаем, как они образуются. А урок мы проведем как соревнование (по рядам). Я же напомню условия игры.
(Слайд №2). -Ответил сам, дай сказать другому. Учись слушать.
— Уважай мнение другого. Не перебивай выступающего.
-Записи в тетрадях веди аккуратно.
Учитель: 1 тур-теоретический «Знаете ли вы правила?»
Задание: каждая команда задает вопросы другой по теме «Глагол», привести примеры.
Участники команд задают вопросы, например:
-Расскажите о глаголе как части речи?
-Назовите морфологические признаки?
-Какие глаголы относятся к совершенному виду?
-Какие к несовершенному виду?
-На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида? и т. д.
Правильно ответившие получают фишки.
2 тур- «Кто быстрее?
Задание: Послушайте песенку Сыроежкина из кинофильма «Приключения Электроника», запишите глаголы, определите их вид.
ответы: дошел (сов. вид), опустился (сов. в.), поднялся (сов. в.), вкалывают (несов. в.), исчез (сов. в.), заменит (сов .в.), и т.д.
3. Объяснение новой темы. Актуализация. -Проведем разведку. Отвечать будут самые быстрые. Команды, внимание Задание: Выпишите пары глаголов. Обозначьте их вид. Определите, чем отличаются по составу выписанные глаголы. Есть ли разница в их лексическом значении?
Слайд. 1.Моет школа стены, моет в окнах стёкла.
Все следы чернильные смоют реки мыльные.
2.Мыли, мыли, мыли. Смыли горы пыли.
3.Тёрли, тёрли, тёрли. Стёкла перетёрли.
Ученики объясняют пары глаголов, способы их образования.
Записи в тетрадях: моет-смоют (нес. вид-сов. вид), мыли-смыли (нес. вид-сов. вид), тёрли-перетёрли (нес. вид-сов. вид).
Учитель — Вы записали примеры глаголов — это видовые пары. Видовая пара -это глаголы, которые близки по своему лексическому значению, но различаются грамматически, то есть относятся к разным видам.
Работа по таблице № 1. Беседа по вопросам:
-Прочитайте примеры глаголов и подумайте, как образовались их видовые пары? Определите способы образования.
Ученики под руководством учителя определяют способы образования видовых пар глаголов, их лексические значения, записывают в тетрадях.
-Какие способы образования видовых пар глаголов вы видите в таблице, назовите их?
-Чем различаются эти пары глаголов?
-Составьте предложения с данными глаголами. Подчеркните грамматическую основу.
Учитель подводит итоги 1 и 2 туров. Подсчитывается количество фишек, полученных за правильные ответы. Проводится физкультминутка.
3 тур. «Подбери пару». Выполнение упражнения из учебника.
-Задание: подобрать видовую пару к данным глаголам, указать вид, отличие по составу, способ образования.
Учащиеся ведут записи в тетрадях. анализируют, определяют способы образования видовых пар.
Учитель. -Какие виды образования слов, в данном случае видовых пар, вы вспомнили?
-Молодцы, с заданием справились. Ребята, вы уже знаете, что в русском языке есть слова, которые помогают нам определить вид глагола. Посмотрите на таблицу № 2, подскажут ли вам слова-помощники вид глагола. Запишите примеры. Составьте с ними предложения на тему «Дружба». Кого можно назвать другом?
Учащиеся по таблице определяют вид глагола, называют слова «помощники», объясняют разницу в лексическом значении слов, составляют небольшие тексты о дружбе). Таблица№ 2 прилагается.
-Ну а теперь покажите, чему вы научились на уроке.
4 тур «Отгадай». Ученики получают карточки-тесты с разной степенью трудности, каждый работает самостоятельно. (Через определённое время ответы появляются на инт. доске), подсчитываются результаты).
5. Учитель. — Подведем итоги нашего урока-соревнования.
Рефлексия. – Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол.
Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Больше всех заработали фишек ребята 2 ряда, им присуждается 1 место, второе- первому, третье- третьему.
Итоги. Дом. задание: повторить правила пар. 67-71, упр.790.
Источник