Овладение новыми знаниями способами приемами

Доклад на школьное МО по теме : Формирование у обучающихся потребности в овладении новыми знаниями

муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Белогорская средняя школа №3»

г. белогорскА республикИ крым

Формирование у обучающихся потребности

в овладении новыми знаниями

(из опыта работы)

Учитель русского языка и литературы

Огромная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитии и формировании личности раскрывается, в сущности, и закономерностях воспитания. Это в полной мере относится и к обучению. Овладение изучаемым материалом и умственное развитие обучающихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Еще А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования».
Несколько в иной форме эту же мысль выражал известный психолог и педагог Л.В. Занков: «Всестороннее развитие, духовное богатство не может быть достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству».
Но когда же обучающийся сам тянется к знаниям, к науке, к искусству? Тогда, когда он переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овладению изучаемым, материалом. В этом отношении весьма глубокий смысл имеют слова выдающегося французского физика Паскаля: ученик – это не сосуд, которым нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
Как же нужно формировать у обучающихся потребность в учении и интерес к овладению знаниями?
На формирование у обучающихся потребности в учении и интереса к овладению знаниями оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов. Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они возбуждают у обучающихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулируют их стремление (активность) к овладению знаниями. Известный дидакт М.А. Данилов утверждал, что переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием является движущей силой, учения, познавательной активности обучающихся.
Но как же приводить в действие эту движущую силу? Как формировать у обучающихся потребность в учении?
Весьма действенным фактором в этом отношении является личность учителя, его эрудиция (от лат. eruditio – ученость, образованность) и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет наукой, в процессе обучения он оперирует интересными деталями и фактами, поражает обучающихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и обучающиеся переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что и стимулирует их к более активному учению.
Формированию потребности в учении способствует доброжелательное отношение учителя к обучающимся, основанное на уважении и требовательности к ним. Уважение учителя способствует укреплению у обучающихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что, естественно, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внутреннее противоречие) и вызывает стремление к их преодолению. Если же между учителем и обучающимися складываются негативные отношения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних.
Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально используемые для этого методические приемы обучения: на своих уроках я использую наглядные пособий, ИКТ, в процессе изложения нового материала привожу яркие примеры и факты, создаю проблемные ситуации, возбуждающие у обучающихся внутренние противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения. Очень важно умение учителя вызвать удивление по отношению к изобретательности и могуществу человеческого разума, поэтому во время урока использую афоризмы известных ученых и писателей. Домашнее задание задаю часто по группам с самостоятельным поиском учебного материала.
Существенное влияние на формирование потребности в овладении знаниями оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность обучающихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении. Каждый обучающийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, то у обучающихся крепнет уверенность в своих силах, и они учатся с еще большей охотой. В тех же случаях, когда ученик начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. В этом смысле не теряет своей педагогической актуальности мысль Я.А. Коменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.

Читайте также:  Три способа увеличения прибыли фирмы

Из собственной практики заметила, что даже совместные праздники, экскурсии, организованные в классе, стимулируют познавательную активность обучающихся, способствуют улучшению микроклимата в классном коллективе. Ребята всегда помогают друг другу выполнить домашнее задание, составить карточки по трудным темам, подготовить сообщение к уроку.
Следовательно, нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, нарушает порядок и дисциплину на уроках, не проявляет должной внимательности и активности при изложении нового материала учителем, а иногда и демонстративно мешает учиться другим. В таких ситуациях иные учителя обычно говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении. Если исходить из последней оценки, тогда такой ученик нуждается не в проработках, упреках и нотациях, а в оказании ему помощи в преодолении трудностей, в применении более искусных приемов формирования у него потребности в учении, развитии интереса к овладению знаниями.

В настоящее время в развитии образования наблюдается тенденция, направленная на раскрытие личностного потенциала ребенка, его самореализацию. Главная цель современной школы: формирование личности, способной к конкуренции. Выпускник школы должен иметь внутреннюю мотивацию и стремление к знаниям. Это необходимые условия для успешного продолжения обучения на дальнейших ступенях образования .Основными условиями эффективной деятельности познания и активного усвоения, учащимися содержания образования является учебная мотивация. В ходе анализа научной литературы по педагогике и психологии (Занюк С., Кикнадзе Д., Леонтьев А., Маркова А. и др.) было отмечено, что мотивация учения – это комплекс мотивов учения, которые выражают отношение личности к познавательной деятельности и влияют на продуктивность функционирования ее когнитивных процессов. Во многих научных работах описаны уровни, виды, особенности мотивов и мотивации обучения личности. Умелое сочетание разных методов и средств, которые использует учитель, способствует развитию учебной мотивации учащихся.

