Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.
ТЕМА 10: Художественные направления и стили в искусстве
Тема урока: Понятия: «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль художника».
Домашнее задание: описать один из портретов написанный И. Репиным с точки зрения художественного образа, стиля, языка искусства. Учить конспект.
Анализ произведения живописи.
1. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.
2. Художественный образ. Особенности композиции.
3. Основные средства создания художественного образа (язык искусства): колорит, рисунок, светотень, манера письма.
Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года.
Другое название картины «Иван Грозный убивает своего сына». Картина написана русским художником И. Репиным в 1885 году, в стиле русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.
Сюжетом к этой драматическому произведению великого художника послужили исторически действительный факт 1581 года 16 ноября Иван Грозный убил своего сына.
Посередине сидит обезумевший старик с убитым сыном на коленях. Секундное помутнение рассудка заставило отца насмерть ударить жезлом в висок собственного сына. Тут же осознав произошедшее, старик бросается к своему любимому наследнику, панически пытается зажать кровавую рану рукой, прижимает к себе и целует сына в лоб, глядя вдаль полными ужаса и отчаяния глазами. Он уже понял, что случилось ужасное и непоправимое… Жертва на картине, сын Иван, вызывает у зрителя сострадание и жалость: его лицо выражает спокойную обреченность, а поза – полное отсутствие жизненных сил.
Добавляет напряженности: тона картины либо кричащие кроваво-красные, либо темные и мрачные; орудие убийства – жезл с острым наконечником, запачкано кровью; кресло упало, ковер сбился.
Произведение поражает, пугает и увлекает зрителя своей яркой выразительностью и сюжетом.
Направления в искусстве представляют собой систему художественных приемов, средств выразительности, которые призваны выразить определенную идею, мировоззрение, доминирующее в определенном сообществе на данном отрезке времени. Стили развивались на протяжении последнего тысячелетия, последовательно сменяя друг друга. Иногда новый стиль возникал, как продолжение и развитие предшествующего, иногда становился следствием борьбы с идеями предшественника.
В отдельных случаях выделить стиль настолько сложно, что его скорее относят к категории направления. Так символизм, кубизм можно отнести, как самостоятельно сформированным стилем, так и считать их направлениями всеобъемлющего модернизма.
Каждая эпоха рождала не один художественный стиль. Изучая произведения искусства, можно узнать лучше то время, в которое сформировался и господствовал тот или иной художественный стиль.
У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.
Чтобы приблизиться к искусству, не обойтись без понимания таких категорий, как образ, стиль, язык.
Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.
Художественный образ часто понимается как часть произведения искусства. Например, образ главного героя, образ природы и т.п. В музыке (опере, балете, программной музыке) образ выражается какой-либо музыкальной темой, лейтмотивом, являющимся образной характеристикой персонажа.
Художественный образ можно понимать и как способ бытия произведения в целом. В этом случае имеется в виду выразительность произведения, его воздействие на зрителя, слушателя, читателя.
Рассмотрим некоторые образы произведений.
Вот каменный сфинкс – хранитель вечности. Смотрит на зрителя величественно и бесстрастно. Ему недоступны смятение и тревоги. С давних времен образ сфинкса воплощал загадочность, мудрость, непостижимость.
Портрет юноши в золотом венце написан неизвестным египетским художником ещё в начале 2 века. Этот образ обладает огромной притягательной силой. В нём всё прекрасно: большие выразительные глаза, прямой нос, лёгкие завитки волос, едва уловимая улыбка. Смуглое лицо оттеняет золотые пластины венка и белый цвет одежды. В портрете сочетаются юношеская мягкость черт лица и волевой, направленный на зрителя взгляд юноши.
Французский скульптор Огюст Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные граждане города Кале в 14 веке. Во время осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с верёвками на шеях, они пришли на верную смерть для спасения всех жителей города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, духовной напряжённостью. Главная мысль композиции — можно быть побежденным – но не сломленным.
Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.
В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.
Рассматривая произведение искусства в стилевом отношении мы должны учитывать эпоху, направление или исторический стиль (можно назвать как угодно) во время которой было создано это произведение. У каждого направления имеются свои неповторимые черты. Также мы учитываем личные, индивидуальные приёмы присущие каждому автору и национальную принадлежность.
Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что стиль – это эпоха, в других видах искусства – живописи, литературе, музыке – о том, что стиль – это человек.
Стиль — это производная эпохи. Эпоха -определенный временной период в искусстве. Сколько эпох — столько и стилей. Всё взаимосвязано.
Стиль — это человек. В любом творчестве автор показывает свой стиль, свою изюминку, то, что выделяет его из массы.
Го́тика, готический стиль — период в развитии средневекового искусства, развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Хотя термин «готический стиль» чащевсего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.
Основные черты (в архитектуре):
2. Заострённые арки и башни
3. Ассиметричность и т.д.
