Параллельный способ развития информации

Параллельный способ развития информации

Параллельный способ развития информации. Параллельный способ развития информации внутри предложения . По способу параллельности могут быть связаны части простого или сложного предложения, представляющие две или более независимые друг от друга ситуации действительности. В каждой из этих частей есть смысловой центр – новая информация (Н1, Н2 и т.д.).

Независимые ситуации объединены известной информацией – данным (Д). При прямом порядке слов новая информация всегда находится в конце предложения.

Схема параллельного способа развития информации внутри предложения может выглядеть так:

Параллельный способ развития информации между предложениями . Параллельный способ развития информации между предложениями такой, при котором новые дозы информации (Н1, Н2, Н3, и т.п.) существует в них независимо друг от друга, параллельно. При этом явление характеризуется с разных сторон, между дозами новой информации нет отношений взаимозависимости. Они объединены только коммуникативной задачей текста.

В модели текста параллельный способ развития информации обозначается так (см.схему)

Параллельный способ развития информации наблюдается и при раскрытии значения разнонаправленного данного текста, которое содержит несколько смысловых центров . Развитие значения каждого смыслового центра представляет собой отдельный блок информации . Между блоками информации нет отношений взаимозависимости . Они объединены коммуникативной задачей текста и его темой (см. схему).

Параллельный способ развития информации

Источник

Способы развития информации в тексте. Способы развития информации в тексте

Название Способы развития информации в тексте
Дата 19.03.2021
Размер 1.07 Mb.
Формат файла
Имя файла Способы развития информации в тексте.pptx
Тип Презентация
#186240
Подборка по базе: Психология развития и возрастная психология.docx, Занятие 7. Подходы к определению количества информации.pptx, Проблемы защиты информации в современной России.docx, Айхоршт Реферат. Баскетбол. История возникновения и развития. Пр, Психология развития и возрастная психология.docx, Основы криптографической защиты информации.docx, Применение методов статистики в анализе медицинской информации.., SWOT-анализ развития системы высшего образования в Казахстане..d,

Тема: Способы развития информации в тексте

Выполнила: Жумаева Аружан Кенжебековна

Приняла:Нагиева Анар Токтарбаевна

Контрольные вопросы:

Какие способы развития информации в тексте существуют?

Что такое параллельный способ развития информации?

Что такое последовательный способ развития информации?

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ.

Для того чтобы представить варианты прогрессии текста, необходимо знать о способах развития информации в нем. Информация текста может развиваться параллельным или цепным способом.

Параллельный способ развития информации

По способу параллельности могут быть связаны части простого или сложного предложения, представляющие две или более независимые друг от друга ситуации действительности. В каждой из этих частей есть смысловой центр – новая информация (Н1, Н2 и т.д.).

Независимые ситуации объединены известной информацией – данным (Д). При прямом порядке слов новая информация всегда находится в конце предложения.

Параллельный способ развития информации между предложениями такой, при котором новые дозы информации (Н1, Н2, Н3, и т.п.) существует в них независимо друг от друга, параллельно. При этом явление характеризуется с разных сторон, между дозами новой информации нет отношений взаимозависимости. Они объединены только коммуникативной задачей текста.

Параллельный способ развития информации наблюдается и при раскрытии значения разнонаправленного данного текста, которое содержит несколько смысловых центров. Развитие значения каждого смыслового центра представляет собой отдельный блок информации. Между блоками информации нет отношений взаимозависимости. Они объединены коммуникативной задачей текста и его темой.

Основные средства выражения параллельной связи:

Однотипность грамматических форм выражения членов предложения

Видовременная соотнесенность сказуемых

Одинаковый порядок слов

Например: …Еще одна ночь протекла… … Еще один день наступил… (Ч.Айтматов). В данном высказывании мы наблюдаем параллелизм синтаксических конструкций.

Цепной способ развития информации:

Цепной способ развития информации – структурное сцепление предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

При этом последующая новая информация вытекает из предыдущей: Н2 ← из Н1; Н3 ← из Н2 и т.п. Новая информация в таком случае развивается как бы по цепочке. Такой способ развития новой информации называется цепным.

Явление описывается с одной какой-либо стороны и ситуации при этом оказываются взаимосвязанными.

Логико-грамматические отношения цепного способа развития информации могут разворачиваться как причинно-следственные или условно-следственные

Чтобы понять развитие их в тексте, необходимо разобраться, каким образом они отражаются в предложении

Цепной способ развития информации отражает взаимосвязь явлений, процессов. Он может наблюдаться не только внутри одного предложения, но и между предложениями, соединенными причинно-следственной или условно-следственной связью

Развитие цепной связи информации текста может начинаться причинно-следственными или условно-следственными отношениями

Основные средства связи цепного способа развития информации

Лексические повторы: Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.

Я поспешил отозвать смущенного пса.

Местоименная замена: Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.

Синонимическая связь: Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал под самой ее мордой. Я благоговел перед этой маленькой, героической птицей, перед любовным порывом.

Замена слова образным выражением: Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля.

Цепная (последовательная, линейная) связь

  • Самый распространённый способ соединения предложений (ср. последовательную связь придаточных в сложноподчинённом предложении). Широкое использование цепных связей во всех стилях речи объясняется тем, что они в наибольшей степени соответствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, неизбежны цепные связи.

Список использованных источников и литературы:

Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений уни­верситетов (бакалавриат)/под ред. К.К. Ахмедьярова, К.К. Жаркынбековой. Алматы: Казак университеті, 2008.