Учитель должен уметь правильно сопоставлять между собой функции, которые выполняет та или иная группа методов, содержание изучаемой темы, способности учащихся в освоении материала с тем, чтобы отобрать те способы и средства обучения, которые могут способствовать формированию учебной мотивации и достигнуть поставленных целей . В научных рассуждениях мотивация является одной из базовых проблем, к исследованию которой приступили как зарубежной, так и в отечественной педагогике. Со стороны педагогики особенно актуальным 5 является начальный этап школьного образования, в котором заложены все его основы. Начальная ступень обучения должна обеспечивать помощь учащимся в развитии их возможностей, осуществлении способностей и интересов детей, выработке нравственных взглядов, а также формировать условия, способствующие развитию творческого независимого мышления для обучения учеников с разными возможностями, научить приемам коллективной деятельности, стимулировать самовыражение и уверенность учащихся в себе.

На теоретическом уровне проблема состоит в том, что, с одной стороны, вопросам учебной мотивации, проблеме ее формирования и развития было посвящено значительное количество исследований, в которых установлены педагогические условия формирования учебной мотивации, а с другой стороны, недостаточно раскрыт методический аспект реализации выделенных и описанных педагогических условий с учетом современной ситуации, характеризующейся снижением мотивации учения даже у младших школьников. Проблема на практическом уровне заключается в необходимости учитывать индивидуальные и возрастные особенности обучающихся при создании условий для формирования у них мотивации учебной деятельности.

Решение указанных проблем требует уточнения педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников и их конкретизации на методическом уровне с учетом конкретных условий обучения. В соответствии с выделенным противоречием и проблемой была определена цель исследования – теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников, разработать модель педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников и проверить ее эффективность на практике.

Источник

Использование методов и приёмов проблемного обучения на уроке «открытия» новых знаний в логике системно-деятельностного подхода

Классы: 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10

Ключевые слова: системно-деятельностный подход , проблемное обучение , приёмы создания проблемной ситуации

Мышление начинается с проблемной ситуации.
С.Л.Рубинштейн

В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

В Стандарте сформулированы личностные характеристики выпускника школы:

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

Исходя из выше сказанного, как мне кажется, изменения в педагогической деятельности в связи с необходимостью реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы необходимо начать, а быстрее всего продолжить, с формирования нового взгляда на деятельность учителя и ученика на уроке. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Ученик должен стать «субъектом собственной учебной деятельности»: ставить цели, решать задачи, достигать результатов, т.е. учащийся – субъект УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.[3]

Читайте также:  Способ приготовления не как классический

Наиболее актуальной для реализации всего выше сказанного является технология проблемного обучения. Наиболее полно сущность проблемного обучения охарактеризовал В.П.Кудрявцев: «… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций». [1]

Методически грамотно организованные учителем на уроке проблемные ситуации дают возможность учить детей учиться.

Технология проблемного обучения позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия новых знаний. А именно данный вид стоит на первом месте в классификации уроков деятельностной направленности по целеполаганию:

1. Уроки «открытия» нового знания.

2. Уроки рефлексии.

3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности).

4. Уроки развивающего контроля.

Для реализации деятельностного подхода с использованием методов и приёмов проблемного обучения в структуре урока открытия новых знаний выделено два этапа. Каждый из них также имеет свою структуру, хотя сразу обратим внимание, что она подвижна: учитель может исключить или переставить пункты по своему усмотрению.[4]

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

III Проблемное объяснение нового знания

1) Зафиксировать причину затруднения.
2) Сформулировать и согласовать цели урока.
3) Организовать уточнение и согласование темы урока.
4) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
5) Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.
6) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.
7) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

На этапе актуализации знаний задача учителя – психологически подготовить ребят к восприятию нового материала и так построить работу, чтобы они вначале восстановили в памяти все ранее изученное по данному вопросу и только на этой основе получали бы новые знания. При этом основное внимание следует уделять не эмоциональному настрою учащихся, а мобилизации их усилий на познавательный поиск, на преодоление созданной учителем ситуации затруднения, показать недостаточность имеющихся у них для этого знаний.

Усвоение нового материала будет протекать успешно, если теми или иными специальными приемами заставить мысль ученика работать в строго определенном направлении. Для этого надо так подготовить учащихся к усвоению нового материала и так организовать его подачу, чтобы получение этих знаний стало практической необходимостью для каждого ученика.

С учебной проблемой можно работать двумя основными методами.

Первый метод – побуждающий от проблемной ситуации диалог, который побуждает к осознанию противоречия, затруднения, к выдвижению гипотез, нахождению правильного решения.

Второй – подводящий от проблемной ситуации к теме и решению затруднения диалог. [2]

Для применения одного из методов необходимо создать проблемную ситуацию. Я раскрою лишь некоторые из приёмов её создания.

