- Тонкое искусство пофигизма: 7 правил счастливого человека
- Расслабьтесь
- Не избегайте боли
- Скорее всего, вы такой же, как все. Смиритесь с этим
- Выберите правильные ценности
- Научитесь брать на себя ответственность
- Научитесь говорить нет
- Вы уже великий
- 7 выводов из книги «Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо»
- Казалось бы, при чем тут смерть и дзен-буддизм?
- 1. Сосредоточенность на позитиве напоминает о несбывшихся мечтах
- 2. Стремление к позитивному опыту – это негативный опыт
- 3. Чем меньше ты к чему-то стремишься, тем лучше у тебя получается
- 4. Мы не бессмертны
- 5. Ты такой же, как все
- 6. Не ищи внешнюю мотивацию
- 7. Ты считаешь важными неважные вещи
- Как начать забивать с пользой для себя?
- Задание для чемпиона:
- 6 выводов из книги «Дурная кровь. Тайны и ложь одного стартапа Кремниевой долины»
- 7 выводов из книги «Спринт: Как разработать и протестировать новый продукт всего за пять дней»
- Тонкое искусство пофигизма: парадоксальный способ жить счастливо. Марк Мэнсон
- (Стремление к счастью).
- (Положительная сторона негативных эмоций)
- (Ответственность: выбор и контроль)
- (Отказ от уверенности).
- Заключение
Тонкое искусство пофигизма: 7 правил счастливого человека
Издательство «Альпина Паблишер» выпустило на русском языке книгу Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо». Редакция Forbes Life нашла в ней по меньшей мере семь полезных уроков.
Расслабьтесь
За последние несколько лет дерьмом в стиле «Как быть счастливым» на Facebook поделились, наверное, восемь миллионов раз. Но вот чего никто не понимает насчет всей этой лабуды, так это то, что стремление к более позитивному опыту — само по себе негативный опыт. И, как ни парадоксально, принятие негативного опыта — позитивный опыт.
Это сносит крышу. Переведите дух и перечитайте: желать позитивного опыта есть негативный опыт; принять негативный опыт — это позитивный опыт. Философ Алан Уотс назвал это «законом обратного усилия»: чем больше вы стремитесь что-то получить, тем больше комплексуете из-за отсутствия желаемого. Чем отчаяннее вы хотите быть богатым, тем более бедным и недостойным себе кажетесь (сколько бы денег ни зарабатывали). Чем отчаяннее вы хотите быть сексуальным и желанным, тем большим уродом выглядите в собственных глазах (каким бы ни были в реальности). Чем отчаяннее хотите быть счастливым и любимым, тем более одиноким и испуганным становитесь (кто бы вас ни окружал). Чем больше вы хотите быть духовно просветленным, тем более низменным эгоистом делаетесь в попытках обрести просветление.
Не избегайте боли
В законе обратного усилия есть любопытная особенность. Он не случайно так назван: все получается шиворот-навыворот. Стремление к позитиву ведет к негативу, и наоборот.
Боль в качалке несет здоровье и приток сил. Шишки, набитые в бизнесе, позволяют лучше понять, как добиться успеха. Открытое признание своей неуверенности делает более уверенным и харизматичным в общении. Горечь открытой конфронтации способствует большему доверию и уважению в отношениях. Взгляд в лицо своим страхам и тревогам позволяет стать мужественным и стойким.
Кроме шуток. Продолжать перечень можно еще долго, но вы меня поняли. Все в жизни, к чему стоит стремиться, добывается через негативный опыт. Любые попытки снять, миновать, задушить и заглушить негатив лишь дадут обратный эффект. Попытка избежать страдания есть форма страдания. Попытка избежать борьбы есть борьба. Отказ признать неудачу есть неудача. Сокрытие постыдного само по себе постыдно.
Боль — скрепляющая нить в ткани жизни. Вырвать ее не только невозможно, но еще и деструктивно: вы так все порвете. Пытаться избежать боли, значит, придавать ей слишком большое значение. И напротив, если вы отнесетесь к ней «пофигистически», вас не остановить.
Скорее всего, вы такой же, как все. Смиритесь с этим
В нашей культуре принято считать, что мы все призваны к чему-то подлинно необычному. Так говорят знаменитости. Так говорят олигархи. Так говорят политики. Так говорит даже Опра (а значит, так оно и есть). Абсолютно каждый может быть выдающимся. Мы все заслуживаем величия.
Однако большинство людей упускают из виду, что в этом тезисе есть внутреннее противоречие: если все будут выдающимися, то по определению никто не будет выдающимся. Вместо того чтобы задуматься, чего мы на самом деле заслуживаем или не заслуживаем, мы послушно съедаем это вранье и просим еще.
«Середнячок» — классическое определение неудачника. Нет ничего хуже, чем оказаться в середине, в средней части кривой. Когда успех измеряется «необычностью», уж лучше быть в самом низу, чем в середине: во всяком случае ты необычен и заслуживаешь внимания. Многие люди так и поступают: доказывают всем, что они самые несчастные, или самые угнетенные, или самые виктимизированные.
