Конспект урока по русскому языку «Обозначение звуков буквами.».
урока по русскому языку в 1 «Д» классе
учителя начальных классов
Кустовой Екатерины Сергеевны
Тема: Обозначение звуков буквами.
Цели урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов .
-выявить степень усвоения ЗУН о связи слов в предложении, сформированных на предыдущих уроках через повторение правил, упражнения в составлении предложений
-уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
3. Метапредметные: межпредметные понятия, УУД.
-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Универсальные учебные действия:
1. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
2. Проговаривать алгоритм действий на уроке;
3.Работать по коллективно составленному плану в парах и группах;
4. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии
— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Приветствие, проверка готовности. Ребята, какой у нас сейчас урок? /Урок русского языка/
-Для чего нам нужно изучать русский язык? /Чтобы быть грамотными людьми/
Приветствие, проверка готовности.
2. Актуализация знаний и способов действий.
1)Проверка дом. задания
2)Определение темы урока.
3) Минутка чистописания. 4) Словарно- орфографическая работа.
Решение проблемы
-Грамотный человек должен уметь красиво и правильно писать. Чтобы продолжить обучение нам нужны тетради.
-Я тетрадь свою открою / Открывают тетради /
И наклонно положу. / Кладут наклонно /
Я, друзья, от вас не скрою — / Берут ручки /
Ручку я вот так держу./ Ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку/
Сяду прямо, не согнусь /Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/
За работу я возьмусь. /Пишут число, классная работа/
— Весной тает снег, превращаясь в воду, вода течёт к рекам, разливаясь и затапливая ближайшие земли. Это природное явление называется половодье, паводок. /Показ на экране/
-Вода течёт волнами. На минутку чистописания к нам волна заглянула.
-На какую букву начинаются слова паводок. половодье? /На п/ Запишите эти слова красиво к себе в тетрадь. /Слова напечатаны, учитель пишет письменными буквами на доске/
— Это время очень опасно для жизни. Каждый год во время паводка гибнут люди. Вода закрывает низины, углубления. Мы не видим место куда можно встать, поэтому можно утонуть. Лёд слабый, на него нельзя выходить. Гулять можно только около дома, на возвышенности.
3.Организация самостоятельной работы.
Самоопределение к деятельности.
-Весна. Мы выходим на улицу и звуки весны окружают нас повсюду: журчат ручьи, поют птицы, кричат ребятишки, пуская кораблики. Все рады солнцу и весне. И так хорошо становится. /Звучат в записи звуки весны/
— На какие две группы можно разделить окружающие нас звуки? /Речевые и неречевые/
— Мы не буквы, мы — звуки речи
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы — звуки речи
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласной — прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
— Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
— Сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебники на с.45. Прочитайте тему урока. /Звуки и буквы/
— Чему мы будем учиться при изучении этой темы? /Читают на с.45/
Учитель читает сведения на с.47 в рубрике «Обрати внимание!»
4. Динамическая пауза.
Выполнение динамич. паузы
5. Продолжение работы по теме урока.
Работа по теме урока.
— А теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках и буквах.
-Жили-были в одной волшебной стране звуки.
Учитель выставляет на доску карточку со словом “ЗВУКИ».
— Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали . /гласными/.
— Эти звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. Следите за указкой, вдохнули . /Учитель показывает на ленте букв различные чередования звуков, а дети поют./
— Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом. И назывались они. /согласными/.
— Верно. Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому жителю одежду. Стоило её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.
— Ребята, а чем отличаются звуки от букв? /Ответы детей/
Работа с учебником. Упражнение №53 с.33
Звуки мы слышим и произносим.
— На прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками дружит ударение?
-Благодаря этой дружбе какими становятся гласные?
Учитель выставляет на доску карточки со словами “УДАРНЫЕ” и «БЕЗУДАРНЫЕ»
— Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные?
Учитель выставляет на доску карточку со словом «ГЛАСНЫЕ»
-Назовите их. /А, о, и, у, э, ы/
Учитель выставляет на доску карточку со словом «СОГЛАСНЫЕ»
Учитель выставляет на доску карточку со словом “БУКВЫ”.
Источник
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного (А, а – я). (1 класс)
Выбранный для просмотра документ обучение_грамоте.docx
Тема урока: Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного (А, а – я).
Цель урока: формирование представления обучающихся о гласных буквах а — я, как показателе твёрдости или мягкости стоящего впереди согласного.
— познакомить обучающихся с буквой я и её «работой» – обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;
— учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами а–я.
— развивать способность запоминания орфографического облика слов, операций анализа и синтеза мышления, связной речи и познавательного интереса;
— создать условия для активизации отработки правильности произношения.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Вид урока: формирование умений и знаний.
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая , парная.
Методы обучения: словесный, практический, проблемно-поисковый.
