- Парадигма — что это такое простыми словами и как это связано с восприятием картины мира
- Что такое парадигма и что это слово означает
- Парадигмы — это наши очки для восприятия картины мира
- Комментарии и отзывы (12)
- Парадигма как способ познания
- Лекция «Парадигма и её роль в развитии науки. Научная парадигма»
Парадигма — что это такое простыми словами и как это связано с восприятием картины мира
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть масса слов, с которыми мы сталкиваемся, но не всегда и не до конца понимаем их значение. Примером могут служить когда-то устаревшие, но вновь омолодившиеся комильфо и моветон, а так же расхожее слово перфекционизм или же проскакивающий в рекламе оксюморон.
Сегодня я хочу обратить ваше внимание на чудесное (можно сказать красивое) слово «парадигма». Как звучит, а? Но что оно означает? В принципе, из контекста можно понять — это что-то такое «о высоком», глобальном и ассоциирующемся с концепцией картины мира, доктриной, толкованием, теорией или учением о чем-то.
На самом деле интуиция нас с вами не подвела (в очередной раз) — весь наш мир технологий и мировосприятия построен именно на парадигмах. Это столпы, без которых не было бы развития и движения вперед. Однако, столпы эти рукотворные, а посему кривоватые, что приводит к их периодической замене.
Что такое парадигма и что это слово означает
Слово парадигма имеет греческие корни и в переводе означает образец, модель или пример. В общем-то, этим все и исчерпывается — можно заканчивать заметку так ее и не начав. Ну, уж нет, не дождетесь.
Парадигма — это модель (чего угодно, но чаще всего это слово употребляется в применении к науке или общему мировоззрению). По сути — это общепризнанный образец или пример того, как на данном этапе развития стоит подходить к решению проблем в данной области.
Понятие парадигмы может быть применено как к глобальным вещам (та самая картина мира, объясняющая мироустройство, которая меняется со сменой вех), так и к довольно узким предметам изучения (отдельные научные дисциплины, философия, морфология и т.п.).
Примером общепризнанных парадигм в языкознании для русского языка могут служить правила сопряжения слов, т.е. те самые падежи, которые мы все учили в школе (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный).
Говоря простыми словами, парадигма — это та самая печка, от которой все сейчас пляшут. Она является устоявшимся на данный момент времени шаблоном, используя который можно решать стоящие перед наукой или любой другой областью применения знаний проблемы. Она помогает получаемые знания и опыт «раскладывать по уже имеющимся полочкам», систематизировать их и упрощать работу.
Например, главная парадигма, формирующая нашу сегодняшнюю картину мира — теория большого взрыва (не путать с одноименных сериалом). Примером устаревшей парадигмы может служить еще относительно недавно популярная модель плоской земли (как ни странно, но и сейчас есть те, кто ее придерживается) или земли находящейся в центре мироздания.
Обычно, смена научных взглядов (революционные изменения) связана именно со сменой парадигмы. Как правило, в любой модели изначально есть изъяны, которыми пренебрегают, стараются не замечать или даже намерено замалчивают.
Но когда количество выявленных изъянов превышает определенное значение, то могут начаться процессы приводящие к поиску новой парадигмы, которая на данном этапе будет иметь более общий характер и меньшее число изъянов. По закону диалектики — количество переходит в качество.
Эта модель становится потихоньку общепризнанной, пока не накопится опять достаточное число противоречий для ее всеобщего отрицания и перехода к новой модели, лучше удовлетворяющей новой реальности (имеющей большее число подходящих полочек, на которые можно расставить новые знания полученные о предмете изучения). Так происходит смена парадигм.
Например, картина мира сформулируемая во времена Аристотеля была заменена на новую парадигму классического естествознания во времена Ньютона. А сейчас уже больший вес имеет релятивистская теория Эйнштейна. Таким же революционным явлением приведшим к смене модели была теория Дарвина о происхождении видов. Сейчас ее активно пытаются оспаривать, но пока еще смены вех не произошло.
Однако, далеко не всегда парадигмы сменяют друг друга. Иногда они успешно сосуществуют и дополняют друг друга. Например, волновая и квантовые теории, а так же ряд других теорий, которые стараются устранить их дуализм. Хотя, это может быть только затянувшийся этап смены модели, когда «идеал» удовлетворивший большинство пока еще не найден.
