Ознакомление обучающихся с различными способами изучения окружающей природы

Методы и формы ознакомления детей с природой

Андреева Юлия
Методы и формы ознакомления детей с природой

Методы и формы ознакомления детей с природой.

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у детей научного познавания природы, убеждений и практических навыков, активной жизненной позиции в области охраны природы является объективной необходимостью. Знания о природномокружении дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм.

Особое значение для детей имеет непосредственное общение с природой – наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. На основе наблюдений рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, это приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения, организуемые в дошкольном учреждении, помогают детям систематически знакомиться с миром природы и проявлять своё отношение к нему.

Познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на его чувства, отсюда следует, что в основе ознакомления детей с природой лежит наглядность. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, послушать, понюхать, но при этом необходимо руководить познавательным процессом.

Воспитатель должен обращать внимание детей на главное в предметах, связывать с обозначающими их словами. Формирование представлений детей и обогащение словаря происходит одновременно.

Существуют разнообразные формы, методы и приёмы ознакомления детей с природой, выбор их зависит от воспитательных, образовательных задач. Основные принципы, определяющие средства осуществления поставленных задач – единство воспитания и образования, наглядность и активность в познании детей и ведущая роль воспитателя.

Руководя познанием природы и приобретении детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет различные методы и приёмы.

К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Широко применяются методы, основанные на слове воспитателя – рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Применяя тот или иной метод, воспитатель может использовать множество различных приёмов, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элемент игры, применяет пословицы и поговорки, дидактические игры. Выбор методов и приёмов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, возраста детей и накопленного ими опыта.

В группах младшего дошкольного возраста основным методом является наблюдение. Показ картинок, дидактические игры, игрушки играют большую роль в познании детьми природы.

Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт у детей среднего возраста, ознакомление их с природой нужно делать более наглядным, для уточнения и закрепления образующихся представлений, можно использовать дидактические игры с естественными предметами (листья, овощи, фрукты)

Ознакомление детей старшего возраста с природой происходит в основном путём наблюдений на экскурсиях, прогулках, во время игр и труда. В этом возрасте большое место отводится беседам, рассказам воспитателя с использованием картин, презентаций, чтением художественной литературы.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы.

Занятия – это основная форма организации детей в ознакомлении их с природой, на занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания. Для этого используются различные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, беседы.

Экскурсии – это занятие, на котором дети знакомятся с природойв естественных условиях: в саду, на лугу, около водоёма. Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико – они способствуют воспитанию эстетических чувств, усиливают интерес к природе.

Читайте также:  Точность определения площадей аналитическим способом

Прогулки ежедневно используются для ознакомления с природой всех возрастных групп. Программное содержание прогулок определяется наличием различных природных явлений, на прогулках организуются игры с использованием природного материала. Во время прогулок дети участвуют в трудовых процессах – сгребают листву, поливают и пропалывают растения.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие, ложный познавательный процесс, при котором формируются конкретные знания, развиваются мышление. речь, воспитывается интерес и любовь к природе, чувство прекрасного.

В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими и длительными.

В группах младшего и среднего возраста наблюдения как правило кратковременные, но часто повторяемые (наблюдения за погодой, сезонными изменениями в окружающей природе).

У детей старшего возраста длительные наблюдения занимают наибольшее место – дети следят за развитием растений из семян, сезонными изменениями в природе, за жизнью насекомых и птиц.

Наилучшим методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдений, является сравнение.

Эксперимент или опыт – это особый вид наблюдений, организованный в специально созданных условиях. Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках, в уголке природы имеют большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. (Замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование солнечных зайчиков)

Для фиксации наблюдений можно использовать зарисовки, лепка объектов, составление рассказов. Ведение календаря природы развивает наблюдательность, приучает устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.

Труд как метод воспитательной и образовательной работы в детском саду имеет большое значение, непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают связи между развитием растений и уходом за ними. Труд детей в природе повышает интерес к ней, помогает воспитывать у детей бережное отношение к природе, способствует формированию высоких нравственных качеств.

