- Невербальная коммуникация: понятие, средства и роль в процессе общения
- Введение
- 2Невербальная коммуникация
- 2.1 Понятие, средства и роль невербальной коммуникации
- 2.2 Коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью
- 2.3 Коммуникативное взаимодействие с детьми с ОВЗ развитие навыков общения
- Способы невербального общения
- Невербальные проявления при общении
- Наиболее распространённые жесты
- Рукопожатия
- Закладывание рук за спину
- Жесты «лжи»
- Почёсывание шеи
- Скрещивание на груди рук
- Скрещивание ног
- Курение
- Основные выводы
Невербальная коммуникация: понятие, средства и роль в процессе общения
Эдита Савичева
Невербальная коммуникация: понятие, средства и роль в процессе общения
Введение
Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.
Актуальность. Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. По мнению экспертов, до двух третей сообщений поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием постоянно курсируют сообщения, которые мы принимаем и на которые реагируем, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.
2Невербальная коммуникация
Понятие невербального общения сформировалось в середине ХХ века. В настоящее время изучением неречевого поведения занимается преимущественно психология. Именно наука, психология, смогла найти ответы на многие вопросы, описать и классифицировать такое явление, как неречевая передача информации.
2.1 Понятие, средства и роль невербальной коммуникации
Не стоит путать такие понятия как «невербальное общение» и «невербальная коммуникация». «Невербальное общение» является более широким понятием, чем «невербальная коммуникация». Психолог Лабунская Вера Александровна дает такое определение: «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека. Невербальная коммуникация — это система символов и знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности. Она имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система».
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения.
Рассмотрим коммуникативные средства общения:
1. Фонационные средства (логическое ударение, интонация, вздох, темп и пр.)
2. Оптико-кинетические средства (мимика; жесты; позы;)
3. Знако-символические средства (предметы, окружающие человека, особенности почерка, фотографии и изображения, пиктограммы)
4. Тактильные средства (обоняние, осязание, слух и вкус).
5. Пространственно–временные средства (расположение собеседников и дистанция,способ использования времени: монохронныйтип (возможен только один вид деятельности водно и то же время) и полихронный (несколько дел)
2.2 Коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития нормальных детей. Как правило, наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность.
Не развиваются своевременно и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха, в результате у умственно отсталых детей не возникает своевременно не только лепет, но и гуление.
С точки зрения развития речи умственно отсталые дети представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью, и дети с формально достаточно хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от действительности — с другой. Речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ребенку знаний.
Для них свойственна сниженная направленность на речевое общение и взаимодействие с окружающими. Им плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Они недостаточно понимают то, что говорят окружающие и, соответственно, ведут себя не так, как следовало бы. Их общение проходит в условиях ограниченных, житейских, многократно повторяющихся ситуаций.
Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Анимичное лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов характерно для этой категории детей.
Ограниченность средств общения (как речевых, так и неречевых) ведет к тому, что умственно отсталые дети становятся отверженными в коллективе сверстников.
2.3 Коммуникативное взаимодействие с детьми с ОВЗ развитие навыков общения
Поскольку подавляющая часть таких «особых учеников» является «безречевой», альтернативная невербальная коммуникация составляет важное направление.
Под альтернативной невербальной коммуникацией понимается система способов и методов, как правило, помогающая выразить свои мысли и желания, дополняя или заменяя речь. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
В организации работы с неговорящими детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, наибольший интерес представляют такие средства коммуникации как: оптико-кинетические средства (мимика; жесты; позы;); знако-символические средства (предметы, окружающие человека, фотографии и изображения, пиктограммы); тактильные (обоняние, осязание, слух и вкус). Владение навыками альтернативной коммуникации подразумевает:
использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;
использование индивидуальных коммуникативных тетрадей с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста;
использование доступных жестов для передачи сообщений;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.)
Мимика, жесты, позы. Система жестов используется не только для глухих, но и других «неговорящих» или «плохоговорящих» людей
Формирования коммуникативных навыков осуществляется в условиях особого построения коррекционно-развивающей и воспитательной работы. Занятия и повседневное общение воспитателя с детьми проходят с обязательным обучением детей использованию жестов, мимики и позы. Они учатся по показу воспитателя сопровождать слова и выражения характерными выразительными движениями, звуками. Это позволяет им перевести значение слов и фраз на двигательно-зрительный, двигательно-слуховой и двигательно-зрительно-слуховой уровни.
