Паралингвистические способы передачи информации это

РАЗДЕЛ V. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 4. Психология общения и межличностных отношений

§ 2. Паралингвистические средства общения

Существенный коммуникативный фактор общения – использование паралингвистических средств общения (от греч. par – «около» и «лингвистика») – невербальных (неречевых) средств передачи информации.

Различаются три вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и графические (в письменной речи). К фонационным паралингвистическим средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ. ). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика.

Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т. п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда ее непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо – все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Мимические движения подразделяются на: 1) мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.; 2) активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.; 3) пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.; 4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности; 5) подражательные мимические выражения; 6) мимику удовольствия-неудовольствия; 7) маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. п.[1]

Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к плохо контролируемым жестам и речевым засорениям. В жестах проявляются внимание и уважение, пренебрежение и презрение, властность и высокомерие. Подделать язык жестов почти невозможно: они регулируются подсознательно.

Так, в процессе лжи (особенно если человек сам осуждает эту ложь) возникает характерное сокращение мышц лица, увеличивается просвет зрачков, нередко расширяются кровеносные сосуды лица – происходит его покраснение, увеличивается количество миганий, совершаются характерные микрожесты и макрожесты – прикрытие рта, прикосновения к носу, потирания глаза, уха, почесывание шеи, оттягивание воротника и др. (В полицейской практике давно замечено, что ложные показания труднее давать при хорошем обзоре всего тела и ярком освещении лица и легче всего солгать по телефону.) Открытость и честность часто сопровождаются раскрыванием ладоней. Указующий перст, как правило, свидетельствует о доминировании и агрессивности. Потирание ладоней обычно означает приятное ожидание. Сцепленные ладони – жест неоправданных ожиданий. Поглаживание подбородка – сигнал о принимаемом решении. Скрещивание рук на груди свидетельствует об оборонительной позиции, а скрещивание на груди рук со сжатыми кулаками – о враждебном отношении.

Читайте также:  Способы переезда за границу

Закройте глаза и спрячьте руки, если вы не хотите, чтобы обнаруживалась ваша неискренность, – к такому выводу пришел один наблюдательный служащий английского суда. За свою долгую судебную практику он научился безошибочно определять, говорит ли свидетель правду. Глаза и руки часто говорят больше, чем слова, и непроизвольно свидетельствуют о подлинном состоянии человека.

Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, – один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. Глаза и губы – наиболее выразительные части лица. Человек, отводящий глаза от собеседника, кажется скрытным и неискренним. А человек, «пялящий глаза», кажется ограниченным и бестактным. Люди безошибочно угадывают выражение глаз, игру взглядов.

В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область лица.

Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица. Сочетание этих признаков разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество. Бегающий или «липкий» взгляд свидетельствует о психических акцентуациях и аномалиях. Присматривайтесь к взглядам, мимике и жестам людей, чтобы лучше понять их и лучше взаимодействовать с ними. Помните, что и ваши жесты постоянно интерпретируются вашим собеседником как сигналы уверенности и неуверенности, робости и чрезмерной притязательности, агрессивности и оборонительности, наглости и деликатности, открытости и скрытности, приближенности и отчужденности, культурности и малокультурности.

Вступая в общение, люди более или менее осознают его цели, стремятся реализовать свои интересы, контролируют ход общения, используют различные средства влияния на психическое состояние партнера, стремятся создать определенное впечатление о себе.

На начальном этапе общения люди, как правило, распознают актуализированные потребности друг друга и на этой основе формируют возникновение психологического (коммуникативного) контакта. При этом оцениваются личностные качества партнера, избирается ситуативно оправданная форма общения, используются соответствующая техника общения, система приемов общения, осуществляется преднастройка партнера на достижение цели общения.

Вербальные и паравербальные средства общения должны соответствовать цели общения, его форме, демонстрировать соответствующее отношение к партнеру. Слова, построение фраз, мимика, жесты, поза могут располагать к общению или затруднять его. Многие эмоционально-экспрессивные проявления могут быть подсознательными и выдавать скрытые цели общения. Обмолвки, речевые затруднения, проговорки также свидетельствуют о подсознательной направленности субъекта общения.

В процессе общения широко используется обратная связь – реакции партнера, его отношение к содержанию общения. Возможно и специальное провоцирование этих реакций для прояснения позиций партнера, скрываемой им информации. Искусство общения состоит и в способности партнеров поставить себя в положение другой стороны, проявить рефлексию (думать за другого), учитывать особенности социальной перцепции (восприятия социальных объектов), адекватно интерпретировать поведенческие проявления партнера, его эмоциональные реакции.

Читайте также:  Способ тренировки для похудение

Многие профессии (учителя, врача, юриста, артиста, менеджера) требуют высокоразвитой коммуникативной способности, овладения культурой и техникой эффективного общения. Каждая социальная роль успешно реализуется только адекватными средствами социальной коммуникации.

[1] См.: Пиз А. Язык жестов (перев с англ.). М., 1992.

Источник

Паралингвистика — это. Что изучает наука?

Эта статья позволит читателю определить значение термина «паралингвистика», детально разобрать ее значение в жизни человека, изучить особенности и функции данной науки и ознакомиться с краткой историей.