Игра – как метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим их миром.

В дидактических играх используются натуральные материалы природы. Игры используются на занятиях, экскурсиях, прогулках, они помогают детям усвоить качество предметов, уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа — не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Творческая деятельность посредством ознакомления с природой в группе компенсирующей направленности Развитие творческой деятельности у воспитанников – одна из важнейших задач педагогов. Для развития творчества необходимо получать разнообразные.

Читайте также:  Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя способ рифмовки

Источник

«Освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества».
материал по зож (2 класс) на тему

Выступление на МО начальных классов

Скачать:

Вложение Размер
Выступление на МО начальных классов 23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

На методическом объединении

Учителей начальных классов

изучения природы и общества».

Учитель Князькова Татьяна Владимировна

С 2010-2011учебного года начальные школы работают по новому образовательному стандарту. Важнейшим разделом нового стандарта является раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Требования к усвоению дисциплины «Окружающий мир» в стандарте сформулированы следующим образом:

  • Понимание особой роли России в мировой истории;
  • Сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Все действующие программы во многом подготовлены к реализации требований стандарта. Так, идея уважения к миру, экологической целостности заложена во всех программах и УМК «Окружающий мир». Там же предполагается и реализация деятельностного подхода, являющегося методологической основой нового стандарта. При этом особое внимание обращается на деятельность по распознаванию объектов окружающего мира, моделированию, эколого-этическую деятельность школьников.

Особое внимание необходимо обратить на требования, касающихся освоения доступных способов изучения окружающегося мира. Дело в том, что перечисленные способы изучения природы и общества в настоящее время используются учителем скорее как метод обучения, а не как объект «освоения» школьниками. Основная идея стандарта заключается в том, чтобы школьники могли научиться использовать эти способы для самостоятельного познания окружающего мира.

Предполагаются основные направления работы учителя по руководству освоением школьниками способов познания окружающего мира.

Наблюдения. В программе начального образования термин наблюдения встречается довольно часто: наблюдать объекты и явления природы(на краеведческом материале), наблюдать погоду самостоятельно и в группах…Таким образом, наблюдениям уделялось всегда.

Основная идея Нового образовательного стандарта заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность. При этом работа учителя в этом плане включает в себя:

  • Подведение школьников к осознанию цели наблюдений(цель- поиск ответа на тот или иной вопрос);
  • Формирование умения выдвижения гипотез;
  • Формирование умения составлять программу наблюдений;
  • Формирование умения пользоваться измерительными инструментами;
  • Формирование умения фиксации результатов наблюдений;
  • Формирование умения первичного упорядочения результатов наблюдений;
  • Вовлечение школьников в анализ результатов наблюдений.

Современный предмет «Окружающий мир» наряду с естествознанием включает в себя и обществознание. Следовательно, наблюдения в природе должны сочетаться с наблюдением за социальным окружением (как одеваются люди, как ведут себя дети и взрослые в автобусе, в магазине и т.д.) Интересное направление-наблюдение с целью сравнения поведения человека и животных (чем дома кормят собаку, чем питаешься сам, напоминает ли поведение животных поведение людей и т.п.)

В связи с этим возрастает роль внеклассных занятий и в первую очередь экскурсий. Именно там прежде всего возникают проблемные вопросы, разрешение которых требует дополнительных наблюдений, а иногда и проведения соответствующих опытов или практических работ.

Опыт- метод исследования, при котором искусственно создаются, позволяющие ответить на исследуемый вопрос, добыть новую информацию. Сегодня в авторских курсах по предмету «Окружающий мир» появилось много интересных опытов.

