- Способы связи предложений в тексте
- «Средства связи предложений в тексте»
- Цепная связь предложений в тексте
- Характерные признаки цепной связи
- Параллельная связь предложений в тексте
- Характерные признаки параллельной связи
- Открытый урок в 5-м классе по теме «Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в художественном тексте»
- Связь предложений в тексте план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Способы связи предложений в тексте
По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три вида:
- тексты с последовательной (цепной, линейной) связью;
- тексты с параллельной связью;
- тексты с присоединительной связью.
При последовательной (цепной, линейной) связи второе предложение связано с первым, третье со вторым и т. п. Мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным» и т. п.
Например. Однажды мы пошли на экскурсию на автозавод. Там нам показали конвейер. На конвейере собирают новые автомобили. Время сборки каждого автомобиля примерно шесть часов.
При параллельной связи первое предложение содержит тему, даёт общий план картины, а все последующие (сходные по структуре) связаны с первым предложением: объясняют, раскрывают содержание первого предложения.
Например. Наступила осень. Дни стали короче. На улице с каждым днем становится прохладнее. Листья на берёзах пожелтели и стали осыпаться.
Присоединительная связь предложений в тексте — это такой принцип построения высказывания, когда к основному сообщению прикрепляется еще одна часть в виде дополнительной информации.
Например: Он был человеком очень мнительным. И неспроста.
Для связи предложений в «данном» используются следующие средства: лексический повтор, местоимения, синонимы (в том числе контекстные), слова со значением «целое и его части».
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
«Средства связи предложений в тексте»
Синтаксис рассматривает текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь между предложениями определяется основной мыслью (идеей). Грамматическая связь бывает цепной и параллельной. Часто встречается сочетание цепной и параллельной связи — параллельно-цепная.
Цепная связь предложений в тексте
Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее. В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п.:
Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).
Характерные признаки цепной связи
- Употребление местоимений.
- Употребление синонимов и повторов.
- Использование вводных слов.
- Использование сочинительных союзов в начале отдельных предложений.
(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).
Определим средства связи между предложениями:
- второго предложения с первым — личные местоимения в родительном и именительном падежах (меня — я);
- третьего предложения со вторым — лексический повтор (я — я; смотрителя — смотритель), контекстный синоним (дочь старого смотрителя — Дуня), глаголы мысли (вспомнил — подумал), сочинительный союз в начале 3-го предложения (но);
- четвёртого предложения с третьим — местоимения (смотритель, Дуня — того или другого); однокоренные слова и слова одной тематической группы (подумал — мысль, в уме).
Вывод: связь между предложениями — цепная.
Параллельная связь предложений в тексте
Параллельной называется такая связь между предложениями в тексте, когда они содержат перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:
В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра (По Н. Никонову).
Характерные признаки параллельной связи
- Одинаковые временные формы и вид глаголов-сказуемых в разных предложениях.
- Однотипность предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу и порядку слов и т. д.
(1) На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё спал. (3) Настя за воротами ожидала пастуха. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (А. Пушкин).
Определим средства связи между предложениями:
- второе предложение противопоставлено первому, использованы слова одной тематической группы (проснулась — спал), связь — смешанная;
- третье предложение построено так же, как второе, использованы глаголы прошедшего времени (спал — ожидала), связь — параллельная;
- четвёртое предложение построено так же, как третье, использованы слова одной тематической группы (пастуха — рожок, стадо), связь — смешанная; Вывод: между предложениями в тексте есть параллельная и смешанная связь — параллельно-цепная.
Большую роль в образовании связи между предложениями в тексте играют союзы, различные частицы, вводные слова и др.
Конспект урока «Средства связи предложений в тексте».
Источник
Открытый урок в 5-м классе по теме «Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в художественном тексте»
Цели:
- Формирование орфографических и пунктуационных навыков учащихся в течение урока.
- Углубить знания об особенностях текста.
- Познакомить учащихся с параллельной и последовательной связью предложений в тексте, определить отличительные признаки данных типов связи.
- Развивать творческие способности учащихся (составлять текст по опорным словам; продолжать повествование и тд.)