Оборудование: касса букв, схема звуков; карточки со словами: няня, Ляля, Тася; карточки с текстами; предметные картинки: мак.; мяч; компьютер, мультимедиа. Мячики красного и жёлтого цвета.
Планируемые результаты образования:
Личностные: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы; логические – осмысленно читают текст; анализируют, делают выводы и умозаключения.
Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
— знать, что перед гласными буквами ы, а, э, о, у — согласные читают твёрдо, перед гласными и, я — согласные читают мягко;
— применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами а–я;
— анализировать звуковой состав слов, выделять гласные звуки, характеризовать предыдущий согласный;
— читать и разыгрывать диалоги.
Планируемые результаты (личностные, матапредметные, предметные)
Содержание деятельности педагога
Содержание деятельности обучающихся
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к познавательной деятельности.
Эмоциональный и психологический настрой обучающихся на урок.
Как хорошо все буквы знать,
Нам надо в гости их позвать.
Ну, все – пора, начнем урок.
Ведь знаем мы, есть в буквах толк.
Слушают учителя и эмоционально и психологически настраиваются на урок.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы; логические – анализируют, делают выводы и умозаключения.
Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Вижу буквы «ы, а, э, о, у» — перед ними буквы согласных читаю твёрдо.
Вижу букву «и» — перед ней буквы согласных читаю мягко;
объясняют значение слов: выл – вил,
На слайде запись:
(первые буквы согласных закрыты)
— Решите: в каком слове первый согласный звук должен быть мягким, а в каком – твёрдым?
— Докажите своё решение.
— Проверьте себя, прочитав слова.
— Объясните, что значат эти слова.
— Повторите известное правило чтения:
Дети слушают задание и отвечают на вопросы.
Высказывают решение: в первом — твёрдый, а во втором – мягкий.
Доказывют: его подсказывают буквы гласных.
Читают слова на слайде 1:
Объясняют значение слов.
Вижу буквы «ы, а, э, о, у» — перед ними буквы согласных читаю твёрдо.
Вижу букву «и» — перед ней буквы согласных читаю мягко.
Презентация. Слайд 1
Цель: визуальная информация для выполнения учебной задачи.
Формули-ровка темы и цели урока.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы; логические – анализируют, делают выводы и умозаключения.
Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию.
— анализировать звуковой состав слов, выделять гласные звуки, характеризовать предыдущий согласный.
— Я задумала ещё два слова, но сначала надо составить их звуковые схемы. Слова эти мак и мяч .
— Подставьте под значками звуков слова мак буквы: мак.
— Теперь обозначим буквами звуки второго слова.
— Дальше я буду обозначать звуки буквами, а вы следите, получается ли задуманное слово.
(Учитель ставит на место второго звука. Как и в первом слове букву а )
— Слово мяч не получается. Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну букв нашего языка.
— Проговорим хором слова. Какие же звуки стоят в начале этих слов?
— Как вы думаете, в слове мяч нужна буква «а» или другая буква?
— Да, это та буква, с которой ещё не встречались — буква я (показать)
(Убирается буква а из слова и ставится буква я )
Физ. минутка «Аист»
Составляют звуковые схемы слов: мак, мяч (на доске и в тетрадях).
Составляют и комментируют:
«Звук . обозначаю буквой …» (один ученик у доски, остальные в тетрадях).
Один ученик обозначает первый звук буквой м .
Наблюдают получается ли слово.
Хоровое проговаривание слов: мак, мяч и выделение первых звуков.
— в слове мяч для обозначения звука [а] после мягкого согласного нужна другая буква.
Предметные картинки: мак, мяч.
У детей блокнотики и карандаши.
Карточка с буквой «я».
Знакомство с новой буквой.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.
Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы; логические – анализируют, делают выводы и умозаключения.
— знать, что перед гласными буквами ы, а, э, о, у — согласные читают твёрдо, перед гласными и, я — согласные читают мягко;
— применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами а–я;
— анализировать звуковой состав слов, выделять гласные звуки, характеризовать предыдущий согласный;
1)Рассматривание буквы « я»
— Рассмотрите букву «я», назовите её (маленькую и большую).
— С большой буквой мы встретимся позже на страницах букваря.
— Чем по своей работе буква «я» похожа на букву «а»?
— А чем отличается?
2) Правило чтения слов с буквой «я».
— Внесём новую букву в схему, помогающую правильно читать.
— Закончите звуковую схему слова утята и выберите буквы для него.
— Какие гласные звуки слышим во 2 и 3 слогах?
— Какие буквы пишем?
Рассматривают букву «я», находят в азбуке, проговаривают название буквы.
Сравнивают: она обозначает тот же гласный звук а], но буква «а» указывает на твёрдость согласного, а буква «я» — на мягкость.
Вижу буквы «ы, а, э, о, у» — перед ними буквы согласных читаю твёрдо.
Вижу букву «и. я» — перед ней буквы согласных читаю мягко.
Работа в паре у доски. Один составляет звуковую схему, другой составляет слово утята .
Источник