Параллельный способ связи предложений 5 класс

Параллельный способ связи предложений – примеры

Предложения в тексте могут связываться тремя разными способами: присоединительным, последовательным (он же цепной) и параллельным. Последний чаще всего используется в текстах описательного и повествовательного вида, ее еще также называют централизованной, поскольку они имеют один и тот же субъект отношений, что позволяет сравнивать тексты с параллельной связью предложений со сложноподчиненными предложениями, в которых подчиняющиеся части относятся к главной по такому же принципу.

Параллельный способ связи предложений: характерные черты

Наиболее характерная структура текста с параллельной связью выглядит так. Первой идет мысль-зачин, которая представляет собой основной тезис текста. За этой мыслью следует несколько предложений, которые ее раскрывают – они объединены в серию и называется такое явление синтаксическим параллелизмом. Данные предложения параллельны по своей структуре и сказуемые в них выражены в единой форме.

Заканчивается такой текст концовкой, в которой отсутствует параллелизм обычно меняется временной план. Разобрав текст с такой связью несложно выделить характерные для всех предложений черты и найти однотипные части.

Предложения, которые соединены параллельной связью, относительно самостоятельны – например, от контекста они зависят меньше, чем при цепной. Содержание их также вполне самостоятельное.

Текст с параллельной связью предложений предполагает интересный ритмический рисунок. А еще параллелизм – прекрасная основа для многих стилистических фигур. Так. параллелизм предполагает не только сопоставление, но и противопоставление.

Лучше понять все сказанное поможет рассмотрение примера параллельной связи предложений.

“Он долго сидел на берегу озера. Звезды смотрелись в воду, любуясь собой. Влажный воздух оседал на траве и опавших листьях, покрывал все капельной дымкой. Огни далекого города едва мерцали, представляясь россыпью светлячков. Веяло теплом и нежностью”.

Рассмотрев данный тест, можно заметить, что во всех предложениях соблюдена одна и та же структура – Они начинаются с подлежащего, за которым следует сказуемое, выраженное глаголом в прошедшем времени.

Параллельная синтаксическая связь между предложениями в тексте нередко усиливается анафорой, то есть повторением первого слова в каждой синтаксической единице (или даже целого выражения).

Например: “Что есть человек, если не животное? Что есть счастье, если не жизнь на поводу у своих инстинктов? Что есть социум, если не то, что ограничивает свободную волю? Что есть мир, если не место, которым следует наслаждаться?”.

Таким образом, определить параллельный способ синтаксической связи не слишком сложно: если текст описательный или повествовательный, нужно посмотреть на структуру предложений, если она имеет характерные общие черты, то найти субъект, к которому могут относиться все три предложения. Совпадение всех трех признаков говорит о том, что параллельная связь между предложениями налицо.

Что мы узнали?

Параллельная связь предложений в тексте предполагает соблюдение нескольких правил. Первое – они все относятся к одному субъекту (обычно это мысль-тезис, которая раскрывается в предложениях с параллельной связью). Второе – они идентичны или очень сходи по структуре. И третье – текст обычно относится в повествовательному или описательному типу. В некоторых случаях эти признаки усиливаются анафорой. При этом и по содержанию, и контекстуально предложения в тексте с параллельной связью обычно достаточно самостоятельные.

Источник

Способы связи предложений в тексте

По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три вида:

  • тексты с последовательной (цепной, линейной) связью;
  • тексты с параллельной связью;
  • тексты с присоединительной связью.

При последовательной (цепной, линейной) связи второе предложение связано с первым, третье со вторым и т. п. Мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным» и т. п.

Например. Однажды мы пошли на экскурсию на автозавод. Там нам показали конвейер. На конвейере собирают новые автомобили. Время сборки каждого автомобиля примерно шесть часов.

При параллельной связи первое предложение содержит тему, даёт общий план картины, а все последующие (сходные по структуре) связаны с первым предложением: объясняют, раскрывают содержание первого предложения.