Люди, которые добиваются больших успехов, обязаны своими успехами не вере в свою исключительность
Такой менталитет опасен. Как только вы согласитесь, что стоящей можно назвать лишь подлинно великую и выдающуюся жизнь, вы объявите жизнь большинства людей на Земле (включая свою) бездарной и бесполезной. А это ничего хорошего не сулит ни окружающим, ни вам самому.
Те редкие люди, которые добиваются больших успехов в чем-либо, обязаны своими успехами не вере в свою исключительность. Корни их побед лежат в другом: у них был пунктик насчет совершенствования. Но вдумаемся: почему они хотели сделать лучше? Да потому, что отдавали себе отчет: пока у них не очень получается. Этот настрой диаметрально противоположен вере в собственное величие. Успех может прийти лишь тогда, когда человек поймет: до величия ему далеко, результаты — скромные и посредственные. И есть куда расти.
А треп насчет того, что «каждый человек может стать исключительным и достичь величия», лишь дразнит эго. Звучит хорошо, но в реальности это лишь пустые калории, пресловутый бигмак для души и мозгов: от него только толстеешь и заплываешь жиром.
Выберите правильные ценности
Хорошие ценности: 1) основаны на реальности; 2) социально конструктивны; 3) непосредственны и контролируемы.
Плохие ценности: 1) оторваны от реальности; 2) социально деструктивны; 3) не непосредственны и не кон- тролируемы.
Честность — это хорошая ценность, ибо над ней вы имеете полный контроль, она отражает реальность и по- лезна окружающим (хотя и не всегда приятна). С другой стороны, популярность — плохая ценность. Если вы поставили ее во главу угла, а ваш критерий — «затмить всех на танцевальной вечеринке», многие последующие события окажутся вне вашего контроля: вы не знаете, кто еще из гостей придет и насколько они будут яркими и привлекательными. Кроме того, далеко не факт, что вы правильно оцените ситуацию: возможно, вы будете ощущать себя популярным или непопулярным, тогда как в реальности все наоборот.
Научитесь брать на себя ответственность
Допустим, однажды утром вы проснулись и обнаружили новорожденного младенца у порога своей квартиры. Вашей вины в этом нет: младенца подбросили не вы. А вот ответственность имеется. Надо срочно решать, что делать. И что бы вы ни выбрали — оставить младенца себе, избавиться от него, оставить на пороге или скормить питбулю, — ваш выбор принесет проблемы, и ответственны за эти проблемы будете именно вы.
Мы сплошь и рядом ответственны за ситуации, которые не были нашей виной. Такова жизнь.
Научитесь говорить нет
Умение сказать «нет» — очень важный жизненный навык. Никто не хочет увязнуть в отношениях, которые будут в тягость. Никто не хочет увязнуть в работе, которую терпеть не может и считает глупой. Никто не хочет чувствовать, что вынужден говорить неправду.
Но люди выбирают эти вещи. Все время.
Мы, люди, жаждем честности. Но честность требует умения слышать и говорить «нет». Оно делает наши отношения лучше, а нашу эмоциональную жизнь здоровее.
Вы уже великий
Осознаете вы это или нет. Осознают это другие люди или нет. И не потому, что вы создали приложение для iPhone, или окончили школу на год раньше, или купили роскошную яхту. Как раз в этом нет величия.
Вы великий потому, что перед лицом бесконечного смятения и несомненной смерти вы продолжаете выбирать, до чего вам есть дело, а до чего нет. Уже один этот факт — выбор жизненных ценностей — делает вас прекрасным, делает вас успешным и делает вас любимым. Даже если вы этого не осознаете.
Источник
7 выводов из книги «Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо»
Казалось бы, при чем тут смерть и дзен-буддизм?
Автор книги «Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо» Марк Мэнсон перечёркивает советы многих книг по саморазвитию. Он считает, что невозможно прожить счастливую жизнь, постоянно мечтая, визуализируя и достигая. Но кто из авторов прав?
Каждый прав по-своему. А чтобы ты мог сложить об этом собственное мнение, я подготовил 7 главных выводов из книги без воды. Ты прочтёшь целую книгу за 5 минут, только представь! А чтобы новая информация не потерялась в чертогах твоего разума – в конце статьи ты найдешь задание для чемпиона.
1. Сосредоточенность на позитиве напоминает о несбывшихся мечтах
Ты часто представляешь себя успешным и богатым бизнесменом? А может быть даже по утрам перед зеркалом говоришь о том, как ты счастлив? Неплохо. А вот Марк Менсон добавляет свою ложку дёгтя и пишет, что это неправильный подход.
Твой мозг устроен так, что чем больше ты думаешь об успехе, тем отчётливее понимаешь, что пока его не достиг. Или говоря себе о том, что счастлив, в реальности ты остаёшься несчастным. Не уходи от реальности, а лучше попробуй её поменять. Но если ты всё же чувствуешь, что позитивный настрой даёт тебе силы, энергию и настрой на успех – не бросай его.
2. Стремление к позитивному опыту – это негативный опыт
Это называется «Закон обратного усилия» философа Алана Уотса. Любой ценой ты стремишься избежать ошибок и неудач, тем самым наживая нервные срывы и переутомление. Например, чем больше твоё желание стать богаче, тем сильнее переживания, когда в карманах свищет ветер. Ты постоянно напоминаешь себе, что еще не достиг чего-то. И из-за этого живешь в негативе. А оно тебе надо?
