- Оценка физического развития у детей
- Содержание
- Физическое развитие [ править | править код ]
- Оценка физического развития [ править | править код ]
- Метод эмпирических формул [ править | править код ]
- 4.1. Методы оценки физического развития детей
- Параметрический способ оценки физического развития
- жБЛФПТЩ, ЧМЙСАЭЙЕ ОБ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ
- хУМПЧЙС РТПЧЕДЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙУУМЕДПЧБОЙК
- нЕФПДЩ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙЪНЕТЕОЙК
- йЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ (ДМЙОЩ ФЕМБ)
- йЪНЕТЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЧЕУБ)
- йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ
- йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ
- йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЪБРСУФШС
- нЕФПДЩ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС
- гЕОФЙМШОЩК НЕФПД
- нЕФПД рПМС вТПЛБ
- йОДЕЛУ лЕФМЕ
- чЕУ ФЕМБ Й ФЙР ФЕМПУМПЦЕОЙС
Оценка физического развития у детей
Содержание
Физическое развитие [ править | править код ]
Физическое развитие точнее было бы обозначить «физическое состояние». Слово «развитие» предусматривает динамику, движение, изменение наблюдаемых величин, но ни в коем случае их состояние на момент измерения, как это делается при оценке физического развития. Оценивается физическое развитие по показателям длины и веса тела, обхвату клетки, которые сравниваются с должными величинами, полученными в результате статистической обработки антропометрических измерений большого контингента лиц различного возраста, пола, национальности и различной двигательной ориентации. Результатами сравнения являются такие категории, как «слабое», «сильное», «хорошее», «плохое», «среднее», «нижесреднее», «вышесреднее» и т.д. физическое развитие. Подобная оценка не может дать необходимых знаний для отбора и ориентации в видах спорта. Гимнасты всегда будут получать неудовлетворительную оценку физического развития, так как они низкорослы и имеют малый вес, а баскетболисты и волейболисты — хорошую. Но ведь это не соответствует истине. Малые размеры гимнастов — характерная особенность данного вида, сформировавшаяся «отбором спорта». В последнее десятилетие предлагалось дополнять исследования по физическому развитию оценкой мышечной, жировой массы и биологического возраста обследуемых, а оценку физического развития производить как «гармоничное», «дисгармоничное» и «резко дисгармоничное» без особых обоснований. Этот подход можно рассматривать как переходный этап к соматотипированию.
Оценка физического развития [ править | править код ]
В детско-юношеском спорте в настоящее время существует недостаточное количество исследований, позволяющих объективно оценивать физическое развитие юных спортсменов, прошедших спортивный отбор и систематически занимающихся тем или иным видом спорта. В спортивной практике оценку морфофункционального статуса юных атлетов применяют для решения задач отбора, позволяющего с большей степенью вероятности определить перспективность спортсменов разного пола, квалификации и специализации на этапе многолетней подготовки, для коррекции и управления тренировочным процессом. Известно, что для отдельных видов спорта характерными являются определенные типы телосложения и сочетание морфологических признаков и функциональных особенностей. Но, к сожалению, далеко не всегда принимается во внимание, что ранняя спортивная специализация и повышенные нагрузки на опорно-двигательный аппарат в процессе активной мышечной деятельности исключают возможность гармоничного развития определенных мышц и мышечных групп, что увеличивает вероятность возникновения предпатологических состояний. Тем не менее общепризнанно, что целенаправленные, систематические, методически правильно организованные занятия физическими упражнениями могут положительно влиять на формирование отдельных морфологических и функциональных признаков и тем самым способствовать гармоничному развитию тела и организма в целом.
Для суждения о физическом развитии ребенка достаточно наблюдения за динамикой следующих основных антропометрических показателей: длины и массы тела, окружности груди, окружности головы (для детей раннего возраста). Изменение показателей длины и массы тела является основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана — неадекватность питания и режима жизни, так и внутреннего характера, в частности, самых разнообразных хронических заболеваний. Изменение массы тела является более быстрореагирующим и чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов, чем изменение роста.
Считается, что масса тела является наиболее простым и достаточно информативным показателем оценки пищевого статуса, отражающего энергетическую адекватность питания. Масса тела может довольно быстро изменяться, и ее динамика достаточно хорошо коррелирует с состоянием здоровья человека. Поэтому об избыточности или недостаточности питания судят прежде всего по массе тела. Однако ее величина зависит от многих факторов: возраста, конституции, характера и интенсивности физической нагрузки, адекватности фактического питания, условий жизни и т.д.
Безуспешные попытки характеризовать состояние питания по какому-то одному антропометрическому показателю или критерию привели к использованию в этих целях различных формул, индексов и методов.
Метод эмпирических формул [ править | править код ]
Он предусматривает сравнение антропометрических данных ребенка с долженствующими массой тела, окружностью груди в соответствующем длине тела возрасте (табл. 4), вычисленными с помощью эмпирических формул (Воронцов И.М., 1986).
Таблица 4 Эмпирические формулы для расчета долженствующей массы тела
Длина тела (свыше 6 лет)
Длина тела ребенка 8 лет равна 130 см.
На каждый недостающий год вычитают по 7 см. На каждый год свыше 8 лет прибавляют по 5 см
Масса тела (свыше 12 лет)
Определяется по формуле 5 * n — 20 кг, где n — возраст ребенка
Масса тела по длине тела
При длине тела 125 см масса тела составляет 25 кг. На каждые дополнительные 5 см прибавляют по 3 кг, а в пубертатном периоде — по 3,5 кг
У ребенка 10 лет окружность груди равна 63 см. На каждый год до 10 лет вычитают по 1,5 см.
На каждый год свыше 10 лет прибавляют по 3 см
Метод индексов физического развития Индексами называют различные числовые соотношения между отдельными антропометрическими признаками, выраженные в априорных математических формулах. В последние годы, согласно данным экспертов по питанию ФАО/ВОЗ, в качестве высокоинформативного и простого показателя, отражающего состояние питания, используется так называемый индекс массы тела (ИМТ), или индекс Кетле, определяемый как отношение массы тела (кг) к росту (м), возведенному в квадрат. Оценку пищевого статуса по ИМТ в мировой практике рекомендуют проводить с определенного уровня развития (у мальчиков с длиной тела свыше 140-145 см, у девочек — со 137 см). В табл. 5 и 6 приведено центильное распределение ИМТ у детей 5-15 лет, разработанное на основании банка данных системы АСПОН-Д.
Таблица 5 Индекс массы тела у мальчиков 5-15 лет (база данных АСПОН-Д, 1998)
Источник
4.1. Методы оценки физического развития детей
Оценка физического развития подразумевает проведение соматометрии (антропометрии или педометрии), то есть непосредственного измерения размеров и массы тела, соматоскопии, то есть осмотра и описания телосложения (форма грудной клетки, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, половое созревание, зубная формула), а так же исследование функциональных показателей (физиометрии): ЖЕЛ, динамометрия, оценка работоспособности с помощью степ-теста и велоэргометрии.
Для оценки физического развития детей используются различные методы. Метод индексов – наиболее старый способ, представляющий собой соотношение отдельных антропометрических признаков, выраженное формулами. Всего предложено более 50 индексов, часть из них до сих пор широко используется, но в большей степени не самостоятельно, в качестве уточняющих.