Читайте также:  Основные способы наработки клиентской базы риэлтора

Например. Наступила осень. Дни стали короче. На улице с каждым днем становится прохладнее. Листья на берёзах пожелтели и стали осыпаться.

Присоединительная связь предложений в тексте — это такой принцип построения высказывания, когда к основному сообщению прикрепляется еще одна часть в виде дополнительной информации.

Например: Он был человеком очень мнительным. И неспроста.

Для связи предложений в «данном» используются следующие средства: лексический повтор, местоимения, синонимы (в том числе контекстные), слова со значением «целое и его части».

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Презентация к уроку по русскому языку на тему «Цепная и параллельная связь предложений в тексте» (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Одиннадцатое января. Классная работа. Цепная и параллельная связи в тексте.

Что такое текст? Диалог. Разговор двух или нескольких лиц называется диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова, обращённые к собеседнику.

Цепная связь предложений В тексте предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такую связь называют цепной. Схематически цепную связь предложений в тексте можно изобразить так: 1 2 3 . . .

Сцепляющие слова Повторяющиеся слова Однокоренные слова Местоимения Слова, близкие по смыслу

Примеры В поле стоит берёзка. Она, точно живая, вся трепещет на ветру. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь. Человек, впервые встретивший павлина, был поражён его красотой. Грудка птицы горела на солнце, а хвост был расцвечен огромными «глазами». Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

Сцепляющие слова Повторяющиеся слова ТРУДОМ-БЕЗ ТРУДА Однокоренные слова ВЕРНЫМ СЛОВУ- ВЕРНОСТЬ СЛОВУ Местоимения БЕРЁЗКА-ОНА Слова, близкие по смыслу ПАВЛИН-ПТИЦА

Параллельная связь предложений Предложения в тексте могут связываться без сцепляющих слов. При этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развёртывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении. Такая связь предложений в тексте называется параллельной.

Параллельная связь предложений 1 2 3 4 Схематически параллельную связь предложений в тексте можно изобразить так: . . . .

Определи способ связи предложений в тексте 1. Ястреб кинулся на зайца. Русак быстро перевернулся на спину и ударил хищника задними лапами. 2. Быстро Владик и Толька перебегали дорожки…Вскоре они очутились высоко над берегом моря. 3. На лесной полянке играют два мальчика. Около них бегают два козлика.

Чем сцепляются слова в предложениях? Там небеса и воды ясны! Там песни птичек сладкогласны! а)повторяющимися словами; б)местоимением; в)однокоренными словами; г)близкими по смыслу словами.

Чем сцепляются слова в предложениях? По утрам весь омут покрыт туманом. Туманная завеса настолько плотная, что можно заблудиться . а)повторяющимися словами; б)местоимением; в)однокоренными словами; г)близкими по смыслу словами.

Домашнее задание: 1. по учебнику русской речи – выполнить письменно упражнение.

Подведем итоги. 1. Какие виды связей предложений в тексте вы знаете? 2. Что такое последовательная связь? 3. Какая связь называется параллельной? 4. Перечислите типы сцепляющих слов.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1026127

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  Типы баз данных по способу доступа

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Параллельный способ связи предложений

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 224.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 224.

Предложения в тексте могут связываться тремя разными способами: присоединительным, последовательным (он же цепной) и параллельным. Последний чаще всего используется в текстах описательного и повествовательного вида, ее еще также называют централизованной, поскольку они имеют один и тот же субъект отношений, что позволяет сравнивать тексты с параллельной связью предложений со сложноподчиненными предложениями, в которых подчиняющиеся части относятся к главной по такому же принципу.

Параллельный способ связи предложений: характерные черты

Наиболее характерная структура текста с параллельной связью выглядит так. Первой идет мысль-зачин, которая представляет собой основной тезис текста. За этой мыслью следует несколько предложений, которые ее раскрывают – они объединены в серию и называется такое явление синтаксическим параллелизмом. Данные предложения параллельны по своей структуре и сказуемые в них выражены в единой форме.