Парадигмы — это наши очки для восприятия картины мира
Откуда появляются парадигмы? Ну, они формируются людьми и ни кем иным. По сути, это плод прихода к консенсусу (что это?), когда большинство «людей в теме» начинает считать данную модель наиболее состоятельной, т.е. наилучшим образом объясняющей предмет изучения (суть вещей вообще или в какой-либо частности — физике, химии, антропологии, биологии, мировоззрении, языкознании и т.п.).
Само собой, что все парадигмы ошибочны (не точны или имеют очень узкую область срабатывания). Мы опираемся на костыли (модели), но они не совершенны и со временем их приходится менять. Это, можно сказать, априори, даже не вдаваясь в подробности. Почему? Ну, потому что невозможно до конца понять суть вещей и картину мира. Мы сами являемся частью всего этого, а познать самого себя априори не возможно.
Модели лишь позволяют на данном этапе сделать возможным целенаправленное развитие, чтобы было на что опереться, что считать догмой. Мы пытаемся вместить реальность в прокрустового ложе парадигмы. Какое-то время нам кажется, что это удалось, но при более внимательном и скрупулезном рассмотрении выходит, что мы опять «попали пальцем в небо».
Мир гораздо сложнее (или проще), чем мы даже можем себе представить. И это замечательно!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (12)
Судя по тексту, Вы философ. Понятно, что парадигма это модель действия, труд, который человек создаёт в голове и действует в соответствии с образами и представлением. Но почему она формируется в голове человека и для чего?
У животных рефлексы, у человека парадигмы, которые, фиксируясь на церебральном и соматическом уровне, становятся привычками. Описаний как они используются, много. Но вопрос, что есть парадигма как нервный процесс, как и для чего этот процесс возникает в каждой человеческой голове, не раскрыт.
Видимо, они биологического происхождения человека из обезьяны не соответствует биологическому происхождению обезьяны, в процессе формирования которой человек не обнаруживается. Поэтому парадигмы происхождения человека от от обезьяны выдумки умствующих учёных, которые лукаво прячутся за учёными званиями. Человек есть, нет смысла изобретать его парадигму. Проще непосредственно познать человека, а не посредством обезьяны.
Тогда формирование парадигм обеспечивающих адаптацию станет необходимостью существования человека. Для примера, древний человек присвоил огонь, но воспроизводить присвоенное возможно только посредством парадигмы, которая формируется в процессе присвоения.
Дальнейшая судьба парадигмы зависит от способа преемственности, которая определяется условиями обитания, формируется хозяйственной деятельностью в соответствии с условиях обитания, ограничивается отношениями в процессе распределения и потребления, выступает определением значимости преемственности.
Понравился мне ваш блог! «Парадигма — это та самая печка, от которой все сейчас пляшут». Лучше и не скажешь, для понимания сути дела. В словарике иностранных слов, все как -то сухо, казенно. У вас жизненно, понятно, толково. Короче идея такого изложения мне понравилась, я приветствую!
Спасибо что вы есть, очень полезный сайт для нашего времени.
Временами, меня удивляет то, что казалось бы из самого обычного вопроса, можно перейти к теме экзистенциализма и невозможности полного познания мира и самого себя. Иногда это меня поражает и подталкивает еще к большему познанию мира.
Если правильно Вас поняла, то парадигма в медицине -это деньги, деньги , деньги?
Парадигма — это движение мысли от частного к общему (анализ)и обратный процесс от общего к частному синтез. Парадигма — это наш путь к разуму. Она для всех одна, ее заменить невозможно.
Рассудок разбирает мир на фрагменты и разрабатывается научный шаблон (свод законов и понятий частных наук). Вот научный шаблон может быть ложным, Что мы сейчас и имеем в науках.
Ложный научный шаблон это причина деградации и назревание кризисных явлений в обществе. Например, нестыковка ньютоновской физики и планковской, или например, ложное определение алгоритма, если алгоритм — это последовательность решения задач, то объясните с какого рожна в голове появляются аксиомы, которые принимаются без доказательств.
То есть отсутствует последовательность решения задач. Вывод простой определение алгоритма ложное.