3. Чем меньше ты к чему-то стремишься, тем лучше у тебя получается
Часто успеха добивается тот, кто меньше других его желал. Замечал такую закономерность? Бывает, что хорошее происходит, когда уже махнул рукой и подумал: «Да ну его!».
Это тоже проделки закона обратного усилия, но теперь он действует в обратную сторону. То есть если ты принимаешь негативный опыт и даже рад ему – он становится позитивом. Например, боль в качалке – залог хорошей формы, а ошибки в бизнесе – опыта. А когда понимаешь, что ошибок не избежать, запасаешься уверенностью. И так во всем.
4. Мы не бессмертны
Как давно ты думал о том, что для тебя действительно важно? А ведь жить осталось не так уж много. Нет, я не пытаюсь тебя напугать, просто время летит быстрее, чем кажется. Когда начинаешь об этом задумываться, уже не хочется разбрасываться свободными минутами направо и налево. Умение наплевать на лишние дела – это и есть тонкое искусство пофигизма, которое сохранит твоё время. Так используй его!
5. Ты такой же, как все
Ты можешь передвигать предметы силой мысли? А стрелять из глаз лазером? А может тебе кажется, что ты непризнанный гений или величайший неудачник? Нет, ты обычный человек. И чем быстрее это поймёшь, тем раньше перестанешь требовать от себя невозможного и научишься принимать провалы и ошибки. А значит начнёшь действовать.
6. Не ищи внешнюю мотивацию
В книге «Тонкое искусство пофигизма» Марк Мэнсон вспомнил отличную фразу:
Аппетит приходит во время еды
Точно так же, как интерес и вдохновение приходят во время деятельности. Для этого не обязательно читать мотивирующие цитатки в интернете и искать идеальные условия для работы. Просто начни делать, и ты войдешь во вкус.
7. Ты считаешь важными неважные вещи
Когда мы забываем, что жизнь на самом деле коротка, неважные вещи (например, мнение окружающих) становятся важными. Мы начинаем обращать внимание на мелочи, ради которых отодвигаем действительно важное на второй план. Не надо так. Просто представь, что тебе осталось жить всего неделю. Как думаешь, ты потратил бы это время впустую? Вряд ли. Почаще задумывайся об этом.
Кстати об экономии времени. В этой статье я рассказал про простой и очень удобный способ отслеживать время (вывод 1). Его можно применить прямо сейчас, почитай.
Удобно не только читать, но и слушать? Не вопрос, держи мой аудиоподкаст «Книги на миллион». Саммари интереснее аудиокниг 😉
Как начать забивать с пользой для себя?
Так мало времени, но так много дел… Если ты постоянно как белка в колесе, и беспокоишься о куче дел и разных проблем, нужно взять себя в руки. «Но как забить и сфокусироваться на главном?» – спросишь ты. Начни с простого практического задания.
Задание для чемпиона:
Подумай о смерти. Представь себе этот момент и ответь честно – что для тебя будет важно перед самым концом? Хорошие отношения с семьей? Роскошь вокруг? Осознание, что ты изменил мир? Поделись мыслями в комментариях.
Кажется, теперь ты знаешь чем заняться в ближайшее время. Отбрось всё лишнее и займись тем, что действительно важно прямо сейчас.
Как тебе статья? Если ты хотел бы что-то в неё добавить – пиши, не стесняйся!
Это был разбор книги Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо». Следующую статью по книге «НИ СЫ» читай здесь . А пока –
Обнял. Поцеловал. Заплакал. Не трать своё время впустую!
И еще кое-что. Ты лучше запомнишь и усвоишь выводы, если обсудишь их с другом. Отправь эту статью в 2 простых клика своему другу, но только одному. Результат не заставит себя ждать.
6 выводов из книги «Дурная кровь. Тайны и ложь одного стартапа Кремниевой долины»
7 выводов из книги «Спринт: Как разработать и протестировать новый продукт всего за пять дней»
А вот теперь внимание, буду с тобой честен.
Круто, что прочитал разбор книги «Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо». Но что изменилось?
Результат будет только тогда, когда ты обдумаешь выводы и внедряешь их в жизнь. Возникает вопрос:
Что в этой статье ты для себя подчеркнул и что готов применить прямо сейчас? Напиши об этом в комментариях, чтобы сделать первый шаг, это просто. =)
А вот еще, подпишись на все мои ТГ каналы из списка, если устал от прежней жизни и нужны перемены, это бесплатно:
- Хочешь 52 привычки, которые сделают тебя великим спортсменом и миллионером? Тогда подпишись на Telegram-канал — https://t.me/kurs_obrazovanie
- Не теряй время на чтение краткие выводы из 125 книг за 10 минут и ты достигнешь любую цель — https://t.me/ikniga
- Умная рассылка основных выводов во ВКонтакте, без спама — https://vk.cc/alsvJc
выводы неплохие мне самому зпхотелось прочитать эту книгу и посмотреть на то как изменюсь после прочтения этой книги
Перед смертью, я хотела бы думать, что я принесла хоть какую то пользу этому миру, что кто то будет хорошо думать обо мне и скучать
Источник
Тонкое искусство пофигизма: парадоксальный способ жить счастливо. Марк Мэнсон
Тонкое искусство пофигизма: парадоксальный способ жить счастливо. Марк Мэнсон
Эл. книга https://t.me/kudaidem/2258
The Subtle Art of Not Giving a F*ck: A Counterintuitive Approach to Living a Good Life · Марк Мэнсон Mark Manson
Книгу «Тонкое искусство пофигизма» называют книгой поколения по самопомощи.
