Овладение способами педагогической деятельности

К ОСНОВНЫМ ПУТЯМ ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИЕЙ

— процесс овладения основами профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебным планом специальности;

— активное участие в научно-исследовательской работе, которая выполняется сверх (вне) учебных планов и предполагает не «ученический» уровень изысканий, а объективно общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов;

— процесс самовоспитания и самообразования.

В образовательной практике овладение способностью к совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных называют самовоспитанием. Специфика профессионального самовоспитания состоит в возрастании гибкости, способности к активной адаптации к изменению характера профессиональной деятельности, которая все более востребует от человека динамизм, постоянное самосовершенствование, готовность к конструктивному взаимодействию (к работе в команде), способность к выбору, смелость взять ответственность на себя.

Важнейшим компонентом профессионального самовоспитания является самообучение как целенаправленная и саморегулируемая познавательная деятельность по приобретению систематических знаний, умений и навыков в какой-либо сфере деятельности.

Профессиональное самообучение педагога осуществляется в форме изучения специальной и научно-популярной литературы (книг, предметных журналов, ресурсов Интернет); посещение лекций, семинаров, тренингов; работу в составе методических объединений учителей; взаимопосещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий.

На более высоком уровне самообучения педагог переходит к самоанализу своего профессионального опыта, его систематизации и обобщению в форме квалификационных работ, эмпирическому поиску путей решения проблем педагогической практики.

Высшим уровнем самообучения является поисковая исследовательская деятельность педагога, разработка инновационных педагогических приемов, методов и технологий, переход к самообразованию. В последние годы перестали быть редкостью защиты диссертаций педагогами школ и средних специальных учебных заведений.

В условиях обучения в вузе формами профессионального самообучения являются реферирование, индивидуальная и групповая работа над учебно-исследовательскими проектами, выполнение курсовых и дипломных работ, участие в научных студенческих обществах, выступления на научных конференциях, публикации исследовательских работ.

Для самообучения в процессуальном отношении очень важна его самоорганизация: выбор приемов и методов работы, планирование времени, самоконтроль, самооценка, самоуправление. Именно этим самообучение ценно для самовоспитания как выработки у себя профессионально и личностно значимых свойств. Однако этого не достаточно.

Профессиональное самовоспитание невозможно без разноаспектного и разноуровневого взаимодействия педагога с учащимися (воспитанниками), их родителями, коллегами и другими участниками образовательного процесса.

В результате самовоспитания педагога вырабатывается его профессиональное самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция как система доминирующих ценностно-смысловых отношений к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности. Все эти свойства педагога могут быть выработаны только в процессе совместной деятельности, диалогического взаимодействия (соизменения), при котором ответственность за результаты развития распределяются между участниками образовательного процесса.

Для студента как будущего учителя это взаимодействие с однокурсниками и преподавателями вуза, с учениками и учителями на педагогической практике. Очевидно, что гуманитарность как личностное качество будущего учителя обеспечивает максимальную продуктивность такого взаимодействия: проникновение в мир партнера по взаимодействию, эмпатию и доверительность в общении, понимание, открытость позиции в межсубъектном взаимодействии. Все это способствует формированию и развитию профессионально ценных свойств: коммуникативности, дискуссивности, гибкости.

Перечень вопросов и/или задания к зачету:

Раздел «Введение в педагогическую деятельность

1. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога.

Читайте также:  Самый действенный способ убрать мешки под глазами

2. Профессиональная культура педагога как часть общей культуры. Компоненты профессиональной культуры педагога.

3. Сущность и структура педагогической деятельности, функции, уровни, виды педагогической деятельности.

4. Образовательная политика в России. Принципы государственной политики в образовании. Основные направления модернизации Российского образования.

5. Основные документы, регламентирующие образование в России. Конституция РФ, Закон РФ об образовании. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

6. Профессиональная компетентность педагога. Компоненты профессиональной компетентности педагога.

7. Компетенции школьника и современного учителя. Определение компетенции, их состав.

8. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Формы и методы профессионального саморазвития, самовоспитания педагога.