- Прививать любовь к русским национальным традициям.
Оборудование: куклы, матрёшка, табл-схема “Последовательная и параллельная связь в тексте”, “Ромашка”, сундучок.
Ход урока
Лингвический сундучок (Дети из сундучка достают поочерёдно карточки с № задания 1,2,3)
1. Орфографическая дуэль.
Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку он сказал Прусту:
— Предоставляю вам право выбора оружия.
— Превосходно, — ответил Пруст, — предпочитаю орфографию, вы убиты.
К доске выходят два ученика | 2 ученика секунданта проверяют | ||||||
(слова на доске) | |||||||
На время | |||||||
В I тексте? | Во II тексте? |
Нет | Да |
Учитель: В русском языке есть такое понятие как параллельная и последовательная связь предложений в тексте.
Кто догадался, какой текст мы отнесём к последовательной связи .Какой текст соответствует данной схеме?
А какой к параллельной?
Давайте сделаем вывод.
Какая связь называется параллельной, а какая последовательной. (дети самостоятельно делают вывод)
Обратите внимание на схему-помощницу.
Отработка навыков и умений.
Обратим своё внимание на текст “матрёшка”. (тексты на партах у детей)
Мы продолжаем сегодня говорить о русских традициях.
Ребята, а вы знаете, кто такая матрёшка? (разные ответы детей)
А ещё в Древней Руси были такие разновидности кукол, которые первоначально использовались как элемент обряда. Они служили людям оберегом. Её брали в руки, 3 раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали.
“Отвернись злом, повернись добром”.
Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь.
А вот как игрушка кукла появилась у славян примерно 1000 лет назад, у такой игрушки была и обучающая функция. Крестьяне ерили, чем больше ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье. Чем красивее куклы, тем, красивее будет хозяйка куклы. Игрушками не разбрасывались, их берегли в корзинах, ларчиках. По красоте куклы судили и о хозяйке.
Из чего же делали кукол?
(Заранее подготовленные уч – ся рассказывают о куклах)
Итак, возвращаемся к нашей матрёшке, она тоже имела некую особенность.
А вот какую, давайте прочитаем.
Учитель разъединяет матрешку, читает отпечатанный текст. (текст у каждого на столе, смотрите “ Приложение №2”)
Спрашивайте – отвечаем (по тексту)
К какому типу вы бы отнесли этот текст? К последовательной или параллельной связи? Докажите. (связь последовательная)
А сейчас выполним творческую работу с элементом занимательности. (По опорным словам записать мини-текст, определить тип связи предложений в тексте)
А тема такая “Русская берёзка”.
(славяне любили берёзки, она по сей день является символом России, из бересты по сей день, изготавливаются предметы домашней утвари: ведра, корзинки, а в старину незаменимы были берёзовые лапти.)
Игра “Ромашка”
Подведём итоги урока.
1. Что нового узнали о тексте?
2. Запись ключевых слов на доске.
Ребята, а ведь тему урока мы с вами не записали.
Как бы вы сформулировали тему, используя ключевые слова темы?
3. Запись в тетрадь темы урока.
Д/З. Дома в тетради для творческих работ записать мини- сочинения по темам: “Дом, полный загадок”, “Удивительная посуда”.
Источник
Связь предложений в тексте
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок в 5 классе по учебнику Е. И. Никитиной по теме «Связь предложений в тексте» направлен на углубление знаний о тексте, определение отличительных признаков последовотельной и параллельной типов связей с подбором заданий, направленных на усвоение знаний русских национальных традиций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._svyaz_predlozheniy.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 34»
Урок по русскому языку
Связь предложений в тексте
(Творческий проект использования слайдов по данной теме)
Выполнила Егорова С.Н.
Учитель русского языка и литературы
Связь предложений в тексте.
- Углубить знания об особенностях текста.
- Познакомить учащихся с параллельной и последовательной связью предложений в тексте, определить отличительные признаки данных типов связи.
- Развивать творческие способности учащихся (составлять текст по опорным словам; продолжать повествование.)
- Прививать любовь к русским национальным традициям.