Заканчивается такой текст концовкой, в которой отсутствует параллелизм, обычно меняется временной план. Разобрав текст с такой связью, несложно выделить характерные для всех предложений черты и найти однотипные части.

Предложения, которые соединены параллельной связью, относительно самостоятельны: например, от контекста они зависят меньше, чем при цепной связи. Содержание их также вполне самостоятельное.

Текст с параллельной связью предложений предполагает интересный ритмический рисунок. А еще параллелизм – прекрасная основа для многих стилистических фигур. Так. параллелизм предполагает не только сопоставление, но и противопоставление.

Лучше понять все сказанное поможет пример текста с параллельной связью предложений.

Рассмотрев данный тест, можно заметить, что во всех предложениях соблюдена одна и та же структура: они начинаются с подлежащего, за которым следует сказуемое, выраженное глаголом в прошедшем времени.

Параллельная синтаксическая связь между предложениями в тексте нередко усиливается анафорой, то есть повторением первого слова в каждой синтаксической единице (или даже целого выражения).

Таким образом, определить параллельный способ синтаксической связи не слишком сложно: если текст описательный или повествовательный, нужно посмотреть на структуру предложений: если она имеет характерные общие черты, то надо найти субъект, к которому могут относиться все три предложения. Совпадение всех трех признаков говорит о том, что параллельная связь между предложениями налицо.

Что мы узнали?

Параллельная связь предложений в тексте предполагает соблюдение нескольких правил. Первое – они все относятся к одному предмету (обычно это мысль-тезис, которая раскрывается в предложениях с параллельной связью). Второе – они идентичны или очень схожи по структуре. И третье – текст обычно относится в повествовательному или описательному типу. В некоторых случаях эти признаки усиливаются анафорой. При этом и по содержанию, и контекстуально предложения в тексте с параллельной связью обычно достаточно самостоятельны.

Источник

Открытый урок в 5-м классе по теме «Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в художественном тексте»

Цели:

  1. Формирование орфографических и пунктуационных навыков учащихся в течение урока.
  2. Углубить знания об особенностях текста.
  3. Познакомить учащихся с параллельной и последовательной связью предложений в тексте, определить отличительные признаки данных типов связи.
  4. Развивать творческие способности учащихся (составлять текст по опорным словам; продолжать повествование и тд.)
  5. Прививать любовь к русским национальным традициям.

Оборудование: куклы, матрёшка, табл-схема “Последовательная и параллельная связь в тексте”, “Ромашка”, сундучок.

Ход урока

Лингвический сундучок (Дети из сундучка достают поочерёдно карточки с № задания 1,2,3)

1. Орфографическая дуэль.

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку он сказал Прусту:

— Предоставляю вам право выбора оружия.
— Превосходно, — ответил Пруст, — предпочитаю орфографию, вы убиты.

______

(даются слова на разные орфограммы)

Например : пр.…бывать в Липецке, пр..зреть сироту, пл..вец, к..снуться, приш..л, ск..чок и др.

В это время класс думает, на какие орфограммы даны слова, что является опознавательным признаком орфограмм?

2. “Языковая разминка”.

(задание выполняют по вариантом)

I вариант – дайте характеристику предложениям по схемам.
II вариант – расставьте и объясните знаки препинания.

  1. Все мне здесь кажется родным широкие поля зеленые луга глубокие реки.
  2. Кажется шепчут колосья друг другу.
  3. Люблю тебя моя Россия!

“Это интересно!”

Можно ли считать родственными слова:

Палка – палить;
Трава – травить;

(Можно. Сожженое место называлось палом, а обожженные колья – палками ; трава раньше означала “пища, корм”, древнейшее слово травити имело значение “перетирать, съедать”)

Итак, наш сундучок наполнился вновь вашими знаниями.

А сейчас, как обычно, проведём словарную работу.

3. “По следам выполненных упражнений”. (словарная работа)

Идти (но: прийти, выйти)
Лягте (но: ложитесь)
Класть (но: положить)

4. Физкультминутка.