Индивидуальная оценка физического развития предполагает, прежде всего, создание нормативов или стандартов (оценочные таблицы). По принципу построения оценочных шкал целесообразно выделять параметрические (сигмальные) и непараметрические (центильные) способы оценки физического развития.
Широко обсуждаемым в настоящее время остается вопрос о преимуществах и недостатках той или иной методики, однако, представляется, что наряду с тем, что ни один из существующих подходов не может в полной мере учесть все имеющееся разнообразие вариантов физического развития и телосложения, каждый из них имеет полное право на существование и должен использоваться дифференцированно с учетом конкретных целей исследования.
Метод «сигмальных отклонений» позволяет определять соответствие каждого отдельного антропометрического признака средним показателям лиц данного возраста в популяции с помощью среднего квадратического отклонения или сигмы. Однако в данном случае невозможным оказывается учесть имеющиеся сложные взаимоотношения показателей физического развития между собой, в связи с чем на смену данному методу пришел «метод шкал регрессии», являющийся по сути модификацией метода «сигмальных отклонений». При использовании данного метода рассчитывается частная или парциальная сигма, характеризующая степень рассеянности антропометрического показателя детей одной возрастно-половой группы, имеющих одинаковый рост. При этом определяется, насколько в пределах данного возраста изменяется величина антропометрического признака (масса тела, окружность грудной клетки и др.) при изменении роста стоя, принятого базой вычисления, на каждый сантиметр.
Как в нашей стране, так и в зарубежной практике широко применяется метод непараметрического анализа, основанный на разработке процентильных (центильных) шкал (сеток), которые на сегодняшний день имеются практически во всех развитых странах.
Обобщая, следует сказать, что в настоящее время как самостоятельные в оценке физического развития используются центильный и метод регрессионного анализа. Метод шкал регрессии является основой существующей комплексной схемы оценки физического развития, разработанной еще в 1974 г. (Е.П. Стромская, В.Г. Властовский, В.Н. Кардашенко) на кафедре гигиены детей и подростков ММА им. И.М. Сеченова с определением уровня биологического развития и степени гармоничности морфо-функционального состояния (рисунок 1 приложения).
На основе центильного метода широко внедрена в практику схема оценки физического развития Р.Н. Дорохова и И.И, Бахраха (1981) в модификации И.М. Воронцова (1984) с определением гармоничности и индивидуального темпа развития (соматотипа), которая, так же как и суть данного метода, будет представлена ниже.
Общеизвестно, что с течением времени происходят динамические изменения в физическом развитии населения, что определяет необходимость пересмотра нормативных данных физического развития в среднем 1 раз в 5-7-10 лет. Кроме того, в связи с имеющимися региональными отличиями в физическом развитии, для более точной оценки его предпочтительнее использовать местные «стандарты». В данном методическом пособии представлены межрегиональные нормативы физического развития детей, разработанные коллективом авторов НИИ гигиены детей и подростков и института социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН (1990, 2000).
Источник
Параметрический способ оценки физического развития
1.1 жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ
рТЙ ЧЪЗМСДЕ ОБ ФПЗП ЙМЙ ЙОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, НЩ ЪБДБЕН УЕВЕ ЧПРТПУ: «рПЮЕНХ МАДЙ ПФМЙЮБАФУС ДТХЗ ПФ ДТХЗБ? у ЮЕН ЬФП УЧСЪБОП?» й ДЕМП ОЕ ФПМШЛП Ч ФПН, ЮФП НЩ ТБЪОЩЕ РП ИБТБЛФЕТХ, РП ЧПУРТЙСФЙА НЙТБ, ОП ЙОФЕТЕУОП Й ФП, РПЮЕНХ НЩ ФБЛ ПФМЙЮБЕНУС ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ЧОЕЫОЕ.
цЙЪОШ ЮЕМПЧЕЛБ — ЬФП ОЕРТЕТЩЧОЩК РТПГЕУУ ТБЪЧЙФЙС, Ч ЛПФПТПН РПУМЕДПЧБФЕМШОП РТПИПДСФ УМЕДХАЭЙЕ ЬФБРЩ: УПЪТЕЧБОЙЕ, ЪТЕМЩК ЧПЪТБУФ, УФБТЕОЙЕ. тПУФ Й ТБЪЧЙФЙЕ — ЬФП ДЧЕ ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩЕ Й ЧЪБЙНППВХУМПЧМЕООЩЕ УФПТПОЩ ПДОПЗП Й ФПЗП ЦЕ РТПГЕУУБ. тПУФ — ЬФП ЛПМЙЮЕУФЧЕООЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС, УЧСЪБООЩЕ У ХЧЕМЙЮЕОЙЕН ТБЪНЕТПЧ ЛМЕФПЛ, НБУУЩ ЛБЛ ПФДЕМШОЩИ ПТЗБОПЧ Й ФЛБОЕК, ФБЛ Й ЧУЕЗП ПТЗБОЙЪНБ. тБЪЧЙФЙЕ — ЛБЮЕУФЧЕООЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС, ДЙЖЖЕТЕОГЙТПЧЛБ ФЛБОЕК Й ПТЗБОПЧ Й ЙИ ЖХОЛГЙПОБМШОПЕ УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЕ. тПУФ Й ТБЪЧЙФЙЕ РТПФЕЛБАФ ОЕТБЧОПНЕТОП.
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПТЗБОЙЪНБ РПДЮЙОСЕФУС ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН ЪБЛПОБН Й ПФТБЦБЕФ ПВЭЙЕ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ТПУФБ Й ТБЪЧЙФЙС. рПДЮЙОССУШ ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН ЪБЛПОПНЕТОПУФСН, ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ВПМШЫПЗП ЛПМЙЮЕУФЧБ ЖБЛФПТПЧ Й ПФТБЦБЕФ ОЕ ФПМШЛП ОБУМЕДУФЧЕООХА РТЕДТБУРПМПЦЕООПУФШ, ОП Й ЧМЙСОЙЕ ОБ ПТЗБОЙЪН ЧУЕИ УТЕДПЧЩИ ЖБЛФПТПЧ.
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПУФБЕФУС ПДОЙН ЙЪ ЧБЦОЕКЫЙИ РПЛБЪБФЕМЕК ЪДПТПЧШС Й ЧПЪТБУФОЩИ ОПТН УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС, РПЬФПНХ РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ХНЕОЙЕ РТБЧЙМШОП ПГЕОЙФШ ЕЗП, ВХДЕФ УРПУПВУФЧПЧБФШ ЧПУРЙФБОЙА ЪДПТП-ЧПЗП РПЛПМЕОЙС.
пУПВЕООПУФЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС РТПЗТБННЙТХАФУС ОБ ЗЕОЕФЙЮЕУЛПН ХТПЧОЕ, РПЬФПНХ ДЕФЙ РПИПЦЙ ОБ ТПДЙФЕМЕК. оБУМЕДУФЧЕООБС РТПЗТБННБ РЕТЕДБЕФУС ЙЪ РПЛПМЕОЙС Ч РПЛПМЕОЙЕ, Й Х ПДОЙИ МАДЕК ОЕ ЙЪНЕОСЕФУС, Б Х ДТХЗЙИ УПЧЕТЫЕОУФЧХЕФУС. оЕПВИПДЙНП РПНОЙФШ, ЮФП ОБ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПЛБЪЩЧБАФ ЧМЙСОЙЕ НОПЦЕУФЧП ЧОЕЫОЙИ Й ЧОХФТЕООЙИ ЖБЛФПТПЧ, ЬФП НБФЕТЙБМШОП-ВЩФПЧЩЕ ХУМПЧЙС, ОБГЙПОБМШОЩЕ Й ТЕЗЙПОБМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ХЛМБДБ Й УФЙМС ЦЙЪОЙ, ЬЛПМПЗЙЮЕУЛБС ПВУФБОПЧЛБ, УПУФПСОЙЕ РЙФБОЙС, ОБМЙЮЙЕ ЙМЙ ПФУХФУФЧЙЕ ВПМЕЪОЕК.
ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЧП НОПЗЙИ УФТБОБИ НЙТБ ЫЙТПЛП ЧЧПДЙФУС ЛХМШФ ЪДПТПЧШС. пО ЧУСЮЕУЛЙ НПТБМШОП Й НБФЕТЙБМШОП РППЭТСЕФУС ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ УФТХЛФХТБНЙ, ПФЧЕФУФЧЕООЩНЙ ЪБ УПИТБОЕОЙЕ Й ЧПУУФБОПЧМЕОЙЕ ЪДПТПЧШС, Б ЬФП Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ УРПУПВУФЧХЕФ ЖПТНЙТПЧБОЙА РПФТЕВОПУФЙ Ч ЪДПТПЧПН ФЕМЕ. дБООБС ЙДЕС ОЕ ОПЧБ, ЕЭЕ Ч ДТЕЧОЕН НЙТЕ ЙНЕМ НЕУФП ЛХМШФ ЪДПТПЧПЗП ФЕМБ. рТЙНЕТПН ФПНХ УМХЦЙФ дТЕЧОСС зТЕГЙС Й ЕЕ ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ ОБУМЕДЙЕ, ЛПФПТПЕ ДПЫМП ДП ОБЫЙИ ДОЕК.
рПЪОБЛПНЙЧЫЙУШ У ОЙЦЕЙЪМПЦЕООЩН НБФЕТЙБМПН НПЦОП ВХДЕФ УХДЙФШ П УППФЧЕФУФЧЙЙ ЙУУМЕДХЕНЩИ РБТБНЕФТПЧ ЧПЪТБУФОЩН Й ТЕЗЙПОБМШОЩН ОПТНБФЙЧБН, ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС, ПГЕОЙФШ ЧЛМБД ОБУМЕДУФЧЕООПУФЙ Ч ПУПВЕООПУФЙ ФЕМПУМПЦЕОЙС.
жБЛФПТЩ, ЧМЙСАЭЙЕ ОБ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ
оЕРТЕТЩЧОП РТПФЕЛБАЭЙЕ РТПГЕУУЩ ПВНЕОБ ЧЕЭЕУФЧ Й ЬОЕТЗЙЙ Ч ПТЗБОЙЪНЕ ЮЕМПЧЕЛБ, ПРТЕДЕМСАФ ПУПВЕООПУФЙ ЕЗП ТБЪЧЙФЙС. фЕНРЩ ЙЪНЕОЕОЙК НБУУЩ, ТПУФБ, ПЛТХЦОПУФЕК ФЕМБ Ч ТБЪМЙЮОЩЕ РЕТЙПДЩ ЦЙЪОЙ ОЕ ПДЙОБЛПЧЩ. пВ ЬФПН НПЦЕФ УХДЙФШ ЛБЦДЩК ЙЪ чБУ, ЕУМЙ ЧУРПНОЙФ УЧПЕ ТБЪЧЙФЙЕ Ч ДПЫЛПМШОПН Й ЫЛПМШОПН ЧПЪТБУФЕ. пФМЙЮЙФЕМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ЙНЕАФУС Х АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ, МАДЕК Ч ЪТЕМПН ЧПЪТБУФЕ Й РПЦЙМПН.
тПУФ, НБУУБ, РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ Ч ХЧЕМЙЮЕОЙЙ ТБЪМЙЮОЩИ ЮБУФЕК ФЕМБ, ЕЗП РТПРПТГЙЙ ЪБРТПЗТБННЙТПЧБОЩ ОБУМЕДУФЧЕООЩНЙ НЕИБОЙЪНБНЙ Й РТЙ ПРФЙНБМШОЩИ ХУМПЧЙСИ ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ ЙДХФ Ч ПРТЕДЕМЕООПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ. пДОБЛП, ОЕЛПФПТЩЕ ЖБЛФПТЩ НПЗХФ ОЕ ФПМШЛП ОБТХЫЙФШ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ТБЪЧЙФЙС, ОП Й ЧЩЪЧБФШ ОЕПВТБФЙНЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС.л ОЙН ПФОПУСФ:
чОЕЫОЙЕ | чОХФТЕООЙЕ |
ОЕВМБЗПРТЙСФОПЕ ЧОХФТЙХФТПВОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ; УПГЙБМШОЩЕ ХУМПЧЙС; ОЕТБГЙПОБМШОПЕ РЙФБОЙЕ; НБМПРПДЧЙЦОЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ; ЧТЕДОЩЕ РТЙЧЩЮЛЙ; ТЕЦЙН ФТХДБ Й ПФДЩИБ; ЬЛПМПЗЙЮЕУЙК ЖБЛФПТ; | ОБУМЕДУФЧЕООПУФШ; ОБМЙЮЙЕ ЪБВПМЕЧБОЙК; |
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ — ЬФП РТПГЕУУ ЛПМЙЮЕУФЧЕООПЗП Й ЛБЮЕУФЧЕООПЗП ЙЪНЕОЕОЙС ЧУЕИ РПЛБЪБФЕМЕК ПТЗБОЙЪНБ ЮЕМПЧЕЛБ Ч РТПГЕУУЕ ЕЗП ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ.
пУОПЧЩ УПЧТЕНЕООЩИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ (antropos-ЮЕМПЧЕЛ, metria-ЙЪНЕТЕОЙЕ) НЕФПДПЧ ЙУУМЕДПЧБОЙС ЪБМПЦЕОЩ Ч РТПЫМПН ЧЕЛЕ, ЛПЗДБ ВЩМЙ ;ЙУБОЩ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ЙЪНЕОЮЙЧПУФЙ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК.
йУУМЕДХС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ (ТПУФ ЙМЙ ДМЙОХ ФЕМБ, ЧЕУ ЙМЙ НБУУХ ФЕМБ, ПЛТХЦОПУФЙ ТБЪМЙЮОЩИ ЮБУФЕК ФЕМБ), НПЦОП ОБЗМСДОП Й РТПУФП ПГЕОЙФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ.
пВЭЕЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ЖЙЪЙЮЕУЛПН ТБЪЧЙФЙЙ РПМХЮБАФ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ФТЕИ ПУОПЧОЩИ ЙЪНЕТЕОЙК:
— ПРТЕДЕМСС ДМЙОХ ФЕМБ;
— НБУУХ ФЕМБ;
— ПВИЧБФ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ.
хУМПЧЙС РТПЧЕДЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙУУМЕДПЧБОЙК
бОФТПРПНЕФТЙА РТПЧПДСФ У РПНПЭША ФЭБФЕМШОП РТПЧЕТЕООЩИ Й ПФТЕЗХМЙТПЧБООЩИ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ: ЧЕУПЧ, ТПУФПНЕТБ, УБОФЙНЕФТПЧПК МЕОФЩ, ДЙОБНПНЕФТБ Й Ф.Д. чУЕ ЙЪНЕТЕОЙС ЦЕМБФЕМШОП РТПЙЪЧПДЙФШ Ч РЕТЧПК РПМПЧЙОЕ ДОС, ОБФПЭБЛ, МЙВП ЮЕТЕЪ 2-3 ЮБУБ РПУМЕ БДЩ, ПВУМЕДХЕНЩК ДПМЦЕО ВЩФШ ПДЕФ Ч МЕЗЛХА ФТЙЛПФБЦОХА ПДЕЦДХ. еУМЙ ЦЕ ЙЪНЕТЕОЙС РТПЧПДСФУС ЧП ЧФПТПК РПМПЧЙОЕ, ЦЕМБФЕМШОП ЪБОСФШ ЗПТЙЪПОФБМШОПЕ РПМПЦЕОЙЕ ОБ 10-15 НЙОХФ.
дМС ПВЯЕЛФЙЧОПУФЙ РПУМЕДХАЭЕК ПГЕОЛЙ ОЕПВИПДЙНП УПВМАДБФШ ФТЕВПЧБОЙС Л РТБЧЙМБН ЙЪНЕТЕОЙС. бОБМЙЪ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК — ЧБЦОЕКЫЙК ЬМЕНЕОФ ЙУУМЕДПЧБОЙС УППФЧЕФУФЧЙС ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС ЧПЪТБУФОЩН ОПТНБФЙЧБН.
чЩСЧМЕООЩЕ ПФЛМПОЕОЙС НПЗХФ СЧМСФШУС ЖБЛФПТБНЙ ТЙУЛБ ЙМЙ РТЙЪОБЛБНЙ ОЕЛПФПТЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК. рПЬФПНХ ХНЕОЙЕ РТБЧЙМШОП ПГЕОЙФШ РПМХЮЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ ЙЪНЕТЕОЙК, НПЦЕФ УРПУПВУФЧПЧБФШ ЧПУРЙФБОЙА ХУФБОПЧЛЙ ОБ ЪДПТПЧЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ.
оЙЦЕ РТЕДУФБЧМЕОЩ НЕФПДЙЛЙ ЙЪНЕТЕОЙС ОБЙВПМЕЕ ЮБУФП ЙУУМЕДХЕНЩИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЧЕМЙЮЙО.
нЕФПДЩ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙЪНЕТЕОЙК
йЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ (ДМЙОЩ ФЕМБ)
йЪНЕТЕОЙС РТПЧПДСФ РТЙ РПНПЭЙ ФЭБФЕМШОП РТПЧЕТЕООЩИ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ: ЧЕУПЧ, ТПУФПНЕТБ, УБОФЙНЕФТПЧПК МЕОФЩ, ДЙОБНПНЕФТБ (ЛЙУФЕЧПЗП Й УФБОПЧПЗП).
чУЕ ЙЪНЕТЕОЙС ЦЕМБФЕМШОП РТПЧПДЙФШ Ч РЕТЧХА РПМПЧЙОХ ДОС, ОБФП-ЭБЛ Й РПУМЕ ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПФРТБЧМЕОЙК. йЪНЕТСЕНЩК ДПМЦЕО ВЩФШ ПДЕФ МЙЫШ Ч МЕЗЛХА ФТЙЛПФБЦОХА ПДЕЦДХ.
йЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ — РТПЙЪЧПДЙФУС Ч РПМПЦЕОЙЙ УФПС РТЙ РПНПЭЙ ТПУФПНЕТБ. пВУМЕДХЕНЩК УФБОПЧЙФУС ОБ РМПЭБДЛХ ТПУФПНЕТБ, УРЙОПК Л ЧЕТФЙЛБМШОПК УФПКЛЕ, ЧЩРТСНЙЧЫЙУШ, РТЙЛБУБСУШ Л УФПКЛЕ ЪБФЩМЛПН, НЕЦМПРБФПЮОПК ПВМБУФША, СЗПДЙГБНЙ Й РСФЛБНЙ. уЛПМШЪСЭБС ЗПТЙЪПОФБМШОБС РМБОЛБ РТЙЛМБДЩЧБЕФУС Л ЗПМПЧЕ ВЕЪ ОБДБЧМЙЧБОЙС.
пЮЕОШ ЧБЦОП РТПЧПДЙФШ ЙЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ Ч РЕТЧХА РПМПЧЙОХ ДОС, ФБЛ ЛБЛ Л ЧЕЮЕТХ ТПУФ ЮЕМПЧЕЛБ УФБОПЧЙФУС НЕОШЫЕ ОБ 1-2 УН. рТЙЮЙОПК ЬФПНХ СЧМСЕФУС ЕУФЕУФЧЕООБС ХУФБМПУФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ ДОС, УОЙЦЕОЙЕ НЩЫЕЮОПЗП ФПОХУБ, ХРМПЭЕОЙЕ НЕЦРПЪЧПОПЮОЩИ ИТСЭЕЧЩИ ДЙУЛПЧ Й УЧПДБ УФПРЩ Ч ТЕЪХМШФБФЕ РТСНПИПЦДЕОЙС. тПУФ НПЦЕФ ЪОБЮЙФЕМШОП ЧБТШЙТПЧБФШУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ОБУМЕДУФЧЕООПУФЙ, ЧОХФТЙХФТПВОПЗП ТБЪЧЙФЙС Й ПФ ОБМЙЮЙС ЪБВПМЕЧБОЙК.