Новая парадигма развития общества: Сакральное триединство РНК, где РНК = Религия глобальная (единобожие) + Наука реальная (квант и цифра) + Культура звёздная (закон сохранения божества Ра, возведенный в культ)
Термин «парадигма» встречается не редко, но чаще всего это определение слышу от эзодуриков и любителей капустного листа, так и думала, что это что-то на их шизотерическом, а оказывается всё намного проще и логичнее, буду знать 🙂
Самое лучшее и короткое:
« очки через которые мы смотрим на мир»
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО в 7 словах весь смысл!
Мне статья понравилась. Понятные, ясные, внятные рассуждения. Да и с грамматикой русского языка порядок, орфографических и стилистических ошибок нет. Браво!
Спасибо огромное автору за внятное и совершенно не скучное объяснение термина! Прочёл с удовольствием и пользой с таким чувством, будто это мои мысли, которые я немного не успел высказать раньше
Единственный сайт, на котором поняла, спасибо.
Источник
Парадигма как способ познания
Паради?гма (от др.-греч. . «пример, модель, образец» Матрицу составляют следующие компоненты:
• «символические обобщения», т.е. выражения, которые используются членами научной группы без сомнений и разногласий;
• необходимые предписания (или метафизические парадигмы);
• ценности, признанные в рамках данной дисциплины;
• «образцы» решения задач-«головоломок».
Они и обеспечивает функционирование «нормальной науки».
Соотнесение понятий «парадигма» и «научная теория» выявляет их нетождественность. Понятие парадигмы шире понятия теории и пред¬шествует ей. В него включены социально-психологические и этичес¬кие правила и нормы. Формирование научной парадигмы говорит о зрелости той или иной научной сферы. Выбор определенной парадиг¬мы обусловлен не только логическими критериями, как это принято в сфере строгой научной теории, но также ценностными соображения¬ми.
Это понятие, в современном смысле слова, введено американским физиком и историком науки Томасом Куном, который выделял различные этапы в развитии научной дисциплины:
-допарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы);
-господства парадигмы (т. н. «нормальная наука»);
-кризис нормальной науки;
-научной революции, заключающейся в смене парадигмы, переходе от одной к другой.
Согласно Куну парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих определенную парадигму. Как правило, парадигма фиксируется в учебниках, трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки, научной школе. К парадигме можно отнести, например, взгляды Аристотеля, ньютоновскую механику и тому подобные вещи.
Модель – такая мысленно представляемая или математически реализована система, которая воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что его исследование дает новые знания об объекте. Шаги: построение, изучение модели, экстраполяция – перенос данных на оригинал. Структура: субъект, объект-носитель, объект-посредник – модель, контекст моделирования.
Формы моделирования весьма разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме.
Теоретическая модель – это модель реальности идеализированного, абстрактного содержания. Это базовый уровень структуры теоретического знания, относительно которого формулируются законы теории. Элементы модели — абстрактные объекты, которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом.
Рассмотрим вначале, как устроены теоретические модели.
В качестве их элементов выступают абстрактные объекты (теоретические конструкты), которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом.
Теоретические модели не являются чем-то внешним по отношению к теории. Они входят в ее состав. Их следует отличать от аналоговых моделей, которые служат средством построения теории, ее своеобразными строительными лесами, но целиком не включаются в созданную теорию.
Источник
Лекция «Парадигма и её роль в развитии науки. Научная парадигма»
Тема: Парадигма и её роль в развитии науки.
Содержание понятия «парадигма».
Различные парадигмы образования:
а) традиционалистско-консервативная (знаниевая парадигма);
б) рационалистическая (бихевиористская, поведенческая);
в) феноменологическая (гуманистическая парадигма);
д) неинституциональная парадигма;
ж) гуманитарная парадигма;
з) обучение «через совершение открытий»;
и) изотерическая парадигма.
Содержание понятия «парадигма».
В широком смысле слова парадигма может быть определена как набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного научного сообщества.
Некоторые из парадигм имеют философскую природу, они общие и всеохватны, другие парадигмы руководят научным мышлением в довольно специфических, ограниченных областях исследования. Поэтому некоторые парадигмы обязательны для всех естественных наук, другие – лишь для астрономии, физики, биологии и т. д.
