Палаты парламентов зарубежных стран способы формирования

Порядок формирования парламентов в зарубежных странах, их структура.

Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент также формирует другие высшие органы государства, например в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, объявляет амнистию и т.д.

Парламент обычно состоит из верхней и нижней палаты. Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты – сенаторами.

Депутаты нижней палаты парламента избираются обычно на 4-5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многоступенчатых выборов.

Верхняя палата формируется различными способами: путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены с США, Бразилии, Италии, Японии и др. Путем косвенных выборов формируется сенат во Франции. Прямым голосованием избирается только 3-я часть сенаторов, 2-я часть назначается по конкретным представлением кандидатур, остальная часть избирается провинциальными советами заочным путем (Бельгия).

Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком.

К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы избираются на более длительный срок и палата обновляется по частям. Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава. Он может быть распущен досрочно. Парламент (палата) не может быть распущен в условиях военного или чрезвычайного положения.

Основаниям для роспуска парламента: при выражении недоверия правительству по инициативе парламента; при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент не может сформировать

правительство в определенный срок или начать пленарные заседания; если парламент не принимает государственный бюджет в течение определенного срока; если он неоднократно лишал доверия правительство в течение установленного срока; если он не способен принимать решения; если он не выразил доверия правительству, которое он же сформировал; если неоднократно отклонял кандидатуру премьер-министра, предложенную президентом.

Классификация зарубежных парламентов.

1) Парламент – это представительный орган.

1) а) однопалатные – Дания, Люксембург, Финляндия, Парагвай, Новая Зеландия), б) двухпалатные — Вторая, или верхняя палата была введена, во-первых, для представительства аристократии и, во-вторых, для сдерживания радикализма нижней палаты. Вторая палата имеет смысл в федеративном государстве, где она представляет интересы субъектов федерации. Длительное время подавляющее большинство парламентов зарубежных стран были двухпалатными.,

2) 1. парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, так как в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты (Конгресс США)

2. парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Великобритании и Новой Зеландии, Италии, Ирландии

3.Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции.(Индийский парламент)

Полномочия зарубежных парламентов.

Компетенция парламента — это совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа — парламента.

В конституционно-правовой науке компетенцию парламента принято рассматривать в двух аспектах: по объему полномочий и по направления деятельности (по предмету ведения).

По объему конституционных полномочий выделяют парламента:

· 1) с неограниченной компетенцией;

· 2) с абсолютно абсолютно ограниченной компетенцией;

· 3) с относительно ограниченной компетенцией.

В ряде стран с парламентской формой правления компетенция парламента неограниченная, т.е. не существует никаких конституционных ограничений в отношении содержания законодательных актов, никаких препятствий к принятию какого бы то ни было закона. Считается, что парламент имеет право принимать закон по любому вопросу. (Новая Зеландия, Великобритания, Япония).

Парламенты с абсолютно ограниченной компетенцией характерны для тех стран, где конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Парламент не имеет право выходить за рамки своих полномочий (Франция).

Абсолютно ограниченная компетенция парламентов во многих развивающихся странах, главным образом в бывших колониях Франции (Сенегал, Габон и др.).

Относительно ограниченная компетенция встречается в основном в некоторых федеративных и децентрализованных унитарных государствах, для парламентов которых характерна относительная подвижность границ их властных полномочий (ФРГ, Индия, Испания). Поскольку в таких государствах компетенция центральной власти конституционно ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований, то соответственно парламент может действовать только в этих рамках.

В научной литературе выделяют также консультативные парламенты, которые по своему существу являются совещательными органами при монархе (Бруней, Тонга, Бутан).

Источник

39. Способы формирования палат парламента в зарубежных странах

Парламент определяется как общегосударственный представительный орган, осуществляющий законодательную власть.

Большинство Парламентов в современном мире состоит из одной или двух палат. Редко встречаются трехпалатные парламенты.

Федеративные государства имеют, как правило, двухпалатный Парламент, верхняя палата которого представляет субъекты, входящие в состав Федерации (США, Германия, Бразилия, Мексика, Швейцария и др.).

Двухпалатные Парламенты имеются и в некоторых унитарных государствах (Италия, Испания, Франция, Япония и др.), верхняя палата которых формируется от административно-территориальных единиц.

