Проектирование образовательного процесса в свете современных требований
проект (старшая группа) по теме
Проектирование воспитательно-образовательного процесса
1.1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
Образовательный процесс — это совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям – физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное, в которых умело сочетаются следующие функции:
— воспитательная – развитие ценностных отношений (основ мировоззрения);
— образовательная (познавательная) – воспитание интереса к получению знаний, которые выступают в качестве средств, способствующих развитию новых качеств ребенка;
— развивающая – развитие познавательных и психических процессов;
— социализирующая – овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
— оздоровительно-профилактическая – привитие навыков здорового образа жизни.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, а также социального заказа родителей на основе комплексно-тематического принципа планирования с учетом интеграции образовательных областей.
Формы работы с детьми
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту —«организованная образовательная деятельность»);
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
•взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
Организованная образовательная деятельность
• игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
• чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение,
рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
•создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-
нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях;
•наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
•изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
•проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность,
•оформление выставок книг с иллюстрациями; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
•инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
•рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр;
•продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания;
•слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
•игра на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;
•пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;
•танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей;
•физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом
физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.
Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские
• физкультурные досуги (проводятся 1 раза в месяц);
• спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);
• смотры и конкурсы;
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
• физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй
• социально личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
•познавательно речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
•художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей
•физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия ;
•социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
•познавательно речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких
стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
•художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку
Интеграция образовательных областей
Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
Принцип интеграции образовательных областей на примере физического развития:
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности(не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
• формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);
• создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
• участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования
• активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования,
пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
• проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);
• игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);
• привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультуры изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
• ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).
Аналогично реализуется интегративный подход при решении образовательных задач по основным образовательным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.
Образовательный процесс построен на комплексно-тематическом принципе планирования. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период—2-3 недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе, и уголках развития.
Источник
Проектирование учебного процесса
Опубликовано: 05:02:40 20-10-2014
Проектирование образовательного процесса.[1]
Проектирование образовательного процесса — это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) учащихся с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определенного промежутка времени. Продуктом проектирования является проект будущего образовательного процесса, представляемый в виде образовательной технологии.
Проектирование в той или иной степени содержит в себе элементы моделирования, прогнозирования, планирования и конструирования будущего процесса обучения. Проектирование образовательного процесса — деятельность сложная. Она требует от учителя практически всей системыдидактических, методических, методологических, предметных и других знаний, так как проекты на мысленном уровне отражают действительные образовательные процессы.
Главными особенностями проектирования как вида педагогической деятельности являются творческий и индивидуальный характер проектирования. В современных условиях технологизации образовательного процесса необходим новый подход к его проектированию, адекватно отражающий технологическую структуру образовательного процесса.
Таким подходом является технологический подход, который заключается в определении сущности образовательного процесса как технологического процесса преобразования личности учащегося и выявлении его структуры на основе аналогии с производственным процессом. Главная идея технологического подхода — проектирование системы деятельности учащихся в процессе их перехода с одного уровня обученности на другой, более высокий уровень.Технологический подход к образовательному процессу позволил выделить в нем следующие компоненты: технологический; управленческий; инструментальный; информационный; социально-психологический.
Закономерности проектирования образовательного процесса: эффективность проектирования образовательного процесса определяется гармоничностью отражения в проекте всех компонентов образовательного процесса (технологического, управленческого, инструментального, информационного, социально-психологического); выбор технологического способа обучения зависит от индивидуальных особенностей учащихся; выбор стратегий проектирования определяется индивидуальным стилем учителя; качество проектирования зависит от частоты обратных связей и корректировок в процедуре проектирования; качество проектирования определяется полнотой учтенных факторов.Проектирование образовательного процесса требует системы регулятивов, в качестве которых выступают принципы: центрация проектирования на ведущем элементе — модели деятельности учащихся, рефлексивность, оптимальность, многофакторность, адаптация образовательного процесса к личности учащихся.
Эмпирическим базисом любой теории являются научные факты. Для теории проектирования образовательного процесса в школе — это: факты проектировочной деятельности учителя, цель которой — мысленное предвосхищение будущего образовательного процесса; факты учения как освоения различных видов деятельности.
Инструментарий теории проектирования образовательного процесса, то есть средства и методы познания: диалектический метод, метод анализа научных систем знаний, технологический, системно-деятельностный, задачный, личностный и культурологический подходы, теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование, изучение продуктов деятельности субъектов образовательного процесса, наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок, опытно-экспериментальная работа, методы математической статистики.
Общая логика проектирования образовательного процесса:
- Анализ исходных данных, конкретизация образовательных целей.
- Генерирование идей: составление вариантов технологических способов обучения, то есть систем приемов учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием образования.
- Оценка каждого варианта и выбор оптимального — создание общей модели проектируемого образовательного процесса.
- Разработка приемов реализации выбранного технологического способа, то есть системы дидактической деятельности учителя по управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся.
- Подбор необходимого материально-технического оснащения образовательного процесса.
- Мысленное экспериментирование — проигрывание будущего процесса, установление и уточнение пространственно-временных характеристик процесса.
- Документальное оформление проекта.
Данная логическая последовательность действий может быть по-разному реализована проектировщиком — учителем. Это различие выражается в стратегии проектирования как определенной последовательности действий, выбираемой проектировщиком с целью преобразования исходного задания в готовый проект. Выделяются несколько возможных стратегий: линейная, циклическая, разветвленная, адаптивная стратегии, стратегия приращения и случайный поиск. Каждая из них или их сочетания могут быть использованы учителем в зависимости от его индивидуального стиля.