Парадигма для науки столь же существенна, как и наблюдение, эксперимент Приверженность к определённым парадигмам есть необходимая предпосылка любого серьёзного научного дела. В науке невозможно объять необъятное и тогда учёному приходится сводить проблему до рабочего состояния, и его выбор направляется ведущей парадигмой данного времени. С другой стороны, ни одна парадигма никогда не способна объяснить все имеющиеся факты, и тогда для теоретического объяснения одних и тех же данных можно использовать многие парадигмы.
Таким образом, в принципе невозможно заниматься наукой без некоторого набора априорных убеждений, фундаментальных метафизических установок и ответов на вопрос о природе реальности и человеческого знания. Но следует помнить об относительной природе любой парадигмы – какой бы прогрессивной она не была и как бы убедительно не формулировалась. Её не следует смешивать с истиной о реальности.
Современная наука добилась поразительных успехов и стала мощной силой, формирующей жизнь миллионов людей. Её материалистическая и механистическая ориентация почти полностью заменила теологию и философию в качестве руководящих принципов человеческого существования и очень существенно преобразовала мир, в котором мы живём. До недавнего времени в учебниках по различным дисциплинам история науки описана преимущественно как линейное развитие с постепенным накоплением знаний о Вселенной, а кульминацией этого развития представляло современное состояние дел. Каждый период в истории научных идей и методов представлялся как логическая ступенька в постоянном приближении ко всё более точному описанию Вселенной и к предельной истине о существовании. Дальнейший анализ научной истории и философии показал, что история науки далеко не прямолинейна и, несмотря на технологический прогресс, научные дисциплины вовсе не обязательно приближают нас к более точному описанию реальности.
Впервые эти сомнения высказал в своей работе «Структура научных революций» (1962 г. физик, историк) Томас Кун. Именно в этой работе он разработал концепцию парадигм. Согласно теории Т. Куна парадигмы играют решающую, сложную и неоднозначную роль в истории науки. Ранним стадиям наук, которые Т.Кун описывает как «до-парадигмальные периоды», свойственны концептуальный хаос и конкуренция многих расходящихся воззрений на природу. Ни одно из этих воззрений невозможно было отбросить как неверное, так как они все приблизительно соответствовали наблюдениям и научным методам того времени. И любая правдоподобная концептуализация упорядочивала ситуацию и начинает играть доминирующую роль. Когда парадигму принимает большая часть научного сообщества, она становится обязательной точкой зрения. И тут было важно не принимать её как исчерпывающую картину мира (что довольно часто происходило в истории науки), а принимать как удобное приближение и модель для организации существующих данных.
Следовательно, парадигмы выполняют существенную роль для упорядочения научных исследований и для научного прогресса в целом. Однако на определённых стадиях развития они действуют как концептуальная «смирительная рубашка», покушаясь на возможности новых открытий и исследования новых областей реальности. В истории науки прогрессивная и реакционная функции парадигмы чередуются с некоторым предсказуемым ритмом.
Итак, парадигма принята большинством мирового научного сообщества, наступает стадия «нормальной науки», как её назвал Т. Кун, поскольку нормальной наукой занимается большая часть учёных, то её просто называют наукой. Нормальная наука основывается на допущении, что научное сообщество знает, что такое Вселенная. Пока существует принятая большинством парадигма, становится само собой разумеющимся, что законными считаются только такие проблемы, которые исследуются в русле данной парадигмы. Она гарантирует и предсказуемость результата. Естественно, что научное сообщество сдерживает и подавляет (часто дорогой ценой) всякую новизну. Потому что новшества губительны для главного дела, которому служит данная парадигма. Парадигма несёт в себе не только познавательную, но и нормативную функцию, она утверждает, определяет и разрешает проблемное поле, устанавливает допустимые методы и набор стандартных решений. Нормальная наука по сути дела занимается только решением задач; её результаты в основном предопределены самой парадигмой, она производит мало нового. Учёные отбирают те проблемы, которые могут быть решены при помощи существующих концептуальных и инструментальных средств. Новые знания в этих условиях не просто редкость, они в принципе невозможны. Новые теории не могут возникнуть, не разрушая старые воззрения. Новая радикальная теория никогда не будет дополнением или приращением к существующим знаниям. Она меняет основные правила, требует решительного пересмотра или переформулирование фундаментальных допущений прежней теории, проводит переоценку существующих фактов и наблюдений.