Существуют разнообразные технологии и подходы в обучении безречевых детей использованию невербальных средств в целях коммуникации. Так, Блажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др. рекомендуют выделить для коррекционной работы специальное направление — занятия по игровой и пластической импровизации с элементами арт-терапии, музыкальной и данс-терапии, на которых будут осваиваться «коды» коммуникативного процесса – различные знаковые системы (система «глазного контакта», оптико-кинестетическая система – жесты, мимика, пантомимика, пара- и экстралингвистические системы – интонация, пауза). По мнению Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Зарина А., Соколовой Н. Д., для формирования коммуникативных умений и развития речи, освоения невербальных средств общения необходимо создание особой среды, побуждающей детей с интеллектуальной недостаточностью к общению. Основанием последнего должны стать сформированные предметные, предметно-игровые и другие виды действий.
Пиктограммы. Работа с пиктограммами проходит в несколько этапов. К первому отнесем знакоство ребенка с пиктограммой, установление связи между реальным предметом и графическим изображением. Это способствует обогащению словарного запаса, накоплению ассоциативных символов для дальнейшего общения и обучения. Ко второму этапу относится перенос символов на другие ситуациию. При этом расшираются возможности для передачи информации. Третий этап связан с грамматическим структуированием. Существует особая классификация составления предложений посредством пиктограмм. Так, слова, обозначающие предметы мы обозначаем на зеленом фоне, признаки — на голубом, действия — на красном фоне, а наречия, прелоги, союзы — на черном фоне. Например, «Корова мычит», ребенок в первую очередь выбирает и показывает карточки в такой последовательности, согласно которой и произносятся эти слова, чтобы получить нужную фразу.
Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.
К функциям, которые выполняют «пиктограммы» в работе с «особыми детьми», относятся развитие средств общения, что впоследствии становится мотивацией и желанием к общению «особых детей», способствует усвоению письменных и читательских навыков, развитию основных процессов памяти, увеличению словарного запаса.
В результате такой трудоемкой работы происходит практическое ознакомление детей с различными невербальными средствами общения, осознается их коммуникативное назначение, расширяется опыт использования их как средства передачи информации, закрепляется навык использования общепринятых жестов, представления об окружающем наполняются богатым мультисенсорным содержанием, прочно соединяются с определенным движением и словом, словосочетанием.
Процесс овладения невербальными средствами коммуникации является долгим и требует влияния со стороны педагога. Воспитатель имеет возможность работать в этом направлении как на занятии так и в режимные моменты, на индивидуальных и групповых занятиях.
Вместе с тем, методические рекомендации к существующим современным программам обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью не отражают в должной мере специфику развития и общения безречевых детей, воспитывающихся в условиях детского дома-интерната, что говорит о еще недостаточной изученности данной проблемы. Знание специфики освоения невербальных средств общения умственно отсталыми детьми, по мнению Шипицыной Л. М., необходимо для оказания более эффективной психолого-педагогической помощи этим детям.
Планомерная и систематическая работа даёт положительный результат: мы наблюдаем возрастную динамику коммуникативных умений у обучающихся.
Доклад из опыта работы «Воспитание у детей добрых чувств в процессе их общения с природой» Доклад из опыта работы «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОБРЫХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ» Родная природа! Красота лугов и полей, величие.
Конспект занятия по математики тема: число ДВА. Понятие «Пара» Тема: Число два. Понятие «пара» Конспект занятия по математики Тема: Число два. Понятие «пара». Задачи: 1. Упражнять детей в счете в пределах двух, различать и называть.
Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе Методическая разработка «Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе».
Создание единого образовательного пространства «ДОУ-семья». Невербальные средства общения в работе педагога ДОУ с родителями Создание единого образовательного пространства «ДОУ – семья». Невербальные средства общения в работе педагога ДОУ с родителями воспитанников.