Опыты- традиционный метод начального естествознания . Обычно опыты проводились как демонстративные: опыт ставит учитель, цель учеников- наблюдать за происходящим. При такой организации работы вряд ли школьники могут действительно освоить этот метод познания окружающего мира. Научить проводить опыты можно лишь непосредственном включении школьников в эту деятельность. Значит, преимущества надо отдавать лабораторным, а не демонстрационным опытам. Такую работу мы видели на уроке Игониной И.В. (дети в группах исследовали свойства почвы). Здесь учителю необходимо чётко представлять структуру учебно-исследовательской деятельности и приучать школьников выдвигать гипотезы, разрабатывать программу исследования, включающую проведение опыта.

В качестве требований к проведению опыта можно назвать:

  • Осознание школьниками цели проводимого опыта и его результатов;
  • Организацию опытов на частично-поисковом уровне;
  • Связь результатов опытов с процессами, происходящими в окружающем мире.

Организуя опыты, мы приближаемся к экспериментированию.

Эксперимент является универсальным способом познания окружающего мира. Опып является составной частью эксперимента, одним из способов проверки гипотез.

Эксперимент имеет более сложную по сравнению с опытом структуру: постановка проблемы- выдвижение гипотезы- поиск способа проверки гипотезы( как правило это опыт, но могут вовлекаться и наблюдения)- действия по проверке гипотезы- выводы(гипотеза подтверждается или опровергается).

Правильно поставленная работа по изучению влияния экологических факторов как раз и предполагает реализацию данных этапов. Например, на одном из уроков решается вопрос (проблема): почему чешуйки одних сосновых шишек прижаты, а других развёрнуты. Школьники выдвигают гипотезы, размышляют над способом проверки. В результате приходят к выводу о необходимости проведения опытов, в которых шишки ставят в различные условия и наблюдают, что при этом происходит.

Обучение моделирование должно активно присутствовать на уроках окружающего мира. Учащиеся должны уметь использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач.

Модели подразделяются на материальные и идеальные(образные и знаково-символические). При изучении окружающего мира внимание обращается главным образом на работу с готовыми моделями- глобусом, географической картой. Большое значение уделяется моделированию различных социальных, жизненных ситуаций: моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах, моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону и др. Большие возможности на уроках представляются для знаково-символического моделирования. Например, при изучении экосистем моделируются пищевые цепочки, экологические пирамиды. При изучении обществоведческих, исторических вопросов составляются ленты времени, сравниваются схемы различных объектов.

Как же найти место моделированию в структуре учебной деятельности? Ученики после уяснения проблемы, например, путём наблюдения, выходят на модельный уровень(схема, чертёж) – уровень понимания сути явления. Затем вновь возвращаются к словесному, но уже более точному описанию.

Можно выделить несколько этапов обучения школьников моделированию:

  • Ознакомление школьников с символами, знаками. Это не моделирование, но уже необходимый подготовительный этап. Например, в теме «Как люди познают мир» рассматривается тема «Знаки и символы». Школьники знакомятся с понятиями рисунки, пиктограммы, символы(голубь- символ мира, дорожные знаки), учатся их использовать, сами придумывают знаки-символы.
  • Использование в учебном процессе схем, чертежей, постепенное привлечение школьников к их построению. Это уже и есть моделирование. Графические модели могут появиться при рассматривании темы «Мы живём на планете Земля» (схема Солнечной системы, рисунок-схема строения Земли).
  • Ознакомление с понятием модель. Например, при изучении темы «Что такое глобус?» учёные придумали уменьшенное изображение Земли — глобус.
  • Расширение круга изучаемых объектов, явлений с привлечением моделирования.

Такие требования, как записи, измерения, сравнения, классификация традиционно используются при изучении окружающего мира и имеются соответствующие задания по их реализации. Встречаются и задания на получение информации из семейных архивов, от окружающих людей.

Учителям можно рекомендовать использовать в образовательном процессе не только УМК, по которому работает класс, но и использовать материалы учебников, методических разработок других авторов, в которых рассматриваемые вопросы могут быть представлены более полно.

Источник

Читайте также:  Способ отправления 99 что значит
Оцените статью
Разные способы