Марк Мэнсон заявляет «Десятилетия нам твердили, что позитивное мышление — это ключ к счастливой и богатой жизни. К черту позитивность».
Давайте называть вещи своими именами. Давайте не приукрашивать ситуации, не уклоняться от ответа.
Позитивное мышление разлагает общество. Люди ущербны и ограниченны, так признаем свое несовершенство! Как только мы примем страхи и неуверенность в своих силах, мы обретем мужество жить и прощать. За один год продано более 1 млн экземпляров книги — бестселлера по версии The New York Times.
Три причины познакомиться с обзором:
- Заразиться обаянием и честностью автора перед самим собой.
- Пересмотреть ценности, обиды, детские травмы и принять свою смертность и ограниченность, чтобы быть счастливым.
- Понять, что когда мы уклоняемся от выбора, мы тем самым совершаем выбор.
вернее было бы назвать эту книгу «Научись отличать истинные ценности, выкинь из головы глянцевое дерьмо про свою уникальность и право наслаждаться жизнью, принимай ответственность, радуйся урокам, извлекаемым из неудач и боли, и помни — человек смертен.
Автор настойчиво советует регулярно пересматривать те ценности и критерии, исходя из которых мы ставим себе цели, выстраиваем отношения, считаем себя неудачниками или молодцами, и собственные убеждения, поскольку среди них при внимательном рассмотрении окажется немало стереотипов.
Тонкое искусство заключается в том, чтобы отделять подлинное от подмены, правильное лично для меня от навязанного «общепринятого», удовольствие от счастья.
Эта книга, вызов современному миру потребления.
Автор ухитряется постоянно сбивать читателя с толку сочетанием возвышенных мыслей и грубой речи и парадоксами, которые расцветают на месте, казалось бы, очевидных истин и заставляют нас действительно увидеть очевидное.
Принципы Мэнсона: возьми на себя ответственность за свою жизнь, будь собой, развивай внутренние ценности.
Марк сосредотачивает внимание на восьми! — годах, когда пребывал в отчаянии, пересматривал свои ценности, преодолевал себя.
главная мысль книги: погоня за счастьем делает нас несчастными;
смысл жизни — процесс, а не итог — процесс роста, пересмотра ценностей, отказа от эгоцентризма.
Рост происходит через боль, и эта боль и даже страх смерти — благо.
(Стремление к счастью).
Внутренние индивидуальные ценности подменяются внешними целями.
Настрой на позитив запрещает нам признавать свои неудачи и беды, а значит, и что-либо в себе менять.
«Эго» остается неприкосновенным во всем своем величии и праве на всеобщее внимание. Нужно лишь поднажать, чтобы у тебя все было круче, лучше, больше, чем у других.
Человеку, задумывающемуся, стоит ли гробить жизнь ради карьеры, позитивный настрой велит посмотреть на себя в зеркало, увидеть там крутого мужика и купить дорогущую тачку.
Таким образом, настрой на позитив подогревает именно это вечное стремление к счастью. Человек не может остановиться и подумать, надо ли ему это. Он не может принять неудачу как знак, что шел не в ту сторону. Нет, еще поднажми. Позитив умножает наши заботы, тонкое искусство пофигизма — избавляет от ненужных забот. Волноваться стоит лишь о подлинном, важном, дорогом именно тебе.
Закон обратного усилия: чем сильнее стремитесь что-то получить, тем меньше у вас шансов и тем больнее неудача.
Альбер Камю, предупредил: гоняясь за элементами счастья, никогда не станешь счастливым, и не начнешь жить, пока ищешь смысл жизни.
Если человек считает, что тревога — плохой признак, то, заметив у себя симптомы тревоги, он тревожится уже из-за этого и чувствует себя законченным неудачником, раз не сумел подавить в себе досаду на неудачу.
Пофигизм — не безразличие. Пофигисту наплевать на то, из-за чего люди убиваются «в погоне за счастьем». Но чтобы наплевать на это, необходимо иметь другое, на что не наплевать.
Не наплевать на свои ценности. Наплевать на ценности, навязанные потреблением и позитивом. Наплевать на неудачи. Наплевать на чужое мнение.
Чтобы не переживать о ерунде, нужно иметь более важные заботы.
Когда человеку нечем заняться, он ругается из-за очереди в кассу.
• От нас зависит выбор: из-за чего волноваться.
Жизнь состоит из проблем. Если отрицать проблемы или прятаться от них, счастья не видать. Если счесть свои проблемы нерешаемыми, остается только жалеть себя.
Счастье — процесс решения проблем.
Этот процесс всегда порождает новые проблемы, но хорошие проблемы отличаются от плохих тем, что вы их выбираете.
Счастье определяется свободой выбора.
Молодой Марк считал себя непривлекательным задохликом. До тех пор, пока он жалел себя, винил женскую требовательность или пытался внушать себе позитивный настрой перед зеркалом (то есть попросту отрицал проблему), он был несчастен.