Роль дидактических игр в образовательном процессе с дошкольниками. Образовательная деятельность с дошкольниками осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Однако.
Роль народного музыкального искусства в процессе воспитания дошкольников Великая русская народная культура складывалась тысячелетиями. Она включает в себя творчество русского народа от глубокой древности до настоящего.
Роль развивающих игр В. Воскобовича в образовательном процессе. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом.
Методы, формы, средства в образовательном процессе ДОУ с реализацией ФГОС В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации.
Консультация «Роль игры в процессе обучения дошкольников» Игровая деятельность Консультация для воспитателей Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе.
Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой. Родные места. С них начинается для каждого человека Родина. С кудрявой березки,.
Источник
Способы невербального общения
Чтобы создать целостный образ о процессе общения, учитываются невербальные (не словесные) способы взаимодействия партнеров. Более половины данных о человеке можно получить просто при наблюдении за его поведением, это значит, что сперва мы видим и слышим человека, только потом у нас формируется представление о нем. Ученые обнаружили и зарегистрировали более тысяч невербальных знаков и сигналов. А. Мейерабином было установлено, что слова передают только 7% информации, звуковые средства (включая тон голоса, интонацию звука) – 38%, а невербальные средства – 55%.
Невербальное общение является общением с использованием паралингвистических способов передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы). Основными видами невербального общения являются визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные (рис. 1).
Рис. 1. – Виды невербальных средств общения
Невербальные проявления при общении
Появляется интересны вопрос, а можно ли обмануть собственное тело? На самом деле, нельзя, потому что совпадения между жестами будут отсутствовать. К примеру, раскрытые ладони говорят о честности, но, если обманщик раскроет вам свои объятия и улыбнётся, говоря при этом ложь, микросигналы его организма отразят его тайные мысли. Это может проявиться суженными зрачками, поднятой бровью, искривленными уголками рта. Такие сигналы будут противоречить раскрытым объятиям и широкой улыбке.
Лицо используют в разы чаще, чем какую-нибудь другую часть тела, чтобы скрыть ложные высказывания. Человек улыбается, кивает головой, подмигивает, чтобы скрыть неправду, но, к несчастью для обманщика, тело использует знаки, которые говорят истинную правду, и наблюдательный человек быстро заметит несоответствие между сигналами, которые считает с лица и тела, и словами. Поэтому изучение выражения лица можно назвать искусством.
На невербальных средствах общения оставляют след конкретные социально-культурные условия, поэтому не существует общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны необходимо изучать так же, как и вербальный.
Например, во Франции жест «О’Кей» значит «ноль» или «ничего», в Японии им обозначают «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна его используют для обозначения гомосексуальности мужчины.
В Америке, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии поднятый вверх большой палец используют в трёх значениях. Обычно его используют при «голосовании» на дороге. Во втором случае его используют как «всё в порядке», но если большой палец резко выбросить вверх, это будет расцениваться как оскорбительный знак, который значит нецензурное ругательство. Некоторые страны, например, Греция, этот жест используют в значении «заткнись», поэтому можете представить себе, как будет выглядеть русский турист, который пытается поймать попутную машину на греческой дороге.
Наиболее распространённые жесты
Рассмотрим жесты, которые встречаются чаще всего вне зависимости от культуры.
Рукопожатия
С помощью поворота ладони в разные стороны можно придать жесту властное, покорное или равное значение. Во время властного рукопожатия рука должна захватывать руку другого человека так, чтобы ладонь была развернута вниз. Таким образом, это будет сообщением человеку, что оппонент хочет быть главным в процессе общения с ним.
Закладывание рук за спину
Некоторым людям привычно ходить с высоко поднятой головой, вздёрнутым подбородком и с заложенными за спину руками. Это показатель уверенности человека в себе и, кроме того, чувства превосходства над другими. Жест, когда руки закладывают за спину и захватывают запястья, означает, что человек расстроен и пытается взять себя в руки.