9. Структура и содержание ФГОС ВПО. Роль ФГОС ВПО в педагогическом образовании.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Пути и формы овладения педагогической профессией

Рассмотрение особенностей системы профессиональной подготовки педагогических кадров. Профессионально-личностное самоопределение и становление личности педагога. Оценка значения и определение места самообразования и самовоспитания в становлении педагога.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.02.2015
Размер файла 15,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пути и формы овладения педагогической профессией

1. Система профессиональной подготовки педагогических кадров

2. Профессиональное становление — длительный процесс, путь длиною в жизнь

3. Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога

4. Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога

педагог самоопределение личность самообразование

1. Система профессиональной подготовки педагогических кадров

Выделяют пути и формы овладения педагогической профессией:

1.система профессиональной подготовки педагогических кадров

2.профессиональное становление — длительный процесс, путь длиною в жизнь.

3.професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога

4.роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога

1.среднее профессиональное образование

2.ВУЗ-овская ступень образования

3.Послевузовская ступень образования

2. Профессиональное становление — длительный процесс, путь длиною в жизнь

Е.А. Климов выделил этапы жизненного пути профессионала:

1 этап — этап выбора профессии (оптант)

2 этап — человек выбрал профессию и осваивает специальность, профессию, т.е. учится (адент)

3 этап — фаза молодого специалиста (длится 3 — 5 лет) (адаптант)

4этап — накопление жизненного и практического опыта, когда человек проявляет самостоятельность (интервал)

5 этап — фаза формирования высокого профессионализма, выработка собственного стиля работы (мастер)

6 этап — воспитатель выступает как мастер своего дела, имеющий труды, свое управление в работе (авторитет)

7 этап — педагог, у которого собственная школа (наставник)

Основные направления профессиональной подготовки педагогических кадров в связи с мировыми тенденциями в образовании:

Непрерывность образования — обеспечивается многоуровневой подготовкой, преемственностью образовательных программ, социализацией, введением государственных образовательных стандартов.

Гуманизация образования — обращенность к человеку, удовлетворение высших его потребностей. Так же это формирование личностно — деятельностной активности человека, человечность образования.

Гуманитаризация образования — повышение общекультурного уровня (психология, этика, эстетика, этикет, литература, история, история музыки, искусств, литературы).

Этика — философские учение о морали, ее развитии, принципах, нормах, роли в обществе.

Читайте также:  Способ размещения закупки закупка у единственного поставщика что это такое

Этикет — совокупность нории поведения или установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

Эстетика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.

Демократизация образования — расширение прав участников образования:

-изменение стиля обучения с учениками

-расширение форм получения образования

-развитие самоуправления и ученического и студенческого

-увеличение прав учебного заведения

В демократизации выделяют две тенденции:

1.предоставление всем равных возможностей образования;

2.удовлетворение потребности в выборе вариантов получения образования (очное, вечернее, заочное, экстернат).

Качество образования обеспечивают установленные законы, государственный образовательный стандарт.

Государственный стандарт — те программы, которые утверждены Департаментом образования и обязательны для исполнения всеми педагогами (в области дошкольного образования — это «Программа воспитания и обучения в детском саду»).

Интеграция — группировка различных специальностей специализации. Это переход от системы узкоспециализированного обучения к обучению по группам профессий (В рамках получения дошкольного образования по специальности «Воспитатель» можно получить дополнительную специализацию «Воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и речевого развития»).

Интенсификация — внедрение интенсивных форм обучения, использование компьютерных форм обучения.

3. Професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога

Самоопределение — это процесс и результат выбора личностью собственных позиций, цели и средств самоосуществления в жизни.

Самоопределение — ценностно-смысловой выбор человека.

Профессиональное самоопределение — это не только выбор профессии, но и осознание личностью потребности получения профессии.

Основные составляющие самоопределения:

-самопонимание (поиск своего «Я»)

-самоопределение в профессии

1.осознать цель и предназначение собственной жизни, своего призвания (в юности следует задумываться уже об этом)

2.познание и осознание своего «Я» (эмоционального, интеллектуального, социального, духовного)

3.построение цели и планов в профессиональной деятельности

4.определение требований, предъявляемых к профессиональной деятельности и личности воспитателя (профессиограмма)

5.соотнесение своих возможностей с данной профессией

6.разарботка программы профессионально — личностного самосовершенствования

7.овладение способами профессионально — личностного саморазвития и самосовершенствования

8.определение роли учебы и дисциплины в профессиональном росте.