Когда он выбрал другую проблему — физическую усталость, боль в мышцах, потраченное время — и пошел в спортзал, он обрел счастье, потому, что сам выбрал себе проблему.
Неудачи, разочарования, боль — необходимые элементы жизни (и счастья).
Не волнуйтесь из-за того, что они есть в вашей жизни.
Страдание — важный механизм выживания.
И негативные эмоции — также встроенный в нас эволюцией механизм выживания. Это сигнал, указывающий на наличие проблемы.
(Положительная сторона негативных эмоций)
Пофигизм может показаться схожим с установкой на позитив, ведь он тоже видит «хорошее в плохом».
Существенная разница заключается в том, что пофигизм, не призывает искать позитив в ситуации неудачи или разочарования, но учит видеть пользу от негативных эмоций, то есть от переживания этих ситуаций.
Всматриваясь в свои негативные эмоции, мы осознаем свои ценности, корректируем их, начинаем расти. Без боли, которую причиняют нам негативные эмоции, рост невозможен.
Кардинальная проблема современного человека — неумение понять себя.
По большей части курсы «самопознания» и «самосовершенствования» усугубляют эту проблему.
Чтобы познать себя, нужно снимать множество слоев, повторно задавая одни и те же вопросы. Прежде всего: «Что я сейчас чувствую?»
Выявить негативную эмоцию непросто, ведь нас настраивали на позитив, и многим людям трудно даже признаться в том, что они чувствуют обиду, разочарование или гнев — это все равно что признать себя неудачником. Часто мы подменяем «плохие» эмоции теми, которые представляют нас в лучшем свете.
Когда эмоция — огорчение, гнев, недовольство собой — будет правильно названа, надо задать вопрос об источнике эмоции, а когда будет установлен источник — спросить себя, почему эта ситуация вызывает именно такие эмоции, то есть исходя из каких ценностей и критериев я определяю ее как негативную.
Основатель стартапа диагностирует у себя разочарование, ощущение неудачи. Откуда это чувство? Прибыль компании оказалась ниже, чем он ожидал, судя по чужим историям успеха. То есть критерий успеха у него, по всей вероятности, неверный: прибыль, а не качество или новизна продукта, собственный интерес к делу, приносимая людям польза и т. д.
Кроме того, относительный критерий — сравнение с чужим успехом — опасен, он уводит от индивидуальной оценки и от того, что нам подконтрольно.
Ценность, лежащая в основе его эмоции — успех, и эта ценность также может быть пересмотрена. Возможно, ценностью должен быть не успех, а возможность реализоваться. А может быть, приоритетом и вовсе должны стать отношения с людьми, время, потраченное на семью, научный поиск и т. д.
Основные проблемы с нашими ценностями и критериями:
• Мы толком не осознаем, к каким ценностям стремимся.
• Мы не понимаем, по каким критериям судим о своем (не)успехе.
• Наши ценности не являются нашими (мы хотим «как у всех», «чего все хотят»).
• Наши критерии не абсолютны и не индивидуальны, мы не столько оцениваем свою ситуацию, сколько сравниваем себя с другими людьми.
• Наши ценности и критерии находятся за пределами нашего контроля, то есть мы в любой момент оказываемся неудачниками «по независящим от нас причинам».
Обнаружив у себя «негативную эмоцию», нужно доискаться до источника, осознать свои ценности и критерии, откорректировать ценности, перейдя от «общепринятых» к личным, и критерии — от сравнительных к абсолютным.
Одна и та же ситуация может восприниматься как позитивная или негативная в зависимости от наших ценностей и критериев, по которым мы себя оцениваем.
Проблемы неизбежны, но смысл проблемы можно контролировать и корректировать.
Многие проблемы проистекают из неверных ценностей — я хочу быть тем, кем мне вовсе не нужно быть, я хочу иметь то, что не делает меня счастливым — и чувствую себя неудачником, если не могу достичь желаемого.
Пока не пойму: к этой цели мне как раз и не нужно стремиться. Неверная ценностная установка усугубляется сравнением.
история двух музыкантов: обоих выгнали из группы в тот самый момент, когда группа начала восхождение.
Первый создал собственную преуспевающую группу и всю жизнь чувствовал себя несчастным, потому что, заработав миллионы, все же не превзошел своих «врагов».
Второй достиг немногого, зато обзавелся семьей, домом, проводил досуг с детьми и с друзьями — и был полностью удовлетворен.
Большая часть ложных ценностей внушена нам современным миром.
• Удовольствие. Рекламируется как источник счастья, как то, чего мы «достойны»; в разных формах (алкоголь, секс, шопинг) используется как анальгетик. Но удовольствие — побочный продукт счастья, а не его источник. Закон обратного усилия напоминает, что погоня за удовольствием или требование ежеминутно наслаждаться — верный способ лишиться удовольствия. А уж когда удовольствием глушат боль неудач, то лишают себя верного способа обрести ценности и вырасти.
• Деньги. в странах первого мира лишний миллион не прибавляет счастья — зато плодит зависть, побуждает работать на износ, подменяя человеческие ценности статусными.