Каждая научная революция предвещается периодом концептуального хаоса, когда нормальная наука приведёт к выявлению явных аномалий в действующей парадигме. Сначала будут считать, что это результат «плохого исследования», ошибки эксперимента. Но когда результаты будут подтверждаться повторными экспериментами, это может привести к кризису в данной области науки. Однако и это ещё может не привести к смене парадигмы, начинается концентрация внимания на проблеме лучших умов науки, растёт число конкурирующих обоснований, неудовлетворённость старой парадигмой возрастает. Несостоятельность старых правил ведёт к поиску новых. Во время переходного периода возможно существование старой и новой парадигмы. Между двумя конкурирующими школами сваё1т серьёзная проблема коммуникации. Новой парадигме придётся пройти испытание по определённым критериям качества. Она должна показать решение каких-то ключевых проблем в тех областях, где старая парадигма оказалась несостоятельной.
После сдвига парадигмы старую теорию можно понимать в некотором смысле как частный случай новой, но для этого её нужно сформулировать иначе и преобразовать. Новая парадигма редко принимается легко, поскольку это зависит от различных факторов эмоционального, политического, административного, финансового и др. обстоятельств. В зависимости от обстоятельств могут потребоваться усилия не одного поколения, прежде чем новый взгляд на мир установится в научном мире.
Как только новая парадигма будет принята, её основные положения включаются в учебники.
2. Различные парадигмы образования.
В ходе исторического развития общества и образования как его важнейшего института сложились различные парадигмы образования. Поэтому сегодня можно говорить о том, что существует определенное множество парадигм образования, среди которых наиболее распространены следующие: традиционалистско-консервативная (знаниевая парадигма); рационалистическая (бихевиористская, поведенческая); феноменологическая (гуманистическая парадигма); технократическая; неинституциональная парадигма; гуманитарная парадигма; обучение «через совершение открытий»; эзотерическая парадигма.
Эти парадигмы различаются своими подходами к выбору главной цели образования, к пониманию роли и предназначения образования в системе общественных институтов, к его видению в системе подготовки человека к жизни, формирования общей и профессиональной культуры подрастающих поколений. Рассмотрим более подробно характерные особенности каждой из приведенных парадигм образования.
А . Знаниевая традиционалистская парадигма . Главная цель знаниевой парадигмы заключается в передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации и ее опыта. Эта передача осуществляется на основе выдержавшей испытание временем совокупности знаний, умений и навыков, а также нравственных идеалов и жизненных ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка, позволяющих обеспечить функциональную грамотность и социализацию обучающихся.
Б . Бихевиористская рационалистическая парадигма образования предполагает, прежде всего, обеспечение усвоения знаний, умений и навыков и практического приспособления молодого поколения к конкретным условиям существующего общества. Образовательная программа полностью переводится на язык конкретных поведенческих терминов, на язык «измеряемых единиц поведения» (Р. Мейджер). Главный термин этой парадигмы: «Школа – это фабрика, для которой учащийся представляет собой «сырье». В основу парадигмы положена концепция социальной инженерии Б. Скиннера, согласно которой цель школы состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальное обучение, корректировка.
Недостатком как традиционалистской, так и рационалистической модели обучения является их слабая гуманистическая направленность. В соответствии с ними обучающийся рассматривается только как объект педагогического воздействия, а не как субъект жизни, свободная самодостаточная личность, способная к саморазвитию и самосовершенствованию. В рационалистической модели образования отсутствует творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность.
В. Гуманистическая (феноменологическая) парадигма образования рассматривает и педагога, и обучающегося как равноправных субъектов образовательного процесса. Его главной целью выступает при этом персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, создание условий для развития и саморазвития обучаемого, предоставление ему свободы выбора для возможности максимальной реализации своих природных потенциалов и для самореализации. Гуманистическая парадигма предполагает свободу и творческий поиск как обучающихся, так и педагогов. Она ориентирована на творческое, духовное развитие личности, на межличностное общение, диалог, помощь и поддержку в самообразовании человека и его самосовершенствовании.