Профессионaльно ориентировaнный русский язык: Елена Чекинa

Казахский национальный университет имени аль-Фараби Литагент

ISBN: 978-601-04-2540-8 Размер: 1 Мб

Источник

Параллельный способ развития информации

♦ По способу параллельности могут быть связаны части простого или сложного предложения и отдельные предложения внутри текста, представляющие две или более независимые друг от друга ситуации действительности. В каждой из этих частей есть смысловой центр – новая информация (Н-1, Н-2 и т.д. в предложении и микротемы – МТ-1, МТ-2 и т.д.─ в тексте). Независимые ситуации объединены известной информациейданным ) в предложении и предложением, в котором выражена коммуникативная задача (КЗТ), в тексте. Предмет или явление в таком случае описывается с разных сторон.

I. Параллельный способ связи информации внутри предложения:

Анализ поведения людей во время катастроф показывает, что 50 процентов потерпевших, находясь в психологическом шоке, все же оказываются в состоянии выполнять четкие команды; 25 процентов действуют решительно и разумно, а еще 25 процентов становятся неспособными к какой-либо деятельности. В этом предложении данная информация (Д) – анализ поведения людей во время катастроф. Новая информация (Н) показывает, какие именно существуют варианты поведения людей во время катастроф. Новая информация представлена тремя ситуациями действительности: первая: первый вариант поведения – 50% потерпевших в состоянии выполнять четкие команды (Н-1), вторая: второй вариант поведения — 25% потерпевших действуют решительно и разумно (Н-2), третья: третий вариант поведения — 25% потерпевших неспособны к какой-либо деятельности (Н-3). Ситуации не зависят друг от друга, следовательно, между ними параллельная связь информации.

Параллельный способ развития информации между предложениями такой, при котором новые дозы информации (Н-1, Н-2, Н-3) существуют в них независимо друг от друга, параллельно. При этом явление характеризуется с разных сторон, между дозами новой информации нет отношений взаимозависимости. Они объединены только коммуникативной задачей текста.

Схема параллельной связи:

Н-1 Н-2 Н-2

Например:

Летучие фракции растений обладают выраженными целебными свойствами. Известна биологическая активность 17 эфирных масел. Исследователями НИИ гриппа выявлено антиинфекционное действие аэрофитонов на различные типы вирусов, включая вирус гриппа. Известно успокаивающее действие летучих фракций. Кроме того, выяснены общестимулирующие и другие свойства аэрофитонов.

КЗТ выражена в первом предложении – Летучие фракции растений обладают выраженными целебными свойствами. Смысловым центром КЗТ является словосочетание целебными свойствами. Новая информация представляет собой ситуации, независимые друг от друга, объединенные только коммуникативной задачей: Н-1 – антиинфекционное действие, Н-2 – успокаивающее действие, Н-3 – общестимулирующее действие. Следовательно, в тексте параллельный способ связи информации между предложениями.

Т

аэрофитоны

КЗТ

Н-1 Н-2 Н-3

II . Цепной способ развития информации.

♦ В отличие от параллельного способа информация текста может развиваться последовательно. При этом последующая новая информация вытекает из предыдущей: Н-1 → Н-2 → Н-3. Новая информация в таком случае развивается как бы по цепочке. Такой способ развития информации называется цепным. Явление описывается с одной какой-либо стороны и ситуации при этом оказываются взаимосвязанными. Цепной способ характерен, например, для описания процессов в организме человека, связанных с физиологией, патологической анатомией, микробиологией, биохимией. При этом часто показывается влияние определенного фактора на развитие процессов.

♦ Логико-грамматические отношения при цепном способе могут разворачиваться как причинно-следственные и условно-следственные, выражаются с помощью различных моделей предложения: что вызывает что, что ведет/приводит к чему, что является причиной чего, что обусловливается чем, что свидетельствует о чем. Схематично цепной способ развития информации текста можно представить так:

Схема 1: Схема 2:

причина условие

Следствие Н-1 Следствие Н-1

Следствие Н-2 Следствие Н-2

♦ Рассмотрим пример цепного развития информации между предложениями, соединенными причинно-следственными отношениями:

1) Ишемическое повреждение митохондрий приводит к поломке натрий-калиевого АТФ-насоса, постепенному накапливанию в клетке натрия и потере ее калия. Нарушение натрие-калиевого обмена ведет к вытеснению кальция из митохондрий. Вследствие этого в цитолплазме повышается уровень ионизированного кальция и увеличивается связывание его с кальмодулином. С повышением содержания кальций-кальмодулиновых комплексов связан ряд изменений в клетке.

Тема текста – ишемическое повреждение митохондрий. КЗТ – последствия ишемического повреждения митохондрий. Д (данное) для 1-го предложения – повреждение митохондрий ведет, Н-1 для первого предложения — поломка натрий-калиевого АТФ-насоса, Н-2 – постепенное накапливание в клетке натрия и потеря ею калия. Д (данное) для 2-го предложения – нарушение натрие-калиевого обмена. Эта информация представляет собой обобщение Н-1 и Н-2 первого предложения. Д второго предложения – это Н-1 + Н-2 первого предложения. Н-1 второго предложения – вытеснение кальция из митохондрий. Д третьего предложения – вследствие этого, т.е. Н-1 второго предложения. Н-1 в третьем предложении — повышение в цитоплазме уровня ионизированного кальция и Н-2увеличение связывания кальция с кальмодулином. Д для четвертого предложения – это обобщение информации Н-1 и Н-2 третьего предложения. Н-1 в четвертом предложении — ряд изменений в клетке. Следовательно, информация текста развивается последовательно, предложения внутри текста соединены причинно-следственными отношениями (см. схема 1). Способ развития информации в тексте – цепной.

Схема 1:

ишемическое повреждение митохондрий.

Источник

Читайте также:  Что такое способы физического воспитания
Оцените статью
Разные способы