5. Новый материал.

Ребята, обратим своё внимание на материал, который лежит у вас на столе, и попробуем ответить на вопрос; “Какую из записей можно назвать текстом и почему?”

Спрашивайте – отвечаем.

  • Что такое текст?
  • Чем он отличается от предложений?
  • Тема – что такое тема?
  • Идея – что такое идея?
  • Композиция.
  • Порядок слов в предложении играет большую роль.

Инверсия (новое понятие)

Мне хотелось бы сегодня обратить ваше внимание ещё на одну особенность построения художественного текста, но пока я её раскрывать не буду.

Попробуйте догадаться сами.

А чтобы вам было легче, я предлагаю вашему вниманию следующий текст. (на доске запись текстов) (смотрите “ Приложение к уроку” №3)

Если вы догадались, то сегодня перед нами тексты особой темы.

Кто догадался, какой? (О русских национальных традициях, о русском фольклоре).

А) учитель читает тексты (они же находятся на партах уч-ся)
Б) давайте попробуем решить лингвистическую задачу.

Можно ли изменить порядок предложений или исключить одно какое-нибудь предложение из I текста? А из II?

Почему? Связаны ли эти предложения с предыдущим?

К доске выходят два ученика 2 ученика секунданта проверяют
(слова на доске)
На время
В I тексте? Во II тексте?
Нет Да

Учитель: В русском языке есть такое понятие как параллельная и последовательная связь предложений в тексте.

Кто догадался, какой текст мы отнесём к последовательной связи .Какой текст соответствует данной схеме?

А какой к параллельной?

Давайте сделаем вывод.

Какая связь называется параллельной, а какая последовательной. (дети самостоятельно делают вывод)

Обратите внимание на схему-помощницу.

Отработка навыков и умений.

Обратим своё внимание на текст “матрёшка”. (тексты на партах у детей)

Мы продолжаем сегодня говорить о русских традициях.

Ребята, а вы знаете, кто такая матрёшка? (разные ответы детей)

А ещё в Древней Руси были такие разновидности кукол, которые первоначально использовались как элемент обряда. Они служили людям оберегом. Её брали в руки, 3 раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали.

“Отвернись злом, повернись добром”.

Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь.

А вот как игрушка кукла появилась у славян примерно 1000 лет назад, у такой игрушки была и обучающая функция. Крестьяне ерили, чем больше ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье. Чем красивее куклы, тем, красивее будет хозяйка куклы. Игрушками не разбрасывались, их берегли в корзинах, ларчиках. По красоте куклы судили и о хозяйке.

Из чего же делали кукол?

(Заранее подготовленные уч – ся рассказывают о куклах)

Итак, возвращаемся к нашей матрёшке, она тоже имела некую особенность.

А вот какую, давайте прочитаем.

Учитель разъединяет матрешку, читает отпечатанный текст. (текст у каждого на столе, смотрите “ Приложение №2”)

Спрашивайте – отвечаем (по тексту)

К какому типу вы бы отнесли этот текст? К последовательной или параллельной связи? Докажите. (связь последовательная)

А сейчас выполним творческую работу с элементом занимательности. (По опорным словам записать мини-текст, определить тип связи предложений в тексте)

А тема такая “Русская берёзка”.

(славяне любили берёзки, она по сей день является символом России, из бересты по сей день, изготавливаются предметы домашней утвари: ведра, корзинки, а в старину незаменимы были берёзовые лапти.)

Игра “Ромашка”

Подведём итоги урока.

1. Что нового узнали о тексте?
2. Запись ключевых слов на доске.

Ребята, а ведь тему урока мы с вами не записали.
Как бы вы сформулировали тему, используя ключевые слова темы?

3. Запись в тетрадь темы урока.

Д/З. Дома в тетради для творческих работ записать мини- сочинения по темам: “Дом, полный загадок”, “Удивительная посуда”.

Источник

Читайте также:  Как осветлить волосы натуральным способами
Оцените статью
Разные способы