Самоопределение — основа самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития.

Профессиональное становление и развитие педагога.

Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами первого и второго уровней. Они предоставляют личности обучающегося возможность овладеть системой знаний о человеке, обществе, истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний по избранному направлению образования.

Первый уровень — общее высшее образование — достигается овладением образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение 2 лет обучения. Обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по на профессионально-образовательных программах второго уровня. Желающие могут продолжить образование в трудовой сфере деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию. На базе высшего образования может быть реализована программа профессионально-педагогической подготовки, дающее среднее профессиональное образование. Желающие могут осуществить профессиональную подготовку на уровне квалификации младшего специалиста.

Второй уровень рассчитан на 2 года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений. Студентам, сдавшим экзамен и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направлению.

Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. Подготовка педагога — исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность занимает еще 2 года обучения. Людям, получившим полное высшее педагогическое образование, выдается диплом магистра образования по конкретному направлению науки и квалифицированный сертификат по избранной специальности. Этот документ предоставляет право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школа, лицей, гимназий, колледж, ВУЗ).

Читайте также:  Таблетки эффект силденафил способ применения

Одной из первоочередных задач педагогического образования в связи с внедрением многоуровневой структуры является глубокое обновление его содержания, в котором можно выделить три блока:

1)общекультурный блок — составляет 25 % учебного времени, призван обеспечивать развитие мировоззрения учителя, условия жизненного и профессионального самоопределения.

2)психолого-педагогический блок — оставляет 18 % учебного времени, направлен на развитие педагогического самосознания учителя, его творческой индивидуальности, проявляющейся в способах анализа, проектирования, реализации и рефлексии педагогической деятельности.

3)предметный блок — составляет 57 % учебного времени, ориентирован на освоение логики развертывания содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития личности учащихся и общения с ними.

4. Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога

В педагогическом ВУЗе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой…

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы и для культурного отдыха. Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает культуру мышления, проявляющегося в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщенности в различные новые условия.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя — разработка одной из научных или методических проблем в рамках темы школы.

Саморазвитие — процесс активного последовательного, позитивного, качественного изменения личности, который является результатом ее собственных усилий.

Саморазвитие позволяет человеку раскрыть самого себя, свои собственные таланты.

Самосовершенствование — это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых позитивных качеств и изменений, а атак же коррекцию своих недостатков.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и структура профессиональной компетентности педагога. Психолого-педагогические знания и педагогические умения в структуре профессиональной компетентности педагога. Основные группы педагогических умений. Профессиональное самоопределение и развитие.

презентация [251,4 K], добавлен 16.11.2014

Педагогический процесс как динамическая система. Структура педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Структура профессиональной компетентности педагога. Характеристика основных групп педагогических умений.

реферат [35,5 K], добавлен 25.11.2010

Понятие о самоопределении педагога. Система ценностей педагогической деятельности. Иерархическая структура педагогической направленности учителя. Мотивы выбора профессии. Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами.

лекция [1,1 M], добавлен 26.03.2014

Рассмотрение профессионально-личностных качеств педагога. Профессионально-педагогическая компетентность и культура учителя. Педагогические способности как совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, описание ведущих свойств.

презентация [589,5 K], добавлен 10.11.2014

Профессиональное становление современного педагога-воспитателя. Особенности педагогической профессии. Характеристика типичных ролевых позиций. Сущность профессиональной позиции. Самоанализ и диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.

курсовая работа [45,8 K], добавлен 11.09.2008

Роль личности педагога в воспитательном процессе. Современные требования к личности учителя, его развитие и профессиональный рост. Основные объекты педагогической диагностики, применение экспертных методов. Диагностика профессиональной позиции педагога.

реферат [45,9 K], добавлен 20.04.2014

Сущность педагогической деятельности. Сравнительная характеристика профессионально-педагогической и общественно-педагогической деятельности. Возникновение и развитие педагогической профессии. Структура профессионально-педагогической деятельности.

контрольная работа [43,4 K], добавлен 25.06.2012

Источник

Оцените статью
Разные способы