Что представляет собой паралингвистика?

Паралингвистика – это наука, изучающая средства и способы передачи информации невербальным путем.

При любом разговоре человек задействует как вербальные, так и невербальные пути передачи информации собеседнику. Паралингвистика – это отдельный раздел в науке языкознания. Разумеется, способы передачи информации, относящиеся к паралингвистическим, не являются единицами речи и частью языковой системы. Тем не менее данный способ общения крайне важен.

Паралингвистические средства начали изучаться не так давно, а именно, в тридцатых годах двадцатого века. Само понятие было введено в 40-х годах. Активно эта наука начала развиваться в начале 60-х годов двадцатого века.

Связь с другими науками и значение

В любом случае стоит понимать, что эта наука является частью комплексного способа изучения языка. Паралингвистика и экстралингвистика в речевой коммуникации являются одними из важнейших способов изучения языковых средств, предназначенных для передачи информации. Кстати, паралингвистика, наряду с этнолингвистикой и социолингвистикой, является частью более крупной науки, а именно, экстралингвистики.

Паралингвистика и экстралингвистика изучают языковые аспекты, связанные непосредственно с функционированием индивида в социальной среде и способами передачи информации, которые он использует. Эта наука уделяет немалое внимание этнолингвистическим и прочим уникальным компонентам речи, связанным с говорящим.

Несмотря на то что паралингвистику не считают частью языковой системы, все сообщения речевого типа могут считаться коммуникационными только в комплексе с паралингвистическими средствами. Какие именно критерии и особенности рассматривает наука? На что обращают внимание ученые? Что относят к средствам паралингвистики?

Виды и функции паралингвистических способов передачи информации

Паралингвистика – это наука, выделяющая в сфере своего изучения несколько видов средств коммуникации.

Среди них выделяют:

  • Фонационные средства – это практически все, что относится к образу речи, в частности тембр голоса, темп произношения, речевая мелодика, громкость тона говорящего человека, особенности звуковой артикуляции социального или диалектного типа, а также способы заполнения предложений паузами при разговоре.
  • Кинетические – к ним относят особенности положения тела говорящего в пространстве, его движения, поза, которую соблюдает собеседник, жесты и мимика во время разговора.
  • Группа графических средств – сюда относят особенности написания слов, почерк человека, варианты дополнения смысловой информации графическими знаками, буквенными заменителями.

Паралингвистика – это наука, которая изучает не только невербальные средства коммуникации. Исследователи принимают во внимание и роль каждого компонента в общении.

  • Иногда невербальные средства используются для замещения элементов вербального характера в разговоре (примером может служить использование жестов отрицания или согласия).
  • Во время общения часто имеет место сочетание одновременно вербальных средств с невербальными для передачи смысла общего характера (например, если человек говорит о чем-то конкретном, он может указывать на этот предмет).
  • Дополнение передаваемой информации внесением невербальных сигналов (мимику и жесты люди часто используют для того, чтобы усилить значение слов, продемонстрировать свое отношение к предмету разговора).
Читайте также:  Способы распространения семян растений человеком

Заключение

Подведя итоги, можно сказать, что паралингвистика – это особая форма изучения невербальных и вербальных способов передачи информации, которые использует в речи каждый человек, вне зависимости от возраста, пола и национальности.

Эта наука уделяет внимание этнолингвистическим и универсальным компонентам языка, а также затрагивает идиолект (совокупность особенностей общения отдельного индивида). Изучение невербальной коммуникации позволяет узнать больше о самом человеке, определить его национальность, возраст, темперамент, характер и массу других важных фактов.

Источник

Паралингвистические средства общения

Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко . 2006 .

Смотреть что такое «Паралингвистические средства общения» в других словарях:

ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА — ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. Средства общения в виде интонации, жестикуляции, мимики, распределения ударения и пауз в высказывании, формирующие коммуникативно прагматический аспект текста (сообщения). Они сопровождают языковые средства в ходе… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

паралингвистические средства — средства общения, щие языковому коду или заменяющие его. Речь идет прежде всего об интонации, распределении ударений и пауз в высказывании, жестикуляции, мимике. По мнению некоторых ученых, паралингвистические средства могут составлять 75% всей… … Толковый переводоведческий словарь

паралингвистические средства — Неязыковые (невербальные) средства общения, сопровождающие устную или письменную речь или заменяющие ее в определенных условиях … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Язык (средство общения) — Язык, стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков (см. Знак языковой), предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений… … Большая советская энциклопедия

Паралингвистика — 1. Раздел языкознания, изучающий невербальные средства, включенные в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию. 2. Совокупность неречевых (невербальных) средств, участвующих в речевой коммуникации.… … Словарь социолингвистических терминов

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Язык — I Язык (lingua, или glossa) непарный вырост дна ротовой полости у позвоночных животных и человека. Я. рыб образован складкой слизистой оболочки; не имеет мускулатуры (за исключением двоякодышащих) и движется вместе со всем висцеральным… … Большая советская энциклопедия

Источник

Оцените статью
Разные способы