оБ ТПУФ ПЛБЪЩЧБАФ ЧМЙСОЙЕ ЗЕОЕФЙЮЕУЛЙЕ ЖБЛФПТЩ, РПМПЧЩЕ ТБЪМЙЮЙС, ЧПЪТБУФ, УПУФПСОЙЕ ЪДПТПЧШС Й Ф.Д. дМЙОБ ФЕМБ НПЦЕФ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ ЧПЪТБУФХ, ОП НПЦЕФ Й ЪОБЮЙФЕМШОП ПФМЙЮБФШУС ПФ ЧПЪТБУФОПК ОПТНЩ, РТЙ ЬФПН НБМЩК ТПУФ ОБЪЩЧБАФ ОБОЙЪНПН, Б ЧЩУПЛЙК ЗЙЗБОФЙЪНПН. у ЧПЪТБУФОЩНЙ ОПТНБФЙЧБНЙ ТПУФБ НПЦОП ПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГБИ РТЙЧЕДЕООЩНЙ ОЙЦЕ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ДМЙОЩ ФЕМБ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 154,0 159,3 | 158,0 163,0 | 162,2 168,1 | 169,8 174,7 | 177,4 181,2 | 182,0 185,1 | 185,0 187,9 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ДМЙОЩ ФЕМБ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 151,7 154,2 | 155,0 157,3 | 158,3 161,2 | 163,7 165,6 | 169,0 170,0 | 172,0 173,1 | 174,1 175,5 |
йЪНЕТЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЧЕУБ)
у ЧПЪТБУФОЩНЙ ОПТНБФЙЧБНЙ ЧЕУБ НПЦОП ПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГБИ, РТЙЧЕДЕООЩНЙ ОЙЦЕ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЛЗ) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 41,2 46,4 | 45,4 50,5 | 51,8 56,8 | 58,8 63,7 | 65,9 70.6 | 73,0 78,0 | 82,5 86.2 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЛЗ) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 42,4 45,2 | 46,8 48,4 | 51,0 52,4 | 56,0 57,2 | 61,0 62,0 | 66,2 68,0 | 76,1 79,0 |
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ РТПЙЪЧПДСФ ЮЕТЕЪ ОБЙВПМЕЕ ЧЩУФХРБАЭЙЕ ФПЮЛЙ ЪБФЩМПЮОПЗП ВХЗТБ Й ОБДВТПЧОЩЕ ДХЗЙ. уППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЧПЪТБУФХ ТБЪНЕТЩ ЗПМПЧЩ НПЦОП ОБКФЙ Ч ФБВМЙГБИ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 52,4 52,5 | 53,4 53,5 | 54,4 54,6 | 56,2 56,3 | 57,9 58,0 | 59,0 59,1 | 60,1 60,2 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 50,9 51,0 | 51,7 51,8 | 52,3 52,4 | 53,8 53,9 | 55,3 55,4 | 56,0 56,1 | 56,9 57,0 |
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ РТПЧПДСФ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН: Ч РПМПЦЕОЙЙ УФПС, ТХЛЙ ПРХЭЕОЩ, РТЙ НБЛУЙНБМШОПН ЧДПИЕ, РПМОПН ЧЩДПИЕ Й УРПЛПКОПН ДЩИБОЙЙ. уБОФЙНЕФТПЧХА МЕОФХ ОБЛМБДЩЧБАФ ЗПТЙЪПОФБМШОП, УЪБДЙ РПД ХЗМБНЙ МПРБФПЛ, УРЕТЕДЙ РП ПЛПМПУПУЛПЧЩН ЛТХЦЛБН, Б Х ДЕЧХЫЕЛ РПД НПМПЮОЩНЙ ЦЕМЕЪБНЙ.
чПЪТБУФОЩЕ ОПТНБФЙЧЩ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ХЛБЪБОЩ Ч ФБВМЙГБИ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 73,3 77,0 | 76,1 80,1 | 80,0 82,9 | 84,9 87,6 | 89,9 92,2 | 93,6 95,5 | 97,0 98,4 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 73,0 75,4 | 75,9 78,0 | 78,8 80,7 | 83,0 84,7 | 87,1 88,0 | 90,6 91,1 | 93,9 94,6 |
тБЪОЙГБ ЧЕМЙЮЙЙ ПЛТХЦОПУФЕК ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧЩУПФЕ ЧДПИБ Й ЧЩДПИБ ПФТБЦБЕФ РПДЧЙЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ, ЛПФПТХА РТБЧЙМШОЕЕ ОБЪЩЧБФШ ЬЛУЛХТУЙЕК ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ЧП ЧТЕНС ДЩИБОЙС. жПТНХМБ ТБУЮЕФБ ЬФПЗП РПЛБЪБФЕМС РТЙЧЕДЕОБ ОЙЦЕ.
ьЛУЛХТУЙС ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ | = | пЛТХЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧДПИЕ | — | пЛТХЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧЩДПИЕ |
еУМЙ РПМХЮЕООЩК ТЕЪХМШФБФ ТБЧЕО 4 УН Й НЕОЕЕ, ЕЗП ТБУГЕОЙЧБАФ ЛБЛ ОЙЪЛЙК. еУМЙ ПО ТБЧЕО 5 — 9 УН — УТЕДОЙН, Б ЕУМЙ 10 УН Й ВПМЕЕ -ЧЩУПЛЙН.
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЪБРСУФШС
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЪБРСУФШС РТПЧПДСФ Ч УБНПН ХЪЛПН НЕУФЕ МХЮЕЪБРСУФОПЗП УХУФБЧБ. рПМХЮЕООБС ЧЕМЙЮЙОБ ДБЕФ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ФЙРЕ ФЕМПУМПЦЕОЙС. фБЛ, ЕУМЙ Х ЦЕОЭЙО ПЛТХЦОПУФШ ЪБРСУФШС НЕОЕЕ 14 УН, НПЦОП ЗПЧПТЙФШ П ИТХРЛПН ФЕМПУМПЦЕОЙЙ, ЕУМЙ ПФ 14 ДП 16,5 УН — П УТЕДОЕН, Б ЕУМЙ УЧЩЫЕ 16,5 УН — П РМПФОПН. х НХЦЮЙО ПЛТХЦОПУФШ ЪБРСУФШС НЕОЕЕ 16,5 УН УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П ИТХРЛПН ФЕМПУМПЦЕОЙЙ, ПФ 16,5 ДП 18 УН — П УТЕДОЕН, УЧЩЫЕ 18 УН — П РМПФОПН.
рТЕДУФБЧМЕОЙЕ П УЙМПЧЩИ ЧПЪНПЦОПУФСИ ЙУРЩФХЕНПЗП НПЦОП РПМХЮЙФШ У РПНПЭША ДЙОБНПНЕФТЙЙ. йУРПМШЪХЕФУС ДМС ЬФПЗП РТЙВПТ ДЙОБНПНЕФТ, ЙЪНЕТСАЭЙК УЙМХ УЦБФЙС НЩЫГ ТХЛЙ.
йУРЩФХЕНЩК НБЛУЙНБМШОП УЦЙНБЕФ ДЙОБНПНЕФТ РТБЧПК, ЪБФЕН МЕЧПК ТХЛПК. тХЛБ ДПМЦОБ ВЩФШ ЧЩФСОХФБ Ч УФПТПОХ, Й РПДОСФБ ДП ХТПЧОС РМЕЮ. йЪНЕТЕОЙЕ РТПЧПДСФ 2-3 ТБЪБ Й ЪБРЙУЩЧБАФ ОБЙВПМШЫХА ГЙЖТХ. фПЮОПУФШ ЙЪНЕТЕОЙС +\- 2 ЛЙМПЗТБННБ. уП УТЕДОЙНЙ ЧПЪТБУФОЩНЙ ЧЕМЙЮЙОБНЙ УЙМПЧЩИ ЧПЪНПЦОПУФЕК АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ НПЦОП РПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГЕ.
уТЕДОЙЕ ЧПЪТБУФОЩЕ ОПТНБФЙЧЩ ДЙОБНПНЕФТЙЙ (ЛЗ).