Г Технократическая парадигма образования провозглашает основной своей целью передачу подрастающим поколениям и усвоение ими «точного» научного знания, необходимого для дальнейшего совершенствования практики. «Знание – сила», поэтому ценность человека определяется его познавательными возможностями. Человек ценен не сам по себе, как уникальная индивидуальность, а лишь как специалист, носитель определенного эталонного (усредненного, стандартизированного) знания или поведения. Определенные элементы этой парадигмы присущи, к сожалению, и нашей системе инженерного образования, которая направлена преимущественно на профессиональную подготовку специалиста, а не на личностное его формирование.
Д. Неинституциональная парадигма образования ориентирована на организацию образования вне традиционных социальных институтов, в частности школ и вузов. Она предполагает получение образования человеком с помощью сети Internet, в условиях так называемых «открытых школ», дистантного обучения и т. п. При наличии определенных преимуществ такого образования (выбор удобного времени, индивидуализация режима обучения и его содержания) эта парадигма, вместе с тем, лишает учащегося или студента главного условия успешного образования и личностного развития – непосредственного контакта с учителем или преподавателем. А как совершенно справедливо подчеркивает В. Г. Кремень, «если даже использовать самые совершенные компьютерные системы, высокие коммуникационные технологии, которые, вне всякого сомнения, стимулируют динамику и эффективность учебного процесса, повышают интерактивность образовательной среды, никто и ничто не сможет полностью вытеснить и заменить искусство непосредственного педагогического диалога «учитель – ученик». Поэтому особенно важной становится подготовка высокопрофессиональных педагогических и научно-педагогических работников» [28, с. 15].
Ж Гуманитарная образовательная парадигма (по И. А. Колесниковой), центром которой становится не обучающийся, усваивающий готовые знания, а человек, познающий истину. Но поскольку однозначной истины не существует, то важна не сама истина, а отношение к ней. При этом субъект-субъектные взаимодействия и отношения участников педагогического процесса строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога, обмена мнениями и взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции, познание мира путем обмена духовными ценностями.
З. Парадигма обучения «через совершение открытий» (Джером Бруннер). В соответствии с этой парадигмой, обучающиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил и одновременно плодотворно влияющие на развитие продуктивного мышления. Творческое обучение, по Д. Бруннеру, отличается как от усвоения «готовых знаний», так и от обучения путем преодоления трудностей тем, что обучающиеся на основе накопления и оценки данных по определенной проблеме формируют соответствующие обобщения и даже выявляют закономерности, выходящие за рамки изучаемого материала.
Сегодня многие практики и ученые часто обращаются к божественному провидению, к мировому разуму, космосу, прозрению и озарению. В этой связи нельзя не упомянуть об одной из парадигм образования, основанной на признании в той или иной форме существования мирового разума.
И. Эзотерическая парадигма образования , по мнению И. А. Колесниковой, отражает самый высокий уровень взаимодействия человека с внешним миром. Сущность этой парадигмы состоит в отношении к истине как вечной и неизменной, которую человеку нельзя понять, но к ней можно приобщиться в состоянии особого озарения. Высший смысл педагогической деятельности, по утверждению сторонников этой парадигмы, заключается в освобождении природных, сущностных сил человека для общения с космосом, для развития познавательных способностей, смыслотворчества, духовности и нравственного самосовершенствования. Однако эта парадигма основывается только на одной сфере взаимодействия людей – ноосфере. Но для того, чтобы гармонизировать отношения человека с миром планеты Земля и космосом, с обществом и самим собой, очевидно, необходимо учитывать также всю совокупность его взаимодействий с социосферой и психосферой.
В современном образовании в целом сложились две основные парадигмы: формирующая (традиционная) и личностно-ориентированная (гуманистическая). Формирующая парадигма, в свою очередь, имеет две разновидности, одним из которых выступает знание-ориентированный , а вторым – деятельностно-ориентированный подход к содержанию и технологиям образования.
Рассмотрение современных парадигм образования и подходов к его организации позволяет сделать вывод о том, что сегодня для человека образование представляет собой не просто определенную сумму знаний, умений и навыков, но и психологическую готовность к непрерывному их накоплению, обновлению, переработке, иными словами, к постоянному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию и совершенствованию личности.
Проанализированные парадигмы существуют в системе образования, которая является глобальным объектом педагогики, так как оно объединяет процессы обучения и воспитания и представляет собой интернационализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами.
Источник