Почти в половине стран Европы – однопалатные Парламенты (Болгария, Венгрия, Дания, Швеция, Финляндия и др.).

Читайте также:  Кастрация открытым способом как это

В большинстве стран Америки и во многих странах Азии (Индия, Филипинны, Малайзия и др.) – двухпалатные Парламенты.

Нижние палаты и однопалатные Парламенты именуются как Национальное собрание (Франция, Вьетнам), Национальный совет (Австрия, Швейцария), Палата депутатов (Италия, Бразилия, Чехия), Палата представителей (Бельгия, США, Япония).

Верхние палаты именуются обычно как Сенат, но есть и другие наменования: Федеральный совет (Австрия), Бундесрат (Германия), Совет штатов (Индия).

Принято различать две разновидности верхних палат Парламента: система слабой верхней палаты, которая может временно отсрочить принятие решения, но не может блокировать его, и система сильной верхней палаты, без согласия которой решение Парламента не может быть принято.

Однопалатные Парламенты и нижние палаты формируются в подавляющем большинстве путем их избрания на всеобщих прямых выборах. Срок их полномочий от 2 до 7 лет. Например, Палата представителей США избирается сроком на 2 года, Бундесрат ФРГ и Палата представителей Японии – на 4 года, Национальное собрание Франции – на 5 лет, Палата представителей Ирландии – на 7 лет.

Верхняя палата формируется различными путями.

Избрание путем прямых и косвенных выборов. Обновление состава верхней палаты производится либо целиком, либо по частям. Сенат США, например, обновляется каждые два года на одну треть. Сенат Франции избирается путем косвенного голосования и обеспечивается представительство территориальных коллективов республики (ст. 24 Конституции Франции). Прямыми выборами избираются верхние палаты в США, Италии, Японии, Швейцарии.

В ряде стран существуют смешанные системы, сочетающие элементы выборности и назначения (раздел II главы I Конституции Бельгии, ст. 18 Конституции Ирландии).

Срок полномочий верхних палат обычно более продолжительный, чем у нижних палат. Например Сенат США избирается сроком на 6 лет, Сенат Франции – сроком на 9 лет.

Имеются и другие способы формирования верхних палат. В ФРГ, например, Бундесрат состоит из членов Правительства земель; в Швейцарии члены Совета кантонов выбираются в одних кантонах непосредственно населением, в других – Парламентами кантонов.

В ряде стран конституции предусматривают возможность роспуска нижней палаты Парламента (Франция, ФРГ, Италия и др.). Конституция Венгрии (ч.2 п.28) предусматривает возможность самороспуска Государственного собрания до истечения срока полномочий.

Источник

Структура парламентов в зарубежных странах. Особенности образования верхних палат

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной.Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, который может иметь разные названия (национальное, народное собрание, конгресс, меджлис и т. д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент», которое используется теперь в некоторых конституциях.

Для буржуазных парламентов в период их возникновения была характерна двухпалатная структура. В унитарных государствах она отразила прежде всего компромисс между стремящейся к власти буржуазией и дворянством. При этом нижние палаты формировались путем прямых выборов. Представительным нижним палатам противостояли верхние, назначаемые главой государства, либо формировавшиеся по наследственному признаку, либо образованные тем и другим путем. Такая структура парламентов более обоснованна для федераций, где верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.

Порядок формирования парламентов часто находится в прямой зависимости от их структуры. Нижние палаты парламентов, как и однопалатные парламенты, почти всегда формируются посредством прямых выборов. Что касается формирования верхних палат, то здесь можно выделить следующие основные способы.

1. Формирование верхней палаты посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов. Наиболее типичные примеры дает государственная практика Индии, Норвегии и Франции.

2. Формирование верхней палаты посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат.

Верхняя палата Конгресса США — Сенат — избирается непосредственно населением, но не по территориальным избирательным округам, как члены Палаты представителей, а от каждого штата по два сенатора. Определение результатов голосования проводится по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

3. Формирование верхней палаты посредством назначения в наиболее чистом виде применяется в Федеративной Республике Германии. Верхняя палата Парламента — бундесрат — состоит из членов, назначаемых правительствами земель из своего состава.

5. Формирование верхней палаты смешанным путем, при котором в разных вариантах сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Сенат Бельгии, Сенат Ирландии). Способ формирования верхней палаты парламента можно оценить лишь с учетом того, в какой степени он влияет на фактическую роль соответствующей верхней палаты как консервативного, сдерживающего начала.