чПЪТБУФ (ЗПДЩ) | аОПЫЙ | дЕЧХЫЛЙ |
15 16 17 | 35,34+/-0,69 41,09+/-0,71 44,00+/-0,71 | 22,93+/-0,38 24,24+/-0,41 26,24+/-0,33 |
рПУМЕ РТПЧЕДЕОЙС ДЙОБНПНЕФТЙЙ ТБУУЮЙФЩЧБАФ УЙМПЧПК ЙОДЕЛУ РП ЖПТНХМЕ:
уЙМПЧПК ЙОДЕЛУ = нЩЫЕЮОБС УЙМБ ЧЕДХЭЕК ЛЙУФЙ (ЛЗ) / чЕУ ФЕМБ (ЛЗ)
дМС ПРТЕДЕМЕОЙС УЙМЩ НЩЫГ ТБЪЗЙВБФЕМЕК УРЙОЩ ЙУРПМШЪХАФ УФБОПЧПК ДЙОБНПНЕФТ, ЛПФПТЩК УОБВЦЕО ПРПТОПК РМПЭБДЛПК ДМС ОПЗ. рТЙ ;ЪНЕТЕОЙЙ УФБОПЧПК УЙМЩ ЙУРЩФХЕНЩК ЧУФБЕФ ОБ ПРПТОХА РМПЭБДЛХ. дБМЕЕ ПЗЙВБЕФУС, ВЕТЕФУС ТХЛБНЙ ЪБ ТХЮЛХ ДЙОБНПНЕФТБ Й У НБЛУЙНБМШОЩН .УЙМЙЕН НЕДМЕООП ЧЩРТСНМСЕФУС. йУУМЕДПЧБОЙЕ РПЧФПТСАФ 2-3 ТБЪБ, ПФНЕЮБАФ МХЮЫЙК ТЕЪХМШФБФ. фПЮОПУФШ ЙЪНЕТЕОЙС ТБЧОБ +/- 5 ЛЙМПЗТБНН. ч ФБВМЙГЕ РТЕДУФБЧМЕОЩ ЛБЮЕУФЧЕООП-ЛПМЙЮЕУФЧЕООЩЕ ПГЕОЛЙ УФБОПЧПК: УЙМЩ НХЦЮЙО Й ЦЕОЭЙО.
пГЕОЛБ УФБОПЧПК УЙМЩ (ЛЗ).
пГЕОЛБ УФБОПЧПК УЙМЩ | цЕОЭЙОЩ | нХЦЮЙОЩ |
оЙЪЛБС | нЕОЕЕ 90 | нЕОЕЕ 130 |
оЙЦЕ УТЕДОЕК | 90-119 | 130-159 |
уТЕДОСС | 120-149 | 160-189 |
чЩЫЕ УТЕДОЕК | 150-180 | 190-220 |
чЩУПЛБС | вПМЕЕ 180 | вПМЕЕ 220 |
нЕФПДЩ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС
пГЕОЛБ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС Ч МАВПН ЧПЪТБУФЕ РТПЙЪЧПДЙФУС РХФЕН УТБЧОЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ДБООЩИ УП УТЕДОЙНЙ ТЕЗЙПОБМШОЩНЙ ЧЕМЙЮЙОБНЙ ДМС УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ЧПЪТБУФБ Й РПМБ.
гЕОФЙМШОЩК НЕФПД
мХЮЫЙК УРПУПВ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС У РПНПЭША ГЕОФЙМШОЩИ ФБВМЙГ, ПО РТПУФ Ч ТБВПФЕ, ФБЛ ЛБЛ ЙУЛМАЮБАФУС ТБУЮЕФЩ. гЕОФЙМШОЩЕ ФБВМЙГЩ ЫЙТПЛП РТЙНЕОСЕФУС ЪБ ТХВЕЦПН У ЛПОГБ 70-И ЗПДПЧ XX ЧЕЛБ. чЩЫЕ ВЩМЙ РТЙЧЕДЕОЩ ФБВМЙГЩ ДМС ФБЛЙИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК ЛБЛ ТПУФ, ЧЕУ, ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ, ЗТХДЙ.
гЕОФЙМШОЩЕ ФБВМЙГЩ РПЪЧПМСАФ УТБЧОЙФШ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ЧЕМЙЮЙОЩ УП УФБОДБТФОЩНЙ ФБВМЙЮОЩНЙ, РПМХЮБЕНЩНЙ РТЙ НБУУПЧЩИ ПВУМЕДПЧБОЙСИ. уПУФБЧМСАФ ЬФЙ ФБВМЙГЩ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН: БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ДБООЩЕ 100 ЮЕМПЧЕЛ (100%) ПДОПЗП ЧПЪТБУФБ ЧЩУФТБЙЧБАФ Ч РПТСДЛЕ ЧПЪТБУФБОЙС. ъБФЕН РПЛБЪБФЕМЙ 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 ПВУМЕДХЕНЩИ ЧОПУСФ Ч ФБВМЙГЩ, Ч ЛПФПТЩИ УПИТБОСАФ ЧЩЫЕХЛБЪБООХА ОХНЕТБГЙА (ЙМЙ РТПГЕОФ, ЙМЙ РЕТГЕОФЙМШ, ЙМЙ РТПУФП ГЕОФЙМШ).
еУМЙ РПМХЮЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ УППФЧЕФУФЧХАФ 25 — 75 ГЕОФЙМА, ФП ТБУУНБФТЙЧБЕНЩК РБТБНЕФТ УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЧПЪТБУФОПНХ ХТПЧОА ТБЪЧЙФЙС. еУМЙ ЦЕ РПЛБЪБФЕМШ УППФЧЕФУФЧХЕФ 10 ГЕОФЙМА, ЬФП ЗПЧПТЙФ П ТБЪЧЙФЙЙ ОЙЦЕ УТЕДОЕЗП; Б ЕУМЙ 3 — П ОЙЪЛПН ТБЪЧЙФЙЙ. еУМЙ РПЛБЪБФЕМШ ЧИПДЙФ Ч РТЕДЕМЩ 90 ГЕОФЙМС, ТБЪЧЙФЙЕ ПГЕОЙЧБАФ ЧЩЫЕ УТЕДОЕЗП; Б ЕУМЙ Ч 97 — ЛБЛ ЧЩУПЛПЕ.
пРТЕДЕМЕОЙЕ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УЮЙФБЕФУС ЗБТНПОЙЮОЩН, ЕУМЙ ЧУЕ ЙУУМЕДХЕНЩЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ УППФЧЕФУФЧХАФ ПДОПНХ Л ФПНХ ЦЕ ГЕОФЙМШОПН ТСДХ, МЙВП ДПРХУЛБЕФУС ПФЛМПОЕОЙЕ ЙИ НЕЦДХ УПВПК Ч РТЕДЕМБИ УПУЕДОЕЗП ГЕОФЙМС. вПМШЫБС ТБЪОЙГБ УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П ОЕЗБТНПОЙЮОПН ТБЪЧЙФЙЙ.
бОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛБС ПГЕОЛБ НЕФПДПН ГЕОФЙМЕК РПЮФЙ ЧУЕЗДБ ПЧРБДБЕФ У ПГЕОЛПК УПУФПСОЙС ЪДПТПЧШС Х ДЕФЕК, РПДТПУФЛПЧ Й НПМПДЕЦЙ. ДБООЩК НЕФПД ЙНЕЕФ РТЕЙНХЭЕУФЧБ РЕТЕД ДТХЗЙНЙ, ПО ПВЯЕЛФЙЧЕО, ПТТЕЛФЕО, УПРПУФБЧЙН, РТПУФ Ч ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ Й РПЪЧПМСЕФ УМЕДЙФШ ЪБ .ЙОБНЙЛПК БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ДБООЩИ, ХЧЙДЕФШ ЙЪНЕОЕОЙС РПЛБЪБФЕМЕК — ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЧПЪТБУФБ. рТЙ ЬФПН УТБЪХ ВХДХФ РПМХЮЕОЩ ДБООЩЕ, БТБЛФЕТЙЪХАЭЙЕ ЛБЮЕУФЧП ТБЪЧЙФЙС (УТЕДОЙК ХТПЧЕОШ, ЧЩЫЕ УТЕДОЕЗП, ЧЩУПЛПЕ, ЙМЙ ОЙЦЕ УТЕДОЕЗП, ОЙЪЛПЕ).
рТЙНЕТ: АОПЫБ 17 МЕФ ЙНЕЕФ ТПУФ 181,2 УН, ЧЕУ 70,6 ЛЗ, ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ 92,2 УН, ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ 58 УН. чУЕ «БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РБТБНЕФТЩ ОБИПДСФУС Ч ГЕОФЙМШОЩИ ФБВМЙГБИ Ч РТЕДЕМБИ 75 ГЕОФЙМС, ЮФП УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЗБТНПОЙЮОПНХ ХТПЧОА ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС.
йМЙ ДТХЗПК РТЙНЕТ: АОПЫБ 17 МЕФ ЙНЕЕФ ТПУФ 187,9 УН (97 ГЕОФЙМШ), НБУУХ 46,4 ЛЗ (3 ГЕОФЙМШ), ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ 58 УН (75 ГЕОФЙМШ), ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ 80,1 УН (10 ГЕОФЙМШ). йЪ РПУМЕДОЕЗП РТЙНЕТБ ЧЙДОП, ЮФП ТПУФ НПМПДПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ЧЩУПЛЙК, НБУУБ ОЙЪЛБС, ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЧПЪТБУФОПНХ ХТПЧОА ТБЪЧЙФЙС, Б ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ ОЙЦЕ УТЕДОЕЗП. жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЕЗБТНПОЙЮОПЕ.
зБТНПОЙЮОПУФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС НПЦОП ПГЕОЙФШ, ЙУРПМШЪХС ДЧХИНЕТОЩК ЛЧБДТБФ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ Ч ЛПФПТПН ЙНЕАФУС ЫЛБМЩ ДМЙОЩ Й НБУУЩ ФЕМБ, ОЕПВИПДЙНП МЙЫШ ОБКФЙ НЕУФП РТЕУЕЮЕОЙС ГЕОФЙМШОЩИ ТСДПЧ НБУУЩ Й ДМЙОЩ ФЕМБ.
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УЮЙФБЕФУС:
— зБТНПОЙЮОЩН, Й УППФЧЕФУФЧХАЭЙН ЧПЪТБУФХ — ЕУМЙ ЧУЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ ОБИПДСФУС Ч РТЕДЕМБИ 25 — 75 ГЕОФЙМС.
— зБТНПОЙЮОЩН, ПРЕТЕЦБАЭЙН ЧПЪТБУФ — ЕУМЙ РПМХЮЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ УППФЧЕФУФЧХАФ 90 — 97 ГЕОФЙМА.
— зБТНПОЙЮОЩН, ОП У ПФУФБЧБОЙЕН ПФ ЧПЪТБУФОЩИ ОПТНБФЙЧПЧ — ЕУМЙ ДБООЩЕ ПВУМЕДХЕНПЗП ОБИПДСФУС Ч РТЕДЕМБИ 3-10 ГЕОФЙМС. чУЕ ПУФБМШОЩЕ ЧБТЙБОФЩ ЗПЧПТСФ П ОЕЗБТНПОЙЮОПН ТБЪЧЙФЙЙ.
пВМБДБФЕМА МАВПЗП ЧБТЙБОФБ ЧОЕ ГЕОФТБМШОПЗП ЛЧБДТБФБ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ, ОБДМЕЦЙФ ПВУМЕДПЧБФШУС Х ЧТБЮБ У ГЕМША ЧЩСУОЕОЙС РТЙЮЙОЩ ЬФПЗП СЧМЕОЙС.
лЧБДТБФ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ (чУРПНПЗБФЕМШОБС ФБВМЙГБ ДМС ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС).
  | рТПГЕОФОЩЕ (гЕОФЙМШОЩЕ) ТСДЩ | |||||||
3% | 10% | 25% | 50% | 75% | 90% | 97% | ||
нБУУБ ФЕМБ РП ЧПЪТБУФХ | 97% |   |   |   |   |   | зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПРЕТЕЦБАЭЕЕ ЧПЪТБУФ | |
90% |   |   |   |   |   | |||
75% |   |   | зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЕЕ ЧПЪТБУФХ |   |   | |||
50% |   |   |   |   | ||||
25% |   |   |   |   | ||||
10% | зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЙЦЕ ЧПЪТБУФОЩИ ОПТН |   |   |   |   |   | ||
3% |   |   |   |   |   | |||
дМЙОБ ФЕМБ РП ЧПЪТБУФХ |
нЕФПД рПМС вТПЛБ
лТПНЕ ГЕОФЙМШОПЗП УРПУПВБ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС, ТБЪТБВПФБООПЗП МЙЫШ ДМС ДЕФЕК Й НПМПДЕЦЙ ДП 17 МЕФ, УХЭЕУФЧХАФ Й ДТХЗЙЕ. уБНЩН РТЙВМЙЪЙФЕМШОЩН Й УФБТЩН СЧМСЕФУС ТБУЮЕФ ЙДЕБМШОПЗП ЧЕУБ РП ЖПТНХМЕ, РТЕДМПЦЕООПК 100 МЕФ ОБЪБД ЖТБОГХЪУЛЙН БОФТПРПМПЗПН рПМЕН вТПЛПН:
йДЕБМШОЩК ЧЕУ (ЛЗ) = ТПУФ (УН) — 100
ьФХ ЖПТНХМБ Ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС РТЕПВТБЪПЧБОБ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:
дМС НХЦЮЙО йДЕБМШОЩК ЧЕУ (ЛЗ) = 0,9 (ТПУФ (УН) — 100)
дМС ЦЕОЭЙО йДЕБМШОЩК ЧЕУ (ЛЗ) = 0,85 (ТПУФ (УН) — 100)
жПТНХМБ вТПЛБ ОЕ ХЮЙФЩЧБЕФ ФПЗП, ЮФП Х ЦЕОЭЙО ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЙК УМПК РПДЛПЦОПЗП ЦЙТБ, ЮЕН Х НХЦЮЙО; ЮФП ЧПЪТБУФ ЮЕМПЧЕЛБ ЧОПУЙФ УЧПЙ ЛПТТЕЛФЙЧЩ Ч ТБУЮЕФЩ Й Ф.Д.