1. Ситуация с «затруднением»: приём основан на противоречии между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без нового материала.

Например, учитель предлагает учащимся орфографическую задачу (это может быть или текст, в котором встречаются случаи написания НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на — О (-Е), или подобранные учителем словосочетания):

(Не)ряшливый вид, (не)настная ночь, затяжное (не)настье, (не)брежно бросил, говорил (не)правду, (не)глубокое озеро, скользила (не)подвижно; (не)глубокий, а мелкий ручей; сказал (не)правду, а ложь; говорил (не)громко, а тихо; книга вовсе (не)интересная; смотрел ничуть (не)радостно.

Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

— Всё ли задание смогли выполнить? Почему?

— В чём возникли затруднения? (Учащиеся отмечают, что смогли раскрыть скобки только в словосочетаниях, в которых НЕ с прилагательными и существительными, потому что знают данное правило).

— Что объединяет оставшуюся группу слов? (Это наречия, оканчивающиеся на – О и – Е)

— Сформулируйте тему нашего урока. (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на — О (-Е)).

2. Столкновение. Приём основан на предъявлении разных точек зрения по одному вопросу, противоречивых фактов. Неоднозначность содержания и формы литературы или ряда теоретических вопросов по русскому языку создают возможность для полемики как метода разрешения проблем, встающих перед учащимися.

Например, Образ Катерины Кабановой – главной героини пьесы А.Н.Островского «Гроза» — до сих пор вызывает множество споров и противоречивых мнений:

1) Писарев: «Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».

2) Добролюбов: «Конец пьесы нам кажется отрадным; в нем дан страшный вызов самодурной силе», «решительная натура», «луч света в темном царстве».

3.Мотивирующее пятно или «яркое пятно», интригующий материал в начале урока.

На уроке литературе прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием – “яркое пятно” (ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников).

Например, знакомство с личностью А.С.Грибоедова можно начать с отрывка из «Путешествия в Арзрум» А.С.Пушкина: «Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. — Откуда вы? — спросил я их. — Из Тегерана. — Что вы везете? — Грибоеда. Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис». Учащиеся заинтригованы, поэтому сразу возникает много любопытных вопросов. Затем можно включить вальс Грибоедова, тем самым усилить любопытство, заинтересовать судьбой писателя.

4. Домысливание. Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и предложить тему урока, высказав гипотезы.

Например, на уроке русского языка можно предложить тему «Наречие – это … часть речи». Выстраивается ряд определений: самостоятельная, служебная, изменяемая, неизменяемая, склоняемая и др. В ходе исследований делается правильный вывод.

5. Загадка. Например. Попробуйте отгадать, что такое спатифиллум. Если вы не отгадали, то проанализируйте следующие слова, с которыми это существительное может образовывать словосочетания. В результате мини-исследования сделайте вывод. Определите, в тексте какой рубрики этот вывод сформулирован «Теоретические сведения» или «Обратите внимание».

6. Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде проблемного вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество гипотез. Руководить процессом отбора может сам учитель либо выбранный ученик, в этом случае учитель может лишь высказывать своё мнение и направлять деятельность. Проблемный вопрос может быть предложен учителем в готовом виде, но его могут сформулировать и обучающиеся.

Например, в начале работы над романом Гончарова «Обломов» учащиеся делятся впечатлениями о герое. Красной нитью проходит мысль, переходящая в вопрос: «Почему Обломов целый день лежит на диване?» Ученики анализируют свой жизненный опыт, но не находят причин, связывающих их опыт с поведением героя. Так возникает одна из главных проблем романа.

7. Работа c понятием, термином. Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока, необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее от значения слова определяем задачу урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ.

Например, перед учащимися 10 класса появляется термин «Импрессионизм», а домашним заданием было познакомиться со стихами А.А.Фета. Работая с лексическим значением слова, учащиеся в итоге формулируют главную особенность поэзии Фета.

8. Задачи. Предлагаются разные виды заданий:

  • с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку);
  • с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к . );
  • с заведомыми ошибками и т.п.

9. Группировка. Ряд слов предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему они имеют такие признаки?» будет задачей урока. Например, тему урока «Мягкий знак в именах существительных после шипящих» можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.

К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.

1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.

2. Посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить, придётся затратить слишком много времени или решать её самому учителю, а то и другое не даст должного эффекта.

3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.
4. Естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, то, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.

Литература

1) Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.

2) Москвичёва Е.А. Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся.- [Электронный ресурс] Режим доступа: https://urok.1sept.ru/authors/103-956-635.

3) Сухов В.П. Инновационное обучение в школе — системно-деятельностный подход. —

Источник

Читайте также:  Что такое способы выражения советов
Оцените статью
Разные способы
II Актуализация знаний