Если сопоставить метод формирования верхних палат с объемом их компетенции и правовым статусом, то можно установить следующую закономерность. Чем дальше процесс формирования этих палат отстоит от избирательного корпуса, тем меньше объем их компетенции. Самые сильные и влиятельные верхние палаты (Сенат США, Сенат Италии, Палата советников Японии) избираются прямыми выборами. Слабые же верхние палаты (Палата лордов, Совет штатов Индии, бундесрат) формируются без участия избирательного корпуса.

Источник

Порядок формирования парламентов в зарубежных странах

выборы – наиболее распространенный способ формирования парламента или его нижней палаты (при двухпалатной структуре).

Во многих странах в нижней палате резервируется определенное число мест (например, для женщин, представителей определенной этнической группы). Эти места могут быть заняты не только в порядке избрания, но и в результате назначения главой государства.

Согласно Конституции Фиджи, 25 членов нижней палаты Парламента (Палаты представителей) избираются всенародно, а еще 46 – в этнических общинах по определенной квоте, пропорциональной доле той или иной этнической группы в составе населения страны.

В некоторых странах право избирать определенную часть депутатов парламента (нижней палаты) предоставлено и иным субъектам. Так, девять из 107 депутатов Мажилиса (нижней палаты Парламента) Казахстана избираются Ассамблеей народа Казахстана (ст. 51 Конституции Республики Казахстан).

Читайте также:  Способы разделки рыбы тушки

Что касается верхних палат, то число способов их формирования здесь значительно больше. Можно выделить следующие основные способы:

Прямые выборы (США, Япония, Италия). Обычно в этом случае и нижняя, и верхняя палаты являются избираемыми, т.е. состоят из выборных депутатов. Однако различны используемые избирательные системы (например, в Японии), или по-разному определяются избирательные округа на выборах в нижнюю и верхнюю палаты. Кроме того, срок полномочий нижней и верхней палат, как правило, также не совпадает (например, в США срок полномочий депутатов нижней палаты – 2 года, а срок полномочий членов Сената – 6 лет, при этом каждые два года переизбирается одна треть сенаторов).

Косвенные выборы (Индия, Франция). В данном случае речь идет о том, что члены верхней палаты избираются не непосредственно населением, а специальными уполномоченными на то лицами, как правило, депутатами представительных органов территориальных единиц, на которые разделена страна. Например, согласно ст. 80 Конституции Индии, представители каждого штата избираются в Совет Штатов выборными членами законодательного собрания штата в соответствии с системой пропорционального представительства на основе системы единственного передаваемого голоса.

Назначение правительствами субъектов федерации. Такая модель используется в ФРГ (если условно рассматривать Бундесрат как верхнюю палату германского Парламента). Члены Бундесрата ФРГ наделяются полномочиями правительствами земель.

Избрание депутатами нижней палаты парламента из своего числа. Особенностью этого способа является то, что первоначально все депутаты выбираются избирателями, а уже затем происходит разделение депутатов на две палаты внутри депутатского корпуса. То есть, другими словами, депутаты, избранные народом, сами решают, кто из них будет заседать в нижней палате, а кто – в верхней. Примером страны, где реализована данная модель, служит Норвегия. Депутаты, первоначально избранные в Стортинг (парламент), избирают среди своих членов одну четвертую часть, которая образует Лагтинг, а остальные три четверти образуют Одельстинг (параграф 73 Конституции Норвегии).

Назначение главой государства. Эта модель характерна, прежде всего, для Великобритании, где, как указывалось выше, сохраняются феодально-аристократические элементы парламентаризма (в настоящее время они рассматриваются как своего рода памятник, как часть конституционного церемониала). Здесь члены Палаты лордов назначаются монархом по представлению премьер-министра. А для него свои рекомендации по включению отдельных граждан в состав Палаты лордов (в большинстве случаев за выдающиеся заслуги) готовит специальная комиссия. В некоторых странах правом представления главе государства претендентов для назначения в верхнюю палату парламента обладает достаточно большой круг субъектов. Например, на Фиджи Президент назначает членов Сената по рекомендации премьер-министра, Большого совета вождей, а также лидера оппозиции.