Жесты «лжи»
Быстрый темп некоторых жестов и их порядок зависят от возраста человека. Например, когда пятилетний ребёнок говорит неправду своим родителям, то сразу после этого он закроет руками рот. Если неправду скажет подросток, то рука прикрывает рот примерно так же, как и у пятилетнего ребенка, но только пальцами он будет слегка обводить линию губ. Когда лжет взрослый человек, мозгом ему посылается импульс прикрыть рот, чтобы задержать слова обмана, как это делают дети, но в последний момент человек убирает руку ото рта и прикасается к носу, потирает века, уши, оттягивает воротник.
Почёсывание шеи
Почёсывание шеи означает сомнение и неуверенность человека, который говорит: «Я не уверен, что я с вами соглашусь».
Скрещивание на груди рук
Руки в замке на груди показывают стремление спрятаться от неблагоприятной ситуации. Скрещивание рук – это универсальный жест, который практически во всех ситуациях означает оборонное или негативное состояние человека.
Наиболее эффективным способом заставить человека разомкнуть руки является предложение взять любой предмет, при взятии которого человек протянет руки вперед. Так он примет более открытое положение, и его состояние может измениться.
Но в ситуации, когда человек не только скрещивает руки на груди, но сжимает пальцы в кулак, это знак его враждебности и наступательной позиции. А если кисти скрещенных рук находятся на плечевой части руки, то это сигнализирует о том, что человек сдерживает негативные ощущения.
Скрещивание ног
Закидывание ноги на ногу может обозначать взволнованное состояние, сдержанную или защитную позицию. Когда кладут ногу на ногу с образованием угла, это показывает, что наблюдается соперничество и противоречие. Эта поза популярна у мужчин, которые имеют бойцовский характер. Человек, имеющий быструю реакцию, очень трудно изменяющий свою точку зрения в споре, чаще сидит, положив ногу на ногу и обхватывая ногу руками. Это значит, что перед вами твердый, упрямый человек, который требует к себе особый подход для нахождения общего языка.
Курение
Курение сигареты – это способ, с помощью которого подавляется внутреннее напряжение, которое позволяет тянуть время перед принятием решения. При этом, люди постукивают, помахивают сигаретой, что указывает на то, что человек испытывает напряжение. Если человек часто сбрасывает пепел с конца сигареты, то у него имеется высокое внутреннее напряжение и, возможно, его нужно успокоить. Когда курильщик зажигает сигарету, но сразу же гасит её, ещё не докурив до своей обычной длины, это сигнализирует о его желании закончить разговор.
Таким образом, кратко проанализированные особенности невербальной коммуникации говорят о том, что они занимают важное значение в процессе общения. Вместе с вербальной системой коммуникации с помощью них происходит обмен информацией, которая нужна людям для организации совместной деятельности и других форм взаимодействия.
Основные выводы
Коммуникация представляет собой обмен информацией между людьми, главная цель которого представлена выработкой общего смысла, общей точки зрения и согласия в различных ситуациях или проблемах.
Коммуникативные барьеры являются психологическими препятствиями на пути правильной передачи информации от одного партнера по общению к другому. Коммуникативные барьеры бывают трёх типов: понимания, социально-культурного различия и отношения.
Вербальной коммуникации свойственно использовать в качестве знаковой системы человеческую речь, которая является самым универсальным средством коммуникации. С помощью речи кодируется и декодируется информация. Незаменимый инструмент этого процесса – обратная связь, которая представлена сообщениями, посылающимися человеком в ответ на сообщения другого.
Обратная связь бывает:
- безоценочная, когда уточняется информация с целью получить дополнительные сведения;
- негативная, которая содержит критику или корректировку;
- позитивная, которая содержит одобрение или поддержку.
Психологической сущностью процесса обратной связи является необходимость людей выработать общую знаковую систему и одинаковое понимание обсуждаемых вопросов во время общения.
Совокупность определенных мер, которые направлены на повышение эффективности речевого воздействия, называется убеждающей коммуникацией.
Речевая деятельность является деятельностью общения между людьми с помощью языка и речи. По степени направленности выделяется внешняя и внутренняя речь. Внутренняя речь происходит беззвучно, как скрытое мышление в словесной форме, мышление про себя и для себя. Внешняя устная речь делится на монологическую и диалогическую.
Невербальным общением называется такой вид общения, при котором используются пара-лингвистические средства передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы). Основными видами невербального общения являются визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные.
Источник