Оборудование: слай – презентация, таблицы-схемы “Последовательная и параллельная связь в тексте”, “Ромашка”, сундучок.
1. Игра «Лингвистический сундучок».
(Из сундучка ребята достают карточки)
Формы речи — устная, письменная.
Диалог – разговор 2-х лиц.
Монолог – речь одного лица.
Реплика – слово каждого участника диалога.
Текст – сочетание предложений по смыслу и грамматически.
Тема – то, о чем (о ком) говорится в нем.
Идея – основная мысль, то к чему он призывает, учит, ради чего он написан.
2. Языковая разминка ( Способ выражения сравнения — творительный сравнения).
А) Чтение стихотворения Н. А. Некрасова «Зеленый шум».
Идет – гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
И молоком облитые ,
Стоят сады вишневые,
Пригреты теплым солнышком,
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
Идет – гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
На слайде стихотворение. Найдите творительный сравнения.
Б) Словарная работа
«Зеленый шум» — народ называет пробуждение природы.
В) Творческая мастерская
Ребята показывают свои рисунки и читают строки стихотворений.
Пыль встает вдали.
Конный или пеший –
Не видать в пыли!
3. Новый материал.
1. Работа с текстами (сравнение).
1. Жил – был царь. 2. У царя был сад. 3. В том саду росла яблоня. 4. На яблоне висела золотая клетка. 5. В той клетке жила золотая птица.
1. В одном городе жили коротышки. 2. Их называли так потому, что они были очень маленькие. 3. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. 4. У каждого из малышей бал домик.
— Можно ли изменить порядок предложений в тексте или исключить одно какое-либо предложение из 1 и 2 текста?
— Почему? Связаны предложения с предыдущим?
— Кто догадался, какой текст мы отнесем к последовательной связи и к параллельной
Обратите внимание на схему-помощницу.
1. Работа с учебником (Упр № 61 устно)
2. Стр 42. Упр № 72. (Лесные жители готовились к зиме…)
3. Текст «Матрешка».
— сообщение о матрешках ( Обратим своё внимание на текст “матрёшка” (тексты на партах у детей)
Мы продолжаем сегодня говорить о русских традициях.
Ребята, а вы знаете, кто такая матрёшка? (разные ответы детей)
А ещё в Древней Руси были такие разновидности кукол, которые первоначально использовались как элемент обряда. Они служили людям оберегом. Её брали в руки, 3 раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали.
“Отвернись злом, повернись добром”.
Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь.
А вот как игрушка кукла появилась у славян примерно 1000 лет назад, у такой игрушки была и обучающая функция. Крестьяне верили, чем больше ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье. Чем красивее куклы, тем, красивее будет хозяйка куклы. Игрушками не разбрасывались, их берегли в корзинах, ларчиках. По красоте куклы судили и о хозяйке.
Из чего же делали кукол?
(Заранее подготовленные уч – ся рассказывают о куклах)
Итак, возвращаемся к нашей матрёшке, она тоже имела некую особенность.
А вот какую, давайте прочитаем).
— работа с текстом
В стародавние времена жил мастер по дереву Иван, и была у него доч? Матреша.
К празднику решил отец сделать своей доч?ке куклу – игрушку. Он выр…зал из куска дерева продолговатый бочонок в форме головы. Взял кисть, краски и стал его раскрашивать. На голове нарисовал алый платочек, а по краям платочка – голубые цветочки; глазки – как угольки, гу…ки – как пламя. Сарафан раскрасил под цвет реки, а передничек – зеленого цвета.
И стала матрешка играть своей нарядной красивой куклой. Играла, играла и. случайно уронила ее. Кукла упала и разл…телась на две части. Из одной большой куклы вылетела другая поменьше. Дог…далась девочка, в чем дело и стала разбирать подарок.
С тех пор кукла – игрушка с секретом стала называться матрешкой и превратилась в национальный русский сувенир, который с удовольствием покупают русские туристы.
Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
— Предоставляю вам право выбора оружия.
— Превосходно, — ответил Пруст, — предпочитаю орфографию, вы убиты.
Источник