Правовое положение членов парламента в зарубежных странах

Парламентарием в широком смысле слова является любой член Парламента, т.е. любой его палаты. Во многих странах выражение «член парламента», или парламентарий, применяется только в отношении депутатов нижней палаты (например, в Великобритании MemberofParliament используется только по отношению к членам нижней палаты Парламента – Палаты общин).

В демократических государствах основными элементами статуса парламентария, служащими гарантией его деятельности, являются следующие:

свободный мандат (право парламентария голосовать на заседании парламента любым образом и не быть связанным предвыборными обещаниями или наказами избирателей.Напротив, в странах советского типа депутаты органов народного представительства, как правило, напротив, обладают императивным мандатом: в парламенте они должны голосовать исключительно так, как им наказали их избиратели);

депутатский иммунитет (член парламента не может быть привлечен к ответственности, пока решением соответствующей палаты парламента его полномочия не будут прекращены.Член парламента не может быть привлечен к ответственности за высказанное мнение, позицию, в том числе позицию, выраженную при голосовании, не может быть подвергнут аресту, обыску, личному досмотру, задержанию, за исключением случаев задержания на месте преступления);

депутатский индемнитет (выплата парламентарию денежного содержания, либо компенсации, связанной с участием в работе парламента, а также предоставление иных мер, связанных с социальным и материально-техническим обеспечением его деятельности);

право депутатского запроса, или интерпелляции (возможность члена парламента обращаться с официальными запросами, связанными с осуществлением им своей депутатской деятельности, к любым должностным лицам государства, включая членов правительства).

В ряде стран конституционно закреплены не только гарантии деятельности членов парламента, но и обязанности парламентариев. Так, довольно широко распространена обязанность членов парламента посещать заседания данного органа.

40. Законодательный процесс в зарубежных странах: характеристика основных стадий.

Законодательный процесс – это совокупность последовательных стадий, урегулированных конституцией и законодательством страны, связанных с принятием законов.

Учитывая, что в большинстве стран (за исключением абсолютных монархий) принятие законов – это функция парламентов, парламенты играют ведущую роль в законодательном процессе. В целом можно выделить следующие стадии законодательного процесса:

— рассмотрение законопроекта парламентом (или каждой из палат парламента, если парламент является двухпалатным);

— подписание и опубликование (промульгация) закона главой государства;

— вступление закона в силу.

Законодательная инициатива – это внесение проекта закона в парламент. Существенное значение в данном случае имеют два момента: (1) кто наделен правом законодательной инициативы и (2) в какую из палат парламента (если парламент двухпалатный) вносится законопроект.

Как правило, правом законодательной инициативы наделяются специальные субъекты – высшие органы государства (прежде всего правительство и премьер-министр) и депутаты парламента. Реже таким правом наделяется глава государства. В некоторых странах (Румыния, Испания) право представлять проект закона в парламент страны может принадлежать инициативной группе граждан (т.н. народная законодательная инициатива).

Например, в США правом вносить проекты законов на обсуждение Конгресса обладают только члены Сената и Палаты представителей (Президент вносит только проект бюджета). В ФРГ правом законодательной инициативы обладают Федеральное правительство, депутаты Бундестага и Бундесрата (группа депутатов)..

Читайте также:  Способы заключения договора при письменной форме

В большинстве стран (где реализована модель «слабой верхней палаты») законопроекты могут вноситься только в нижнюю палату (например, в ФРГ все законопроекты вносятся в Бундестаг). В странах же с «сильной» верхней палатой (т.е. там, где верхняя и нижняя палаты обладают одинаковыми полномочиями в законодательном процессе) законопроект может быть внесен в любую из палат (например, в США или Индии.Исключение составляет лишь проект бюджета, который вносится Президентом США исключительно в Палату представителей). В любую палату может быть внесен законопроект и во Франции, а если предмет законопроекта касается административно-территориального устройства страны, то он вносится в верхнюю палату (Сенат).