рП НОЕОЙА НОПЗЙИ ДЙЕФПМПЗПЧ, ТБУЮЕФЩ ЧЕУБ РП ЖПТНХМЕ вТПЛБ НПЗХФ РТЙЧЕУФЙ Л ФПНХ, ЮФП ОЕЛПФПТЩЕ МАДЙ ЧЩУПЛПЗП ТПУФБ ВХДХФ УЮЙФБФШ УЧПК ЧЕУ ОПТНБМШОЩН, ИПФС ОБ УБНПН ДЕМЕ ПОЙ УФТБДБАФ ЙЪВЩФПЮОЩН, Й ОБПВПТПФ, ОЕЛПФПТЩЕ ОЙЪЛПТПУМЩЕ, ЮЕК ЧЕУ Ч ОПТНЕ, УЮЙФБФШ ЕЗП ЙЪВЩФПЮОЩН.
йОДЕЛУ лЕФМЕ
вПМЕЕ БВУФТБЛФОЩН, ОП ФЕН ОЕ НЕОЕЕ ОБДЕЦОЩН РПЛБЪБФЕМЕН ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС, ЙУРПМШЪХЕНЩН ЧП НОПЗЙИ УФТБОБИ НЙТБ РТЙ ЧЛМАЮЕОЙЙ ДПЗПЧПТБ УФТБИПЧБОЙС, СЧМСЕФУС ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩК (ЙОДЕЛУ НБУУЩ), ЙМЙ ЙОДЕЛУ лЕФМЕ. ч ТБУЮЕФ ЕЗП ЧЧПДСФУС ЧУЕ ФЕ ЦЕ ЧЕМЙЮЙОЩ Й ЖПТНХМБ ЧЩЗМСДЙФ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:
йОДЕЛУ лЕФМЕ | = | чЕУ (ЛЗ) |
тПУФ 2 (Н) |
рТЙНЕТ: ЧЕУ ПВУМЕДХЕНПЗП 67 ЛЗ, Б ЕЗП ТПУФ 1,74 Н. рТПЧЕДС ОЕУМПЦОПЕ ЧЩЮЙУМЕОЙЕ, РПМХЮЙН ТЕЪХМШФБФ 22,01. дМС ЕЗП ПГЕОЛЙ ОЕПВИПДЙНП ЪОБФШ УМЕДХАЭЕЕ. йОДЕЛУ лЕФМЕ ДМС ЦЕОЭЙО Ч ОПТНЕ ДПМЦЕО ВЩФШ ТБЧЕО 19-24, Б ДМС НХЦЮЙО -20-25. еУМЙ ЪОБЮЕОЙС ЙОДЕЛУБ ТБЧОП 26, ЙМЙ РТЕЧЩЫБЕФ ЬФПФ РПЛБЪБФЕМШ, ФП ТЕЮШ ЙДЕФ П ЧТЕДОПН ДМС ПТЗБОЙЪНБ ЙЪВЩФЛЕ ЧЕУБ. пВ ПЦЙТЕОЙЙ I УФ ЗПЧПТСФ, ЕУМЙ ЙОДЕЛУ лЕФМЕ ТБЧЕО 26-30; II УФ — ЕУМЙ 30-40; III УФ — ЕУМЙ ВПМЕЕ 40. еУМЙ ЙОДЕЛУ лЕФМЕ ОЙЦЕ ХЛБЪБООЩИ ОПТНБФЙЧПЧ, ФП ЬФП ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ ДЕЖЙГЙФ ЧЕУБ.
чЕУ ФЕМБ Й ФЙР ФЕМПУМПЦЕОЙС
оЕУПНОЕООП, ЮФП НЕЦДХ ЧЕУПН ФЕМБ Й ФЙРПН ФЕМПУМПЦЕОЙС ЙНЕЕФУС УЧСЪШ, РТЙ ЬФПН ПДОБ Й ФБ ЦЕ ЧЕМЙЮЙОБ НБУУЩ ФЕМБ Х ИТХРЛПЗП Й РМПФОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, РТЙ ПДЙОБЛПЧПН ТПУФЕ, ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ЙИ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ РП ТБЪОПНХ. йДЕБМШОЩК ЧЕУ ЧЪТПУМПЗП ЮЕМПЧЕЛБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФЙРБ ФЕМПУМПЦЕОЙС НПЦОП ХЪОБФШ ЙЪ ФБВМЙГ Й ОПНПЗТБНН, РТЕДМБЗБЕНЩИ Ч ДЙДБЛФЙЮЕУЛПН НБФЕТЙБМЕ ОБ РТБЛФЙЮЕУЛПН ЪБОСФЙЙ. чПУРПМШЪПЧБЧЫЙУШ ЛПФПТЩНЙ, ПГЕОЙЧБАФ РТПГЕОФ ПФЛМПОЕОЙС ЧЕУБ ФЕМБ ПФ ЙДЕБМШОПК ЧЕМЙЮЙОЩ. ьФП ДЕМБАФ ОЙЦЕ РТЕДУФБЧМЕООЩН УРПУПВПН ТБУЮЕФБ ПФЛМПОЕОЙК ПФ ЙДЕБМШОПЗП ЧЕУБ.
пФЛМПОЕОЙЕ ПФ НБУУЩ ФЕМБ
чПУРПМШЪПЧБЧЫЙУШ, ПДОЙН ЙЪ РТЕДМПЦЕООЩИ УРПУПВПЧ (ГЕОФЙМШОЩН, НЕФПДПН рПМС вТПЛБ, ОПНПЗТБННБНЙ) ХЪОБАФ, ЛБЛЙН ДПМЦЕО ВЩФШ ЙДЕБМШОЩК ЧЕУ ФЕМБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЧПЪТБУФБ, РПМБ, ТПУФБ, ЙМЙ ДТХЗЙИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК. оП ОЕ ЧУЕЗДБ ТЕБМШОЩК ЧЕУ УППФЧЕФУФЧХЕФ ЙДЕБМШОПНХ. дМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЧЩСУОЙФШ ЙНЕЕФУС МЙ ОЕДПУФБФПЛ ЙМЙ ЙЪВЩФПЛ ЧЕУБ ФЕМБ ДПУФБФПЮОП РТПЧЕУФЙ УМЕДХАЭЙК ТБУЮЕФ РП ЖПТНХМЕ:
дЕЖЙГЙФ (ЙЪВЩФПЛ) ЧЕУБ ФЕМБ = йДЕБМШОЩК ЧЕУ — тЕБМШОЩК ЧЕУ
еУМЙ РПМХЮЕООПЕ ЮЙУМП РПМПЦЙФЕМШОПЕ, ФП ЬФП ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ ДЕЖЙГЙФ НБУУЩ ФЕМБ. б ЕУМЙ РТЙ ЧЩЮЙУМЕОЙЙ РПМХЮБЕФУС ПФТЙГБФЕМШОЩК ТЕЪХМШФБФ, ФП ЬФП ЗПЧПТЙФ ПВ ЙЪВЩФПЮОПК НБУУЕ ФЕМБ.
Источник