Процедура проектирования образовательного процесса является вариативной. Инвариантную часть процедуры составляет общая логика проектирования, а вариативную часть — набор действий учителя, основанный на разных стратегиях проектирования: линейной, циклической, разветвленной, адаптивной и стратегии приращения.
В проектировании образовательного процесса проявляется индивидуальный стиль деятельности учителя. Структурные компоненты индивидуального стиля учителя в проектировании образовательного процесса: мотивационный, операциональный и рефлексивный.
Принятие учителем технологического подхода к образовательному процессу и освоение им процедур проектирования обеспечивает системное видение будущего процесса и позволяет выстраивать его «вокруг ученика», ориентируясь на индивидуальные учебные возможности и учитывая конкретные условия обучения. Овладение проектировочной деятельностью можно рассматривать как элемент развития профессионального мастерства, а также как условие формирования авторской системы деятельности учителя.
[1]Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/proektirovanie-obrazovatelnogo-protsessa-v-shkole#ixzz3GNtHxjko
Документы для скачивания:
Содержимое файтов:
4385_proektirovanie uchebnogo protsessa.docx
Проектирование образовательного процесса. Проектирование образовательного процесса — это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития( преобразования) учащихся с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определенного промежутка времени. Продуктом проектирования является проект будущего образовательного процесса, представляемый в виде образовательной технологии. Проектирование в той или иной степени содержит в себе элементы моделирования, прогнозирования, планирования и конструирования будущего процесса обучения. Проектирование образовательного процесса- деятельность сложная. Она требует от учителя практически всей системы дидактических, методических, методологических, предметных и других знаний, так как проекты на мысленном уровне отражают действительные образовательные процессы. Главными особенностями проектирования как вида педагогической деятельности являются творческий и индивидуальный характер проектирования. В современных условиях технологизации образовательного процесса необходим новый подход к его проектированию, адекватно отражающий технологическую структуру образовательного процесса. Таким подходом является технологический подход, который заключается в определении сущности образовательного процесса как технологического процесса преобразования личности учащегося и выявлении его структуры на основе аналогии с производственным процессом. Главная идея технологического подхода- проектирование системы деятельности учащихся в процессе их перехода с одного уровня обученности на другой, более высокий уровень. Технологический подход к образовательному процессу позволил выделить в нем следующие компоненты: технологический; управленческий; инструментальный; информационный; социально- психологический. Закономерности проектирования образовательного процесса: эффективность проектирования образовательного процесса определяется гармоничностью отражения в проекте всех компонентов образовательного процесса( технологического, управленческого, инструментального, информационного, социально- психологического) ; выбор технологического способа обучения зависит от индивидуальных особенностей учащихся; выбор стратегий проектирования определяется индивидуальным стилем учителя; качество проектирования зависит от частоты обратных связей и корректировок в процедуре проектирования; качество проектирования определяется полнотой учтенных факторов. Проектирование образовательного пр оцесса требует системы регуляти вов, в качестве которых выступают принципы: центра ция проектирования на ведущем элементе- модели деятельности учащихся, рефлексивность, оптимальность, многофакторность, адаптация образовательного процесса к личности учащихся. Эмпирическим базисом любой теории являются научные факты. Для теории проектирования образовательного процесса в школе- это: факты проектировочной деятельности учителя, цель которой- мысленное предвосхищение будущего образовательного процесса; факты учения как освоения различных видов деятельности. Инструментарий теории проектирования образовательного процесса, то есть средства и методы познания: диалектический метод, метод анализа научных систем знаний, технологический, системно- деятельностный, задачный, личностный и культурологический подходы, теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование, изучение продуктов деятельности субъектов образовательного процесса, наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок, опытно- экспериментальная работа, методы математической статистики. Общая логика проектирования образовательного процесса: Анализ исходных данных, конкретизация образовательных целей. Генерирование идей: составление вариантов технологических способов обучения, то есть систем приемов учебно- познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием образования. Оценка каждого варианта и выбор оптимального- создание общей модели проектируемого образовательного процесса. Разработка приемов реализации выбранного технологического способа, то есть системы дидактической деятельности учителя по управлению учебно- познавательной деятельностью учащихся. Подбор необходимого материально- технического оснащения образовательного процесса. Мысленное экспериментирование- проигрывание будущего процесса, установление и уточнение пространственно- временных характеристик процесса. Документальное оформление проекта. Данная логическая последовательность действий может быть по- разному реализована проектировщиком- учителем. Это различие выражается в стратегии проектирования как определенной последовательности действий, выбираемой проектировщиком с целью преобразования исходного задания в готовый проект. Выделяются несколько возможных стратегий: линейная, циклическая, разветвленная, адаптивная стратегии, стратегия приращения и случайный поиск. Каждая из них или их сочетания могут быть использованы учителем в зависимости от его индивидуального стиля. Процедура проектирования образовательного процесса является вариативной. Инвариантную часть процедуры составляет общая логика проектирования, а вариативную часть- набор действий учителя, основанный на разных стратегиях проектирования: линейной, циклической, разветвленной, адаптивной и стратегии приращения. В проектировании образовательного процесса проявляется индивидуальный стиль деятельности учителя. Структурные компоненты индивидуального стиля учителя в проектировании обра зовательного процесса: мотиваци онный, операциональный и рефлексивный. Принятие учителем технологического подхода к образовательному процессу и освоение им процедур проектирования обеспечивает системное видение будущего процесса и позволяет выстраивать его «вокруг ученика », ориентируясь на индивидуальные учебные возможности и учитывая конкретные условия обучения. Овладение проектировочной деятельностью можно рассматривать как элемент развития профессионального мастерства, а также как условие формирования авторской системы деятельности учителя.
Источник