Рассмотрение законопроекта парламентом осуществляется поочередно каждой из палат (если парламент двухпалатный). Первой законопроект рассматривает та палата, куда был внесен законопроект (в большинстве случаев это нижняя палата). Затем законопроект направляется в другую палату (на практике встречаются случаи параллельного рассмотрения законопроекта в каждой из палат). Если в государстве действует модель «сильной» верхней палаты, то законопроект должен быть принят в идентичной редакции каждой из палат. Если палаты не могут прийти к единому мнению по поводу законопроекта (что препятствует принятию закона), создается согласительная комиссия из числа членов каждой палаты, которая вырабатывает взаимоприемлемый вариант. В странах, где реализуется модель «слабой» верхней палаты, верхняя палата может не согласиться с законопроектом, принятым нижней палатой, и отклонить его. Однако нижняя палата может повторно принять тот же закон, чем преодолеет вето верхней палаты.

Как правило, в большинстве парламентов мира рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях. Первое чтение (первое обсуждение, первое голосование) – оценка основной идеи (концепции) законопроекта; второе чтение – обсуждение проекта по существу, во всех деталях (во многих странах – обсуждение поправок к законопроекту после его принятия в первом чтении). Третье чтение – обсуждение проекта закона в целом и его принятие. Результатом рассмотрения законопроекта в парламенте является, таким образом, принятие закона. Решение о принятии закона палатой парламента принимается путем голосования депутатов. В большинстве случаев законы принимаются большинством голосов от общего числа членов соответствующей палаты.

Весьма детально и специфическим образом урегулирован вопрос, связанный с возможным отклонением законопроекта одной из палат Парламента, в Конституции Франции(ст. 45). Если в результате разногласий между палатами законопроект или законодательное предложение не были приняты после двух чтений в каждой палате, Премьер-министр (а в отношении законодательного предложения — председатели обеих палат совместно) может создать смешанную паритетную комиссию, которой поручается предложить новый текст по тем положениям, по которым не достигнуто согласие. Текст, подготовленный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством на утверждение обеих палат. Ни одна поправка не может быть принята к рассмотрению без согласия Правительства. Если смешанной комиссии не удается принять согласованный текст или если этот текст не будет принят, Правительство может после нового чтения в Национальном собрании и в Сенате потребовать от Национального собрания (нижней палаты Парламента) принять окончательное решение. В этом случае Национальное собрание может возвратиться либо к тексту, выработанному смешанной комиссией, либо к последнему принятому им тексту, измененному в случае необходимости одной или несколькими поправками, принятыми Сенатом.

После принятия закона он направляется главе государства для подписания и опубликования. Во многих странах данная процедура именуется промульгацией. В парламентарных режимах, а также во многих смешанных республиках условием вступления закона в силу является не только подписание главой государства, но и контрасигнатура (встречное подписание) главы правительства (премьер-министра). Отсутствие контрасигнатуры премьер-министра лишает закон юридической силы, даже если он подписан главой государства. Характерно также то, что в парламентарных республиках и парламентских монархиях глава государства, как правило, не вправе наложить вето на закон (т.е. не вправе отклонить его): он обязан подписатьзакон, принятый парламентом (такое требование существует, к примеру, в ФРГ, Испании, Великобритании, Японии). Например, согласно ст. 91 Конституции Испании Король подписывает в пятнадцатидневный срок законы, принятые Генеральными Кортесами, и дает распоряжение об их немедленном обнародовании. В президентских республиках и дуалистических монархиях, напротив, глава государства может отклонить закон и направить его на повторное рассмотрение в парламент. Однако вето главы государства в большинстве случаев является отлагательным: оно может быть преодолено повторным принятием этого же закона в той же самой редакции квалифицированным большинством голосов. В этом случае у главы государства возникает юридическая обязанность подписать данный закон (право отлагательного вето имеется, к примеру, у президентов США, Франции, Мексики, Бразилии, Аргентины, Казахстана). При режимах, близких к авторитарным, у главы государства может быть право абсолютного вето на закон: в случае отклонения закона президентом он не вступает в силу и снимается с обсуждения. В Исландии в случае отклонения закона Президентом предусмотрено проведение референдума по данному законопроекту.

Вопросы вступления закона в силу также могут быть урегулированы конституцией. Так, в Основном законе ФРГ содержится следующее правило (ст. 82). Законы после их контрасигнации оформляются Федеральным президентом и публикуются в ”Федеральном Вестнике законов“ («Бундесгезетцблатт»). В каждом законе и каждом постановлении должен быть указан день вступления в силу. При отсутствии такого указания они вступают в силу на четырнадцатый день после выпуска ”Федерального Вестника законов“.

Источник

Оцените статью
Разные способы