• Постоянная правота. Во-первых, человеку свойственно ошибаться, и стремясь быть всегда правым, вы будете сами себя обманывать и на это тратить все силы. Во-вторых, это ложная потребность в превосходстве над другими людьми. И наконец, кто всегда прав, тот перестает расти.
• Позитивный настрой. Да, нас этому учат. Провалы, предательство близких, утраты — во всем-де есть хорошая сторона. Но на самом деле негативные эмоции — это здоровая реакция. Прятаться от проблем, маниакально бодриться, когда тебе плохо — и не расти, ведь человек растет только через боль, — вот и весь позитивный настрой.
Цепляясь за позитив, мы отрицаем проблемы, а тем самым лишаем себя подлинного счастья — решить проблему, преодолеть трудности.
Десерт — удовольствие, а час в спортзале, боль и усталость — счастье. Дорогая покупка — удовольствие, а стартап, поглощающий все ваше время и грозящий разорением — счастье.
Негативные эмоции указывают либо на то, что нам не удается реализовать свои ценности, либо на то, что мы выбрали неверные ценности.
2.7. Правильные ценности основаны на реальности, социально конструктивны и поддаются контролю.
Если какое-то из этих условий отсутствует, ценность — ложная.
Популярность — ложная ценность, поскольку не поддается контролю, не соотносится с реальностью (не связана с реальными качествами человека) и ничего не дает обществу.
К дурным ценностям относятся власть ради власти (основанная на манипуляции или насилии), секс ради секса, постоянная правота и постоянный позитив, богатство ради богатства.
Ложные ценности — абсолютизация чего-то, самого по себе хорошего. Секс, правота, популярность, деньги вовсе не плохи — пока не становятся самоцелью. Обычно ложные ценности зависят от внешних условий, и чтобы достичь их, приходится пускать в ход дурные средства.
Призывая отказаться от ложных ценностей правоты, позитива и статуса, пофигизм предлагает взамен трудные и недооцененные ценности ответственности, неуверенности, боли, самоограничения и человеческой смертности.
(Ответственность: выбор и контроль)
Ответственность лежит в основе всех ценностей, поскольку истинные ценности поддаются контролю.
Если мы утверждаем, что некая ценность нам неподконтрольна, тем самым свидетельствуем, что эта ценность не является истинной (или нашей).
Из чего следует: нужно взять на себя ответственность за свои проблемы. Люди часто уклоняются от ответственности, путая ее с виной. На самом деле проблема может возникнуть не по вашей вине, но вы отвечаете за то, что вы с ней или из нее сделаете.
современная мода на позицию жертвы поощряет перекладывание вины, и существенную роль здесь играют социальные сети. Это приносит облегчение и укрепляет чувство своей правоты.
Райан Холлидей создал термин «порнография возмущения»: вместо реальных проблем СМИ вбрасывают провокационные инфоповоды, вызывая у одних читателей возмущение, а у других — вторичное возмущение, недовольство их возмущением.
«Наброс дерьма на вентилятор» усиливает поляризацию в обществе и готовность к обидам.
Ответственность охватывает не внешнее (которое от нас не зависит), а то, что зависит от нас и что только и можно считать истинной ценностью.
Мы несем ответственность за свой выбор — как отнестись к ситуации и что делать.
Выбор и ответственность взаимно подразумевают друг друга: мы ответственны только за то, что выбрали сами, и если принимаем ответственность, значит, обладаем свободой выбора.
Выбор труден, но доставляет истинное счастье. Без свободного выбора любая, самая объективно полезная и разумная вещь утрачивает для нас привлекательность.
Тот самый ребенок, который рыдает над заданием по математике, увлеченно решает головоломки в компьютерной игре.
Занятия спортом, отношения, работа — все это наш выбор, а если не наш, то можно не рассчитывать ни на успех, ни на счастье.
Зачастую отличие хорошей проблемы от плохой сводится лишь к выбору: хорошую проблему мы выбираем себе сами, а плохая нам навязана извне.
Осознание своей ответственности за отношение к ситуации и выбор пугает: человек понимает, что многие его ценности были ложными, он строил неверные отношения с людьми и с миром, надо жить по-другому — но как измениться? Как научиться выбору?
Ответ прост, потому что на самом деле мы ежеминутно делаем выбор — о чем заботиться и к чему стремиться.
Надо всего лишь изменить объект забот.
Ответ сложен, потому что меняя объект забот, то есть систему ценностей, отказываясь от того, чем еще только вчера дорожили, мы непременно почувствуем себя неудачниками (зачем потратили столько времени зря?), будем терять друзей и наживем ссоры в семье, лишимся уверенности в себе (если прежние ценности оказались ложными, вдруг и новые тоже не те?).
Такая дезориентация очень болезненна, тем более что мы привыкли считать уверенность в себе одной из ценностей. Оказывается, неуверенность — еще одна парадоксальная ценность пофигизма.
(Отказ от уверенности).
вера в себя, умение прислушиваться к себе совсем не тождественны постоянной правоте.
Наши представления вполне могут быть ошибочными (и не всегда они наши). Разум человека склонен искать во всем смысл и систему, а потому дополняет увиденное или запомнившееся деталями, достраивая картину, и подгоняет факты под теорию.