Произведения в индивидуальном стиле
Стиль Ван Гога – короткие, иногда кажется беспорядочные мазки. Некоторые картины написаны равными мазками-штрихами, некоторые волнистыми мазками, в зависимости от содержания картины, от образа, который воплощён на полотне.
Картины Сергея Совкова написаны в оригинальном живописном стиле, похожем на витраж или мозаику, через который передается индивидуальность работ художника.
Совков Сергей Михайлович – замечательный художник из города Тольятти. Член Творческого Союза художников России с 2006 года..
ХУДОЖНИК ОЛЕГ БЕСЕДИН. Олег Беседин в своем творчестве сочетает современные цифровые технологии с традиционной импровизационной графикой, продолжая поиск нового, современного, актуального языка в искусстве.
Василий Кандинский один из основателей стиля Абстракционизм. Одно из главных художественных направлений в искусстве 20 века. Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движения мысли и эмоциональные сопереживания.
Нельзя назвать ни точного времени возникновения абстракционизма, ни его основоположника. Признанными вдохновителями абстракционизма считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Модриан, Франтишек Купка, Робер Делоне, изложившие основные положения этого направления в своих теоретических трудах и программных заявлениях.
Национальный стиль
Язык искусства – это система изобразительно-выразительных средств, используемых определенным видом искусства. Художественный язык каждого вида искусства обладает неповторимыми качествами.
Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом.
Общие средства выразительности в языке искусств — композиция, форма, фактура, ритм, тон, интенсивность. Всё это обеспечивает выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца.
Конспект.
Художественный образ — это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства.
Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.
В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.
Язык искусства – это система изобразительно-выразительных средств, используемых определенным видом искусства. Художественный язык каждого вида искусства обладает неповторимыми качествами.
Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом.
Общие средства выразительности в языке искусств — композиция, форма, фактура, ритм, тон, интенсивность.
Дата добавления: 2021-03-18 ; просмотров: 10 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Урок 02. Художественный образ — стиль — язык
Внимательно прочитайте весь текст, рассмотрите изображения, послушайте музыку.
Ответьте на вопросы в конце страницы.
Информацию, выделенную жирным шрифтом, спишите в тетрадь.
У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.
Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые участвуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.
Художественный образ — это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.
Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.
В искусстве различают:
— стиль эпохи (исторический),
— национальный стиль (принадлежность тому или иному народу),
— индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.
Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль — это эпоха», в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это человек».
Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, — фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее — в языке искусств.
При этом каждый вид искусства говорит своим языком:
живопись — цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, литература — словом,танец — пластикой жестов и движений. К. Малявин. Вихрь
Источник
Палочка для письма авторский почерк совокупность приемов способов особенностей творчества
Художественный образ – стиль – язык
У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.
Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые соучаствуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.
Художественный образ — это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства.
Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.
Художественный образ часто понимается как часть произведения искусства. Например, образ главного героя, образ природы и т. п. В опере, балете и программной музыке это может быть тема, лейтмотив, являющиеся постоянной образной характеристикой персонажа. Например, тема«Прогулки» в сюите М. Мусоргского «Картинки с выставки», лейтмотив феи Карабос в балете П. Чайковского «Спящая красавица» и др.
Художественный образ можно понимать и как способ бытия произведения искусства, взятого в целом. В этом случае имеется в виду выразительность произведения, его воздействие на зрителя, слушателя, читателя.
Художественный образ отличает единство внутреннего духовного содержания и внешнего материального воплощения.
Рассмотрим образы некоторых произведений искусства.
Величественно и бесстрастно взирает каменный сфинкс — хранитель вечности. Ему недоступны душевное смятение и тревоги. Человек же испытывает разнообразные чувства: печаль и радость, любовь и ненависть, восхищение и презрение, гордость и смирение. Эти чувства овладевают и художником, который облекает их в формы, присущие его времени. Эти формы диктуются стилем эпохи и художественной манерой мастера.
Портрет юноши в золотом венке написан неизвестным египетским художником ещё в начале II в. Огромной притягательной силой обладает этот образ. В нём всё прекрасно: большие выразительные глаза, изящный поворот головы, лёгкие завитки волос, прямой нос, пушок над верхней губой и едва уловимая улыбка. Смуглое лицо оттеняет венок из тонких золотых пластин и белый цвет одежды. В портрете сочетаются юношеская мягкость черт лица и волевой, решительный взгляд, направленный прямо на зрителя.
Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные люди города Кале в XIV в. Во время осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с верёвками на шеях , они пришли на верную смерть для спасения всех жителей города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряжённости героев, лаконичностью и глубиной характеристики каждого из них. Такой образ родился благодаря беспокойному, дробному ритму композиции, резким контрастам фигур, напряжённости поз и жестов.
Главные персонажи картины «Вихрь» русского художника Ф. Малявина — крестьянки в ярких нарядах. Всё полотно заполнено буйным вихрем красок, полыхающим колоритом, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгорячённые лица женщин. Преобладающий красный цвет словно теряет свойства предметного мира и приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнём, пожаром, неуправляемой стихией русской души. Формы и краски наплывают друг на друга, создавая внутреннее напряжение. Смелая живопись Малявина с её крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом подчёркнуто декоративна. В её сюжете можно увидеть надежду на духовное возрождение русского народа. Художник акцентирует мощное стихийное начало в женских образах, придавая им значительность и монументальность.
Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль — это эпоха», в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это человек».
Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, т.е. фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее — в языке искусств.
При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись —цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.
Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.
Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.
Действие, запечатленное на ней, происходит в одном из помещений дворца, превращенном в мастерскую живописца. В центре комнаты стоит маленькая белокурая принцесса Маргарита, которой одна из фрейлин подает кувшин с питьем. Другая фрейлина присела в почтительном поклоне. Сцена поднесения питья инфанте определяется дворцовым этикетом, строгим порядком церемонии и воспроизведена художником во всех деталях.
Молодых фрейлин, с детства служивших у принцессы, называли «менинами», отсюда название картины. Изображенная на полотне группа исполнена необычайной грации, а живая игра света и блеск красок придают ей вид изысканного цветника. Справа от принцессы – фигура любимой карлицы и мальчика-карлика, который толкает ногой большого сонного пса. Эта группа обрамляет центральную сцену справа. Слева изображена часть большого холста, повернутого к зрителю обратной стороной. Перед ним в задумчивости застыл живописец. Чуть дальше выделяются фигуры двух придворных, а в глубине картины, в дверном проеме, – силуэт еще одного человека, отводящего рукой занавес. Растворенная дверь углубляет пространство комнаты, оттуда струится свет, наполняющий комнату переливами красных, золотистых, розовых и зеленоватых тонов одежд. Стены комнаты украшены большими живописными полотнами. Почти все лица присутствующих обращены на зрителя.
Существуют различные толкования сюжета и жанра картины. Ее можно рассматривать как портрет инфанты Маргариты, младшей дочери короля, которая была всеобщей любимицей во дворце и всегда находилась в центре всеобщего внимания. Возможно, автор хотел представить одну из дворцовых сцен с инфантой, расширяя границы обычного портретного жанра. Но принцессу на картине окружают не просто придворные, а конкретные исторические лица, изображенные с достоверным сходством, и художник возле холста – это сам Веласкес. Все это позволяет говорить о картине как о групповом портрете.
Можно также рассматривать сюжет картины как одну из сцен повседневной дворцовой жизни или как творческий процесс создания живописного произведения. Но что изображает живописец, двойник Веласкеса, на огромном холсте? На кого направлены все взгляды присутствующих? Среди полотен, размещенных на дальней стене, одно словно светится изнутри. Это не картина, а зеркало, в котором отражается королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Они незримо присутствуют за пределами картины, на них направлены почтительные взгляды придворных, в них, отступив от полотна, всматривается художник. Так художник расширяет сюжет картины, включая в реальное действие домысливаемый объект и самого зрителя. А сцена с инфантой становится лишь звеном в синтезе видимого и представляемого.
Среди всех действующих лиц живописец занимает довольно скромное положение, что соответствует его социальной роли, но то, что он изображен в процессе творчества, позволяет иначе взглянуть на его роль в общем замысле картины. Это благодаря ему все, изображенное на холсте, приобрело реальное существование. Он – истинный господин положения, а короли, призрачное отражение которых мерцает в зеркале, не являются высшей духовной силой и вынуждены быть лишь свидетелями триумфа Творчества. Великолепное разнообразие фигур, светлых и темных, обозначенных контуром и погруженных в полумрак, находится в зависимости от света и цвета, которые не только расставляют необходимые акценты, но и все объединяют.
Па́бло Пика́ссо (1881-1973) — испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер.
Менины (1957), Музей Пикассо, Барселона
В последние годы жизни Пикассо пишет несколько картин по мотивам работ старых мастеров. Среди них 44 вариации «Менины» (около 1656) Диего Веласкеса. На картине Веласкеса сам художник стоит перед большим холстом. Маленькая принцесса (инфанта) Маргарита расположена в центре, в окружении фрейлин. Ее родители, король и королева, изображены отраженными в настенном зеркале. Пикассо сохранил композицию картины, но при этом трансформировал каждую деталь. Так, например, гигантский мастифф Веласкеса превратился в маленькую комнатную собачку, моделью для которой, возможно послужила одна из собачек самого Пикассо.
• Рассмотрите изображения на слайдах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?
• Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений.
Обсудите, какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение.
• К какому стилю — историческому, национальному, индивидуальному — можно отнести эти произведения искусства?
• Какие из этих произведений созданы современными авторами?
• В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать эти образы?
• Как вы понимаете выражения: «стиль — это эпоха» и «стиль — это человек»?
Источник