Несколько веков назад считали, что Солнце вращается вокруг Земли, и верили в пользу кровопусканий. Какие из наших истин покажутся столь же странными век спустя?
Один из самых опасных трюков разума — ошибка предвзятости: факты окрашиваются текущей точкой зрения. Проще думать, что наши убеждения и отношения «всегда» были такими. Если прошлый опыт и настоящее вступают в противоречие, наш мозг порождает ложные воспоминания, чтобы удержать найденный смысл.
Пример. Муж забыл выполнить поручение. В зависимости от семейной динамики это трактуется как «эгоист совершенно не думает обо мне и детях» или как «беднягу замучил начальник, ведь обычно он все для нас делает».
Общество навязывает нам определенную систему представлений и даже воспоминаний: очередной флешмоб побуждает «вспомнить» пережитое насилие.
Жизнь — процесс роста, мы переходим от неправильного к менее неправильному.
Рост осуществляется через боль. Негативные эмоции побуждают нас пересмотреть свои ценности, взять на себя ответственность, отказаться от правоты, что-то менять.
Это похоже на научный поиск: истину в последней инстанции мы не обретем никогда. Наши ценности не абсолютны, их можно сравнить с гипотезами, а выбор — с экспериментом, однако если в науке мы приходим к общим выводам, то в жизни — к личному итогу.
Мы с детства усваиваем: «жизнь устроена определенным образом» — и дальше это влияет на наши ценности и наш выбор. Если женщина убеждена, что главная ценность — удачно выйти замуж, а замуж берут только с определенными внешними данными, лишиться этих убеждений будет очень мучительно, но только это даст ей свободу.
Если мужчина убежден, что счастье — в карьерном росте и для этого надо круглосуточно пахать, его ждет боль утраченных отношений — тогда он, возможно, пересмотрит свои ценности.
Закон обратного усилия срабатывает и здесь: погоня за уверенностью загоняет нас в неуверенность и отчаяние, открывшись же своему незнанию, мы приобретаем по крайней мере одну уверенность: в том, что не можем быть ни в чем уверены.
Заодно приобретаем смирение, отказываемся от стереотипов, перестаем осуждать себя и других. Другие люди имеют полное право быть «не такими», ведь и сами мы «не такие», какими были и будем.
Наши ценности не абсолютны, не идеальны и не окончательны. Когда я осознаю это, вместо вины и самоосуждения появляется свобода выбора — пересмотреть ценности и понять, что лично мне дороже не успех в работе, а путешествия.
Неуверенность — первый шаг к росту. Мы не обретем новых ценностей, пока не усомнимся в нынешних, и не обретем свободу, пока не поймем, что можем заблуждаться относительно давшихся нам так дорого ценностей. Это больно, потому что сомнения в своей правоте и ценностях подрывают ревностно охраняемую идентичность.
Закон Мэнсона: чем сильнее что-то угрожает вашей идентичности, тем отчаяннее вы этому сопротивляетесь.
Идентичности угрожают не только неудачи. Если на человека, привыкшего считать себя неприхотливым трудягой, свалятся деньги, обеспечивающие роскошь и досуг, ему грозит не меньшая ломка, чем если бы пришлось усомниться в своей добросовестности.
Методики, призывающие «искать себя» и «познавать себя» опасны именно тем, что закрепляют с трудом обретенное и довольно узкое определение себя. Нельзя застывать в какой-то раз и навсегда принятой роли — поиск и борьба с собой продолжаются всю жизнь.
Пофигизм призывает отрешиться от образа своего «я», от привычного «рассказа о себе».
Пример, Образ самоотверженной жены мешает задуматься, нужно ли вообще спасать брак.
Привычка быть тусовщиком душит мечту о семье.
«Познав себя» как непризнанного творца, человек не решится вынести свои творения на публику — и неуспех, и успех равно болезненны, поскольку разрушают узкую и хрупкую идентичность «неизвестного миру».
В наших проблемах нет ничего уникального — это знание освобождает.
Вера в свою неповторимость — как в хорошем, так и в плохом («все шишки валятся на мою голову») — нарциссизм, один из тех трюков разума, которые необходимо преодолеть.
Ищите себе максимально широкое определение — «жена», «друг», «писатель» — а не «самоотверженная жена, которую никто не ценит», «друг, способный развеселить мертвую компанию», «автор таких-то шедевров».
Чем шире определение, тем легче его корректировать, а вера в свою уникальность превращается в такой же наркотик, как обида.
Проверяйте свою уверенность, задавая себе вопросы:
• А вдруг я ошибаюсь?
• Какова природа моей ошибки и что она говорит обо мне?
• Признание моей неправоты усугубит проблемы — или отчасти их снимет?
Эти вопросы коррелируют с критериями истинных ценностях.
Основной урок пофигизма: неудача — шанс обрести истинные ценности.
Мы живем в обществе, настроенном на «глянцевый» успех — при этом упускается из виду, что успех — плод тысячи неудач.
Не обращаясь к хрестоматийным примерам лампочки Эдисона, для изобретения которой понадобились тысячи экспериментов, достаточно взглянуть на то, как малыш учится ходить. Сколько бы раз ни падал, он не скажет: «Нет, прямохождение — не для меня».
Чтобы извлечь смысл из неудачи, нужно задать себе вопросы:
• Истинны ли мои ценности?
• Истинны ли критерии, по которым я оцениваю свой прогресс?
Если ответ отрицательный, то неудача — неудача лишь с точки зрения ложных ценностей или неточных критериев, их-то и надо корректировать.
Если же ответ положительный, то неудача побуждает пересмотреть свои убеждения, сделать выбор и — продолжать процесс.
Погоня за целями, которые лежат вне нашего контроля, лишь истерзает тревогой. Как и погоня за вполне достойными целями, если мы рассчитываем «достичь и успокоиться». Истинные ценности — не итог, а часть процесса.
Хорошие ценности — внутренние, подконтрольные человеку, то есть вопрос выбора. Но выбор не однократен. Если человек реализуется в творчестве, ценность не в том, чтобы достичь вершины, а дальше халтурить, — на каждом этапе снова выбирается реализация.
В жизни нам встречается нечто потяжелее неудачи — страдание, утраты.
От боли нельзя прятаться, нельзя глушить ее наркотиком обиды, перекладывания вины.
Прежде всего нужно взять на себя ответственность — не за причину боли, но за свою позицию по отношению к ней и свой выбор.
Даже трагедия — урок, если мы примем страдание как часть роста, а не как бессмысленное наказание.
Через боль человек приходит к познанию себя, своего места на земле, своей ответственности.
С новыми ценностями приходит и новая боль.
Что делать с болью?
Принять ее, дорожить ею, извлекать урок и расти — и действовать, невзирая на боль. Одна из проблем боли — страх и оцепенение. Человек бездействует, потому что боится еще большей боли.
Опыт молодого Мэнсона: оставшись после института безработным, он пересмотрел свои ценности и понял, что хочет работать самостоятельно вне чужой системы.
Но действовать в соответствии с этими ценностями и критериями — создать свой сайт — ему мешал страх боли и «отсутствие вдохновения», пока он не вспомнил совет школьного учителя математики: «Если не знаете, как решать задачу, делайте хоть что-нибудь».
«Делать что-нибудь» — ключ к восстановлению мотивации.
Если основной критерий успеха — сделать сегодня что-нибудь, неудача утратит свою власть над вами.
Вы не только одолеете прокрастинацию — вы обретете новые ценности, ценность своего выбора на каждый день, возможность пересматривать свои убеждения и корректировать путь.
Действие — не только следствие мотивации, но и ее источник.
В непрерывном цикле «вдохновение — мотивация — действие — вдохновение» начать можно с любого места.
Еще один обман современного общества — «свобода». Стремление к счастью понимается как отказ ограничивать себя, как «право» получать еще и еще. Но смысла в этом нет, и счастья очень мало.
Избыток возможностей превращает в мучение даже шоппинг. А как выбрать работу, место жительства, жену — ведь для этого надо отказаться от всех иных вариантов?
«Стремление к счастью» делает человека несчастным, не давая остановиться на каком-то выборе.
Но добавить еще что-то к изобилию — повидать сотую страну, переспать с сотой женщиной, купить еще виллу — не значит стать счастливее.
Настает пора радикального самоограничения — одна жена, одна страна, одно дело.
Свобода обеспечивается верностью своему выбору.
Мы отказываемся от лишнего — и наши шансы достичь истинных личных ценностей возрастают.
Заодно мы избавляемся от страха упустить более выгодный вариант: если нашел хорошее именно для себя, зачем же упускать его в погоне за «еще более лучшим»?
Особый случай самоограничения — отношения. Важно не только найти возлюбленных и друзей, но и отказаться от всех прочих. Только полная честность и взаимное доверие придают отношениям смысл. При этом близкие отношения следует ограничивать, не допуская перерастания в созависимость и уничтожения границ.
Проще уступать доминирующему партнеру, чтобы избежать конфликта. Проще скрывать какие-то свои грешки.
Проще сказать жене, что наряд ей к лицу, чем огорчить ее, а потом еще ждать, пока она переоденется. Но эти компромиссы обеспечивают сиюминутное «удовольствие» — за счет долговременного «счастья».
Заключение
Марк завершает свое повествование на мысе Доброй надежды, на краю света, склоняясь на бездной.
Источник счастья — в чувстве принадлежности к чему-то за пределами собственной ограниченной жизни.
Эгоцентризм сосредотачивает все внимание на самом себе. Это даже приятно — кажется, будто мои страдания или мой успех уникальны и находятся в центре Вселенной.
Однако эгоцентризм изолирует нас от других людей, блокируя способность слушать и сострадать.
Избалованный человек, которому уже не приходится заботиться о базовых потребностях, ведет себя инфантильно: отказывается от ответственности, навязывает всем свои взгляды, готов на насилие во имя «идеалов», но обижается, если не щадят его тонкие чувства.
Иллюзия превосходства неразлучна со страхом перед неудачей.
Человек смолоду не соглашается быть обыкновенным и средним, но и действовать не решается: выходит, он имеет притязания на величие, палец о палец не ударив.
Но величие не в успехе и популярности, не в мегафантазиях, не в богатстве и не в «позитивном настрое».
Величие каждого человека — перед лицом неизбежной смерти не отказываться от выбора. Не бояться.
Выбирать и осуществлять свои жизненные ценности.
Источник